Консультация для родителей "Синквейн"
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
по активизации словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с применением метода Синквейн «Я гений! Я творец!»
Цель: познакомить родителей с методом Синквейн как способом развития и
актуализации словаря детей дошкольного возраста.
Дорогие родители! Думаю, многие из Вас заметили, что на сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление достаточно редкое.
В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выделить главное в рассказе, выразить свою мысль.
Конечно, Вы, как родители, очень хотите помочь своему ребенку, а мы, педагоги, с удовольствием Вам поможем советом, примером, поделимся опытом.
Одним из эффективных интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения – синквейна.
Синквейн – краткая, но разносторонняя и емкая характеристика
какого-то предмета или явления. Это попытка уместить в достаточно короткой форме свои знания, чувства, ассоциации.
В чем же его эффективность и значимость? Можно выделить пять
основных показателей:
Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
Во-вторых, этот метод является игровым приемом.
В-третьих, носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление).
В-четвертых, открывает творческие интеллектуальные возможности.
В-пятых, совершенствует умение высказать собственное отношение к чему-либо.
В составлении синквейна существуют определенные правила:
Синквейн состоит из пяти строк.
Первая строка – одно слово (существительное), отражающее главную идею
(заголовок, тема).
Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие признак предмета, о котором идет речь.
Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действие предмета, о котором идет речь.
Четвертая строка – предложение из нескольких слов, показывающее отношение к теме.
Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, синоним.
Примеры синквейна:
1.Береза.
2. Тонкая, белоствольная.
3. Растет, зеленеет, радует.
4. Береза – символ России.
5. Дерево.
1.Заяц
2.Белый, пушистый.
3. Прячется, боится, убегает.
4. Я жалею зайца.
5. Дикое животное.
Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении усвоения понятий и их содержания, расширении словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.
Работа над синквейном.
По готовому синквейну можно составить краткий рассказ, или, наоборот, составить синквейн по прослушанному рассказу.
Попробуйте скорректировать или совершенствовать готовый синквейн, который дан без какой-либо части. Помогите ребенку определить отсутствующую часть.
При составлении синквейнов можно использовать соревнование: «кто назовет больше нужных слов...».
Синквейн – это способ контроля и самоконтроля. Сравните с ребенком несколько синквейнов на одну тему и оцените их.
Советы по составлению синквейнов.
1.Начинать учить детей составлять синквейны надо с хорошо знакомых им тем («Семья», «Детский сад», «Овощи»...).
2. Надо помогать детям в подборке слов, используя картинки, предметы.
Если ребенок дает одно название тому, что изображено на картинке (дядя), то взрослый может спросить, как назвать его по-другому (папа, мужчина; тетя, мама, женщина; девочка, дочка, внучка; бабушка, старушка). Требуйте от детей ответа одним словом, обозначающим предмет. Также называть признаки предметов, действия предметов.
3. Можно поиграть в игру «Отгадай предмет по описанию». Взрослый называет несколько признаков к одному предмету (овальный, зеленый, твердый, хрустящий). Ребенок называет предмет (огурец). Затем наоборот, ребенок называет признаки предметов, а взрослый отгадывает.
4. Дети, умеющие читать, могут печатать слова. Дети, не умеющие читать, создают устные сочинения с опорой на схему или зарисовивают карандашом вместе с родителями.
5. В конце работы предложите ребенку прочитать свое произведение, сидя в
«поэтическом кресле». Можно сопровождать чтение стихов музыкой.
При творческом использовании синквейна он восринимается детьми как
увлекательная игра. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет
для них увлекательным, веселым занятием!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....