Комплексно-тематическое планирование
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

Магомедова Патимат Нурмагомедовна

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной к школе группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksno-tematicheskoe_planirovanie_podgotovit.docx43.31 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной к школе группе

Ситуация

месяца

Развернутое содержание работы

Период

Варианты итоговых

мероприятий

«Мой дом - детский сад»

Развивать у детей познавательную мотивацию, интерес к школе, книгам.

Закреплять знания детей о школе, о том, зачем нужно учиться, кто и чему учит в школе, о школьных принадлежностях и т.д.

Формировать представление о профессии учителя и «профессии» ученика, положительного отношения к этим видам деятельности. 

Продолжать углублять представления детей о дальнейшем обучении, дать элементарные знания о специфике школы, колледжа, вуза (по возможности посетить школу, познакомиться с учителями и учениками и т.д.).

Формировать представления о себе как об активном члене коллектива через проектную деятельность, охватывающую детей младших возрастных групп и родителей, участие в жизни дошкольного учреждения (адаптация младших дошкольников, подготовка к праздникам, выступлениям, соревнованиям в детском саду и за его пределами и др.).

Продолжать расширять представления о ближайшей окружающей среде (оформление помещений, участка детского сада, парка, сквера).

Учить детей выделять радующие глаз компоненты окружающей среды (окраска стен, мебель, оформление участка и т.п.)

Привлекать детей к созданию развивающей среды дошкольного учреждения (мини-музеев, выставок, библиотеки, конструкторских мастерских и др.).

1 – 4  неделя сентября

Праздник

«День знаний», организованный сотрудниками ДОУ с участием родителей.

Педагогическая диагностика

Заполнение персональных карт развития ребенка

1 неделя октября

«Осень разноцветная»

Формировать обобщенные представления об осени как времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в природе, явлениях природы.

Формировать представления о чередовании времен года.

Закреплять знания детей о том, что сентябрь – первый осенний месяц.

Дать первичные представления об экосистемах, природных зонах.

Расширять представления о неживой природе.

Закреплять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека.

Знакомить детей с тем, как некоторые животные готовятся к зиме (лягушки, ящерицы, черепахи, ежи, медведи впадают в спячку, зайцы линяют, некоторые птицы (гуси, утки, журавли) улетают в теплые края).

Расширять представления об отображении осени в произведениях искусства (поэтического, изобразительного, музыкального).

Осенью привлекать детей к уборке овощей с огорода, сбору семян, выкапыванию луковиц, клубней цветов, перекапыванию грядок, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы.

Оформлять с детьми альбомы о временах года: подбирать картинки, фотографии, детские рисунки и рассказы.

Показать обрезку кустарников, рассказать, для чего это делают.  

Закреплять умение собирать природный материал (семена, шишки, желуди, листья) для изготовления поделок.

Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями, развивать элементарные представления  о хозяйственной деятельности человека.

Объяснить, что для облегчения труда используется разнообразная техника (сельскохозяйственные машины).

Познакомить с тем, как получают хлеб, люди каких профессий трудятся в поле;

Дать представление о том, что из злаковых культур делаются крупы.

  • Воспитывать бережное отношение к хлебу и другим продуктам питания.
  • Закреплять представление о том, что из злаковых культур получают крупы;

Помочь понять необходимость и важность каждой профессии в сельском хозяйстве (фермер, агроном, комбайнер, ветеринар).

2 – 4  неделя октября

Праздник «Осенняя пора, очей очарованья».

Выставка совместного творчества.

«Моя семья,

мои корни»

«Мой край родной»

Развивать представления о временной перспективе личности, об изменении позиции человека с возрастом (ребенок посещает детский сад, школьник учится, взрослый работает, пожилой человек передает свой опыт другим поколениям).

Углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем.

Расширять представления детей об их обязанностях, прежде всего в связи с подготовкой к школе.

Расширять представления детей об истории семьи в контексте истории родной страны (роль каждого поколения в разные периоды истории страны).

Рассказывать детям о воинских наградах дедушек, бабушек, родителей.  

Закреплять знание домашнего адреса и телефона, имен и отчеств родителей, их профессий.

Продолжать ориентировать детей в сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство и  сфера услуг, сельское хозяйство), их значимости для жизни ребенка, его семьи, детского сада и общества в целом

Расширять представление об элементах экономики (деньги, их история, значение для общества, бюджет семьи, разные уровни обеспеченности людей, необходимость помощи менее обеспеченным людям, благотворительность).

Познакомить с элементами эволюции Земли (возникновение Земли, эволюция растительного и животного мира), местом человека в природном и социальном мире, происхождением и биологической обоснованностью различных рас.

