Проект "Мое имя"
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №34 «Морячок» г. Поронайска
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Сахалинская область, г. Поронайск, ул. Октябрьская, д. 67 «В», тел. 4-21-85,
сайт: морячок34.рф, e-mail: mbdou.v34moryachok@mail.ru
Проект «Мое имя»
Воспитатель: Ильина Ю.А.
Поронайск
2017
Имена, имена, имена –
В нашей жизни звучат не случайно:
Как загадочна наша страна –
Так и имя – загадка и тайна.
Александр Бобров
Проект: краткосрочный.
Срок реализации проекта: 2 недели
Вид проекта: информационно – творческий
Автор проекта: Ильина Ю.А.
Участники проекта: дети, родители, воспитатель
Актуальность:
Человеческое имя с древнейших времён обладает магической силой, является объектом различных теорий и исследований. Имя окутано завесой тайны. Роль имени в жизни человека всегда волновало, и будет волновать людей. Исторически сложилось мнение, что через определённое имя можно передать человеку качества характера и судьбу.
Каждому человеку важно знать значение собственного имени, его происхождение. Почему это имя ему было дано и насколько оно популярно среди ровесников. Ведь имя дается человеку при рождении и сопутствует ему всю жизнь, являясь своеобразной карточкой его носителя.
Детям в дальнейшем предстоит идти в школу, где их будут называть полным именем. Часто полное имя вызывает у детей насмешку, удивление. Чтобы этого не произошло, нужно заранее познакомить детей с их полным именем, с его значением, научить бережному отношению к имени. Как мы будем относиться к своему имени, так и люди будут относиться к нам.
Постановка проблемы:
Осознание человеком своей индивидуальности начинается с имени. Дети плохо запоминают имена незнакомых людей, потому что у них не развито уважительное отношение к своему собственному имени. Чтобы подтолкнуть процесс самостоятельного освоения мира и своих возможностей, необходимо помочь ребенку сформировать положительное отношение к своему имени.
О происхождении своего имени, его назначении, часто не знают даже взрослые, не говоря о детях. А ведь в имени таится столько загадок, влияющих на характер человека, выбор профессии. Существует тысячи имён: старых и новых, мёртвых, популярных и редких. Какую тайну хранит моё имя? Как появилось моё имя? Какое назначение имеет моё имя? К сожалению, наши познания имени очень скудные, надо ликвидировать этот пробел.
Цель: Формирование нравственных основ личности ребёнка, культуры общения и взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Образовательные задачи:
- Дать детям представление о праве каждого человека на имя.
- Познакомить с историей появления имени, его значением.
Развивающие задачи:
- Развивать навыки сотрудничества, способность взаимодействия со взрослыми и сверстниками, умение отстаивать свою точку зрения и считаться с мнением других детей.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать уважительное отношение к своему имени и именам других людей.
- Воспитывать любознательность, интерес к происхождению и значению имени.
Предполагаемый результат:
В результате работы над проектом дети будут знать:
- Полное имя
- Значение имени
- Происхождение имени
- Различные формы имени
Уметь:
- При помощи взрослых изучать и анализировать художественно-литературные источники, ресурсы интернета
- Собирать информацию о происхождении имен
- Исследовать значение имен
- Правильно употреблять формы имени, согласно правилам этикета
Планирование и организация деятельности:
1 этап – подготовительный
Постановка проблемы:
У нас в группе есть 3 Артема и 2 Вероники. Однажды мы с детьми обсуждали, почему же так получилось, и как нам можно по-разному их называть. После этого пришла идея изучить имена и их происхождение.
Была использована модель трех вопросов:
1) Что такое имя?
2) Как вы можете это узнать?
3) Кто вам может помочь?
Задание детям на дом: Узнать, почему тебя так назвали, и что означает твое имя.
Работа педагога:
Сбор информации: подбор игр, материала на заданную тему (значение имени, талисманы, знаменитые люди, стихи).
Подбор атрибутов для игр
2 этап – реализация проекта
Вид деятельности: | Формы и методы работы: |
Познавательная: | Мультимедийная презентация «Как появились имена» «Талисманы имен» Беседы «История русских имен» «Что означают наши имена» «Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?» «Что такое Отчество?» «Кто такой «тёзка»? «Можно ли менять имя?» |
Игровая: | Дидактические игры: «Волшебная палочка» «Обратись по имени» «Доскажи словечко» «Я знаю пять имён» «Поменяемся именами» «Сказочные имена» |
Изобразительная: | Рисование «Цвет моего имени» Лепка «Моя любимая буква!» Раскраски «Мое имя» |
Восприятие художественной литературы и фольклора: | Чтение: Б.Житков «Чудесное имя» Б. Житков «Как меня называли» Т.Шорыгина «Похищенное имя» А. Барто «Имя и фамилия» Р. Сеф «Имя у тебя одно» отрывок из сказки «Алиса в стране Зазеркалья» Потешки, считалки к именам детей |
Двигательная: | Пальчиковая гимнастика: «В нашей группе все друзья» Подвижная игра: «Узнай меня» |
Коммуникативная: | Ситуация общения: «Невежливая девочка» «Люди с одинаковыми именами – одинаковые?» «Прозвище – это хорошо или плохо?» Придумывание сказки: «Как Маша имя потеряла» Составление рассказов «Как я берегу свое доброе имя» Проблемная ситуация: «Представьте себе, что все имена исчезли. Как бы стали обращаться люди друг к другу?» |
3 этап – итоговый.
