Что такое метод проектов и зачем нужен
проект

Сальникова Евгения Юрьевна

Разберемся, что такое проектный метод, для чего он нужен и как работает. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnye_tehnologii.docx146.83 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое метод проектов и зачем нужен

В первой лекции темы разберемся, что такое проектный метод, зачем он нужен и как работает. Также обсудим, какие проекты ДОО может предложить дошкольникам.

Что такое метод проектов

Чтобы ребенок набирался опыта в деятельности, которая ему интересна, вовлекайте его в различные проекты. Проект – это индивидуальная или коллективная творческая работа с социально-значимым результатом. В основе проекта лежит проблема. Чтобы ее решить, нужно провести исследование в различных направлениях.

Проектная деятельность развивает у дошкольников познавательный интерес, учит сотрудничать с другими людьми. 

Метод проектов – это специальная технология, которая развивает у детей научное мышление и интеллект через проекты. Когда дошкольники готовят проекты, они рассуждают, осознают свои интересы, принимают решения, ставят цели, достигают их, оценивают последствия. Участвуя в такой деятельности, дети становятся более самостоятельными.

Справка

Кто разработал метод проектов

Джон Дьюи (1859 – 1952) – американский философ-идеалист, основоположник проектного метода. Ставил целью сделать жизнь ребенка насыщенной творчеством и различными достижениями. В России метод Дьюи стал известен в 1920-е годы. 

На заметку

Как еще называют метод проектов

Другие названия метода – проектное обучение, технология проектного обучения, проблемно-проектная технология.

Зачем нужны проекты 

Проекты полезны дошкольникам, их родителям и воспитателю. Почему – читайте ниже.

Дети. Проекты положительно влияют на развитие дошкольника. Во-первых, у  ребенка становится больше знаний об окружающем мире. Во-вторых, у него развиваются познавательные и коммуникативные способности, ребенок учится контролировать себя. В-третьих, дети, которые участвуют в проектах, становятся творчески активными, тренируются самостоятельно принимать решения.

Воспитатель. Проектный метод меняет мировоззрение воспитателя. Педагог перестает работать с детьми по шаблону. Он учится выстраивать воспитательно-образовательный процесс с учетом интересов каждого ребенка. С помощью проектов педагог развивает и собственные творческие способности.

Родители. Проекты сближают родителей и детей, ведь выполняют творческие задания они, как правило, вместе. Семейная жизнь наполняется новыми впечатлениями. По итогам в семье появляются новые увлечения, традиции.

Какие есть типы проектов

Проекты бывают игровые, творческие, познавательные, исследовательские, информационные, приключенческие и практико-ориентированные. Примеры – в таблице 1.

Таблица 1. Какие проекты можно предложить дошкольникам

Тип проекта

Примеры

Игровой

Игра-путешествие в подводное царство.

Сюжетно-ролевая игра «Театр».

«Строим город будущего».

«Путешествие в древний мир».

«Строим сказочный снежный городок»

Творческий

Вернисаж.

Музыкальная сказка.

Настольный театр.

«Веселая ярмарка».

Рисованные диафильмы.

Фестиваль искусств «Весенняя капель»

Познавательный

Проект «Наш дом – планета Земля».

«Я и Вселенная».

«Красная Книга».

«Город мой родной».

Конкурс «Моя родословная».

Экологическая акция «Елочка – зеленая иголочка».

«Поможем птицам».

«День Земли».

«Я – человек».

«Моя семья»

Исследовательский

Создание стенгазеты.

Игра-драматизация

Информационный

Сбор и анализ информации о различных объектах или явлениях

Приключенческий

Ролевые игры.

Игры-приключения

Практико-ориентированный

Любые проекты, которые затрагивают социальные интересы

Совет

Чаще вовлекайте детей в коллективные проекты

Совместная работа над проектом учит детей общаться друг с другом, договариваться, оказывать взаимопомощь. Помимо познавательных навыков, дошкольники приобретают социальный опыт.

Прежде чем вовлекать детей в проект, продумайте и опишите его особенности. Для этого используйте критерии из таблицы 2. Так вы сможете доступно рассказать ребенку и его родителям, какую работу планируете.

Таблица 2. По каким критериям описывать проект

Критерий

Описание

Какой вид деятельности

Игровой проект.

Экскурсионный проект (учит детей взаимодействовать с окружающей средой).

Повествовательный проект (рассказывает
о чем-то).

Конструктивный проект (цель – создать полезный продукт, к примеру, сделать скворечник, клумбу и т. д.)

Чему посвящен проект

Возможные темы:

– ребенок и его семья;

– ребенок и природа;

– ребенок и рукотворный мир;

– ребенок, общество и культурные ценности

Какая роль у ребенка в проекте

Заказчик.

Эксперт.

Исполнитель.

Участник от идеи до результата

Сколько участников

Один.

Двое.

Группа детей

Как долго длится проект

Краткосрочный проект (от одного занятия
до одного дня).

