Проект "Волшебница-бумага"
проект (подготовительная группа)
Краткосрочный проект "Волшебница-бумага" в подготовительной к школе группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_o_bumage.docx | 25.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №34 «Морячок» г. Поронайска
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Сахалинская область, г. Поронайск, ул. Октябрьская, д. 67 «В», тел. 4-21-85,
сайт: морячок34.рф, e-mail: mbdou.v34moryachok@mail.ru
Проект «Волшебница - бумага»
Воспитатель: Ильина Ю.А.
Поронайск
2020
Проект: долгосрочный
Срок реализации: 4 недели
Вид проекта: информационно-творческий
Автор проекта: Ильина Ю.А.
Участники проекта: дети, родители, специалисты
Актуальность. Бумага - доступный и универсальный материал, широко применяется в рисовании, аппликации, художественном конструировании. Дети активно работают с бумагой, но, несмотря на это у них недостаточно знаний о разнообразии бумаги, её свойствах. Знакомство со свойствами бумаги развивает такие качества, как любознательность, умение сосредоточивать внимание, действовать осознанно и целенаправленно, что очень важно для общего развития.
Знакомство с миром бумаги позволяет педагогам расширить знания ребёнка о рукотворном мире, обогатить содержание социального опыта и влиять на всестороннее развитие. К тому же существует потребность повышения уровня экологической культуры дошкольников.
Тема изучения бумаги и её применение стала актуальной.
У детей есть желание и необходимость пользоваться предметами, изготовленными из бумаги, изготавливать что-то самим. Для этого необходимо заинтересовать и родителей в совместной ручной деятельности с детьми, вовлечь в выполнение творческих домашних заданий, привлечь к активному участию в обогащении предметно-развивающей среды, воспитывать жизненную активность у детей и родителей.
Работая с бумагой и картоном, ребенок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя свой кругозор, совершенствуя мелкую моторику рук, т.о. учитывая интерес детей к данной проблеме, был разработан данный проект.
Проблемные вопросы:
Откуда взялась бумага?
Какая бывает бумага?
Что можно сделать из бумаги?
Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами конструирования из бумаги.
Задачи:
- Формировать у детей старшего дошкольного возраста элементарные представления о бумаге, её разнообразии;
- Совершенствовать навыки поисково-исследовательской деятельности и речевую активность детей;
- Познакомить детей со свойствами и особенностями бумаги в различных изделиях и постараться открыть ее новые возможности;
- Учить детей создавать разнообразные поделки в технике «оригами», «объёмная аппликация».
- Развивать свободную творческую личность;
- Обратить внимание на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью.
Ожидаемые результаты:
• для детей: дети получат знания о видах бумаги и способах работы с ней, научаться беречь и экономить бумагу, разовьются творческие способности, мелкая моторика, воображение, пространственное мышление.
• для педагогов: познакомятся с различными нетрадиционными техниками работы с бумагой и будут применять их в своей работе.
• для родителей: родители будут вовлечены в совместную деятельность с детьми.
• для ДОУ: организованы выставки детских работ, участие ДОУ в творческих конкурсах.
Планирование и организация деятельности
1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
Изготовление наглядных пособий.
