Подвижная игра как одно из средств сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста
материал

Берсенева Виктория Александровна

Роль подвижных игр в жизни и развитии детей раннего дошкольного возраста. В процессе подвижных игр с детьми раннего дошкольного возраста формируется представление о цвете.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подвижная игра как одно из средств сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста

 

Сегодня я хочу поделиться своим опытом работы, как можно закрепить сенсорные эталоны у детей младшего дошкольного возраста через подвижные игры.

Ранний дошкольный возраст – самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Все осваивается и познаётся впервые. Нет ещё навыков, отсутствуют представления, знания. Но велика предрасположенность к усвоению, высока обучаемость, так как имеются врождённые механизмы, служащие основой формирования психических качеств, свойственных только человеку.

Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.

Мы знаем, что сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Закрепление сенсорных эталонов происходит быстрее и качественнее, когда это осуществляется через игровую деятельность.

Игра является ведущей деятельностью в раннем и младшем дошкольном возрасте. Игра имеет преимущество перед другими видами деятельности и занимает особое положение в педагогическом процессе, так как даёт возможность детям проявить активность и самостоятельность, воображение, реализовать свои представления об окружающем. Поэтому играя, ребёнок изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, изучает растения, животных и т.д.

Одним из средств развития движений, а так же удовлетворения двигательной активности детей раннего и младшего  возраста являются подвижные игры. Они привлекают малышей своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий.

Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребёнком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально - волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребёнка.

Занятия в форме подвижных игр широко применяются в группах для детей 2-3 лет. В этом случае обучение носит незапрограммированный, игровой характер. Мотивация учебной деятельности также является игровой.

   Положительное влияние подвижных игр на сенсорное развитие может быть достигнуто при условии проведения их не в виде изолированной тренировки, а на разном материале и в различных сочетаниях двигательной активности.

Различный природный материал - песок, вода, цветы, камешки, шишки - также может быть использован воспитателем для закрепления знаний и умений, используя подвижную игру.  Например, детям предлагают наполнить  песком ведра, определённого размера.

 

   Для уточнения цвета или размера дети должны действовать с разнообразным материалом и выполнять разные задания,требующие различия и угадывания цвета, например: «Дай все красные шарики», «Собери все зелёные кубики», или размера : «Принеси все большие кирпичики», «Убери все маленькие шарики»

Приобретённые знания и умения сенсорных эталонов в быту и на прогуле можно закреплять в подвижной игре.

Подвижные игры дадут хороший результат лишь в том случае, если воспитатели ясно представляют, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности организации этих игр на ступени раннего детства. Очень важно помнить, что подвижные игры должны создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость.

Вашему вниманию представлено несколько дидактических игр, изготовленных для детей 2-3 летнего возраста.

«  Найди флажок.»

Цель игры: Развивать у детей наблюдательность, выдержку (не открывать глаза до сигнала «пора»). . Упражнять в умении сравнивать предметы по цвету(красный, синий зеленый, желтый).

Материалы: флажки четырех цветов по количеству детей.

Ход игры: Дети сидят на стульях, по слову воспитателя дети встают и поворачиваются лицом к стене, воспитатель прячет флажки по числу детей. «Пора!» - говорит воспитатель. И называет детям какого цвета флажок они должны найти. Дети поворачиваются к нему лицом и идут искать флажки. Тот, кто нашел флажок, садится на свое место. Когда все флажки найдены. Дети идут вдоль площадки. Держа флажок в руке. Впереди колонны идет тот, кто первый нашел флажок. По сигналу «На места!» дети садятся на стулья и игра начинается снова.

« ПОЕЗД.»

Цель игры: Развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, закреплять навык построения в колонну. Упражнять в ходьбе, беге друг за другом. . Упражнять в умении сравнивать предметы по цвету(красный, синий зеленый, желтый).

Материалы: распечатанные паровозы четырех цветов и вагончики таких же цветов.

Ход игры: Дети строятся 4  колонны: красный поезд, желтый поезд, синий поезд и зеленый поезд. У каждого ребенка есть обозначитель с нарисованным  вагончиком .Каждый  ребенок должен найти свой поезд и встать к своему паровозику. Первый – паровоз, остальные вагоны. Воспитатель дает гудок, дети начинают двигаться вперед (без сцепления). Вначале медленно, затем – быстрее, постепенно переходя на бег, произносят «Чу – чу – чу!». «Поезд подъезжает к станции» - говорит воспитатель.

Дети постепенно замедляют темп и останавливаются. Воспитатель вновь дает гудок, движения поезда возобновляется.

«Бегите к флажку»

Цель игры: Развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, закреплять навык построения в колонну. Упражнять в беге. . Упражнять в умении сравнивать предметы по цвету(красный, синий зеленый, желтый).

Материалы: флажки по количеству детей ( синие- красные, желтые- зеленые).