Среднесрочный проект (от двух до трех занятий).

Долгосрочный проект (от одной недели
до трех месяцев)

Совет

Приглашайте в проекты старших дошкольников

Метод проектной деятельности наиболее эффективен в работе со старшими воспитанниками (5-7 лет). У них уже развито внимание и наблюдательность. Эти дети способны анализировать и оценивать себя, умеют действовать коллективно. 

Как создавать проекты

Чтобы разработать любой проект, нужно выполнить действия по правилу «5П» (проблема, проектирование, поиск, продукт, презентация). Расскажите дошкольникам об этих этапах. Что делать на каждом этапе, смотрите на рисунке 1.

Рисунок 1. Как разработать проект по правилу «5П»

Что учесть воспитателю, который применяет метод проектов

Чтобы проектный метод пошел детям на пользу, помните о трех важных особенностях.

Участникам проекта нужна мотивация. Простого интереса к теме проекта недостаточно. Педагог и ребенок должны осмыслить цель будущей работы, ее важность. 

Пример

Как создать мотивацию к проекту

Обычная подготовка к празднику тоже может стать проектом. Для этого ребенок должен быть заинтересован в подготовке и осознавать смысл праздника. Объясните ему, что праздник – это особый день в жизни человека или страны, напоминает о важном событии. Расскажите, как люди относятся к празднику, почему его отмечают, как привыкли праздновать и т. п.

Проектная деятельность должна быть адресной. Ребенок выражает свое отношение к теме проекта, но всегда ищет адресата. Это человек или группа людей, которых заинтересуют результаты проекта.

Замысел ребенка может опережать его технические возможности. Помогайте дошкольнику реализовать идею проекта. Привлекайте взрослых – в первую очередь, родителей ребенка. По возможности, делитесь с воспитанником ресурсами для проекта – канцтоварами, картинками из журналов, различными сценариями и т. д.

Пример

Как помочь ребенку реализовать проект

Представьте себе первый этап интеллектуального марафона «ЗнайкА!» для дошкольников, который проходит в ДОО. У детей творческое задание: создать проект на тему «Люди мира».
Дошкольники объясняют свой замысел: «Нам нужно показать Землю, вокруг которой видно много людей. Она живая, и ее можно легко ранить. Мы хотим передать послание детям в других странах: «Люди мира, берегите Землю!».
Родители и воспитатель помогают детям реализовать проект. Они предоставили дошкольникам различные символы, которые отражают замысел детей: голуби, живой цветок, хрупкий круглый аквариум, запаянные бутылочки с посланиями и т. д. Специально для презентации проекта написали стихотворение.

Дополнительный материал по теме смотрите в файле «Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта».

Совет

Пригласите на защиту проекта гостей, родителей и других детей ДОО

Последний этап проекта – защита – всегда самый зрелищный. Именно на этом этапе дети ведут себя наиболее эмоционально. Усильте их эмоции социальной значимостью проекта. Объясните, для кого и для чего ребенок создавал проект. Форма защиты должна быть яркой и интересной. Продумайте ее так, чтобы продемонстрировать вклад в проект каждого воспитанника, родителя или педагога.
Презентовать проект можно в различных формах. Примеры – итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, альбомы, творческие газеты, фотовыставки, мини-музеи.

Что такое технология исследовательской деятельности

В прошлой лекции мы говорили о детских проектах: какие бывают, почему важны, как заинтересовать дошкольников. Теперь затронем тему детских исследований: они тоже важны для полноценного развития дошкольников. Что предполагает технология исследовательской деятельности, читайте в лекции.

Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности ребенка. Дошкольник взаимодействует с окружающей средой, приобретает новые знания и учится применять их в жизни. 

Технология исследовательской деятельности – это приемы, которые помогают обучать детей через различные исследования.

Есть четыре принципа исследовательского обучения в ДОО (рисунок 1).

Рисунок 1. Как воспитателю строить исследовательское обучение

C:\Users\elobanova\Desktop\ШКОЛА\7. Технологии 72 ч\Модуль 2\Тема 3\рисунки\2.png

Репродуктивный метод обучения – это когда ребенок выполняет действия по образцу учителя, получает от него различные знания.

Продуктивный метод обучения – когда ребенок самостоятельно получает новые знания и умения. Педагог лишь ставит перед дошкольником задачу, которую тот должен решить.

Любое исследование состоит из восьми этапов. Одни шаги дети выполняют сами, другие – под руководством воспитателя. Подробности – в таблице 1.

Таблица 1. Как проводить исследования

Этап

Что сделать

Актуализируйте проблему

Выявите проблему, которую можно исследовать.
На этом этапе дети работают совместно с воспитателем

Выберите тему исследования

Помогите детям определиться с тематикой.

Четко отделите исследование от проекта: это не одно
и то же. Исследование – это процесс поиска неизвестного, новых знаний. Проект – это всегда решение какой-то практической задачи

Определите цели исследования

Подумайте с детьми, для чего проводить исследование.

