Проект "В кругу семьи"
проект (старшая группа)
Проект с целью формирования у детей понятия "семья" и повышения роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_krugu_semi.docx | 60.27 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТА ПРОЕКТА
Тема проекта: «В кругу семьи»
Продолжительность проекта: Краткосрочный (1 неделя)
Участники проекта: дети старшей (разновозрастной) группы, воспитатель, родители.
Актуальность:
Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.
Цель проекта:
Формирование у детей понятие «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.
Задачи проекта:
- формировать у детей представления о семье;
- формировать представления о родственных отношениях;
- закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек;
- обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
- воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким;
- привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.
Ожидаемые результаты:
- воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам,
- знать историю своей семьи, семейные традиции и праздники,
СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ ПРОЕКТА
Подготовительный этап:
- выбор педагогических технологий, обеспечение методической литературой, пособиями и наглядным материалом,
- планирование работы по реализации проекта;
- разработка методов и приемов работы по теме проекта
- домашнее задание: создание генеалогического древа семьи.
Практический:
Дни недели | Совестная деятельность взрослого и детей | Н.О.Д. | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Работа с родителями | |||
Утро | Вечер | Средний возраст | Старший возраст | Утро | Вечер | ||
Понедельник | - Беседа: «Имена, отчества, фамилии и их значение» - Чтение: сказка «Кукушка» | - Беседа: «Если ты остался дома один». | - ФЦКМ: «Семья» - Рисование: «Дом, в котором живет моя семья» | - ФЦКМ: «Моя родословная» - Рисование: «Как я с мамой (папой) иду из детского сада домой» | - Рассматриван ие семейного фотоальбома «Моя семья» | - Рисование: «Моя комната» | - Анкетирование: «Знаете ли вы своего ребенка?» |
Вторник | - Беседа: «Как я помогаю дома» (рассказы детей) - Чтение: С.Маршак «Сказка о глупом мышонке» | - Беседа о профилактике заболеваний в семье. - Сюжетно-ролевая игра: «Детский сад» | - Конструирование: «Комната теремка» | - Рассматривание семейного фотоальбома «Мои родители» | - Свободное творчество: «Подарки моим любимым» | - «Игры нашего детства» (игры с детьми на участке) | |
Среда | - Беседа: «Любимый отдых членов семьи» (рассказы детей) - Чтение: Н.Носов «Живая шляпа» | - Сюжетно-ролевая игра: «Дом» - Дидактическая игра: «Что мы делаем» | - Коммуникация: звуковая культура речи «р-рь» - Лепка: «Мисочки для трех медведей» | - Коммуникация: составление рассказа из опыта на тему «Семья» - Лепка: «Няня с младенцем» | - Просмотр мультфильма «Гуси-лебеди» | - Рассматриван ие семейного фотоальбома «Мои бабушка и дедушка» | - Выставка поделок «Мое семейное хобби» |
Четверг | - Беседа: «Выходной день с мамой и папой» (рассказы детей) - Чтение: пословицы и поговорки о семье | - Настольный театр «Красная шапочка» - Дидактическая игра: «Запоминаем имена близких родственников» | - Конструирован ие: «Мебель» | - Чтение: В.Драгунский «Сверху вниз, наискосок» - Рисование: «По замыслу» | - Рассматривание семейного фотоальбома «Наши семейные праздники» | - Строительные игры: «Мой дом» | - Оформление папки-передвижки « Роль семьи в воспитании дошкольника» |
Пятница | - Беседа: «Мои бабушка и дедушка» (рассказы детей) - Чтение: Л. Квитко «Бабушкины руки» - Хоз/бытовой труд в кукольном уголке. | - Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья» | - Оформление коллажа «Моя дружная семья – детский сад!» | - Участие в спортивном празднике. |
Заключительный:
- Оформление коллажа «Моя дружная семья – детский сад!»
- Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья»
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сюжетно-ролевые игры
«Дом»
Цель. Побуждение детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствование умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Формирование ценных нравственных чувств (гуманности, любви, сочувствия и др.).
Игровой материал. Куклы, игрушечная посуда, мебель, игровые атрибуты (передники, косынки), музыкальные инструменты, предметы-заместители.
Игровые роли. Дедушка, бабушка, внук, внучка, мама, папа, брат, сестра.
Ход игры. С целью развития игры воспитатель может сначала побеседовать с детьми на тему «Где работают родители». Раскрыть нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда. Далее педагог побуждает детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Предлагает ребятам соорудить постройку дома по представлению, используя строительный материал. Во время постройки дома учит детей договариваться о совместных действиях, составлять предварительный план конструкции, доводить работу до конца. Затем вносит игрушки (куклы, мебель, посуду и др.), игровые атрибуты (передники, косынки). После этого педагог совместно с детьми разбирает следующие игровые ситуации: «Когда мамы нет дома», «К нам пришли гости», «Я помогаю маме», «Семейный праздник» и т. д.
Игру «Когда мамы нет дома» можно организовать совместно с младшими детьми, предварительно объяснив цель совместной игры: научить малышей распределять роли, планировать игру, играть самостоятельно.
Игра «К нам пришли гости» должна научить детей, как правильно приглашать в гости, встречать гостей, вручать подарок, вести себя за столом.
В игре «Я помогаю маме» воспитателю необходимо вносить в нее элементы труда: стирка кукольного белья, починка одежды, ремонт книг, уборка помещения. По ходу игры педагог должен подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать игровую обстановку с помощью разнообразного подсобного материала, использовать собственные самоделки, применять природный материал.
В сюжеты любимых детских игр педагог должен вносить новое содержание. Например, игра «Семейный праздник» предполагает показ в детском саду концерта, используя детские музыкальные инструменты: рояль, металлофон, бубен, трещетки, дудки, треугольники и др. «Члены семьи» исполняют песни и пляски, читают стихи, шутят, загадывают загадки. Эта игра требует предварительной работы, воспитатель заранее совместно с детьми по их желанию может распределить кто и что будет делать на празднике.
Также педагог может объединять игры, близкие по тематике, создавая возможность длительных коллективных игр, например: «Семья» и «Школа».
«Детский сад»
«Детский сад» | Воспитатель принимает детей, проводит утреннюю гимнастику, завтрак, играет с детьми |
Беседы
«Имена, отчества и фамилии и их значение»
Давайте поговорим. Представьте себе, что в семье произошло радостное событие – на свет появился малыш! Папа и мама стали думать, как им назвать малыша. Как вы думаете, можно ли ребёнка оставить без имени? Почему?
Да, у каждого человека есть своё имя. И сегодня мы с вами поговорим о праве человека на имя.
По имени человека можно определить его пол – мужчина он или женщина, мальчик или девочка. Есть имена женские (какие?) и имена мужские (какие?). Можно определить молодой это человек или пожилой. Ведь, обращаясь к взрослому человеку, мы обязательно к имени прибавляем его отчество, тем самым проявляем к нему уважение. Обращаясь с товарищами, подругами, называем их по именам:
Таня – Танечка – Танюша,
Ваня – Иванушка – Ванечка.
Наши предки к выбору имени относились очень ответственно. Они желали видеть своего ребёнка рослым, сильным, крепким, милым. Отсюда и такие имена: Людмила – милая людям, Радмир – радующий мир. Различают имена русские, татарские, башкирские и др., есть даже имена, которые пришли к нам из других стран.
Многие учёные, исследователи имён считают. Что имя очень важно для человека. Оно даёт ключ к его характеру и даже судьбе. «По имени – и житие», - утверждали авторы, описывающие жизнь святых угодников. Согласитесь, каждому человеку приятно, когда к нему обращаются по имени.
Имена бывают полные и уменьшительные. Например, полное имя Татьяна, а уменьшительное – Таня; полное имя Анастасия, а уменьшительное – Настя. Полное имя человека обычно употребляется в документах и официальной обстановке, а уменьшительное дома, с родными, близкими и друзьями. Малышей часто называют ласкательными именами. Образованными от полных. Например, от имени Татьяна ласкательные имена – Танечка, Танюша, Татьянка. Андрея мама с бабушкой называют ласково Андрюшей, Андрейкой.
Дидактическая игра «Назови своё имя»:
Дети становятся в круг, и называют своё полное, уменьшительное и ласкательное имя.
- Как вы думаете, понравится ли вашему другу, если вы будете называть его не по имени Максим, а по кличке или прозвищу? Конечно, нет, не понравится! Запомните, дорогие ребята, ничто так не обижает человека, как если окружающие неправильно произносят или коверкают его имя. Ведь имя от рождения до самой смерти с человеком. Оно становится как бы частью его самого. Имя радует человека, приносит ему удачу, даже счастье.
* * *
Имя нам даёт отраду,
Дарит счастье и удачу.
Потому узнать бы надо,
Что же имя наше значит?
- Кроме имени у человека есть отчество и фамилия. Как вы думаете, что такое отчество? (Отчество присваивается ребёнку по имени отца) Фамилия? Многие фамилии пришли к нам из далёкого прошлого. Часто фамилию давали по его профессии. Так кузнецу давали фамилию Кузнецов, плотнику – Плотников, рыбаку – Рыбаков. А такие распространенные фамилии, как Иванов, Петров, Фёдоров произошли от имён Иван, Пётр, Фёдор. Многие фамилии происходят от названий зверей, птиц и рыб. Вы знаете какие? (Воробьёв, Щукин, Медведев).
- Каждый человек имеет право на имя, отчество и фамилию!
«Если ты остался дома один»
Воспитатель. Ребята, сегодня на занятии мы вновь поговорим с вами о безопасности.
– Что же такое безопасность?
– Знаете, ребята, ведь окружающий нас мир полон неожиданностей и опасностей. Опасности могут подстерегать нас везде, даже дома. Скажите, какие предметы в доме можно считать опасными и почему? (Ответы детей)
– Где нужно хранить острые, бьющиеся предметы и почему?
– Ребята, вы уже знаете: для того чтобы с вами не произошел несчастный случай, вы должны быть внимательными, без разрешения родителей не брать те предметы, которые могут привести к травме.
