Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) по физическому развитию «Непоседы» на 2021-2022 учебный год.
рабочая программа (старшая группа)
Программа дополнительного образовательного кружка «Непоседы» по физическому и речевому развитию разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой с учетом основных требований ФГОС ДО. Программа направлена на работу с детьми дошкольного возраста с 5 до 6 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_2021-2022_god_neposedy.docx | 71.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2
Принят на заседании Утверждено:
педагогического совета №1 Заведующим МДОУ детский сад №2
от 30.08.2021г. ______________Е.А. Ступаковой
Приказ №______от__________2021г.
Программа
дополнительного образования детей
старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет)
по физическому развитию
«Непоседы»
на 2021-2022 учебный год.
Воспитатель старшей группы:
Никитина Ольга Юрьевна.
г. Кувшиново 2020 г.
Рабочая программа кружка составлена на основании программ: Сусметовой Марины Николаевны, Карпенко Наталии Николаевны, Назаровой Ирины Юрьевны.
- Пояснительная записка (общая характеристика программы).
Программа дополнительного образовательного кружка «Непоседы» по физическому и речевому развитию разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой с учетом основных требований ФГОС ДО. Программа направлена на работу с детьми дошкольного возраста с 5до 6 лет.
Направленность программы – физкультурно-оздоровительная.
Актуальность программы
Многочисленные исследования показывают: неблагоприятная экологическая ситуация, сложные социально-экономические условия способствуют тому, что здоровье детского населения не улучшается, а напротив, имеет тенденцию к ухудшению. И поэтому, оздоровительная работа с дошкольниками в последние годы приобрела особую актуальность. В настоящее время одной из важных задач, стоящих перед педагогами является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на укрепление здоровья. Игровой самомассаж является прекрасным средством профилактики различных заболеваний, также способствуют укреплению различных групп мышц, развитию сердечно - сосудистой, дыхательной, нервной системы. Приемы самомассажа развивают ритмичность, координацию движений, ориентировку в пространстве, содействуют закаливанию. Делая игровой самомассаж для определенной части тела, ребенок, как в голографическом оттиске, воздействует на весь организм в целом.
Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Для детей самомассаж - это профилактика простудных заболеваний, вегетативных дистоний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Игровой самомассаж служит для детей хорошей тренировкой образного мышления, тренирует их память, помогает быстро и легко запомнить стихи и песни.
Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет.
Возраст 5-6 лет – период стремительного роста ребенка. В этом возрасте ежегодные прибавки роста составляют 8-10 см. Наиболее быстро растут нижние конечности. Интенсивно протекает окостенение скелета. Вместе с тем скелет ребенка еще достаточно эластичен.
С усложнением центральной нервной системы и развитием мелкой мускулатуры у детей 5-6 лет совершенствуются мышечные движения. На основе расширения и обогащения двигательного опыта совершенствуется координация движений. Активно развиваются основные виды движений: ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание.
Продолжается увеличение массы сердца, но его мышцы еще слабы, и поэтому существует опасность перегрузки сердца работой.
Улучшается состав крови. Жизненная емкость легких увеличивается. Продолжает развиваться нервная система.
Организация деятельности
В кружок «Непоседы» зачисляются дети, посещающие МДОУ детский сад №2 старшей группы №1.
Занятия проводятся во вторую половину дня по скользящему графику (понедельник/ четверг), длительность занятий регулируется с учетом возрастных особенностей детей (продолжительность занятий в старшей группе 25 минут).
Кружок работает в течение учебного года (сентябрь – май), один раз в неделю (4 раза в месяц, 36 занятий в год). Количество детей, посещающих кружок – 11 человек.
Посещение кружка осуществляется на основании присутствия ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
Срок реализации программы 1 год.
В основе кружковой работы лежит игровая мотивация.
Благодаря заданной игровой мотивации происходит непосредственное объединение детей для совместной деятельности.
Дни занятий выбираются в соответствии с расписанием непосредственно
образовательной деятельности и в соответствии с требованиями СанПиН.
Форма обучения – очная.
Уровень программы (объём) – стартовый.
Организационная форма обучения индивидуально – групповая.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель: сохранение и укрепление психического и физического здоровья и приобщение дошкольников к основам ЗОЖ через игровой самомассаж.