Продолжать формировать элементарные представления об истории человечества' через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), игру и продуктивные виды деятельности.

Расширять знания детей о самих себе, о своей семье, о том, где работают родители, как важен для общества их труд.

Дать представление о том, что семья состоит из ближних и дальних родственников. Ближние родственники – папа, мама, сестры и братья, бабушки и дедушки. Дальние родственники – тети и дяди (братья и сестры папы и мамы).

Дать представление о том, что самые почитаемые люди в семье – пожилые мужчины и женщины (бабушки и дедушки), о них в семье все заботятся.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, формирование уважительного,  заботливого отношения к пожилым родственникам.

Побуждать детей к составлению описательных рассказов о членах своей семьи, об их работе (по семейному альбому и из опыта).

Продолжать знакомить детей с профессиями родителей. Воспитывать уважительное отношение к труду близких взрослых.

Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека.

Расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными: рассматривать растения, не нанося им вред; рассматривать животных, не беспокоя их и не нанося им вред; кормить животных только вместе с взрослым; чужих животных не гладить; без разрешения взрослого не приносить в дом животных; не брать на руки бездомных животных.

(младшая, средняя гр) Расширять представление детей  о растительном, животном мире Югры.  Систематизировать знания  детей о человеке и его жилище.

(старшая гр )  Расширять знания детей о быте и промыслах народа. Знакомить детей с историей происхождения города, расширять и углублять их представления о первых  строениях, улицах и достопримечательностях. Развивать интерес к истории города.  Воспитывать бережное отношение, к тому, что создано руками человека. Воспитывать уважительное отношение к культуре коренных народов. Развивать способность слушать произведения народов Севера- сказку, рассказ, стихотворение, малые формы поэтического фольклора, эмоционально реагировать на их содержание и следить за развитием сюжета. Познакомить детей с традициями и культурой коренных народов ханты. « Одежда, орнамент народов ханты и манси»,  «Чем знаменит округ», «Сибирские писатели детям»,  «Путешествие  по карте округа»,  «Города Ханты - Мансийского округа».

(Подготовительная гр) Познакомить с отличительными особенностями жилища коренных народов ХМАО, зависимость климатических условий. Познакомить с важнейшими государственными символами ХМАО и г. Коогалыма. Знакомство с художественными промыслами (кожа, мех, дерево, кость, береста, бисер). Расширять представления о национальном своеобразии в одежде, украшениях, предметах быта и их назначении. Развивать у детей способность отличать культуру и быт народов ханты от культуры других национальностей. Дать детям представления о художественном  творчестве  коренных народов Севера, формировать у детей эмоционально-образное восприятия произведений устного народного творчества ханты. Формирования  осознанно-правильного отношение  к культуре коренных народов Севера.

Ноябрь

Создание семейного генеалогического дерева.

« Зимушка-зима»

Закреплять умение определять свойства снега (холодный, пушистый, рассыпается, липкий и др.; из влажного тяжелого снега лучше делать постройки).

Учить детей замечать, что в декабре погода меняется (то светит солнце, то дует ветер, то идет снег, на крышах домов появляются сосульки).

Рассказать детям, что 22 декабря - самый короткий день в году.

Расширять и обогащать знания об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностях деятельности людей в городе, на селе; о безопасном поведении зимой.

Формировать первичный исследовательский и познавательный интерес через экспериментирование с водой и льдом. Формировать представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот.

Продолжать знакомить с природой Арктики и Антарктики.

Дать представление об особенностях зимы в разных широтах и в разных полушариях Земли.

Закреплять умение обобщать и систематизировать представления о временах года.

Зимой привлекать к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам, выращиванию зеленого корма для птиц и животных (обитателей уголка природы), посадке корнеплодов, выращиванию с помощью воспитателя цветов к праздникам

Расширять и систематизировать знания о  зимующих и перелетных птицах; привлекать к посадке овса для птиц.

Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде.

Наблюдать такие явления природы, как иней, град, туман, дождь. Оформлять с детьми альбомы о временах года: подбирать картинки, фотографии, детские рисунки и рассказы.

Привлекать к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении.

Воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности. Закладывать основы праздничной культуры.

Вызвать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику, желание активно участвовать в его подготовке. Вызвать стремление поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками.

Продолжать знакомить с традициями празднования Нового года в различных странах учить активному отдыху

Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе (самые короткие дни и длинные ночи, холодно, мороз, гололед и т. д.).

Обращать внимание на то, что на некоторых деревьях долго сохраняются плоды (на рябине, ели и т.д.). Объяснить, что это корм для птиц.

Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой,

познавательно исследовательской, продуктивной, музыкально - художественной, чтения)     вокруг темы Нового года и новогоднего праздника.

Привлекать детей к активному и разнообразному  участию в подготовке к празднику и его проведении.

Продолжать развивать декоративное творчество детей; умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и др.)

Закреплять умение при составлении декоративной композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки.

Знакомить с основами праздничной культуры,  с традицией праздновать Новый год в разных странах.

Поощрять стремление поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками.

Декабрь

Новогоднее развлечение.

Выставка совместного творчества.

КАНИКУЛЫ

1 – 2 неделя января

«Зимние развлечения»

Продолжать знакомить с зимой, с зимними видами спорта.

Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников.

Закрепить правила безопасного поведения во время игр (катания на санках, коньках, лыжах)

Подвести детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности, учить оценивать свои возможности по преодолению опасности.

Уточнить высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

3 – 5  неделя января

«Зимние забавы»

Зимняя олимпиада.

«Мальчики и девочки»

Продолжать расширять представления детей о Российской армии.

Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы.

Воспитывать в духе патриотизма, любви к Родине.

Знакомить с разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска), боевой техникой.

Расширять гендерные представления, формировать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать за щитниками Родины; воспитывать в девочках уважение к мальчикам как будущим защитникам Родины.

Приглашать в детский сад военных, ветеранов из числа близких родственников детей.

Рассматривать с детьми картины, репродукции, альбомы с военной тематикой.

Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов: возлагать с детьми цветы к обелискам, памятникам.

Расширять представления детей  о Международном женском дне 8 Марта.  Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно исследовательской, продуктивной, музыкально художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке.

Расширять гендерные представления, воспитывать в мальчиках представление о том, что мужчины должны внимательно и уважительно относиться к женщинам.

Привлекать детей к изготовлению подарков маме, бабушке, воспитателям.

Воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям, потребность радовать близких добрыми делами.

Февраль, 1 неделя марта

Праздники, посвященные Дню защитника отечества, 8 марта.

Выставка совместного творчества.

«Мой дом, мой город, моя страна»

Закреплять умение детей называть  свой домашний адрес и телефон.

Закрепить знание детей о доме, жилище, видах и назначении, дать детям представление об истории жилища.

Подводить детей к самостоятельному сравнению условий в доме и на улице.

Подводить детей к умозаключению о том, что машины нужны строителям для облегчения и ускорения строительства.

Напоминать детям, что в случае неосторожного обращения с огнем или электроприборами может произойти пожар в доме.

Закреплять умение сооружать постройки, объединенные общей темой (улица, машины, дома).

Расширять словарный запас детей по темам «Дом», «Мебель», «Армия», «Квартира».

Учить выделять несколько качество предметов, сравнивать предметы по форме, величине, строению, цвету; выделять характерные детали (мебель).

Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках; вызвать интерес к истории своей страны; воспитывать чувство гордости за свою страну, любви к ней.

Знакомить с историей России, гербом и флагом, мелодией гимна.

Рассказывать о людях, прославивших Россию; о том, что Российская Федерация (Россия) - огромная многонациональная страна; Москва - главный город, столица нашей Родины.

Продолжать формировать интерес к «малой Родине».

Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна.

  • Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край.

Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети.

Рассказывать детям о том, что Земля  наш общий дом, на Земле много разных стран. Объяснять, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.

Расширять представления детей о государственных праздниках.

Дать элементарные сведения об истории России.

Углублять и уточнять представления о Родине  России, Поддерживать интерес детей к событиям, происходящим е стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения.

Расширять знания детей о транспорте, его видах, назначении, классификации, многообразии;

Обогащать представления детей о  видах транспорта по среде передвижения (наземный, водный, воздушный) и по назначению (пассажирский, грузовой, специальный).

Продолжать учить детей классифицировать транспорт, сравнивать, находить сходства и различия, развивать способность к анализу и синтезу.

Формировать представления о боевой технике (танк, бронетранспортер).

Закреплять знания о специальном транспорте: «Скорая помощь» (едет по вызову к больным людям), пожарная машина (едет тушить пожар), «Милиция» (едет на помощь людям, попавшим в беду). Познакомить с действиями инспектора ГИБДД в различных ситуациях.

Обогащать словарь детей существительными, обозначающими профессии (шофер, водитель, тракторист, бульдозерист, крановщик); обозначающими вид транспорта

( автокран, бульдозер, экскаватор).

Закреплять знания детей о правилах дорожного движения и поведения на улице. Расширять знания о светофоре, который регулирует движение на дороге.

Познакомить детей с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи».

Закреплять правила поведения в общественном транспорте. Познакомить детей с метро, с правилами безопасного поведения в нем.

Продолжать объяснять детям, что остановки общественного транспорта находятся вблизи проезжей части дороги, поэтому, ожидая транспорт, нужно вести себя спокойно, держаться за руку взрослого.

Напоминать, что кататься на велосипеде можно только в присутствии взрослых, не мешая окружающим.

Развивать умение сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта).

Закреплять умение создавать различные конструкции (машины) по рисунку и по словесной инструкции воспитателя.

Закреплять умение создавать конструкции, объединенные общей темой (детская площадка, стоянка машин и др.).

Продолжать расширять представления детей о труде людей транспортных профессий (содержание труда, его коллективный характер, роль механизации в труде).

2-4 неделя марта

Сюжетно-ролевая игра

по ПДД.

«Неделя здоровья»

Формировать представления о ценности здоровья, желание вести здоровый образ жизни.

Вызывать интерес к спорту и туризму, физическим упражнениям.

Воспитывать у детей потребность быть здоровыми, не бояться лечиться.

Приобщать детей и их родителей к здоровому образу жизни.

Воспитывать привычку и потребность в здоровом образе жизни.

1 неделя апреля

Спортивный праздник.

«Весна. Пробуждение природы»

Продолжать знакомить с характерными особенностями весенней природы.

Формировать у детей обобщенные представления о весне как времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в природе.

Расширять знания о характерных признаках весны; о прилете птиц; о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда; о весенних изменениях в природе (тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени). Наблюдать гнездование птиц (ворон).

Отражение впечатлений о весне в разных видах художественной деятельности.  

Формирования у детей знаний о связях и отношениях, существующих в природе: о потребностях растений и животных в зависимости от условий жизни и состояния, о связях между некоторыми органами и их функциями. Дети узнают о стадиях роста и развития растений, о сезонных изменениях в природе и их причинах, о некоторой последовательности сезонных изменений.

Систематизация знаний о сезонах происходит на основе установления временных (что за чем происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей. Важно развивать у детей умение наблюдать за изменениями природных явлений, воспитывать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым несложным способам охраны природы.

Дать детям представления о том, что в природе все взаимосвязано (например,  одно и то же растение может быть ядовитым для человека и лекарством для животного; вредные для человека насекомые могут быть пищей для земноводных и т.д.).

Объяснить детям, что рвать растения и есть их нельзя — они могут быть ядовитыми. Рассказать о сборе ягод и растений.

Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях. Познакомить с понятиями «лес», «луг» и «сад».

Продолжать знакомить с комнатными растениями.

Закреплять умение ухаживать за растениями.

Рассказать детям о способах вегетативного размножения растений.

Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке. Познакомить с птицами (ласточка, скворец).

Познакомить с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха) и насекомых (пчела, комар, муха).

Знакомить с многообразием родной природы; с растениями и животными различных климатических зон.

Рассказывать о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.

  • Воспитывать бережное отношение к продуктам труда взрослых и сверстников; закреплять умение замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично сообщать товарищу о необходимости что-то поправить в костюме, прическе.
  • Продолжать учить следить за своим внешним видом, быстро раздеваться и одеваться, вешать одежду в определенном порядке, следить за чистотой одежды и обуви.

2 – 3  неделя апреля

Праздник

«Весна - красна».

Выставка детского творчества.

Педагогическая диагностика

Заполнение персональных карт развития ребенка

4 неделя апреля

«День Победы»

Осуществление патриотического воспитания.

Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине.

Расширять знания о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне.

Знакомить с памятниками героям   Великой Отечественной войны.

Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды.

Рассказывать о преемственности поколений  защитников Родины: от былинных богатырей до героев Великой Отечественной войны.

1 – 2  неделя мая

Праздник

«День Победы».

Выставка совместного творчества.

«Народная культура и традиции»

Формирование интереса и уважения к историческим традициям своего народа.  

Формирование у детей представлений о многообразии народных культур и положительное отношение к ним.

Постепенное знакомство детей с русской речью, обычаями, праздниками, обрядами, рукоделием, ремеслами, историей, культурой.

Изучение малых форм фольклора – сказок, пословиц, поговорок, загадок, прибауток и т.д., воспитание детей на их необычном содержании.

Создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей погружение ребенка в социально-культурный опыт народа.

Формирование художественных потребностей и эстетического вкуса через собственную творческую деятельность.

Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.

Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками.

Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.

Помогать детям объяснить основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.

3 – 5  неделя мая

Фольклорный праздник.

Выставка совместного творчества.