В гости к сказке или сказочный калейдоскоп
методическая разработка (средняя группа)
В гости к сказке или сказочный калейдоскоп
Роль сказки в дошкольном возрасте сложно переоценить. у дошкольников бурно развивается воображение, которое находит свое проявление в игре и при встрече со сказкой. Место сказки в жизни ребенка настолько велико, что некоторые специалисты называют дошкольный возраст "возрастом сказки".
Язык сказки прост и доступен. Сюжет интересен, загадочен. Сказочные образы понятны и близки, так как находтся в борьбе. Добро и зло, радость и грусть, испытания на смелость, помощь и взаимовыручка встречают детей за красочными обложками книг. Сказки хороши тем, что знакомят детей с добротой, смелостью, великодушием в простой, понятной ненавязчивой форме. Герои высмеивают жадность, трусость, скупость и другие качества, не красящие человека. ведь сказка ложь, да в ней намёк... Интересные, разнообразные, захватывающие сюжеты рождают в детях постоянный и неослабевающий интерес. Сказка способствует формированию у детей нравственных понятий, показывает лучшие и худшие стороны характеров героев, намекает, что хорошим, добрым, отзывчивым быть лучше.
Художественное восприятие является активным процессом для дошкольного возраста. Оно пробуждает в ребенке лучшие нравственные качества, прежде всего человечность. Восприятие искусства всегда связано с сопереживанием. У дошкольников среднего и старшего возраста сопереживание носит непосредственный характер. Олицетворяют себя с героями сказок, вживаются в образы.
Сказка играет большую роль в эстетическом развитии детей дошкольного возраста, без которого немыслимо благородство души, чуткость к чужому горю, сострадание. Благодаря сказке, дети познают мир не только умом, но и сердцем, откликаются на события, выражают своё отношение к героям. Хороший конец вселяет надежду и оптимизм уверенность в своих силах и возможности победить зло и преодолеть все трудности.С
Сказки с последующим пересказом способствуют развитию мышления и обогащения языкой культуры и речи ребенка. Под воздействием сказки обостряется восприимчивость ко всему прекрасному в жизни, в природе, вокруг.
Дошкольный возраст-это возраст сказки. Сказка должна входить в жизнь каждого ребенка с самого раннего возраста и сопровождать его на протяжении всего дошкольного возраста. Ведь чтение, слушание сказки дает красивый и правильный образец речи, что очень важно для речевого развития. Сказка помогает правильно строить диалог с собеседником. Сказка помогает развивать связную речь. Также сказка является источником новых незнакомых ребенку слов, на которые нужно и важно обращать внимание, тем самым увеличивать словарный запас. Благодаря рассказыванию сказок, ребенок в дальнейшем учится последовательно передавать сюжет, то есть пересказывать. Сказка открывает и объясняет ребенку устройство мира,жизнь общества, взаимодействие с природой, раскрывает мир человеческих чувств и взаимоотношений, даёт прекрасные образцы родного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kaleydoskop_skazok.docx | 76.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский сад №6
Проект
«СКАЗОЧНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП»
(долгосрочный)
Составитель:
Задоя Ю.В.
г. Каменск- Уральский
2020 г.
Цель:
Формировать интерес и потребность в чтении сказок разного жанра.
Детская цель:
Узнать, где живет сказка?
Задачи:
1. Познакомить детей с понятием «сказка» и с тем, кто и как их сочиняет.
2. Учить детей передавать структуру сказки с помощью моделирования (мнемотехники).
3. Расширить словарный запас детей через знакомство со средствами языковой выразительности.
4. Воспитывать эмоционально-образное восприятие сказок.
5. Приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус.
6. Развивать мыслительную деятельность, память, речь, внимание.
7. Способствовать переносу сказочного сюжета в сюжетно-ролевую игру.
Этапы работы по проекту
1. Подготовительный
- Изучение темы педагогом.
- Постановка целей и задач «взрослых» и «детей» по реализации проекта.
- Подбор материала педагогом.
- Беседы со специалистами об их вкладе в проект.
- Знакомство родителей с целями проекта, привлечение их к помощи в реализации проекта.
- Выявление первоначальных знаний у детей о том, какие сказки они знают.
- Разработка конспектов занятий по перспективному плану, развлечений, вечера загадок, игры «Что? Где? Когда?».
- Подбор литературы: познавательной, художественной.
- Просмотр мультфильмов, видеофильмов по данной теме.
- Создание мнемотаблиц.
2. Исследовательский.
- Цикл занятий, дидактических игр, бесед с учетом разделов проекта.
- Совместная подготовка с родителями и детьми и оформление выставок: «Сказка в жизни ребенка», «Дикие животные в сказках».
- Взаимодействие со специалистами узкой направленности в рамках проекта.
- Чтение авторских и русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам.
- Создание мнемотаблиц совместно с детьми по сказкам «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой».
- Приобретение дидактических игр, наглядного материала.
3. Заключительный (анализ и обобщение)
- Творческая выставка рисунков детей совместно с родителями на тему «В гостях у сказки».
- Составление авторских сказок детей.
- Проведение вечера загадок.
- Проведение викторины со средней группой «С книгами знаться - ума набираться».
- Изготовление поделок из бросового материала «Сказочный герой».
- Проведение интеллектуальной игры с родителями «Что? Где? Когда?»
- Заучивание отрывков из авторских сказок.
- Заключительная диагностика.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Русские народные сказки
- «Гуси-лебеди»
- «Жихарка»
- «Заюшкина избушка»
- «Зимовье зверей»
- «Петушок и бобовое зернышко»
- «Лиса и волк»
- «Лиса-Привередница»
- «Лисичка со скалочкой»
- «Пых»
- «Смоляной бочок»
- «Снегурушка и лиса»
- «У страха глаза велики»
Авторские сказки
С. Маршак
- «Вот такой рассеянный»
- «Сказка о глупом мышонке»
- «Усатый-полосатый»
- «Сказка об умном мышонке»
В. Сутеев
- «Цыпленок и утенок»
- «Кто сказал «Мяу»?»