2. Слово воспитателя
– А сейчас, ребята, я хочу рассказать вам про огонь. Огонь – одно из самых больших чудес природы. Огонь дарит человеку тепло, используется для приготовления пищи. Но если огонь выйдет из – под контроля человека, то превращается в страшное бедствие – пожар, который несет разрушение, горе, боль. Пламя пожара не жалеет никого и ничего. В пламени пожара скручиваются даже стальные балки, рушатся стены домов, гибнут люди.
– Как вы думайте. Отчего возникают пожар? (Дети играют со спичками, зажигалками, забыли выключить утюг, телевизор, неправильно пользовались газом.)
– Поэтому, чтобы в вашем доме не произошло несчастья, вы должны запомнить главное правило: дети не должны брать спички и играть с ними. Именно игра со спичками может быть одной из причин пожара.
Ростом спичка – невеличка.
Не смотрите, что мала.
Эта маленькая спичка
Может сделать много зла.
Крепко помните, друзья,
Что с огнем шутить нельзя!
3. Работа по теме занятия
– Давайте представим себе, что в вашем доме случилась беда – пожар, а вы дома остались одни.
– Чем бы вы стали тушить огонь? (Водой, накрыть одеялом.)
– А куда бы вы обратились, если бы поняли, что сами не справитесь с огнем? (Нужно позвонить в пожарную часть.)
– А какой номер пожарной части нужно набрать? (01.)
Показать иллюстрацию.
Сам не справился с пожаром –
Это труд не для детей.
Не теряя время даром,
01 звони скорей.
Набирай умело,
Чтоб не все сгорело.
Вот если бы у меня в доме возник пожар и я не могла бы сама его потушить, то я бы набрала по телефону номер 01, затем сказала, что у нас в квартире пожар, назвала свой домашний адрес, фамилию и имя. Посмотрите, у нас в группе тоже есть телефоны. Давайте поучимся вызывать пожарную бригаду. Я буду дежурным в пожарной части, а кто-то из вас пострадавшим, в в доме которого беда – пожар.
Диалог между пострадавшим и дежурным части. Пригласить двоих детей. Обратить внимание дет, как важно знать для этого свой домашний адрес и номер телефона.
Воспитатель. Ребята, позвонили вы по телефону, сказали, что в квартире пожар, и что вы будете делать дальше? (Ответы детей.)
Обобщая ответы детей, нужно отметить, что во время пожара следует соблюдать правила поведения:
- Немедленно покинуть помещение, где возник огонь, и закрыть за собой дверь.
- Двигаться к двери ползком или прогнувшись к полу – внизу меньше дыма.
- Не прятаться под кровать. Диван, стол и т.д.
- Звать на помощь соседей и прохожих.
- Когда приедут пожарные. Во всем слушаться и не бояться. Они лучше вас знают, как вас спасти.
О профилактике заболеваний в семье
Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни.
- Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять.
Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов.
Это, во-первых, соблюдение режима дня. В детском саду режим соблюдается, а вот дома не всегда. (беседа с детьми о режиме дома и в детском саду).
Во-вторых, это культурно-гигиенические навыки.
- Дети должны уметь правильно умываться.
-Для чего это надо делать? Чтобы быть чистым, хорошо выглядеть, чтобы было приятно, и кожа была здоровой, чтобы быть закаленным, чтобы смыть микробы.
(Для закрепления навыков используем художественное слово. Например, отрывки из сказки Чуковского "Мойдодыр" и т.п.
Мойся мыло! Не ленись!
Не выскальзывай, не злись!
Ты зачем опять упало?
Буду мыть тебя сначала!
О микробах:
Они очень маленькие и живые (рисунок).
Они попадают в организм и вызывают болезни.
Они живут на грязных руках.
Они боятся мыла.
Микроб - ужасно вредное животное,
Коварное и главное щекотное.
Такое вот животное в живот
Залезет - и спокойно там живет.
Залезет шалопай, и где захочется
Гуляет по больному и щекочется.
Он горд, что столько от него хлопот:
И насморк, и чихание, и пот.
Вы, дети, мыли руки перед ужином?
Ой, братец лис, ты выглядишь простуженным
Постой-ка, у тебя горячий лоб
Наверное, в тебе сидит микроб!
Вместе с детьми рассматриваем ситуации защиты от микробов и делайтевывод, который дети должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета.
-Что мы делаем, чтобы защитить себя от микробов? (есть только мытые овощи и фрукты; когда чихаешь или кашляешь, закрывать рот и нос платком; есть только из чистой посуды).
- Посчитайте, сколько раз в день вы моете руки руки?
В-третьих, это гимнастика, физзанятия, закаливание и подвижные игры.
- Если человек будет заниматься спортом, он проживет дольше.
- Почему так говорят: "Береги здоровье смолоду".
По утрам зарядку делай
Будешь сильным,
Будешь смелым.
Прогоню остатки сна
Одеяло в сторону,
Мне гимнастика нужна
Помогает здорово.
Чтобы нам не болеть
И не простужаться
Мы зарядкой с тобой
Будем заниматься.
- Полезно полоскать горло, обтираться полотенцем, , чаще играть в подвижные игры.
Отсюда вывод:
Нельзя
- пробовать все подряд
- есть и пить на улице
- есть немытое
- есть грязными руками
- давать кусать
- гладить животных во время еды
- есть много сладкого.
Нужно есть больше овощей и фруктов. В них много витаминов А, В, С, Д.