Обычно цель исследования формулируют, начиная
со слов «выявить», «изучить», «определить».

Цели проектов, как правило, начинаются со слов «разработать», «создать», «выполнить»

Установите задачи исследования

Выделите с детьми основные шаги, которые нужно выполнить в процессе исследования (изучить материал, что-то с чем-то сравнить и т. п.)

Сформулируйте  гипотезу

Пусть дети выскажут догадку, каковы будут результаты исследования

Составьте план исследования

Помогите детям определиться с методами исследования:

– подумать самому;

– прочитать книги о том, что исследуешь;

– посмотреть видеофильмы по проблеме;

– обратиться к компьютеру, спросить у других людей;

– понаблюдать или поэкспериментировать

Проведите эксперимент

Поставьте опыт, понаблюдайте, проверьте гипотезы, сделайте выводы. Этот шаг дети выполняют сами

Обсудите итоги работы

Попросите детей сравнить гипотезу с полученными выводами. Проанализируйте результаты исследования

Совет

Организуйте детские исследования в мини-группах

В процессе исследований стоит разделить детский коллектив на малые группы по три–четыре человека. Работа в мини-группе научит детей формулировать варианты решения задачи, доказывать свою точку зрения.

Чтобы дети научились исследовать, отдельно научите их шести действиям. Подробности на рисунке 2.

Рисунок 2. Чему научить дошкольников для исследований

 C:\Users\elobanova\Desktop\ШКОЛА\7. Технологии 72 ч\Модуль 2\Тема 3\рисунки\3.png                                                                                                                          

Совет

Осваивайте с детьми новые понятия

Научите дошкольников оперировать терминами «явление», «причина», «следствие», «сходство», «совместимость», «возможность» и т. д. Без них ребенок не научится мыслить абстрактно. Чтобы дети освоили новые понятия, проведите с ними пробное исследование. Например, предложите дошкольникам описать то, что они видят вокруг, сделать выводы. Расскажите, что видите вы и как к этому относитесь.

Тщательно продумывайте с дошкольниками темы для исследований. Тема должна быть: 
– интересной и увлекательной;
– полезной для участников исследования;
– оригинальной, с элементом неожиданности.


Какие темы исследований можно предложить дошкольникам, смотрите в таблице 2.

Таблица 2. Примерные темы для детских исследований

Тема

Что предполагает

Фантастическая

Дети придумывают различные объекты или явления. Например, это может быть летающая тарелка, которую ребенок покажет на рисунке или в виде бумажного макета

Эмпирическая

Дошкольники проводят наблюдения
и эксперименты. Изучать можно растения, животных, неживую природу (воду, камни, небесные светила). Например, эксперимент с волнистыми попугайчиками позволит проверить, как птицы реагируют на свет, боятся ли громких звуков, резких движений, любят ли музыку и др.

Теоретическая

Ребенок изучает и обобщает факты и материалы из разных источников. Например, можно собрать из энциклопедий информацию о породе собак, устройстве парусных кораблей или истории музыкальных инструментов

На заметку

Как заинтересовать ребенка исследованиями 

Чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, подбирайте понятные темы. Например, окружающий мир, природа, животные. Тема должна быть такой, чтобы работу можно было выполнить относительно быстро. Дети младшей, средней, а иногда и старшей групп не способны долго концентрировать внимание. Поэтому первые исследовательские опыты не должны занимать много времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Метод проекта. Тема: "Что такое лэпбук? Зачем он нужен? С чего начать?"

Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. "Лэпбук" (lapbook) - в дословном переводе с английского значит "наколенная книга" (lap - колени, book - книга). Это такая небольшая папка, кото...

Детский информационный проект "Зачем нужен хвост?"

Цель: Я решила узнать, зачем животным нужен хвост и как они его используют.Задачи:·       Узнать у детей моей группы, знают ли они, зачем животным нужны хвосты.·...

Исследовательские детские проекты "Где живет голос?", "Что умеет делать язык?", "Зачем нужен язык?"

Совместные работы детей и родителей под руководством учителя-логопеда. Это первый опыт защиты проектов в новом корпусе №3 нашего детского сада № 111 "Дашенька". Проекты детей стали лауреатами всеросси...

Буклет: Что такое метод проектов?

Буклеты.: - Консультации, рекомендации, советы для родителей и педагогов....

Что такое метод проектов?

Метод проектов - это  область дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенной области знаний....

Буклет: Что такое метод проектов?

Что такое метод проектов?Метод проектов это модель обучения, которая вовлекает дошкольников и их родителей в процесс решения сложных проблем. Этот процесс завершается в реальном материале – продукте п...

Кто такой педагог-психолог и зачем он нужен в детском саду?

Труд педагога-психолога, как правило,не очевиден родителю, но ребенку он, поверьте, необходим.Психолог в детском саду — это, прежде всего, знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающ...