Описание инструментария по экологическому воспитанию детей.
методическая разработка (старшая группа)

Кирова Надежда Николаевна

Материал для работы с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_instrumentariya_sred_gr.docx29.86 КБ

Предварительный просмотр:

Описание инструментария по экологическому воспитанию детей средней группы.

Составила воспитатель МКОУ "Шварцевский  центр образования"

                     Кирова Н.Н.

1. Называет и показывает животных на картине (по 3-4 вида диких и домашних)

Материал:  картины с животными.

Методика: проводится индивидуальная беседа с ребёнком по картине. Ребёнку предлагается узнать,  найти и назвать  животное по  словесному  указанию.

Д/игра"Найди животное".

2. Знает какие животные домашние, какие дикие, называет их.

Материал: предметные картинки с животными.

Методика: индивидуально проводится дидактическая игра на классификацию диких и домашних животных. Д/игра "Отбери правильно".

3. Знает зачем человек держит корову, овцу, лошадь. Как он ухаживает за   ними.

Материал: картинки с изображением животных, сюжетные картинки, показывающие использование данных животных в хозяйстве.

Методика: индивидуальные беседы с детьми о том, какую пользу приносят корова, овца, лошадь; как человек за ними ухаживает.

 Д/игра "Их использование в хозяйстве."

4. Называет и показывает птиц на картинках (З -4 вида). 

Материал: картинки с птицами.  

Методика: проводится индивидуальная беседа по картинкам. Детям предлагается показать и назвать  птиц.  Д/игра "Назови кто это?"

5. Знает, чем птица ест, чем покрыто тело птицы. Что общего  у всех  птиц.

 Материал: картинки с птицами.

Методика: индивидуальные беседы с детьми о строении птицы. Д/игра

"Чем  похожи."

6. Называет и показывает  домашних  птиц. 

Материал: картинки с изображением птиц.

Методика: индивидуальная беседа с ребёнком по картинкам. Ребёнку предлагается показать и назвать птицу.

7. Рассказывает, как выросла птичка.

Материал: карточки с изображением стадий роста птички.

Методика: ребёнку предлагаю рассмотреть карточки и разложить в нужной последовательности, объясняя свой выбор.

8. Называет и показывает рыб,  которые живут в аквариуме.

Материал: картинки с изображением  рыбок.

Методика: ребёнку предлагается найти рыбок, которые живут в аквариуме.

Д/игра "Кто живёт в аквариуме."

9. Называет и показывает  части тела рыбы на картинке.

Методика: ребёнку предлагают рассмотреть картинку и показать у рыбки хвост, плавники, голову, туловище.   Д/игра "Что есть у рыбки?"

10.Рассказывает и показывает, какие деревья  знает. ( 2-3 вида).

Материал: предметные картинки с изображением деревьев.

Методика: ребёнку предлагаю рассмотреть карточки и показать деревья, которые он знает и назвать их.  Д/игра " Знакомимся с деревьями."

11. Называет и показывает  хвойные и лиственные деревья.  

Материал: предметные картинки с изображением деревьев : лиственных и хвойных ( берёза, рябина, тополь, дуб, клён, сосна, ель, лиственница, пихта).

Методика: ребёнку предлагаю показать и назвать лиственные деревья; хвойные деревья.  Д/игра "Отбери правильно."  "Что здесь лишнее?"

12. Узнаёт с какого дерева лист. ( 3-4 вида )

Материал: картинки с изображением деревьев и маленькие картинки  с изображением листочков от деревьев; засушенные листочки от деревьев.

Методика: 1 вариант: предлагаю ребёнку рассмотреть засушенные листочки и сказать с какого  дерева листок. 2 вариант: предлагаю рассмотреть предметные картинки с изображением листьев и найти с какого он дерева.

Д/игра " Скажи с  какого дерева листок."

13. Узнаёт и называет растение по цветку. ( 3-4 вида ).

Материал: фото цветков цветущих комнатных растений ( фиалки, глоксинии,

герани ).

Методика: предлагаю ребёнку рассмотреть фото цветков и сказать от какого они растения.

14. Называет и показывает  овощи, фрукты, ягоды ( 4-5 вида )

Материал: предметные картинки с изображением овощей, фруктов, ягод.

Методика: предлагаю ребёнку показать и назвать овощи, фрукты, ягоды.

Д/игра "Назови какие ты знаешь овощи."

Д/игра "Какие ты знаешь фрукты, ягоды."  Д/игра "узнай по вкусу."

15. Называет и показывает  комнатное растение, которое растёт в нашем  уголке природы.

Материал: комнатные растения уголка природы.

Методика: предлагаю ребёнку рассмотреть комнатные растения , спросить , какие он знает. Как они называются? Д/игра "Узнай по описанию."

16. Определяет, какие растения надо полить.

Материал: растения уголка природы.

