Развитие словаря у младших дошкольников
статья (младшая группа)

Кустова Татьяна Васильевна

Развитие словаря у младших дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Развитие словаря у младших дошкольников.

Кустова Т.В.

воспитатель ГБДОУ детский сад № 5 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Аннотация: Данная описывает важность работы по развитию словаря младших дошкольников. Богатый словарь — это признак высокого уровня развития ребенка. Обогащение словарного запаса необходимое условие для развития ребенка младшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: младший дошкольный возраст, словарный запас, развитие речи.        

        

        Речь является одним из показателей развития ребенка, именно поэтому развитие речи выделено отдельной образовательной областью в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [1]. Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления всех сторон речи — фонематической, лексической, грамматической. Развитие речи дошкольников происходит в течении нескольких возрастных периодов. Самым главным периодом считается младший дошкольный возраст, когда ребенок овладевает основными закономерностями языка и коммуникацией. Именно в этом возрасте ребенок, как губка впитывает все, что происходит в окружающем мире.

        Формирование словаря у детей младшего дошкольного возраста — одна из наиболее важных задач в дошкольном образовании. Бедность словарного запаса влияет на полноценное общение ребенка с окружающими людьми. Богатый словарь является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития [5]. При развитии словаря ребенок всесторонне развивается. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развитие содержательной стороны мышления. Важным условием формирования словаря является выбор эффективных методов и приемов, а также форм при работе педагога.

Задачи словарной работы были определены в трудах Е.И Тихеевой, О.И. Соловьевой, М.М.Кониной и уточнены в последующие годы [2]. Сегодня выделены четыре основные задачи словарной работы с детьми дошкольного возраста:

  • Обогащение словаря новыми словами
  • Закрепление и уточнение словаря
  • Активация словаря
  • Устранение из речи детей нелитературных слов, полученных в неблагополучной языковой среде (диалект, просторечье, жаргон).

Ушакова О.С. выделяет в словарной работе следующие задачи:

  • Обогащение словаря тематическими группами слов
  • Закрепление представлений об обобщающих понятиях
  • Развитие представлений о смысловой стороне слова: работа над правильным пониманием значения слова, ознакомлением с синонимами и антонимами в разных частях речи, формирование отбора слов и точность их употребления [4].

В словарной работе с дошкольниками можно выделить два аспекта.

Первый – освоение ребенком предметной отнесенности слова и его понятийного содержания, он связан с развитием познавательной деятельности детей, предметных связей и отношений.

Второй – заключается в усвоении слова как единицы лексической системы и его связи с другими лексическими единицами, то есть ознакомление детей с многозначными словами, антонимами, синонимами, развитие смысловой стороны речи. Оба аспекта связаны между собой, но работа над смысловой стороной слова возможно лишь при усвоении детьми предметного, понятийного содержания слова [2].

 Методика словарной работы с детьми включает в себя четыре направления:

  • Первое направление – освоение детьми названий предметов и объектов и их действий. В основе лежит восприятие ребенком название предмета ближайшего окружения и выполнение простых действий с ним. Основная форма работы – игровые ситуации с демонстрацией предмета и обыгрыванием. Это позволит обеспечить достаточно богатый словарь ребенка младшего возраста.
  • Второе направление – усвоение детьми слов, обозначающих свойства и качества предметов, их назначение, строение, пространственное расположение, качества материалов, из которых они изготовлены.  Освоение происходит на умении ребенком видеть детали, фокусировать внимание на одной из характеристик, абстрагируясь от других признаков. Происходит значительное пополнение словаря прилагательными и наречиями. Совершая обследование и сравнение предметов, дети узнают такие качества предметов, как мягкость, твердость, гладкость, температурные и весовые характеристики. При этом словарный запас пополняется сравнительными прилагательными, длиннее, тяжелее, легче. Дети также учатся называть совершенные действия гладить, взвесить, надавить.
  • Третье направление – освоение детьми слов, обозначающих видовые и родовые обобщения. Называние одним словом предметов, имеющих сходные характерные признаки. В старшем дошкольном возрасте объединяют в одну группу предметы по родовым понятиям (мебель, посуда, транспорт, одежда). Важно развивать умение детей классифицировать посуда бывает столовая, чайная, одежда – зимняя, летняя, транспорт – пассажирский, грузовой и так далее. Основная форма словарной работы это, упражнения и игры на классификацию.
  • Четвертое направление – освоение детьми новых переносных значений известных слов. Дети знакомятся со средствами языковой выразительности: метафорой, олицетворением, полисемией (многозначные слова). Осуществляется это в процессе отгадывания и сочинения загадок. Данная словарная работа решает все задачи по обогащению и активации словаря, уточнению значений слов, умению понимать язык художественной литературы [3].

