Рабочая программа
проект
Предварительный просмотр:
Принята: Утверждаю
на заседании Директор МАДОУ д/с «Малышок»
педагогического совета ________________А. М. Дадар-оол
МАДОУ д/с «Малышок» «_____»___________202__год
Протокол № приказ № __ от_______202___г.
«__» ___________202__год пролонгирована _______202___г.
Протокол №___
Приказ №___ от _______202__г.
Рабочая программа
Педагога дополнительного образования
МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «МАЛЫШОК» РАЗРАБОТАНА НА ОСНОВЕ ПРИМЕРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МАДОУ В СОООТВЕТСТВИИ ФГОС ДО
по примерной общеобразовательной программе
«От рождения до школы»
Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
Разработала: педагог дополнительного
образования
МАДОУ д/с «Малышок» Дулуш С.Д.
пгт. Каа-Хем 2021г.
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка 1
1.2. Цель и задачи программы 2
1.3. Принципы и подходы к формированию ПДО 2-3
1.4. Значимые для разработки и реализации характеристики Программы кружка «Умелые ручки» 3-4
1.5. Планируемые результаты освоения ПДО 5-6
1.6. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по ПДО 7-9
II. Содержательный раздел ПДО.
2.1. Содержание программы кружка «Умелые ручки» 9-11
2.2. Учебно-тематический план.
Первый год обучения. 11
Второй год обучения. 12
2.3. Формы сотрудничества с семьей. 12
III. Организационный раздел.
3.1 Формы и режим занятий. 13
3.2. Структура учебного плана. 13
3.3. Годовой календарный учебный план.
Первый год обучения. 14
Второй год обучения. 15
3.4. Материально-техническое обеспечение ПДО 16
3.5. Перечень нормативных и нормативно-методических документов. 16-17
3.6. Перечень литературных источников. 17
1.1. Пояснительная записка Программа дополнительного образовательного кружка «Умелые ручки» по художественному и ручному труду составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой с учетом основных требований ФГОС ДО. Программой предусмотрена совместная деятельность детей, как фактор, способствующий развитию общения, умение самостоятельно распределять между собой обязанности, планировать деятельность, обсуждать ее, проявлять взаимопомощь и работать в соответствии с общим замыслом. Актуальность программы обусловлена особенностью современной ситуации, когда остро стоит вопрос о психологическом здоровье ребенка. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, вызвали отклонения в социальном поведении. Работы специалистов свидетельствует, что художественно – творческая деятельность снимает у детей нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Творчество развивает такие нравственно-волевые качества, как умение и потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, ценить результаты труда не только своего, но и чужого. Ребенок становится более чувствительным к красоте в окружающей жизни, в предметах, созданных руками человека. Раннее развитие способности к творчеству это – залог будущих успехов, так как у детей формируются те качества всесторонне развитой личности, которые необходимы для последующего обучения в школе. Новизна и отличительная особенность программы Программа «Умелые ручки» направлена на развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, логического мышления и усидчивости. В процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности.
1
1.2. Цель и задачи программы Цель программы: Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством художественного ручного труда. Задачи. Образовательные: Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества; Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Развивающие: Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение; Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость.
Воспитательные: Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом; Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию, доброе отношение к сверстникам.
1.3. Принципы и подходы к формированию ПДО
Работа по формированию гармонично развитой творческой личности посредством кружковой работы построена на основе следующих принципов:
Доступности. Содержание программы, темы и методы обучения соответствуют возрастным особенностям воспитанников, уровню их развития и познавательным возможностям, а также индивидуальным особенностям ребенка. Перспективы. Этот принцип позволяет подготовить детей к усвоению сложного материала, сформировать общие интересы. Наглядности. Овладение материалом начинается с чувственного восприятия или привлечения воспринятого ранее и имеющегося в опыте. Наглядность вызывает интерес к нод, снимает утомление, облегчает весь процесс обучения.
Прочности овладения знаниями, умениями, навыками. Основное условие реализации этого принципа, точное определение целей занятий. Каждый ребенок четко представляет, какой результат ожидается в конце занятия, какие знания и умения он приобретет, где сможет их применить.
Систематичности и последовательности. Занятия строятся по принципу перехода от простого к сложному, с опорой на ранее усвоенные знания и таким образом, чтобы на занятии ребенок мог закрепить ранее полученные знания и в то же время приобрести элементы новых знаний и усложнения материала на каждом возрастном этапе.
2
Индивидуальный подход: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом. В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной (дети - дети, дети - родители, дети - педагог) продуктивно-творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задачи, общаться с разными людьми и многое другое. Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности: общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе. Принцип интеграции: интегративный характер всех аспектов развития личности ребёнка дошкольного возраста: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных. Новизны. Для развития интереса необходимо постепенное внедрение элементов новизны на всех этапах учебного процесса: от выбора содержания материала, проблем для обсуждения, видов деятельности до использования технических средств и наглядности.
1.4. Значимые для разработки и реализации характеристики Программы кружка «Умелые ручки»
Практическая значимость создания программы обусловлена рядом фактов:
С психологической точки зрения дошкольное детство является
благоприятным периодом для развития творческих способностей;
Дошкольный возраст является первоначальной ступенью в художественной деятельности, которая позволяет познавать что – то новое;
Отечественными педагогами и психологами доказана роль обучения в развитии творческих процессов и необходимость использования
комплексных программ, ориентированных на развитие творчества у
детей;
Необходимостью совершенствования содержания и технологий
образования;
Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие
функции работы с различным материалом и составлена с требованиями
ФГОС. Дети знакомятся в течение года с бумагой разного вида, с природным материалом, с тканью, с нетрадиционными видами деятельности, соединяя работу «ума» с работой рук.
3
В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях.
В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей среды. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам: «Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий».
Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.
Кружковая деятельность занимает особое место в образовательном процессе, так как здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Это занятия практического жизненного опыта, освоения и постижения окружающего мира, красоты, гармонии. Прелесть детских изделий – в их неповторимости. Выставка детских работ дает возможность воспитанникам заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.
«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
4
1.5. Планируемые результаты освоения ПДО Задачи первого года обучения. Работа с бумагой и картоном.
Совершенствовать умение работать с бумагой. Сгибать лист в бумаги пополам, вчетверо, в разных направлениях, сглаживая сгибы. Учить складывать плотную квадратную бумагу на шестнадцать маленьких квадратов, по диагонали, четко совмещая стороны и углы (домик, корзинка, кубик), складывать круг по диагонали, четко совмещая стороны и углы; складывать круг по диаметру и склеивать его в конус.
Учить работать по готовой выкройке (шапочка, лодочка, домик, кошелек), по несложному чертежу, использовать ножницы для надрезов и вырезывания по контуру.
Создавая из бумажных цилиндров путем их соединения фигурки животных, людей, дети учатся передавать различные положения и позы этих фигурок.
Обучить детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материалов;
Работа с природным материалом. Учить делать игрушки, сувениры из природного и бросового материала (шишки, ветки, листья) и других материалов.
Формировать умение самостоятельно создавать игрушки, сувениры для родителей, сотрудников детского сада, елочные украшения, поделки для оформления интерьера дошкольного учреждения.
Развивать воображение, умение видеть необычное в обычных предметах, развивать художественно-творческие способности и творчество детей; воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.
К концу года дети должны уметь:
правильно пользоваться ножницами;
сгибать лист бумаги в разных направлениях, разрезать бумагу по нанесенным меткам, работать по готовой выкройке;
владеть элементарными трудовыми умениями при работе с различным материалом;
делать игрушки, сувениры из природного и бросового материала; аккуратно, самостоятельно выполнять творческие задания; планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла.
5
Задачи второго года обучения:
Работа с бумагой и картоном. Закреплять умение складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях; использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы.
Формировать умение создавать предметы из плоской цветной бумаги (коврик, закладка, дорожка), подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам. Формировать умение использовать образец.
Совершенствовать умение создавать объемные игрушки в технике оригами.
Работа с природным материалом. Закреплять умение создавать фигуры людей, животных, птиц из шишек, листьев, веток, передавать выразительность образа, создавать общие композиции. Развивать фантазию, воображение. Закреплять умение детей аккуратно и экономно использовать материалы.
Работа с тканью. Формировать умение вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; пришивать пуговицу, вешалку.
Учить предварительно, планировать ход работы над изделием
(устанавливать логическую последовательность изготовления поделки).
Развивать творческое воображение, фантазию, сообразительность, умение устанавливать причинно-следственные связи, познавательные интересы и творчество, конструктивные умения, эстетический вкус.
Развивать мелкую моторику руки, общую умелость руки, координацию движений руки и глаза.
Развивать сенсорные эталоны формы, величины, цвета.
Активизировать и обогащать словарь детей, игровой опыт и создавать условия для самовыражения и расширения социального опыта.
Создать условия для положительных эмоций.
Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.
К концу года дети должны уметь:
правильно пользоваться необходимыми инструментами для обработки материалов;
самостоятельно изготавливать изделие по образцу, схеме;
развитие пространственного воображения;
умение читать чертежи (оригами);
делать игрушки, сувениры из природного и бросового материала; аккуратно, самостоятельно выполнять творческие задания;
развитие чувства формы, цвета, композиции;
развитие творческого воображения, инициативы.
6
1.6. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по ПДО
Оценивание качества образовательной деятельности, осуществляемой по
Программе, представляет собой важную составную часть данной образовательной деятельности, направленную на ее усовершенствование.
Концептуальные основания такой оценки определяются требованиями
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также Стандарта, в котором определены государственные гарантии качества образования. Система оценки образовательной деятельности, предусмотренная Программой, предполагает оценивание динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:
Педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с
оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей
оптимизации;
Различные шкалы индивидуального развития.
В своей программе по «Художественно - эстетическому развитию дошкольников, я использую данную таблицу мониторинга для выявления динамики развития знаний и умений детей, динамики их образовательных достижений. Но данная система мониторинга ни в коей мере не является непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития дошкольников и не является основанием для формального сравнения с реальными достижениями детей.
Таблица мониторинга результативности выполнения общеобразовательной программы в 2020-2021 учебном году.
По образовательной области «Художественное творчество» (Художественный ручной труд) для педагогического обследования по ручному труду. Уровень соответствия достижение ребенком планируемых результатов (показателей) динамики формирования интегративного качества: высокому, среднему и низкому.
Степень соответствия выражается в определенном количестве баллов: Старший возраст: Высокий – 10-12;
Средний -7-8;
Низкий -4-6 баллов.
Подготовительная к школе группа: Высокий – 16-18;
Средний -13-15;
Низкий -8-12 баллов.
7
Показатели динамики формирования интегративного качества
«Овладевший необходимыми умениями и навыками деятельности»
Старшая группа (5-6) лет
№ | Критерии | Методы диагностирования | Сроки |
1. | 1. Умение правильно 2. Сгибает лист вчетверо в разных направлениях по образцу. 3. Выполняет несложные поделки способом оригами. 4. Делает игрушки, сувениры из природного, бросового материала. | Наблюдение; практическая деятельность. | сентябрь; Май. |
Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
№ | Критерии | Методы диагностирования | Сроки |
2. | 1. Умение работать с природным материалом. 2. Переплетает бумажную основу полосками цветной бумаги. 3. Делает разметку по шаблону на бумаге при изготовлении игрушек. 4. Изготавливает объемные игрушки. 5. Работает с иголкой, вдевает нитку в иголку, завязывает узелок, пришивает пуговицу, шьет швом «вперед иголку» 6. Оригами | Наблюдение; практическая деятельность. | сентябрь; Май. |
Высокий:
Осуществляет развернутое речевое планирование деятельности; создает замысел до начала деятельности и реализует его, самостоятельно проводит анализ предмета, правильно выделяет его составные части и их соотношение; ориентируется на схеме, плане, рисунке; уверенно пользуется ножницами, конструирует по схеме, по готовой выкройке; создает из бумаги объемные фигуры; делает игрушки, сувениры из природного и бросового материала; в конструировании из бумаги использует складывание из природного материала и бросового материала; в конструировании из бумаги использует
8
складывание листов разной формы в разных направлениях, а также отгибание, закручивание; бережно относится к предметам и материалам; аккуратно выполняет задания.
Средний:
Планирует основные этапы деятельности; с помощью взрослого ориентируется на схеме, плане, рисунке, ориентируется на наглядную опору при создании конструкции; создает разные конструкции одного и того же предмета с учетом разных условий, сюжетные композиции; создает устойчивые и функциональные конструкции, обыгрывает их; в речи кратко комментирует готовые конструкции; конструирует по схеме, по готовой выкройке; создает из бумаги объемные фигуры; дает игрушки, сувениры из природного и бросового материала; недостаточно бережно относится к предметам и материалам; не всегда аккуратно выполняет задания.
Низкий.
До начала деятельности самостоятельно определяет тему конструирования в общем виде; по вопросам может кратко определить основные этапы деятельности; результат конструирования может не соответствовать теме; с помощью взрослого выделяет основные элементы предмета и их отношение; использует небольшое количество стандартных конструктивных решений; даже с помощью взрослого затрудняется в ориентировке на схеме, плане, рисунке, выкройке; не ориентируется на наглядную опору при создании конструкции; в создании конструкции не всегда учитывает условия, не создает или создает редко сюжетные композиции; самостоятельно не обыгрывает конструкции или обыгрывает схематично; конструкции редко не устойчивы и нефункциональны; затрудняется в комментировании готовых конструкций, нуждается в наводящих вопросах взрослого; со значительной помощью взрослого создает из бумаги объемные фигуры и делает игрушки, сувениры из природного и бросового материала, недостаточно бережно относится к предметам и материалам; неаккуратно выполняет задания.
II. Содержательный раздел ПДО.
2.1. Содержание программы кружка «Умелые ручки»
Содержание программы представлено различными видами творческой деятельности:
Первый год обучения.
Раздел 1. «Работа с бумагой и картоном»
Раздел 2. «Работа с бросовым и природным материалом».
Второй год обучения.
Раздел 1. «Работа с бумагой и картоном»
Раздел 2. «Работа с бросовым и природным материалом».
Раздел 3. «Работа с тканью и нитками».
9
По каждому виду деятельности программа содержит перечень практических работ.
В процессе работы обеспечивается интеграция пяти образовательных областей:
Художественно-эстетическое развитие: формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности, прослушивание музыкальных произведений;
Познавательное развитие: развитие интересов детей, любознательности, воображения и творческой активности. Учить сравнивать предметы (по цвету, форме, материалу, размере), классифицировать их (бумажный, картона, природного материала, бросового материала, ткани).
Социально-коммуникативное: развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
Речевое развитие: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения;
Физическое развитие: физминутки (пальчиковые, малоподвижные игры).
Все темы занятий кружков, входящие в программу, подобраны по принципу нарастания сложности дидактического материала и творческих заданий, что дает возможность ребенку распределять свои силы равномерно и получить желаемый результат. Возможно внесение изменений в содержательную часть программы на последующие годы реализации, с учетом интересов детей, пожеланий родителей.
