Наглядно-дидактическое пособие "Чудо-дерево"
методическая разработка

Сучилина Лариса Викторовна

Использование в работе с детьми мнгофункционального наглядно-дидактического материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudo-derevo.docx24.98 КБ

Предварительный просмотр:

Как у наших у ворот

Чудо дерево растёт.

Плоды познанья дарит детям,

Их развивает круглый год.

Свой наряд оно меняет,

Игры детям предлагает.

Покажет смену времён года,

И как меняется природа.

Научит размышлять, считать,

Моторику пальцев развивать.

Представляю вашему вниманию многофункциональное наглядно-дидактическое пособие

«Чудо - дерево».

Одним из важных в работе с дошкольниками средств является использование наглядности. Наглядность - это один из компонентов целостной системы обучения, которая может помочь ребёнку качественнее усвоить изучаемый материал на более высоком уровне. Детям полезен и интересен материал, созданный воспитателем. Изготовленный руками педагогов, он позволяют ребенку раскрыть свой потенциал, используя анализаторы организма (слуховые, зрительные, тактильные) и направить образовательный процесс на достижение положительных результатов. С этой целью и было создано данное пособие.

Пособие является многофункциональным, мобильным и легким в использовании для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Оно может быть применено в различных образовательных областях:

- социально – коммуникативное развитие: способствовать формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости;

- познавательное развитие: совершенствовать представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, части и целом), способствовать развитию умения классифицировать предметы по определённым признакам, формировать элементарные представления о сезонных изменениях в природе; 

-речевое развитие: совершенствовать грамматический строй речи.

В работе с пособием при закреплении представлений о сезонных изменениях в природе могут использоваться стихи, загадки, потешки, русские народные пословицы и поговорки.


Удобно использовать в совместной деятельности воспитателя и детей, в индивидуальной работе и в свободной игровой деятельности.

«Чудо - дерево» можно использовать как отдельный игровой приём, а также для обыгрывания дидактических игр, для создания проблемных ситуаций на занятиях.

Задачи:

1. развивать мышление, внимание, память;

2. активизировать и расширять активный словарь (употребление предлогов, согласование, грамматический строй речи и др.);

3. учить классифицировать предметы;

4. закреплять знания по ФЭМП (пространственная ориентировка, закрепление знаний о геометрических фигурах, совершенствовать цветовое восприятие и др.)

5. Знакомить с новыми понятиями, происходящими в природе, сезонными явлениями;

6. Расширять и пополнять кругозор детей;

7. Развитие мелкой моторики рук;

ИГРЫ

ФЦКМ (формирование целостной картины мира)

«Распредели птиц по группам: обитающих в лесу, обитающих в городе»

Цель: Материал: картинки птиц, наборное полотно.

Ход игры: Дети должны на одну сторону дерева прикрепить птиц из леса, на другую, обитающих в городе.

«Узнай и назови»

Цель: узнавать по описанию.

Материал: картинки птиц, насекомых, овощей, фруктов или овощей.

Ход игры: Педагог описывает птицу или насекомое, плод, ребёнок узнаёт и прикрепляет на дерево.

«Кто где живёт»

Ход игры: У воспитателя картинки с изображением животных, дети определяют, где должны быть животные на дереве или под деревом. Например, медведь под деревом, а белка на дереве.

«Как наше деревце растет»

Цель: Формировать у детей представления о весенних изменениях дерева – листья, цветы, плоды.

Ход: Дети, наблюдая за объектами природы, самостоятельно меняют игровой материал на панно.

«Собираем урожай»

Цель: Развивать интерес детей к плодовым деревьям, фруктам, продуктам питания, которые из них можно приготовить.

Материал: картинки с фруктами, наборное полотно.

Ход: С мамой утром в сад пойдем,

Плодов сочных наберем.

Приходи, честной народ,

Сварим мы на всех компот.

Дети собирают «плоды», рассказывают, какой компот они приготовят – яблочный, грушевый, апельсиновый и т д.

«Осеннее деревце»

Цель: Формировать представления о сезонных изменениях в живой природе осенью, упражнять в классифицировании листьев по цвету, развивать внимание.

Материал: картинки листьев разного цвета, наборное полотно.

Ход: Вот и осень наступила,

Всё украсила кругом.

Разноцветные листочки

Мы в корзинки соберем.

(Дети «собирают» листочки в корзинку того же цвета).

«Прилетайте в гости к нам»

Цель: Формировать знания о зимующих птицах, заботе человека о них зимой.

Материал: картинки птиц, наборное полотно.

Ход: Вот зима спешит к нам в гости,

Стало птицам трудно жить.

Мы повесили кормушку –

Будем птиц зимой кормить.

Дети называют птиц и размещают их на дереве.

«Весенние гости»

Цель: Формировать знания о перелетных птицах, развивать словарь.

Материал: картинки птиц, наборное полотно.

Ход: Солнце стало припекать,

Птицам время прилетать.

Ждем, пернатые соседи,

Мы от вас веселой трели.

А ребята не зевают –

Вместе птичек называют.

«Зима»

Цель: формировать представление о времени года – зиме, замечать сезонные изменения в природе.

Материал: картинки птиц (снегирь), снежинки, вата (снег), картинка медведя в берлоге, наборное полотно.

Ход: Снежинка

Села мне на рукавицу

Легкая снежинка

И нахохлила, как птица,

Ледяную спинку.

Замерла тихонько я,

Чтоб не улетела.

Скоро варежка моя

Станет белой-белой.

ФЭМП

«Украсим дерево листочками»

Цель: Развивать моторику рук детей, сенсорные эталоны цвета, ориентироваться в пространстве : слева – справа, вверху- внизу.

Ход: Дети развешивают листья определенного цвета;

только слева или справа, или вверху, или внизу.

Усложнение: Совместить 2-3 задания.

«Веселые геометрические фигуры»

Цель: Уметь различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Развивать память, речь, внимание, воображение. Обследовать их зрительным путем.

Материал: набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), наборное полотно.

Ход игры: на дереве геометрические фигуры, назови их, на что они похожи?

Убрать одну фигуру: Какой фигуры не стало? Какого они цвета?

«Загадочное дерево»

Цель: Формировать умения отгадывать народные и литературные загадки о деревьях, листьях, плодах.

Ход: Ребенок «срывает» с дерева листик с загадкой и отгадывает её.

«Спелые фрукты»

Цель: Учить детей узнавать и называть фрукты. Фрукты растут на дереве, в саду, закреплять счет, ориентировку в пространстве: выше – ниже, вверху, в низу.

Материал: картинки фруктов, наборное полотно.

Ход игры: На дереве фрукты, предложить детям определить количество.

Сколько яблок на дереве? (много – мало). Сколько груш? А чего больше яблок или груш? Какая вишня висит выше, а какая ниже?

«Назвать птицу».

Цель: учить детей узнавать и называть птиц, развивать зрительную память, мышление, воспитывать любовь к природе.

Материал: картинки птиц (воробей, голубь, ворона, ласточка, скворец, синица).

Ход игры: перед детьми выставлены птицы, а воспитатель предлагает им назвать их. Ребенок называет птицу, показывает ее, остальные дети знаками показывают согласны они или нет.

«Кто лишний».

Цель: учить детей выбирать из ряда животных лишнее, объяснять, почему оно лишнее; развивать логическое мышление, внимательность.

Материал: картинки с дикими животными и одним домашним животным, птичка, цветок, насекомое, наборное полотно.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям рассмотреть на наборном полотне картинки, найти лишнее из ряда диких животных и объяснить, почему тот или иной предмет лишний. Например: «Лишняя кошка, потому что она - домашнее животное».

«Кто как кричит»

Цель: закреплять умение детей издавать звуки птиц; развивать внимательность воспитывать любовь к природе.

Материал: картинки с изображением вороны, синицы, воробья, дятла, совы.

Ход игры

Воспитатель показывает детям поочередно карточки с птицами, дети их озвучивают, а потом называют.

«Какой птицы не стало»

Цель: продолжать учить детей узнать и называть птиц; развивать зрительную память, внимательность воспитывать исполнительность.

Материал: карточки с изображением птиц, наборное полотно.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям посмотреть на наборное полотно, назвать всех птиц, закрыть глаза. Он прячет одну птичку, а дети должны угадать: кого спрятал воспитатель.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

«Загадочное дерево»

Цель: Формировать умения отгадывать народные и литературные загадки о деревьях, листьях, плодах.

Материал: картинки с загадками, наборное полотно.

Ход: Ребенок «срывает» с дерева листик с загадкой и отгадывает её.


Социально – коммуникативное развитие

«Ты – большой, я - маленький»

Цель: закрепить представления о правилах поведения на улице, дороге;

Материал: картинка дороги, машин, светофора, мальчика, инспектора ДПС.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как дети помогли Снеговику». (Составление рассказа о зиме с помощью наглядно-дидактического пособия с использованием фланелеграфа).

ТЕМА: «Как дети помогли Снеговику». (Составление рассказа о зиме с помощью наглядно-дидактического пособия с использованием фланелеграфа).   ЦЕЛИ: - активизация предметного словаря по теме; ...

Использование наглядного дидактического материала в развитии количественных представлений у младших дошкольников.

Статья "Использование наглядного  дидактического материала  в развитии количественных представлений у младших дошкольников"....

Наглядно-дидактическое пособие «Веселая лужайка».

В пособии представлен наглядно-дидактический материал для проведения индивидуальных и подгрупповых развивающих занятий с детьми дошкольного возраста, включающий разнообразные задания на развитие...

Наглядно-дидактическое пособие для развития языкового анализа-синтеза на материале пословиц и предложений

Пособие  изготовлено с использованием  компьютерных технологий и приемов  мнемотехники.Представленный наглядно-дидактический материал поможет в занимательной форме:ü  познако...

Наглядное дидактическое пособие "Обитатели тропического леса и океана" ( как изготовить и варианты его использования).

Способ изготовления макета своими руками, варианты игрового  использования данного наглядного пособия для ознакомления детей с обитателями жарких стран....

Наглядно - дидактическое пособие по развитию речи. Пересказ сказки с опорой на наглядность.

Наглядное пособие, поможет детям быстро и последовательно запомнить пересказать сказку. Помогает развивать у детей память, активность, самостоятельность в монологической речи....

Из опыта работы «Диаскоп, как наглядно - дидактическое пособие по развитию речи для пересказа литературных произведений с опорой на наглядность»

В условиях современных технологий детским учреждениям приходится придумывать новые формы привлечения внимания своих воспитанников. Воспитывать у них патриотизм, внимание и любовь к близким, окружающем...