Методика: у ребёнка спросить: как узнать, что растение надо поливать.

Предложить потрогать землю в горшочках на ощупь. Она сухая и серая.

Опыт "Какое растение надо полить?"

17. Знает, что нужно чтобы растение росло.  

Материал: карточки-схемы с изображением того, что нужно для роста растений. Предложить ребёнку выбрать и объяснить, для  чего что нужно:

Солнце - согревает, даёт свет.

Вода - увлажняет землю, питает корни.

Земля для роста растений.

Д/игра "Собери цветок жизни."

18. Знает, что произойдёт с растением, если его не поливать.

Материал: не политое комнатное растение.

Методика: понаблюдать за растением, которое не поливали. Спросить у детей, что с ним происходит? ( растение вянет.)

Опыт "Что произойдёт с растением, если его не поливать".

19. Называет, какое сейчас время года, какое время года было. ( находит и показывает на картинке).

Материал: сюжетные картинки с изображением времён года.

Методика: провожу индивидуальную беседу с ребёнком по сюжетным картинкам:

- какое  сейчас время года?

- какое время года прошло?

- найди эти времена года на картинках.  

Д/игра "Когда это бывает?"

Описание инструментария по экологическому воспитанию детей старшей  группы.

Составила воспитатель МКОУ "Шварцевский  центр образования"

                           Кирова Н.Н.

1. Называет и показывает на картинке животных ( более 5 домашних и диких).

Материал:  картины с животными.

Методика: проводится индивидуальная беседа с ребёнком по картине. Ребёнку предлагается узнать,  найти и назвать  животное по  словесному  указанию.

Д/игра"Найди животное".

2. Называет и показывает птиц на картинке (4-5)

Материал: картинки с изображением  птиц.  

Методика: проводится индивидуальная беседа по картинкам. Детям предлагается показать и назвать  птиц.  Д/игра "Назови что это за птица".

3. Называет признаки, отличающие птиц от животных.

Материал: предметные картинки с изображением птиц и животных.

Методика: предлагаю детям  рассмотреть предметные картинки и сказать чем отличаются птицы от животных.

Д/игра "Скажи чем отличаются". Птицы в отличие от животных, покрыты перьями, умеют летать.

4. Называет зимующих птиц (3-4).

Материал: картинки с изображением птиц.

Методика: проводится индивидуальная беседа с ребёнком:

- как называют птиц, которые остаются у нас зимовать? ( зимующие). Предлагаю найти их на картинках и назвать.

5. Называет перелётных птиц. Знает почему они улетают в тёплые края.(3вида).

Материал: предметные картинки с изображением птиц.

Методика: провожу индивидуальную беседу с ребёнком:

- Как называют птиц, которые улетают в тёплые края? ( перелётные).

- Почему они улетают? ( потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых.

Предлагаю рассмотреть картинки и найти и назвать перелётных птиц (ласточка, дятел, грач, скворец, кукушка).

6. Рассказывает, что делает в зимнее время медведь, заяц, волк.

Материал: предметные картинки с изображением медведя, зайца, волка.

Иллюстрация  "Животные в лесу"

Методика: побеседовать об образе жизни лесных зверей ( медведь, заяц, волк) в зимнее время; о способах добычи пищи; защиты от холода, от врагов.

Медведь спит в берлоге ( ему трудно найти пропитание).

Волку помогают охотиться длинные сильные ноги.

Зайцы зимой кормятся корой деревьев.

Предлагаю рассмотреть иллюстрацию "Животные в лесу."

 Д/игра "Кто где зимует?"

7. Рассказывает, каких насекомых знает (картинки). Какую пользу приносит пчела, божья коровка.

Материал: предметные картинки с изображением насекомых (муха, пчела, божья коровка, муравей, стрекоза ).

Методика: предлагаю ребёнку  рассмотреть картинки и рассказать каких насекомых он знает. Индивидуальная беседа с ребёнком о том, какую  пользу приносит пчела ( даёт целебные продукты, опыляет растения) ;

-Какую пользу приносит божья коровка? ( уничтожает тлю в садах )

8. Узнаёт с какого дерева лист. (4-5 видов).

Материал: картинки с изображением деревьев и маленькие картинки  с изображением листочков от деревьев; засушенные листочки от деревьев.

Методика: 1 вариант: предлагаю ребёнку рассмотреть засушенные листочки и сказать с какого  дерева листок. 2 вариант: предлагаю рассмотреть предметные картинки с изображением листьев и найти с какого он дерева.

Д/игра " Скажи с  какого дерева листок."

9. Рассказывает и показывает, какие деревья, кустарники на нашем участке знает(3-4 вида).

Материал: предметные картинки с изображением деревьев.

Методика: ребёнку предлагаю рассмотреть карточки и показать деревья, которые  растут на нашем участке, назвать их.

