Рабочая программа подготовительная группа
рабочая программа (подготовительная группа)

Собко Олеся Павловна

Рабочая программа подготовительня группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_podgotovitelnaya_gruppa.docx75.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Степноозёрский центр развития ребёнка  детский сад «Золотая рыбка»

Благовещенского района  Алтайского края

                                                                                                       

Согласовано

на педагогическом Совете

«       » ___________2019г.

«УТВЕРЖДАЮ»                                                                                         Заведующий МБДОУ СЦРР                                                                   детский сад «Золотая рыбка»                                                                                              _____________ Е.И.Березова                                                                                              «___»_____________2019 г.

Рабочая программа

подготовительной к школе группы  для детей 6-7 лет

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

««Степноозёрский центр развития ребёнка  детский сад «Золотая рыбка»

Благовещенского района  Алтайского края

срок реализации 1 год

                                                                                  Составители:  

Собко О.П. воспитатель,

Глубицкер С.Ю. воспитатель

р.п. Степное Озеро

2019г.

Содержание

1

Целевой раздел

3

1.1

Пояснительная записка

3

1.1.1

Цели и задачи Программы

4

1.1.2

Принципы и подходы к формированию и реализации Программы

10

1.1.3

Значимые характеристики, в том числе, характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста

13

1.2

Планируемые результаты освоения Программы

25

2

Содержательный раздел

43

2.1

Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях

43

2.1.1

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

44

2.1.2

Образовательная область «Познавательное развитие»

58

2.1.3

Образовательная область «Речевое развитие»

82

2.1.4

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

94

2.1.5

Образовательная область «Физическое развитие»

124

2.2

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

133

2.3

Содержание коррекционной работы

140

2.4

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

154

2.5

Способы и направления поддержки детской инициативы

156

2.6

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

162

2.7

Иные характеристики содержания Программы

164

3

Организационный раздел

165

3.1

Материально-техническое обеспечение Программы

165

3.2

Обеспеченность методическими материалами и средствами

169

3.3

Режим и распорядок дня

173

3.4

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

183

3.5

Организация развивающей предметно-пространственной среды

185

4

Дополнительный раздел

190

4.1

Возрастные категории детей, на которых ориентирована Программа

192

4.2

Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

193

5

Лист изменений и дополнений

195

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Степноозерский детский сад «Золотая рыбка» Благовещенского района Алтайского края и в соответствии:

- Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;

- Приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по Основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

- Приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Санитарно-эпидемиалогическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаицй (постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 15.05.2013г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»);

- Уставом МБДОУ СЦРР детский сад «Золотая рыбка», утвержденнымПостановлением Администрации Благовещенского района от 23.11.2015 г;

- Лицензией на право ведения образовательной деятельности

- Положением о рабочей группе

Данная Программа сформирована с учетом основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, особенностей образовательного учреждения, региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения, также образовательных потребностей, запросов родителей и педагогов.

Парциальных программ, которые являются взаимодополняющими и целесообразными с точки зрения реализации требований ФГОС ДО, социального заказа родителей:

Пашкевич Т.Д Программа социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста «Расти счастливым».

МБДОУ СЦРР д/с «Золотая рыбка» Программа «Здравушка».

Программа патриотического воспитания «Дом, в котором я живу» МБДОУ СЦРР д/с «Золотая рыбка».

Программа может корректироваться в связи с изменениями:

  • нормативно-правовой базы МБДОУ;
  • образовательного запроса родителей;
  • видовой структуры групп.

Программа направлена на:

-создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видов деятельности;

-создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий успешной социализации и индивидуализации детей.

В части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, представлены парциальные образовательные программы дошкольного образования, направленные на развитие детей в образовательных областях.

Срок реализации Программы: 1 год

  1. . Цели и задачи Программы

В обязательной части.

Целью реализации программы является психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации, личностного развития детей, развития инициативы и творческих способностей на основе:

- сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видов деятельности;

- укрепление физического и психического здоровья детей;

- использование социокультурного потенциала р.п. Степное Озеро;

- актуализации ценностей семьи, родительства и детства.

Цель Программы достигается через решение следующих задач:

  • обеспечение охраны и укрепления здоровья детей;
  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей;
  • обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального образования;
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;
  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В части, формируемой участниками образовательных отношений.

Программа развития математических представлений у дошкольников»

Е.В. Колесниковой.

Цель программы:

1. Формирование запаса знаний, умений, навыков, которые станут базой дальнейшего обучения;

2. Овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение,

обобщение, классификация и т.д.);

3. Формирование умения понять учебную задачу и выполнить её самостоятельно;

4. Формирование умения планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку;

5. Развитие способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;

6. Овладению навыками речевого развития;

7. Развитие мелкой моторики и зрительно - двигательной координации.

