Формирование у дошкольников основ ЗОЖ
методическая разработка
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 99 Ново-Савиновского района
План по самообразованию
Воспитатель: Бариева Назира Назметдиновна
Тема: «Формирование у дошкольников основ ЗОЖ»
Актуальность темы
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья детей. Почему я выбрала данную тему? Актуальность опыта состоит в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребёнка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизации физкультурно-оздоровительной деятельности в работе в детьми.
В дошкольном возрасте у ребенка закладываются основные навыки по формированию культуры здорового образа жизни, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Цель: Сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения как к собственному здоровью так и здоровью окружающих.
Задачи:
• охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляемости защитных свойств организма;
• формирование у детей и родителей осознанного отношения к своему здоровью;
• привлечение родителей к организации оздоровительной работы с детьми.
• помочь ребенку создать целостное представление о своем теле,
• научить " слушать" и "слышать" свой организм;
• осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;
• привить навыки профилактики и гигиены, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;
• развивать охранительное самосознание, воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли;
• научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами;
• формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности.
Ожидаемые результаты:
• создание образовательной среды, формирующей здоровую, физически развитую, социально адаптированную, увлечённую спортом личность, сознательно использующую знания о здоровом образе жизни;
• снижение показателя заболеваемости;
• положительная динамика показателей физического развития детей.
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.
Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.
Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую, то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием.
Даже строго следуя требованиям СанПина о максимальной учебной нагрузке на ребенка, можно сказать, что ритм жизни ребенка в детском саду остается высоким, не всегда удается сохранить оптимальный баланс между учебной и двигательной деятельностью. В этом и есть противоречие: с одной стороны работа детского сада предполагает превышение образовательного стандарта по всем направлениям развития ребенка, что в свою очередь обеспечивается введением парциальных программ, реализацией программ дополнительного образования. С другой стороны для решения основной задачи дошкольного образования: сохранения и укрепления здоровья ребенка необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим в детском саду, достаточное время в режиме дня для осуществления оздоровительных мероприятий.
Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.
Теоретические основы формирования навыков здорового образа жизни
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации" и др.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. В. А.Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".
"Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" — так гласит восточная мудрость.
Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом.
С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.
Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В. Н. Дубровский, Ю. П. Лисицын, Б. Н. Чумаков, психологии (О. С. Осадчук, экологии (З. И. Тюмасева, А. Ф. Аменд) и педагогики (В. Г. Алямовская, Г. К. Зайцев, Ю. Ф. Змановский, М. Лазарев, О. В. Морозова, Т. В. Поштарева, Л. Г. Татарникова, О. Ю. Толстова, О. С. Шнейдер и др.) .
Выделяется несколько компонентов здоровья:
Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.
Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
• Занятия физкультурой, прогулки
• Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна
• дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды
• Бережное отношение к окружающей среде, к природе
• Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций
• Формирование понятия "не вреди себе сам"
Биологические потребности (голод, жажда и пр., потребность в безопасности, любви, присущие ребенку, как и взрослому, ни по отдельности, ни вместе не создают фундамента потребности в здоровом образе жизни, которую мы должны отнести к высшей потребности. И ее возникновение прямо связано с социально-гигиенической средой, в которой воспитывается ребенок.
Гигиенически организованная социальная среда обитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении является первым и основным условием развития у него потребности в здоровом образе жизни. Учитывая, что значительную часть своей жизни ребенок находится в дошкольном учреждении, оно в силу специфики своей деятельности и возможностей несет большую, чем родители, ответственность за возникновение и развитие этой потребности.
Вторым по важности условием воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни является наличие в дошкольном учреждении специальной обучающей программы, которая была бы нацелена на приобретение детьми комплекса необходимых навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям, дело в том, что многие потребности связаны с привычками. Например, человек, привыкший утром и вечером чистить зубы, чувствует себя весьма некомфортно, если по каким-либо причинам лишен этой возможности. У него возникает потребность очистить полость рта. У человека, незнакомого с зубной щеткой, нет потребности не только чистить зубы, но даже полоскать рот. Его это не беспокоит.
Третьим условием формирования у детей потребности в здоровом образе жизни является овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни.
Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой. Эти знания дети приобретают на специальных занятиях.
Четвертым условием формирования позиции созидателя своего здоровья является реализация принципа резонанса при организации физического воспитания детей. Сущность его заключается в создании взрослыми бесчисленных ситуаций для бесконечного проявления детьми своих растущих физических возможностей.
На основании вышеизложенного мною была и выбрана тема самообразования «Формирование основ здорового образа жизни».
Этапы работы:
1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)
изучение научной и учебно – методической литературы
2 ЭТАП — внедрение в практику.
3 ЭТАП — представление опыта работы по теме
Перспективный план работы
на 2017 – 2018 учебный год.
Младшая группа
месяц | направления работы | |||
самообразование | дети | родители | педагоги | |
октябрь | 1.Работа с Интернет – ресурсами. 2.Изучение методической литературы по теме самообразования. 3.Разработка мероприятий по теме самообразования (перспективного плана работы на учебный год) | НОД «Овощи и фрукты - полезные продукты». НОД с презентацией «Я расту здоровым!» Дидактические игры: «Угадай витамин», «Назови полезный продукт». | Анкетироване родителей «О здоровом образе жизни» Консультация:«Роль родителей в физическом воспитании ребенка». | Выяснить актуальность данной темы в условиях дошкольного учреждения, среди коллег, обмен опытом. |
ноябрь | 1.Совершенствовать предметно-развивающую среду группы и спортивного зала для успешного формирования основ ЗОЖ. 2.Создание методических разработок по изучаемой теме. | НОД « Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!» НОД «Вредные микробы» Отгадывание загадок про части тела. НОД Дидактические игры: «Да и нет», «Кто у нас красивый», «Угадай, кто позвал». | Индивидуальные беседы с родителями по теме «Спортивная одежда и обувь для занятий физкультурой» Консультация:«Красивая осанка» | Консультация "Здоровьесберегающие технологии в ДО" |
декабрь | Изучение опыта работы коллег через Интернет-ресурсы. | Игра – занятие «Волшебный массаж» НОД «Полезная и вредная еда» Беседа: «На зарядку –становись!» | Консультация для родителей «Что нужно знать о закаливании» | Знакомство с опытом работы других воспитателей через Интернет – ресурсы. |
январь | Пополнение предметно-развивающей среды группы для успешного формирования основ ЗОЖ дошкольников. | НОД «Чтобы зубы не болели. Дидактические игры: «Назови предметы», «Покажи части тела» Упражнение «Как чистить зубы» | Консультации для родителей «Берегите глазки»; «Игры с детьми зимой на свежем воздухе» | Работа с Методической лит-рой. Оформление картотек «Иры по ЗОЖ» |
февраль | Работа с методической литературой по заданной теме. | НОД «Дружим с водой» Закаливающие процедуры с водой. Беседа: «Чистота – залог здоровья» | Выставка методической и детской литературы и наглядного материала для родителей по заданной теме. | Памятка для воспитателей «Использова- ние здоровьесберегающих технологий в режимных моментах с детьми.» |
март | Повышение знаний, сбор материала по изучаемой теме. | НОД «Чистота и здоровье» НОД «Здоровье в порядке, спасибо зарядке». Пальчиковая гимнастика: «Белочка» , «Цветочек», «Апельсин». | Представление родителям материала, игр, закаливающих упражнений, литературы по заданной теме. Оформление информационного листа для родителей на тему: «Причины плоскостопия». | Составление презентаций по формированию основ ЗОЖ у дошкольников. Обмен опытом с коллегами. детского сада. Консультация "Цветотеррапия" |
апрель | Поиск и разработка наглядных, демонстрационных, электронных материалов к проведению образовательной деятельности с детьми с использованием здоровьесберегающих технологий. | НОД "Безопасность в быту" Цель: Закреплять основные правила безопасного поведения детей в быту. Физкультурный досуг детьми «День здоровья!» | Индивидуальные беседы с родителями об успехах детей по изучаемым темам. | Посещение НОД у воспитателей ДОУ по теме самообразо- вания. |