- В каких продуктах они содержатся и для чего нужны.
Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.
Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).
Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).
Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек).
Для лучшего запоминания использовать художественное слово.
Никогда не унываю
И улыбка на лице,
Потому что принимаю
Витамины А, Б, С.
Очень важно спозаранку,
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам
И не только по утрам.
Помни истину простую
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую,
Или сок морковный пьёт.
От простуды и ангины помогают апельсины.
Ну, а лучше съесть лимон
Хоть и очень кислый он.
Работа с родителями
Анкета «Знаю ли я своего ребенка?»
Уважаемые родители! Просим вас рассказать о своём ребёнке.
- Какой Ваш ребёнок (уверенный, решительный, не очень уверенный, неуверенный)?
- Общительный он или нет? Как это проявляется?_________________________
- Какое у него любимое занятие?________________________________________
- Есть ли у ребёнка, на Ваш взгляд, какие-либо способности?_______________
5. Чем Ваш ребёнок отличается от других детей: в позитивном плане, в негативном плане?_____________________________________________________
6. Какое обычно настроение у ребёнка?___________________________________
7. Часто ли он устаёт? Если «да», то почему?________________________________
8. Как засыпает? Как спит?______________________________________________ 9. Часто ли он плачет?__________________________________________________ 10. Как он реагирует на неудачи?_________________________________________
11. Как реагирует на замечания, наказание?________________________________
12. Как у ребёнка проявляется самостоятельность (любит делать всё сам, даже если не умеет; не очень стремится к самостоятельности; предпочитает, чтобы за него всё делали другие)?________________________________________________
13. Существует ли у ребёнка резная стратегия общения с каждым членом семьи? С чем это может быть связано?____________________________________________
14. Каковы отношения со сверстниками (умеет организовать детей, выполняет только ведущие роли; успешно выполняет и ведущие, и второстепенные роли; чаще выполняет второстепенные роли, подчиняется другим детям)?
15. О каких ещё особенностях Вашего ребёнка Вы хотели бы рассказать?__________________________________________________________________________________________________________________________________
«Роль семьи в воспитании дошкольника»
«Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей»
В.А. Сухомлинский
Исследования свидетельствуют, что наиболее благоприятные возможности для укрепления здоровья ребенка, развития его физических качеств, нравственных чувств, привычек и мотивов поведения, интеллекта, приобщения к культуре создаются в семье. Семейное воспитание – это процесс взаимодействий родителей и детей, который непременно должен доставлять удовольствие, как той, так и другой стороне.
В каждой семье, которая хочет как можно лучше воспитать своих детей, есть те общие особенности, те условия, которые исключительно важны для нравственного и трудового воспитания дошкольников. Прежде всего, это глубокая кровная любовь родителей к детям и детей к родителям.
Но если со стороны матери, отца, других взрослых членов семьи любовь приобретает жертвенный характер (все ребенку и ничего от него) или очень непоследовательной (то безмерно балуют, то требуют непосильного), у детей возникают эгоистические тенденции в поведении. И наоборот, когда детям недостает любви, рано или поздно это драматически скажется на их духовном и нервно-психическом развитии.
Каждый ребенок невольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает папам и мамам, бабушкам и дедушкам. Поэтому родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть образцом для подражания. Для ребенка дошкольного возраста авторитет родителей существует как бы изначально и непререкаем. Папа и мама для него «самые, самые» — красивые, умные, смелые и т.д. В спорах дошкольников наиболее веский аргумент — «мой папа так сказал», «моя мама так делает». Поступки и суждения родителей не подлежат критике. Но ребенок взрослеет, наблюдает, анализирует, сравнивает и порой бывает вынужден признать, что его папа и мама не столь безупречны, как ему казалось ранее.
На психику и поведение ребенка могут влиять разнообразные явления окружающей жизни, в том числе и негативные. Было замечено, что тревожные дети вырастают у тревожных матерей. Честолюбивые родители зачастую просто подавляют своих детей, так проявляя роль семьи в воспитании ребёнка. В итоге у них появляется комплекс неполноценности. Кроме того, отец, часто выходящий из себя, подсознательно формирует у своих детей подобный тип поведения.
Грубость, неуважение, раздражительность так же перенимаются детьми, как и доброжелательность. Нельзя вымещать на близких, тем более на ребенке, свое плохое настроение. Дети не могут не знать о тех трудностях, с которыми сталкиваются родители вне семьи, но это не значит, что свои взрослые проблемы можно перекладывать на плечи ребенка, создавать гнетущую атмосферу в доме.
Ещё важно различать, существенный или незначительный повод вызвал те или иные эмоции родителей, соответствуют ли проявленные чувства происшедшему. Например, сын разбил тарелку. По этому поводу можно раскричаться, вспомнить еще несколько промахов ребенка, создать на весь день тяжелую атмосферу взаимного недовольства. Соответствует ли напряженность чувств существу происходящего? Разумеется, нет. Лучше объяснить ребенку причину происшедшего (торопливость, невнимательность, случайность и др.), пожалеть о разбитой тарелке и поставить на этом точку.
