«Волшебный теремок»
учебно-методическое пособие (младшая группа)
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Золушка»
учебно-методическое пособие по познавательному развитию
Мое пособие называется «Волшебный теремок». Оно предназначено для организации игр с детьми раннего возраста.
В наш век, век современных технологий и ускоренного развития общества у многих родителей не хватает времени для продуктивных занятий с детьми. А ведь развитием ребенка нужно обязательно заниматься с самого раннего возраста. Современным родителям необходима постоянная, квалифицированная помощь воспитателя для решения проблем речевого развития ребенка. Не секрет, что в вопросе взаимодействия и сотрудничества с родителями немало сложных противоречий. Одни родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по развитию речи у детей, другие, не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, третьи испытывают трудности от того, что не имеют достаточно свободного времени для занятий с ребенком. В связи с этим возникла идея изготовить данное пособие, так как развитие речи напрямую связано с развитием мелкой моторики.
«Волшебный теремок» связан из разноцветных ниток, он прочный и безопасный в использовании. Для основы я брала картонную коробку, а для крыши старую книгу. Крышу я связала из желтых ниток и украсила её разноцветными (синими, красными, желтыми, зелеными) шнуровками. Так же на крыше по бокам есть геометрические фигуры разного цвета, они тоже связаны из ниток и прикреплены липучками. Окна я связала из синих ниток. Они открываются и закрываются. Из окон «смотрят» герои сказок, они сделаны из картона и приклеены внутри окон. Вокруг дома «растет» зеленая трава, на траве «растут» красные цветы. Они на липучках, дети с легкостью отстегивают и пристегивают их. Герои сказок и маски тоже связаны вручную из ниток. Для каждого героя я связала разные дорожки (синяя - длинная, короткая; красная - широкая, узкая; зеленая - извилистая и желтые – одинаковые). В домике есть потайной ящик. Он на застежке. После игры все герои и дорожки мы прячем в потайном ящике.
Цель данного пособия:
1. Расширять и обогащать словарный запас существительными (мышка, заяц, волк, дом), глаголами, обозначающими действия животных (бегает, прыгает, ходит), прилагательными, обозначающими цвет (зеленый, синий, красный, желтый).
2. Закреплять умения детей с помощью взрослого подбирать знакомые предметы по цвету, различать четыре основных цвета (зеленый, желтый, синий, красный).
3. Развивать умение узнавать и показывать знакомые предметы независимо от их размера и цвета (короткая, длинная, красный, синий).
4. Формировать умение обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; умение включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить, расстегивать, застегивать, завязывать, развязывать.
5. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (красная длинная дорожка, красная короткая дорожка, одинаковые цветы).
6. Упражнять в различении плоскостных фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
7. Формировать умения узнавать и называть некоторых диких животных (заяц, лиса, волк).
Данное пособие соответствует методическим дидактическим, санитарно-гигиеническим требованиям.
Оформлено эстетично, цвета подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей.
Данное пособие обеспечивает высокий уровень реализации разделов основной общеобразовательной программы дошкольного образования, прослеживается интеграция образовательных областей.
Пособие можно использовать в играх – занятиях, в индивидуальной работе с детьми, в самостоятельной деятельности детей, при чтении художественной литературы (р.н.с.) «Теремок». Можно проводить дидактические игры на развитие слухового внимания, например: «Кто в домике живет?», «Кто пришел?»; на развитие мелкой моторики руки – «Найди такой же», «Шнуровки», «Длинный короткий», «Расстегни – застегни», «Собери цветочки», «Широкий -узкий» и т.д. Так же можно организовать разные подвижные игры с шапочками-масками.
Представляю одну из игр, которую можно организовать и провести с детьми раннего возраста.
«Найди такой же»
Цель: знакомить детей с формой предметов.
Программное содержание: формировать умение обследовать предметы, выделяя их цвет и величину. Формировать умение включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним. Формировать умение называть свойства предметов: красный, синий, большой, маленький. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название.
Ход игры.
За дверью раздается плач. Дети с воспитателем выходят и находят Петрушку. Он несет мешочек. Ребята спрашивают, что случилось. Петрушка отвечает, что торопился к ребятам, упал через сугроб и в мешочке все игрушки перепутались. Педагог предлагает помочь Петрушке. Для этого ребенку нужно достать из мешочка игрушку: «Вот какое чудесное окошко. Надо найти на домике такое же и прикрепить к нему». Дети достают из мешка геометрические фигуры, рассматривают и прикрепляют к домику в соответствии с контуром фигуры и цветом. Детям младшей подгруппы предлагается найти и показать такое же окошко, не называя цвет или форму.
Данное пособие было изготовлено в сентябре и прошло апробацию в группе раннего возраста. Мы все знаем, как дети во время адаптации тяжело привыкают к детскому саду и чужим воспитателям. Игра «Волшебный теремок» отвлекала детей, и они с удовольствием собирали цветочки, расстегивали застежки, рассматривали животных. Даже самые капризные дети переставали плакать.
В этом году я дополняла эту игру масками-шапочками.
Благодаря использованию данного пособия дети научились обследовать предметы, выделять их цвет, величину, форму; научились включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним: обводя руками части предмета, расстегивать, застегивать, завязывать.
Дети легко находят сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (красная длинная дорожка, красная короткая дорожка, одинаковые цветы), различают плоскостные фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Узнают и называют некоторых диких животных (заяц, лиса, волк). Дети самостоятельно подбирают знакомые предметы по цвету, различают четыре основных цвета (зеленый, желтый, синий, красный).