Задачи:
- подбор и создание картотеки упражнений для игрового самомассажа;
- снятие эмоционального и мышечного напряжения у детей;
- общеукрепляющее воздействие на функциональные системы ребенка;
- нормализация тонуса и эластичности мышц, повышение работоспособности;
- улучшение функционального состояния центральной нервной системы;
- мобилизация защитных и приспособительных сил организма;
- укрепление здоровья дошкольников.
- приобщение дошкольников к ЗОЖ;
- привитие навыков элементарного самомассажа.
1.3. Содержание программы.
Игровой самомассаж для детей – прекрасный способ расслабить мышцы и избавиться от нервно-эмоционального напряжения в забавной игровой форме.
Для того чтобы выработать у детей хорошую привычку делать массаж регулярно, он не должен быть для них утомительным. Процесс самомассажа должен быть для детей в удовольствие, не причинять болевых ощущений, вызывать положительные эмоции, а его элементы и последовательность их выполнения должны легко запоминаться. Игровой самомассаж служит для детей хорошей тренировкой образного мышления, тренирует их память, помогает быстро и легко запомнить стихи и песни, способствует укреплению умственного и физического здоровья.
Точечный самомассаж для детей выполняется путем нажимания подушечками пальцев на кожу и мышцы в местах расположения энергетически активных точек. Этот вид массажа может служить расслабляющим или же возбуждающим средством, при использовании в комплексе оказывает на организм ребенка положительный эффект. Используется он в основном для нормализации нервных процессов и чаще всего это самомассаж подошв и пальцев ног, кистей рук, головы и лица. Нужно научить детей не давить при массаже со всех сил, а нажимать аккуратно.
Оптимальное сочетание данных упражнений в ходе занятий позволяет решать не только задачи по физическому воспитанию и развитию, но и оздоровлению детей дошкольного возраста.
Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован.
Основные методы работы с дошкольниками:
- словесный: обращен к сознанию детей, помогает осмысленно поставить двигательную задачу, раскрыть содержание и структуру упражнения;
- наглядный: создает зрительное, слуховое мышечное представление об упражнении;
- практический: закрепляет на практике знания, умения и навыки, способствует созданию мышечных представлений об упражнении;
- игровой: способствует быстрому запоминанию этапов упражнения, поднимает эмоциональный настрой ребенка.
Виды развивающего массажа:
- самомассаж лица;
- самомассаж рук, кистей и пальцев рук;
- аурикулярный самомассаж (массаж ушных раковин);
- самомассаж тела;
- самомассаж ног, стоп.
Использование игрового самомассажа в режимных моментах:
1. Утренняя гимнастика
2. Динамические паузы
3. Индивидуальная работа
4. Гимнастика после сна
5. Свободная деятельность
6. Физкультурные занятия
1.4.Планируемые результаты:
- снижение заболеваемости в группе и укрепление физического и психического здоровья;
- cнижение уровня переутомления у детей;
- cнижение уровня тревожности и гиперактивности у детей;
- формирование желания заботиться о сохранении своего здоровья;
- овладение детьми приемами самомассажа в игровой форме.
Формы работы с родителями: 1. Подготовка консультации для родителей «Игровой самомассаж для дошкольников»
2. Оформление папки – передвижки «Игровой самомассаж»
3.Подготовка буклетов для родителей «Игровой самомассаж-пробуем вместе»
4. Фотовыставка «Мы здоровье бережем».
2.Учебный план работы на 2021- 2022 учебный год
Тема | Цель | Содержание | |||
2 | 3 | ||||
Точечный «Самомассаж лица» | Предотвратить простудные заболевания, научиться управлять мимикой лица. | 1. Поглаживаем щеки, крылья носа, лоб по направлению от середины лица к вискам. 2. Нажимаем пальцами на переносицу, точки в середине бровей, производя вращательные движения сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Выполняем 5-6 раз. 3. Прилагая усилия, оказывая давление, «рисуем» брови, придавая им красивый изгиб. «Вылепливаем» густые брови при помощи щипков. 4. Легкими нежными прикосновениями лепим глаза, расчесываем реснички. 5. Ведем пальцами от переносицы к кончику носа, «вылепливая» длинный нос для Буратино. | |||
«Самомассаж лица» | Научить детей расслаблению мышц лица и шеи при выполнении массажа перед зеркалом. | «Умойся» 1. «Кран, откройся!»- правой рукой делаем вращательные движения, «открывая» кран. 2. «Нос, умойся!» - растираем указательными пальцами обеих рук крылья носа. 3. «Мойтесь сразу оба глаза»- нежно проводим руками над глазами. 4. «Мойтесь, уши!»- растираем ладонями уши. 5. «Мойся, шейка!»- аккуратными движениями гладим шею спереди. 6. «Шейка, мойся хорошенько!»- гладим шею сзади, от основания черепа к груди. 7. «Мойся, мойся, обливайся! – аккуратно поглаживаем щеки. 8. «Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!»- трем ладошки друг о друга. | |||
«Самомассаж лица» | Улучшить питание кровью кожи лица, успокоит головную боль, снять усталость глаз. | «Индеец» 1. «Рисуем» линии от середины лба к ушам сильными движениями – повторяем 3 раза. 2. «Рисуем» линии от носа к ушам, при этом широко расставляем пальцы – повторяем 3 раза. 3. «Рисуем» линии от середины подбородка по направлению к ушам – повторяем 3 раза. 4. «Рисуем» линии на шее по направлению от подбородка к груди – повторяем 3 раза. 5. «Пошел дождик» - легонько постукиваем пальцами по лицу, как будто играя на пианино. 6. «Вытираем с лица потекшую краску», легонько проводя по лицу ладонями, предварительно разогрев их, потерев друг об друга. 7. «Стряхиваем с рук оставшиеся капельки воды», опустив руки вниз. | |||
«Самомассаж пальцев рук и ног» | Предотвратить простудные заболевания. | «Цветы» 1.Как у нас на грядке, сколько цветиков цветут: (энергично растирать ладони и кисти рук) 2.Розы, маки, ноготки, астры пестрые цветки, георгины и левкой. (Поочередно массажировать пальцы, начиная с большого пальца.) 3.Выбираешь ты какой? (Протянуть руки вперед). | |||
«Гимнастика ног» | Воздействовать на биологически активные центры, находящиеся на ногах, развивать гибкость суставов. | « Медведюшка » Покажи-ка нам, медведюшка, Ходьба на внешнем своде стопы Как сбирались красны девушки За брусникой, за малиной Да за ягодой калиной, Как с корзинками шли по лесу, Ходьба с перекатом с пятки на носок Набирали ягод доверху, Отдохнуть они садились, Ко пенечку прислонились. Покажи-ка нам, медведюшка, Вставать на носки, делая вдох и разводя руки в стороны, и опускаться на всю стопу. Как зевали красны девушки, Как накрылися платочком Сесть на пол, руки-упор сзади Да уснули под кусточком. Попеременно вытягивать и выпрямлять носки ног Как вскочили, потянулись, Встать, потянуться Меж собой переглянулись, Повороты в стороны Звонко песню запевали, Ходьба топающим шагом Хороводы затевали. | |||
Гимнастика для глаз | Дать отдых глазам, усилить кровоснабжение. | « Дождь » Приплыли тучи дождевые: Покачать поднятыми вверх руками, Лей, дождь, лей! посмотреть на них. Дождинки пляшут, как живые: Пей, рожь, пей! Опустить плавно руки, перебирая пальцами, прослеживая движения взглядом. И рожь, склоняясь к земле зеленой, Пьет, пьет, пьет. Наклониться, делая мягкие, пружинящие движения руками, посмотреть вниз А теплый дождь неугомонный Льет, льет, льет. Показать указательным пальцем движение сверху вниз и проследить взглядом. | |||
Ноябрь - декабрь | |||||
