Компоненты здоровьесберегающих технологий (Закаливание, дыхательная гимнастика) Методическое пособие по плаванию
методическая разработка (подготовительная группа)

Кокорина Антонина Михайловна

Вырастить здорового человека – задача трудная и ответственная. Всем известно, что именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит становление всех жизненно важных систем и психических функций организма, развиваются его адаптивные механизмы, мелкая и крупная моторика, повышается устойчивость к воздействиям внешних факторов, формируются основные физические качества, выносливость и работоспособность, приобретаются культурно – гигиенические навыки, нарабатываются приемы самообслуживания. Но многое зависит и от того, как организовано оздоровление детей в дошкольном учреждении.

Большую роль в этом играет плавание.

     Плавание влияет не только на физическое, но и на умственное формирование ребенка, стимулирует его нервно-психическое (психомоторное) развитие. Активное движение укрепляет опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы.

     Использование бассейна способствует повышению двигательной активности детей, разнообразию закаливающих процедур, усилению оздоровительной направленности, снимает нервное напряжение и укрепляет общий тонус организма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie_zdorovesber.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

Компоненты здоровьесберегающих технологий

(Закаливание, дыхательная гимнастика)

Методическое пособие по плаванию

Подготовила: Инструктор по плаванию Кокорина А.М.

МАДОУ «ДС «Звездочка».

        

Новый Уренгой, 2021г.

    Вырастить здорового человека – задача трудная и ответственная. Всем известно, что именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит становление всех жизненно важных систем и психических функций организма, развиваются его адаптивные механизмы, мелкая и крупная моторика, повышается устойчивость к воздействиям внешних факторов, формируются основные физические качества, выносливость и работоспособность, приобретаются культурно – гигиенические навыки, нарабатываются приемы самообслуживания. Но многое зависит и от того, как организовано оздоровление детей в дошкольном учреждении.

Большую роль в этом играет плавание.

     Плавание влияет не только на физическое, но и на умственное формирование ребенка, стимулирует его нервно-психическое (психомоторное) развитие. Активное движение укрепляет опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы.

     Использование бассейна способствует повышению двигательной активности детей, разнообразию закаливающих процедур, усилению оздоровительной направленности, снимает нервное напряжение и укрепляет общий тонус организма.

Компоненты здоровьесберегающей технологии, используемые при организации плавания.

1.Закаливание:

-смена температуры воды и воздуха

-босохождение

- Контрастные водные и воздушные ванны.

В бассейне дети ходят босиком по ПВХ дорожкам, по массажной дорожке.

Занятия длятся с октября по май месяц. В течение года в среднем занимаются от 120-150 детей. Около бассейна проводим разминку.

В бассейне имеется необходимое оборудования: массажные коврики, мини-тренажеры. Для массажа стоп сделали рефлекторную дорожку, по которой входят в душевую и выходят из нее.

Рефлекторная дорожка состоит из следующих звеньев:

• емкость с водой, морскими ракушками и камушками;

• коврик с ребристой поверхностью;

• коврик, внутри которого находятся камушки;

• коврик с пришитыми резиновыми кольцами;

• коврик с пришитыми пуговицами и бусинками.

2.Дыхательные упражнения на воде

Дыхательные упражнения на воде

1.«Крокодилы» (держась за поручень бассейна, лечь на воду, выполнять движения ногами кроль).

2. «Поплавок»

(стоя в воде, сделать глубокий вдох, присесть, погрузившись с головой; сделать выдох в воду и встать)

3. «Петушки»

Ходьба по дну бассейна, высоко поднимая колени. «Ку-ка-ре-ку»

4. «Пика»

продолжительное скольжение по воде на выдохе

5. «Медуза»

стоя в воде, сделать глубокий вдох, лечь на воду (голова, руки и ноги свободно лежат на воде)

6. «Пузыри»

выдох в воду 10-15 раз

Дыхательные упражнения со звуком

1. «Перышко»

И.п.: основная стойка. Мысленно положить перышко на ладонь. Поднять руку ладонью вверх до уровня рта, сделать выдох, сдуть перо. «ф-ф-ф»

2. «Ветерок»

И.п.: основная стойка. Глубокий вдох носом, выдох через плотно сжатые зубы со звуком «з-з-з»

3. «Брюшное дыхание»

лежа на спине, ладони на животе. Глубокий медленный плавный вдох- спокойный выдох (8 раз)

4. «Дыхание «ха»

И.п.: встать прямо, пятки и носки вместе. Руки опущены вдоль туловища. Плечи отвести назад, живот подтянуть, голову держать прямо. Сделать медленный глубокий вдох, поднимая руки над головой и вытягиваясь вверх. Задержать дыхание на несколько секунд. Затем выдыхая через рот с приглушенным звуком «ха», наклониться вперед всем корпусом и расслабить мышцы рук.