Подбор материала в уголок для родителей
2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ
1-2 неделя – Тайна бумажного листа (2.03 – 13.03)
Вид деятельности | Формы и методы работы |
Игровая | Словесные игры «Бывает – не бывает», «Бумажный, бумажная, бумажные», «Покажи и назови» Дидактические игры: «Определи на ощупь», «Песенка бумаги», «Найди нужный вид бумаги», «Из какой бумаги сделано?». С/р игры «Экскурсия на бумажную фабрику», «Магазин бумажных изделий» |
Двигательная | Дыхательная гимнастика «Веселые комочки» |
Восприятие художественной литературы и фольклора | Чтение художественной литературы С.Михалков «Лист бумаги» А.Сметанин «Бумажный кораблик по имени «Книга» А.Барто «Смешной цветок», Н.Колесова «Простой листок бумаги», «Бумажная сказка о храбро солдате», «Приключения фантика». Суханов А. С. "Сказка о листке бумаги" «Простой листок бумаги» Н. Колесова Б. Жидков «Откуда пришла бумага?», «Сказка о том, как делают бумагу», экологическая сказка «Зеленая бумага» Рассказывание японской сказки «История бумажного комочка» |
Коммуникативная | Беседы «На чем писали, когда не было бумаги?», «История возникновения бумаги», «Современные технологии изготовления бумаги», «Вторая жизнь бумаги», «Бумага в жизни современного человека» Ситуативный разговор «Чем пользовались люди, когда не было бумаги?», «Что будет, если закончится лес, который используют для изготовления бумаги» Сочинение коротких рассказов на тему: «А вдруг исчезнет бумага?» |
Изобразительная | Аппликация «Лебеди в пруду» |
Конструирование | Конструирование «Бумажная фабрика» |
Познавательно-исследовательская | Опытно- экспериментальная деятельность «Мнем и режем», «Поверхности», «Способность впитывать воду», «Горение», творческий эксперимент «Поделки из газет» Презентация «Как делают бумагу» Просмотр мультфильмов: «Профессор Почемушкин. Изготовление первой бумаги», «Фиксики. Береги бумагу», «Бибигон. Как делают бумагу на производстве» |
3 неделя – Превращения полоски (16.03 – 20.03)
Украшение группы «Гирлянды из цветов» (объемные цветы из полосок)
Аппликация «Букет сирени» (индивидуально)
Аппликация «Петушок – золотой гребешок»
Переплетение «Коврик»
Аппликация методом торцевания «Утка-мандаринка» (Индивидуальное участие в конкурсе)
Обрывная аппликация «Солнышко весеннее»
4 неделя – Сказка из бумаги (23.03 -27.03)
Аппликация «Под кустом» (индивидуально)
Оригами «Лягушонок»
Конструирование «Бабочки»
Объемная аппликация «Весенний пруд»
Конструирование «Котята»
Коллективная аппликация «Кошка с котятами»
3 ЭТАП – ИТОГОВЫЙ
Итоговое ООД
Папка – передвижка «Бумажные затеи»
Изготовление альбома «Виды бумаги»
Результат:
- проявление интереса к поисковой деятельности в процессе проведения элементарных опытов;
- повышение уровня мотивации по развитию у детей познавательной сферы об окружающем мире, повышение эрудиции;
- применение знаний в практической деятельности;
- проявление интереса к декоративно-прикладному искусству и дизайну из бумаги.
Приложение 1.
Картотека опытов с бумагой
Опыт № 1
«Волшебная бумага»
Детям предлагаются альбомные листы бумаги белого цвета, фломастеры разного цвета. Что можно сделать с бумагой и фломастерами?
Вывод: бумагу можно использовать для рисования.
Опыт № 2
«Сминание бумаги»
Сейчас мы будем ставить опыт и познакомимся со свойством бумаги – бумага мнется. Вот у нас лежат несколько образцов бумаги разной плотности и назначения, попробуем ее помять.
Вывод: бумага мнется, но более плотную бумагу тяжелее сминать.
Опыт № 3
«Сравнение бумаги»
Детям были предложены два вида бумаги: картон, простая альбомная бумага. Мы пробовали с детьми разрезать ножницами сначала бумагу. Бумага разрезалась быстро и легко. При разрезании картона у детей возникли затруднения.
Вывод: картон толще чем бумага.
Опыт № 4.
«Разрывание бумаги»
Предлагаем детям два вида материала: бумагу, ткань.
Нужно было разорвать бумагу. Бумага быстро и легко рвалась на полоски. Затем нужно было разорвать ткань, но дети с этой работой не справились
Вывод: ткань прочнее чем бумага
Опыт № 5.
«Вода и бумага»
Для этого опыта мы взяли: бумажные салфетки, альбомный лист бумаги.
Положили два вида бумаги в ванночки с водой. Салфетки тут же размокли, они рвались в руках детей. Во второй ванночке бумага намокла, но не рвалась.