май | Работа с методической литературой и картотекой подвижных игр по заданной теме. | НОД «Спорт – это сила и здоровье». Спортивное развлечение "День подвижных игр" Проведения с детьми комплекса упражнений для глаз. | Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику младших дошкольников Анализ, обмен информацией с родителями по заданной теме. | Представление наработанных материалов к физкультурным занятиям, обмен опытом с коллегами. Консультация "Примеры здоровьесберегающих технологий в ДО" |
Изучение научной и учебно-методической литературы: 1. Аксенова Н. «Повышение уровня двигательной активности и дозировка физической нагрузки на физкультурных занятиях» // "Дошкольное воспитание" №6, 2000 2. Голубева Л., Прилепина И. «Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей.»// Дошкольное воспитание №1, 2001 3.Рунова М. «Помогите ребенку укрепить здоровье!» //Дошкольное воспитание - №9 – 2004 г. 4. Рунова М.А, «Двигательная активность ребенка в детском саду.» - М., 2000. 5. Степаненкова Э.Я. «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка.» - М.: 2001. Детская художественная литература: 1.О физическом воспитании - Е. Кан «Наша зарядка» 2.О закаливании - М. Витковская «О том, как мальчуган здоровье закалял» 3.О сне С. Михалков «Не спать»; С. Маршак «Дремота и зевота». 4.О питании С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала», Э. Успенский «Дети, которые плохо едят в детском саду». 5.О санитарно-гигиенических навыках: Н. Найденова «Наши полотенца», К. Чуковский «Мойдодыр». 6.О прогулке - А. Барто «Прогулка»; И. Беляков «На санках»; Е. Благинина «Проулка»
Анкета для родителей Уважаемые родители! Каждый из вас хотел бы, чтобы ваш ребенок был здоровым. Для этого важно уделять особое внимание физическому развитию детей. Для того, чтобы мы могли помогать вам в процессе укрепления здоровья и физического развития детей, пожалуйста, ответьте на следующие вопросы.
Укажите, пожалуйста, какую группу посещает ваш ребенок: Как вы считаете, что влияет на здоровье ребенка?____________________________ _________________________________________________________________________ Источники ваших знаний о культуре здоровья_______________________________ _________________________________________________________________________ Соблюдаете ли вы здоровый образ жизни в семье? ___________________________ На что, на ваш взгляд, должны обращать внимание семья и ДОУ, заботясь о здоровье и физической культуре дошкольника?__________________________________________ __________________________________________________________________________ Назовите наиболее приемлемые закаливающие процедуры для вашего ребенка. __________________________________________________________________________ Знаете ли вы, как укреплять здоровье ребенка дома?____________________________ Нужна ли вам помощь детского сада?________________________________________ Какое направление развития для вашего ребенка вы предпочли бы в качестве приоритетного (углубленного) (Проставьте цифры в клетках от 1 до 4: цифра 1 –самое важное направление,…, цифра 4 – наименее важное направление): физическое развитие; художественно-эстетическое; социально-личностное; познавательно-речевое. Спасибо за сотрудничество! |
Перспективный план работы по формированию
здорового образа жизни.
Средняя группа на 2018-2019год
Список литературы:
1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно – методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
2. Голицина Н.С., Шумова И.М. Воспитание здорового образа жизни у малышей. – М.: «Скрипторий 2003», 2007.
3. Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. Программа для ДОУ. – М.: ТЦ Сфера , 2008
Перспективный план по здоровому образу жизни (старшая группа)
На 2019-2020 уч.год
Сентябрь
Форма работы | Содержание | Взаимодействие с родителями |
Беседа, наблюдения | «В медицинском кабинете детского сада», «Будем стройные и красивые», «Витамины и здоровый организм», «Лекарственные растения нашей области» | Консультация «Профилактика простудных заболеваний». |
Игры | Подвижные игры: «Найди себе пару», «Карлики и великаны», «У медведя во бору», «Листопад», «Попрыгунчики», «Лиса в курятнике», «Воробышки и автомобиль», «По ровненькой дорожке», «Самолеты», «Пройди бесшумно», «Раздувайся пузырь», «Мыши водят хоровод», «Жмурки», «Поймай грибок», «Простые ловишки», «Уголки», «Солнышко и дождик», «1,2,3 к дереву беги», «Удочка», «Мышеловка», «Веселая сороконожка», «Вейся венок», «Летает – не летает», «Зайцы и волк», «Горелки», «Лохматый пес», «Метание в цель» Игра по ЗОЖ: «Скорая помощь», Игра с микрофоном «Части тела», «Собери человечка», «Для чего, что нужно?», «Кто, как устроен?» Сюжетно-ролевая игра: «Семья», «Детский сад», «Поварята», «Прачечная», «У врача», «Больница» | |
Чтение художественной литературы | А. Барто «Мама-болельщица»; С. Маршак «Рано вставать, рано в кровать...»; стихотворение Э. Мошковской, «Вежливое слово»; А. Иванова «Как Хома зимой купался»; Ю. Тувим «Овощи»; С. Афонькина «Как стать сильным?»; А. Акулин «Людоеды», | |
Продуктивная деятельность | «Веселые портреты», «Картинка про лето», «Как я с мамой (папой) иду из детского сада домой» | |
Пальчиковая гимнастика | «Повар», «Тесто мы месили», «Цветки», «Наша квартира», «Моя семья», «Рыбки» | |
Бодрящая гимнастика после сна | Комплекс №1, 2. | |
Релаксация | «Водопад», «Качели», «Бабочка», «Солнечный зайчик» | |
Физкультминутки | «Детский сад», «Нам пора передохнуть», «Кто живёт у нас в квартире?», «Для начала мы с тобой» | |
Утренняя гимнастика | Комплекс № 1, 2. | |
Закаливание | Проветривание группы, умывание прохладной водой, хождение босиком по ковру. | |
Гимнастика дыхательная | Дыхательно-звуковая гимнастика №1 | |
Гимнастика для глаз | «Осень», «Заяц», «Теремок», «Поиграем вместе с Варей…» | |
КГН | «Советы Мойдодыра», «О чем нам рассказало полотенце?», «Носовой платок», «Какие привычки у Незнайки?», «Покажи Незнайке, как правильно складывать вещи в шкаф» | |
Профилактика плоскостопия и осанки | Комплекс №1 | |
Дни недели здоровья, праздники и развлечения |
Перспективный план по здоровому образу жизни (старшая группа)
Октябрь
Форма работы | Содержание | Взаимодействие с родителями |
Беседа, наблюдения | «Будем стройные и красивые», «Съедобные ягоды и ядовитые растения», «Орган зрения», «Ядовитые грибы и растения», «Лекарственные растения нашей области» | Консультация для родителей «Нужна ли прививка от гриппа?». |
Игры | Подвижные игры: «Лохматый пес», Народная игра «Бубенцы», «Ловишки», «Бездомный заяц», «У оленя дом большой», «Кто самый меткий», «Один — двое», «Пройди бесшумно», Народная игра «Горелки с платочком», «Зайцы и волк», «Самый быстрый», «Пчелы и медвежата», «Мяч водящему», «Найди себе пару», Народная игра «Фанты», «Мы — веселые ребята», «Затейники», «Смелые ребята», «По ровненькой дорожке», «Жуки», Народная игра «Мячик к верху», «Третий лишний», «Совушка», «Горелки», «Пузырь», «Удочка», «Рыбак» Игра по ЗОЖ: Кто я такой? «Тело человека», «Съедобный грибок положи в кузовок», «Как нужно ухаживать за собой», «Чтобы кожа была здоровой», «Вершки-корешки» Сюжетно-ролевая игра: «Магазин овощи-фрукты», «Рынок», «Семья», «Путешествие в осенний лес» | |