Создание плаката «Цветочная полянка имен»
Викторина «Знаю все про имена»
Создание книжки-малышки «Наши имена»
Результат:
Дети знают:
- Какие были имена раньше
- Откуда имена появились
- У каждого имени есть свое значение и формы
Дети умеют:
- Обращаться друг к другу по полному имени, использовать разные формы имени
- Собирать и анализировать информацию
- Работать слаженно и дружно
Приложение
Раскраски «Мое имя»
Мультимедийная презентация
«Талисманы имен»
Загадки об именах
Приготовила обед:
Щи, котлеты, винегрет.
А для братишки - кашу.
Всё умеет...
(Даша).
-Краска есть и есть мелок -
Буду красить потолок!
Все жильцы в квартире
Спасибо скажут...
(Ире)
Ходила с папой по грибы,
Натёрла ножку от ходьбы.
Пришлось сажать в корзину
Хромающую...
(Зину)
Прочитала сказки
И закрыла глазки.
«Ночью снились страсти!»
Жаловалась...
(Настя)
Спела песню и частушку
Нам весёлая девчушка.
На уроке пения
Отличилась...
(Ксения)
Кошка прыгнула на ветку,
С ветки - быстро на беседку
И гуляет по карнизу,
Смотрит свысока на...
(Лизу)
Стихи читает и поёт,
Танцует, весело живёт.
Не даст себя в обиду.
За это любят...
(Лиду)
Целый вечер рисовала
И немножечко устала.
Убрала альбом, тетради
И уснула крепко...
(Надя)
Девчушка, добрая душа,
Поспеет всюду, не спеша,
С собою носит куклу Клашу
И шьёт наряды ей...
(Наташа)
Возле дома, у окна,
Расцвела калина.
"Значит, к нам пришла весна!"
Утверждает...
(Нина)
Союз, предлог, союз, частица
И просто буковка за ними, -
Мы можем очень удивиться,
Но получилось чьё-то имя!
(Ольга)
Шить умеет и поёт,
Помощь бабушке растёт,
Учится отлично в школе,
Хочет быть певицей...
(Оля)
Плачет маленький мальчишка
Поцарапал кот лодыжку.
Скорой помощью из дома
Прибежала с йодом...
(Тома)
Тебе дано,
А люди им пользуются.
(Имя)
На ходу решит задачу,
Съездит к бабушке на дачу,
В классе нет его мудрей –
Помогает всем...
(Андрей)
Ходил по улице герой,
Без шапки зимнюю порой.
И вот простыл на горе –
Теперь болеет...
(Боря)
Столько много анекдотов
Про рыбалку и охоту!
И послушать мы готовы
Новый анекдот про...
(Вову)
На окошко Карлсон сел
И варенье тут же съел,
Просит: "Дай мне шоколад,
Станем мы друзьями...
(Влад)
Спортом любит заниматься,
Бегать, прыгать, кувыркаться,
Укрепляет силу воли.
Чемпионом будет...
(Коля)
В школе учится мальчишка,
Первоклассник-шалунишка.
Разорвал тетрадь и книжку –
Наказала мама...
(Мишку)
Ты - вратарь, твоя работа -
Защищать свои ворота.
На него надежда наша,
Не пропустит шайбу...
(Саша)
На виду у детворы
Лихо мчится он с горы.
- Я могу ещё быстрей!
Будешь гонщиком,...
(Сергей)
Стихотворения
Шел Антошка по дорожке,
Рядом с ним – дружок Алешка.
Завернули по дорожке
К Оле, Тане и Сережке,
К Васе, Пете и Маринке,
И красавице Иринке.
А потом еще к Юрашке,
К Ване, Мише, Коле, Сашке –
Навестили всех друзей.
Все! Домой пора скорей!
В детском садике своем
Мы танцуем и поем,
Мы рисуем и играем,
Книжки разные читаем.
А сейчас идем гулять.
Сколько нас? Давай считать!
Яна, Вика и Полинка,
Таня, Оля и Иринка,
Ваня, Петя и Алешка,
И Андрюшка, и Сережка,
А еще Артем, Илья,
Лиза, Машенька и Я!
***
На скакалке мы скакали,
Дружно все прыжки считали.
Раз! – подпрыгнула Наташа,
Два! – как белка, скачет Даша.
Три! – Танюша и Марина,
А четыре – Катерина!
Пять! – Алена. Шесть! – Алинка!
Семь! – пошла скакать Маринка!
Восемь, девять – все быстрее,
Вместе прыгать веселее.
Десять – скачем, как зайчишки.
Не умеют так мальчишки!
***
Маша любит кушать кашу,
Утром ест омлет Наташа.
Вот печенье для Сережки,
Круглый бублик – для Антошки.
Сладкий блинчик – для Алинки,
Круглый пончик – для Маринки.
