Консультация для родителей «Влияние творческих игр на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника»
консультация

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит творческой игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult_tvorch_igry.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Влияние творческих игр на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника»

Творческая игра – это игра, которая создаётся самими детьми. В них игровой сюжет определяется самими играющими, нет заданной программы поведения детей, а действия ребёнка в воображаемой ситуации и осмысление её выступают на первый план

Теоретические представления о сущности детской игры, развитые в отечественной психологии, в основном сводятся к следующему:

•        Игра занимает свое место в ряду других воспроизводящих деятельностей, являясь ведущей в дошкольном возрасте. Именно в процессе игры как ведущей деятельности возникают основные психические новообразования данного возраста.

•        Игра является особой, социальной по происхождению, содержанию и структуре деятельностью.

•        Развитие игры происходит не спонтанно, а зависит от условий воспитания ребенка, т.е. социальных явлений.

Проблема обучения игре, формирования ее как деятельности выделялась и была наиболее отчетливо  сформулирована в психологических и педагогических исследований детей раннего возраста и аномальных детей. Эта проблема отчетливо сформулирована А.В. Запорожцем.

В результате психологических исследований практическая педагогика оказалась ориентированной на формирование собственно игровой деятельности у детей раннего возраста. Однако, по отношению к детям дошкольного возраста педагогическое руководство игрой сводилось в основном к обогащению конкретного содержания игры, к организации положительных отношений в игре.

Между тем, условное игровое действие, формирующиеся в раннем детстве и являющеюся, безусловно, основой более сложной игры дошкольника, еще не обеспечивает перехода к ней (с лежащем в центре её ролевым поведением и творческим построением сюжета). В результате игра крайне однообразна. Часто даже к старшему дошкольному возрасту, игровая деятельность детей не достигает своих развитых форм. Это заставляет ставить проблему формирования игровой деятельности более широко – как проблему постепенной передачи детям все более усложняющихся способов игровой деятельности на протяжении всего дошкольного детства.

В связи с этой проблемой встает ряд более частных задач:

1.        какие способы игры должны формироваться у ребенка и в какой последовательности;

2.        каким по характеру должны быть формирующие воздействия взрослого, и при каких условиях они будут наиболее эффективными;

3.        какие формы игры будут в наибольшей степени способствовать психическому развитию ребенка на каждом этапе дошкольного возраста.

Подойти к решению этих задач можно, лишь предварительно  рассмотрев вопрос о значении игры для развития ребенка.

Более четко развивающие функции игры определены в отечественной психологии и педагогике.

Существенным для понимания развивающего значения игры представляются соображения, высказанные Л.А. Венгером, подчеркнувшим необходимость четкого определения специфического влияния игры на развитие ребенка. Венгер исходит из того, что каждая конкретная деятельность требует определенных специфических для неё способностей и создает условия для их развития.

Д.Б. Эльконин, рассматривая развивающую функцию игры, останавливается, прежде всего, на ее значении для развития мотивационных потребностей сферы ребенка.

На развитие в игре воображения, образного мышления ребенка указывает Л.С. Выготский , Д.В. Меджерицкая.

Обучение и развитие творчества происходит в единстве и взаимодействии. Это убедительно доказала Е.А.Флерина, подвергнув критике “теорию распада” детского творчества. Е.А. Флерина доказала, что спад может наступить из-за отсутствия обучения или из-за плохого обучения; при правильном же руководстве и обучении творчество детей достигает относительно высокого уровня.

В работах педагогов – психологов анализируется значение игры для морально – нравственного развития ребенка, прежде всего роль самого содержания игры, посредством которого происходит овладение ребенком нормами и правилами взаимоотношений между людьми.

По мнению Р.И.Жуковской, детей объединяют в игре общая цель, общие интересы и переживания, совместные усилия при достижении цели, творческие поиски.

Т.А.Маркова считает, что на развитие дружбы между детьми существенное влияние оказывает длительная по своему характеру творческая игра.

Совместная игра создает условия для возникновения “детского общества” и реальных отношений в нем между детьми. А.П.Усова усматривает основное воспитательное значение игры именно в наличии у детей качеств “общественности” т.е. качеств, позволяющих успешно взаимодействовать с другими.

Уже имеющиеся представления о развивающем значении развернутой формы игровой деятельности нуждаются в дополнении данными о том, как влияет игра на развитие ребенка на каждом возрастном этапе. Пока наука не располагает такими конкретными данными. Поэтому следует рассмотреть игровую деятельность с точки зрения  последовательного усложнения её строения и проследить возможности и особенности овладения ею детьми на различных возрастных этапах.

Решение этого вопроса требует смыкания психологии и педагогики. В новом типе исследования – психолого-педагогическом, где особенности развития игровой деятельности ребенка изучаются в процессе её активного формирования. На необходимость такого типа исследований указывал еще Выготский. Дальнейшее развитие эта мысль получила в трудах психологов В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина.

В психологических исследованиях А.Н.Леонтьева, Д.Б. Эльконина и других развитие детской игры рассматривалось с точки зрения динамики мотивации и изменения психологического содержания деятельности.

Первый этап развития игры связан с овладением ребенком специфическими функциями предметов, недоступных ему в его практической деятельности – практическая игра.

Второй этап развития игры связан с овладением  отношениями между людьми, опосредствующими отношение к предмету – ролевая игра.

Третий этап – выделением скрытых в этих отношениях задач и правил человеческих действий и отношений – игры с правилами – и сдвигом мотива с процесса деятельности на её результат – игра-драматизация и игра-фантазирование.

Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру организации, поэтому точная классификация их затруднена.

Основу классификации игр, которая принята в отечественной педагогике, заложил П.Ф.Лесгафт. Он подошел к решению этого вопроса, руководствуясь своей основной идеей единства физического и психологического развития ребенка.

В отечественной педагогике вопрос о классификации детских игр уточнен в трудах Н.К. Крупской. В своих трудах она выделяет игры, которые создаются самими детьми, и организованные, с готовыми правилами.

Литература:

1. Геллер Е.М. Наш друг – игра. – Минск: Народна асвета, 1979.

2. Никитин Б.П. Развивающие игры. – 2-е изд. – М.: Педагогика, 1985.

3. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника: Методическое пособие для учителей и воспитателей. – М.: Просвещение, 1974.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника»

Консультация для воспитателей «Влияние театрализованной игры на формированиеличностных компетенций ребенка-дошкольника»...

Консультация для воспитателей. «Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника».

«Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника»...

Консультация для воспитателей «Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника»

Консультация для воспитателей«Влияние театрализованной игры на формированиеличностных компетенций ребенка-дошкольника»Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac18.htm...

Консультация для воспитателей «Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника»

Важное значение в возникновении у детей игры особого родатеатрализованной имеет сюжетно-ролевая игра. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в сво...

Консультация для воспитателей «Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника»

Важное значение в возникновении у детей игры особого рода театрализованной имеет сюжетно-ролевая игра. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяют...