Проект "Мое имя"
проект (старшая группа)

Ильина Юлия Александровна

Краткосрочный проект "Мое имя" в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx658.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №34  «Морячок» г. Поронайска

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сахалинская область, г. Поронайск, ул. Октябрьская,  д. 67 «В», тел. 4-21-85,

сайт: морячок34.рф, e-mail: mbdou.v34moryachok@mail.ru

Проект «Мое имя»

Воспитатель: Ильина Ю.А.

Поронайск

2017


Имена, имена, имена –

В нашей жизни звучат не случайно:

Как загадочна наша страна –

Так и имя – загадка и тайна.

Александр Бобров

Проект: краткосрочный.

Срок реализации проекта: 2 недели

Вид проекта: информационно – творческий

Автор проекта: Ильина Ю.А.

Участники проекта: дети, родители, воспитатель

Актуальность:

Человеческое имя с древнейших времён обладает магической силой, является объектом различных теорий и исследований. Имя окутано завесой тайны. Роль имени в жизни человека всегда волновало, и будет волновать людей. Исторически сложилось мнение, что через определённое имя можно передать человеку качества характера и судьбу.

Каждому человеку важно знать значение собственного имени, его происхождение. Почему это имя ему было дано и насколько оно популярно среди ровесников. Ведь имя дается человеку при рождении и сопутствует ему всю жизнь, являясь своеобразной карточкой его носителя.

Детям в дальнейшем предстоит идти в школу, где их будут называть полным именем. Часто полное имя вызывает у детей насмешку, удивление. Чтобы этого не произошло, нужно заранее познакомить детей с их полным именем, с его значением, научить бережному отношению к имени. Как мы будем относиться к своему имени, так и люди будут относиться к нам.

Постановка проблемы:

Осознание человеком своей индивидуальности начинается с имени. Дети плохо запоминают имена незнакомых людей, потому что у них не развито уважительное отношение к своему собственному имени. Чтобы подтолкнуть процесс самостоятельного освоения мира и своих возможностей, необходимо помочь ребенку сформировать положительное отношение к своему имени.

О происхождении своего имени, его назначении, часто не знают даже взрослые, не говоря о детях. А ведь в имени таится столько загадок, влияющих на характер человека, выбор профессии. Существует тысячи имён: старых и новых, мёртвых, популярных и редких. Какую тайну хранит моё имя? Как появилось моё имя? Какое назначение имеет моё имя? К сожалению, наши познания имени очень скудные, надо ликвидировать этот пробел.

Цель: Формирование нравственных основ личности ребёнка, культуры общения и взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Образовательные задачи:

  1. Дать детям представление о праве каждого человека на имя.
  2. Познакомить с историей появления имени, его значением.

Развивающие задачи:

  1. Развивать навыки сотрудничества, способность взаимодействия со взрослыми и сверстниками, умение отстаивать свою точку зрения и считаться с мнением других детей.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать уважительное отношение к своему имени и именам других людей.
  2. Воспитывать любознательность, интерес к происхождению и значению имени.

Предполагаемый результат:

В результате работы над проектом дети будут знать:

  • Полное имя
  • Значение имени
  • Происхождение имени
  • Различные формы имени

Уметь:

  • При помощи взрослых изучать и анализировать художественно-литературные источники, ресурсы интернета
  • Собирать информацию о происхождении имен
  • Исследовать значение имен
  • Правильно употреблять формы имени, согласно правилам этикета

Планирование и организация деятельности:

1 этап – подготовительный

Постановка проблемы:

У нас в группе есть 3 Артема и 2 Вероники. Однажды мы с детьми обсуждали, почему же так получилось, и как нам можно по-разному их называть. После этого пришла идея изучить имена и их происхождение.

Была использована модель трех вопросов:

1) Что такое имя?

2) Как вы можете это узнать?

3) Кто вам может помочь?

Задание детям на дом: Узнать, почему тебя так назвали, и что означает твое имя.

Работа педагога:

Сбор информации: подбор игр, материала на заданную тему (значение имени, талисманы, знаменитые люди, стихи).

Подбор атрибутов для игр

2 этап – реализация проекта

Вид деятельности:

Формы и методы работы:

Познавательная:

Мультимедийная презентация

«Как появились имена»

«Талисманы имен»

Беседы

«История русских имен»

«Что означают наши имена»

«Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?»

«Что такое Отчество?»

«Кто такой «тёзка»?

«Можно ли менять имя?»

Игровая:

Дидактические игры:

«Волшебная палочка»

«Обратись по имени»

«Доскажи словечко»

«Я знаю пять имён»

«Поменяемся именами»

«Сказочные имена»

Изобразительная:

Рисование «Цвет моего имени»

Лепка «Моя любимая буква!»

Раскраски «Мое имя»

Восприятие художественной литературы и фольклора:

Чтение:

Б.Житков  «Чудесное имя»

Б. Житков «Как меня называли»

Т.Шорыгина «Похищенное имя»

А. Барто «Имя и фамилия»

Р. Сеф «Имя у тебя одно»

отрывок из сказки «Алиса в стране Зазеркалья»

Потешки, считалки к именам детей

Двигательная:

Пальчиковая гимнастика: 

«В нашей группе все друзья»

Подвижная игра:

«Узнай меня»

Коммуникативная:

Ситуация общения:

«Невежливая девочка»

«Люди с одинаковыми именами – одинаковые?»

«Прозвище – это хорошо или плохо?»

Придумывание сказки:

«Как Маша имя потеряла»

Составление рассказов

«Как я берегу свое доброе имя»

Проблемная ситуация:

«Представьте себе, что все имена исчезли. Как бы стали обращаться люди друг к другу?»

3 этап – итоговый.

Создание плаката «Цветочная полянка имен»

Викторина «Знаю все про имена»

Создание книжки-малышки «Наши имена»

Результат:

Дети знают:

  • Какие были имена раньше
  • Откуда имена появились
  • У каждого имени есть свое значение и формы

Дети умеют:

  • Обращаться друг к другу по полному имени, использовать разные формы имени
  • Собирать и анализировать информацию
  • Работать слаженно и дружно


Приложение

 C:\Users\Julia\Desktop\1\IMG_20170210_092809.jpg

Раскраски «Мое имя»

C:\Users\Julia\Desktop\1\IMG_20170208_161536.jpg

Мультимедийная презентация

 «Талисманы имен»


Загадки об именах

Приготовила обед:                  

Щи, котлеты, винегрет.                  

А для братишки - кашу.

Всё умеет...

(Даша).

-Краска есть и есть мелок -

Буду красить потолок!

Все жильцы в квартире

Спасибо скажут...

(Ире)

Ходила с папой по грибы,

Натёрла ножку от ходьбы.

Пришлось сажать в корзину

Хромающую...

(Зину)

Прочитала сказки                  

И закрыла глазки.

«Ночью снились страсти!»

Жаловалась...

(Настя)

Спела песню и частушку            

Нам весёлая девчушка.                

На уроке пения          

Отличилась...

(Ксения)

Кошка прыгнула на ветку,

С ветки - быстро на беседку

И гуляет по карнизу,

 Смотрит свысока на...

(Лизу)

Стихи читает и поёт,

Танцует, весело живёт.              

Не даст себя в обиду.                

За это любят...

(Лиду)

Целый вечер рисовала                

И немножечко устала.

Убрала альбом, тетради    

И уснула крепко...

(Надя)

Девчушка, добрая душа,

Поспеет всюду, не спеша,

С собою носит куклу Клашу      

И шьёт наряды ей...

(Наташа)

Возле дома, у окна,

Расцвела калина.

"Значит, к нам пришла весна!"

Утверждает...

(Нина)

Союз, предлог, союз, частица

И просто буковка за ними, -

Мы можем очень удивиться,

Но получилось чьё-то имя!

(Ольга)

Шить умеет и поёт,

Помощь бабушке растёт,

Учится отлично в школе,

Хочет быть певицей...

