Приобщение дошкольников к русской культуре через музыкальный фольклор
методическая разработка
Выступление на педагогическом совете о важности приобщения дошкольников к русской культуре средствами музыкального фольклора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskiy_muzykalnyy_folklor.docx | 17.89 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 18 комбинированного вида
«Приобщение дошкольников к русской культуре через музыкальный фольклор»
Составила: Островская Марина Ивановна
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
г. Одинцово
2020г.
«Приобщение дошкольников к русской культуре через музыкальный фольклор»
Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», «деградация общества». Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы социально-нравственного воспитания детей.
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.
Замечательный человек и актер Е. Леонов говорил: «Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет запас доброты, виноваты и детский сад, и школа, и ПТУ, и, конечно, семья, из которой ушли шутка, юмор, игра».
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные задачи воспитания нравственных чувств у дошкольников. Огромными возможностями в воспитании нравственных качеств обладает музыкальное искусство.
На музыкальных занятиях в ДОУ воспитываются коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, формируется оценочный подход к явлениям жизни и искусства. Значительную роль в этом играет приобщение детей к народному музыкальному творчеству, к народной песенной культуре.
Музыкальный фольклор – это часть достояния народного наследия прошлого. Детский музыкальный фольклор – это самый интересный, доступный, универсальный материал для воспитания дошкольников, сущность которого заключается в предоставлении ребенку первых сведений об окружающей среде, передаче общественных моральных ценностей и культуры своего народа через простые формы фольклорного материала. Разнообразие жанров детского музыкального фольклора дает возможность ребенку всесторонне познавать мир. Пестушки, потешки, колыбельные, игровые, плясовые песни, заклички, частушки играют огромную роль в духовном становлении человека, в его социально- нравственном воспитании.
Одной из форм приобщения детей к народной культуре являются музыкальные занятия в детском саду. Детей знакомят с различными видами народного музыкального фольклора: игровые попевки, колыбельные, шуточные песни, игры-хороводы, потешки. Каждый из этих жанров имеет образовательный, воспитательный и развивающий эффект.
Знакомство с народным музыкальным творчеством для малышей начинается с колыбельных песенок. Спокойная, напевная колыбельная песня своим несложным ритмом успокаивает, убаюкивает, – что очень важно для физического развития ребенка , – одновременно способствует накоплению у него чувственных впечатлений, к восприятию слова, к пониманию языка.
Игровые попевки, потешки, прибаутки, такие незамысловатые и простенькие, а сколько в них нежности, мелодичности, такта.
Игровые и шуточные песни - образно яркие, поэтичные. Исполнение этих песен предполагает использование импровизированных хороводов и плясок. Детям присуще стремление к игре, к актерству. Поэтому почти в любую песню в той или иной мере могут быть внесены элементы игры. Пение может сопровождаться разыгрыванием действия по сюжету песни.
Хоровод - это жанр, в котором музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. В сюжетах хороводных песен отражен народный быт, красота родной природы и чаще всего в ее весеннем цветении. В песнях воспеваются широкие луга , "травушка-муравушка", кудрявая березка… Участвуя в хороводе - маленьком театрализованном представлении, - ребенок становится царевичем, царевной, боярином, и т.д. Одни игры и хороводы помогают представить себя сильными, ловкими, меткими. Другие - развивают сообразительность и смекалку. Третьи - дают почувствовать себя актером и плясуном, увидеть красоту окружающего мира и воспеть ее.
Дети с огромным удовольствием принимают участие в календарных и обрядовых праздниках, где и происходит их знакомство с детским календарным фольклором, это Рождество, праздник Масленицы, Проводы зимы, Встреча весны, Покров, Троица. Участие в хороводах, играх, выступление скоморохов, ряженых постепенно приобщает к русским национальным традициям, способствует развитию творческой деятельности, раскрывает личность, ведет к фольклорной традиции - к импровизации, в которой дети проживают все эмоционально и глубоко. Ни один обрядовый праздник не обходится без игры на русских музыкальных инструментах. Использование их на праздниках и в «обычной жизни», исполнение под их аккомпанемент песен, плясок, способствуют музыкальному развитию детей.
Активно участвуя в праздничных действиях, где активно задействованы художественное слово, ритм, музыка ; присутствует уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, дошкольники приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре, языку своего народа. Народная культура – источник неиссякаемой мудрости наших предков, обладающий большим воспитательным потенциалом. Воздействуя на ребенка, культурное наследие дает возможность увидеть много интересного и важного, что так необходимо душе и полезно в жизни. Приобщение к истокам народной культуры оставит в душах детей неизгладимые впечатления, поможет в будущей жизни ориентироваться на подлинные жизненные ценности. Нашим детям есть чем гордиться, они никогда не будут “Иванами – не помнящими родства”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Приобщение дошкольников к русской культуре, к традициям русского народа через игру"
Знакомство с традициями русского народа...
Развлечение для детей старшей группы «Пословица недаром молвится» ТЕМА: Приобщение детей к русской культуре через народное творчество – пословицу
Цель: Создать условия для обогащения образной речи детей посредством использования малых фольклорных форм (пословиц). Задачи: * воспитывать интерес к народной культуре через разучивание пословиц, ...
"Приобщение дошкольников к русской культуре через знакомство с русскими народными музыкальными инструментами"
Многие озвученные игрушки появились еще в далеком прошлом. Наиболее древние игрушки относятся к I-II векам. В древнерусских городах при раскопках найдено немало глиняных свистулек, погремушек и трещот...
приобщение дошкольников к русской культуре через знакомство с народной игрушкой
В статье собран материал о разнообразии народной игрушки, историей возникновения и видах народной тряпичной куклы....
Консультация на тему: Приобщение дошкольников к истокам культуры через русские народные подвижные игры.
рекомендации для воспитателей , как можно приобщать детей к истокам русской культуры...
Проект: "Приобщение детей к русской культуре через знакомство с народной игрушкой"
Подборка для проекта о русской народной кукле...
Приобщение дошкольников к народной культуре через фольклор
Фольклор, как часть культурного наследия, помогает формировать у детей понимание своих корней, развивает их творческое мышление, внимание и умение слушать. Рассмотрим, как фольклор может быть интегрир...