К. Чуковский
- «Айболит»
- «Бармалей»
- «Краденое солнце»
- «Мойдодыр»
- «Муха- Цокотуха»
- «Тараканище»
- «Федорино горе»
Б. Заходер
- «Хрюша на ёлке»
В. Осеева
- «Волшебная иголочка»
Г. Остер
- «Эхо»
Д. Мамин –Сибиряк
- «Сказка про Комара Комаровича-Длинный Нос и про Мохнатого Мишу-Короткий Хвост»
ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата\месяц | Название художественного произведения |
Сентябрь / 3 неделя | «Гуси –лебеди» |
Сентябрь / 4 неделя | С. Маршак «Вот какой рассеянный» |
Октябрь / 1 неделя | «Жихарка» |
Октябрь / 2 неделя | В. Сутеев «Цыплёнок и утёнок» |
Октябрь / 3 неделя | «Заюшкина избушка» |
Октябрь / 4 неделя | С. Маршак «Сказка о глупом мышонке» |
Ноябрь / 1 неделя | «Зимовье зверей» |
Ноябрь / 2 неделя | К. Чуковский «Айболит», «Бармалей» |
Ноябрь / 3 неделя | «Петушок и бобовое зернышко» |
Ноябрь / 4 неделя | Г. Остер «Эхо» |
Декабрь / 1 неделя | «Лиса и волк» |
Декабрь / 2 неделя | С. Маршак «Усатый- полосатый» |
Декабрь / 3 неделя | «Лиса- привередница» |
Январь /2 неделя | Б. Заходер «Хрюша на ёлке» |
Январь /3 неделя | «Лисичка со скалочкой» |
Январь /4 неделя | В. Сутеев «Кто сказалМяу?» |
Февраль /1 неделя | «Пых» |
Февраль / 2 неделя | К.Чуковский «Краденое солнце» |
Февраль/ 3 неделя | «Смоляной бочок» |
Февраль / 4 неделя | К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе» |
Март / 1 неделя | «Снегурушка и лиса» |
Март / 2 неделя | В. Осеева «Волшебная иголочка» |
Март / 3 неделя | «У страха глаза велики» |
Март / 4 неделя | К.Чуковский «Тараканище» |
Апрель / 1 неделя | Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича…» |
Апрель / 2 неделя | К. Чуковский «Муха-Цокотуха» |
Апрель / 3 неделя | С. Маршак «Сказка об умном мышонке» |
Апрель / 4 неделя | Вечер загадок |
Май / 1 неделя | Викторина «С книгами знаться-ума набираться» |
Май / 2 неделя | Беседа «За что я люблю сказки» |
Май / 3 неделя | Интеллектуальная игра с родителями «Что? Где? Когда?» |
Анкета
Уважаемые родители!
Для организации совместной работы по проекту «калейдоскоп сказок», просим ответить Вас на вопросы анкеты.
- Хотели бы вы принять участие в проекте?
- Какие РНС вы читаете дома ребенку?
- Какие авторские сказки вы читаете своему ребенку?
- Хотели бы вы принять участие в интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?»?
- Какие литературные жанры интересны вашему ребенку?
Спасибо за участие.
Информационная справка
С целью организации совместной работы по данному проекту было проведено анкетирование, в котором приняли участие Х человек и получены следующие результаты:
Захотели принять участие Х человек, Х человек отказались.
Х родителей ответили на вопрос о том, какие РНС читают детям, знают названия разных сказок.
Х затрудняются в ответе на вопрос, что такое авторская сказка и не знают авторов.
Хотели бы принять участие в интеллектуальной игре Х человек.
Большинство родителей читают детям сказки.
Вывод:
Х % родителей знают различные жанры, читают сказки, хотят участвовать
в конкурсах.
Рекомендации для того, чтобы повысить «литературный потенциал» родителей, провести консультацию «Что почитать своему ребенку?»
Провести викторину для родителей «Умные книжки».
Привлекать родителей ко всем праздникам и мероприятиям.
Фамилия/ Имя | Знает литературные жанры, умеет их отличать | Знает содержание знакомых сказок, узнает их по иллюстрациям | Умеет отличать РНС от авторских | Умеет рассказывать по моделям | Эмоционально откликается на содержание прочитанного произведения |
Начало года \ конец | Начало года \ конец | Начало года \конец | Начало года \конец | Начало года \конец | |
На начало года уровень в 0%, с %, н %
На конец года уровень в %, с %, н 0%
Сказка «Жихарка»
Чтение сказки «Жихарка» воспитателем. После прочтения сказки проводится беседа по содержанию.
- Как называется сказка? Кто такой Жихарка? (Знакомство с новым словом)
- Расскажите, каким вы представляете себе Жихарку? Он был маленьким как….
- Можно ли о нём сказать, что он удалец? Почему?
- Покажите, как свернулся Жихарка на лопате? Покажите весёлое, испуганное, хитрое выражение лица Жихарки.
- Пока лиса собиралась поджарить Жихарку, кот да петух плакали. Вспомните, как про это сказано в сказке. Как сказать по-другому об их настроении (грустили, переживали, печалились, страдали).
- Представьте себе, что могло бы случиться, если бы Жихарка был пугливым и плаксой. Как могла бы закончиться его встреча с лисой. Придумайте другой конец сказки.
- Посмотрите на эти картинки, как вы думаете, кто здесь изображен?
Проводится разбор сказки по мнемотаблице.
После прочтения сказки воспитателем, дети пересказывают её по мнемотаблице.
Сказка «Гуси-лебеди»
Что такое сказка? Какие сказки вы знаете? Кто их написал?
Эти сказки написал русский народ.
Давным – давно, в древности, когда на Руси еще не умели писать, были люди, которые сказки рассказывали. А точнее сказывали. Назывались они сказителями. Сядет сказитель возле печки, а малыши, вроде вас, на печке сидят и слушают, да все запоминают.
Шло время, дети росли, становились мамами и папами, бабушками и дедушками. Стали они сказки сказывать своим малышам. Так сказки передавались из уст в уста, из поколения в поколение.
В сказках придумывались разные истории. Это были истории про животных, с которыми случались необыкновенные события, а так же про волшебных существ, таких как Леший, Баба- Яга, Кощей Бессмертный, всякие лесные чудища.
