Картотека дидактических игр по развитию мелкой моторики рук у старших дошкольников
материал (старшая группа)
Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребѐнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Мелкая моторика является скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskih_igr_na_razvitie_melkoy_motoriki_ruk.docx | 24.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека
дидактических игр
по развитию мелкой моторики рук
у старших дошкольников
Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребѐнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Мелкая моторика является скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма. Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и логическим мышлением, памятью, интеллектом и речью у детей. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста. Наш соотечественник и педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребѐнка находится на кончиках его пальцев». Развивать мелкую моторику рукам помогают дидактические игры.
Комплекс дидактических игр:
1. «Кто скорее свернет ленту? »
Цель: развивать моторику пальцев и кистей рук, формировать скорость и точность движений.
Оборудование: две ленты, закрепленные одним концом на палочках (длина 50 см, одинаковой ширины и одного цвета.
Ход игры:
Педагог вызывает к себе двух детей, демонстрирует ленты и говорит: «Будем играть. Это лента. Надо свернуть ленту. Кто свернет быстрее, тому подарок». «Раз, два, три - крути». Вначале педагог показывает, как надо крутить палочку, чтобы свернуть ленту.
Затем педагог предлагает двум детям выполнить показанное действие. Двое других детей помогают - они держат свободные концы лент, стоя на одной линии, отмеченной педагогом, стараясь с нее не сходить. Выигрывает тот, кто первым свернет ленту, крутя палочку и наматывая на нее ленту.
Можно также устроить соревнования команд. Детям дается большее число лент. По команде педагога сразу несколько человек одной команды и другой начинают скручивать ленты. Победителям призы - значок, наклейка или что-нибудь подобное.
Усложнением может быть задание свернуть ленту за определенное время. Например, педагог говорит: «Я буду считать (хлопать) ». Педагог вместе с детьми начинает хлопать, ребенок скручивает ленту. Если успел - получает приз, не успел - лента переходит к другому ребенку и все начинается сначала.
2. «Путешествие пальцев»
Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.
Оборудование: лист бумаги, на котором изображены 2 домика в разных концах «островки» для передвижения пальцев.
Ход игры:
ребенок устанавливает пальцы около первого домика. Затем начинает пальцами передвигаться по островкам до другого домика, не отрывая пальцы от другой «кочки».
Правила:
1. можно передвигаться, для начала, используя 2 пальца;
2. все пальцы должны участвовать;
3. нельзя отрывать первый палец, не переставив другой.
3. «Сделай бусы»
Цель: учить составлять бусы из разрезанных трубочек от фломастеров; учить составлять простые сочетания по заданию воспитателя и по схеме, развивать мелкую моторику рук, учить концентрировать внимание на одном виде деятельности, развивать воспитывать усидчивость.
Оборудование: коробочка, разноцветные трубочки от фломастера, различной длины (от 1см. до 3, 5см, шнурки разного цвета и разной длины от 20см до 35см., схема последовательности нанизывания трубочек - 5шт.
Ход игры:
Детям раздают разноцветные трубочки от фломастера, различной длины (от 1см. до 3, 5см, шнурки разного цвета и разной длины от 20см до 35см, схема последовательности нанизывания трубочек. Вначале показывались детям образцы бус и предлагали сделать такие же бусы для любимых кукол. Объяснить детям, как следует правильно держать шнурок, чтобы удобнее нанизывать колечки. Вначале просто предлагалось детям собрать бусы, а затем задача усложнялась, и надо было собрать бусы либо определѐнного цвета, либо длинны или нанизывать длинные и короткие трубочки.
4. «Составь узор или картинку из резинок»
Цель: Учить детей составлять узор из банковских резинок, развивать мелкую моторику рук, воображение, координацию руки и глаза, учить работать по схеме.
Оборудование: пластина, которая выпилена из фанеры, по всей плоскости на ней закреплены пластмассовые стерженьки со шляпками 22 штуки, расстояние между ними 3-4см; разноцветные банковские резинки в коробке; схемы с изображением картинок или фигур - 6 штук.
Ход игры:
детям предлагают в этой игре составить узор из банковских резинок, натягивая их на столбики, которые закреплены на фанере. Было объяснено, что из этих резинок можно сделать различные фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник.
Вначале учили детей, как правильно выполнять данную работу: чтобы выполнить фигуру, нужно взять резинку и закрепить еѐ за столбик, а дальше пальцами правой и левой рукой растягивать резинку на нужную длину, и закреплять за столбики. Затем предлагается детям выполнить любую фигуру, следить за действиями их рук.
5. «Составь узор из спичек и палочек»
Цель: Учить детей воспроизводить образец, выкладывая фигуры из спичек и палочек, развивать мелкую моторику рук, воображение, координацию руки и глаза. Учить работать по образцу, сопоставлять выполненную работу с образцом.
Оборудование: спички в коробке; разноцветные палочки в коробке; образцы узоров; полоски, прямоугольники, квадраты разноцветного картона для выкладывания узора.
Ход игры:
эта игра заключается в том, чтобы выложить из спичек или счетных палочек фигуру по образцу. Также необходимо было, сопоставить выполненную работу с образцом.