«Самомассаж лица» | Учить детей расслаблению мышц лица. | 1.Где ты дождик побывал? Где ты дождик поливал? Поглаживание лица от бровей до подбородка. 2.Побывал в саду, полил ягоду! Лёгкое поколачивание пальцами лба. 3.А какую ягоду ты полил саду? Поколачивание щёчек. 4.И клубнику, и малину, и смородину! Лёгкое похлопывание щёк. 5.А крыжовник ты полил? Не полил, забыл. Похлопывание шеи. 6.Ой, вернись назад да полей весь сад! Поглаживание лица и шеи сверху вниз. | |||
«Самомассаж ушей» | Воздействовать на активные точки на ушах, которые улучшают ток крови. | 1.Ши- ши- ши – что-то шепчут камыши. Ладонями накрыть уши, пальцами захватить затылок и легко постучать по нему. 2.Шах- шах- шах- это утка в камышах. Провести пальцами по краям ушных раковин от верха до мочек. 3.Шей- шей- шей- выходи из камышей. Потерев, зажать край ушной раковины между большим и указательным пальцами. 4.Шах- шах- шах-нет уж утки в камышах. Потянуть ушные раковины верх, в сторону, вниз. 5.Ши- ши- ши- что же шепчут камыши. Погладить уши ладонями. | |||
«Самомассаж тела» | Помочь освободить от накопившейся усталости тело ребенка. | «Неболей-ка» 1.Чтобы горло не болело, Мы его погладим смело. ( Мягко гладить шею сверху вниз) 2.Чтоб не кашлять, не чихать, Надо носик растирать. (Указательными пальцами растирать крылья носа) 3.«Вилку» пальчиками сделай, Массируй ушки ты умело. (Раздвинуть указательный и средний пальцы.Растирать точки перед и за ушами.) 4.Знаем, знаем – да, да, да, Нам простуда не страшна. (Потирать ладони друг о друга) | |||
«Самомассаж спины» | Помочь освободить от накопившейся усталости тело ребенка. | 1.Дождик бегает по крыше - Бом! Бом! Бом! По весёлой звонкой крыше – Бом! Бом! Бом! ( Дети встают друг за другом «паровозиком» и прихлопывают друг друга по спинкам. 2.Дома, дома посидите,- Бом! Бом! Бом! Никуда не выходите,- Бом! Бом! Бом! (Постукивают пальчиками) 3. Почитайте, поиграйте,- Бом! Бом! Бом! А уйду – тогда гуляйте, Бом! Бом! Бом! (Поколачивают кулачками) 4.Дождик бегает по крыше - Бом! Бом! Бом! По весёлой звонкой крыше – Бом! Бом! Бом!(Поглаживают ладошками) Самомассаж. На крылечке ножками потопали, Ручками по щёчкам похлопали. Присели, через пальчики в щель посмотрели. Пальчики в кулак сжимаем, Воздух набираем. Ладошки на грудки положили И давай ладошками по своей грудке стучать. Стук- стук, стук- стук- Вот как получается. Стук- стук, стук-стук- Грудка наслаждается. | |||
«Массаж ног» | Воздействовать на биологически активные центры, находящиеся на ногах, развивать гибкость суставов. | «Акула» Нам акула каракула нипочём, нипочём. Мы акулу каракулу, Кирпичом, кирпичом Мы акулу каракулу кулаком, кулаком. Мы акулу каракулу каблуком каблуком. Испугалася акула и со страху утонула. Сидя на стуле одну ногу кладут на другую. Потирают стопы ладонями. Разминают пальцы стопы. Энергично проводят всеми пальцами руки по стопе. Как бы царапая в направлении от пальца к пятке. Поглаживают стопы. | |||
«Самомассаж глаз» | Дать отдых глазам, усилить кровоснабжение. | - Указательным пальцем правой руки дотронуться до кончика носа так, чтобы палец находился параллельно полу. Сфокусировать взгляд на кончике пальца, смотреть не моргая, до усталости, до слез, фиксировать взгляд на кончике пальца в течение полного дыхания (сделать полный вдох, затем полный выдох). Расслабить глаза. Повторить упражнение, приставив палец к межбровью; - Указательным пальцем правой руки дотронуться до кончика носа, сфокусировать взгляд на кончике пальца. Со вдохом удалять палец от носа как можно дальше в пределах расстояния вытянутой руки, продолжая смотреть на кончик пальца. С выдохом вернуть палец обратно к носу. Повторить упражнение, приставив палец к межбровью; - Закинуть голову назад до упора. Сфокусировать взгляд на кончике носа. Сделать полный вдох, затем полный выдох. Повторить то же, сфокусировав взгляд на области межбровья; - Выполнять круговые вращения глазами сначала по часовой стрелке, затем – против. Делать то же, закрыв глаза. Темп вращения переменный, от медленного до максимально быстрого; - Закрыть глаза ладонями так, чтобы через ладони не проникал свет. Посидеть так немного, давая глазам расслабиться. | |||