Нельзя уличать ребенка в плохом поступке, стыдить, если у вас нет уверенности, что он его совершил. Ошибка может стоить дорого: ребенок замкнется или будет стараться «вывернуться», говоря неправду. Если возникнет ситуация, когда надо оценить неблаговидный поступок ребенка, не следует спешить. Спросите, что случилось, как он сам оценивает свое поведение. При этом ребенок должен почувствовать, что родители ему сопереживают, стремятся разобраться во всем по существу, по справедливости, помочь.
Ребенок-дошкольник повседневно ощущает, что забота, ласка, семейное тепло, радости и удовольствия исходят от родных: мамы и папы, бабушки и дедушки. Если в семье нет отца, двойную заботу берет на себя, как правило, мать, обычно находятся любящие малыша другие родственники, близкие семье люди. Бабушки и дедушки должны рассказать внукам об их предках и других родственниках. Можно нарисовать вместе с ребенком древо семьи (генеалогическое дерево): это позволит ему наглядно представить последовательность поколений семьи, родственные отношения между ее членами. На дереве будет и его веточка, он сможет ощутить свою связь с ушедшими и ныне живущими людьми, которых объединяет понятие «семья». Обретут имена и биографии те, кто запечатлен на старых фотографиях в семейном альбоме.
Все это очень важно для формирования у ребенка уважительного отношения к семье, потребности знать свои корни, понимания необходимости теплых отношений между родственниками. Все, что ребенок приобрел в семье в детские годы, сохранит он на всю оставшуюся жизнь.
Часто ли в вашей семье звучат ласковые слова по отношению друг к другу, к детям, сколько раз в течение дня вы обратились к ребенку или кому-то из членов семьи с выражением любви, расположения, удовлетворения его поступками, делами и сколько раз выражали свое неудовольствие, раздражение? Преобладание того или другого и определяет стиль отношений в семье и то, как будут развиваться качества личности, которые вы хотели бы воспитать у вашего ребенка: доброжелательность, оптимизм, способность к состраданию, сочувствию.
Народная мудрость:
- Где любовь и совет, там и горя нет
- Добрая семья прибавит разума-ума
- Дерево держится корнями, а человек семьей
- Дом согревает не печь, а любовь и согласие
- Если в семье живёт старец, значит, в семье есть драгоценность
- Нет такого дружка, как родная матушка, да родимый батюшка
- Родители трудолюбивы — и дети не ленивы
- Счастье родителей — честность и трудолюбие детей
- У милого дитяти много ласковых имен
- Дитятко – словно тесто: что замесил, то и выросло
Дидактические игры
«Что мы делаем?»
Большие карточки с родственниками раздаются между игроками по 2 шт. маленькие карточки с предметами перемешиваются и выкладываются картинками вниз. Игроки по очереди берут по 1 маленькой карточке и говорят, что будет делать тот родственник, большая карточка с которым лежит у него. Например: «Бабушка сегодня будет играть со мной в хоккей!». Если такого в жизни никогда не было, карточка возвращается в стопку, если было – выкладывают на карточку с изображением бабушки. Затем берет маленькую карточку след-й игрок и т.д. во время второго круга игры, игроки выкладывают маленькую карточку на вторую большую карточку. Игра заканчивается если закончились маленькие карточки или у кого-то из игроков на одной большой карточке оказалось 3 маленьких. Он – победитель!
«Запоминаем имена близких родственников».
Ведущий берет одну из больших карточек (например с дедушкой), игроки по очереди называют имена своих дедушек . тому кто назвал:
*имя – дают 1 мал-ю карточку;
*имя и отчество или имя и фамилию – 2 карточки;
*имя, отчество и фамилию – 3 карточки.
Если карточек не хватает, можно использовать любые другие. Игра заканчивается, когда ведущий показал все карточки с родственниками. Победитель тот, у кого больше всех карточек.
Театрализованная деятельность
«Красная шапочка»
Жила - была в одной деревне маленькая девочка, такая хорошенькая, что лучше её и на свете не было. Мать любила ее без памяти, а бабушка еще больше.
Ко дню рождения подарила ей бабушка красную шапочку. С тех пор девочка всюду ходила в своей новой, нарядной красной шапочке. Соседи так про нее и говорили:
-Вот Красная Шапочка идет!
Как-то раз испекла мама пирожок и сказала дочке:
- Сходи-ка, Красная Шапочка, к бабушке, снеси ей этот пирожок и горшочек масла, да узнай, здорова ли она.
Собралась Красная Шапочка и пошла к бабушке в другую деревню.
Идет она лесом, а навстречу ей - серый Волк.
Очень захотелось ему съесть Красную Шапочку, да только он не посмел – где-то близко стучали топорами дровосеки. Облизнулся волк и спрашивает девочку:
- Куда ты идешь, Красная Шапочка?
А Красная Шапочка ещё не знала, как это опасно – останавливаться в лесу и разговаривать с волками. Поздоровалась она с волком и говорит:
- Иду к бабушке и несу ей вот этот пирожок и горшочек масла.
- А далеко ли живет твоя бабушка? – спрашивает волк.
- Довольно далеко, - отвечает Красная Шапочка. - Вон в той деревне, за мельницей, в первом домике с краю.
- Ладно, - говорит Волк, -я тоже хочу проведать твою бабушку. Я по этой дороге пойду, а ты ступай по той. Посмотрим, кто из нас раньше придет.
