Консультация для воспитателей «Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках»
консультация

Консультация для воспитателей

 

«Роль воспитателя

на музыкальных занятиях  и праздниках»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley-19.docx53.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой.

Q:\140066.rus\MEDIA\CAGCAT10\j0301252.wmf

Консультация для воспитателей

«Роль воспитателя

на музыкальных занятиях  и праздниках»

Составил:

музыкальный руководитель

Демеева Русудан Шотаевна

Г. Стрежевой, 2019г.

 Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя – одна из самых важных проблем дошкольного воспитания       

 Нередко воспитатель считает своей обязанностью лишь присутствовать на музыкальном занятии – с целью поддержания дисциплины. Но это не правильно. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности, но ни в коей мере не  снижать своей  активности ведущая роль музыкального руководителя.

Когда ребенок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс, ведь воспитатель для него авторитет.

Как же проявляется заинтересованность воспитателя на музыкальном занятии? Прежде всего, воспитателю необходимо понять, что на музыкальном занятии он такой же участник, как и дети, а не надзиратель.

Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возрастной группы.  Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю – оказывать помощь каждому ребенку, следить, чтобы дети не отвлекались, были внимательными, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии. При проведении музыкально-ритмических движений с детьми младших групп, воспитатель играет с ними, показывает плясовые и имитационные фигуры.

В старшей и подготовительной  группе, детям предоставляется больше самостоятельности, но все же помощь воспитателя необходима во время разучивания материала. Он показывает движения упражнений вместе с музыкальным руководителем, исполняет  пляску вместе с ребенком, у которого нет пары, осуществляет контроль за поведением детей, за качеством выполнения всего программного материала и кому из них надо помочь.  

    Воспитатель должен уметь петь песни, показывать любое упражнение, игру или танец, следит, все ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают слова. Поскольку музыкальный руководитель находится около инструмента, он не всегда способен заметить, кто из детей спел то или иное слово неправильно.

Когда дети мало высказываются по поводу услышанного, воспитатель помогает им наводящими вопросами. Присутствуя на занятиях, активно участвуя в них, воспитатель не только помогает детям, но и сам усваивает материал.

Педагогу-воспитателю необходимо:

1. Знать музыкальный материал своей группы.

2. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми музыкального репертуара.

3. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя - осуществлять музыкальное развитие детей используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.

4. Разучивать движения с отстающими детьми, показывать образцы точного выполнения движений.

5. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.

6. Развивать музыкальные умения и навыки детей в процессе проведения дидактических игр.

7. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах.

8. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.

9. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.

10. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.

11. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.

12. Использовать  имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.

13. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.

14. Принимать активное участие в проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей - знать приемы кукловождения.

15. Готовить поэтические подборки поэтического материала к музыкальным праздникам и развлечениям.

16. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.

    А теперь перейдём к организационным вопросам.

1. На музыкальном занятии дети должны быть опрятно одетыми, на ногах удобная обувь - чешки, девочки обязательно в юбочках.
2. Начиная со средней группы детей необходимо строить, чередуя мальчика и девочку.

3. На занятие следует приходить за 2-3 минуты до начала, чтобы построиться и настроить детей на занятие.

4. Желательно, чтобы воспитатель с собой приносил тетрадь и ручку, чтобы записывать слова песен, игр, движения танцев, рекомендации и т д.

5. Во время занятия желательно не покидать зал, чтобы не пропустить какой либо материал.

Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:

  • Воспитатель приходит на занятие в несоответствующей обуви, одежде - это каблуки, брюки, короткие платье и т. д.
  • Воспитатель сидит в стороне, не включается в процесс или так сказать «сидит в телефоне».
  • Воспитатель перебивает исполнение.
  • Нарушает ход занятия - входит и выходит из зала. 
  • Дают словесные указания наравне с муз. руководителем, хотя двух центров внимания быть не может.

Праздники и развлечения

Праздник в детском саду – это, прежде всего, работа всего коллектива. Поэтому праздник – это общее дело! Но у каждого своя роль, свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя.

Перед утренником, так же как и перед музыкальным занятием зал должен проветриваться, а помощник воспитателя должен провести влажную уборку. В группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку и т.д.

Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении.

При подготовке к празднику задействовать по возможности всех детей: постараться каждому найти какую-либо роль или  стихотворение. Во время разучивания с детьми стихов, ролей контролировать правильное произношение, ударение в словах, соблюдение пунктуации.

На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям.  Перед утренником ведущий должен  разложить все атрибуты, необходимые по сценарию, проверить их количество, поставить нужное число стульчиков.

Основная задача ведущего – тщательно готовиться к выполнению своих обязанностей. Ведущий должен хорошо знать  программу утренника, должен знать песни, пляски, игры детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца  или инсценировки.