Для выполнения работы необходимы образцы узоров и спички и счѐтные палочки. Детям предлагается поработать в художественной мастерсккой, выполнить узор, из палочек. Можно выполнять по подготовленным образцам или придумать узор самим.
6. «Нитяные узоры»
Цель: Учить детей выполнять узор по карточкам образцам, развивать мелкую моторику рук, координацию руки и глаза.
Оборудование: толстые тяжѐлые нитки или тонкие верѐвочки; карточки - образцы.
Ход игры:
Пользуясь карточками - образцами, требуется выполнить задания на выкладывание узоров, петель, завязывание узелков и связывание верѐвочек. Вначале узоры из ниток необходимо выкладывать непосредственно на образец, а когда будет усвоено выполнение, на отдельной карточке.
7. «Успевай-ка! »
Цель: развитие динамической координации, чередование движений рук.
Ход игры: (играют 2-10 человек) в процессе игры дети строят столбик из рук, производя различные общепринятые комбинации. Например, кулак – кулак – ладонь.
Правило: Нельзя ошибаться. Рука, совершившая ошибку, убирается.
8. «Зайка и зеркало»
Цель: совершенствование координации, автоматизации и плавности переключения.
Ход игры: левая ладонь кверху, делаем «козу». Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает «козу» (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.
9. «Чет-нечет»
Цель: развитие умения пространственной ориентировке на бумаге; воспитание эмоционального, положительного отношения к игре
Оборудование: 2 ручки разного цвета, лист в клетку.
Ход игры:
на одном крае отмечается граница и на другом. Расстояние выбирается игроками произвольно. Игроки должны ходить по очереди, отмечая линией (прямые, по диагонали клетки) от конца к следующему концу клетки так далее. Выигрывает тот, кто дойдет первым до границы (косвенные границы) .
10. «Кто запомнит? »
Цель: Развивать память, мелкую моторику.
Оборудование: коробочка с цветными палочками разной величины, образцы, нарисованные на таблицах.
Ход игры:
Взрослый показывает ребенку образец 5-10 сек. Ребенок должен внимательно его рассмотреть и запомнить, в каком порядке размещены палочки. Взрослый убирает таблицу, и ребенок самостоятельно выкладывает из палочек рисунок, который он только что видел. По окончанию работы ребенок сверяет рисунок с образцом.
11. Игра с прищепками «Зарядка для пальчиков»
Цель: развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.
Оборудование: Прищепки
Ход игры:
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! ».
12. «Скользим на лыжах»
Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.
Оборудование: две пробки от пластиковых бутылок.
Ход игры:
Пробки кладем на столе вверх резьбой. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы».
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Пробки от пластиковых бутылок можно использовать как «машинки» и поиграть в «гонки». С использованием пробок можно поиграть в игру «В новеньких сапожках». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги и топаем:
В новеньких сапожках
-Зашагали ножки: топ-топ-топ,
Прямо по дорожке: топ- топ- топ.
Ну-ка, веселее: топ- топ- топ,
Топаем дружнее: топ- топ- топ».
13. «Нарисую ягодку»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
Оборудование: мелкие пульки от детского пистолета, картинки с ягодами.
Ход игры:
Пулькой дети очерчивают нарисованный на листе бумаги контур ягод.
14. «Рукопожатие»
Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев.
Оборудование: кистевой эспандер (резиновое кольцо)
Ход игры:
Ребенок берет эспандер, сжимает его на каждый ударный слог в такт стихотворения «Я друзей всех обожаю» Е. П. Пименовой. После каждой строчки происходит смена рук.
15. «Иголочки»
Цель: развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук.
Оборудование: круглая щетка для волос.
Ход игры:
ребенок держит руками круглую щетку для волос, катает щетку между ладонями, приговаривая:"У сосны, у пихты, елки Очень колкие иголки. Но еще сильней, чем ельник, Вас уколет можжевельник".
16. «Месим тесто»
Цель: развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук.
Оборудование: кастрюля, 1 кг гороха или фасоли.
Ход игры:
Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая: "Месим, месим тесто, Есть в печи место. Будут-будут из печи Булочки и калачи".
17. «Возьми горошины»
Цель: развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук.
Оборудование: горох, блюдце.
Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
18. «Угадай букву»
Цель игры: развивать мелкую моторику, закрепить основы грамоты, совершенствовать пространственное мышление.
Описание игры. Ребята разбиваются на две равные команды. Каждая команда получает коробку пластилина, из которого участники игры должны вылепить любые буквы и цифры (например, по одной на человека). Затем взрослый берет две коробки с готовыми предметами и ставит, например, на стол. Столу по очереди подходит по одному игроку из каждой команды. Этому игроку завязывают глаза и дают одну пластилиновую букву или цифру, слепленную ребенком из команды соперников. За определенное время (например, 1 мин) он должен угадать, что это за буква или цифра. Команда отгадавшая наибольшее количество букв, выигрывает.
19. «Сколько пальцев»
Цель игры: развивать мелкую моторику пальцев, внимание, наблюдательность, реакцию, умение быстро считать предметы.
Описание игры. Взрослый сидит вместе с детьми за столом, положив кисти рук, сжатые в кулаки, на стол. Ребята повторяют позу взрослого. Внезапно взрослый поднимает руки, показывая любое количество пальцев ( от 1 до 10) и быстро ударяет ладонями по столу. Задача детей-одновременно с этим ударом показать то же количество пальцев, что и взрослый. Игроки, которые ошиблись или запоздали, получают штрафные очки.
20. «Пальчиковые животные»
Цель игры: развивать мелкую моторику, внимание память.
Описание игры. Каждый ребѐнок выбирает себе животное, которое он может изобразить с помощью пальцев, например зайчика, козу, собаку или другие фигуры. Животные при этом не должны повторяться. Каждый игрок называет выбранную фигуру и показывает ее остальным так, чтобы они могли еѐ запомнить. Затем первый ребенок молча показывает пальчиками свое животное и животное любого другого участника игры. Тот малыш, чье животное было изображено вторым, должен снова повторить свою фигуру и изобразить пальцами животное другого игрока, тем самым передав ему эстафету. Темп игры должен постепенно ускоряться. Игрок, не смевший быстро понять, что изобразили его животное, выбывает из игры. Правило действует при правильном изображении. В случае грубой ошибки при показе пальчиками, из-за которой животное сложно определить, игру покидает тот, кто эту ошибку допустил.
«Пальчиковые» животные, рекомендуемые для использования в игре.
Зайчик - указательные и средний пальцы подняты вверх, остальные сжаты в кулак.
Летучая мышь – выполняется двумя руками. Пальцы рук растопыриваются веером, поднятые вверх ладошки поворачиваются к зрителя, большие пальцы рук перекрещиваются друг с другом образуя букву «х».
Паук – кисть опущена, полусогнутые растопыренные пальцы шевелятся, изображая движение лапок паука.
Собачка – рука повернута ребром вниз, а тыльной стороной ладони – к зрителям. Большой палец поднят (ухо собаки), указательный согнут пополам (лоб), средний и безымянный вытянуты и прижаты друг к другу (нос), мизинчик то опускается вниз, то поднимается, прижимаясь к безымянному пальцу (собака лает).
Коза – рука сжата в кулак, указательный палец и мизинец выпрямлены. Кошка – как и при изображении козы, но указательный палец и мизинец согнуты пополам (уши кошки).
Бабочка – ладони обеих рук подняты и соединены тыльными сторонами друг с другом так, чтобы руки в запястьях оказываются перекрещенными. Вытянутые и плотно сжатые пальцы поднимаются и опускаются, изображая движение крыльев насекомого.
Ежик – ладони соединены с поднятыми вверх вытянутыми и раздвинутыми пальцами, изображающими колючки.
Петушок – подушечки на концах большого и указательного пальцев соединены, образуя клюв. Остальные пальцы подняты вверх, разведены и полусогнуты - это гребешок.
Слоник – рука опущена ладонью вниз, средний палец выпрямлен ( он изображает хобот); остальные пальцы поставлены на стол ( это ноги, с помощью которых слоненок может передвигаться)
Победителями могут быть два, три малыша, оставшиеся в игре последними.
21. «Переверни коробку»
Цель игры: развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев и кисти рук.
Описание игры. Наполовину полный коробок со спичками картинкой вверх кладется на край стола так, чтобы наполовину свисал с него. Игроки по очереди бьют по свисающей части коробка снизу тыльной стороной большого пальца, заставляя его перевернуться и лечь на стол.
Если коробок лег картинкой вниз, игрок получает - 1 призовое очко, если встал на длинное ребро – 5 очков, на короткое – 10 очков. В случае если коробок упадет на пол, все набранные очки игрока обнуляются. Игра может продолжаться до 20 очков.
22. «Снег из салфетки»
Цель игры: развивать мелкую моторику пальцев рук, подготовить руку к письму.
Описание игры. Каждый ребенок получает по одной салфетке. Игроки берут салфетку в вытянутую руку и по команде взрослого начинают рвать еѐ на мелкие кусочки, не помогая себе второй рукой. Кто быстрее и мельче нарвет салфетку - тот самый лучший помощник зимы и объявляется победителем игры. Во время проведения игры важно следить за тем. Чтобы дети не нарушали правил и не помогали себе второй рукой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр по развитию мелкой моторики рук у старших дошкольников
Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребѐнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Мелкая моторика явля...
Картотека дидактических игр по развитию мелкой моторики рук у старших дошкольников.
Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания....
Картотека дидактических игр на развитие мелкой моторики в старшей группе
Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Мелкая моторика явля...
Картотека дидактических игр по развитию мелкой моторики у дошкольников
Развитие мелкой моторики...
Картотека дидактических игр на развитие мелкой моторики у детей старшей группы.
Как улучшить речь ребенка? Ускорить развитие мелкой моторики рук. Играйте с детьми, и результат не заставит себя долго ждать....
Дидактические игры по развитию мелкой моторики рук у старших дошкольников.
Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...