Сказал это Волк и побежал что было духу по самой короткой дорожке.
А Красная Шапочка пошла по самой длинной дороге. Шла она не торопясь, по пути останавливалась, рвала цветы и собирала в букеты.
Не успела она еще до мельницы дойти, а Волк уже прискакал к бабушкиному домику и стучится в дверь:
Тук-тук!
- Кто там? - спрашивает бабушка.
-Это я, внучка ваша, Красная Шапочка, - отвечает Волк. - Я к вам в гости пришла, пирожок принесла и горшочек масла.
А бабушка была в то время больна и лежала в постели. Она подумала, что это и в самом деле Красная Шапочка, и крикнула:
- Дерни за веревочку, дитя мое,- дверь и откроется!
Волк дернул за веревочку - дверь и открылась.
Бросился Волк на бабушку и разом проглотил ее. Он был очень голоден, потому что три дня ничего не ел.
Потом закрыл дверь, улегся на бабушкину постель и стал поджидать Красную Шапочку. Скоро она пришла и постучалась:
Тук-тук!
- Кто там? - спрашивает Волк.
А голос у него грубый, хриплый.
Красная Шапочка испугалась было, но потом подумала, что бабушка охрипла от простуды и оттого у неё такой голос.
- Это я, внучка ваша,- говорит Красная Шапочка.- Принесла вам пирожок и горшочек масла.
Волк откашлялся и сказал потоньше:
- Дерни за веревочку, дитя мое,- дверь и откроется.
Красная Шапочка дернула за веревочку - дверь и открылась. Вошла девочка в домик, а Волк спрятался под одеяло и говорит:
- Положи-ка, внучка, пирожок на стол, горшочек на полку поставь, а сама приляг рядом со мной! Ты, верно, очень устала.
Красная Шапочка прилегла рядом с Волком и спрашивает:
- Бабушка, почему у вас такие большие руки?
- Это чтобы покрепче обнять тебя, дитя мое.
- Бабушка, почему у вас такие большие уши?
- Чтобы лучше слышать, дитя мое.
- Бабушка, почему у вас такие большие глаза?
- Чтобы лучше видеть, дитя мое.
- Бабушка, почему у вас такие большие зубы?
- А это чтоб скорее съесть тебя, дитя мое!
Не успела Красная Шапочка и охнуть, как Волк бросился на нее и проглотил вместе с башмачками и красной шапочкой.
Но, по счастью, в это самое время проходили мимо домика дровосеки с топорами на плечах.
Услышали они шум, вбежали в домик и убили Волка. А потом распороли ему брюхо, и оттуда вышла Красная Шапочка, а за ней и бабушка - обе целые и невредимые.
Итоговое мероприятие
Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья!»
Команды: Семьи из 3-х человек
Цели и задачи:
1. Пропаганда и формирование здорового образа жизни семей детского сада.
2. Воспитание физической культуры и нравственной сплочённости семьи.
3. Развитие спортивных и двигательных навыков у детей.
Участниками соревнований являются семейные команды, в составе 3-х человек. Участники соревнований должны иметь спортивную единую форму и спортивную обувь.
Ведущий: Добро пожаловать, гости дорогие!
Веселья вам, да радости желаем,
Давно мы вас ждем – поджидаем,
Праздник без вас не начинаем.
Звучит марш, аплодисменты, входят команды участники.
Ведущий: Спорт-залог хорошего настроения и отличного здоровья.
Пять колец – это символ олимпийских игр. Символ праздника мира и дружбы.
Эти кольца символизируют честную спортивную борьбу.
Сегодня на нашем празднике мы рады приветствовать дружные спортивные семьи.
Оценивать наши успехи будет в жюри в составе:
Ст.воспитателя
Воспитателя
Воспитателя
Заниматься физкультурой полезно, а веселой вдвойне, ведь каждая минута занятий спортом продлевает жизнь на один час, а веселая на два.
Не верите? Проверьте сами! Итак, в добрый час!
Объявляется 1- конкурс: «Разминка».
Под веселую музыку я предлагаю командам вместе со мной сделать зарядку.
А наше жюри посмотрит, и оценит, чья семья выполнит правильней и красивее это задание.
Проводится зарядка, жюри оценивает.
Ведущий: А теперь, господа,
Приходите сюда,
Будем вместе играть,
Чтобы всем показать,
Молодецкую стать.
Приглашаю команды на стадион «Догоняй-ка».
2-конкурс: «Снайперы».
Задание забросить как можно больше снарядов(мешочков)в корзину.
Жюри оценивает по количеству заброшенных снарядов.
3-конкурс: «Кенгуру».
Задание Мамы и папы вместе с ребенком по очереди прыгают от старта (конус) до другого конуса и назад вдвоем.
Жюри оценивает, чья семья быстрее.
Команды отдыхают, дети читают стихи:
1-й ребенок: Не бойтесь дети дождя и стужи,
Почаще приходите на стадион
Кто с детских лет со спортом дружен,
Всегда здоров , красив, и ловок и силен.
4-конкурс для пап, «Отбивание мяча».
Задание отбивать мяч одной рукой с продвижением вперед между конусами, вперед и назад.
Оценивается техника и быстрота выполнения задания.
5-конкурс для мам, «Бадминтон».
Задание донести на ракетке не уронив ,теннисный шарик, вперед и назад.
Кто быстрее.
Пока наше жюри будет подводить итоги, предлагаю поиграть в игру на внимание. Задание: у меня три флажка разного цвета, красный –хлопать в ладоши, желтый топать ногами, зеленый кричать «Ура!»
6-конкурс для команд « Весёлая эстафета».
Задание по очереди добежать до конуса и вернуться назад, передать эстафетную палочку следующему игроку команды. Первый бежит ребенок, вторая бежит мама, завершает эстафету папа.
Жюри оценивает быстроту, правильность выполнения.
Отлично справились с заданием наши команды.
Стихи 2-й ребенок:
Да здравствуют сетки, мячи и ракетки
Зеленое поле и солнечный свет!
Да здравствует отдых!
Борьба и походы!
Да здравствует радость
Спортивных побед!
Я поздравляю наши замечательные команды, наших мам, пап и детей!
Слово жюри….
Номинации:
«Самая меткая команда»
«Самая прыгучая команда»
«Самая ловкая команда»
«Самая быстрая команда»
Хочу сказать всем вам, огромное спасибо! Поздравляю всех вас с победой, желаю вам здоровья, успехов и удачи!!!
Чтение художественной литературы
«Кукушка»
Вот что было.
Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Вернутся к себе в чум, целые сугробы снега на пимах натащат, а мать убирай. Одежду промочат, а мать суши. Трудно было матери.
Вот один раз летом ловила мать рыбу на реке. Тяжело ей было, а дети ей не помогали.
От жизни такой, от работы тяжёлой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовёт, просит:
- Детки, воды мне дайте... Пересохло у меня горло. Принесите мне водички.
Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Старший говорит: - Я без пимов.
Другой говорит: - Я без шапки.
Третий говорит: Я без одёжи.
А четвёртый и совсем не отвечает.
Сказала тогда мать: - Близко от нас река, и без одёжи можно за водой сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу!..
Засмеялись дети, из чума выбежали. Долго играли, в чум к матери не заглядывали.
Наконец захотел старший есть - заглянул в чум. Смотрит он, а мать посреди чума стоит. Стоит и малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуры скоблят, и доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железный клювом ей стал. Вместо рук крылья выросли.
Обернулась мать птицей и вылетела из чума.
Закричал старший сын: - Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей!
Тут побежали дети за матерью, кричат ей: - Мама, мы тебе водички принесли!
Отвечает им мать: - Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно! Теперь озёрные воды передо мной. К вольным водам лечу я...
Бегут дети за матерью, зовут её, ковшик с водой ей протягивают.
Меньшой сынок кричит: - Мама, мама! Вернись домой! Водички на! Попей, мама!
Отвечает мать издали: - Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я...
Так бежали за матерью дети много дней и ночей - по камням, по болотам, по кочкам.
Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется.
Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей.
А по тундре с той самой поры красный мох стелется.
«Сказка о глупом мышонке»
Пела ночью мышка в норке: Отвечает ей мышонок: Побежала мышка-мать, Стала петь мышонку утка: Глупый маленький мышонок Побежала мышка-мать, Стала жаба важно квакать: Глупый маленький мышонок Побежала мышка-мать - И-го-го! - поёт лошадка.- Глупый маленький мышонок Стала думать мышка-мать: Закудахтала наседка: Глупый маленький мышонок Побежала мышка-мать, Стала петь мышонку щука - Глупый маленький мышонок Побежала мышка-мать, Стала петь мышонку кошка: Глупый маленький мышонок Прибежала мышка-мать, |
«Живая шляпа»
Шляпа лежала на комоде, котенок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то плюхнулось - упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу.
Вовка подошел к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу - и вдруг как закричит:
- Ай-ай-ай! - и бегом в сторону.
- Чего ты? - спрашивает Вадик.
- Она жи-жи-живая!
- Кто живая?
- Шля-шля-шля-па.
- Что ты! Разве шляпы бывают живые?
- По-посмотри сам!
Вадик подошел поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит:
- Ай! - и прыг на диван. Вовка за ним.
Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.
- Ай! Ой! - закричали ребята.
Соскочили с дивана - и бегом из комнаты. Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.
- Я у-у-хо-хо-жу! - говорит Вовка.
- Куда?
- Пойду к себе домой.
- Почему?
- Шляпы бо-боюсь! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.
- А может быть, ее кто-нибудь за веревочку дергает?
- Ну, пойди посмотри.
- Пойдем вместе. Я возьму клюшку. Если она к нам полезет, я ее клюшкой тресну.
- Постой, я тоже клюшку возьму.
- Да у нас другой клюшки нет.
- Ну, я возьму лыжную палку.
Они взяли клюшку и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.
- Где же она? - спрашивает Вадик.
- Вон там, возле стола.
- Сейчас я ее как тресну клюшкой! - говорит Вадик. - Пусть только подлезет ближе, бродяга такая!
Но шляпа лежала возле стола и не двигалась.
- Ага, испугалась! - обрадовались ребята. - Боится лезть к нам.
- Сейчас я ее спугну, - сказал Вадик.
Он стал стучать по полу клюшкой и кричать:
- Эй ты, шляпа!
Но шляпа не двигалась.
- Давай наберем картошки и будем в нее картошкой стрелять, - предложил Вовка.
Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять ее в шляпу" Швыряли, швыряли, наконец Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!
- Мяу! - закричало что-то. Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котенок выскочил.
- Васька! - обрадовались ребята.
- Наверно, он сидел на полу, а шляпа на него с комода упала, - догадался Вовка.
Вадик схватил Ваську и давай его обнимать!
- Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?
Но Васька ничего не ответил, Он только фыркал и жмурился от света.
Пословицы и поговорки
Где любовь и совет, там и горя нет.
Чужая жена всем девицей кажется.
Без мужа - что без головы, а без жены - что без ума.
Жена не гусли, - поиграв, на стену не повесишь.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Намеки да попреки - семейные пороки.
Муж без жены - что гусь без воды.
Краса до венца, а ум до конца.
Мотоват, да не женат - одному себе в наклад, а женат, да мотоват - семерым живет в наклад.
В каждой избушке свои погремушки.
Всякая невеста для своего жениха родится.
Ищи себе мужа для века и выходи замуж, рассмотрев человека.
С постылым и в поле тесно.
Соболье одеяльце в ногах, да подушка в слезах.
Руби дерево по себе.
Жениться - не воды напиться.
Не откладывай работу на субботу, а женитьбу на старость.
Жениться - не напасть, да как бы женившись не пропасть.
Один женился - свет увидал, другой женился - с головой пропал.
Лучше семь раз гореть, чем один раз вдоветь.
Шей шубу теплее, а жену выбирай добрее.
Куда иголка, туда и нитка.
С плохой женой состаришься, с хорошей помолодеешь.
Лучше хлеб есть с водой, чем жить со злою женой.
Из одной печи, да неодинаковы калачи.
И от доброго отца родится бешена овца.
Без отца - полсирота, а без матери - круглая сирота.
При солнышке тепло, при матери добро.
Птица в гнезде до осени, а дети в дому до возраста.
Капризный в детстве уродлив в летах.
Не всякая мачеха - крапива, не всякая падчерица - маков цвет.
Добрая наседка одним глазом зерно видит, другим - коршуна.
Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается.
Маленькие детки - маленькие бедки, большие детки - большие бедки.
Со своими детьми до времечка, а с внучатами - до гробовой доски.
Дитятко - что тесто: как замесил, так и выросло.
Всегда отец веселится, когда сын родится.
Слава сына - отцу отрада.
Один сын - не сын, два сына - полсына, три сына - сын.
Изба детьми весела.
Птица рада весне, а дитя матери.
Слепой щенок и тот к матери ползет.
Старший брат - как отец второй, младший - как сын родной.
За кровь свою и курица - лютый зверь.
Своя ноша не тянет, свой дым глаза не ест.
Все равны детки - и пареньки, и девки.
«Бабушкины руки»
Я с бабушкой своею
Дружу давным-давно.
Она во всех затеях
Со мною заодно.
Я с ней не знаю скуки,
И всё мне любо в ней.
Но бабушкины руки
Люблю всего сильней.
Ах, сколько руки эти
Чудесного творят!
Латают, вяжут, метят,
Всё что-то мастерят.
Так толсто мажут пенки,
Так густо сыплют мак,
Так грубо трут ступеньки,
Ласкают нежно так…
Настанет вечер - тени
Сплетают на стене
И сказки-сновиденья
Рассказывают мне.
Ко сну ночник засветят -
И тут замолкнут вдруг.
Умней их нет на свете
И нет добрее рук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевые игры в кругу семьи.
Правильно говорить — это одна сторона дела. С ребенком необходимо дома проводить занятия (упражнения, игры), способствующие развитию речи. Следует добиваться сознательного усвоения значения слов, дост...
Буклет для родителей (в помощь уч.логопеду)"Игротека в кругу семьи"
У родителей порой не так много времени в детском саду,они в спешке забирают своих детей домой, торопятся...Бывает так, что педагоги размещают интересный материал на стендах, а прочитать успевают...
Речевые игры в кругу семьи
Развитие и формирование речи ребенка является неотъемлемой частью умственного развития в целом. Умственное развитие предполагает развитие любознательности и умственных способностей, которое происходит...
КАК ИНТЕРЕСНО ПРОВЕСТИ ДОСУГ В КРУГУ СЕМЬИ
Как проходят выходные дни в вашей семье? Как интересно провести досуг в кругу семьи?...
Консультация для родителей "Игротека в кругу семьи"
В предложенном материале родителям предлагаются игры, которые помогут ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь ребёнка богаче и раз...
В кругу семьи. Поговорим о согласованности требований к ребенку в семье.
Материал для бесед педагога с родителями по вопросам нравственного воспитания детей дошкольного возрастав семье. Статья раскрывает вопросы согласованности требований к ребенку в семье, закрепление нра...
Сценарий открытого мероприятия в рамках проекта «МОЯ СЕМЬЯ» Тема: «В кругу семьи»
Программное содержание:• формирование у детей положительного эмоционального отношения к членам семьи. • воспитание любви к маме, папе и к другим членам семьи; •...