Проект "Животный мир Арктики и Антарктики"
проект (средняя группа)
роект "Животный мир Арктики и Антарктики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhivotnye_antarktiki_yanv.docx | 841.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №51
(МБ ДОУ детский сад №51)
Проект «Животный мир Арктики и Антарктики» в средней группе №5 «Акварельки» на период 2020-2021 год
Подготовила и провела
воспитатель Василенко Е.И.
Пос.Горки-10, 2021 год
Направление: проектная деятельность в дошкольном учреждении, интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-этетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Аннотация: познакомить детей с Арктикой и Антарктидой, с климатом, с животными, проведение опытов и экспериментов.
Проблема: Расширить знания детей в области познавательно-исследовательской деятельности.
Продолжительность проекта: краткосрочный (январь 2020г)
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно - исследовательская, продуктивная, восприятие художественной литературы.
Задачи проекта:
• познакомить с климатическими условиями Арктики и Антарктиды;
• с животным миром полярных районов;
• развивать любознательность, внимание, память, воображение, творчество;
• закреплять умение создавать коллективную работу по заданной теме«Жизнь на Северном и Южном полюсах»;
• закреплять навыки вырезывания, наклеивания, использования трафаретов;
• воспитывать любовь к природе, интерес и стремление изучать природу.
Участники проекта: дети средней группы (4 – 5 лет)
Планируемые результаты: на основе полученных знаний дети будут иметь представление:
• о материках Арктика и Антарктиды;
• о животном мире Северного и Южного полюсов, будут определять их по внешнему виду;
• будут знать о способах выживания в условиях вечной мерзлоты;
• узнавать и называть их детенышей;
• применять технические навыки работы с ножницами и соблюдать технику безопасности.
Этапы проекта.
1 этап. Подготовительный.
• Подбор материалов для реализации проекта.
• Изготовление дидактических игр.
• Работа с методическим материалом, литературой по данной теме
2 этап. Выполнение проекта.
• Подбор иллюстраций районов Арктики и Антарктиды и животного мира.
• Оформление карты, макета.
• Систематизация занятий.
3 этап. Результаты.
• Презентация проекта в форме выставки для родителей и демонстрации детям других групп.
• Подведение итогов и анализ работы.
План реализации проекта.
Понедельник
Беседа: «Материки Арктика и Антарктида: какие они? »
Предшествующая работа: рассматривание иллюстраций о климатических условиях Заполярья, чтение литературы.
Форма и содержание
• беседа по содержанию картинок;
• Опыты со льдом.
• Рисование «Белый медведь»
Ход занятия:
Посмотрите на карту (глобус) можно ли сразу определить, где на нашей планете холодно? (да.)
Это верно. Кто знает как называются эти места?
Северный полюс и Южный полюс.
Пейзажи Арктики бледны,
Порою вовсе не видны:
Стена тяжёлых облаков
Скрывает даль холодных льдов;
Свинцом налитая волна
Вздыхая, трётся о края;
Громада-айсберг на воде,
Как мрачный замок на скале,
Суровым воином стоит -
Просторы снежные хранит;
В разрывах туч - луна в кругу,
Вещает близкую пургу;
Среди торосов чей-то след
Уже заносит вихрем снег;
Рассвет утра сменяет ночь,
Так день за днём уходят прочь.
В безмолвном мире царства льда -
Мороз, покой и тишина.
«Солнце в Арктике»
Солнце здесь никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности
Земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь царство льда и снега
Поверхность Арктики покрыта льдом, толщина которого равна высоте трех-этажного дома. Это самое суровое место на Земле.
Зимой наступает такое время, когда солнце вообще не всходит. Длится полярная ночь. Только бледный свет звёзд да луны освещает бескрайние снежные просторы. На зимнем арктическом небе можно видеть полярное сияние, одно из чудеснейших явлений природы.
На смену полярной ночи приходит полярный день. И днём и ночью светит солнце. Только четыре месяца в году температура поднимается выше нуля градусов.
Наступает короткое лето. В это время почва оттаивает всего на несколько десятков сантиметров и покрывается цветущим ковром.
Здесь очень трудно ходить. Местность превращается в сплошное непроходимое болото, потому что за длинную и холодную зиму земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только небольшой верхний слой и вода, не может просочиться в глубь земли, ей мешает сильно промерзшая земля. Её ещё называют вечная мерзлота. Поэтому-то и образуются болота.
Антарктида, Антарктида,
Холодна ты даже с виду,
Ты на глобусе цветном
Ледяным лежишь пятном
А на деле Антарктида
Холодней, чем даже с виду,
В холодильнике и то
Было б жарче, чем в пальто.
Отличие Арктики от Антарктики заключается в следующем:
• Обе территории находятся в диаметрально противоположных частях планеты. Арктика – на севере, Антарктика – на юге.
• Основой Арктики служит Северный Ледовитый океан. Для Антарктики – материк Антарктида с прилегающими водами.
• По территории Антарктика вдвое больше, чем Арктика.
• В Арктике теплее, в Антарктике – холоднее, к тому же тут большая амплитуда годовых температур.
• В Арктике идет активная добыча полезных ископаемых. Антарктика стала резервом полезных ископаемых планеты, сокровищницей человека, оставленной на потом.
• В обоих регионах выживают разные представители флоры и фауны.
Рисование «Белый медведь»
(рисование гуашью, жесткой кистью, тычковым методом)
Вторник
Беседа: «Животный мир».
Предшествующая работа: рассматривание иллюстраций и беседа о животных Севера.
Рассказы о животных.
ТЮЛЕНЬ.
Он такой упитанный – этот слой жира спасает его от переохлаждения, как вас куртки. А ласты помогают быстро двигаться в воде, чтобы охотиться за рыбой. Как вы думаете, почему тюлень – хищник?
БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ.
Самый главный враг тюленя. Ведь нигде нет ни кустика, ни травинки. Давайте понаблюдаем за белым медведем, который плавает в море. Вот он подплыл к льдине. На которой лежит тюлень, высунулся из воды и передними лапами навалился на край льдины. Та наклонилась, и тюлень попал прямо в лапы медведя. Моржи тоже становятся его добычей.
А чем питаются моржи и тюлени? (рыбой)
А кто еще любит рыбу? (птицы). Они селятся по скалистым берегам, образуя птичьи базары.
Пока мы говорили про птиц, медведь вылез из воды и отряхнулся. От него полетели брызги во все стороны. А почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз?
ОПЫТ № 1 Так почему шерсть медведя не покрывается льдом?
• чаша с водой
• крем
• салфетки
В чашу с водой опускаем руку и тут же вынимаем ее. Посмотрите. Какая она? (рука мокрая, покрыта тонким слоем воды).
Если бы сейчас был мороз, что случилось бы с водой? (она превратилась бы в лёд).
Теперь вытрите руки и слегка смажьте их кремом. Опустите руку в воду и выньте ее.
Какая она? (Вода собралась капельками).
Встряхнём руку. Что случилось? (Эти капли с руки слетели)
На руке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лед.
Так почему шерсть медведя не покрывается льдом?
Мех животного покрыт жировыми выделениями, которые препятствуют обледенению и намоканию
А кто еще из животных использует эту хитрость? (водоплавающие птицы)
Подумайте, где человек использует явление не смачивания? (детали машин)
У медведя и лапы покрыты длинным водонепроницаемым мехом.
ПИНГВИН.
Эти птицы хорошо ныряют и плавают. Почему лапы похожи на ласты? (чтобы этим птицам было удобно плавать)
Лапы у них мощные, с грубой кожей, приспособленные для хождения по острым льдам и сугробам.
Оперение не намокает, иначе бы вылезая из воды он бы сразу превратился в сосульку. Почему перья пингвинов не намокают?
Как вы думаете, чем питаются эти птицы?
Среда
Образовательная деятельность: рассматривание иллюстраций в книгах, чтение.
Цели и задачи: расширять знания детей о разнообразии животного мира.
Форма и содержание:
• беседа по содержанию книг, журналов и т. д.;
• раскрашивание, понравившегося животного;
• д/и: «Узнай по описанию», «Чьи следы».
Рассматривание вместе с детьми книг, журналов, иллюстраций, обсуждение.
ОПЫТ № 2 Вечная мерзлота
Эксперимент
• Два горшочка с землей (в одном земля заморожена)
• Два стаканчика с водой
• Палочка
• Одинаковое количество земли в них насыпано? (да).
• Вода одинаковой температуры? (да).
– Как вы думаете, что произойдёт, если мы выльем в каждый горшок по стакану воды?
– Наливаем в каждый из горшков по стакану воды.
– Почему же вода осталась на поверхности?
– Вероятно, ей что-то помешало просочиться внутрь. Что же?
В Арктике воде мешает вечная мерзлота. За длинную и холодную зиму земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только небольшой верхний слой и вода, не может просочиться в глубь земли, ей мешает сильно промерзшая земля. Поэтому-то и образуются болота.
Если мы с вами сейчас возьмём полочку и воткнём её в землю, где вода впиталась (выполняем) – мы не обнаружим там никакой преграды.
Но если мы попытаемся проткнуть землю во втором стаканчике (выполняем), то почувствуем, что там что-то мешает. Что это? Вечная мерзлота (многолетняя мерзлота). Я специально заморозила землю, чтобы вам было понятнее, что такое вечная мерзлота.
Прослушивание голосов животных Арктики и Антарктики «Чей голос?», дети пытаются угадать, чей голос они услышали (касатка, пингвин, тюлень и т. д.).
Описание животных и угадывание «Узнай по описанию».
Раскрашивание, понравившегося животного.
Четверг
Творческая мастерская:
Цели и задачи:
• научить отражать в работе точные копии форм туловища, внешний вид, среду обитания;
• развивать творческую фантазию
Форма и содержание:
• изготовить мини – модель среды обитания и животных Севера (силуэты животных, айсберги, льдины выдержанных в цветовой гамме);
• работа над мини-макетом «Жизнь в Антарктиде»
• раскрашивание фигурок животных Арктики;
• лепка «Пингвин».
ОПЫТ № 3 Переливание воды из стакана в стакан с помощью трубочки.
Пятница
Творческая мастерская.
Создание коллективной работы: «Жизнь в Арктике и Антарктиде».
Цели и задачи:
• научить отражать в работе точные копии форм туловища, внешний вид, среду обитания;
• развивать творческую фантазию
• обобщить знания детей о климате Арктики и Антарктики;
• о животном мире Севера.
Защита проекта.
Рассказы детей о животных, которые им больше понравились.
Форма и содержание:
• создание альбома «Кто живёт в Арктике и Антарктике»;
• рассказ о жизни животных в Антарктике и Арктики;
• отгадывание загадок.
• демонстрация коллективной работы под названием «Жизнь в Арктике и Антарктиде»» детям других групп и родителям.
Приложение (фото с занятий)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический проект "Животный мир Арктики и Антарктики"
Методический проект "Животный мир Арктики и Антарктики" Расширить знания детей в познавательно-исследовательской области....
Презентация "Животный мир Арктики и Антарктики"
Ознакомление дошкольников с животным миром Арктики и Антарктики. Можно использовать во всех возрастных группах....
Проект «Животный мир Арктики и Антарктики»
Экологическое образование дошкольников – это формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ...
Природа и живой мир Арктики и Антарктики
В любом месте, на земном шаре, есть ЖИЗНЬ!...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЦКМ «Животные Арктики и Антарктики»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЦКМ «Животные Арктики и Антарктики»Цель: дать детям представления об особенностях географического положения Арктики и Антарктики, ж...
Открытое занятие, презентация "Животный мир Арктики и Антарктики"
Ознакомление детей средней группы с животным миром Арктики и Антарктики....
Экологический проект «Обитатели Арктики и Антарктики»
Экологический проект в старшей группе детского сада....