И сегодня мы познакомимся с вами с русской народной сказкой «Гуси-лебеди».
Чтение сказки.
Какими словами начинается сказка?
О ком рассказывается в этой сказке?
Почему так случилось, что гуси-лебеди унесли братца?
Как вы думаете, почему сказка так называется?
Кто они такие гуси-лебеди?
Вспомните, кого девочка просила о помощи сначала, потом?
Как вы думаете, почему ни печка, ни яблонька, ни речка, не помогли девочке вначале?
Расскажите, что произошло в избушке у бабы-яги?
Расскажите, как закончилась сказка?
Вы беспокоились о девочке? Почему?
Как бы вы назвали эту сказку по-своему?
В сказке встречаются новые для вас слова, попробуйте их объяснить.
Кликала- звала;
Шла дурная слава- говорили плохое;
Покуда-пока;
Ни жива, ни мертва- очень испугана;
Ни с чем улетели- пустые, без всего;
Выходите на лужок, собирайтеся в кружок;
Печка высокая, а может быть еще выше;
Коса у Маши длинная, а может быть еще …длиннее;
Ваня маленький, а …;
Родители добрые….;
Кисель вкусный…;
Яблоки сладкие…;
Пироги горячие…;
Мышка шустрая…;
Ребята, для того чтобы легче вам было запомнить сказку и пересказать её, я вам предлагаю вот такие модели. На этих картинках изображена сказка, только схематически.
Проводится разбор картинок.
После этого дети пересказывают сказку с помощью мнемотаблиц.
Сказка «Лиса и волк»
Программное содержание:
Побуждать детей понимать сюжет сказки, выделять героев сказки, определять их поступки и поведение, соотносить название сказки с её содержанием.
Формировать связную монологическую речь с использованием графических схем.
Развивать наблюдательность и слуховое восприятие литературного текста.
Воспитывать нравственные качества: заботу о ближнем, честность, доброту, любовь к литературному жанру-сказке.
Ход занятия:
Ребята, сегодня мы отправимся с вами в страну «Сказкино».
Как вы думаете, кто живет в этой стране? Кто сочиняет сказки?
Как называют такие сказки? РНС.
Как называются сказки, которые написал один человек? Авторские.
Поедем мы на необычном поезде. Получите билеты и занимайте свои места.
(Можно отгадать сказку, которая изображена на картинке. Назвать ласково животное. Лиса, заяц, медведь, волк, петух, кот, белка)
Отправились в путь, приехали в страну «Сказкино».
Находят мнемотаблицы и иллюстрации к сказкам. Называют их.
Что вам помогло справиться с заданиями?
Физминутка.
Посмотрите, дом стоит! Как интересно! Кто же там живет? Дверь открывает сказочница.
Здравствуйте, ребята. Меня зовут бабушка-сказушка. Я люблю рассказывать сказки. А вы любите слушать их? Хотите послушать мою сказочку? Устраивайтесь поудобнее.
Рассказывает сказку «Лиса и волк».
После проводится беседа.
Как называется сказка? Кто её написал?
Кто главный герой этой сказки? Кого лиса обманывала в этой сказке? Правильно ли она поступала? Почему? А как бы вы поступили?
Что можно сказать о лисе? Какая она?
А какой волк? Что можно сказать про волка? А как можно помочь волку? Чем закончилась сказка?
Сказочница прощается с ребятами. Но оставляет картинки, чтоб детки сказки не забывали. Окно закрывается.
Ребята, посмотрите, что изображено на картинках. Давайте выложим из картинок сказку.
С чего начинается сказка? Что произошло дальше?
Дети выкладывают сказку (мнемотаблицу).
В процессе выкладывания происходит пересказ.
Молодцы, а теперь пора возвращаться обратно в детский сад.
Но для этого опять нужен билет.
Либо назвать авторскую сказку, либо героев.
Как попутешествовали, что было?
Сказка «Заюшкина избушка»
Посмотрите, сколько у меня игрушек? Кто тут есть (зайчик, лиса, медведь).
Как ласково можно их назвать?
А как их называют в сказках? Зайка - Побегайка, Лисичка-Сестричка или Лиса Патрикеевна, Волчок - Серый бочок или Волк - зубами щёлк, Мишка косолапый или Михайло Потапыч….
Вы знаете много сказок. Где встречались вам такие герои?
Медведь, лиса, заяц, петух.
А вот послушайте еще одну историю, которая случилась с нашими героями.
Воспитатель рассказывает сказку, используя театр «Заюшкина избушка». После прочтения проводится беседа.
Где жили лисичка и зайчик? Что с ними случилось?
Кто хотел помочь зайчику? Как лиса всех пугала?
Расскажите, как петушок сумел выгнать лису?
Скажите, как петушок грозил лисе?
Давайте нарисуем сказку. Что построили лиса и зайчик?
Каким цветом можно нарисовать домик у лисы? Голубым.
Каким цветом можно нарисовать домик у зайчика? Коричневым.
Почему растаял домик у лисы? Рисуем солнышко.
Дети рисуют схематично с помощью воспитателя сказку.
Ребята, я тоже нарисовала сказку вместе с вами, вот, что у меня получилось.
А теперь я предлагаю вам рассказать друг другу сказку по вашим картинкам.
Дети разбиваются по парам и рассказывают сказку.
Сказка «Зимовье зверей»
Давайте поиграем в слова-отгадки. Отгадайте, о ком я скажу такие слова:
- Розовая, толстая, хвост крючком, нос пятачком (свинья)
- Большой, рогатый, мычит, хвост метелкой (бык)
- Яркий, горластый, будит всех по утрам, хвост разноцветный (петух)
- Серый, злой, хищный, зубастый, голодный (волк)
Вспомните, в какой сказке о животных все звери дружили вместе. Послушайте об этом одну сказку.
Чтение сказки.
О чем рассказывается в этой сказке?
Как вы поняли, что означает слово «зимовье»?
Для чего звери решили построить себе дом?
Расскажите, как они строили себе дом? Кто и что делал?