Все съедим на завтрак быстро –
Пусть в тарелках будет чисто!
Пословицы и поговорки об именах
- Не всяк Иван — дурак, не всяка Марья — красавица.
- Мели Емеля, твоя неделя.
- Федот, да не тот.
- Нюша, не развешивай уши.
- Показать Кузькину мать.
- Без изъяна нет ни Марьи, ни Ивана.
- Не имя красит человека, а человек имя.
- Любопытной Варваре в дверях нос оторвали.
- Был нужен Василий, пока был в силе.
История имен
В истории русских личных имен выделяют три этапа:
1) дохристианский - когда использовались самобытные имена, созданные на восточно - славянской почве средствами древнерусского языка.
2) период после введения христианства на Руси, когда церковь стала насаждать вместе с христианскими религиозными обрядами иноязычные имена, заимствованные византийской церковью от разных народов древности.
3) этап, начавшийся после Великой Октябрьской социалистической революции и ознаменовавшийся проникновением в русский именослов большого числа заимствованных имен и активным имятворчеством.
До введения на Руси христианства личные имена были очень похожи на прозвища. Были семьи, где новый ребенок из-за горькой нужды и нищеты оказывался Нежданом, Нечаем и даже Бедой. Детей могли называть по времени и месту появления на свет: Зима, Суббота, Неделя, Мороз или Дорога. Называли по внешним признакам: Крепыш, Черныш, Кудряш, Рябой, по черте характера: Добрыня, Молчун, Умник, по профессии родителей: Рыбак, Муковоз, Кожемяка. Эти древнерусские имена образовывались от нарицательных слов, так же детей сравнивали с животными и растениями: Дуб, Береза, Волк, Овраг, Кислица, Осетр, Журавль, Язык, Кот, Верба, или в порядке их рождения: Первак, Вторак, Третьяк и т. д.
Люди скрывали свои имена от врагов, считая, что одного знания имени достаточно для того, чтобы навредить кому-нибудь.
Древнерусские имена были своеобразными характеристиками людей. Имя давалось как примета, по которой можно было бы выделить его из семьи или рода по каким-либо внешним признакам или по положению в семье, а иногда - по роду его занятий.
Имена давались не только в детстве, но и в зрелом возрасте. При этом «взрослое» имя иногда жило одновременно с «детским». В Древней Руси никакой разницы между именем и прозвищем не было.
Второй, очень длинный период в истории русских имен наступил после введения христианства, с которым вошли в практику именования, так называемые, календарные имена. Календарными их называют условно, так как в течение всего времени своего существования давались людям по церковным календарям, в которых распределялись по всем дням года.
Официальное принятие христианства на Руси произошло в 988 году, князем Владимиром Святославовичем. Обряду крещения сопутствовало наречение людей новыми христианскими личными именами. Попали они в древнерусский язык не в переводе, а в подлинных иноязычных звучаниях, абсолютно непонятных и чуждых для русских людей. Принятие новых имен русским населением шло весьма медленно. Большинство людей и после обряда крещения продолжало вплоть до 17 века именовать своих детей по – своему.
С православием пришли имена древнееврейские: (Мария - любимая, Анна - милость, Илья - крепость Господня, Михаил - кто как Бог, латинские: (Наталия – родная, Диана – божественная, Валерий – крепкий, древнегреческие: (Ирина – мир, покой, Ксения – гостеприимство, Николай – победитель народов).
До 17 века детям давали по два имени одно христианское, а другое – мирское. Более того, у каждого было еще и тайное имя (рекло, его знали два-три родственника. Имя это употреблялось в заклинаниях, на любовь, на охотничью удачу и т. д.
И, наконец, к 18-19 векам древнерусские имена были забыты и их уже не употребляли.
После Октябрьской революции, когда произошло отделение церкви от государства, родители получили право называть ребенка как угодно. В создаваемых именах люди стремились отразить революционные события. Распространенными были имена, созданные по названию революционных месяцев: Ноябрь, Октябрь, Май, Ноябрина, Октябрина, Майя. Также имена, возникшие в результате сокращений: Ревдит (революционное дитя, по первым буквам слов: Ким (Коммунистический Интернационал молодежи, Ор (Октябрьская революция, возникали имена и из усеченных слов: Рев-революция.
Также появились имена, образованные от нарицательных существительных: Ракета, Заря, Свобода, Победа, Поэма, Лира, Воля. Такой способ образования имен был известен еще в древнерусский период. С появлением календарных имен он постепенно исчезает, после революции возрождается вновь. Но теперь лексика для имен используется особая. Уже нет имен, данных по названиям зверей, птиц, рыб: (Заяц, Ворон, Ерш).
В 20-30 годы 20 века распространяются имена: Роза, Ядвига, Грета, Жанна, Луиза, Адольф, Гарри, Георг, Жорж. Заимствованные имена распространялись с помощью литературных произведений и театральных постановок.
На сегодняшний день наблюдается возврат к устаревшим редко употребляемым именам: (Вениамин, Артем, Егор, Кирилл, Вадим, Матвей, Ульяна, Злата, Арина, Карина и т. д.