Проект "Волшебница-бумага"
проект (подготовительная группа)

Ильина Юлия Александровна

Краткосрочный проект "Волшебница-бумага" в подготовительной к школе группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_o_bumage.docx25.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №34  «Морячок» г. Поронайска

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сахалинская область, г. Поронайск, ул. Октябрьская,  д. 67 «В», тел. 4-21-85,

сайт: морячок34.рф, e-mail: mbdou.v34moryachok@mail.ru

Проект «Волшебница - бумага»

Воспитатель: Ильина Ю.А.

Поронайск

2020


Проект: долгосрочный

Срок реализации: 4 недели

Вид проекта: информационно-творческий

Автор проекта: Ильина Ю.А.

Участники проекта: дети, родители, специалисты

Актуальность. Бумага - доступный и универсальный материал, широко применяется в рисовании, аппликации, художественном конструировании. Дети активно работают с бумагой, но, несмотря на это у них недостаточно знаний о разнообразии бумаги, её свойствах. Знакомство со свойствами бумаги развивает такие качества, как любознательность, умение сосредоточивать внимание, действовать осознанно и целенаправленно, что очень важно для общего развития.

Знакомство с миром бумаги позволяет педагогам расширить знания ребёнка о рукотворном мире, обогатить содержание социального опыта и влиять на всестороннее развитие. К тому же существует потребность повышения уровня экологической культуры дошкольников.

Тема изучения бумаги и её применение стала актуальной.

У детей есть желание и необходимость пользоваться предметами, изготовленными из бумаги, изготавливать что-то самим. Для этого необходимо заинтересовать и родителей в совместной ручной деятельности с детьми, вовлечь в выполнение творческих домашних заданий, привлечь к активному участию в обогащении предметно-развивающей среды, воспитывать жизненную активность у детей и родителей.

Работая с бумагой и картоном, ребенок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя свой кругозор, совершенствуя мелкую моторику рук, т.о. учитывая интерес детей к данной проблеме, был разработан данный проект. 

Проблемные вопросы:

Откуда взялась бумага?

Какая бывает бумага?

Что можно сделать из бумаги?

Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами конструирования из бумаги.

Задачи:

  • Формировать у детей старшего дошкольного возраста элементарные представления о бумаге, её разнообразии;
  • Совершенствовать навыки поисково-исследовательской деятельности и речевую активность детей;
  • Познакомить детей со свойствами и особенностями бумаги в различных изделиях и постараться открыть ее новые возможности;
  • Учить детей создавать разнообразные поделки в технике «оригами», «объёмная аппликация».
  • Развивать свободную творческую личность;
  • Обратить внимание на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью.

Ожидаемые результаты:

• для детей: дети получат знания о видах бумаги и способах работы с ней, научаться беречь и экономить бумагу, разовьются творческие способности, мелкая моторика, воображение, пространственное мышление.

• для педагогов: познакомятся с различными нетрадиционными техниками работы с бумагой и будут применять их в своей работе.

• для родителей: родители будут вовлечены в совместную деятельность с детьми.

• для ДОУ: организованы выставки детских работ, участие ДОУ в творческих конкурсах.


Планирование и организация деятельности

1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

Изготовление наглядных пособий.

Подбор материала в уголок для родителей

2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ

1-2 неделя – Тайна бумажного листа (2.03 – 13.03)

Вид деятельности

Формы и методы работы

Игровая

Словесные игры «Бывает – не бывает», «Бумажный, бумажная, бумажные», «Покажи и назови»

Дидактические игры: «Определи на ощупь», «Песенка бумаги», «Найди нужный вид бумаги», «Из какой бумаги сделано?».

С/р игры «Экскурсия на бумажную фабрику», «Магазин бумажных изделий»

Двигательная

Дыхательная гимнастика «Веселые комочки»

Восприятие художественной литературы и фольклора

Чтение художественной литературы

С.Михалков «Лист бумаги»

А.Сметанин «Бумажный кораблик по имени «Книга»

А.Барто «Смешной цветок»,

Н.Колесова «Простой листок бумаги», «Бумажная сказка о храбро солдате», «Приключения фантика».