Расскажите, как зимовали звери? Что случилось однажды?
Как зверям удалось спастись?
Как вы думаете, что помогло зверям спастись? Что показалось волку?
Подходит ли пословица «У страха глаза велики» к этой сказке?
Объясните почему.
После повторного прочтения проводится пересказ по мнемотаблице.
Сказка «Петушок и бобовое зернышко»
Мы уже с вами умеем рассказывать сказки по схемам.
Сегодня я предлагаю вам самим рассказать мне одну сказку.
Посмотрите на эти картинки, скажите, кто на них изображен?
Разбираем каждую картинку, обсуждаем, что на ней изображено. Выкладываем разные варианты последовательности сказки.
Воспитатель ненавязчиво подводит к правильному изложению сказки.
Дети рассказывают сказку по данному варианту.
Молодцы. Вы сегодня сами стали сказителями.
Вы рассказали сказку, которая называется «Петушок и бобовое зернышко».
К.И. Чуковский «Федорино горе»
- Ребята, посмотрите, кого вы видите на иллюстрации? Бабушку, посуду.
- А вы узнали, что это за бабушка? А из какой она сказки? «Федорино горе»
- Ребята, а кто скажет, что случилось с посудой?
Почему вся посуда ушла от Федоры? Куда она ушла?
Была немытая, грязная. Ушла в лес.
- А как вы думаете, страшно было посуде в лесу? Почему?
В лесу темно, страшно.
- Подумайте, какие бы вы подобрали слова, чтобы сказать, какой была бабушка Федора?
Давайте вместе обсудим и попробуем рассказать, что же произошло с бабушкой Федорой и её посудой? Почему она от неё убежала?
Жила-была бабушка Федора.
Она была ленивая и не хотела прибирать в доме и мыть посуду.
И вот, в доме стало очень грязно, посуде надоело быть немытой и она решила уйти от Федоры. Шла она по полям, по лугам и очутилась в лесу.
Там было темно и страшно. Посуде стало одиноко.
Да и Федора поняла, что ей без посуды не обойтись. И она решила её вернуть.
Давайте поможем Федоре вернуть свою посуду.
Что нужно сделать, что бы посуде было хорошо?
Помыть её, прополоскать, протереть насухо.
Воспитатель вместе с детьми моет посуду, вытирает её и ведет обсуждение по ходу работы о предметах и свойствах посуды.
Что это? Чашки. Для чего они нужны?
Что еще нужно, чтобы есть суп? Ложки.
А чтобы есть макароны? Вилки.
Для чего нужны чайные ложки? Размешивать сахар.
А куда кладут сахар? В сахарницу.
В чем бабушка Федора заваривала чай? В самоваре.
А если бы её кто-то угостил конфетами, куда их можно было бы положить.
В конфетницу.
Спойте песенку, которую пели тарелки, когда шли по лесу и стукались друг об друга (дзинь ля-ля, дзинь ля-ля)
Ну, вот теперь посуда стала чистая и красивая. Теперь она не хочет убегать в лес. Давайте еще раз посмотрим, какая посуда была у бабушки Федоры.
Сказка «Лисичка со скалочкой»
Кто из лесных животных, по-вашему, самый злой? Волк зубастый.
Кто самый слабый и трусливый? Заяц всех боится, дрожит, уши и хвост дрожит.
Кто самый красивый? Чья шубка красивее всех. Лиса-краса.
Вспомните, какие прозвища у этих животных в разных сказках?
Лиса в сказках не только красивая, но и самая хитрая. Норовит всех обмануть.
Послушайте внимательно историю про лисичку, а потом расскажете, какая она.
После прослушивания сказки проводится беседа с демонстрацией иллюстраций.
Ребята, такая история на самом деле могла случиться или же всё это выдумка?
Это ведь сказка, а сказка- это необыкновенная история, выдуманная история, в сказках могут происходить невероятные вещи.
Какая лисичка в сказке? Как её можно назвать?
Что значит слово «плутовка», как вы его понимаете?
Расскажите, с чего все началось?
Как каждый раз лисе удавалось обмануть хозяев?
Интонационное упражнение.
Попробуйте сказать так, как лиса просилась переночевать.
Что лиса говорила? Каким голосом?
А каким голосом лиса требовала утром пропажу?
Скажите так, как она говорила.
Проговариваются диалоги лисы и героев сказки.
Расскажите, как лиса была наказана за свой обман.
Позже предлагается инсценировать сказку с помощью масок.
«Пых»
Жили-были дед, да баба и внучка Аленушка. И был у них огород.
Росли там капуста, свекла, морковка и репка.
Захотелось дедушке однажды репки. Вот и пошёл он в огород.
Наклонился дедушка к репке, а под кустом кто-то: «Пыыыыых, пыыыыыых».
Испугался дед - и бежать оттуда.
Прибежал домой, сел на лавку, никак отдышаться не может.
Говорит: «Ох, бабка, там под кустом кто-то страшный сидит, да пыхтит.
Я едва ноги унес».
Полно тебе, старик, пойду-ка я сама за репкой.
Пришла бабка на огород, только наклонилась репку тащить, а под кустом кто-то: «Пыыых, пыыыых».
Еле-еле и бабка ноги унесла. Поглядела на деда с бабкой Аленушка, пожалела их и говорит: я принесу репку!
И пошла в огород. Только нагнулась репку тащить, а под кустом кто-то «Пыыыыыых!»
Не испугалась Аленушка, наклонилась ближе и видит: лежит на грядке колючий колобок, глазками поблескивает и пыхтит. Да ведь это Ёжик! Потянула Аленушка репку и вытащила. Сладкую-пресладкую.
Взяла она репку, ёжика, да положила в передник и - домой!
А навстречу ей бабка с дедом вышли и спрашивают:
А где же репка? А как же этот зверь – «пых» страшный? Не испугалась его? Раскрыла тут Аленушка передник: - вот вам репка, а вот вам и Пых!
«Снегурушка и лиса»
Жил да был старик со старухой. У них была внучка Снегурушка.
Пошла она летом с подружками по грибы-ягоды.
Ходят по лесу, собирают ягоды-грибы.
Деревце за деревце, кустик за кустик и отстала Снегурушка от подружек своих.
Они искали её, искали, аукали, аукали, но Снегурушка не слыхала.
Уже стало темно, подружки пошли домой.
Снегурушка как увидела, что осталась одна, влезла на дерево и стала горько плакать да песенку припевать:
Ау, ау, Снегурушка! Ау, ау, голубушка!
У дедушки, у бабушки была внучка Снегурушка.
Её подружки в лес заманили, заманивши покинули.
Идет медведь и спрашивает: О чем ты, Снегурушка, плачешь?
Как мне, батюшка- медведь, не плакать?
Я одна у бабушки, у дедушки- внучка Снегурушка.
Меня подружки в лес заманили, заманивши- покинули.
Сойди, я тебя отнесу домой.
Нет, я тебя боюсь, ты меня сьешь. Медведь ушел от неё.
Она опять заплакала, песню заприпевала.
Ау, ау, Снегурушка! Ау, ау, голубушка!
У дедушки, у бабушки была внучка Снегурушка.
Её подружки в лес заманили, заманивши покинули.
Идет волк и спрашивает: О чем ты, Снегурушка плачешь?
Как мне волк не плакать? Я одна у бабушки, у дедушки- внучка Снегурушка. Меня подружки в лес заманили, заманивши- покинули.
Сойди, я тебя отнесу домой. Нет, я тебя боюсь, ты меня сьешь.
Волк ушел от неё. Она опять заплакала, песню заприпевала.
Ау, ау, Снегурушка! Ау, ау, голубушка!
У дедушки, у бабушки была внучка Снегурушка.
Её подружки в лес заманили, заманивши покинули.
Идет лисица и спрашивает: О чем ты, Снегурушка плачешь?
Как мне не плакать? Я одна у бабушки, у дедушки- внучка Снегурушка. Меня подружки в лес заманили, заманивши- покинули.
Сойди, я тебя отнесу домой.
Снегурушка сошла, села на спину к лисице, и та помчалась с нею.
Прибежала к дому и стала хвостом стучаться в калитку.
Кто там? Лиса отвечает: я принесла вашу внучку Снегурушку.
Ах ты, наша милая, дорогая Лиса-олисава! Войди в избу. Где нам тебя посадить? Чем нам тебя угостить?
Принесли молока, яиц, творогу и стали лисицу потчевать за её услугу. А потом простились и дали ей на дорожку курочку.
«Рукавичка»
Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел, да обронил рукавичку. Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку, да и говорит:
Тут я буду жить.
А в это время лягушка- прыг, прыг- спрашивает:
Кто-кто в рукавичке живет?
Мышка- поскребушка. А ты кто? А я лягушка- попрыгушка. Пусти меня! Иди!
Вот уже их двое. Бежит зайчик. Подбежал к рукавичке, спрашивает:
-Кто, кто в рукавичке живет?
Мышка - поскребушка, лягушка-попрыгушка, а ты кто?
А я – зайчик- побегайчик. Пустите меня. Иди.
Вот их уже трое. Бежит лисичка. Кто- кто в рукавичке живет?
Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка, да зайчик – побегайчик. А ты кто?
А я лисичка - сестричка. Пустите меня. Заходи.
Вот их уже четверо. Глядь, бежит волчок- и тоже к рукавичке, да и спрашивает:
Кто-кто в рукавичке живет?
Мышка- поскребушка, лягушка- попрыгушка, зайчик –побегайчик, лисичка- сестричка. А ты кто?
А я - волчок –серый бочок. Пустите меня. Заходи.
Вот их уже пятеро.
Откуда ни возьмись, бредет кабан:
Хро-хро-хро, кто, кто в рукавичке живет?
Мышка- поскребушка, лягушка- попрыгушка, зайчик –побегайчик, лисичка- сестричка, волчок –серый бочок. А ты кто?
А я кабан-клыкан, пустите меня.
Вот беда, всем в рукавичку охота. Тебе и не влезть.
Как-нибудь влезу, пустите.. Ну что с тобой делать. Полезай.
Влез и этот. И вот их уже шестеро. И так им тесно, что не повернуться! А тут затрещали сучья: выходит из-за деревьев медведь и тоже к рукавичке подходит, ревет: Кто, кто в рукавичке живет?
Мышка- поскребушка, лягушка- попрыгушка, зайчик –побегайчик, лисичка- сестричка, волчок –серый бочок, я - кабан-клыкан, а ты кто?
Гу, гу, гу, вас тут многовато! А я медведюшка- батюшка, пустите меня.
Как же мы тебя пустим, ведь и так тесно. Да уж как-нибудь.
Ну, уж иди, только скраешку.
Влез и медведь. Семеро стало, да так тесно, что рукавичка того и гляди, разорвется. А тем временем дед хватился, нет рукавички. Вернулся он тогда искать её. А собачка вперед побежала. Бежала, бежала, смотрит - лежит рукавичка и пошевеливается. Собачка тогда: гав, гав, гав!
Звери испугались, из рукавички вырвались - да врассыпную по лесу. А дед пришел и забрал рукавичку.
Проведение игры «Кто пришёл к нам с Мойдодыром»
Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости (мойдодыр-игрушка).
Правильно, это Мойдодыр. Ребята, скажите, из какой сказки этот герой?
Мойдодыр пришел в гости не один, с ним пришли его друзья, которые очень любят умываться по утрам и вечерам.
Ребята, давайте узнаем, кто же пришел с ним к нам в гости?
Отгадайте загадки и узнаете. Под полом таится, кошки боится. Кто это? Мышка. Правильно – мышка. Посмотрите, какая красивая мышка пришла к нам в гости.
Далее идет рассматривание игрушки и описание воспитателем.
Это мышка, она серая и мягкая. У нее черные глазки. Маленькие ушки и длинный хвостик. Она очень любит сыр.
Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песенки поет. Кошка.
Далее проводится работа по рассматриванию кошки и составлению рассказа о ней.
Это кошка. Она усатенькая, пушистая, мягкая. У неё есть ушки, пушистый хвостик, длинные усики. Кошка любит пить молоко и ловить мышей.
