Методика воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста
методическая разработка (средняя группа)

Методическая разработка материала. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Самостоятельный ребенок - мечта большинства родителей. Сформировать у дошкольника самостоятельность, значит решить 3 задачи, тесно между собой связанных:

  • Задача 1. Развить у ребенка самостоятельность в области познавательных навыков. Ваш малыш должен сам не только овладевать новыми знаниями, но и уметь их оценивать с мировоззренческих позиций. Помните: "Что такое хорошо...";
  • Задача 2. Полученные знания нужно уметь применять на практике. "Сделай сам";
  • Задача 3. Как найти такие игры и методики, чтобы решить первые 2 задачи.

Что педагогика понимает под самостоятельностью

Самостоятельность  это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто дети стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом. Часто, по разным причинам из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка мы стремимся сделать все за него сами, но стремясь сделать все за ребенка, взрослый причиняет ему большой вред, лишает его самостоятельности. К примеру, многим родителям проще покормить малыша с ложечки, чем потом отмывать пол и потолок от каши.

Уже к четырём годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться. Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя, это может привести к негативизму, упрямству, может наблюдаться строптивость, своеволие. То есть, не просто непослушание, а стремление сделать все наоборот, ребенок начинает отрицать все, что он делал раньше, ребенок все хочет делать сам, отказываясь от помощи взрослого и добиваться самостоятельности даже в том, что еще мало умеет.

Воспитывать в ребёнке самостоятельность  это сложно. Но существует простой закон воспитания самостоятельности не надо делать за ребёнка то, что он способен сделать самостоятельно. Подавление детской самостоятельности способно оказать серьезное негативное влияние на развитие личности ребенка. Ради светлого будущего ребёнка, не делайте за него лишнего.

Предоставьте ребенку возможность выбора

Как же действовать родителям, которые хотят развивать самостоятельность ребенка? Ваш малыш в бытовых ситуациях должен иметь возможность делать самостоятельный выбор:

  • какой игрушкой он хочет играть;
  • апельсин или яблоко на завтрак;
  • карандашами или красками будет рисовать;
  • что он хочет рисовать;
  • гулять с папой во дворе или пойти с мамой в гости к ее подруге.

Ну и, конечно, нельзя на корню подавлять инициативы ребенка. Взрослым только нужно обязательно контролировать рамки поведения детей. Это нужно для того, чтобы гарантировать занятиям ребенка безопасность. У детей нет навыка, предвидящего опасность. Его тоже нужно формировать, как и развитие самостоятельности.

Терпеливо двигаемся по ступеням самостоятельности

В процессе, когда у ребенка происходит воспитание самостоятельности, с самого раннего возраста можно выделить 3 ступени:

  1. Учите малыша в различных бытовых ситуациях действовать без лишнего напоминания - после игры сам убери игрушки, сам помой руки перед едой, скажи "спасибо" бабушке за пирожки. Эти элементарные умения являются базовыми у дошкольников любого возраста.
  2. Это сложный этап, который характеризует самостоятельность ребенка высокого уровня. Научился убирать свои игрушки, помоги маме подмести пол или разложить вещи в шкафу. Принеси бабушке, которая пришла в гости, стул или дай ей стакан воды. Можно моделировать такие ситуации и следить за проявлением различных качеств малыша. Например, папа потерял очки. А как же он их найдет, если теперь не видит. Ребенок помогает их искать (очки, конечно, лежат на видном месте) и получает навык умения оказать помощь другому человеку.
  3. Это уже этап далекого переноса. Вы обсуждали с малышом проблему, что в транспорте пожилым людям не уступают место. И вот ваш ребенок спешит уступить место незнакомой старушке. А в песочнице он помогает малышам набирать песок в ведерко. У вас растет самостоятельный человек дошкольного возраста.

Так, отталкиваясь чаще всего от игры, вы движетесь по ступеням, на которых формируется развитие самостоятельности вашего малыша.

Откажитесь от режима из-под палки

Важным элементом, который входит в воспитание самостоятельности дошкольников, является обучение навыкам самообслуживания. То, что взрослые делают легко и привычно, детям иногда может даваться с большим трудом. Какого бы возраста не был ребенок, никогда нельзя действовать в режиме "из-под палки". Это вообще не метод современного воспитания. Конечно, какие-то умения силой можно "вбить". Но, из различных методов, это худший. Используйте личный пример, игры, моделирование поведения в различных бытовых ситуациях и т.д. Учите ребенка действовать по-настоящему самостоятельно. Но никогда не применяйте грубую силу. Не подавляйте в малыше его фантазии и поощряйте его инициативы. Это единственный, пусть и более трудный, путь к успеху.

Делай, как я

Малыш дошкольного возраста с большим удовольствием копирует взрослых в различных ситуациях. Так можно развивать в ребенке умения умыться утром, чистить зубы, помыть руки перед едой.

Вводите в процесс некоторые элементы игры. Например, вы громко объявляете: "Кто сегодня первым идет чистить зубы"? "Тот сам выбирает на завтрак банан он будет или яблоко". В таких ситуациях вы поддерживаете у ребенка состояние постоянного, но самостоятельного выбора. Он сам принял решение почистить зубы, сам это сделал, сам выбрал себе фрукты на завтрак. А можно посоревноваться. "Кто первый оденется на прогулку"? "Кто лучше всех заправит постель"? Такое проигрывание простых бытовых моментов, позволяет привить ребенку умение самостоятельно действовать в жизненных ситуациях.

Обязательно моделируйте для малыша условия личной инициативы. Сделайте вид, что вы задержались у дверей ванной комнаты. Наблюдайте, что делает ребенок. Умывается сам? Чистит зубы? Если это так, то значит поздравьте себя с маленькой победой и двигайтесь дальше. В режиме "делай, как я" можно с раннего возраста учить ребенка самостоятельно одеваться и обуваться.

Давай оденем куклу Катю

Из различных игр, игры с куклами очень полезны. Они помогают развивать многочисленные умения. Как научить малышей дошкольников порядку, в каком следует одеваться? А все очень просто. "Давай оденем куклу перед прогулкой". "Давай Катю разденем после прогулки" и т.д. В таких ситуациях вы знакомите ребенка:

  • с порядком одевания и раздевания;
  • с выбором сезонной одежды;
  • с одеждой на разные ситуации - спортивной, домашней, праздничной.

Приручил - отвечай

Вопрос животных в доме - сложный и ответственный. Они, конечно, прибавят вам бытовых забот. Но в многочисленных житейских ситуациях именно животные становятся вашими лучшими помощниками.

Когда тебе с раннего возраста необходимо о ком то заботиться, то ты и сам невольно становишься более взрослым и самостоятельным. Неважно, будет это хомячок или рыбки в аквариуме, собака или канарейка. При уходе за любым животным возникает масса различных ситуаций, когда ребенок может быть поставлен в условия различной инициативы. Детям дошкольного возраста очень нравится рвать травку для хомячков, кормить рыбок, гулять с собакой (конечно в присутствии взрослых), менять воду канарейке. Даже трудно перечислить все умения, которые при это возникают и совершенствуются. И, конечно, игры с животными всегда очень полезны.

Специалисты отмечают, что те малыши, кто с раннего возраста заботится о своих питомцах, удивительным образом демонстрируют такие умения, которым, вроде, их не учили. Они умеют самостоятельно одеваться, убирать у себя в комнате игрушки, складывать свои вещи в шкаф. Так у дошкольников в результате жизни-игры с домашними питомцами значительно растет уровень самостоятельности.

Осторожность прежде всего

Когда ребенок самостоятельно пробует острым ножом резать хлеб, включать газовую плиту или утюг, то для взрослых наступают трудные времена. Множество различных опасностей подстерегают наших дошкольников. Здесь требуются особые умения и навыки. Иногда просто игры вам ничем помочь не могут. И система строжайших запретов также не гарантированно безопасна. Подавите в себе первое естественное желание кричать малышу: "Не смей никогда этого делать, нельзя"! Запретный плод, сами знаете, каким бывает. Обучайте ребенка навыкам владения сложными приборами спокойно. Терпеливо объясняйте ему все опасности игр с ними и последствия несанкционированных включений.  Все виденное ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении. Поэтому, желая воспитать у детей самостоятельность, аккуратность, мы должны  быть примером для подражания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

беседа "Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста"

Самостоятельность  - ценное качество,  необходимое  человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто они стремятся выполнять...

Родительское собрание тема: «Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста»

Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто дети стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взро...

Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Информация для родителей о воспитании самостоятельности у детей младшего возраста...

Родительское собрание на тему "Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста"

Цель нашего собрания опредилить оптимальные условия формирования самостоятельности ребенка в процессе трудовой деятельности.Первые проявления самостоятельности наблюдаются у детей в раннем в...

Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста

Рекомендации и примеры по воспитанию самостоятельности у детей дошкольного возраста...

Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста

Как воспитывать в детях самостоятельность и когда необходимо это делать?...

Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста.

условия для того, чтобы в самостоятельной деятельности дети могли использовать накопленные знания и опыт...