Чтение художественной литературы | С. Олексяк «Распорядок дня»; Р. Куликова «Каждый день я Мыло мою…»; Э. Мошковская «Пенки»; С. Афонькина «Зачем делать зарядку?»; В. Бондаренко «Где здоровье медвежье», | |
Продуктивная деятельность | «Вылепи какие хочешь овощи и фрукты для игры в магазин», «Огурцы и помидоры лежат на тарелке», «Создание дидактической игры «Что нам осень принесла?»» | |
Пальчиковая гимнастика | «Прятки», «Капустка», «Апельсин», «Журавли», «Осень» | |
Бодрящая гимнастика после сна | Комплекс №3, 4. | |
Релаксация | «Солнышко и тучка», «Улыбка», «Лентяи», «Игра с песком» | |
Физкультминутки | «Листики», «На огороде», «Фрукты», «Липы» | |
Утренняя гимнастика | Комплекс № 3, 4. | |
Закаливание | Проветривание группы, умывание прохладной водой, хождение босиком по ковру. | |
Гимнастика дыхательная | Дыхательная гимнастика №2 | |
Гимнастика для глаз | «Белка», «Листочки», «Овощи», «Дождик», «Автобус» | |
КГН | Пр/упр «Чудесные расчески», И/сит «Какие привычки у Незнайки?», пр/упр «Чисто-чисто» | |
Профилактика плоскостопия и осанки | Комплекс №2 | |
Дни недели здоровья, праздники и развлечения |
Перспективный план по здоровому образу жизни (старшая группа)
Ноябрь
Форма работы | Содержание | Взаимодействие с родителями |
Беседа, наблюдения | «Полезные привычки», «Мое здоровье в моих руках», «Что любят зубки?». | Консультация для родителей «Как провести выходные дни с пользой для здоровья» Консультация для родителей «Учите ребенка чувствовать». |
Игры | Подвижные игры: «Найди свой цвет», «Птички и клетка», «Наперегонки парами», Народная игра «выше ножки от земли», «Серый волк», «Караси и щука», «Хищник в море», «Путешественники», «Жмурки», «Перехватчики», «Баба-Яга», «мыши и кот», «Стоп», «Удочка», «Мы — веселые ребята», «Затейники», «Куропатки и охотники» Игра по ЗОЖ: «Оденем куклу на прогулку», «Скорая помощь.», « Лабиринты», «Как беречь зубы» Сюжетно-ролевая игра: «Магазин одежды»: сюжет «Покупаем осеннюю одежду» | |
Чтение художественной литературы | А. Гришин «Здоровье»; В. Шульжик «Зеркало любит чистые лица»; Г. Сапгир «Бутерброд»; В. Голявкина «Про Вовкину тренировку», В. Беспалов «Голубая льдинка», | |
Продуктивная деятельность | «Красная шапочка несет бабушке гостинцы», | |
Пальчиковая гимнастика | «Замок», «Чайник», «Точим нож», «Зарядка для пальчиков», «Мы сегодня рисовали… », «Прогулка» | |
Бодрящая гимнастика после сна | Комплекс №5, 6. | |
Релаксация | «Воздушные шарики», «Муравей», «Спящий котёнок», «Солнечный зайчик» | |
Физкультминутки | «ПЛАТЬЕ», «Посуда», «Кошкин дом», «Пешеходы», «Хомка-хомка, хомячок» | |
Утренняя гимнастика | Комплекс № 5, 6, 7. | |
Закаливание | Проветривание группы, умывание прохладной водой, хождение босиком по ковру. | |
Гимнастика дыхательная | Дыхательная гимнастика №3. | |
Гимнастика для глаз | «Мой веселый, звонкий мяч», «Часы», "Тишина", «Дождик» | |
КГН | практикум «Мы идем в гости», и/сит «Учим Неряшку сушить ботинки и сапожки» | |
Профилактика плоскостопия и осанки | Комплекс №3 | |
Дни недели здоровья, праздники и развлечения | проведение «Дня здоровья». |
Перспективный план по здоровому образу жизни (старшая группа)
Декабрь
Форма работы | Содержание | Взаимодействие с родителями |
Беседа, наблюдения | «Если хочешь быть здоров», «Витамины и здоровый организм», «К нам пришёл Незнайка?», «Зубная Щетка в гостях у детей», опыт «Талый снег». | Беседы с родителями о профилактике простудных заболеваний. |
Игры | Подвижные игры: «Карусель», «К дереву беги», Народная игра: Игра-забава «Снежки», «Перебежки», «Охотники и зайцы», «Догони свою пару», «Мы веселые ребята», «Море волнуется», «Передай палочку», «Хитрая лиса», «Караси и щука», «Бездомный заяц», «Не оставайся на земле», «Мышеловка», «Два Мороза». Игра по ЗОЖ: «Узнай предмет по контуру», «Разложи на тарелках полезные продукты», «Спорт», «Полезные и вредные продукты» Сюжетно-ролевая игра: «Больница», «Семья»: сюжет «Зимняя прогулка»; «Детский сад»: сюжет «На игровой площадке»; «Магазин»: сюжет «Магазин спортивных товаров». | |
Чтение художественной литературы | Рассказ В. Голявкина «Гора»; С. Островский «Будьте здоровы»; В. Лившиц «Петя и слова»; Стихотворение П. Брешенкова «Мороз»; C. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»; рассказы Ч. Янчарского «Приключения Мишки-Ушастика», С. Афонькин «Как победить простуду?» | |
Продуктивная деятельность | «Девочка в зимней шубке», «Блюдо с фруктами и ягодами», «Дети делают зарядку», «Как мы играли в подвижную игру «Охотники и зайцы»», «Дети гуляют зимой на участке» | |
Пальчиковая гимнастика | «Холодно», «Твои пальчики», «Прогулка», «Мышка мыла лапку», «Птички», «Подарки» | |
Бодрящая гимнастика после сна | Комплекс № 7, 8. | |
Релаксация | «Шишки», «Холодно – жарко», «Облака», «Солнышко и тучка» | |
Физкультминутки | «Зима», «Снеговик», «ХУДОЖНИК-НЕВИДИМКА», «Наша елка …» | |
Утренняя гимнастика | Комплекс № 7, 8, 9. | |
Закаливание | Проветривание группы, умывание прохладной водой, хождение босиком по ковру. | |
Гимнастика дыхательная | Дыхательно-звуковая гимнастика №4. | |
Гимнастика для глаз | «Елка», «Сова», «Чудеса», «Отдыхалочка» | |
КГН | Практическое упражнение «Самые аккуратные». | |
Профилактика плоскостопия и осанки | Комплекс №4 | |
Дни недели здоровья, праздники и развлечения |
Перспективный план по здоровому образу жизни (старшая группа)
Январь
Форма работы | Содержание | Взаимодействие с родителями |
Беседа, наблюдения | Анализ ситуации «Что случилось с Бобиком?», «Самые аккуратные», «Умываемся, закаляемся» | Рекомендации родителям, касающиеся активного зимнего отдыха с детьми (катание на санках, коньках, лыжах, прогулки) и формирующие навыки безопасного поведения во время отдыха. |
Игры | Подвижные игры: «К дереву беги», «Мяч водящему», «Два Мороза», «Гуси-лебеди», «Белки в лесу», «Ловишки с ленточками», Игра с пением «Игра в козла», Игра-забава «Снежные круги». Игра по ЗОЖ: «На прогулку собирайся», «Витамины – это таблетки, которые растут на ветке», «В гостях у зубной щетки» Сюжетно-ролевая игра: «У бабушки в деревне», «Путешествие в зимний лес» | |
Чтение художественной литературы | В. Донникова «На катке»; А. Новикова «Здоровье, закалка – превыше всего!»; А.Барто «Спасибо»; Ю.Мориц «Пузатый чайник»; Г. Сапгир «Зверятки на зарядке»; С. Афонькин «Откуда берется болезнь?» | |
Продуктивная деятельность | ||
Пальчиковая гимнастика | «Бурёнушка», «Ёжик», «Ворона», «Птички» | |
Бодрящая гимнастика после сна | Комплекс № 9, 10. | |
Релаксация | «Спящий котёнок», «Улыбка», «Качели», «Драгоценность» | |
Физкультминутки | «Как у наших зверят», «Зайчики», «Снегири», «Вверх рука и вниз рука» | |
Утренняя гимнастика | Комплекс № 9, 10, 11. | |
Закаливание | Проветривание группы, умывание прохладной водой, хождение босиком по ковру. | |
Гимнастика дыхательная | Динамичная дыхательная гимнастика №5. | |
Гимнастика для глаз | «Ночь», «Гимнастика», «Ветер» | |
КГН | Практическое упражнение «Учимся культурно вести себя за столом». | |
Профилактика плоскостопия и осанки | Комплекс №5 | |
Дни недели здоровья, праздники и развлечения |
Перспективный план по здоровому образу жизни (старшая группа)
Февраль
Форма работы | Содержание | Взаимодействие с родителями |
Беседа, наблюдения | «Чистое полотенце», «Зубная щетка», «Опасность разговора за столом», «В здоровом теле - здоровый дух» | |
