Картотека русских народных игр для детей дошкольного возраста
картотека

Воробьева Марина Анатольевна

Картотека русских народных игр для детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_igry.docx35.78 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека русских народных игр для детей дошкольного возраста

 «Гори ясно»

Цель: упражнять детей в умении самостоятельно менять направление движения со сменой тембровой окраски музыки. Воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.

Ход игры: 

Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке.

Все дети идут вправо по кругу, водящий машет платочком.

Дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий скачет внутри круга. С окончанием музыки останавливается и встает перед двумя стоящими в кругу детьми.

Играющие хором поют считалочку:

«Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Раз, два, три!»

На слова «Раз, два, три!» 3 раза хлопают в ладоши, а водящий взмахивает платком. После этого выбранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремиться прибежать первым, взять у водящего платочек и высоко поднять его.

 

«Ворон»

Цель: двигаться в соответствии с плясовым характером музыки и передавать содержание текста песни. Уметь расширять и сужать круг. Отрабатывать дробный шаг и разнообразные знакомые плясовые движения.

Ход игры: 

Дети стоят по кругу. Выбирается заранее один ребёнок, изображающий «ворона». (Он стоит в кругу вместе со всеми)

Ой, ребята, та-ра-ра!

На горе стоит гора,

А на той горе дубок,

А на дубе воронок.

Ворон в красных сапогах,

В позолоченных серьгах.

Черный ворон на дубу,

Он играет во трубу.

Труба точеная,

Позолоченная,

Труба ладная,

Песня складная.

С окончание песни «Ворон» выбегает из круга, все закрывают глаза, «ворон» обегает круг, дотрагивается до чьей-нибудь спины, а сам становится в круг.

 

«Солнце»

Цель: действовать в соответствии с текстом песни. Ходить по кругу, взявшись за руки, спокойным, хороводным шагом. Уметь расширять и сужать круг. Учить стремительному бегу.

Ход игры: 

Дети стоят по кругу. В центре «солнце» - ребёнок.

Гори солнце ярче,             - Дети ходят

Лето будет жарче.         - по кругу.

Я зима теплее,                 - Идут в центр.

А весна милее                   - Из центра обратно.

А зима теплее,                 - В центр.

А весна милее.                  - Обратно.

После слов «солнце» (ловишка) ловит детей.

 

«Теремок»

Цель: развивать у детей умение передавать в движении содержание музыкального произведения. Воспитывать выдержку, выразительность игровых образов.  

Ход игры: 

Дети стоят, взявшись за руки в кругу. Заранее выбранные «звери» - Мышка, Лягушка, Лисичка, Зайка и Медведь.

Стоит в поле теремок, теремок.  Дети («теремок») идут по

Он не низок, не высок, не высок.      кругу и поют.

Вот по полю, полю мышка бежит, Мышка бежит за кругом.

У дверей остановилась и стучит:  Дети останавливаются.

«Кто, кто в теремочке живёт?     Мышка стучит, поёт,

Кто, кто в не высоком живёт?»     вбегает в круг.

Стоит в поле теремок, теремок.   Дети («теремок») идут по

Он не низок, не высок, не высок.        кругу и поют.

Вот по полю лягушка бежит,      Лягушка прыгает за кругом.

У дверей остановилась и стучит:   Дети останавливаются.

 «Кто, кто в теремочке живёт?  Лягушка стучит и поёт.

Кто, кто в не высоком живёт?»

Мышка. «Я – Мышка – норушка, а ты кто?»

Лягушка. «А я – Лягушка – квакушка»

Мышка. «Иди ко мне жить!»

Таким же образом входят в круг «Лисичка» и «Зайка». Когда к терему подходит «Медведь», он говорит: «Я Мишка – всех ловишка» - все звери разбегаются, а Медведь их ловит.

 

«Сова»

Цель: развивать у детей способность выразительно передавать игровой образ. Учить двигаться легко, свободно. Воспитывать  выдержку, внимание. Проявлять творчество.

Ход игры: 

Один из играющих изображает «сову», остальные  –мышей. Сова выкрикивает: «Утро!» Тут же мыши начинают бегать, скакать, делать различные телодвижения. Сова кричит: «День!»  Мыши продолжают двигаться. Сова говорит: «Вечер1» Мыши встают в круг, ходят вокруг совы и поют:

Ах ты, совушка - сова,

Золотая голова.

Что ты ночью не спишь,

Всё на нас глядишь?

Сова говорит: «Ночь!» При этом слове мыши  мгновенно замирают, не двигаясь. Сова подходит к каждому из играющих и различными движениями и весёлыми гримасами старается какое-либо движение, из игры выбывает.

 

«Чурилки»

Цель: воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.

Ход игры: 

Играющие выбирают двоих детей. Одному завязывают платком глаза, другому дают бубен (или колокольчик); затем ведут вокруг них хоровод и поют:

Колокольцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы.

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон?

После этих слов игрок с бубном начинает звонить и ходить в круге, а жмурка старается его поймать.

Как только жмурка поймает его, их меняют другие игроки. Игра продолжается.

 

«Баба - Яга»

Цель: продолжать учить стремительному бегу, развивать творчество, передавая игровой образ.

Ход игры: 

Играющие выбирают Баба – Яга. Она находится в центре круга. Дети ходят по кругу и поют:

Баба-Яга, костяная нога,,             - Дети ходят

С печки упала, ногу сломала.         - по кругу.

Пошла в огород, испугала народ.  - Идут в центр.

Побежала в баньку,                   - Из круга обратно.

Испугала зайку.                 

После песни дети разбегаются, Баба-Яга ловит детей.

 

«Медведь»

Цель: развивать эмоциональное отношение к игре. Вырабатывать у детей выдержку. Продолжать учить стремительному бегу.

Ход игры: 

Один из детей изображает медведя. Он делает вид, что спит. Дети собирают грибы и ягоды, поют:

У медведя во бору,

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

Всё на нас глядит.

А потом как зарычит

И за нами побежит.

Медведь встает и начинает гоняться за детьми.

 

 

«Репка»

Цель: продолжать учить спокойному, хороводному шагу и легкому бегу. Воспитывать выдержку, выразительность игро

Ход игры: 

Один из детей изображает медведя. Он делает вид, что спит. Дети собирают грибы и ягоды, поют:

У медведя во бору,

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

Всё на нас глядит.

А потом как зарычит

И за нами побежит.

Медведь встает и начинает гоняться за детьми.

 

 

«Ловушка»

Цель: выразительно передавать содержание музыки. Самостоятельно начинать движение после вступления. Быстро реагировать на смену регистра, сменой движений. Упражнять в поскоке, легком беге и простом шаге. Воспитывать выдержку, умение подчиняться правилам игры, укреплять дружеские, доброжелательные взаимоотношения.

Ход игры: 

Играющие стоят в кругу, в разных местах которого выбирают 5-6 детей. Им дают цветные платочки. Все стоят в общем кругу.

Дети идут по кругу и поют:

Скок, скок, сапожок,

Выходи-ка на лужок,

То прыжком, то бочком,

Топай, топай каблучком.

Останавливаются. Дети с платочками выходят в середину круга, двигаются внутри него легким поскоком. Стоящие по кругу хлопают в ладоши.

Стоящие в кругу

 

«Обеги круг»

Цель: учить двигаться спокойным шагом по кругу. Воспитывать внимание, выдержку.

Ход игры: 

Дети вместе с воспитателем становятся в круг. Идут по кругу и поют народную считалку:

Водица, водица,

Студеная быстрица,

Обеги вокруг,

Напои наш луг!

Воспитатель называет двух детей, стоящих рядом друг с другом. Дети поворачиваются  спиной и бегут в разные стороны. Каждый старается прибежать на свое место первым.

 

«Огуречик»

Цель: закрепить навыки выполнения легких прыжков с продвижением вперед  и легкого стремительного бега.

Ход игры: 

Ребенок в шапочке мышки сидит на стуле в стороне. Напротив него группой стоят дети. Руки у играющих находятся на поясе. Дети исполняют потешку:

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик.

Легкими прыжками продвигаются к «ловишке». Останавливаются, грозят пальчиком «ловишке» со словами:

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

Мышка бежит за ребятами, стараясь их догнать.

 

«Кто у нас хороший?»

Цель: закреплять спокойный шаг, умение двигаться галопом по кругу, использовать знакомые плясовые движения.

Ход игры: 

Дети стоят в кругу. В центре «Ванечка». Дети идут по кругу и поют народную песню:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка хороший,

Ванечка пригожий.

Ванечка выполняет пружинку с поворотом.

На коня садится –

Конь завеселится.

Плеточкой помашет –

Конь под ним запляшет.

Машет плеточкой, ходит высоко поднимая ноги.

Мимо сада едет –

Садик зеленеет,

Цветы расцветают,

Пташки распевают.

Двигается по кругу галопом.

К дому подъезжает,

Со коня слезает,

Со коня слезает –

Олечка встречает.

Выбирает девочку.

Пляшут Ванечка с девочкой. Остальные дети хлопают в ладоши.  

 

«Две тетери»

Цель: Совершенствовать спокойный шаг по кругу, легкий бег, выразительность рук.  

Ход игры: 

Играющие стоят в кругу, взявшись за руки. За кругом двое детей, изображающих тетерев и ребенок – «охотник».

Дети идут по кругу и поют:

Как на нашем на лугу

Стоит чашка творогу..

Останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх. «Взлетают» тетери на слова:

Прилетели две тетери,

Поклевали   -  Тетери клюют

Улетели … -   Улетают.

Ш-ш-ш-ш   -  

Дети имитируют движения веточек, шумящих на ветру деревьев.

«Охотник» догоняет «тетерев».

 

«Жучки»

Цель: 

Ход игры: 

Дети – «жучки» стоят по кругу (врассыпную). В центре водящий – взрослый или ребенок.  Водящий поет:

По дороге жук, жук,

По дороге черный,

Посмотрите на него –

Вот какой проворный.

Дети бегут на носочках.

«Жуки»  летают.

Он на спинку упал,

Лапками задрыгал,

Крылышками замахал,

Весело запрыгал.

Дети ложатся на спину и перебирают в воздухе ногами и руками – «жучки» барахтаются.

По дороге жук, жук,

По дороге черный,

Посмотрите на него –

Вот какой проворный

«Жуки» летают.

С окончанием песни взрослый, «ловит» жучков. Если «ловишка» ребенок,  ему  напоминают: «Оленька, лови жучков».

 

 

 

 

«Зайка»

Цель: закрепить умение выразительно передавать игровой образ, легко прыгать на 2-х ногах, легко, стремительно бегать.

Ход игры: 

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Сидят.

«Ушки»

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп – 2 раза

Надо лапочки погреть.

Стоят, хлопают в ладоши.

Зайке холодно стоять,

Надо Зайке поскакать

Скок, скок, скок, скок

Надо Зайке поскакать.

Прыгают на двух ногах.

Взрослый: Зайку кто-то испугал.

 Дети убегают на места.

 

«Гуси, вы гуси»

Цель: 

Ход игры: 

Дети делятся на две группы: дети и «гуси». Они стоят шеренгами лицом друг к другу.

«Волк» и «гусенок» следят в стороне.

Дети

Гуси, вы гуси,

Серые гуси.

Идут к гусям – 4 шага.

Отходят назад – 4 шага

Гуси

Га-га-га, га-га-га.

Га-га-га, га-га-га.

Идут к детям – 4 шага

Идут обратно – 4 шага

Дети

Где вы бывали,

Кого вы видали?

Идут вперед,

Идут назад

Гуси

Га-га-га, га-га-га.

Га-га-га, га-га-га.

Идут вперед,

Идут назад

Дети

Мы видали волка,

Он нес гусенка.

Идут вперед «Волк с гусенком» пробегают мимо детей. Идут назад.

Гуси

Га-га-га, га-га-га.

Га-га-га, га-га-га.

Идут вперед,

Идут назад

Дети

Щиплите вы волка,

Спасайте гусенка.

Идут вперед,

Идут назад

Гуси

Га-га-га, га-га-га.

Га-га-га, га-га-га.

Повторяют движения детей

С окончанием песни «Гуси» бегут за «волком» и выручают «гусенка».

 

«Курочки и петушок»

Цель: 

Ход игры: 

Курочки:

Как у наших у ворот

Петух зернышки клюёт – 2 раза

К себе курочек зовет.

       «Петушок» выходит из дома, помахивая «крыльями» - руками ходит по залу, затем останавливается (нашел зернышко) и говорит:

Петушок:

Вы пеструшечки, вы хохлушечки,

Я нашел для вас орех,

Разделю орех на всех

По крупиночке, по восьминочке.

Ку-ка-ре-ку!

       «Курочки» помахивая «крыльями» легко на носочках бегут к «петушку» и бегают вокруг него. Затем все приседают и сложив руки (ладошки) «клюют» зернышки. «Петушок» встает и кричит:

Петушок:

«Ку-ка-ре-ку!»

Курочки встают и вместе с петушком уходят домой. С окончанием музыки садятся на насест.

 

 

«Круги»

Цель: закрепить умение ходить по кругу, узнавать своих товарищей, развивать внимание.  

Ход игры: 

Выбирается водящий, ему завязывают глаза. Играющие ходят вокруг водящего, стоящего посередине и поют:

Становися во кружок,

Отгадай, чей голосок.

До кого-нибудь коснись,

Отгадать поторопись.

Играющие останавливаются, а водящий ощупывает детей и старается кого-нибудь угадать и назвать.

Тот, кого он верно назовет по имени, идет в круг, становится водящим.

 

«Золотые ворота»

Цель: совершенствовать легкий бег, развивать ловкость.    

Ход игры: 

Участники игры делятся на тех, кто стоит в кругу, подняв сомкнутые руки. И тех, кто через эти ворота пробегают цепочкой (или по одному).

Стоящие поют:

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй – запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

«Ворота» закрываются и «ловят» того, кто остался в них. Оказавшиеся внутри круга, берутся за руки с образующими круг, увеличивая «ворота».

 

«Дедушка»

Цель: совершенствовать ходьбу спокойным шагом по кругу, легкий стремительный бег.    

Ход игры: 

Выбирается «дедушка», он садится на стул в центре круга. Все играющие, ходят по кругу и поют:

Уж ты дедушка седой,

Что сидишь ты под водой?

Выглянь на минуточку.

Посмотри хоть чуточку.

Мы пришли к тебе на час,

Ну-ка, тронь попробуй нас.

«Дедушка» встает с места и начинает ловить играющих, которые убегают на места.

 

«Колпачок» (паучок)

Цель: 

Ход игры: 

Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга. Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:

Колпачок, колпачок,

Тоненькие ножки,

Красные сапожки,

Мы тебя поили,

Мы тебя кормили,

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

      Все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг. Хлопая в ладоши, поют:

Танцуй, танцуй,

Сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь!

Водящий кружится с

закрытыми глазами.

Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.  

 

«Баба-Яга»

Цель: закрепить умение ходить по кругу спокойным шагом. Подводить к умению выразительно передавать игровой образ. Закреплять стремительный  легкий бег. Воспитывать выдержку.

Ход игры: 

Дети образуют круг. В центре «Баба-Яга».  Дети идут по кругу, поют:

В тёмном лесе

Есть избушка,

Стоит задом наперед.

В этой маленькой избушке

Бабушка – яга живет.

Нос крючком,

Глаза большие,

Перекошена нога,

Ах ты, Бабушка-Яга.

Уходи, уходи,

Больше к нам не приходи.

Движения выполняются по тексту песни.

Баба-Яга:

Стрелка, стрелка, повернись.

А потом остановись.

Баба-Яга встает спиной с тем, на кого показала стрелка. По команде: 1,2,3. Беги! Обегают круг и возвращаются на место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Русские народные игры для детей дошкольного возраста"

Предлагаю Вашему вниманию картотеку русских народных игр. Педагоги ДОУ широко используют народные игры на занятиях, в повседневной жизни ребят, на прогулке, на праздниках и развлечениях....

Картотека «Русские народные игры» для детей дошкольного возраста.

Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным заня...

Картотека русских народных игр для детей дошкольного возраста

Картотека русских народных игр для детей дошкольного возраста...

Картотека "Русские народные игры для детей дошкольного возраста"

Картотека "Русские народные игры для детей дошкольного возраста"...

Картотека русских народных игр для детей дошкольного возраста

Народная игра – игра, реализующаяся на принципах добровольности, спонтанности при особых условиях оговоренности, популярная и широко распространенная в данный исторический момент развития общест...

картотека русских народных игр для детей дошкольного возраста

картотека с русскими народными играми дошкольного возраста...

Картотека русских народных игр для детей дошкольного возраста

Картотека русских народных игр включает в себя 31 игру для детей дошкольного возраста (3-7 лет)...