Физпауза. «Кошки-мышки».
Ребята, а кто же это пришел? Утёнок – игрушка. Он крякаят. Кря-кря-кря.
Далее проводится работа по рассматриванию кошки и составлению рассказа о ней.
Это кошка, она усатенькая, пушистая, мягкая. У нее есть ушки, пушистый хвостик, длинные усики. Кошка любит пить молоко, ловить мышей.
Физ.пауза игра «Кошка и мышки»
Ребята, а кто же это пришел? Утенок. Крякает. Кря-кря.
Далее проводится работа по рассматриванию утенка и составлению рассказа о нем. Посмотрите, сколько гостей сегодня к нам пришло:
Я - великий умывальник, знаменитый мойдодыр
Умывальников начальник и мочалок командир.
Рано утром на рассвете умываются мышата
И котята , и утята, и жучки, и паучки.
Ребята, а вы любите умываться по утрам и вечерам?
А тем, кто не умывается, что мы говорим? Стыд и срам!
Молодцы! А теперь выберите себе любого героя и расскажите про него, какой он.
Несколько детей составляют рассказ, воспитатель при необходимости помогает.
Викторина «С книгами знаться - ума набираться»
Задачи
(ОО «Коммуникация»)
- развивать все компоненты устной речи детей;
- закреплять умение свободного общения.
(ОО «ЧХЛ»)
- закреплять знания детей о русских народных сказках и авторских сказках;
- закреплять умение работать с мнемотаблицами;
- развивать художественное восприятие и эстетический вкус.
(ОО «Социализация»)
- формировать доброжелательное взаимоотношение между детьми разных групп.
(ОО «Познание»)
- закреплять умение детей соотносить реальный объект со схемой, развивать конструктивное, вербальное, пространственно - образное мышление, воображение.
Правила игры:
1. Вопросы слушать внимательно.
2. Ответить на задание может любой из вас, кто знает ответ, и кто хочет ответить, для этого нужно поднять руку.
3. За правильный ответ вручается жетон.
4. Кто больше наберет жетонов, считается победителем.
Что лишнее?
Из предложенных книг убрать лишнюю. Объяснить свой выбор. Почему?
«Гуси-лебеди», «Жихарка», «Лиса и волк», «Айболит».
Отгадай сказку.
Из предложенных карточек необходимо выбрать 4.
Сказать какие сказки изображены.
Продолжи сказку.
Я начинаю рассказывать сказку, вы продолжаете.
Подвижная игра «Колобки и лиса»
Интеллектуальная игра с родителями.
Черный ящик
Любимое лакомство крокодила – калоши;
Любимое лакомство бабочки – варенье;
На чем передвигались комарики - на воздушном шарике;
Что нужно прислать мартышкам – книжки.
Игра «Мешок потерянных вещей»
Сказочные герои потеряли свои вещи.
Давайте определим, кому они принадлежат?
Сковорода - «Человек Рассеянный»;
Градусник - «Айболит»;
Солнце - «Краденое солнце»;
Скалка - «Лисичка со скалочкой»;
Репка - «Пых»;
Мочалка - «Мойдодыр»;
Избушка - «Заюшкина избушка»;
Денежка - «Муха-цокотуха».
Сложи картинку
Собрать сказку из пазлов. Кто быстрее это сделает?
Выложи сказку по порядку
Из предложенных картинок выложить сказку по порядку и назвать её.
Загадки про сказочных героев.
Отвечайте на вопрос: кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк и хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь? Кто же это был? (Медведь)
Родилась у мамы дочка из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто! С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали, то знаете, как дочку звали. (Дюймовочка)
Свой дом зимою, в холода она слепила изо льда.
Но дом стоял прекрасно в стужу,
Весной же превратился в лужу.
Дом лубяной построил Зайка. Теперь, читатель, вспоминай-ка,
Кого прогнал Петух в леса? Кто Зайца обманул? (Лиса)
Дед и баба вместе жили, из снега себе дочь слепили,
Но костра горячий жар превратил дочурку в пар.
Дед и бабушка в печали. Как же доченьку их звали? (Снегурочка)
Что за сказка: кошка, внучка, мышь, ещё собака Жучка
Деду с бабой помогали, корнеплоды собирали? (Репка)
У Мальвины — верный друг. Если кто обидит вдруг,
Защитит подругу он, храбрый пудель … (Артемон)
Вот совсем нетрудный, коротенький вопрос:
Кто в чернила сунул свой деревянный нос? (Буратино)
Он — актёр у Карабаса. Он грустит, но он не плакса.
А для грусти есть причина — нравится ему Мальвина.
Даже больше! Он влюблён. Ей стихи слагает он,
Взяв бумагу и перо. Как поэта звать? (Пьеро)
Человек немолодой Вот с такущей бородой.
Обижает Буратино, Артемона и Мальвину,
И вообще для всех людей он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас кто же это? (Карабас Барабас)
Этот сказочный герой хвостатый и усатый,
В шляпе у него перо, сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах в ярко-красных сапогах. (Кот в сапогах)
Знают даже первоклашки, что есть друг у Чебурашки,
Под гармошку песни он друзьям поёт.
Имя его друга каждый назовёт. (Крокодил Гена)
Кто знает эту сказку с детства, поймёт, о чём я говорю:
Какое транспортное средство Емелю привезло к царю? (Печь)
По первому морозцу, по первому снежку
Кто на печке едет, лёжа на боку? (Емеля)
Уплетая калачи, ехал парень на печи. |
На окошке он лежал, как остыл — так убежал.
Встретил он зверей в лесу, да на беду свою — лису.
Ей попался на зубок круглый, вкусный … (Колобок)
Его отца схватил Лимон, в темницу бросил папу он…
Редиска — мальчика подруга, не бросила в беде той друга.
И помогла освободиться отцу героя из темницы.
Знает каждый, без сомнений, героя этих приключений. (Чиполлино)
Очень долго терпела посуда. И решила: «Уходим отсюда!»
Даже ложки ушли и стаканы. Остались одни тараканы.
