КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «АВТОРИТЕТ РОДИТЕЛЕЙ»
консультация
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:
«АВТОРИТЕТ РОДИТЕЛЕЙ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtoritet_roditeley.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:
«АВТОРИТЕТ РОДИТЕЛЕЙ»
Что такое авторитет родителей? – этот вопрос волнует многих из вас.
Авторитет родителей заключается в их умении растить и воспитывать детей, не принижая человеческого достоинства и не превознося его.
Авторитет – это постоянная работа над собой по самосовершенствованию и самовоспитанию.
В семье, как ни в каком другом коллективе, воспитываются чувства любви, сопереживания, радости, поэтому семью и называют школой воспитания чувств. Добрые чувства побуждают ребенка к действию, развивают в нем активность, отзывчивость, жизнерадостность. Положительные эмоции – большая нравственная сила, о которой в семье заботятся с первых дней появления ребенка на свет.
Постоянное эмоциональное общение между членами семьи является одним из важных условий семейного воспитания. Чувства любви между родителями, между родителями и детьми создают обстановку непринужденности, образуют доверительные, спокойные отношения, способствующие формированию авторитета взрослых. Если отношения между родителями не сложились, в семье возникают ссоры, взаимные упреки на глазах у детей, то авторитета родителей в такой семье не бывает.
Однако, любовь и уважение в семье – не единственное условие семейного воспитания, способствующее образованию авторитета родителей. Чтобы образовался дружный семейный коллектив, сложились эмоционально – нравственные отношения между всеми его членами, многое зависит от личных качеств отца и матери. Отношение их друг к другу, к делам производства, забота об успехах своего коллектива, радость трудовым успехам, общественная активность – все это проходит незамеченным для ребенка!
Как быть? Заслужить авторитет у детей очень трудно: искусственность поведения отца или матери ребенок тонко чувствует. Невозможно пробудить у ребенка уважение к себе, навязывая ему свои позиции: «Я – мать», «Я - отец». Такие призывы не получают отклика в душе ребенка.
Приведем пример.
«- Отца уважать надо!» – постоянно слышит Саша от папы. Когда была произнесена впервые эта фраза, мальчик не помнит. Пожалуй раньше, чем смог осмыслить ее. Уважать? Конечно, как же может быть иначе: он – самый умный, самый сильный, самый красивый!
Так думают все дети на свете.
…Саша растет. Растут и его возможности критически мыслить, сопоставлять, оценивать. Теперь родительская аксиома – «отца уважать надо» – все чаще подвергается сомнению.
- Правда, что портрет Витиного папы вывешен в городском клубе?
- Он ударник? А ты ?
- Ну и что? – недовольно морщится отец.
- – В следующий раз мой портрет повесят, а его уберут, ведь не всех же сразу!
- А Витька сказал, что тот, кто водку пьет, тот не бывает ударником! Это правда?
- Ну, раз ты Витьке веришь больше, чем родному отцу, зачем спрашиваешь?
Сыну хочется верить папе, но факты неумолимы.
Витин папа давно уже пришел с работы и вместе с сыном отправился куда-то по делам. А Саша все еще ждет своего папу. Наконец отец появляется. Саша еще издали по его походке догадывается, что это отец.
- Заждался? Вот пообедаю, пойдем в зоомагазин за кормом для рыбок.
- Я же обещал!
Но мальчик почти уверен, что не будет так, как сказал отец. Будет по-другому: отец, как всегда, будет во дворе с приятелями обсуждать дела минувшего дня.
Так и произошло.
- Ну, папа, ты же обещал…- пытается напомнить сын.
- Сейчас, сейчас, - отвечает тот мягко и миролюбиво.
Малыш еще долго стоит рядом и ловит взгляд отца.
Наконец тот замечает сына и удивленно спрашивает:
- Ты еще здесь? Иди домой! И чтоб без разговоров! Отца уважать надо!
Ребенок был прав в своих опасениях: сегодня все повторилось, как вчера, а завтра будет, как сегодня.
Этот пример – иллюстрация того, как отец, требуя уважения к себе, элементарно не уважает сына. Но положительные результаты приносит только авторитет, основанный на уважении. Он складывается из мелочей. Сегодня пообещал – забыл, завтра – было недосуг, послезавтра – оказались срочные дела.
Положительно влияет на авторитет старших членов семьи их совместный с ребенком труд по обслуживанию и организации семейного быта, в котором каждый имеет свои обязанности. В процессе труда выявляются отношения друг к другу, к труду, к труду рядом работающего.
Искренность отношений в общем домашнем труде, играх с ребенком, выраженная вслух похвала или предположения о том, что совершенный поступок случаен и больше не повторится, помогают ребенку приобрести уверенность.
Вредны в воспитании как подчеркнутая холодность в отношении с ребенком, так и чрезмерные излияния в любви. В первом случае ребенок чувствует свою неполноценность, во втором – чувствует себя кумиром, которому все поклоняются. Необходимо любить ребенка сердцем, стремиться искать «золотую середину» в подходе к нему.
Совершают ошибку и те родители, которые воспитывают по принципу:
«Будешь слушаться – куплю». В таких семьях идет купля – продажа отношений:
«Ты - мне, я – тебе». Успех такого воспитания сомнителен.
Пройдет время, и родители поймут, что совершили ошибку. Но сделать ее легче, чем исправить. Нам, взрослым, надо чаще смотреть на себя глазами ребенка, анализировать свои действия и поступки.
Воспитание – это творческий процесс, поэтому необходимо постоянно думать, искать пути воздействия на ребенка.
Нередко мы разговариваем с сыном или дочерью раздражительным тоном, а подчас допускаем и оскорбления. Этим мы воспитываем в них грубость и подавляем волю. Дошкольник еще не способен анализировать поведение отца или матери и принимать решение, каким чертам характера, внешним формам поведения родителей ему стоит подражать, а какие не замечать. Он перенимает поведение, манеру говорить, жесты в готовом виде. Ребенок подражает и хорошему и плохому.
Иногда можно слышать от родителей, что сейчас такая жизнь, когда не следует учить ребенка добру, иначе ему будет трудно в жизни. Зло, как правило, не рождает добро. Оно порождает зло. Следовательно, исходная точка добра и зла заключена в нас самих, во взрослых членах семьи.
Каково ваше мнение?
Итак, авторитет взрослых зависит от нас самих. Он заключается в содержании нашей жизни, в нашем поведении, отношении к окружающим, к воспитанию своих детей.