Развитие графомоторного навыка у детей дошкольного возраста.
статья
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, что является надежным фундаментом для начала школьного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_grafomotornogo_navyka_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 18.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие графомоторного навыка у детей дошкольного возраста.
В настоящее время все более актуальной становится проблема преемственности дошкольного и младшего школьного звеньев образовательной системы. Наиболее остро, на практике, она проявляется в недостаточной готовности детей к целенаправленному, систематическому обучению в школе, длительной адаптации первоклассников к новым условиям учебного труда.
Одним из значительных аспектов развития дошкольника в период его подготовки к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, то есть развитие графомоторного навыка. У дошкольников формирование графомоторного навыка затруднено. Это связано с низким уровнем развития мелкой моторики, плохой координацией движений, недостаточностью пространственно-временной ориентировки и самоконтроля.
Так как дошкольный возраст является основой для развития мелкой моторики, то организуя различные виды деятельности в этом периоде, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь положительных результатов в развитии пальцевого праксиса и совершенствовании графомоторных навыков у детей дошкольного возраста.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что проблема повышения эффективности комплексной коррекционно-развивающей работы по развитию графомоторного навыка дошкольников не теряет своей актуальности.
Графомоторный навык - это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения.
Процесс формирования графомоторных навыков физиологически и психологически сложен. При письме в координированную деятельность вовлекаются кора головного мозга, органы слуха, зрения, многие мышцы тела.
Для формирования навыка, необходимо, чтобы обучающийся был подготовлен к обучению этому навыку. Важнейшей предпосылкой формирования графомоторного навыка является сохранность пространственного восприятия и представлений:
а) зрительно-пространственных;
б) сомато-пространственных представлений, ощущений своего тела в пространстве;
в) пространственных представлений «левого» и «правого».
Так же достаточно важным условием для овладения деятельностью письма является сформированность двигательной сферы, сформированность слухомоторных и оптико-моторных координаций.
Таким образом, овладение графомоторным навыком представляет собой достаточно сложный процесс, который предполагает сформированность целого ряда предпосылок: зрительно-пространственных операций, зрительно-моторной координации и мелкой моторики. Не сформированность данного навыка может оказывать негативное влияние на дальнейшее усвоение орфографических навыков и самостоятельную письменно-речевую деятельность в целом.
Основываясь на анализе методической литературы по формированию графомоторного навыка у дошкольников можно выделить основные направления и приемы коррекционной работы, учитывая базисные компоненты: зрительно-пространственные отношения, серийную организацию движений, моторику, собственно графомоторный компонент, зрительную память.
Развитие мелкой моторики осуществляется с помощью «пальчиковых игр», пальчиковой гимнастики, упражнений «для пальчиков», сопровождаемые речитативом (потешки, предметная деятельность (застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование ботинок, игры с мозаикой и т. д.) .
Для формирования и развития серийной организации движений могут использоваться такие упражнения:
1. Сжать и разжать кулаки.
2. Чередовать: палец – кулак.
3. Чередовать: «зайчик» - «пальчик» и др.
Развитие и формирование зрительной памяти может осуществляться с помощью таких упражнений:
1. Посмотри на игрушки, запомни, ответь, какие игрушки ты запомнил.
2. Посмотри на картинку, запомни предметы.
3. Посмотри на картинку, запомни предметы. Каких предметов не хватает? и др.
Непосредственно графические навыки рекомендуется осваивать в три стадии:
на первой – дети должны научиться рисовать фигуры, состоящие из прямых линий, аккуратно заштриховать их вертикальными и горизонтальными линиями;
на второй – письму наклонных линий, штриховке фигур косыми линиями;
на третьей – рисовать круги, полуовалы, овалы, петельки.
Примеры графических упражнений, способствующих развитию мелкой моторики и координации движения руки, зрительного восприятия и внимания: «Штриховка», «Обведи рисунок», «Соедини по точкам», «Продолжи узор» (по клеточкам, «Графический диктант», «Нарисуй такую же фигуру» и т. д.
В заключении хочется отметить, что задача педагога состоит в том, чтобы развить графомоторные навыки с помощью разнообразных методов и приемов обучения, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и прежде всего ручной умелости, без которой невозможно всестороннее развитие личности.
Процесс овладения графомоторной деятельностью является довольно трудоёмким для ребёнка, а для детей с общим недоразвитием речи он вдвойне сложен. Если не проводить коррекционную работу в области графомоторной деятельности ещё в дошкольном возрасте, в школе это может перерасти в ошибки на письме, что в свою очередь приведёт к снижению успеваемости.
Таким образом, коррекционно-развивающая работа в области графомоторных навыков может вестись различными способами. Но самое главное, чтобы она стала важнейшей и неотъемлемой задачей дошкольного воспитания детей дошкольного возраста. Подготовка руки к письму является одним из важных этапов подготовки ребёнка к систематическому обучению, что связано с психофизическими особенностями 5-6-летнего ребёнка. Согласно данным психологов и физиологов, у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы рук, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фалангов пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития.
Период с 4 до 7 лет является сензитивным для развития ручной умелости и графо-моторных навыков, а мускульная память в этот период очень цепкая.
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки детей к школе.
Литература.
- Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. «Пальцы помогают говорить» (коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей) – М. Издательство «Гном и Д» 2005;
- Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет.( в 2-х частях) М.; «Владос» 2003;
- Моргулис Л.И., Ремезова Л.А. Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста. - Самара, 2007;
- Скворцова И В. 100 логопедических игр: для детей 4-6 лет. — СП6. : Нева, 2005, с. 231;
- Силберг Д. Детские игры на развитие восприятия и ощущений. – Минск, ООО «Попурри», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста».
Доклад на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста».Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содерж...
Программа "Кедр" по развитию и формированию социальных умений и навыков у детей дошкольного возраста.
Ввведение.Радикальные преображения последних лет происходящих в России ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает личносто- ориентированное ввз...
Современные подходы к формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Современные подходы к формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...
Опыт работы по развитию певческих навыков у детей дошкольного возраста. "Учим детей петь в детском саду"
В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. В процессе пения активизиру...
Опыт работы по развитию певческих навыков у детей дошкольного возраста. "Учим детей петь в детском саду"
В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. В процессе пения активизиру...
Квалификационная работа «Развитие вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста» для детей 5-7 лет
Цель : развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, овладение вокальными навыками, формирование музыкальной культуры личности как неотъемлемой части духовной культуры....
Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста, как основы для формирования навыков каллиграфического письма ( из опыта работы учителя-логопеда, учителя начальных классов СКШ V вида)
( из опыта работы учителя-логопеда, учителя начальных классов СКШ V вида)...