Все ушли от неё, без разбора. Имя этой неряхи — … (Федора)
Уходя, просила мать никому не открывать,
Но открыли дети дверь! Их обманул зубастый зверь —
Кто песню мамину пропел и кто потом козляток съел? (Волк)
Жили братья - толстячки, все три носа — пятачки.
Старший братец — всех умней дом построил из камней.
Отвечайте-ка, ребята, кто те братья? … (Поросята)
Муха самовар купила. Блошек в гости пригласила.
Разбежались гости эти, когда муху бросил в сети
Злой, противный старичок. Как звать злодея — … (Паучок)
Просто по дороге шла и копеечку нашла,
Самовар себе купила, чаем всех жуков поила.
Кто хозяйка-молодуха? Это — … (Муха-Цокотуха)
Айболит лечил в лесу волка, зайчика, лису.
На кобыле вдруг шакал с телеграммой прискакал.
И куда, взяв саквояж, доктор начал свой вояж? (В Африку)
Женя, дёрнув лепесток, говорила:
«На восток, север, запад, и на юг
Ты лети, а кончив круг, сделай чудо, лепесток!»
Как волшебный звать цветок? (Цветик-семицветик)
Просит журавля лисица: «Дай глоток воды напиться!»
Журавель слыл хитрецом, с узким дал кувшин концом.
Не пролез лисицын нос. С тем пришлось закрыть вопрос.
День, другой уж пролетел, журавель пить захотел.
Из чего кума-лисица журавлю дала напиться? (Из блюдца)
В той сказке он герой известный.
В маслёнке-шляпе, он железный!
Он смелый, храбрый, с топором.
Но только, вот беда, при том воды боится. Просто смех!
Герой — … (Железный дровосек)
Он шепчет: «Я боюсь, боюсь…» Он — Царь зверей и он же — трус?
Даст Гудвин смелость. Осмелев, начнёт рычать трусишка … (Лев)
Дыму, дыму-то кругом! Кто бежит с большим ведром,
Кто с ушатом… Вот кошмар! В доме у кого пожар?
Подгорел чей хвост немножко? Погорелец — тётя … (Кошка)
Попал в сердце льдинки осколок
И мальчик стал дерзок и колок. (Кай)
Он в Италии родился, он своей семьёй гордился. |
(Чиполлино) |
Над простым моим вопросом не потратишь много сил. |
(Папа Карло) |
Мой вопрос совсем не трудный, он - про город Изумрудный.
Кто там был правитель славный?
Кто там был волшебник главный? (Гудвин)
Всех важней она в загадке, Хоть и в погребе жила: | ||||||
|
Выставка из бросового материала «Сказочный герой»
Пальчиковые игры по мотивам народных и авторских сказок.
Кот, петух и лиса.
Жили котик с петушком у лесной опушки,
Но однажды лисонька подкралась к избушке.
«колечки»
Утащила петушка за высоки горы,
Утащила петушка в свою лисью нору.
«кулачки», «лучики»
Смелый котик в лес пошёл
И нору лисы нашел.
«колечки», «здравствуй»
Умный котик спас дружка Петю, Петю, Петушка.
«гребешок»
Живут котик с петушком у лесной опушки,
«колечки»
И теперь уже лиса не ходит к их избушке
«маятник»
Рукавичка
На охоту вышел дед зимнею порою
«колечки»
Рукавицу потерял под большой сосною.
«лучики»
Дома стал её смотреть
«колечки»
Не нашел на месте.
«веер»
И отправился искать
«колечки»
В лес с собакой вместе.
«кулачки»
А в лесу в той рукавице
«колечки»
Звери стали дружно жить:
Мышь с лягушкой и лисицей,
Заяц, волк, кабан, медведь.
«кнопочки»
В лес собака прибежала,
«колечки»
Всех зверей перепугала.
«лучики»
Рукавицу подняла,
«колечки»
Деду в руки отдала.
«здравствуй»
Репка
В огороде дедка репку посадил,
И водой из лейки репку он полил.
«колечки»
Расти, расти, репка, и сладка, и крепка
«хлопки»
Выросла репка всем на удивленье.
«колечки»
Большая-пребольшая,
Всем хватит угощенья.
«лучики»
Выросла репка и сладка, и крепка.
Выросла репка и сладка, и крепка.
«хлопки»
Теремок
В чистом поле теремок
Был ни низок, ни высок.
«веер»
Звери разные в нем жили,
Жили дружно, не тужили.
«здравствуй»
Там и мышка, и лягушка,
Зайчик с лисонькой-подружкой,
Еж колючий, серый волк-
В дружбе знали они толк.
«колечки»
Но набрел на теремок
Мишка косолапый
«замок» поворачивать его вправо, влево.
Раздавил он теремок своей огромной лапой
«лучики»
Звери очень испугались,
Поскорее разбежались.
«волны»
А потом собрались снова,
Чтоб построить терем новый
«здравствуй»
В нем живут теперь все вместе
И поют такие песни
«колечки»
Стоит в поле теремок-теремок,
Он ни низок не высок, не высок.
«веер»
Заюшкина избушка
В лубяной избушке жил заяц на опушке.
«колечки»
А в ледяной избушке лисица на горушке.
«лучики»
Растаяла весною избушка на горушке.
«волны»
Лисица побежала к зайцу на опушку.
«колечки»
И ни волк, и ни медведь не смогли помочь.
«колечки»
Петушок отважный прогнал лисицу прочь.
«гребешок»
Так остался петушок у заюшки в избушке
«здравствуй»
В лубяной избушке, избушке на опушке.
«колечки»
Курочка ряба
Курочка ряба бабе и деду
Яйцо золотое снесла прям к обеду.
«колечки»
Били яичко и баба, и дед,
Но не смогли разбить на обед.
«молоточки»
Мышка-норушка мимо бежала,
«волны»
Яичко смахнула оно и упало.
«лучики»
Плакали горько баба и дед,
«колечки»
Яйцо ведь разбилось, пропал и обед.
«лучики»
С тех пор уже Ряба бабе и деду
«колечки»
Несет лишь простые яйца к обеду.
«кулачки»
Зимовье зверей
Звери однажды избу срубили.