Ход игры: Дети получают флажки двух цветов – одни красные, другие синие. Воспитатель встает на одной стороне площадки и держит в одной руке синий, в другой красный флажок. Дети с синими флажками группируются около синего, с красными – около красного. Затем воспитатель предлагает детям погулять. Дети ходят и бегают по площадке. Воспитатель переходит на другую сторону и говорит: «Раз, два, три – сюда скорей беги!». Он протягивает руки в стороны, дети бегут к воспитателю и группируются около флажка соответствующего цвета. Когда все дети соберутся, он предлагает помахать флажками. Игра повторяется и дети и воспитатель меняет флажки на желтые и зеленые.

«Найди свой цвет»

Цель игры: Развивать у детей умение согласовывать движение со словами. Упражнять в беге ,нахождении своего места. . Упражнять в умении сравнивать предметы по цвету(красный, синий зеленый, желтый).

Материалы: флажки четырех цветов.

Ход игры: Дети получают флажки 3-4 цветов и группируются по 4-6 человек в разных углах комнаты, в каждом углу воспитатель ставит на подставке цветной флажок. По сигналу воспитателя «Идите гулять!» дети расходятся по площадке. На слова «Найди свой цвет!» - дети собираются возле флага соответствующего цвета. Воспитатель отмечает, какая группа быстрей собралась.

«Прокати шарик к своему флажку» 

Цель игры: учить ребенка прокатывать мячи (шары, обручи) в нужном направлении, совершенствовать навык отталкивания мяча при катании. . Упражнять в умении сравнивать предметы по цвету(красный, синий зеленый, желтый).

Материалы: Флажки четырех цветов, мячи соответствующие цвету флажка

Ход игры:  На одной стороне площадки или комнаты проводят черту, за которой стоят дети. На противоположной стороне на расстоянии 1 —1,5 м ставят флажки, разные по цвету. Воспитатель раздает детям шарики 2—3 цветов, соответствующих цвету флажков. Затем предлагает посмотреть, какого цвета у каждого шар, встать против флажка того же цвета и прокатить к нему шар. Когда все дети прокатят шары, воспитатель просит сложить их в корзинку, а затем снова раздает их детям и игра повторяется.

«Флажок»

Цель игры: Упражнять детей в умении ходить и строиться в круг, действовать по сигналу воспитателя. . Упражнять в умении сравнивать предметы по цвету(красный, синий зеленый, желтый).

Материалы: флажки четырех цветов

Ход игры: Взявшись за руки, дети образуют круг. Вместе с воспитателем они ходят по кругу под песню:

- Дети встали в кружок, увидали флажок.

Выйди, Маша, в кружок, возьми (красный, желтый, синий) флажок.

Выйди, выйди, возьми, выше флаг подними.

Ребенок подходит к воспитателю, берет флажок и поднимает вверх. Ребенок ходит внутри круга, размахивая флажком. С окончанием песни она отдает флажок воспитателю и возвращается на место. Игра повторяется с другими детьми.

«Жучки на листиках» 

Цель игры: упражнять детей в ходьбе и беге , не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу воспитателя, нахождении своего места. . Упражнять в умении сравнивать предметы по цвету(красный, синий зеленый, желтый).

Материалы: Листики (домики для жучков) зеленые, красные и желтые, эмблемы жучков для детей ( красные. Желтые и зеленые)

Ход игры: Воспитатель говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые жучки. Они хотят с вами поиграть, вы станете жучками. Наши жучки живут на листиках. У каждого жучка свой домик – листик. Сейчас вы будете летать по полянке, а по моему сигналу найдете себе домик – листик. Жучки, летите! Жучки, в домик! Всем жучкам хватило домиков? Жучкам очень понравилось с вами играть».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры как одно из средств сенсорного воспитания детей раннего возраста

Каждый вид дидактических материалов располагает разными образовательными и воспитательными возможностями и используется преимущественно для детей определенного возраста. Обучающая задача, поставленная...

Дидактическая игра как одно из средств сенсорного развития детей раннего возраста

Дидактическая игра как одно из средств сенсорного развития детей раннего возрастаОдним из важных средств сенсорного развития является дидактическая игра. По мнению ряда авторов, основная особенн...

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста       Младший дошкольный возраст — это совершенно особый период  станов...

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Младший дошкольный возраст — это совершенно особый период  становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л.С.Выготский, - «этот возраст сензитивен во всем», ведь именно он...

Диспут для родителей «Музыкальная игра – как одно из средств формирования речи детей раннего дошкольного возраста»

Материал может использоваться в качестве выступления на родительском собрании, на заседании педагогической мастерской, как материал из опыта работы музыкального руководителя....

Дидактические игры как одно из средств сенсорного воспитания детей раннего возраста

Сенсорное воспитание служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной мере зависит от уровня сенсорного развития детей.Одна из задач дошкольно...

Подвижная игра как одно из средств сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Подвижная игра как одно из средств сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста Новикова М.В.,Воспитатель I младшей группыМБДОУ «ДС №469»Г.Челябинск Добрый день, уважа...