5. «Дыхание йогов»

И.п.: встать прямо, пятки и носки вместе. Медленно вдохнуть воздух, слегка выпячивая живот, расширяя грудную клетку и поднимая плечи. Выдох осуществляется в той же последовательности: опустить живот, среднюю часть грудной клетки и плечи «х-х-х»

Звуковая гимнастика (методика С.В.Хрущева)

По этой методике специальные дыхательные упражнения с акцентом на удлинение выдоха выполняются на фоне постепенно возрастающей физической нагрузки, реакция организма на которую строго контролируется. Большое внимание уделяется миорелаксации, а также эмоциональному содержанию занятий.

Показания к назначению ЗГ: бронхиальная астма различного течения при общем удовлетворительном состоянии ребенка – после прекращения приступа и в течение всего периода ремиссии.

Противопоказания: начавшийся приступ, обострение хронического процесса в легких.

При помощи дыхательных упражнений нередко удается предотвратить или ликвидировать уже начавшийся приступ. Некоторые дети с успехом применяют такие упражнения дома, но для этого необходим известный навык правильного дыхания, который приобретается в процессе длительной тренировки под руководством.

Задачи и средства ЗГ:

  • ликвидация спазма бронхиальных мышц
  • повышение общего тонуса организма
  • укрепление и закаливание организма ребенка для предупреждения дальнейших обострений заболевания
  • восстановление нормального физиологического типа дыхания
  • обучение ребенка управлению дыханием для облегчения своего состояния во время приступа или его снятия.

Решение этих задач достигается выполнением специальных дыхательных упражнений и упражнений в расслаблении, дыхательных упражнений на фоне физической нагрузки (в виде ОРУ, игр, имитационных упражнений), а также массажа и закаливающих процедур.

Цель ЗГ:

   Уменьшение бронхоспазм; закрепление навыка правильного дыхания.

Характерно, что в этой методике звуковой выдох применяется при выполнении не только специальных дыхательных, но и ОРУ.

    Звуковой выдох через рот применяется только в период освоения специальных, дыхательных, ОРУ и согласования их с правильным дыханием. При правильной постановке дыхания детей постепенно приучают к выдоху через нос при выполнении всех физических упражнений, так как известно, что он имеет отнюдь не меньшее значение, чем вдох. Однако даже при выдохе через нос дети должны произносить звук «м-м-м» («мычать»), что позволяет им контролировать равномерность дыхания. По окончании произнесения звука выдох должен быть продолжен.

Игра «зайка»

Цель: воспитание навыка правильного дыхания в процессе речи.

Зайка раз в беду попал,

Поднять руки в стороны - вдох, вернуться в и.п. – выдох с произнесением «у-х-х-х». 2 р.

Вот что нам он рассказал:

Руки на пояс – вдох; наклонить туловище вперед – выдох с произнесением «в-д-р-у-х-х-х!». 3-4 р.

Он в лесу один гулял

Ходьба на месте и с небольшим продвижением по кругу. На выдохе произносить «стра-х-х!»

Сильный треск вдруг услыхал

Присесть – удлиненный выдох с произнесением «б-а-а-х-х!» 3-5 р.

Это, видно, треснул сук

Поднять руки в стороны – вдох, опустить руки вперед и вниз – выдох с произнесением «бру-х-х-х» 2-3 р.

Под суком - огромный жук

Взять в руки гимнастические палки, затем поднять их вверх-вдох, опустить руки - выдох «ЖУ-х-х» 4-5 р

Он усами шевелит

Положить гимнастические палки на плечи- вдох, повернуть туловище направо- выдох «ж-ж-ж» 3-4 р.

И жужжит, жужжит, жужжит!

Поднять руки с палками вверх-вдох, наклониться вперед, опуская руки и положив палки на пол - выдох «жу-у-у»

Прилетел на звук комарик

Взять в руки мячи и подбросить их вверх- вдох, поймать- выдох «с-с-с» 4-5 р.

У него в руках фонарик

Поднять мячи вверх-вдох, опустить руки- выдох «с-с-с»

И зеленая лягушка

Поднять мячи вверх-вдох, присесть положить мяч на пол- выдох «ох-х-х»

Прискакала как квакушка

Сделать вдох, бросить мяч двумя руками на пол, затем выдох с произнесением «ква-а-к», поймать мяч. 2-3 р.

Зайка к нам стрелой бежал

Сесть на пятки, вдох медленный и спокойный, на выдохе «ру-х-х» 3-4 р.

И об этом рассказал

Отдых в положении сидя, дыхание произвольное.

«Трубач»

сжав кисти в кулаки, поднять их к лицу, расположив друг перед другом-вдох, затем выдох, «пф-пф»

Выдох спокойный, удлиненный.

«Жук»

поднять руки в стороны-вдох, вернуться в и.п.-выдох, «ж-ж»

поднятые руки отводить немного назад

«Комарик»

повернуться направо-выдох, «с-с», вернуться в и.п. То же, с поворотом налево. Повороты выполнять медленно.

«Каша кипит»

выпячивая живот, а потом и грудь, сделать вдох, опуская грудную клетку и втягивая живот-выдох, «ш-ш-ш». Плечи не поднимать.

«Поезд»

топать поочередно левой и правой ногой. «чуух-чуух». Ноги высоко не поднимать, темп медленный.

«Концерт животных»

распределяются роли различных животных. По команде-выдох, затем дети поочередно произносят звуки, соответствующие своей роли.

«Мячик»

бросить мяч снизу вверх (лучше в цель)-выдох с произнесением звуков «у-у-ух». Выдыхать медленно, после броска

«Вороны»

поднять руки через стороны вверх-вдох, вернуться в и.п.-выдох с произнесением звуков «а-а-а-р-р».

Поднимать руки быстро.

«Гуси»

Наклонить туловище вперед-вниз- выдох «г-у-у», вернуться в и.п.-вдох.

То же с произнесением «г-о-о», и потом «г-а-а»

«Увидели волка»

Руки свободно опущены, отвести плечи назад-вдох, вернуться в и.п .- выдох с произнесением «а-а-х». Плечи не поднимать.

«Милиционер»

Одну руку поднять через сторону вверх, другую отвести в сторону-вдох, вернуться в и.п.-выдох с произнесением «р-р-р».

«Маятник»

наклонить туловище вправо-выдох с произнесением «т-у-х-х», вернуться в и.п. То же, в другую сторону. Не наклоняться вперед.

«Турник»

поднять палку вверх, посмотреть на нее-вдох. Вернуться в и.п.-выдох с произношением «у-у». Дыхание не задерживать. Поднимая руки, отвести назад ногу.

«Свисток»

повернуть туловище направо-выдох с произнесением «с-с», вернуться в и.п.- вдох. То же с поворотом налево. Не отрывать пятки от пола.

«Журавли»

поднять руки в стороны-вдох, вернуться в и.п.-выдох с произнесением «Г-у-ур-р», следить за осанкой.

«Пловцы»

руки к плечам, затем вытянуть вперед-выдох с произнесением звука «у-у-у», вернуться в и.п., вытягивая руки вперед, немного наклониться.

«Бычок»

ходьба: на счет 1-2 сделать вдох, на счет 3-6 выдох через нос с произнесением звука «м-м-м», следить за осанкой. Не смотреть при ходьбе вниз.

«Аист»

поднять руки в стороны, одну ногу согнуть в колене и слегка приподнять-вдох, вернуться в и.п.-выдох с произнесением «ш-ш-ш»

«Лыжники»

имитация ходьбы на лыжах, выполняя поочередные выпады ногами, выбрасывая руки вперед.1-3-вдох, 3-6-выдох через нос с произнесением «м-м»

«Дровосек»

поднять руки вверх, кисти в «замке»-вдох. Полуприсесть, наклониться вперед, опустить руки-выдох с произнесением «у-х-х».

наклоняться резко.

Список литературы:

  1. https://infourok.ru/dihatelnie-uprazhneniya-na-vode-metodicheskaya-kopilka-instruktora-po-plavaniyu-v-detskom-sadu-3274185.html.
  2. https://www.maam.ru/detskijsad/-plavanie-sredstvo-zakalivanija-detskogo-organizma.html.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов здоровьесберегающих технологий на коррекционных занятиях Методическое пособие

Данное  методическое пособие представляет собой подбор материала - динамические паузы, пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика, артикуляционная гимнастика - по лексическим темам, что ...

Здоровьесберегающие технологии. Картотека дыхательной гимнастики .

Для того чтоб помочь ребёнку поскорее справиться с кашлем, предлагаю вам игровой комплекс дыхательной гимнастики (для детей с 2-х лет). Этот комплекс развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат...

Здоровьесберегающая технология "Закаливания"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Хуннээрек» с.Нарын Эрзинского кожууна РТ Здоровьесберегающая   технология: Закаливание Вы...

Дыхательная гимнастика на занятиях по плаванию.

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики....

Методическое пособие "Обучение плаванию детей в ДОУ"

Методическое пособие "Обучение плаванию детей в ДОУ"...