«молоточки»
Печь в ней сложили и счастливы были.
«здравствуйте»
Узнали про это волк и медведь,
«колечки»
Им захотелось хозяев всех съесть.
«кулачки»
Тихонько к зимовью они подошли,
Дверь приоткрыли и в сени вошли.
«колечки»
Голосом страшным заблеял баран,
«лучики»
Петух кукарекал,
«клювики»
Бык в бок забодал,
«коза»
Кот с печки зафыркал,
«волны»
Ну а свинья, хрюкала с визгом:
Здесь хата моя!
«лучики»
Волк с перепугу выскочил прочь,
Медведь за ним следом, бежали всю ночь.
«волны»
С тех пор уж к зимовью они не ходили,
«маятник»
А звери в избушке счастливо жили.
«здравствуй»
Дождь прошёл
Дождь прошёл и солнце светит,
Согревая все кругом.
«колечки»
На полянку вышли звери,
Что сидели под грибом.
«лучики»
Солнце светит, солнце греет,
«веер»
Гриб стоит как великан.
«лучики»
На поляне веселиться будут звери
Трам пам пам.
«хлопки»
А зеленые лягушки квакнут громко
«колечки»
Ква ква ква.
«лучики»
Верные друзья подружки
«колечки»
Выручат в беде всегда.
«лучики»
Птичий двор
Петушок
У цыпляток папа-важный петушок,
«лучики»
На головке у него красный гребешок,
«гребешок»
А под головой бородка,
Он трясет ей очень ловко.
«бородка»
Хвост красивый и большой,
Перья выгнулись дугой.
«колечки»
Ку-ка-ре-ку он кричит,
«клювики»
Просыпаться всем велит.
«лучики»
Курица
Курица по саду ходит,
Целый день цыпляток водит.
«колечки»
Учит зернышки клевать
«бутон»
1,2,3,4,5.
Гуси
Гусь с гусынею идут,
За собой гусят ведут.
«колечки»
Все гогочут га-га-га,
Мы ходили на луга.
«клювики»
Там щипали все траву,
Потом плавали в пруду.
«лучики»
Утки
Утки крякают кря-кря,
«клювики»
У нас дружная семья.
«здравствуйте»
У утяток мама утка,
Папа селезень друзья.
«колечки»
Индюк
Индюк очень важный
«замок»
Трясет бородой.
«бородка»
Ведет индюшаток
С прогулки домой.
«колечки»
А мама индюшка стоит у ворот,
«замок»
Она уж давно индюшат своих ждет.
«лучики»
Основные движения
«Колечки»
Подушечки больших пальцев поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев.
С силой надавливают на них.
«Кулачки»
С силой плотно прижимать согнутые пальцы к ладоням.
«Лучики»
При разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы.
«Веер»
Прямые напряженные пальцы сдвигать вместе и раздвигать.
«Замок»
Соединить ладони обеих рук, пальцы скрестить и согнуть.
«Гребешок»
Положение ладоней как в предыдущем упражнении, но скрещенные пальцы прямые и напряженные.
«Бородка»
Соединить вместе тыльные стороны ладоней пальцы обеих рук скрестить и выпрямить.
«Клювики»
Большой и указательный пальцы ритмично соприкасаются подушечками, остальные пальцы выпрямлены и прижаты друг к другу.
«Коза»
Соединить подушечки большого пальца среднего и безымянного, указательный палец и мизинец выпрямить и пошевелить.
«Волна»
Шевелить прямыми пальцами без напряжения.
«Маятник»
Прямой и указательный пальцы наклонять влево, вправо. Остальные пальцы согнуть в кулачок.
«Кнопочки»
Кисти рук держать параллельно друг другу, с надавливанием ритмично соединять подушечки одноименных пальцев , стучать подушечками.
«Хлопки»
Ритмично хлопать в ладоши.
«Цепочка»
Соединить подушечки большого и указательного пальцев левой руки , просунуть указательный палец правой руки в образовавшееся колечко и соединить его с большим пальцем правой руки.
«Коготки»
Прямые пальцы разведены и напряжены - ритмично сгибать и разгибать фаланги пальцев.
«Молоточки»
Ритмично с чередованием постукивать кулачком одной руки по ладони другой.
«Бутон»
Соединить кончики пальцев одной руки и стучать ими по ладони другой руки.
«Здравствуй»
Ритмично с перехватом сжимать пальцами ладонь противоположной руки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД по формированию целостной картины мира (по «сказочной» безопасности) во второй младшей группе. «В гостях у сказки».
Цель: систематизировать и углубить знания детей о правилах поведения в различных экстренных небезопасных ситуациях; о мерах предосторожности, позволяющих предотвратить появление тех или иных экстренны...
Конкурс: Театральный калейдоскоп сказок - 2018 "В гостях у сказки". Уровень ДОУ
В рамках реализации приоритетного направления «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность» вМДОУ № 32 проходит Театральный фестиваль сказок-2018 «В го...
Конкурс: Театральный калейдоскоп сказок - 2018 "В гостях у сказки". Уровень ДОУ
В рамках реализации приоритетного направления «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность» вМДОУ № 32 проходит Театральный фестиваль сказок-2018 «В го...
Конкурс: Театральный калейдоскоп сказок - 2018 "В гостях у сказки". Уровень ДОУ
В рамках реализации приоритетного направления «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность» вМДОУ № 32 проходит Театральный фестиваль сказок-2018 «В го...
Конкурс Театральный калейдоскоп сказок - 2018 "В гостях у сказки". Уровень ДОУ
В рамках реализации приоритетного наравления "Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность" в МДОУ№ 32 проходит Театральный фестиваль сказок-2018 "В гостях...
Конкурс: Театральный калейдоскоп сказок - 2018 "В гостях у сказки". Уровень ДОУ
В рамках реализации приоритетного направления «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность», в МДОУ № 32 проходит Театральный фестиваль сказок-2018 «В ...
Конкурс "Театральный калейдоскоп сказок-2021. В гостях у сказки"
Участие в конкурсе "Театральный калейдоскоп сказок-2021. В гостях у сказки". Диплом победителя....