«Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей 3-4 лет»
консультация (младшая группа)

Орбодоева Елизавета Олеговна

Известный педагог В.А.Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов» — заключал Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», — писал Кант. Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому пальчиковые игры имеют большое значение для развития речи ребенка. 

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развити​ем мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_po_samoobrazovaniyu.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение города Абакан

Детский сад «Звездочка»

САМООБРАЗОВАНИЕ

ПО ТЕМЕ:

«Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей 3-4 лет».

Воспитатель 2 младшей группы «Фантазеры»Орбодоева Е.О

 «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 3лет

Цель: повышение уровня личной педагогической компетентности и внедрение в практику работы с детьми и родителями по данной теме.

Задачи:

  1. Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;
  2. Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;
  3. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики;
  4. Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр.

Формы работы:

  • Совместная деятельность воспитателя с детьми;
  • Индивидуальная работа с детьми;
  • Свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приёмы работы:

  • Массаж кистей рук
  • Пальчиковая гимнастика, физкультминутки
  • Пальчиковые игры со стихами
  • Лепка из пластилина
  • Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, ладонью и т.д.
  • Конструирование: работа с конструктором ЛЕГО
  • Аппликация
  • Рисование по трафаретам
  • Шнуровка
  • Игры с мелкими предметами
  • Пазлы, разрезные картинки, мозаика.

Актуальность

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могу застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, счетные палочки, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи. Формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. "Рука-это вышедший наружу мозг человека". От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Я выбрала тему по самообразованию "Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста", так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

Ожидаемые результаты:

1. Усовершенствована предметно-развивающая среда.

2. Родители познакомились с необходимой информацией.

3. Разучили с детьми пальчиковые игры.

4.  Наблюдается положительная динамика развития мелкой моторики рук у каждого ребенка. 

5. Увеличился активный словарь детей.

6.Возрос интерес детей к участию пальчиковых играх.

План по самообразованию

Месяц

Формы работы

Самообразование

С детьми

С родителями

Ноябрь

Самостоятельное изучение методической  литературы по самообразованию:

«Пальчиковая гимнастика»

Разучивание  пальчиковых игр тема:  Фрукты овощи  

«Засолим капусту»

«Мы делили апельсин»

Консультация для родителей: «Крупная польза мелкой моторики» 

Декабрь

Создание картотеки игр с массажными мячиками.

Разучивание игр с массажными мячиками:

«Шарик», «Иголки».

Январь

Пополнение картотеки пальчиковых игр.

Разучивание игр с массажными мячиками:

«Горка»

«Месим тесто»

Анкета « Как развита мелкая моторика у вашего ребенка»

Февраль

Оформление картотеки пальчиковых игр.

Пальчиковая гимнастика "Паучок".

 « Наша группа»

Март

Обобщение материала по теме «Пальчиковые игры для детей 3-4 лет»

Разучивание пальчиковых игр тема: Весна

«Весна», «Кап, кап, кап.»

Апрель

Май

Диагностика уровня развития мелкой моторики.

Повторение пальчиковых игр, применение их в свободное время.

Составление и распространение памяток, по теме самообразования «Пальчиковые игры»

Выводы: Выполняя пальчиками различные упражнения ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга, но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

 Представление опыта по теме самообразования.

  • Отчёт по теме «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей 3-4 лет» 

Список информационной и  учебно-методической литературы:

  1. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. ООО «Издательство Астрель», 2006.
  2. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. - М.: «Карапуз», 2007.
  3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
  4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. СПб.: Изд. дом «Литера», 2006.
  5. Железнова Е. Пальчиковые игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста».

Консультация будет полезна воспитателям и родителям. Здесь предложены различные игры с детьми....

Речевое развитие: Консультация для педагогов «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов Тема:«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»...

«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей»

Важное значение в процессе ребёнка имеет развитие мелкой моторики рук...

Тема: «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста »

Тема по самообразованию.Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности....

Программа саморазвития Тема: «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста».

Актуальность     На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ру...