Задачи программы:

Образовательные:

- Формировать общее представление о множестве и числе;

- Формировать навыки количественного и порядкового счета в пределах 20;

- Знакомить с составом числа;

- Учить детей решать простейшие арифметические задачи;

- Учить соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;

- Учить сравнивать множества;

- Знакомить с математическими знаками;

Развивающие:

- Развивать логическое мышление;

- Развивать самостоятельность при выполнении поставленной задачи;

- Развивать мелкую моторику, глазомер;

- Развивать инициативу;

Воспитательные:

- Воспитывать внимание;

- Воспитывать организованность;

- Воспитывать самостоятельность и интерес к познанию.

Цели и задачи парциальной программы социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста «Расти счастливым». Пашкевич Т.Д

Цель: социально-эмоциональное развитие и формирование навыков поведения детей посредством сотрудничества детского сада и семьи.

Задачи:

- Создание условий адаптации в социуме, активного действования в нем, основанного на уверенности в себе и эмоциональной отзывчивости.

- Формирование уверенности в себе, своих силах и возможностях.

- Становление умений   осознанно относиться к своим   и   чужим чувствам желаниям, стремлениям.

- Формирование здорового адекватного поведения в обществе, умения ориентироваться и адаптироваться в сложном, противоречивом мире.

- Развитие способности действовать свободно и раскрепощено, но в соответствии с нормами и правилами общества.

Цели и задачи парциальной программы «Здравушка»

МБДОУ СЦРР д/с «Золотая рыбка»

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Задачи:

- Сформировать у ребенка понятия «здоровье», «здоровый образ жизни», «физическая культура», «закаливание», раскрыть смысл и значение здоровья как общечеловеческой ценности и основы развития человека, реализации его преобразующей роли в мире;

- создать представление о физической культуре и закаливающих мероприятиях как об основных факторах, формирующих здоровье человека;

- учить детей правильному использованию физической культуры, её разнообразных средств, закаливающих мероприятий в повседневной жизни;

- формировать потребность в ежедневной двигательной активности, закаливании для достижения чувства «мышечной радости», оптимизма, психологической устойчивости в современных условиях.

Цели и задачи парциальной программы патриотического воспитания

«Дом, в котором я живу» МБДОУ СЦРР д/с «Золотая рыбка»

Цель: формирование нравственно-патриотических чувств через ознакомление с историей, достопримечательностями и социальной действительностью родного поселка.

Задачи:

- формировать знания детей об улицах посёлка и социальных объектах, истории возникновения посёлка;

- формировать знания об истории возникновения завода, основателях завода (первый директор Микитон, Гаркави), о трудовых династиях, знакомство с продукцией и сырьём завода;

- познакомить детей с объектами культуры (дом творчества, школа искусств, поселковая библиотека, дом культуры);

-познакомить с творчеством местных композиторов, поэтов, художников, мастеров прикладного искусства;

-формировать представления об общественной значимости детского сада, школы и других образовательных учреждений посёлка;

-расширять кругозор в вопросах спортивной жизни посёлка, знакомить с видами спорта и спортсменами;

-способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;

- формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину;

- способствовать развитию творческих способностей детей в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале.

  1. Принципы и подходы к формированию Программы.

Обязательная часть.

Принципы формирования программы основаны на ФГОС дошкольного образования, особенностях и традициях организации образовательного процесса, сложившихся в МБДОУ, и определяются на основе организационно-педагогических условий, обеспечивающих стабильные результаты образовательной деятельности:

  • Принцип индивидуального психолого-педагогического сопровождения;
  • Принцип поддержки творческой и социальной успешности воспитанников;
  • Принцип здоровьесберегающего сопровождения детей в образовательном процессе;
  • Принцип продуктивности образования(ориентация на создание детско-взрослых образовательных продуктов);
  • Проектный подход к организации образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
  • Принцип интеграции отдельных образовательных областей;
  • Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;
  • Принцип вариативности образования.

Подходы к формированию Программы:

  • Субъектно-деятельностный подход, признающий за ребенком активность, самостоятельность, инициативность, избирательность, творчество, стремление к сотрудничеству и взаимодействию в детских видах деятельности (культурных практиках);
  • Гуманитарный феноменологический подход, определяющий характерные черты и проявления дошкольного детства XXI века;
  • Культурологический подход, ориентированный на широкое включение в содержание образования художественной культуры, и прежде всего культуры р.п. Степное Озеро, Благовещенского района, Алтайского края.
  • Часть, формируемая участниками образовательных отношений
  • Принципы и подходы парциальной программы «Математические ступеньки» Е.В. Колесниковой
  • Программа:
  • - соответствует принципу развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка;
  • - сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
  • - соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»);
  • - обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации, в которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей;
  • - строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • - основывается на комплексно-тематическом принципе построения
  • образовательного процесса;

Принципы и подходы парциальной программы социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста «Расти счастливым». Пашкевич Т.Д

Принцип нормативности. Соответствие рабочей программы образовательной программе МБДОУ и ФГОС дошкольного образования.

Принцип управляемости реализацией программы.

Предлагает постоянное регулирование и коррекцию на основе психолого – педагогической диагностики уровня освоения детьми образовательной программы ДОУ.

Принцип системно – деятельностного подхода

Предусматривает решение программных образовательных задач в разнообразной совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно – образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

Принцип компетентностного подхода.

Предлагает, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств и компетенций ребенка, обеспечивающих социально – эмоциональное развитие через разные формы работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Принцип интеграции.

Воспитательно-образовательный процесс строится на основе взаимодействия содержания образовательных областей (речевое, художественно – эстетическое, познавательное), взаимопроникновения в разные виды деятельности.

Принцип индивидуализации.

Организация воспитательно – образовательного процесса с учетом возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей детей.

Принцип развивающего образования.

Предусматривает реализацию идей развития ребенка в соответствии с его возрастными, психофизиологическими и индивидуальными особенностями.

Принципы и подходы парциальной программы «Здравушка» МБДОУ СЦРР д/с «Золотая рыбка»

1. Принцип  научности — подкрепление всех проводимых  мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно  обоснованными и практически    апробированными  методиками.

2. Принцип  активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.

3. Принцип  комплексности и  интегративности - решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

4.Принцип  результативности и  гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня

Принципы и подходы парциальной программы патриотического воспитания «Дом, в котором я живу» МБДОУ СЦРР д/с «Золотая рыбка»

1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики) .

3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму») .

4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.

5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра)

9. Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании.

1.1.3.  Значимые для разработки и реализации Программы характеристики.

Основными участниками реализации программы являются: дети дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги.

Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.

Игровые действия детей становятся более сложными.Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее.

Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма.способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.

В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

1.2. Планируемые результаты освоения Программы

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе. Может дать нравственную оценку своим н чужим поступкам/ действиям. Понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние, этические качества, эстетические характеристики. Понимает скрытые мотивы поступков героев литературных произведений, эмоционально откликается. Выполняет обязанности дежурного по столовой, уголку природы. Имеет предпочтение в игре, выборе видов труда и творчества. Проявляет интерес к совместным играм со сверстниками, в том числе игры с правилами, сюжетно-ролевые игры; предлагает варианты развития сюжета, выдерживает принятую роль.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Знает свои имя и фамилию, адрес проживания, имена и фамилии родителей, их профессии. Знает столицу России. Может назвать некоторые достопримечательности родного города/поселения. Знает о значении солнца, воздуха, воды для человека. Ориентируется в пространстве (на себе, на другом человеке, от предмета, на плоскости). Называет виды транспорта, инструменты, бытовую технику. Определяет материал (бумага, дерево, металл, пластмасса). Правильно пользуется порядковыми количественными числительными до 10, уравнивает 2 группы предметов (+1 и -1). Различает круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Соотносит объемные и плоскостные фигуры. Выкладывает ряд предметов по длине, ширине, высоте, сравнивает на глаз, проверяет приложением и наложением. Ориентируется во времени (вчера - сегодня - завтра; сначала - потом). Называет времена года, части суток, дни недели.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Способен конструировать по собственному замыслу. Способен использовать простые схематические изображения для решения несложных задач, строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Правильно держит ножницы, использует разнообразные приемы вырезания. Создает индивидуальные и коллективные рисунки, сюжетные и декоративные композиции, используя разные материалы и способы создания, в т. ч. по мотивам народно-прикладного творчества. Различает жанры музыкальных произведений, имеет предпочтения в слушании музыкальных произведений. Может ритмично двигаться по характеру музыки, самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов, испытывает эмоциональное удовольствие. Умеет выполнять танцевальные движения (поочередное выбрасывание ног в прыжке, выставление ноги на пятку в полуприседе, шаг с продвижением вперед и в кружении). Играет на детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии; может петь в сопровождении муз. инструмента.

Образовательная область «Физическое развитие»

Знает о важных и вредных факторах для здоровья, о значения для здоровья утренней гимнастики, закаливания, соблюдения режима дня. Соблюдает элементарные правила личной гигиены, самообслуживания, опрятности. Умеет быстро и аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдает порядок в шкафчике. Умеет лазать по гимнастической стенке, прыгать в длину с места, с разбега, в высоту с разбега, через скакалку. Умеет перестраиваться в колонну по трое, четверо, равняться, размыкаться, выполнять повороты в колонне. Умеет метать предметы правой и левой руками в вертикальную и горизонтальную цель, отбивает и ловит мяч.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Планируемые результаты освоения парциальной программы

«Математические ступеньки» Е.В.Колесникова

1.Знает числа до второго десятка и записывает их.

2.Понимает независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счета.

3.Использует и пишет математические знаки: плюс, минус, равно, больше, меньше.

4.Решает арифметические задачи и записывает решение.

5.Сравнивает группы однородных и разнородных предметов по количеству.

6.Устанавливает соответствие между количеством предметов, числом и цифрой.

7.Дорисовывает геометрические фигуры до знакомых предметов.

8.Различает и называет геометрические фигуры.

9.Рисует символические изображения предметов в тетради в клетку.

10.Преобразовывает одни геометрические фигуры в другие (путем складывания, разрезания).

11.Раскладывает предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине.

12.Измеряет линейкой отрезки, записывает результаты измерения.

13.Определяет время.

14.Ориентируется на листе бумаги.

15.Определяет положение предмета по отношению к другому.

16.Решает логические задачи на сравнение, классификацию, установление

последовательности событий, анализ и синтез.

17.Понимает задание и выполняет его самостоятельно.

18.Проводит самоконтроль и самооценку выполненной работы.

19.Самостоятельно формулирует учебные задачи.

Планируемые результаты освоения парциальной программы социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста «Расти счастливым». Пашкевич Т.Д

•    Сформированность ведущих характеристик личности ребенка: самостоятельность, активность, целеустремленность, любознательность, коммуникативность, развитие творческих способностей и навыков, самооценки.

•    Обновление содержания и технологий образования воспитанников

•     Построение развивающей среды

•    Снижение детской заболеваемости, повышение сопротивляемости организма ребенка, приобщения к здоровому образу жизни, снижение детской агрессивности.

•    Улучшение психофизического здоровья детей

Планируемые результаты освоения парциальной программы «Здравушка» МБДОУ СЦРР д/с «Золотая рыбка»

1. Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.

2. Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.

З. Овладение навыками самооздоровления.

4. Снижение уровня заболеваемости.

Планируемые результаты освоения парциальной программы патриотического воспитания «Дом, в котором я живу» МБДОУ СЦРР д/с «Золотая рыбка»

Дети способны:

- чувствовать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей;

- проявлять интерес к прошлому, настоящему и будущему своего поселка;

- решать интеллектуальные проблемы (задачи), адекватные возрасту – интеллектуально-развитые;

- проявлять интерес ко всему новому и непонятному, неизведанному – любознательные;

- воображать, придумывать, способны к созданию нового в рамках адекватной возрасту деятельности, способны к поиску разных способов решения одной и той же задачи – креативные;

-  активно участвующие в проведении подвижных игр.

2. Содержательный раздел.

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях

       Направления развития ребенка по образовательным областям.

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области):

  • Социально-коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Физическое развитие

Образовательная деятельность реализуется в соответствии с образовательными областями с учетом используемых в ДОУ вариативных программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данных программ.

2.1.1. Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (обязательная часть) направлена на:

-усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

-развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;

-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

-формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Основная цель: позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным  нормам, традициям семьи, общества и государства.

Основные направления реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:

  • развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей;
  • патриотическое воспитание детей дошкольного возраста;
  • формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;
  • трудовое воспитание.

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу. Воспитывать организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим. Воспитывать заботливое отношение к малышам, пожилым людям; учить помогать им. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность. Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру. Воспитывать уважительное отношение к окружающим. Формировать умение слушать собеседника, не перебивать без надобности. Формировать умение спокойно отстаивать свое мнение. Обогащать словарь формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения). Расширять представления детей об их обязанностях, прежде всего в связи с подготовкой к школе. Формировать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.

Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание.

Образ Я. Развивать представление о временной перспективе личности, об изменении позиции человека с возрастом (ребенок посещает детский сад, школьник учится, взрослый работает, пожилой человек передает свой опыт другим поколениям). Углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем. Закреплять традиционные гендерные представления, продолжать развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу. Семья. Расширять представления детей об истории семьи в контексте истории родной страны (роль каждого поколения в разные периоды истории страны). Рассказывать детям о воинских наградах дедушек, бабушек, родителей. Закреплять знание домашнего адреса и телефона, имен и отчеств родителей, их профессий. Детский сад. Продолжать расширять представления о ближайшей окружающей среде (оформление помещений, участка детского сада, парка, сквера). Учить детей выделять радующие глаз компоненты окружающей среды (окраска стен, мебель, оформление участка и т. п.). Привлекать детей к созданию развивающей среды дошкольного учреждения (мини-музеев, выставок, библиотеки, конструкторских мастерских и др.); формировать умение эстетически оценивать окружающую среду, высказывать оценочные суждения, обосновывать свое мнение. Формировать у детей представления о себе как об активном члене коллектива: через участие в проектной деятельности, охватывающей детей младших возрастных групп и родителей; посильном участии в жизни дошкольного учреждения (адаптация младших дошкольников, подготовка к праздникам, выступлениям, соревнованиям в детском саду и за его пределами и др.). Родная страна. Расширять представления о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети. Нa основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине. Углублять и уточнять представления о Родине — России. Поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения. Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России (гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы). Развивать представления о том, что Российская Федерация (Россия) -огромная, многонациональная страна. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям. Расширять представления о Москве - главном городе, столице России. Расширять знания о государственных праздниках. Рассказывать детям о Ю. А. Гагарине и других героях космоса. Углублять знания о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов (возлагать с детьми цветы к обелискам, памятникам и т. д.).

Самообслуживание, самостоятельность трудовое воспитание.

