Театрализованная деятельность в детском саду.
статья

Миронова Анжелла Эдуардовна

Гармоничное формирование личности ребёнка невозможно без раскрытия и развития его творческих способностей. Именно поэтому в дошкольных образовательных учреждениях особое внимание уделяется театрализованной деятельности, которая помогает увидеть креативный потенциал каждого малыша, а также способствует доступному усвоению знаний, умений и навыков, определённых программой, с гораздо большей продуктивностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность в детском саду.

   Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребёнка в детском саду. Дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

   Основной целью моей работы является развитие творческих способностей и речи детей посредством театрализованной деятельности.

   В процессе театрализованных игр:

1. расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире.

2. развиваются психические процессы: память, внимание, восприятие, воображение.

3. происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного.

4. активизируется и совершенствуется словарный запас, звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность и т. д.

5. совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.

6. развивается эмоционально-волевая сфера, дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения.

7. происходит коррекция поведения

8. развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения.

9. стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.

10. участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

   Цель театрализованной деятельности: формирование устойчивого интереса к театрализованной деятельности, самостоятельности, активного участия в игре с персонажами-игрушками.

   Задачи театрализованной деятельности:

  • учить детей взаимодействовать друг другом в рамках определённого сюжета
  • обогащать словарь детей, способствовать его активизации, совершенствовать диалогическую речь, грамматический строй речи
  • воспитывать коммуникативные способности.

   В процессе театрализованной игры происходит постепенный переход ребёнка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трёх-пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя.

   В своей работе мы совместно с педагогами ДОУ стремимся создать все необходимые условия для театрализованной деятельности детей и наиболее полного раскрытия их творческого и речевого потенциала. Мы располагаем следующими видами театра: пальчиковый, театр би-ба-бо, теневой, настольный театр, театр ложек, театр масок, вязаный театр, театр из перчаток, театр из стаканчиков, театр на палочках, театр на фланелеграфе и т. д.

   Прежде всего, необходимо формировать интерес к театральным играм, складывающийся в процессе просмотра настоящих кукольных спектаклей, которые показывает педагог, взяв за основу содержание знакомых ребёнку потешек, стихов, сказок. Очень важно стимулировать желание ребёнка включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый и хвалит детей, здоровается и прощается, участвует в качестве положительного или отрицательного героя в образовательной деятельности, а дети учат его правилам поведения, счёту, общению и т. д. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребёнок. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувственности и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность.

   Театрализованная деятельность в детском саду позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу.

   Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, как наши воспитанники внимательно и с интересом смотрят показываемые мною потешки, стишки, сказки, с помощью театра игрушек, театра петрушек, а потом с удовольствием всё то, что увидели, повторяют. Театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, точное слово, и музыка. Благодаря таким игровым действием наши ребята начинают говорить, так как театрализованная деятельность является наиболее эффективным средством, доступным для понимания ребёнка.

   Элементы театрализованной деятельности мы включаем во все виды деятельности: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие, а также в повседневную деятельность. Дети берут любой театр и изображают то, что хотят, временами придумывая и свои диалоги. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что даёт им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребёнку устойчивый интерес к родной культуре, родному слову, литературе, театру.

   Театрализованные игры имеют большое воспитательное значение. У детей развиваются навыки общения, в том числе и ситуативные, формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей речевого общения, неуверенности в себе. Благодаря театрализованной игре раскрепощается внутренний мир ребёнка, пропадает комплекс «я не умею».  Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

Гармоничное формирование личности ребёнка невозможно без раскрытия и развития его творческих способностей. Именно поэтому в дошкольных образовательных учреждениях особое внимание уделяется театрализованной деятельности, которая помогает увидеть креативный потенциал каждого малыша, а также способствует доступному усвоению знаний, умений и навыков, определённых программой, с гораздо большей продуктивностью. Воспитателю следует с особой тщательностью подойти к выбору подходящих видов театрализованной деятельности, тем занятий и методике их проведения.

Наиболее полное познание окружающего мира ребёнком происходит через призму доступного и занимательного для него способа переработки информации, то есть с помощью игры. Именно игра положена в основу театрализованной деятельности, подразумевающей импровизацию, оживление предметов, звуко

Как организовать домашний кукольный театр.

   Решив организовать кукольное представление у себя дома, нужно определиться со следующими вещами: где играть и чем играть.

   Удобство кукольного театра заключается в том, что в него можно играть везде. Даже если квартира совсем маленькая, всегда можно найти место, где можно поимпровизировать с куклами.

   Это может быть:

  • Любая плоская поверхность – стол, стул, пол. Такой театр больше подойдёт для совсем маленьких деток, когда родитель берёт любую игрушку и оживляет её своими руками и словами.
  • Картонный ящик. Взяв такой ящик и вырезав одну из стенок, можно получить замечательную сцену. А если ещё проделать дырочки и повесить на проволочке ткань, то получится настоящий занавес.
  • Готовый кукольный театр. Сегодня в магазине игрушек можно найти уже готовую ширму для кукольных представлений. Причём бывают они разных размеров: от самых маленьких, помещающихся на столе, до больших, занимающих полкомнаты.

   Определившись с местом проведения, нужно «нанять актёров». Выбор игрушек для кукольного театра очень велик, это могут быть:

  • Повседневные игрушки ребёнка. Любимая кукла Маша, плюшевый медвежонок и даже трактор – всё это может быть задействовано в кукольном представлении. Хорошо, если у кукол будет несколько нарядов, которые можно будет менять в течении представления.
  • Подручные материалы. В волшебных сказках всё оживает, а значит, их персонажами может быть всё что угодно: веточки, шишки, листочки, каштаны – главное, проявить фантазию.
  • Куклы-перчатки. Это, пожалуй, самые популярные актеры кукольных представлений. Надев на руку такую «перчатку», можно оживить лягушонка, медвежонка и даже дракона. Приобрести их можно в магазинах, а можно сделать и самим.
  • Пальчиковые куклы. Такие куклы предназначены для мини-театра. Они очень удобны для маленьких пальчиков, даже самым маленьким начинающим актерам не составит труда ими управлять.
  • Куклы на палочках. Подходят для верхового театра, когда кукловоды скрыты за ширмой. Такие куклы делаются в основном своими руками. К основе из бумаги или дерева (а можно взять и пальчиковую куклу) прикрепляется палочка, с помощью которой и управляют будущим персонажем.

   Создать свой домашний кукольный театр совершенно не сложно, нужно только проявлять фантазию и воображение. И обязательно стоит подключить к этому увлекательному делу детей, делая игрушки и сцену вместе. Можно не только с интересом провести время, но и приучить малыша к творчеству и самостоятельности. И так замечательно будет потом сказать: «Внимание, занавес!…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и постановка работы по театрализованной деятельности в детском саду.

 Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.  Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки; разви...

Сообщение к педсовету "Театрализованная деятельность в детском саду" , МБДОУ детский сад № 62 город Новочеркасск Ростовской области

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности....

Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»

Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»АктуальностьСегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности ...

Консультация "Театрализованная деятельность в детском саду, роль педагога в театрализованной деятельности дошкольника"

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, р...

Консультация для воспитателей детского сада. Организация театрализованной деятельности в детском саду в летний период

Лето вносит большие перемены в организацию учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Ведущими видами деятельности дошкольников становятся игры, досуги, развлечения и оздоровительные мероприятия, а преобл...

Мастер класс для педагогов МДОУ "Детский сад "Ласточка" : "Театрализованная деятельность в детском саду. "

Мастер класс проведен для педагогов МДОУ "Детский сад "Ласточка", в рамках программы "В гостях у сказки" для обучения и конкретного занятия по совершенствованию практичес...