Вывод: бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой – бумага материал не прочный.
Опыт № 6.
«Шуршащая или поющая бумага».
Мы с ребятами решили узнать. Может ли бумага издавать звуки, петь?.. Для этого опыта предложила взять разноцветную бумагу и выполнять движение «стирка белья». Бумага шуршала, скрипела.
Вывод: при смятии, трении – бумага издаёт звук.
Опыт № 7.
«Склеивание бумаги»
Для данного опыта нам понадобилась: цветная бумага, ножницы, клей.
Разрезав целый лист бумаги, дети убедились, что целого листа бумаги больше нет. Было предложено взять клей и склеить части.
Вывод: бумажные предметы можно склеивать.
Опыт № 8.
«Бумага гнется»
Возьмите листы бумаги разного цвета и плотности, сложите лист на два прямоугольника, четко выделите линию сгиба, а потом разверните бумагу и попробуйте удалить линию сгиба. Получится ли это у нас? (Не получится, потому что линия уже оставила отпечаток на бумаге).
Вывод: при сгибании на бумаге остается линия сгиба.
Опыт № 9
У меня есть две ленточки. Одна бумажная, а вторая из ткани. Сейчас две девочки попытаются завязать эти ленточки кукле Маше. Ленточка из ткани завязывается, а из бумаги рвётся.
Вывод: Бумага легко рвётся.
Опыт №10
«Летающая бумага»
Принесла детям полоски фольги (конфетная обвёртка). Может ли бумага летать?.. для этого нужно помахать веером, чтобы получился ветерок. Разноцветная фольга разлетелась по всему столу.
Вывод: полоски фольги очень легкие, поэтому, когда дует ветер они разлетаются.
Опыт №11
«Бумага горит»
Это свойство бумаги покажу я. Как вы думаете, почему? Потому что это очень опасно, может быть пожар, можно получить ожог, травму глаз и др. А если это где-то произойдет, вы обязательно должны помочь, хотя бы вызвать пожарников и скорую помощь. - По каким номерам вы будете звонить и просить о помощи? (Номер 01, номер 02, номер 03). Воспитатель поджигает лист бумаги, бумага сгорает.
Вывод: Бумага горит.
Приложение 2
Дидактические игры и упражнения
- Дидактическое упражнение «Что бывает из бумаги»
Дети перечисляют знакомые им предметы, сделанные из бумаги.
Внимание! Слушайте задание: пройдите по групповой комнате, найдите и принесите один бумажный предмет, то есть предмет, сделанный из бумаги. Выполняйте задание.
- Дидактическое упражнение «Принеси бумажный предмет»
Воспитатель просит каждого ребенка назвать принесенный предмет, употребив при этом прилагательное «бумажный».
А теперь подумайте, может ли в нашем мире все быть сделано из бумаги? Могут ли быть бумажные дома? Почему? А почему в нашем мире не делают одежду из бумаги? Мебель? А транспорт? Дома у нас строят из камня, мебель делают из дерева, одежду шьют из ткани, а транспорт делают из металла. Потому что эти материалы прочные, надежные.
- Динамическая пауза "Бумажные фантики"
Мы фантики бумажные,
Конфетки в нас сидели.
А детки-сладкоежки
Конфеты дружно съели. (Дети сидят на корточках в кругу, в руках держат фантики. Имитируют поедание конфет.)
Ветер вдруг набежал
И все фантики поднял. (Встают и, кружась, машут руками, затем бегают врассыпную.)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели. (Садятся на корточки.)
Мы все фантики возьмем (Складывают фантики в коробку.)
И в коробку отнесем.
- Дидактическая игра «Бывает – не бывает»
Воспитатель называет предмет с прилагательным «бумажный», а дети отвечают «бывает» или «не бывает», в зависимости от того, изготавливают ли этот предмет из бумаги.
Примеры:
- Бумажная книга
- Бумажный стул
- Бумажный кораблик
- Бумажное полотенце
- Бумажная обувь
- Бумажное пальто
- Бумажная газета