Культурно-гигиенические навыки. Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь индивидуальным полотенцем, правильно чистить зубы, полоскать рот после еды, пользоваться носовым платком и расческой. Закреплять умения детей аккуратно пользоваться столовыми приборами; правильно вести себя за столом; обращаться с просьбой, благодарить. Закреплять умение следить за чистотой одежды и обуви, замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично сообщать товарищу о необходимости что-то поправить в костюме, прическе. Самообслуживание. Закреплять умение самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить). Закреплять умение самостоятельно, быстро и аккуратно убирать за собой постель после сна. Закреплять умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, без напоминания убирать свое рабочее место. Общественно-полезный труд. Продолжать формировать трудовые умения и навыки, воспитывать трудолюбие. Приучать детей старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, радоваться результатам коллективного труда. Развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, оказывать друг другу помощь. Закреплять умение планировать трудовую деятельность, отбирать необходимые материалы, делать несложные заготовки. Продолжать учить детей поддерживать порядок в группе и на участке: протирать и мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки (в том числе книги и игрушки воспитанников младших групп детского сада). Продолжать учить самостоятельно наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой - от снега, поливать песок в песочнице; украшать участок к праздникам. Приучать детей добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: полностью сервировать столы и вытирать их после еды, подметать пол. Прививать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе. Формировать навыки учебной деятельности (умение внимательно слушать воспитателя, действовать по предложенному им плану, а также самостоятельно планировать свои действия, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности). Труд в природе. Закреплять умение самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы: поливать комнатные растения, рыхлить почву, мыть кормушки, готовить корм для рыб, птиц, морских свинок и т. п. Прививать детям интерес к труду в природе, привлекать их к посильному участию: осенью - к уборке овощей с огорода, сбору семян, выкапыванию луковиц, клубней цветов, перекапыванию грядок, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы; зимой - к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам, выращиванию зеленого корма для птиц и животных (обитателей уголка природы), посадке корнеплодов, выращиванию с помощью воспитателя цветов к праздникам; весной - к перекапыванию земли на огороде и в цветнике, к посеву семян (овощей, цветов), высадке рассады; летом - к участию в рыхлении почвы, прополке и окучивании, поливе грядок и клумб. Уважение к труду взрослых. Расширять представления о труде взрослых, о значении их труда для общества. Воспитывать уважение к людям труда. Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой родного города (поселка). Развивать интерес к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы.

Формирование основ безопасности

Безопасное поведение в природе. Формировать основы экологической культуры. Продолжать знакомить с правилами поведения на природе. Знакомить с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенными в нее. Уточнять и расширять представления о таких явлениях природы, как гроза, гром, молния, радуга, ураган, знакомить с правилами поведения человека в этих условиях. Безопасность на дорогах. Систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомить с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект». Продолжать знакомить с дорожными знаками - предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными. Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Расширять представления детей о работе ГИБДД. Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте. Развивать свободную ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности. Безопасность собственной жизнедеятельности. Формировать представления о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды (электроприборы, газовая плита, инструменты и бытовые предметы). Закреплять правила безопасного обращения с бытовыми предметами. Закреплять правила безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, катание на санках, коньках, лыжах и др.). Подвести детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности, учить оценивать свои возможности по преодолению опасности. Формировать у детей навыки поведения в ситуациях: «Один дома», «Потерялся», «Заблудился». Формировать умение обращаться за помощью к взрослым. Расширять знания детей о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи. Уточнять знания о работе пожарных, правилах поведения при пожаре. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03». Закреплять умение называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.

2.1.2. Содержание образовательной области «Познавательное развитие» (обязательная часть) направлена на: формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектовокружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме,темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве,представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».

Основная цель: развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие.

Задачи:

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной

мотивации;

  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях,

объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

  • формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве,

представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках,

  • формирование первичных представлений о планете Земля как общем

доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Первичные представления об объектах окружающего мира.Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире;о простейших связях между предметами ближайшего окружения. Углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов. Расширять представления о качестве поверхности предметов и объектов.Учить применять разнообразные способы обследования предметов(наложение, приложение, сравнение по количеству и т. д.).Развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, фокусы; привлекать к простейшим экспериментами наблюдениям.

Сенсорное развитие. Развивать зрение, слух, обоняние, осязание,вкус, сенсомоторные способности.Совершенствовать координацию руки и глаза; развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности.Развивать умение созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться), направляя внимание на более тонкое различение их качеств.

Учить выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; сравнивать предметы по форме, величине, строению, положению впространстве, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетанияцветов и оттенков, различные звуки (музыкальные, природные и др.).Развивать умение классифицировать предметы по общим качествам(форме, величине, строению, цвету).Закреплять знания детей о хроматических и ахроматических цветах.

Проектная деятельность. Развивать проектную деятельность всехтипов (исследовательскую, творческую, нормативную).В исследовательской проектной деятельности формировать умениеуделять внимание анализу эффективности источников информации. Поощрять обсуждение проекта в кругу сверстников.Содействовать творческой проектной деятельности индивидуальногои группового характера.В работе над нормативными проектами поощрять обсуждение детьмисоответствующих этим проектам ситуаций и отрицательных последствий,которые могут возникнуть при нарушении установленных норм.Помогать детям в символическом отображении ситуации, проживании ее основных смыслов и выражении их в образной форме.