Ведущей необходимо произносить текст эмоционально, громко, внятно, отчетливо и выразительно, не боясь гостей, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике.

На утреннике ведущему необходима держаться свободно, естественно. Не быть многословным, излагать просто и понятно. Утренник провести в хорошем темпе. Растянутость выступления и паузы - утомляют  детей.

На утреннике могут возникнуть непредвиденные моменты - дети не успели переодеться, изменился состав исполнителей, несвоевременно появился персонаж, пропустили музыкальный номер и др. В таких  случаях ведущему необходимо быстро найти выход из затруднительного положения.

Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом.

Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними - младшая, средняя группы.
По окончании праздника необходимо ведущему  научиться организованно заканчивать праздник! После угощения -  поблагодарить гостя (взрослый персонаж), попрощаться с ним, обязательно напомнить по какому поводу все собрались в зале собрать всех детей и организованно выйти из зала, а не бежать к родителям - за исключением новогодних праздников, когда дети фотографируются с Дедом Морозом. 

Воспитатель, не выступающий в каких-либо ролях, находится с детьми своей группы. Он  поет и  танцует вместе с детьми. Воспитатель так же должен хорошо знать программу и весь ход праздника и отвечать за порученный ему участок работы -подготавливает атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевает детей, при необходимости  поправляет костюмы.

Костюмы  для праздника берутся воспитателями заранее, чтобы была возможность все проверить: постирать, подшить, изготовить недостающие детали. Если родителям поручается сшить или украсить костюм, приготовить атрибуты, родители должны принести их заранее, чтобы воспитатели могли проверить их, иначе на празднике может случиться, что резинки  на шапочках - порвутся, атрибуты сломаются и т.п.

Объявление о празднике вешается заранее, чтобы родители точно знали, когда и во сколько утренник.

Хорошо проводить обсуждения прошедшего праздника на пед. совещании, где обсуждаются положительные моменты праздника  и  допущенные  ошибки.

Перед утренниками  – воспитатели должны  помогать украшать зал к праздникам и убирать после своего утренника все атрибуты.

И напоследок хотелось бы сказать, что праздник – это, прежде всего, показательное выступление наших детей и нас в том числе, поэтому относитесь, пожалуйста, к нему с большой ответственностью. И тогда все у нас получится!

Памятка для воспитателя

Роль воспитателя на музыкальном занятии

     Слушание музыки:

1. Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность.

2. Следит за дисциплиной.

3. Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

     Распевание, пение:

1. При пении воспитатель садится на стул  перед детьми, чтобы показывать при необходимости, правильную артикуляцию движения, высоту звуков.

2. Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности.

3. При совершенствовании разучиваемой песни, подпевает в «трудных местах».

4. Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении, исключение – пение с детьми раннего и младшего возраста.

     Музыкально-ритмические движения и игры:

1. Участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям.

2. Дает четкие, точные, эстетичные эталоны движений, исключение – упражнения на развитие творческой активности детей.

3. Принимает непосредственное  участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые пляски, танцы дети исполняют самостоятельно.

4. Корректирует исполнение движений отдельными детьми во время танца, упражнения, игры.

5. Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения.

6. Берет одну из ролей в сюжетной игре.

7. Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.

      Организационные вопроси:

1. На музыкальном занятии дети должны быть опрятно одетыми, на ногах удобная обувь - чешки, девочки обязательно в юбочках.
2. Начиная со средней группы детей необходимо строить, чередуя мальчика и девочку.

3. На занятие следует приходить за 2-3 минуты до начала, чтобы построиться и настроить детей на занятие.

4. Желательно, чтобы воспитатель с собой приносил тетрадь и ручку, чтобы записывать слова песен, игр, движения танцев, рекомендации и т д.

5. Во время занятия желательно не покидать зал, чтобы не пропустить какой либо материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация" роль воспитателя на музыкальных занятиях,праздниках"

воспитатель и музыкальных руководитель их взаимодействие...

Консультация на тему"Роль воспитателя на музыкальном занятии и праздниках"

Консультация поможет понять воспитателям, как вести себя на музыкальных занятиях и праздниках....

Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей "Праздник к нам приходит..."

конкультация для педагогов, из опыта работы, как готовиться к праздникам, провоить репетиции...

Консультация для воспитателей "Роль воспитателя на музыкальных занятиях. Праздники в ДОУ по ФГОС"

Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя. Роль воспитателя на музыкальных занятиях. Проведение праздников с учтом ФГОС....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ. «РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И ПРАЗДНИКАХ»

Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема взаимодействия воспитателей и специалистов. А проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музы...

Консультация для педагогов ДОО "Роль воспитателя на музыкальном занятии, празднике и развлечении.Виды и формы музыкальной деятельности"

В мвтериале представлено описание функций воспитателя на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях; роли ведущего на мероприятии и взаимодействие с участниками процесса, а так же подготовки дете...