Семинар "Формирование сенсорных способностей детей раннего возраста с помощью палочек Кюизенера"
материал (младшая группа)
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов и их формы, цвета, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе, звуке. Сенсорное развитие с одной стороны составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду и в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 23.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации Жердевского района Тамбовской области
Семинар на тему:«Формирование сенсорных способностей детей раннего возраста с помощью палочек Кюизенера»
Подготовил: воспитатель 1 квалификационной категории
Татаринцева Светлана Вячеславовна
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов и их формы, цвета, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе, звуке. Сенсорное развитие с одной стороны составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду и в школе.
В этом году я познакомилась с новой технологией «Палочки Кюизенера». Я решила эту методику использовать в своей практической деятельности. Это позволило мне разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме.
Палочки Кюизенера- эффективное дидактическое средство.
Во всем мире известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы. Палочки Кюизенера называются еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками. В наборе содержатся палочки- призмы 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см.
Дидактический материал «Палочки Кюизенера»-современная технология предматематической подготовки детей к школе.
Задачи, которые решают цветные палочки:
1. Познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету).
2. Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины
(упражнять в сравнении предметов).
3. Развивать логическое мышление, внимание, память.
4. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Занятия способствуют развитию детского творчества, развития фантазии, воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.
Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «право – лево», «между», «длиннее», «больше –меньше» и мн. др.
На начальном этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами, формами.
Основные особенности этого дидактического материала- универсальность, высокая эффективность.
Меня заинтересовала эта технология тем, что учит детей думать.
Например: как построить машину, когда нет круглых предметов (колёса); что получится если достроить квадрат (дом, машина); как поставить палочки, чтобы они не упали и многое другое. Дети с интересом решают разные задачки в игровой форме.
Палочки можно предлагать детям с 2-3 лет для выполнения наиболее простых упражнений. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по несколько человек, небольшими подгруппами. Возможно и фронтальная работа со всеми детьми, хотя такая форма работы не рекомендуется в качестве ведущей. Воспитатель предлагает детям упражнения в игровой форме. Это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки. Занятие с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.
Сначала детей целесообразно познакомить с набором палочек, рассмотреть с ними, из чего он состоит. Можно предложить выложить палочки на стол, перемешать их, показать по очереди красную, синюю и т. д. палочки. Взять в правую руку столько палочек, сколько ребенок сможет удержать, назвать цвет каждой палочки; взять в левую руку столько палочек, сколько ребенок сможет удержать и найти среди взятых палочек палочки одинакового цвета и т. д.
В ходе свободного манипулирования и игры внимание детей надо обратить на то, что удобнее использовать палочки таким образом, чтобы они соприкасались со столом наибольшей поверхностью, в таком положении они наиболее устойчивы.
Палочки Кюизенера в начале используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы,а также качественные характеристики материала: цвет, размер, форма. Однако, уже во время игры с палочкамидети открывают некоторые отношения: одинаковость длины палочек, одинаковость сечения и др.На это этапе можно проводить следующие игры: «Заборчик», «Зоопарк», «Жмурки», «Построим мост», «Покажи такую же», «Назови цвет». В ходе этих игр детей учат различать цвета, сравнивать палочки по цвету, по длине, расположению т. е. формируют такие понятия, как разные», «одинаковые», «короче», «больше», «меньше», «между» и т. д.)
Для обучения детей различать, чередовать, группировать предметы по величине – использую игры: «Длинные и короткие», «Какая палочка длиннее?»; для обучения детей группировать предметы по форме: «Какой это формы», «Волшебная коробочка»; для обучения группировать,соотносить предметы по цвету:«Найди свой цвет», «Найди такую же» ; для закрепления качеств предметов (величина, форма, цвет): «Собери пирамидку», «Построй башенку», также используем игры с предметами.
Расскажу об игре «Заборчик» для детей раннего возраста, которая помогает установить отношение эквивалентности по длине и цвету. Дети выстраивают заборы для животных разных размеров (высоты). Высота забора должна соответствовать «росту» того или иного животного (цыплёнка, поросёнка, телёнка).Дети делают вывод: оказывается, что заборчики получаются не только разной высоты, но и разного цвета.
На втором этапе провожу игры, которые помогают детям освоить пространственно - качественные характеристики. Открыть их можно в совместной деятельности взрослого и ребенка. При этом взрослый не ограничивается внешним показом и прочтением готовых конфигураций, а дает возможность выбирать действие самому ребенку.
В своей группе я планирую использовать данную технологию в таких видах деятельности как конструирование.
Для более эффективного сенсорного развития детей, я провожу работу с родителями. Используя ИКТ, рассказываю о содержании работы по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей, а также о современной технологии дидактическом материале «Палочки Кюизенера». Родители прислушиваются к советам и сами начинают активно включаться в процесс. Я в свою очередь провожу консультации по данной теме. Совместная и систематическая работа оказала положительное влияние на развитие сенсорных способностей детей.
Я считаю, что такие технологии, как дидактическое пособие «Палочки Кюизенера» надо использовать в играх детей раннего возраста, так как они хорошо активизируют умственную деятельность детей, вносят разнообразие в игровую деятельность, дети могут их использовать и в самостоятельной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательное развитие детей раннего возраста с помощью палочек Кюизенера и блоков Дьенеша
Планирование занятий в 1 младшей группе. Образовательная область: Искусство. Конструирование....
Конспект занятия по сенсорному воспитанию детей раннего возраста с помощью дидактической игры «В гостях у ежика»
Дидактической игра «В гостях у ежика»...
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера.
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста...
Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ
Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...
Методические рекомендации для педагогов «Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера»
Цель: Познакомить педагогов с дидактическим средством – палочками Кюизенера, как орудием профессионального труда и инструментом учебно-познавательной деятельности ребёнка одновременно, сти...
Вебинар "Развитие мышления и элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера"
Вебинар "Развитие мышления и элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера"...
КОНСУЛЬТАЦИЯ Для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» Во второй группе раннего возраста
Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формировани...