(Оля)

Плачет маленький мальчишка

Поцарапал кот лодыжку.

Скорой помощью из дома

Прибежала с йодом...

(Тома)

Тебе дано,

А люди им пользуются.

(Имя)

На ходу решит задачу,    

Съездит к бабушке на дачу,

В классе нет его мудрей –

Помогает всем...

(Андрей)

Ходил по улице герой,                    

Без шапки зимнюю порой.                

И вот простыл на горе –

Теперь болеет...

(Боря)

Столько много анекдотов

Про рыбалку и охоту!                        

И послушать мы готовы

Новый анекдот про...

(Вову)

На окошко Карлсон сел

И варенье тут же съел,

Просит: "Дай мне шоколад,

Станем мы друзьями...

(Влад)

Спортом любит заниматься,

Бегать, прыгать, кувыркаться,

Укрепляет силу воли.

Чемпионом будет...

(Коля)

В школе учится мальчишка,

Первоклассник-шалунишка.

Разорвал тетрадь и книжку –

Наказала мама...

(Мишку)

Ты - вратарь, твоя работа -

Защищать свои ворота.

На него надежда наша,

Не пропустит шайбу...

(Саша)

На виду у детворы                  

Лихо мчится он с горы.

- Я могу ещё быстрей!

Будешь гонщиком,...

(Сергей)


Стихотворения

schitalki_pro_dryzey

Шел Антошка по дорожке,

Рядом с ним – дружок Алешка.

Завернули по дорожке

К Оле, Тане и Сережке,

К Васе, Пете и Маринке,

И красавице Иринке.

А потом еще к Юрашке,

К Ване, Мише, Коле, Сашке –

Навестили всех друзей.

Все! Домой пора скорей!

вуеш563245

В детском садике своем

Мы танцуем и поем,

Мы рисуем и играем,

Книжки разные читаем.

А сейчас идем гулять.

Сколько нас? Давай считать!

Яна, Вика и Полинка,

Таня, Оля и Иринка,

Ваня, Петя и Алешка,

И Андрюшка, и Сережка,

А еще Артем, Илья,

Лиза, Машенька и Я!

skakalka_564589

***

На скакалке мы скакали,

Дружно все прыжки считали.

Раз! – подпрыгнула Наташа,

Два! – как белка, скачет Даша.

Три! – Танюша и Марина,

А четыре – Катерина!

Пять! – Алена. Шесть! – Алинка!

Семь! – пошла скакать Маринка!

Восемь, девять – все быстрее,

Вместе прыгать веселее.

Десять – скачем, как зайчишки.

Не умеют так мальчишки!

***zavtrak_6545654

Маша любит кушать кашу,

Утром ест омлет Наташа.

Вот печенье для Сережки,

Круглый бублик – для Антошки.

Сладкий блинчик – для Алинки,

Круглый пончик – для Маринки.

Все съедим на завтрак быстро –

Пусть в тарелках будет чисто!

Пословицы и поговорки об именах

  • Не всяк Иван — дурак, не всяка Марья — красавица.
  • Мели Емеля, твоя неделя.
  • Федот, да не тот.
  • Нюша, не развешивай уши.
  • Показать Кузькину мать.
  • Без изъяна нет ни Марьи, ни Ивана.
  • Не имя красит человека, а человек имя.
  • Любопытной Варваре в дверях нос оторвали.
  • Был нужен Василий, пока был в силе.

История имен

В истории русских личных имен выделяют три этапа:

1) дохристианский - когда использовались самобытные имена, созданные на восточно - славянской почве средствами древнерусского языка.

2) период после введения христианства на Руси, когда церковь стала насаждать вместе с христианскими религиозными обрядами иноязычные имена, заимствованные византийской церковью от разных народов древности.

3) этап, начавшийся после Великой Октябрьской социалистической революции и ознаменовавшийся проникновением в русский именослов большого числа заимствованных имен и активным имятворчеством.

До введения на Руси христианства личные имена были очень похожи на прозвища. Были семьи, где новый ребенок из-за горькой нужды и нищеты оказывался Нежданом, Нечаем и даже Бедой. Детей могли называть по времени и месту появления на свет: Зима, Суббота, Неделя, Мороз или Дорога. Называли по внешним признакам: Крепыш, Черныш, Кудряш, Рябой, по черте характера: Добрыня, Молчун, Умник, по профессии родителей: Рыбак, Муковоз, Кожемяка. Эти древнерусские имена образовывались от нарицательных слов, так же детей сравнивали с животными и растениями: Дуб, Береза, Волк, Овраг, Кислица, Осетр, Журавль, Язык, Кот, Верба, или в порядке их рождения: Первак, Вторак, Третьяк и т. д.

Люди скрывали свои имена от врагов, считая, что одного знания имени достаточно для того, чтобы навредить кому-нибудь.

Древнерусские имена были своеобразными характеристиками людей. Имя давалось как примета, по которой можно было бы выделить его из семьи или рода по каким-либо внешним признакам или по положению в семье, а иногда - по роду его занятий.

Имена давались не только в детстве, но и в зрелом возрасте. При этом «взрослое» имя иногда жило одновременно с «детским». В Древней Руси никакой разницы между именем и прозвищем не было.

Второй, очень длинный период в истории русских имен наступил после введения христианства, с которым вошли в практику именования, так называемые, календарные имена. Календарными их называют условно, так как в течение всего времени своего существования давались людям по церковным календарям, в которых распределялись по всем дням года.

Официальное принятие христианства на Руси произошло в 988 году, князем Владимиром Святославовичем. Обряду крещения сопутствовало наречение людей новыми христианскими личными именами. Попали они в древнерусский язык не в переводе, а в подлинных иноязычных звучаниях, абсолютно непонятных и чуждых для русских людей. Принятие новых имен русским населением шло весьма медленно. Большинство людей и после обряда крещения продолжало вплоть до 17 века именовать своих детей по – своему.

С православием пришли имена древнееврейские: (Мария - любимая, Анна - милость, Илья - крепость Господня, Михаил - кто как Бог, латинские: (Наталия – родная, Диана – божественная, Валерий – крепкий, древнегреческие: (Ирина – мир, покой, Ксения – гостеприимство, Николай – победитель народов).

До 17 века детям давали по два имени одно христианское, а другое – мирское. Более того, у каждого было еще и тайное имя (рекло, его знали два-три родственника. Имя это употреблялось в заклинаниях, на любовь, на охотничью удачу и т. д.

И, наконец, к 18-19 векам древнерусские имена были забыты и их уже не употребляли.

После Октябрьской революции, когда произошло отделение церкви от государства, родители получили право называть ребенка как угодно. В создаваемых именах люди стремились отразить революционные события. Распространенными были имена, созданные по названию революционных месяцев: Ноябрь, Октябрь, Май, Ноябрина, Октябрина, Майя. Также имена, возникшие в результате сокращений: Ревдит (революционное дитя, по первым буквам слов: Ким (Коммунистический Интернационал молодежи, Ор (Октябрьская революция, возникали имена и из усеченных слов: Рев-революция.

Также появились имена, образованные от нарицательных существительных: Ракета, Заря, Свобода, Победа, Поэма, Лира, Воля. Такой способ образования имен был известен еще в древнерусский период. С появлением календарных имен он постепенно исчезает, после революции возрождается вновь. Но теперь лексика для имен используется особая. Уже нет имен, данных по названиям зверей, птиц, рыб: (Заяц, Ворон, Ерш).

В 20-30 годы 20 века распространяются имена: Роза, Ядвига, Грета, Жанна, Луиза, Адольф, Гарри, Георг, Жорж. Заимствованные имена распространялись с помощью литературных произведений и театральных постановок.

На сегодняшний день наблюдается возврат к устаревшим редко употребляемым именам: (Вениамин, Артем, Егор, Кирилл, Вадим, Матвей, Ульяна, Злата, Арина, Карина и т. д.