«Гимнастика глаз» | Дать отдых глазам, усилить кровоснабжение. | « Заяц белый » Заяц белый, заяц белый, Быстро моргают глазами. Ты куда за лыком бегал? Заяц белый отвечал: «Я не бегал, я скакал». Наклонять и выпрямлять голову вперед, закрыв глаза. Заяц белый, заяц белый, Опять быстро сжимать и разжимать веки Ну а где же ты обедал? Заяц белый отвечал: Наклоны головы вправо-влево «Я сегодня голодал». Закрыть глаза ладонями, расслабив глаза | |||
Январь - февраль | |||||
«Самомассаж лица» | Улучшить питание кровью кожи лица, успокоит головную боль, снять усталость глаз. | «Мельник» Белый, белый мельник Сел на облака. Провести пальцами по лбу от середины к вискам. Из мешка посыпалась Белая мука. Легко постучать пальцами по щекам. Радуются дети, Лепят колобки. Косточками больших пальцев растереть крылья носа. Заплясали сани, Лыжи и коньки. Раздвинув указательный и средний палец, массировать точки за и перед ушами. | |||
«Самомассаж ушей» | Воздействовать на активные точки на ушах, которые улучшают ток крови. | 1. Загнуть руками уши вперед (4 раза); прижать руками ушные раковины, затем отпустить; потянуть руками мочки ушей в стороны, вверх, вниз, отпустить (4 раза); Указательным пальцем освободить слуховые отвороты от «воды». 2. Загибание вперед ушных раковин: быстро загнуть вперед всеми пальцами, прижать, резко отпустить. (Способствует улучшению самочувствия всего организма) 3. Оттягивание ушных раковин: кончиками большого и указательного пальцев потянуть вниз обе мочки ушей 5-6 раз. (Полезно при закаливании горла и полости рта) 4. Массаж козелка: захватить большим и указательным пальцами козелок. Сдавли-вать. Поворачивать его во все стороны в течение 20-30 секунд. (Массаж стимулирует функцию надпочечников, укрепляет нос, горло, гортань, помогает при аллергии) 5. Растирание ушей ладонями. | |||
«Самомассаж рук» | Воздействовать через биоактивные точки пальцев на внутренние органы, вызвать ощущение легкости. | «Плотник» Мастер в руки взял фуганок Остро наточил рубанок. Поглаживание рук от плеча к кисти. Доски гладко остругал, Взял сверло, шурупы взял. Разминать поочерёдно руки пальцами. Доски ловко просверлил, Их шурупами свинтил. Круговые движения пальцами от плеча к кисти. Поработал долотом, Сколотил всё молотком. Постукивание по рукам от плеча к кисти. Получилась рама, Загляденье прямо! Быстро перебирая пальцами, пройтись от плеча до локтя. Прекрасный тот работник Зовётся просто плотник. Погладить обе руки. | |||
«Самомассаж тела» | Помочь освободить от накопившейся усталости тело ребенка. | «Пироги» За стеклянными дверями Стоит мишка с пирогами. Хлопки по левой руке от кисти к плечу. Хлопки по правой руке так же. Здравствуй мишенька – дружок. Сколько стоит пирожок? Хлопки по груди. Хлопки по бокам. Пирожок – то стоит три, А лепить их будешь ты! Хлопки по ногам сверху вниз. Напекли мы пирогов К празднику и стол готов! Поглаживание в той же последовательности. | |||
« Самомассаж спины» | Научить детей выполнять массаж спины, встав друг за другом и положив друг другу на плечи ладони. | « Паровоз » Чух-чух, пыхчу, пыхчу, ворчу, Похлопывание по спине ладонями. Стоять на месте не хочу! Чух-чух, пыхчу, пыхчу, ворчу, Стоять на месте не хочу! Поворот на 180, поколачивание кулачками. Колесами стучу, стучу, Колесами стучу, стучу, Поворот на 180, постукивание пальцами. Колесами стучу, стучу, Садись скорее, прокачу! Поворот на 180, поглаживание ладонями. Чу, чу, чу! Легкое поглаживание пальцами. | |||
«Самомассаж ног» | Воздействовать на биологически активные центры, находящиеся на ногах, развивать гибкость суставов. | «Божьи коровки» Божьей коровки папа идёт. Сидя, гладить ноги сверху до низу Следом за папой мама идёт. Разминать их. За мамой следом детишки идут. Похлопать их ладошками Следом за ними малышки бредут. «Шагать» пальчиками Красные юбочки носят они, Поколачиваем кулачками Юбочки с чёрными точечками. Постукиваем пальчиками На солнышко они похожи, Встречают дружно новый день. Поднять руки вверх, скрестить, Раздвинуть пальцы. А если будет жарко им, То прячутся все вместе в тень. Погладить ноги ладонями спрятать руки. | |||
«Самомассаж стоп» | Воздействовать через биоактивные точки стоп и пальцев ног на внутренние органы, вызвать ощущение легкости. | Ду- ду- ду- от медведя я уйду. Согнуть пальцы правой руки («грабелька») и энергично провести ею 6 раз по подошве левой ноги от пальцев к пятке. Да- да- да- не ходи, медведь, сюда. Сжимать кончик большого пальца. Ды- ды- ды- на тропинке чьи следы? Разминать пальцы ног руками. Оди- оди- оди- мишка в лесу бродит. Плотно захватить большим и указательным пальцами руки ахиллово сухожилие, 3 раза сдавить и отпустить его. Ди- ди- ди- ну, мишка, погоди! Быстро потереть вверх ступни пяткой другой ноги. При повторении поменять ногу. | |||
Март - апрель | |||||
«Самомассаж лица» | Улучшить питание кровью кожи лица, успокоит головную боль, снять усталость глаз. | Летели утки Над лесной опушкой, Слегка касаясь пальцами, провести по лбу 6 раз. Задели ели Самую макушку, Слегка касаясь пальцами, провести по щекам 6 раз. И долго елка Ветками качала… Указательными пальцами массировать крылья но по кругу от себя. | |||
«Самомассаж ушей» | Вызвать образ часового в процессе игры воздействовать на слуховой аппарат и активные точки кишечника, которые находятся на ушных раковинах. | «Часовой» На дальней границе И в холод, и в зной, В зеленой фуражке Стоит часовой. Загнуть руками уши вперед. На дальней границе И ночью, и днем Он зорко, он зорко Следит за врагом. Потянуть руками мочки ушей в стороны, вверх, вниз, опустить. И если лазутчик Захочет пройти, Его остановит Солдат на пути! Указательным пальцем помассировать слуховые отвороты. | |||
«Самомассаж ладошек» | Воздействовать на биологически активные центры, находящиеся на ладошках, развивать гибкость суставов. | «Ладошки» Вот у нас игра какая: Хлоп ладошка, хлоп другая. Хлопки в ладоши Правой, правою ладошкой Мы пошлёпаем немножко. Шлепки по левой руке от плеча к кисти. А теперь ладошкой левой Ты хлопки по громче делай! Тоже по правой. А потом, потом, потом, Даже щёки мы побьём. Хлопки по щекам. Вверх ладошки – хлоп, хлоп. По коленкам шлёп, шлёп. Хлопки над головой. По коленям. По плечам теперь похлопай, По бокам себя пошлёпай. По плечам, по бокам. Можешь хлопнуть за спиной, Хлопаем перед собой. По спине, по груди. Справа – можем, слева – можем! И крест– накрест руки сложим. Поколачивание ладонями по груди слева, справа. И погладим мы себя, Вот какая красота. Поглаживание по рукам, груди, бокам и ногам. | |||
«Самомассаж тела» | Помочь освободить от накопившейся усталости тело ребенка. | « Жарче, дырчатая тучка » Жарче, дырчатая тучка, Поливай водичкой ручки, Растереть ладошки. Плечики и локоточки, Пальчики и ноготочки, Мой затылочек, височки, Подбородочек и щечки! Постукивать пальцами по плечам, локоткам, кистям, затылку, вискам, подбородку, щекам. Трем мочалкою коленочки, Щеточкой трем хорошенечко Пяточки, ступни и пальчики… Чисто-чисто моем мальчика! Чисто-чисто моем девочку, Нашу девочку-припевочку! Растереть ладонями колени, ступни и пальцы ног. | |||
«Самомассаж ног» | Помочь освободить от накопившейся усталости тело ребенка. | « Ножки»
| |||
«Самомассаж стоп» | Воздействовать через биоактивные точки стоп и пальцев ног на внутренние органы, вызвать ощущение легкости. | «Наши ножки» - Дети садятся, снимают обувь, кладут ногу на ногу. На правой руке сгибают пальцы, делая «щеточку», и проводят энергично ими по ступне левой ноги; - Ладонью правой руки энергично трут ступню левой ноги; - Двумя руками разминают пальцы левой ноги; - Правой рукой разминают пятку левой ноги; - Шевелят пальцами левой ноги; - Ладонью правой руки поглаживают ступню левой ноги; - Обеими ладонями поглаживают голеностопный сустав; - Топают ногой по полу. - Повторяют все с правой ноги. | |||
«Самомассаж глаз» | Дать отдых глазам, усилить кровоснабжение. | «Ириски от киски» В гости к нам явилась киска. Всем дает она ириски: Потереть друг о друга средние пальцы рук. Мышке, лебедю, жуку, Псу, зайчонку, петуху. Прикрыть неплотно глаза и провести пальцами, не надавливая сильно на кожу, от внутреннего края глаза к внешнему. Рады, рады все гостинцам! Это видим мы по лицам. Совершать круговые движения зрачками глаз вправо и влево. Все захлопали в ладошки, Побежали в гости к кошке. Хлопки в ладоши Постучать подушечками пальцев друг о друга. | |||
Май | |||||
«Самомассаж лица» | Улучшить питание кровью кожи лица, успокоит головную боль, снять усталость глаз. | Теплый ветер гладит лица, Лес шумит густой листвой. Двумя ладонями провести, не слишком надавливая, от бровей до подбородка и обратно 4 раза. Дуб нам хочет поклониться, Клен кивает головой. От точки между бровями большим пальцем левой руки массировать лоб, проводя пальцем до середины лба у основания волос – 4 раза. А кудрявая березка Провожает всех ребят. Массаж висковых впадин большими пальцами правой и левой рук, совершая вращательные движения – 8 раз. До свидания, лес зеленый, Мы уходим в детский сад! Поглаживание лица ладонями сверху вниз - 4 раза. | |||
«Самомассаж тела» | Помочь освободить от накопившейся усталости тело ребенка. | « Вот какая борода » Да – да – да – есть у деда борода. Потереть ладони друг о друга. Де – де – де – есть сединки в бороде. Руками провести по шее от затылка до яремной ямки.
Ду – ду – ду – расчеши бороду. Большими пальцами мягко провести по шее от подбородка вниз. Да – да – да – надоела борода. Сжав руки в кулаки, возвышениями больших пальцев быстро растереть крылья носа. Ду – ду – ду – сбреем деду бороду. Положить три пальца на лоб всей плоскостью и, мягко надавливая, поглаживать лоб. Ды – ды – ды – больше нет бороды. Раздвинув указательный и средний пальцы, положить их перед и за ушами и с силой растирать кожу. | |||
«Самомассаж глаз» | Вызывать активную циркуляцию в глазах крови, стимулировать нервные окончания снять утомляемость глаз. | « Наши глазки» - Сесть прямо, поставить на опору локти (на стол или спинку стула, на который ребенок садится, как наездник); - Не отрывая локти, соединить ребра ладоней и мизинцы, опустить голову, чтобы ладони легли на закрытые глаза, а лоб упирался в верхнюю часть ладоней и пальцы; - Расслабить мышцы шеи. Точкой опоры становится лоб, ладони лишь прикасаются к глазам; - Легко массировать ладонями глаза. Чередовать надавливание, вращение, поглаживание и вибрацию; выполнять 1-2 минуты. Хорошо, если возникнет ощущение тепла в глазах; - Расслабить глаза. |
Диагностическая таблица оценки качества выполнения
Программы «Непоседы» для детей старшей группы 5- 6 лет
Оценка качества выполнения дополнительной программы «Непоседы»
0- не сформированы двигательные умения и навыки
1- частично сформированы двигательные умения и навыки
2- сформированы двигательные умения и навыки
№ п./п. | Фамилия, имя ребенка | Владеет основными движениями и доступными навыками | Знает о важных и вредных факторах для здоровья, о значении для здоровья гимнастики, соблюдения режима дня | Имеет представление о здоровом образе жизни | Знает ценности здоровья, правильного питания, закаливания, гигиены | Следит за правильной осанкой в игровой, двигательной деятельности и за столом | Оценка качества выполнения программы | ||||||
н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | ||
1 |
| ||||||||||||
2 |
|
| |||||||||||
3 |
|
|
| ||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
6 | |||||||||||||
7 | |||||||||||||
8 | |||||||||||||
9 | |||||||||||||
10 | |||||||||||||
11 | |||||||||||||
12 | |||||||||||||
Итоговый показатель по группе среднее )))значение) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Список литературы:
1. Картушина М.Ю. «Оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет» Москва.
