Памятки для родителей дошкольников и младших школьников
материал (подготовительная группа)
Рекомендации родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста как бороться со стрессом у детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stress.docx | 17.62 КБ |
Предварительный просмотр:
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ
СПРАВИТСЯ
СО СТРЕССОМ
Основные причины стресса детей дошкольного возраста: изменение распорядка дня; поступление в детский сад; конфликты с другими детьми; появление нового значимого взрослого в лице воспитателя; более длительная разлука с родителями.
Проявления стресса у дошкольников:
• в поведении ребенка наблюдается регресс (ребенок начинает писать в штаны и т.д.);
• ребенок может стать либо агрессивным, либо очень активным, либо слишком спокойным (снижение общей активности);
• ребенку становится свойственна плаксивость, перепады настроений;
• появляются дневные и ночные страхи.
Детям в таком возрасте трудно выразить свои чувства словами. Вы составляете список возможных стрессовых событий, а ребенок должен постараться рассказать вам о своих чувствах по поводу этих событий. Для решения проблемы простыми словами объясните ребенку ситуацию, обозначив при этом его чувства и задав вопрос: «Как же нам быть?» Часто дети предлагают вполне реальные варианты решения проблемы. Способы выхода из стресса заключаются в разрядке накопленного напряжения:
• Предложите ребенку порисовать, желательно яркими красками.
• Погуляйте с ребенком, во время прогулки разрешите ему бегать, прыгать, кричать – это позволит выплеснуть свою энергию.
• Постарайтесь, чтобы дети в течение дня какое-то время находились в покое: слушали сказки, играли в спокойные игры.
• И самое главное, любите детей и говорите им об этом!
Стресс у школьников младшего и среднего возраста
Основные причины стресса: написание контрольных, сдача экзаменов, конфликты с родителями, одноклассниками и учителями; взаимоотношения со сверстниками; изменение образа жизни.
Признаки стресса в этом возрасте:
• агрессивное поведение и ложь;
• нарочито «хорошее» поведение;
• отказ от посещения школы, от прогулок или общения с другими детьми; • низкая самооценка;
• неадекватные тревоги и страхи;
• нарушение сна.
После 7 лет родители могут начинать учить ребенка справляться со стрессом самостоятельно. Основные направления родительской помощи – поиск причины стресса и объяснение тех моментов ситуации, которые он не понял. Если вы видите, что ребенка что-то беспокоит, не давайте ему замкнуться в себе. Расспрашивайте, проговаривайте ситуации вслух. Чем больше говорит ребенок, тем быстрее неприятная ситуация стирается, теряет свою эмоциональную окраску. Главное правило! Обсуждать неприятную ситуацию ребенок будет только в том случае, если уверен, что вы его поймете. Не давите на ребенка, не сравнивайте его с другими детьми! Ребенок должен знать, что родители любят его и поддержат в любой ситуации.
Как понять, что ребенок испытывает стресс ?
Когда наши дети оказываются в стрессовой ситуации, они, к сожалению, не говорят нам: «Мама, папа, я испытываю стресс, помогите мне!» Детские переживания скрыты глубоко, и всегда существует опасность не заметить их и позволить им вести разрушительную работу в детской душе. Но, к счастью (как ни странно это звучит), именно разрушительная сила, интенсивность этих переживаний дают нам возможность обнаружить стресс у ребенка: они переводят стресс в реальный мир, где стресс проявляется в виде изменившегося поведения, настроения, аппетита, сна и т.д.
Внимание, родители! Если вы заметили, что у вашего ребенка:
• постоянно «плохое» настроение - чаще обычного плачет, капризничает, протестует; его ничего не радует;
• реакция на стандартную ситуацию стала неадекватной: он отвечает гневом или яростью;
• появились страхи, которые характерны для детей более раннего возраста (страх расставания с родителями, боязнь чудовищ и т.п.);
• пропало желание общаться с окружающими людьми
∙ повысилась конфликтность или ребенок сам стал создавать конфликтные ситуации;
• изменилась двигательная активность: ребенок стал либо чересчур подвижен, либо заторможен;
• аппетит либо есть, но «волчий», либо вообще пропал;
• появились нарушения сна (ребенку трудно заснуть, тяжело проснуться, сон неглубокий);
• появились вредные привычки (ребенок грызет ногти, наматывает волосы на пальцы и т.п.) или навязчивые действия; – то скорее всего, ребенок находится в состоянии стресса.
