Паспорт лэпбука
Основное направление:
экологическое воспитание.
Целевая аудитория:
дети старшего дошкольного возраста.
Тема:"Берегите лес"
Актуальность темы:
"Много леса- береги, мало леса - не руби, а нет леса- посади"- так говорили наши предки,когда леса, рощи и дубравы ещё не знали современной технической мощи и неуёмной человеческой алчности.Сегодня же проблема уничтожения леса приобрела глобальные масштабы .Согласно статистике по вырубке лесов,в год по всему миру вырубается порядка 200 тысяч квадратных километров лесов.В среднем за одну минуту на планете уничтожается около 20 га лесонасаждений.Человек вырубает лес, как правило, с целью наживы, даже не задумываясь о страшных последствиях:
- Вместе с лесом исчезают многие виды флоры и фауны,на планете снижается видовое разнообразие.
- Возникают почвенные эрозии,которые приводят к образованию пустынь.
- В местах с высоким уровнем грунтовых вод начинается заболачивание.
- В составе атмосферы начинает возрастать количество диоксида углерода,что неизбежно ведёт к изменению климата.
К тому же, надо учесть,что в последние 25 лет неуклонно растут площади лесных пожаров - страшная беда для всех обитателей леса.Конечно,вероятнее всего лес на пожарище восстановится: через 30 лет вырастут берёзы, ещё 50 уйдёт на восстановление соснового леса.Но его состав может быть уже другим,а,впрочем, мы с вами этого уже не увидим...
Но что же является причиной такого бездумного,безответсвенного отношения к самому ценному сокровищу,дарованному нам? Я думаю,это недостаточное экологическое образование и,что ещё важнее,отсутствие экологического воспитания большинства людей. И те, кто оставляет мусор и незатушенный после пикника костёр в лесу, и те чиновники,которые подписывают различные распоряжения не в пользу сохранения леса, а в пользу личной выгоды - все они ,по- моему, не были в своё время научены по- настоящему любить и уважать природу, им не было привито на подсознательном уровне стремление ни чем не навредить ей.Ведь сберегая лес,а не нажитое имущество мы на самом деле обеспечиваем жизнь и себе, и идущим за нами.
Цель методической разработки лэпбук "Берегите лес" -
способствовать развитию познавательного интереса,направленного на самостоятельное изучение особенностей экосистемы "Лес" и систематизировать полученные знания;
воспитывать любовь к родному лесу, отзывчивость к его проблемам.
СОДЕРЖАНИЕ
Страница1 "Дендрариум"
Методический материал:
Карточки на липучках "Деревья и листья".
Использование:
Дид.игра "Найди пару"
Игровое задание:
Соединить карточку с веточкой с карточкой с изображением соответсвующего дерева.
Задачи:
закреплять умение детей правильно называть деревья и узнавать их по листьям и плодам.
Вращающиеся круги "Чей листок?"
Задание:
Нужно найти знакомое дерево и его листок,а затем совместить их между собой вращением дисков.Затем следует рассмотреть все получившиеся пары картинок внимательно и попробовать назвать остальные деревья.
(Этот вариант игры предусмотрен для самостоятельной познавательно- исследовательской деятельности детей. )
Сказочные персонажи дендрарики,вырезанные из ламинированной фотобумаги (с липучками)
Использование:
В качестве персонажей для создания игровой мотивации в квест игре.
С карточками "Деревья" можно провести дид. игру "Соедини дерево с его охранителем"
Постановка игрового задания:
"У каждого дендрарика есть своё родное дерево,под которым он когда то появился на свет,и которое он призван оберегать и охранять.Вы знаете,от кого и от чего нужно охранять деревья?В именах дендрариков спрятаны названия их родных деревьев."Педагог раздаёт играющим изображения дендрариков,называет имя каждого(Дубаша,Кленовик,Рябинчик,Еля,Сосеня,Березун,Ольховик и Осинник)и предлагает детям поочереди поместить охранителя к своему дереву на страницу лэпбука.
Задачи:
-закрепление умения узнавать и называть деревья;
- развитие фонетического слуха,умения выделять однокоренные слова;
- формирование представления о том,что деревья нуждаются в защите и охране.
Примечание
В ходе квест игры задания детям предлагаются от имени одного из дендрариков.Например:"Еля придумал для вас ещё одно задание" или "Дубаша хочет узнать,сможете ли вы..." и т.д.А игроки (или игрок)награждаются фрагментом экологического пазла "Берегите лес.Это наш дом"со страницы 7.Когда же все задания будут выполнены,детям(ребенку) предлагается собрать картинку плакат, "в котором зашифровано важное послание от обитателей леса".А в качестве подарка "от дендрариков" можно использовать раскраски "Растения леса" и "Животные леса"(прилагаются к лэпбуку).
Страница2 "Этажи леса"
Методический материал -
Игровое поле с изображением леса, условно разделённого на ярусы:
"мхи,лишайники","грибы","трава","кустарники","деревья";
конверты с фотокарточками различных растений,представителей соответствующих групп и, дополнительно, несколько карточек для игры "Чего в лесу не встретишь?"
Использование:
Дид.игра "Найди место"
Игровое задание:
играющим предлагается набор карточек(произвольно или дифференцированно подобранных) и даётся задание: "Рассмотрите внимательно карточки и найдите каждому растению место в общем многоэтажном доме под названием лес"
Задачи:
- формирование представления о том,что экосистема "Лес" представляет собой сложный,многоярусный организм, в котором каждое растение занимает своё место;
- способствовать развитию интереса к миру растений, формировать представление о его многообразии;
- развивать навыки элементарной классификации растений по видовому признаку (дерево,кустарник,трава,гриб,мох).
Примечания
1. Добавив в предложенный ребёнку набор картинок овощи,экзотические деревья,кораллы и т.д.можно дополнительно предложить:"Найди то,чего в лесу нет" или"Найди лишнюю картинку".
2. Ещё вариант: "Найди ошибку",когда педагог сам раскладывает карточки по кармашкам-этажам и намеренно при этом "ошибается".
3. Во избежании повтора карточки для верхнего яруса "Деревья" представляют не разные виды деревьев,а изображения русского леса в разные времена года для решения таких задач как
- дать детям представление о том,как меняется наш лес в разное время года,и как он всегда по- разному прекрасен;
- развивать художественно- эстетическое восприятие окружающего мира;
- закреплять причинно-следственные связи.(Фотографии леса в разное время года использованы и как фон (обои) на других страницах лэпбука.)
Методический материал
Конверты "Насекомые","Птицы"и остальные "Животные"с фотоизображениями различных животных в естественных условиях
Использование:
Дид.игра "Кто где прячется?"
Игровое задание:
Ребёнку (или группе детей)раздаются карточки и предлагается разместить их на игровом поле "Этажи леса": "Это кто на твоей картинке? Как ты думаешь,где он(она)может прятаться в лесу?"
Задачи:
- формировать представление детей о том,что если мы не видим в лесу животных,это не значит,что их там нет- животные хорошо умеют прятаться от человека.Находясь в лесу,необходимо помнить,что мы не одни,что мы в гостях;
Дид.игра "Разложи по конвертам правильно"
Игровое задание:
Перед ребёнком на столе разложены карточки.Педагог предлагает:"Все карточки перепутались.Помоги мне,пожалуйста,сложи всех насекомых в один конверт,птиц -в другой,а остальных животных - в третий"
Задачи:
- формирование навыков элементарной классификации животных по видовым признакам;
- развитие внимания,логического мышления.
Страница 3 "Чей дом?"
Методический материал-
Окошки (крышки от влажных салфеток)с фотоизображением различных жилищ животных:дупло маленькое и дупло большое, осиное гнездо, хатка бобра,гнездо на дереве и гнездо в траве, муравейник, берлога,логово,нора и норка.Окошки легко открываются и закреплены на игровом поле,изображающем лес с деревьями крупным планом и маленькой речкой.
Так же нам понадобятся карточки со страницы 2 "Животные","Птицы","Насекомые".
Использование:
Дид.игра "Чей дом?"
Игровая задача:
"Мы уже знаем, что лес- это общий дом для всех его обитателей.Но в этом общем доме у всех животных есть свои маленькие домики.Они очень разные.Рассмотрите их внимательно.Я предлагаю назвать один из домиков и попробовать догадаться,чей он.".("Медвежья берлога","беличье дупло" и т.д.)Затем ребёнок может открыть крышку и проверить себя(внутри каждого окошка предварительно помещена карточка с изображением хозяина)
Дид.игра "Охотники идут!"
Игровая задача:
"Хорошо зверюшкам в лесу летним днём.Птицы щебечут,дятел стучит, трудится- каждый своим делом занят.(Педагог раскладывает карточки с изображением животных перед ребёнком на столе или раздаёт по одной играющим).Вдруг послышались выстрелы.Это охотники идут!Прячьтесь по домам!"(Ребёнку нужно найти домик для своего подопечного и спрятать его от охотников.Причём откроется он только если ребёнок правильно его назовёт.)
Задачи:
- закреплять представления детей о жилищах обитателей леса, умение узнавать и правильно называть их;
- развивать познавательный интерес к миру животных;
- воспитывать бережное отношение к природе,желание оградить лесных жителей от опасности.
Страница 4 "Взаимосвязи и приспособленность"
Методический материал:
Большая иллюстрация( с 3д липучками) с изображением ели;
карточки со страницы 2(на липучках);
конверт с иллюстрациями- подсказками "Правильный выбор"
Использование
Дид.игра "Кому нужна ёлочка"
Игровое задание
Ребёнку (группе детей) выдаётся набор карточек с животными и растениями(можно вложить и домашних животных и экзотические или огородные растения) и предлагается расположить на поле с ёлочкой тех,кому она как то помогает, и объяснить свой выбор.
Вариант "Кому без ёлочки плохо?"
Игровое задание:
Педагог, рассказывает:"Мальчик Андрей на Новый год очень хотел живую ёлку.Папа пошёл в лес и срубил самую красивую густую,пушистую и ароматную ёлочку.Посмотрите,ребята,кому теперь будет очень плохо без ёлочки в лесу и расскажите, почему?"Дети поочерёдно снимают карточки с поля "Ель" и объясняют,почему тому или иному животному будет плохо без ёлочки.
Затем педагог предлагает придумать,как папа с Андреем должны поступить,чтобы не навредить лесу.В помощь ребятам будут иллюстрации- -подсказки из конверта "Правильный выбор"
Задачи
-формировать представление о связи растений и животных;
- прививать экологическую культуру, стремление не навредить природе из-за собственных прихотей;
Дид.игра "Пищевая цепочка"
Игровое задание:
Перед детьми на столе разложены карточки со страницы 2.Каждому ребёнку предлагается одна карточка(растение или животное).Педагог рассказывает:
"В нашем лесу и животные, и растения очень нужны друг другу.Кто то дружит между собой,а кто то для кого то самый опасный враг.И всё равно каждый просто необходим для порядка в лесу.Сложите,начиная от заданного растения,
цепочку из карточек по признаку "Кто что (или кого)ест?""
Можно предложить ребёнку забрать одну карточку из "цепочки"и рассказать,что произойдёт.
Задачи:
- формировать представление детей о взаимосвязи всего живого в природе, о том,что каждый объект природы имеет огромное значение для существования всей экосистемы;
- воспитывать бережное отношение ко всем объектам природы.
Методический материал
Конверт с
двойными карточками с изображением животного и его части, с помощью которой оно приспосабливается к условиям обитания,скреплённые между собой декоративными скрепками
Использование
Дид.игра "Узнай по части"
Игровое задание:
Ребёнку предлагается двойная карточка,на верхней части которой изображена часть животного(в виде фрагмента фотографии),а на нижней- её обладатель.Не снимая скрепку,нужно отгадать,что это за животное,а затем объяснить,как эта часть тела его выручает.
Задачи:
- формировать представление о приспособленности животных к условиям обитания;
- прививать чувства восхищения и уважения к "разумности" и "предусмотрительности" природы,создавшей такой интересный и сложный мир.
Методический материал
Книжки- малышки "Наш герой",в которых собран иллюстативный материал,посвящённый какому - нибудь обитателю леса.( Здесь очень пригодилась помощь родителей,которые вместе со своими детьми подбирали интересные,"говорящие"иллюстрации).Этот материал заменяемый.Книжки можно менять в лэпбуке каждый день,либо раз в неделю.Дети в течении этого времени рассматривают книжку,а в конце дня(недели) можно провести минивикторину, где они смогут продемонстрировать САМОСТОЯТЕЛЬНО полученные знания.
(Книжки прилагаются к лэпбуку)
Задачи
- создать условия для самостоятельной познавательной активности детей;
- расширить кругозор детей новами знаниями об особенностях и повадках обитателей леса;
- воспитывать любовь к животным,бережное и заботливое к ним отношение.
Страница 5
Методический материал
Складной конверт- цветок с карточками "Дары русского леса"
Использование:
С помощью этого конверта ребёнок может самостоятельно ознакомиться с данной темой.Он, наверняка, очень удивится щедрости нашего леса.А потом детей можно спросить,чего бы человек лишился,если бы не стало леса.Я думаю,в результате размышлений дети пришли бы к однозначному выводу.
Задачи:
- предоставить детям условия для самостоятельной познавательной деятельности;
- формировать представление о жизненно важном для человека значении проблемы сохранения леса.
Методический материал-
Конверты с карточками- иллюстрациями "Во вред",где иллюстрируются экологические проблемы леса и "На пользу",в которых можно найти иллюстрацию- ответ, как люди стараются решить или ослабить ту или иную проблему ,что для этого предпринимается человеком.
Использование
Дид.игра "Помоги лесу"
Игровое задание
Перед детьми раскладываются карточки из конверта"На пользу".Каждому играющему выдаётся карточка (либо он выбирает сам) из конверта"Во вред".Ребенок рассматривает карточку,комментирует её содержание и предлагает решение проблемы,выбрав карточку или несколько карточек из разложенных перед ним.
Дид.игра "Поступок и последствия"
Игровое задание:
На столе перед играющими разложены карточки из конверта "Во вред",в которых иллюстрируется безответственное, потребительское отношение человека к лесу.Эти карточки могут быть перевёрнуты.Дети поочереди берут карточку,комментируют изображение и находят другую карточку,на которой иллюстрируется то,что может произойти впоследствии.
Задачи
- формировать представление детей об экологических проблемах леса и о способах их решения;
- воспитывать экологическую культуру, личную ответственность каждого за сохранение леса.
Страница 6 "Поведение в лесу"
Методический материал
Большие картинки сюжетные иллюстрации на тему "Дети в лесу","На пикнике"и т.д.
На игровом поле круглое прозрачное окошко с экологическими знаками.
Использование
Дид.игра "Знаки леса"
Игровое задание:
Ребенку или группе детей дают рассмотреть картинку с сюжетом и предлагают рассказать,какие правила поведения в лесу были нарушены,и подобрать соответствующие экологические знаки.
Задачи:
- закрепить правила поведения в лесу;
- воспитывать бережное,ответсвенное отношение к природе.
Методический материал-
Памятка "Если ты потерялся в лесу"
Использование
Ребёнку предлагается рассмотреть картинку и вспомнить,что нужно делать,если потерялся в лесу.
Задачи:
- закрепить правила безопасного поведения в лесу.