Выбор методов обучения определяется с учетом возможностей обучающихся, возрастных и психологических особенностей детей, с учетом специфики изучения данного предмета.
Методы и приемы обучения
Для реализации программы в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы и приемы обучения (словесные, наглядные, практические).
1. Словесные: (рассказ, беседа, объяснение, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы), поощрение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.
2.Наглядные: (использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий, пособий).
10
Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.
3. Практический: (изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух).
Для того чтобы детские работы были интересными, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечивать ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.
11
2.2. Учебно-тематический план.
Первый год обучения.
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов на изучение раздела |
1. | Вводное занятие. | 2 |
2. | «Работа с бумагой и картоном». В технике оригами В технике квиллинг Моделирование из геометрических фигур Сюжетная аппликация | 28 17 3 3 5 |
3. | «Работа с природным и бросовым материалом». Изготовление композиций из засушенных листьев. Изготовление поделок из шишек, из скорлупы грецкого ореха. Изготовление игрушки, сувениров из бросового материала. | 8 2 2 |
4. | Итоговое занятие | 2 |
36 часов |
Второй год обучения.
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов на изучение раздела | |
1. | Вводная часть | 2 | |
2. | «Работа с бумагой и картоном» «В технике оригами» «В технике квиллинг» «Моделирование из геометрических фигур» «Сюжетная аппликация» | 24 8 5 7 4 | |
3. | «Работа с природным и бросовым материалом». Изготовление композиций из засушенных листьев Составление композиции «Животные нашего леса» Изготовление из пластиковой бутылки. | 5 2 2 1 | |
4. | «Работа с тканью и нитками» Техника выполнения шва «вперед иглой». «Закладка» Пришивание пуговиц с двумя отверстиями | 4 2 1 1 | |
5. | Итоговое занятие. | 1 | |
36 часов |
12
2.3. Форма сотрудничества с семьей, педагогами
Работа с родителями:
Сбор материала для занятий;
Буклеты: «Как воспитать творческую личность»; «Совместная творческая деятельность родителей и детей»;
Консультация: «Роль художественного и ручного труда в развитии творческих способностей детей»;
Картотека игр на развитие творческого воображения детей;
Индивидуальное консультирование родителей;
Конкурс творческих семейных работ: «Осенняя фантазия», «Зимняя сказка», «Весенняя пора»;
Мастер-класс для родителей (изготовление поделок по квиллингу)
Создание презентации детских работ на сайт;
Участие в конкурсах различного уровня.
Работа с педагогами:
Консультации: «Что способствует развитию творческой активности у ребенка»;
«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»;
Картотека игр на развитие творческого воображения детей;
Индивидуальное консультирование педагогов;
Мастер-класс для педагогов;
Выставка детских работ.
13
III. Организационный раздел.
3.1 Формы и режим занятий. Программа «Умелые ручки» художественно-эстетической направленности. Срок реализации программы 2 года. Занятия проводятся с детьми 5-7 лет.
Продолжительность занятий
Первый год обучения (5 – 6 лет) – 25 мин.
второй год обучения (6 – 7 лет) – 30 мин.
Группа | Время занятий | Кол-во занятий в неделю | Кол-во занятий в год |
Старшая группа | 25 мин | 1 | 72 |
Подготовительная группа | 30 мин | 2 | 72 |
3.2. Структура учебного плана. Структура занятия по ручному труду в старшей группе.
Вводная часть.
Необходимо вызвать интерес детей к процессу, используя загадки, стихи, художественное слово. Именно в водной части происходит мотивация детей.
Основная часть (практическая).
Именно в практической части происходит развитие восприятия цвета, формы, величины, пространства, времени; развитие основных свойств внимания, увеличение объема памяти; развитие наглядных форм мышления и формирование логического мышления; формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии); развитие творческих способностей ребенка, воображения, гибкого нестандартного мышления; развитие речи, пополнение, уточнение и активизация словарного запаса; развитие мелкой моторики руки и подготовка руки к письму; развитие коммуникативных способностей и навыков контроля поведения; формирование положительной самооценки, уверенности в себе.
Заключительная часть.
Происходит сравнение работ похвала.
14
3.3. Годовой календарный учебный план. Первый год обучения.