 Д/игра " Знакомимся с деревьями."

10. Узнаёт и называет растение по цветку (5-6 ).

Материал: фото цветков цветущих комнатных растений ( фиалки, глоксинии,

герани, бальзамина, бегонии).  

Методика: предлагаю ребёнку рассмотреть фото цветков и сказать от какого они растения.

11. Называет и показывает комнатные растения нашей группы (5-6 видов).Какие условия необходимы для комнатных растений?

Материал: комнатные растения уголка природы.

Методика: индивидуальная беседа с ребёнком: "Какие растения есть в нашей группе?"Предлагаю ребёнку рассмотреть комнатные растения , спросить , как   они называются? Д/игра "Узнай по описанию."

-Какие условия нужны  растениям для жизни и роста? (вода, свет, тепло, земля, воздух, питание).

12. Называет и показывает части растений.

Материал: предметные картинки с изображением комнатных растений.

Методика: ребёнку предлагаю рассмотреть картинки и показать у растений корень, стебель, лист, цветок, плод.

13. Называет и показывает овощи, фрукты. ягоды (по 5-6 видов ).

Материал: предметные картинки с изображением овощей (помидор, огурец, морковь, свекла, лук, картофель, репа, редиска ),  фруктов ( яблоко, груша, слива, персик, апельсин, лимон ),  ягод (малина,  клюква, земляника, черника).

Методика: предлагаю ребёнку показать и назвать овощи, фрукты, ягоды.

Д/игра "Назови какие ты знаешь овощи."

Д/игра "Какие ты знаешь фрукты, ягоды."  Д/игра "узнай по вкусу."

14. Показывает, какие растения необходимо часто поливать, какие редко. Объясняет почему.

Материал: цветы:  кактус, традесканция.

Методика: предлагаю рассмотреть и сравнить кактус и традесканцию. Чем отличаются? ( у кактуса колючки, а у традесканции - листья;) Кактусы растут в пустыне- там жарко и они засухоустойчивые;  там где растёт традесканция часто идёт дождь. Поэтому традесканцию надо часто поливать.

15. Знает зачем растению стебель,  ствол, листья,  корень.

Материал: картинки с изображением комнатных цветов.

Методика: предлагаю рассмотреть картинки , делаем вывод, что у всех растений  есть : корень, стебель, листья.

В индивидуальной беседе с ребёнком выясняю:

- зачем растению нужен корень? ( чтобы пить воду )

- для чего нужен стебель? ( по нему движется вода и питательные вещества )

- для чего растению листья? ( чтобы дышало воздухом )

16. Рассказывает, кто живёт в нашем аквариуме. Знает зачем рыбке хвост, плавники.

Материал: картинки с изображением аквариумных рыбок: карась, разновидности золотой рыбки - вуалехвост, телескоп.

Методика: предлагаю ребёнку посмотреть на картинки : назови и покажи аквариумных рыбок.

Беседа:

- Чем похожи все рыбы? ( имеют голову, туловище, хвост, плавники)

-Зачем рыбке хвост, плавники? ( плавники и хвост помогают рыбке двигаться в разных направлениях и поворачивать.)

17. Д/игра "Что где растёт? Классифицирует растения цветника, луга, поля.

Материал:  Картинки с изображением цветов: тюльпан, ирис, георгин, пион, гладиолус,  бархатцы; василёк, колокольчик, лютик, ромашка, одуванчик, большие картинки с изображением цветника, луга, поля.

Методика: предлагаю ребёнку рассмотреть картинки и сказать , что на них изображено. Ребёнку предлагаю назвать цветы и поместить их на картинку, в зависимости от того , где они растут.

-Назови растения цветника (тюльпан, ирис, гладиолус, пион, георгин )

-Назови растения луга ( ромашка. одуванчик )

-Назови растения поля (василёк, колокольчик )

18. Д/игра "Каждому свой домик" ( классификация животных: насекомые; рыбы; птицы - дикие; домашние; звери - дикие; домашние )

Материал: большие дидактические картинки: лес, луг, водоём, деревенский дворик; картинки с изображением животных: 5-6 видов домашних, диких; птицы: дикие, домашние; насекомые, рыбы.

Методика: ребёнку предлагаю назвать животных, поместить на картинку в зависимости  от мест обитания и обосновать выбор.

19. Рассказывает о данном сезоне. Подбирает картинки, относящиеся к данному времени года.

Материал: сюжетные картинки с изображением времён года, картинки с изображением характерных признаков данного времени года.

Методика: провожу индивидуальную беседу с ребёнком по сюжетным картинкам:

- Какое это время года?

- Почему деревья так выглядят?

- Почему люди так одеты?

Предлагаю ребёнку найти картинки, относящиеся к данному времени года.

Описание инструментария по экологическому воспитанию детей второй младшей   группы.

Составила воспитатель МКОУ "Шварцевский центр образования"

                             Кирова Н.Н.

1. Называет и показывает животных на картине (по 2 -3 вида диких и домашних)

Материал:  картины с животными.

Методика: проводится индивидуальная беседа с ребёнком по картине. Ребёнку предлагается узнать,  найти и назвать  животное по  словесному  указанию.

Д/игра"Найди животное".

2. Называет детёныша  у коровы, овцы, лисицы и др.

Материал: предметные картинки с изображением животных: коровы, овцы, лисы и их детёнышей.

Методика: проводится индивидуальная беседа с ребёнком. Ребёнку предлагаю рассмотреть картинки, найти и назвать любое животное и его детёныша.

Д/игра "Чья мама, чей малыш? "

3. Называет и показывает птиц на картине ( 2 вида )

Материал: картинки с птицами.  

Методика: проводится индивидуальная беседа по картинкам. Детям предлагается показать и назвать  птиц.  Д/игра "Назови кто это?"

4. Показывает где у птички клюв, крылья.

Материал: картина с изображением птицы.

Методика: предложить ребёнку показать, где у птицы клюв, где крылья.

5. Знает чем подкармливают птичек зимой.

Материал: предметные картинки с изображением корма для птиц: крошки хлеба, зёрна, ягоды.

Методика: ребёнку предлагаю выбрать корм, который нужен для птички.

6. Называет и показывает рыб, которые живут в аквариуме.

Материал: картинки с изображением  рыбок.

Методика: ребёнку предлагается найти рыбок, которые живут в аквариуме.

Д/игра "Кто живёт в аквариуме."

7. Называет и показывает дерево, куст, цветок, траву.  

Материал: предметные картинки с изображением дерева, куста, цветка и травы.

Методика: ребёнку предлагаю рассмотреть картинки  и найти дерево, куст, цветок.  Д/игра "Найди и покажи".

8. Показывает у дерева  ствол, ветки и листья.

Материал: картинка с изображением дерева. 

Методика: провести с ребёнком игру "Что есть у дерева?"

9. Узнаёт с какого дерева этот лист. ( 2 -3 вида).

Материал: картинки с изображением деревьев и маленькие картинки  с изображением листочков от деревьев; засушенные листочки от деревьев.

Методика: 1 вариант: предлагаю ребёнку рассмотреть засушенные листочки и сказать с какого  дерева листок. 2 вариант: предлагаю рассмотреть предметные картинки с изображением листьев и найти с какого он дерева.

Д/игра " Скажи с  какого дерева листок."

10. Узнаёт и называет растение по цветку.( 2 вида садовых цветов) 

Материал: фото цветков цветущих садовых растений ( тюльпан, георгин).

Методика: предлагаю ребёнку рассмотреть фото цветков и сказать от какого они растения.

11. Показывает стебель, лист, цветок.

Материал: предметные картинки с изображением садового  растения..

Методика: ребёнку предлагаю рассмотреть картинки и показать у растений  стебель, лист, цветок.

12. Называет и показывает овощи, фрукты, ягоды.( по 2-3 вида )

Материал: предметные картинки с изображением овощей (помидор, огурец, морковь, свекла, лук, картофель, репа, редиска ),  фруктов ( яблоко, груша, слива, персик, апельсин, лимон ),  ягод (малина,  клюква, земляника, черника).

Методика: предлагаю ребёнку показать и назвать овощи, фрукты, ягоды.

Д/игра "Назови какие ты знаешь овощи."

Д/игра "Какие ты знаешь фрукты, ягоды."  Д/игра "узнай по вкусу."

13. Называет и показывает комнатные растения, которые в нашем уголке природы  ( 2-3 вида)

Материал: комнатные растения уголка природы.

Методика: предлагаю ребёнку рассмотреть комнатные растения , спросить , какие он знает. Как они называются? Д/игра "Узнай по описанию."

14. Называет ( показывает на картинке), какое сейчас время года.

Материал: картинки с изображением разных времён года ( осени, зимы, весны, лета )

Методика: предлагаю ребёнку найти на картинке время года ( осень, зима, лето, осень).

15. Одевает куклу соответственно погоде и сезону.

Материал: предметные картинки с изображением одежды для разных сезонов .

Методика: предложить ребёнку выбрать картинки с одеждой для нужного времени года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Дети и их экологическое воспитание. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

В последнее время мы часто слышим такие слова, как «экологическое воспитание», «экологически чистые продукты». Что же это такое?...

Рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики для детей

Рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики для детей....

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей средней группы «Угадай по описанию» по мотивам стихотворения С. Михалкова «Лесная Академия»

Познакомить детей со стихотворением С. Михалкова "Лесная академия". Обобщение знаний о насекомых, представлений о взаимосвязи их с природой.Расширять знания о насекомых, существенных признак...