2. «Современные пути оздоровления дошкольников» М.Кузнецова Дошкольное воспитание №6 2002.
3. Картушина М.Ю. «Праздники здоровья для детей 5-6 лет» Москва.
4. Александрова Е.Ю. «Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья» Волгоград: Учитель.
Приложение
Анкета для родителей "О здоровом образе жизни"
Уважаемые родители!
Каждый из вас хотел бы, чтобы ваш ребенок был здоровым. Для того чтобы мы могли помогать вам в процессе укрепления здоровья и физического развития детей, пожалуйста, ответьте на следующие вопросы.
1. Часто ли, на Ваш взгляд, болеет Ваш ребенок?
- да
- нет
2. Причины болезни:
- недостаточное физическое развитие, воспитание ребенка в детском саду;
- недостаточное физическое воспитание в семье;
- и то и другое;
- наследственность, предрасположенность;
- слабый иммунитет.
3. Знаете ли Вы, как укреплять здоровье ребенка?
- да
- частично
- нет
4. Нужна ли Вам помощь детского сада?
- да
- частично
- нет
5. На что, по Вашему мнению, должны обратить особое внимание семья и детский сад, заботясь о здоровье и физическом воспитании ребенка?
- соблюдение режима
- рациональное питание
- полноценный сон
- достаточное пребывание на свежем воздухе
- здоровая гигиеническая среда
- благоприятная психологическая атмосфера
- закаливающие мероприятия
- другое ______________________________________________________
6. Какие меры Вы предпринимаете с целью укрепления здоровья Вашего ребенка?
- посещение врачей
- занятия физическими упражнениями
- закаливание
- дыхательная гимнастика
- массаж
- прогулки на свежем воздухе
- правильное питание
- другое ______________________________________________________
7. Знаете ли Вы, какие оздоровительные мероприятия проводятся в нашем детском саду?
- да
- нет
8. Как Вы относитесь к внедрению в практику работы ДОУ игрового самомассажа?
- поддерживаю
- не поддерживаю
Спасибо за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста "Песочная сказка"
Рабочая программа дополнительного образования "Песочная сказка". Тематическое планирование занятий....
Авторская программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию
Авторская программа дополнительного образования по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста включает в себя темы, вызывающие интерес у детей и расширяет познавательные способ...
Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Мир вокруг ребенка»
Известно, что у дошкольников стихийно складываются свои, глубоко индивидуальные представления о многих явлениях природы, о странах и народах мира, о нашей планете. При этом у детей появляется множеств...
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг»
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество облада...
КОНКУРС. Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Театр и дети» по направлению: социально-коммуникативное развитие
Рабочая программа по дополнительному образованию разработана с учетом Примерной основной общеобразовательной программой «Детство», в соответствии с требованиями ФГОС ДО...
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В
Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...
ПРОГРАММА дополнительного образования детей среднего дошкольного возраста по художественно- творческой деятельности «Пластилиновое чудо» на 2018-2019 учебный год
Исследованиями различных стран установлено, что уровень мыслительной деятельности, развитие речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Занятия п...