№ | Темы НОД | Кол-во часов | Дата проведение | |
По плану | По факту | |||
1 2 3 | Мониторинг Работа с природным материалом «Бабочка» «Стрекоза» | 4 4 2 2 | 07-14.09
21.09 28.09 | |
4 5 6 7 | Работа с бумагой-в технике оригами «Стаканчик» «Сумочка» «Кошелек» «Корзинка» | 8 2 2 2 2 | 05.10 12.10 19.10 26.10 | |
8 9 10 11 12 | Работа с бумагой-в нетрадиционная техника рисование с ладошкой «Зайчик» «Лебедь» «Лисичка-сестричка» «Поздравительная открытка для мам» «Осеннее дерево» | 10 2 2 2 2 2 | 02.11 09.11 16.11 23.11 30.11 | |
13 14 15 | Работа с бумагой-в технике оригами «Снеговик» «Елочка» «Снегурочка» или «Дед-Мороз» | 6 2 2 2 | 07.12 14.12 21.12 | |
16 17 18 | Работа с бумагой в технике квиллинг «Снегопад» «Ветка рябины» «Снеговик» | 6 2 2 2 | 11.01 18.12 25.12 | |
19 20 21 22 | Работа с бумагой-в технике оригами «Сапожок» «Самолет-истребитель» «Поздравительная открытка для пап» «Зайчик» | 12 2 2 2 2 | 01.02 15.02 22.02 29.02 | |
23 24 25 26 | «Поздравительная открытка для мам» Работа с картоном- моделирование из конуса. «Свинка-Пепа» «Буренка Даша» «Собачка-Жучка» | 2 6 2 2 2 | 01.03 15.03 22.03 29.03 | |
27 28 29 30 | Работа с бумагой в технике оригами. «Пароход» «Ракета» «Подводная лодка» «Гоночная машина» | 8 2 2 2 2 | 05.04 12.04 19.04 26.04 | |
31 32 33 34 | Работа с природным материалом. «Ежик из семян подсолнечника» «Старичок-Лесовичок» из сосновой шишки «Золотая рыбка» Итоговое занятие | 4 2 2 2 2 | 17.05 24.05 31.05 | |
72 часов |
15
Второй год обучения.
№ | Темы НОД | Кол-во часов | Дата проведение | |
Под «А» | Под «Б» | |||
1 2 3 4 5 | Вводная часть. Мониторинг Работа с природным материалом «Белка» «Мишка» «Петушок золотой гребешок» | 1 3 1 1 1 | 01.09 08.09 15.09 22.09 29.09 | 03.09 10.09 17.09 24.09 01.10 |
6 7 8 9 | Работа с бумагой-в технике оригами «Мухомор» «Веселый лягушонок» «Совенок» «Лисенок и волчонок» | 4 1 1 1 1 | 06.10 13.10 20.10 27.10 | 08.10 15.10 22.10 29.10 |
10 11 12 13 | Работа с картоном. Моделирование и конструирование. «Собачка-такса» «Барбос» «Мышонок» «Поздравительная открытка для мам» | 4 1 1 1 1 | 03.11 10.11 17.11 24.11 | 05.11 12.11 19.11 26.11 |
14 15 16 17 | Работа с картоном - моделирование из конусов «Пингвиненок» «Елочка» «Снегурочка» «Дед-Мороз» | 4 1 1 1 1 | 01.12 08.12 15.12 22.12 | 03.12 10.12 17.12 24.12 |
18 19 20 | Работа с бумагой-моделирование из цилиндра «Обезьянка» «Лев» «Слон» | 3 1 1 1 | 12.01 19.01 26.01 | 14.01 21.12 28.12 |
21 22 23 24 | Работа с бумагой в технике квиллинг «Барашек» «Снегирь» «Поздравительная открытка для пап» «Снежинка» | 5 1 1 1 1 |
02.02 09.02 16.02 23.02 | 04.02 11.02 18.02 25.02 |
25 26 27 28 29 | «Поздравительная открытка для мам» Работа с тканью. «Вдевание нитку в иголку, завязывание узелка» «Закладка швом «Вперед иголку» «Закладка швом «через край»» «Пришивание пуговиц с 2-мя отверствиями» | 1 4 1 1 1 1 | 02.03 09.03 16.03 23.03 30.03 | 04.03 11.03 18.03 25.03 01.04 |
30 31 32 33 | Работа с бумагой в технике оригами. «Ракета» «Пароход с двумя трубами» в технике оригами «Машина-лимузин» «Гоночная машина» | 4 1 1 1 1 | 06.04 13.04 20.04 27.04 | 08.04 15.04 22.04 29.04 |
34 35 36 | Работа с природным материалом. «» «» Итоговое занятие | 2 1 1 1 | 11.05 18.05 25.05 | 06.05 13.05 20.05 |
72 часов |
16
3.4. Материально-техническое обеспечение ПДО.
Для реализации программы необходимы определенные условия: помещение, соответствующее требованиям СанПина, материалы, инструменты и приспособления.
Помещения для проведения занятий отвечают санитарным нормам.
Учебное оборудование (комплект мебели).
Наглядные пособия (образцы изделий).
Дидактический материал (рисунки, схемы, шаблоны, раздаточный материал)
Подборка информационной и справочной литературы.
Материалы для работы.
Иллюстрации, образцы работ, схемы, стихи, загадки.
Используемый материал для работы с детьми:
Бумага (писчая, цветная, гофрированная, самоклеящаяся, бархатная, глянцевая);
Картон (цветной, белый);
Природный материал (шишки, ракушки, листья, ветки);
Фломастеры, маркеры, карандаши;
Дощечки;
Бросовый материал (леска, проволока, пуговицы, бисер, скотч, вата, нитки и др.);
Клей, пластилин, ножницы;
Линейка;
Кисти;
Демонстрационный материал: Наглядные пособия;
Иллюстрации;
Фотографии;
Образцы работ;
Художественная литература
Технические средства:
17
3.5. Перечень нормативных и нормативно-методических документов.
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);
Письмом Минобрнауки РФ от 19.04.2011 N 03–255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»; Письмом Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03–2960) и регламентирует порядок разработки рабочих программ курсов внеурочной деятельности основного общего образования.
СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-
эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;
Учебный план МАДОУ д/с «Малышок» п.г.т. Каа-Хем на 2021– 2022 учебный год, утвержденный приказом № 276 от 11 ноября 2020 г. « Об утверждении Устава муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида детский сад «Малышок» с осуществлением физического и психологического развития всех воспитанников в п.г.т. Каа-Хем муниципального района «Кызылский Кожуун» Республики Тыва»
18
3.6. Перечень литературных источников.
- Филенко Ф. П. «Поделки из природных материалов.
- . Гульянц Э. К., Базик И. Я. «Что можно сделать из природного материала»
- Долженко Г.И. 100 оригами. - Ярославль. Академия развития: 2000. - 207с.
- Долженко Г.И. Сто поделок из бумаги. - Ярославль. Академия развития: 2000. - 207с.
- Тарабарина Т. И «Оригами и развитие ребенка» Ярославль. Академия развития:1998
- Соколова С. В. «Театр оригами» Академия «Умелые руки» 2021
- Соколова С. В. «Оригами для дошкольников»
- Aгалова И. Поделки к праздникам. М.: изд. – Лада, 2009. – 235с.
- Дошкольное воспитание №8/1990г. №11/2009. №7/2002г. № 8/1990г.
- Дыбина О.В. Неизведанное рядом.
- Здоровье дошкольника №1/2008, №2/2008, №4/2008, №5/2008, №6/2008
- Кареманенко Т.Н. Кукольный театр дошкольникам. – изд.- М.: Просвещение, 1973.– 223с.
- Кобина И.И. Работа с бумагой. М.: Просвещение, 1999. – 209с.
- Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. М.: Просвещение,1991. – 257с.
- Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд.- М.: Просвещение, 1998. – 203с.
- Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. - Ярославль. Академия развития: 2000.- 207с
- Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. Ярославль: Академия развития, 1998.
- Федорова В.И. Забавные поделки. – изд. – ЗАО Мой мир, 2008. – 248с.
- Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. 2007
19
Приложение.
Пальчиковая гимнастика: «ДОЖДИК»
Раз, два, три, четыре, пять, (Удары по столу пальчиками.
Левая начинает с мизинца, правая— с большого пальца.)
Вышел дождик погулять. (Беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук.)
Шел неспешно, по привычке,
(«Шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу.)
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке:
(Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу.)
«По газону не ходить!»
Дождь вздохнул тихонько:
(Часто и ритмично бьют в ладоши.)
— Ох! (Один хлопок.)
И ушел. (Ритмичные хлопки по столу.)
Газон засох.
Пальчиковая гимнастика: «ОВОЩИ»
Хозяйка однажды с базара пришла, («Шагают» пальчиками по столу)
Хозяйка с базара домой принесла.
Картошку, (Загибают по одному пальчику.)
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
20
Ох!.. (Хлопок.)
Вот овощи спор завели на столе. (Попеременные удары кулачками и ладонями)
Кто лучше, вкусней и нужней на земле,
Картошка? (Загибают пальчики.)
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох! (Хлопок.)
Хозяйка тем временем ножик взяла (Стучат ребром ладони по столу.)
И ножиком этим крошить начала
Картошку, (Загибают по одному пальчику.)
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох! (Хлопок.)
Накрытые крышкой, в душном горшке
(Ладони складывают крест-накрест на столе.)
Кипели, кипели в крутом кипятке
Картошка, (Загибают по одному пальчику.)
Капуста,
Морковка,
Горох,
21
Петрушка и свекла.
Ох! (Хлопок.)
И суп овощной оказался не плох! (Показывают большой палец.)
Пальчиковая гимнастика «НОВЫЕ КРОССОВКИ»
Как у нашей кошки
(Загибают на обеих руках пальчики, начиная с больших.)
На ногах сапожки. по одному,
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козленок маленький
Обувает валенки.
А сыночек Вовка —
Новые кроссовки.
Вот так, («Шагают» по столу указательным и средним пальцами обеих рук.)
Вот так, Новые кроссовки.
Пальчиковая гимнастика «ПИРОГ»
Падал снег на порог. (Дети два раза медленно опускают ладони на стол.)
Кот слепил себе пирог. (Показывают, как лепят пирог.)
А пока лепил и пек,
Ручейком пирог утек. («Бегут» пальчиками обеих рук по столу.)
Пирожки себе пеки (Опять показывают, как пекут пирог.)
Не из снега — из мук.
22
Пальчиковая гимнастика «БУРЕНУШКА»
Дай молочка, Буренушка, (Дети показывают, как доят корову.)
Хоть капельку — на донышке.
Ждут меня котятки, (Делают «мордочки» из пальчиков.)
Малые ребятки. Дай им сливок ложечку,
(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)
Творогу немножечко, Масла, простоквашки,
Молочка для кашки.
Всем дает здоровье (Снова «доят».)
Молоко коровье.
Пальчиковая гимнастика «НА ЕЛКЕ»
Мы на елке веселились, (Ритмичные хлопки в ладоши.)
И плясали, и резвились, (Ритмичные удары кулачками.)
После добрый Дед Мороз
(Дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу.)
Нам подарки преподнес.
Дал большущие пакеты, («Рисуют» руками большой круг.)
В них же — вкусные предметы: (Делают ритмичные хлопки.)
Конфеты в бумажках синих,
(Загибают на обеих руках пальчики, начиная с большого.)
Орешки рядом с ними,
Груша,
Яблоко, один
Золотистый мандарин.
23
Пальчиковая гимнастика «НАША ГРУППА» В нашей группе все друзья. (Дети ритмично стучат кулачками по столу.)
Самый младший — это я. (Разжимают кулачки, начиная с мизинчика.)
Это Маша,
Это Саша,
Это Юра,
Это Даша.
Пальчиковая гимнастика «РЫБКА»
Рыбка плавает в водице,
(Сложенными вместе ладонями изображают, как плывет рыбка.)
Рыбке весело играть. Рыбка, рыбка, озорница, (Грозят пальчиком.)
Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони.)
Рыбка спинку изогнула, (Снова изображают, как плывет рыбка.)
Крошку хлебную взяла. (Делают хватательное движение обеими руками.)
Рыбка хвостиком махнула, (Снова «плывут».)
Рыбка быстро уплыла.
Пальчиковая гимнастика «КАША»
Каша в поле росла, (Дети подняли руки, шевелят пальчиками.)
К нам в тарелку пришла. («Идут» пальчиками по столу.)
Всех друзей угостим,
(в правой ладошке мешают указательным пальцем левой руки.)
По тарелке дадим. Птичке-невеличке,
(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)
Зайцу и лисичке, Кошке и матрешке,
Всём дадим по ложке! (Разжимают кулачки.)
24
Пальчиковая гимнастика «КОТЯТА»
У кошечки нашей есть десять котят,
(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу.)
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга
Два длинных, два хитрых, Два маленьких самых (от большого к мизинцу).
И самых красивых.
Пальчиковая гимнастика «КРОЛИК»
Маленький кролик (Кисти прижать к голове, как ушки.)
С большими ушами,
Розовым носом, (Дотронуться до носа.)
Смешными усами. (Указательные пальцы прижаты к губам.)
Норку глубокую роет себе (Роем ноку.)
Сильными лапками
В мягкой земле.
Чистит он шёрстку себе ("Чистим шёрстку".)
Или спит. (Руки кладём под щёку.)
Кролик ушами всегда шевелит. (Шевелим "ушами".)
Слышит шаги и лисиц, и волков,
Прячется в норку свою от врагов. (Закрыть лицо ладонями.)
Пальчиковая гимнастика: «ДОМИК»
Под грибом - шалашик-домик, (Ладони шалашиком)
Там живет веселый гномик. (Постучать кулаком одной руки о
25
Мы тихонько постучим, ладонь другой руки)
В колокольчик позвоним. («Звоним в колокольчик»)
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол, (Ладони ребром прижаты друг к другу)
А на нем - дубовый стол. (Показываем стол)
Рядом - стул с высокой спинкой (Показываем стул)
На столе - тарелка с вилкой.
(Ладонь левой руки направлена- вверх (тарелка), правая рука (вилка):
И блины горой стоят
Угощенье для ребят.
(ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены
и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)
Пальчиковая гимнастика: «ДОМ»
Я хочу построить дом, (Руки над головой "домиком".)
Чтоб окошко было в нём, (Руки перед глазами "окошко»)
Чтоб у дома дверь была, (Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты.)
Рядом чтоб сосна росла (Пальцы растопырены, руки тянем вверх.)
Чтоб вокруг забор стоял, (Руки перед собой кольцом).
Пёс ворота охранял. (Одна рука "пёс".)
Солнце было, (Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.)
Дождик шёл, ("Стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл. (Пальцы-лепестки смотрят вверх).
26
Пальчиковая гимнастика: «ПАЛЬЧИКИ»
Этот пальчик хочет спать. (Загибать пальцы на левой руке)
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул.
Этот сразу же уснул.
Этот крепко-крепко спит
И тихонечко сопит. (Руки кладём под щёку.)
Солнце красное взойдет, (Поднять левую руку и
Утро ясное придет, распрямить все пальчики)
Будут птички щебетать, (Шевелить пальцами.)
Будут пальчики вставать!
Пальчиковая гимнастика: «ПАЛЬЧИКИ»
Палец Толстый и Большой (Загибать пальцы на левой руке)
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Палец Средний — самый меткий,
Он снимает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А Мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.
27
Физминутки: 1 «Листики осенние»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели
2 «Листопад»
Дружно по лесу гуляем
И листочки собираем.
Собирать их каждый рад -
Просто чудный листопад!
3. «Выпал беленький снежок»
Выпал беленький снежок -
Собрались мы все в кружок:
Мы потопаем, мы похлопаем.
Будем весело плясать,
Будем руки согревать.