Игры | Подвижные игры: «Точно в цель», «Белые медведи», хоккей с мячом, «Оленьи упряжки», Русская народная игра «Почта», «Два Мороза», «Хитрая лиса», «Мы веселые ребята», Русская народная подвижная игра «Филин и пташки», «Гуси-лебеди», «Мышеловка», «Охотники и зайцы», «Перебежки», «Мороз», Подвижная игра народов Коми «Невод», «Не боимся мы кота» Игра по ЗОЖ: «Чистюли», «В гостях у Мойдодыра», «Чистоплотные дети», «Зубная щетка». | |
Чтение художественной литературы | З. Петрова «Физкульт – ура!»; О. Высотская «В нашем детском саду»; О. Емельянова «Вежливые слова»; С.Миллиган (пер. Г.Кружкова) «Обжора»; Е. Яхницкая «Зарядка» | |
Продуктивная деятельность | ||
Пальчиковая гимнастика | «Варим компот», «Что принес нам почтальон?», «Мы сегодня рисовали… », «Я художник», «Лошадки», «Кораблик», «Домик» | |
Бодрящая гимнастика после сна | Комплекс № 11, 12. | |
Релаксация | «Лентяи», «Шишки», «Пчелка», «Улыбка» | |
Физкультминутки | «Что принес нам почтальон?», «Оранжевая песенка», «Богатыри», «Мы строгали, мы строгали» | |
Утренняя гимнастика | Комплекс № 11, 12, 13. | |
Закаливание | Проветривание группы, умывание прохладной водой, хождение босиком по ковру. | |
Гимнастика дыхательная | Дыхательная гимнастика №6. | |
Гимнастика для глаз | «Хомка», «Глазки», «Самолеты», «Глазки» | |
КГН | Практическое упражнение «Чистое полотенце», игровая ситуация «Я проснулся». | |
Профилактика плоскостопия и осанки | Комплекс №6 | |
Дни недели здоровья, праздники и развлечения |
Перспективный план по здоровому образу жизни (старшая группа)
Март
Форма работы | Содержание | Взаимодействие с родителями |
Беседа, наблюдения | «Улыбка делает чудеса», «Таблетки – не конфетки», «Культура поведения за столом», «Чистота – залог здоровья», «Откуда берется грипп!». | |
Игры | Подвижные игры: «Мышеловка», «Уголки», «Коршун и наседка», «Ястреб и ласточки», «Мы веселые ребята», «Ловишки с лентой», «Кот и мыши», «Цапля и лягушки», «Кто сделает меньше прыжков?», «Мяч водящему», Рн п/и «Плетень», «Хитрая лиса», «Удочка», «Пронеси мяч, не задев кеглю», Рн п/и «Горелки», «Встречные перебежки», «Веселый мяч», «Ловишки» Игра по ЗОЖ: «Для чего, что нужно? », «Чудесный мешочек», «Если кто-то заболел», «Азбука здоровья» Сюжетно-ролевая игра: «Семья», «Путешествие в весенний лес» | |
Чтение художественной литературы | А. Барто «Зарядка»; Роман Сэф «Шоколадный поезд»; Рассказ Н. Коростелева «Свежий воздух»; Маршак С. "Ежели вы вежливы..."; Э. Успенский «Дети, которые плохо едят в детском саду»; М.Ивенсен «На утренней зарядке» | |
Продуктивная деятельность | ||
Пальчиковая гимнастика | «Я пеку, пеку, пеку… », «Тесто мы месили… », «Весна», «Слон», «Мы сегодня рисовали… », «Прогулка» | |
Бодрящая гимнастика после сна | Комплекс № 13, 14. | |
Релаксация | «Игра с песком», «Водопад», «Холодно – жарко», «Солнышко и тучка» | |
Физкультминутки | «Мамам дружно помогаем», «ПРИШЛА ВЕСНА», «Обезьянки», «Медведь проснулся» | |
Утренняя гимнастика | Комплекс № 13, 14, 15. | |
Закаливание | Проветривание группы, умывание прохладной водой, хождение босиком по ковру. | |
Гимнастика дыхательная | Дыхательная гимнастика №7. | |
Гимнастика для глаз | «Любопытная Варвара», «Весна», "Дождик", «Буратино» | |
КГН | Практическое упражнение «Самые аккуратные» | |
Профилактика плоскостопия и осанки | Комплекс №7 | |
Дни недели здоровья, праздники и развлечения |
Перспективный план по здоровому образу жизни (старшая группа)
Апрель
Форма работы | Содержание | Взаимодействие с родителями |
Беседа, наблюдения | «В здоровом теле – здоровый дух», «С утра до вечера», «Уши, носик и глаза помогают нам всегда», «Если случилась беда» | Родительское собрание. Тема «Роль совместного отдыха детей и родителей». Консультация «Обучение дошкольников правилам поведения за столом». Беседа с родителями «Здоровый образ жизни формируется в семье» |