Младший дошкольный возраст стоит в рамках от трех до четырех лет. На этом рубеже любимым выражением ребенка становится «Я сам!», малыш отделяет себя от взрослого и вместе с тем желание быть, как взрослый порождает кризис трех лет.

В младшем дошкольном возрасте поведение ребенка непроизвольно, действия и поступки ситуативны, он проявляет чувства и эмоции, способен к эмоциональной отзывчивости и сопереживанию другому. Усваивают элементарные правила и нормы поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами.

В этом возрасте ребенок осваивает гендерные роли и адекватно идентифицирует себя с представителями своего пола. Трехлетний ребенок овладевает навыками самообслуживания: самостоятельно ест, одевается, умывается, пользуется полотенцем, платком и расческой.  К концу периода овладевает элементарной культурой поведения за столом. Ребенок начинает осваивать основные движения при выполнении физических упражнений и стремление к целеполаганию (быстро пробежать, дальше прыгнуть). Накапливается определенный запас знаний о разнообразие свойств предметов и явлений, окружающих ребенка. Знаком с основными цветами, формами, может сделать выбор больше и меньше из предложенных двух вариантов [3].

Происходит осваивание пространства на практике одновременно с развитием речи: учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения (предлоги и наречия6 рядом, перед, на и так далее).

Представления о явлениях окружающей действительности обусловлены его психологическими особенностями и непосредственно личного опыта. Малыш знаком с бытом ближайшего окружения, с некоторыми общественно-бытовыми зданиями (в магазине покупают игрушки, молоко), средствами передвижения (автобус, самолет, машина), имеет представление о некоторых профессиях (врач, воспитатель, дворник), различает и называет свойства погоды (дождь, ветер, тепло, холодно), знает несколько видов домашних животных.

Внимание детей трех лет непроизвольно, однако его устойчивость зависит от интереса к деятельности, обычно способен сосредоточиться 10-15 минут, привлекательное для него дело может длиться дольше.

Память непосредственна и непроизвольна, она имеет яркую эмоциональную окраску. Сохраняется и воспроизводится только та информация, которая осталась в памяти без внутренних усилий (понравился стишок). Положительные и отрицательные сигналы остаются в памяти прочно и надолго.

Дети все чаще и охотнее вступают в коммуникацию со сверстниками. Словарь младших дошкольников состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей.

При взаимодействии с взрослым формируется интерес к книге и литературным персонажам.

Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предмета. Работы чаще схематичны, трудно догадаться, что изобразил ребенок. Ребенок может конструировать по образцу лишь элементарные предметные конструкции, состоящие из двух- трех частей. Начинает проявлять интерес и избирательность к различным видам музыкально-художественной деятельности (пению, слушанию, музыкально-ритмичным движениям), совершенствуется слух (громко-тихо, высоко-низко).

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность, более разнообразными и координированными становятся движения.

В трехлетнем возрасте у детей происходят значительные изменения. Все реакции этого возраста на окружающее связаны с речью. Ребенок в это время понимает смысл речи, которую произносит взрослый, относящейся к тому, что его окружает. Происходит рост словаря, при благоприятной обстановке и грамотном педагогическом воздействии он достигает свыше 1500 слов [6].

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. ФГОС ДО https://fgos.ru/
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. «Теория и методика развития речи детей» - 4 изд., перераб. И доп. – М.: «Академия», 2013. – с. 448.
  3. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. «Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения» - СПб.: Питер, 2013. - с. 464.
  4. Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников» - 4 изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – с.176.
  5. Атлашева А.А. «Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста» - журнал «Материалы конференции», №16-2, 2018, с. 25-27.
  6.  Макарова Е.В., Кендина Т.А. «Особенности формирования словаря у детей младшего дошкольного возраста» - журнал «Молодой ученый», №6, 2020., с. 208-210.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс мероприятий по развитию словаря детей младшего дошкольного возраста посредством природы

Одним из эффективных средств развития словаря детей младшего дошкольного возраста является ознокомление их с природой....

«Нарушение формирования словаря у младших дошкольников с недоразвитием речи»

Раннее детство является сензитивным периодом к усвоению речи. Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию, и по смыслу слов...

Перспективный план по развитию словаря в младшей группе

Перспективный план для воспитателей младших групп и групп с ОНР...

ИГРЫ – ЭКСПЕРИМЕНТЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о состоянии глагольного словаря при различных речевых нарушениях и о методике его развития является о...

Сюжетно – ролевая игра - средство активации словаря у младших дошкольников Из опыта работы

Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир челов...

Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста. Дидактические игры. Вторая младшая группа.

Дидактическая игра является одним из эффективных средств развития словаря детей младшего дошкольного возраста, так как  выполняет функцию средства обучения, служит одним из основных средств разви...

Круглый стол Тема: «Влияние русских народных сказок на развитие словаря детей дошкольного дошкольника»

Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное, не найдется такого человека. Со сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем о...