У любого ребенка в тот или иной момент времени в поведении можно наблюдать признаки, похожие на вышеперечисленные, но с уверенностью сказать, что у ребенка стресс, можно, только если:
1. Ребенок ведет себя не так, как обычно, в течение длительного времени (неделю, месяц и более).
2. Некоторые моменты в его поведении напоминают поведение детей младше его по возрасту (нарушается возрастное соответствие поведения).
3. Поведение ребенка негативно влияет на его повседневную жизнь.
4. Реакции ребенка на типичные ситуации отличается от реакций его ровесников и детей, схожих по темпераменту.
Алгоритм вывода ребенка из стресса
1. Распознаем признаки стресса.
2. Докапываемся до истинной причины стресса.
3. Ищем способ вывода ребенка из стресса с наименьшими потерями для него.
Стресс у детей раннего возраста
Как ни печально, но стресс испытывают все дети, даже малыши, которые только начинают вставать на ноги. Причинами стресса в раннем возрасте являются: разлука с родителями; резкое изменение режима дня; эмоциональное состояние родителей. Самое сложное при работе с маленькими детьми – то, что они не могут рассказать нам о своих переживаниях. Потому родителям нужно всегда отслеживать поведение детей и делать выводы, если в течение некоторого времени ребенок: капризничает, плохо ест, плачет при расставании с родителями, не хочет отпускать их, плохо спит. Если вы заметили у малыша признаки стресса (т.е. выполнили п.1 нашего алгоритма), то переходите к п.2: ищите причину возникновения стресса. Подумайте, какие события произошли в вашей жизни в течение последнего месяца?
Способы снятия стресса у самых маленьких:
1. Игра. Поиграйте с ребенком, например, в прятки («Где мама? Ку-ку, вот мама! А где малыш? А, вот он где!»). Так вы ему покажете, что даже если мама иногда исчезает, она всегда возвращается.
2. Универсальный способ – это демонстрация вашей любви, ласки, заботы и внимания к малышу. Носите своего зайчика на руках как можно чаще, сажайте на колени, гладьте по головке, целуйте и обнимайте!
3. Держите себя всегда в руках!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Несколько советов родителям дошкольников и младших школьников
Несколько советов родителям дошкольников и младших школьниковПодумайте, за что вы любите своего ребенка, чем он вам дорог, что он умеет делать и на это обращайте постоянно свое и его внимание. Хвалите...
Опросник "Взаимодействие родителя с ребенком" (ВРР). Вариант для родителей дошкольников и младших школьников
Опросник вывляет особенности взамодействия родителя и ребенка по ряду характеристик. Тест хорошо проводить вначале работы с родителем...
Несколько советов родителям дошкольников и младших школьников
Помогите себе и своему ребенку!...
Мастер-класс для педагогов-психологов дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений на тему «Использование метода рифмотерапии в работе с родителями дошкольников и младших школьников»
В данном материале рассмотрен вопрос использования метода рифмотерапии в работе педагога-психолога. Проанализированы характерные особенности рифмотерапии. Показана значимость и весомость рифмотерапии ...
Советы для родителей дошкольников и младших школьников в период объявленной эпидемии
Советы для родителей дошкольников и младших школьников в период объявленной эпидемии...
Рекомендации для родителей дошкольников и младших школьников в период объявленной пандемии.
Рекомендации для родителей дошкольников и младших школьниковв период объявленной пандемии....
Советы для родителей дошкольников и младших школьников в период объявленной эпидемии
Советы для родителей дошкольников и младших школьниковв период объявленной эпидемии...