Суханов А. С. "Сказка о листке бумаги"

«Простой листок бумаги» Н. Колесова

Б. Жидков «Откуда пришла бумага?», «Сказка

о том, как делают бумагу»,

экологическая сказка «Зеленая бумага»

Рассказывание японской сказки «История бумажного комочка»

Коммуникативная

Беседы «На чем писали, когда не было бумаги?», «История возникновения бумаги», «Современные технологии изготовления бумаги», «Вторая жизнь бумаги», «Бумага в жизни современного человека»

Ситуативный разговор «Чем пользовались люди, когда не было бумаги?», «Что будет, если закончится лес, который используют для изготовления бумаги»

Сочинение коротких рассказов на тему: «А вдруг исчезнет бумага?»

Изобразительная

Аппликация «Лебеди в пруду» 

Конструирование

Конструирование «Бумажная фабрика»

Познавательно-исследовательская

Опытно- экспериментальная деятельность «Мнем и режем», «Поверхности», «Способность впитывать воду», «Горение», творческий эксперимент «Поделки из газет»

Презентация «Как делают бумагу»

Просмотр мультфильмов: «Профессор Почемушкин. Изготовление первой бумаги», «Фиксики. Береги бумагу», «Бибигон. Как делают бумагу на производстве»

3 неделя – Превращения полоски (16.03 – 20.03)

Украшение группы «Гирлянды из цветов» (объемные цветы из полосок)

Аппликация «Букет сирени» (индивидуально)

Аппликация «Петушок – золотой гребешок»

Переплетение «Коврик»

Аппликация методом торцевания «Утка-мандаринка» (Индивидуальное участие в конкурсе)

Обрывная аппликация «Солнышко весеннее»

4 неделя – Сказка из бумаги (23.03 -27.03)

Аппликация «Под кустом» (индивидуально)

Оригами «Лягушонок»

Конструирование «Бабочки»

Объемная аппликация «Весенний пруд»

Конструирование «Котята»

Коллективная аппликация «Кошка с котятами»

3 ЭТАП – ИТОГОВЫЙ

Итоговое ООД

Папка – передвижка «Бумажные затеи»

Изготовление альбома «Виды бумаги»

Результат:

- проявление интереса к поисковой деятельности в процессе проведения элементарных опытов;

- повышение уровня мотивации по развитию у детей познавательной сферы об окружающем мире, повышение эрудиции;

- применение знаний в практической деятельности;

- проявление интереса к декоративно-прикладному искусству и дизайну из бумаги.


Приложение 1.

Картотека опытов с бумагой

Опыт № 1

«Волшебная бумага»

Детям предлагаются альбомные листы бумаги белого цвета, фломастеры разного цвета. Что можно сделать с бумагой и фломастерами?

Вывод: бумагу можно использовать для рисования.

Опыт № 2

«Сминание бумаги»

Сейчас мы будем ставить опыт и познакомимся со свойством бумаги – бумага мнется. Вот у нас лежат несколько образцов бумаги разной плотности и назначения, попробуем ее помять.

Вывод: бумага мнется, но более плотную бумагу тяжелее сминать.

Опыт № 3

«Сравнение бумаги»

Детям были предложены два вида бумаги: картон, простая альбомная бумага. Мы пробовали с детьми разрезать ножницами сначала бумагу. Бумага разрезалась быстро и легко. При разрезании картона у детей возникли затруднения.

Вывод: картон толще чем бумага.

Опыт № 4.

«Разрывание бумаги»

Предлагаем детям два вида материала: бумагу, ткань.

Нужно было разорвать бумагу. Бумага быстро и легко рвалась на полоски. Затем нужно было разорвать ткань, но дети с этой работой не справились

Вывод: ткань прочнее чем бумага

Опыт № 5.

«Вода и бумага»

Для этого опыта мы взяли: бумажные салфетки, альбомный лист бумаги.

Положили два вида бумаги в ванночки с водой. Салфетки тут же размокли, они рвались в руках детей. Во второй ванночке бумага намокла, но не рвалась.

Вывод: бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой – бумага материал не прочный.

Опыт № 6.

«Шуршащая или поющая бумага».

Мы с ребятами решили узнать. Может ли бумага издавать звуки, петь?.. Для этого опыта предложила взять разноцветную бумагу и выполнять движение «стирка белья». Бумага шуршала, скрипела.

Вывод: при смятии, трении – бумага издаёт звук.

Опыт № 7.

«Склеивание бумаги»

Для данного опыта нам понадобилась: цветная бумага, ножницы, клей.

Разрезав целый лист бумаги, дети убедились, что целого листа бумаги больше нет. Было предложено взять клей и склеить части.

Вывод: бумажные предметы можно склеивать.

Опыт № 8.

«Бумага гнется»

Возьмите листы бумаги разного цвета и плотности, сложите лист на два прямоугольника, четко выделите линию сгиба, а потом разверните бумагу и попробуйте удалить линию сгиба. Получится ли это у нас? (Не получится, потому что линия уже оставила отпечаток на бумаге).

Вывод: при сгибании на бумаге остается линия сгиба.

Опыт № 9

У меня есть две ленточки. Одна бумажная, а вторая из ткани. Сейчас две девочки попытаются завязать эти ленточки кукле Маше. Ленточка из ткани завязывается, а из бумаги рвётся.

Вывод: Бумага легко рвётся.

Опыт №10

«Летающая бумага»

Принесла детям полоски фольги (конфетная обвёртка). Может ли бумага летать?.. для этого нужно помахать веером, чтобы получился ветерок. Разноцветная фольга разлетелась по всему столу.

Вывод: полоски фольги очень легкие, поэтому, когда дует ветер они разлетаются.

Опыт №11

«Бумага горит»

Это свойство бумаги покажу я. Как вы думаете, почему? Потому что это очень опасно, может быть пожар, можно получить ожог, травму глаз и др. А если это где-то произойдет, вы обязательно должны помочь, хотя бы вызвать пожарников и скорую помощь. - По каким номерам вы будете звонить и просить о помощи? (Номер 01, номер 02, номер 03). Воспитатель поджигает лист бумаги, бумага сгорает.

Вывод: Бумага горит.


Приложение 2

Дидактические игры и упражнения

  • Дидактическое упражнение «Что бывает из бумаги»

Дети перечисляют знакомые им предметы, сделанные из бумаги.

Внимание! Слушайте задание: пройдите по групповой комнате, найдите и принесите один бумажный предмет, то есть предмет, сделанный из бумаги. Выполняйте задание.

  • Дидактическое упражнение «Принеси бумажный предмет»

Воспитатель просит каждого ребенка назвать принесенный предмет, употребив при этом прилагательное «бумажный».

А теперь подумайте, может ли в нашем мире все быть сделано из бумаги? Могут ли быть бумажные дома? Почему? А почему в нашем мире не делают одежду из бумаги? Мебель? А транспорт? Дома у нас строят из камня, мебель делают из дерева, одежду шьют из ткани, а транспорт делают из металла. Потому что эти материалы прочные, надежные.

  • Динамическая пауза "Бумажные фантики"

Мы фантики бумажные,

Конфетки в нас сидели.

А детки-сладкоежки

Конфеты дружно съели. (Дети сидят на корточках в кругу, в руках держат фантики. Имитируют поедание конфет.) 

Ветер вдруг набежал

И все фантики поднял. (Встают и, кружась, машут руками, затем бегают врассыпную.)

Закружились, полетели

И на землю тихо сели. (Садятся на корточки.)

Мы все фантики возьмем (Складывают фантики в коробку.) 

И в коробку отнесем.

  • Дидактическая игра «Бывает – не бывает»

Воспитатель называет предмет с прилагательным «бумажный», а дети отвечают «бывает» или «не бывает», в зависимости от того, изготавливают ли этот предмет из бумаги.

Примеры:

  • Бумажная книга
  • Бумажный стул
  • Бумажный кораблик
  • Бумажное полотенце
  • Бумажная обувь
  • Бумажное пальто
  • Бумажная газета