Дидактические игры. Продолжать учить детей играть в различныедидактические игры (лото, мозаика, бирюльки и др.). Развивать умениеорганизовывать игры, исполнять роль ведущего.Учить согласовывать свои действия с действиями ведущего и другихучастников игры.Развивать в игре сообразительность, умение самостоятельно решатьпоставленную задачу.Привлекать детей к созданию некоторых дидактических игр («Шумелки», «Шуршалки» и т. д.). Развивать и закреплять сенсорные способности.Содействовать проявлению и развитию в игре необходимых для подготовки к школе качеств: произвольного поведения, ассоциативно-образного и логического мышления, воображения, познавательной активности.

Приобщениек социокультурным ценностям

Расширять и уточнять представления детей о предметном мире.Формировать представления о предметах, облегчающих труд людейна производстве.Обогащать представления о видах транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный).Продолжать знакомить с библиотеками, музеями.Углублять представления детей о дальнейшем обучении, формировать элементарные знания о специфике школы, колледжа, вуза (повозможности посетить школу, познакомиться с учителями и учениками и т. д.).Расширять осведомленность детей в сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство и сфера услуг, сельское хозяйство), представления об их значимости для жизни ребенка, его семьи,детского сада и общества в целом.Через экспериментирование и практическую деятельность дать детям возможность познакомиться с элементами профессиональной деятельности в каждой из перечисленных областей (провести и объяснитьпростейшие эксперименты с водой, воздухом, магнитом; создать коллективное панно или рисунок, приготовить что-либо; помочь собрать напрогулку младшую группу; вырастить съедобное растение, ухаживать задомашними животными).Расширять представления об элементах экономики (деньги, их история, значение для общества, бюджет семьи, разные уровни обеспеченности людей, необходимость помощи менее обеспеченным людям, благотворительность).Формировать элементарные представления об эволюции Земли (возникновение Земли, эволюция растительного и животного мира), местечеловека в природном и социальном мире, происхождении и биологической обоснованности различных рас.Формировать элементарные представления об истории человечествачерез знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура,мифы и легенды народов мира), игру и продуктивные виды деятельности.Рассказывать детям о том, что Земля - наш общий дом, на Земле много разных стран; о том, как важно жить в мире со всеми народами, знать иуважать их культуру, обычаи и традиции. Расширять представления о своей принадлежности к человеческомусообществу, о детстве ребят в других странах, о правах детей в мире (Декларация прав ребенка), об отечественных и международных организациях, занимающихся соблюдением прав ребенка (органы опеки, ЮНЕСКОи др.). Формировать элементарные представления о свободе личностикак достижении человечества.

Формирование элементарныхматематических представлений

Количество и счет.Развивать общие представления о множестве:умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определеннымипризнаками.Упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или отдельных его частей. Устанавливать отношения междуотдельными частями множества, а также целым множеством и каждой егочастью на основе счета, составления пар предметов или соединения предметов стрелками.Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами.Знакомить с числами второго десятка.Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).Учить называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет),последующее и предыдущее число к названному, или обозначенному цифрой, определять пропущенное число. Знакомить с составом чисел в пределах 10.Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей (различение, набор и размен монет).Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоватьсязнаками действий: плюс (+),минус (–) и знаком отношения равно (=).

Величина.Учить считать по заданной мере, когда за единицу счетапринимается не один, а несколько предметов или часть предмета. Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета(бумаги, ткани и др.), а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две частииз четырех (две четвертых) и т. д.); устанавливать соотношение целого ичасти, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.Формировать у детей первоначальные измерительные умения. Учить измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) спомощью условной меры (бумаги в клетку).Учить детей измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощьюусловной меры.Дать представления о весе предметов и способах его измерения.Сравнивать вес предметов (тяжелее - легче) путем взвешивания их наладонях. Познакомить с весами.Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.

Форма.Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.Дать представление о многоугольнике (на примере треугольника ичетырехугольника), о прямой линии, отрезке прямой.Учить распознавать фигуры независимо от их пространственногоположения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать поразмерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.Моделировать геометрические фигуры; составлять из несколькихтреугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов - один большой прямоугольник; из частей круга - круг, из четырех отрезков - четырехугольник, из двух коротких отрезков - один длинныйи т. д.; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигурпо собственному замыслу.Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей;воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.Ориентировка в пространстве.Учить детей ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради,книги и т. д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху,внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правомнижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).  Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движенияв пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз;самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условныеобозначения (знаки и символы).

Ориентировка во времени.Дать детям элементарные представленияо времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.Учить пользоваться в речи понятиями: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время».Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулироватьсвою деятельность в соответствии со временем; различать длительностьотдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час).Учить определять время по часам с точностью до 1 часа.

Ознакомлениес миром природы.

Расширять и уточнять представления детей о деревьях, кустарниках,травянистых растениях; растениях луга, сада, леса. Конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений. Знакомить со способами их вегетативного размножения(черенками, листьями, усами). Учить устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды. Знакомить с лекарственными растениями (подорожник, крапива и др.).Расширять и систематизировать знания о домашних, зимующих иперелетных птицах; домашних животных и обитателях уголка природы.Продолжать знакомить детей с дикими животными. Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающейсреде.Расширять знания детей о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся. Знакомить с некоторыми формами защиты земноводных и пресмыкающихся от врагов (например, уж отпугивает враговшипением и т. п.).Расширять представления о насекомых. Знакомить с особенностямиих жизни (муравьи, пчелы, осы живут большими семьями, муравьи - вмуравейниках, пчелы - в дуплах, ульях).Учить различать по внешнему виду и правильно называть бабочек(капустница, крапивница, павлиний глаз и др.) и жуков (божья коровка,жужелица и др.). Учить сравнивать насекомых по способу передвижения(летают, прыгают, ползают).Развивать интерес к родному краю. Воспитывать уважение к труду сельских жителей (земледельцев, механизаторов, лесничих и др.) Учить обобщать и систематизировать представления о временах года.Формировать представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот. Наблюдать такие явления природы, как иней,град, туман, дождь.

Закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказахи продуктивных видах деятельности.Объяснить детям, что в природе все взаимосвязано.Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые - опылители растений, то

растения не дадут семян и др.).Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле вомногом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почваблагоприятно сказываются на здоровье и жизни человека.Закреплять умение правильно вести себя в природе (не ломать кустови ветвей деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и др.).Оформлять альбомы о временах года: подбирать картинки, фотографии, детские рисунки и рассказы.

Сезонные наблюдения.Осень.Закреплять знания детей о том, что сентябрь первый осенний месяц. Учить замечать приметы осени (похолодало; земля от заморозков стала твердой; заледенели лужи; листопад; иней на почве).Показать обрезку кустарников, рассказать, для чего это делают.Привлекать к высаживанию садовых растений (настурция, астры) вгоршки.Учить собирать природный материал (семена, шишки, желуди, листья) для изготовления поделок.Зима.Обогащать представления детей о сезонных изменениях вприроде (самые короткие дни и длинные ночи, холодно, мороз, гололеди т. д.).Обращать внимание детей на то, что на некоторых деревьях долгосохраняются плоды (на рябине, ели и т. д.). Объяснить, что это кормдля птиц.Учить определять свойства снега (холодный, пушистый, рассыпается, липкий и др.; из влажного тяжелого снега лучше делать постройки).Учить детей замечать, что в феврале погода меняется (то светит солнце, то дует ветер, то идет снег, на крышах домов появляются сосульки).Рассказать, что 22 декабря - самый короткий день в году.Привлекать к посадке семян овса для птиц.Весна.Расширять представления дошкольников о весенних изменениях в природе (чаще светит солнце, зацветают подснежники;распускаются почки на деревьях и кустарниках, начинается ледоход;пробуждаются травяные лягушки, жабы, ящерицы; птицы вьют гнезда; вылетают бабочки  - крапивницы; появляются муравьи).Познакомить с термометром (столбик с ртутью может быстро подниматься и опускаться, в зависимости от того, где он находится — в тениили на солнце). Наблюдать, как высаживают, обрезают деревья и кустарники.Учить замечать изменения в уголке природы (комнатные растенияначинают давать новые листочки, зацветают и т. д.); пересаживать комнатные растения, в том числе способом черенкования.Учить детей выращивать цветы (тюльпаны) к Международномуженскому дню.Знакомить детей с народными приметами: «Длинные сосульки - к долгой весне», «Если весной летит много паутины, лето будет жаркое» и т. п.Лето.Уточнять представления детей об изменениях, происходящихв природе (самые длинные дни и короткие ночи, тепло, жарко; бываютливневые дожди, грозы, радуга). Объяснить, что летом наиболее благоприятные условия для ростарастений: растут, цветут и плодоносят.Знакомить с народными приметами: «Радуга от дождя стоит долго - к ненастью, скоро исчезнет - к ясной погоде», «Вечером комары летают густым роем - быть теплу», «Появились опята - лето кончилось». Рассказать о том, что 22 июня - день летнего солнцестояния (самый долгий день в году: с этого дня ночь удлиняется, а день идет наубыль).Знакомить с трудом людей на полях, в садах и огородах. Воспитывать желание помогать взрослым.

Содержание образовательной области «Познавательное развитие»

(часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений)

Содержание работы в соответствии с парциальной программой «Математические ступеньки» Колесниковой Е.В.

Количество и счет

Закрепить: умение писать цифры от 1 до 10; представления о числах и цифрах от 0 до 10 на основе сравнения двух множеств; умение делать из

неравенства равенство.