Мы потопаем, мы похлопаем,
Чтоб нам было веселее,
Будем прыгать мы скорее.
28
4 «Бабочка»
Бабочка летала, над цветком порхала
Села, посидела и нектар поела.
Два своих больших крыла опустила, подняла
Полетела дальше, чтобы мир был краше.
5 «Неваляшки» Мы веселые милашки
Чудо – куклы, неваляшки.
Мы танцуем и поем:
Очень весело живем!
6 «Зарядка»
Мы решили закаляться, раз – два – раз – два!
И водою обливаться, раз – два – раз – два!
А потом мы полотенцем, раз – два – раз – два!
Не забудем растереться, раз – два – раз – два!
7 «Зарядка»
Мы хлопаем руками: Хлоп…
Мы топаем ногами: Топ…
Машем мы руками,
Киваем головой.
Раз, два – выше голова
Три, четыре – руки шире
Пять, шесть – тихо сесть.
29
8 «Я мороза не боюсь»
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдет ко мне мороз,
Тронет руку, тронет нос.
Значит, надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть.
9 «Снежинки»
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки - балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе все в кружок ─
Получается снежок.
10 «Маленькие птички»
Маленькие птички,
Птички-невелички,
По лесу летают,
Песни распевают.
Буйный ветер налетел,
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло
Там уютно и тепло.
30
11 «В лесной лужайке»
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенёчки.
Кто высоко так шагал ─
Не споткнулся, не упал.
12 «Зарядка»
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать!
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться.
Вот и стали мы сильней,
Здоровей и веселей!
13 «Игрушки»
Вот большая пирамидка
И веселый мячик звонкий,
Мягкий мишка косолапый -
Все живут в большой коробке,
Но когда ложусь я спать
Начинают все играть! 31
14 «Гриша шел-шел-шел»
Гриша шел-шел-шел,
Белый гриб нашел.
Раз - грибок,
Два - грибок,
Три - грибок,
Положил их в кузовок.
15 «С добрым утром!»
С добрым утром, глазки! Вы проснулись?
С добрым утром, ушки! Вы проснулись?
С добрым утром, ручки! Вы проснулись?
С добрым утром, ножки! Вы проснулись?
С добрым утром, солнце! Я - проснулся!
16 «Цветок»
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
32
Консультация для педагогов на тему:
“Материалы для работы с детьми по изготовлению поделок”
Наиболее распространенным материалом для работы с дошкольниками является бумага. В настоящее время существуют различные сорта бумаги (писчая, цветная, папиросная, гофрированная и др.) и практически все они могут быть использованы для создания поделок с детьми. Для создания с детьми аппликационных композиций чаще всего применяют цветную и писчую бумагу. Очень хорошо использовать в таких работах цветные иллюстрации из журналов, обертки от конфет и шоколада. Такая бумага сделает композицию более выразительной, т.к. можно будет подобрать цвета, более сочетаемые руг с другом. Мы знаем, что цвета продаваемой в магазинах бумаги часто “спорят” между собой. Эти же сорта бумаги можно использовать при создании с детьми поделок в технике “оригами”. Для обучения детей работе в технике “бумаго-пластики” лучше использовать более плотную бумагу – рисовальную и чертежную. При необходимости бумагу можно окрасить различными способами: акварелью, гуашью, тушью, с помощью клейстера, “под мрамор” и другими красителями. По возможности к этой работе следует привлекать детей. Обрезки бумаги лучше не выбрасывать, а использовать для дополнений и украшений в создаваемой композиции, остатки бумаги можно также применять для создания мозаичных композиций.
Еще одним материалом для создания поделок детьми вместе с воспитателями являются шишки, желуди, ракушки, листья и др. Данные материалы лучше собрать с детьми и рассортировать по видам, хранить в соответствии с их особенностями. Так, солому обдают кипятком и проглаживают утюгом. Бересту некоторое время кипятят, а потом расслаивают на более тонкие пластины. Солому, бересту и листья лучше хранить под прессом Желуди и шишки лучше хранить во влажной атмосфере, чтобы сохранить пластичность поверхности. Для соединения поделок из природного материала лучше использовать палочки, а не спички. Изогнутые под различными углами палочки придадут образу особую динамику и выразительность.
Очень интересные образы можно выполнить из так называемого бросового, или использованного материала. Различный упаковочный материал поможет создать необычность, а с другой стороны, достоверность получившейся композиции.
33
В настоящее время интересные образы можно создавать из пластиковых яичек и бутылок.
Ткань обладает своими эстетическими возможностями. Для выполнения с детьми аппликации из ткани ее необходимо подготовить к работе. Для этого ткань крахмалят, а затем проглаживают утюгом. Хранить кусочки ткани, лучше подобранные по цветам.
Для работы с разными материалами лучше иметь два набора ножниц: один для работы с бумагой, другой для работы с тканью. Это связано с тем, что бумага тупит лезвие.
Консультация для родителей
“Роль художественного и ручного труда в развитии творческих способностей детей”
“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.
(В.А.Сухомлинский)
Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе работа с различными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов.
В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д.Бартрам: “Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий”.
Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д.
34
Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился.
В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.
35
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...