Продолжать учить: считать по образцу и названному числу в пределах 10;

понимать независимость числа от величины, расстояния,

пространственного расположения предметов, направлений счета;

сравнивать группы разнородных предметов; отгадывать математические

загадки; записывать решение задачи (загадки) с помощью математических

знаков, цифр, чисел; правильно использовать и писать математические

знаки +, -, =,<, >; сравнивать количество предметов и записывать

соотношения при помощи знаков и цифр; устанавливать соответствие

между количеством предметов, числом и цифрой; решать арифметические

задачи, примеры на сложение и вычитание; решать логические задачи.

Учить: считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке; определять

место того или иного числа в ряду (10—20) по его отношению к

предыдущему и последующему числу; различать количественный и

порядковый счет в пределах 10; различать количественный и порядковый

счет в пределах 20, правильно отвечать на вопросы: Сколько? Который?

Какой по счету?; воспроизводить количество движений по названному

числу.

Продолжать знакомить: с составом числа из двух меньших (до десяти);

Стихами, загадками, считалками, пословицами, в которых присутствуют

числа и другие математические понятия (части суток, дни недели, времена

года).

Познакомить: с числами от 11 до 20 и новой счетной единицей —

десятком; числами второго десятка и их записью.

Величина

Продолжать учить: раскладывать предметы в возрастающем и убывающем

порядке по величине, ширине, высоте, толщине, употреблять сравнения

(большой, поменьше, еще меньше, еще меньше, самый маленький,

высокий, ниже, еще ниже, еще ниже, самый низкий); делить предмет на 2,

4, 6, 8 и более частей и понимать, что часть меньше целого, а целое

больше части.

Учить: измерять линейкой, определять результаты измерения в

сантиметрах; изображать отрезки заданной длины с помощью линейки.

Развивать глазомер.

Геометрические фигуры

Закрепить: знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник,

прямоугольник, овал, трапеция); умение дорисовывать геометрические

фигуры до знакомых предметов.

Продолжать учить: рисовать символические изображения предметов из

геометрических фигур в тетради в клетку; выкладывать из счетных

палочек геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник,

трапецию); преобразовывать одни фигуры в другие (путем складывания,

разрезания).

Учить: классифицировать геометрические фигуры по разным основаниям

(виду, величине); называть и показывать элементы геометрических фигур

(вершины, стороны, углы). Познакомить с геометрическими фигурами

(ромб, пятиугольник, шестиугольник).

Ориентировка во времени

Закреплять и углублять временные представления о частях суток, днях

недели, временах года, месяцах. Продолжать учить устанавливать

различные временные отношения. Познакомить с часами (стрелки,

циферблат). Учить определять время с точностью до получаса.

Ориентировка в пространстве

Закреплять умение: ориентироваться на листе бумаги;

определять словом положение предмета по отношению к бебе, другому лицу (справа, слева, впереди, сзади).

Упражнять в определении расположения предметов на листе бумаги.

Продолжать учить пользоваться тетрадью в клетку.

Логические задачи

Продолжать учить:

решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление

последовательности событий, анализ и синтез. Развивать способность к

установлению конкретных связей и зависимостей.

2.1.3. Содержание образовательной области «Речевое развитие» (обязательная часть)предполагает:

  • овладение ребенком речью как средством общения и культуры;

обогащение активного словаря;

  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и

монологической речи;

  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического

слуха; -знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как

предпосылки обучения грамоте.

Развитие речи

Развивающая речевая среда. Приучать детей - будущих школьников - проявлять инициативу с целью получения новых знаний. Совершенствовать речь как средство общения. Выяснять, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно и почему, какие рассказы (о чем) предпочитают слушать и т. п. Опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением с воспитателем и сверстниками. Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения. Помогать осваивать формы речевого этикета. Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях. Приучать детей к самостоятельности суждений.

Формирование словаря. Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей. Побуждать детей интересоваться смыслом слова. Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания. Помогать детям осваивать выразительные средства языка. Звуковая культура речи. Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями. Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи. Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении. Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т. д.).

Связная речь. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения. Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их. Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его. Развивать умение составлять рассказы из личного опыта. Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.

Подготовка к обучению грамоте. Дать представления о предложении (без грамматического определения). Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности. Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами на части. Учить составлять слова из слогов (устно). Учить выделять последовательность звуков в простых словах.

Художественная литература.

Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать у детей чувство юмора. Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову. Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы). Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением. Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа подготовительной группы по программе "От рождения до школы" ФГОС

Разработа по ФГОС. Содержит планирование по 5 образовательным областям....

Рабочая программа подготовительной группы в соответствии с программой «От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, В.В.Гербовой.

Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и ф...

Рабочая программа подготовительной группы (6-7лет) срок реализации программы 2017-2018 уч. г.

Эта медадическая разработка, поможет р работе с детьми подготовительной к школе группы, работающих по программе "От рождения до школы"......

Рабочая программа подготовительная группа составленная на основе программы "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы

Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы разработана в соответствии с основной примерной общеобразовательной программой, в соответствии с Федеральным государственным образовательным...

Рабочая программа подготовительной группы по программе "Радуга"

Рабочая программа разработана в соответствии   с пунктом 6 части 1 статьи Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».Данная рабочая...