Игры | Подвижные игры: «Затейники», «Не опоздай», «Не упусти мяч», «Поймай мяч», «Караси и щука», «Хитрая лиса», «Воробушки», «Кто сделает меньше прыжков?», «С кочки на кочку», «Ловишки с ленточками», «Не оставайся на земле», «Космонавты», «Бездомный заяц», «Совушка», «Веревочка», «Живой лабиринт», «Лесные тропинки», «Пустое место» Игра по ЗОЖ: «Чистюли», «Как стать Неболейкой», «Съедобное – несъедобное», «Почему Торопыжка подавился?» Сюжетно-ролевая игра: «Семья»: сюжет «Угощаем друзей». | |
Чтение художественной литературы | В. Бредихин «О пользе утренней пробежки»; В.Орлов «Почему исчез обед?»; рассказ Н. Коростелева «Ласковое солнце»; А. Барто "Признание"; Е. Груданов «Тихий час»; В. Безладнов «Чтобы быть всегда здоровым…» | |
Продуктивная деятельность | «Машины везут урожай» | |
Пальчиковая гимнастика | «Лодочка», «Заботливое солнышко», «Раз, два, три, четыре, пять – будем пальчики считать… », «Замок», «автобус», «Пекарь» | |
Бодрящая гимнастика после сна | Комплекс № 15, 16. | |
Релаксация | «Драгоценность», «Качели», «Воздушные шарики», «Спящий котёнок» | |
Физкультминутки | «Темным лесом, и зеленым лугом…», «Космос», «Мы в профессии играем», «В землю зёрнышко попало» | |
Утренняя гимнастика | Комплекс № 15, 16, 17. | |
Закаливание | Проветривание группы, умывание прохладной водой, хождение босиком по ковру. | |
Гимнастика дыхательная | Дыхательная гимнастика №8. | |
Гимнастика для глаз | «Ах, как долго мы писали», «Самолетик», «Лучик солнца», «Стрекоза», «Кошка» | |
КГН | Практическое упражнение «Чистюли», И/у «Самый аккуратный» | |
Профилактика плоскостопия и осанки | Комплекс №8 | |
Дни недели здоровья, праздники и развлечения |
Перспективный план по здоровому образу жизни (старшая группа)
Май
Форма работы | Содержание | Взаимодействие с родителями |
Беседа, наблюдения | «Питание и здоровье», «Витамины – укрепляют организм», «Осанка – красивая спина», «Мы любим купаться». | Консультация для родителей «О пользе и вреде компьютера» Памятка для родителей «Осторожно, клещи» |
Игры | Подвижные игры: «Третий лишний», «Мышеловка», «Удочка», «Поймай комара», «Горелки», «Пожарные на учении», «Найди и промолчи», «Догони свой хвост», «Серсо», «Ловишки», «Караси и щука», «Не оставайся на земле», «Сделай фигуру», «Пятнашки», «Зайцы и волк», «Хитрая лиса», «Уголки», «Раз, два, три, к названному дереву – беги!» Игра по ЗОЖ: «Правила этикета», «Столик, накройся!», «Красота и здоровье», «Растения, которые лечат» | |
Чтение художественной литературы | О. Высотская «Летняя физкультурная»; А.Шибаев «Значит, так…»; Рассказ Н. Коростелева «Босиком! Босиком!»; А. Барто «Как Вовка стал взрослым»; Е. Груданов «Постарался...» | |
Продуктивная деятельность | «Весенний ковер», «Мир похож на цветной луг», | |
Пальчиковая гимнастика | «Дом на горе», «Дом», «Есть у каждого свой дом», «Мы лепили, мы лепили, наши пальцы утомили…», «Паучок», «Пчёлки», «Червячки», «Бабочка», | |
Бодрящая гимнастика после сна | Комплекс № 17, 18. | |
Релаксация | «Муравей», «Пчелка», «Облака», «Бабочка» | |
Физкультминутки | «День Победы», «Город», «Матрешки», «Стрекоза», «На лугу» | |
Утренняя гимнастика | Комплекс № 17, 18, 19. | |
Закаливание | Проветривание группы, умывание прохладной водой, хождение босиком по ковру. | |
Гимнастика дыхательная | Дыхательная гимнастика №9. | |
Гимнастика для глаз | «Богатыри», «Прогулка в лесу», «Цветы», «Жук» | |
КГН | Анализ ситуаций «На празднике» | |
Профилактика плоскостопия и осанки | Комплекс №9 | |
Дни недели здоровья, праздники и развлечения |
План работы по теме : « Формированию здорового образа жизни »на 2020-2021 уч.год
в подготовительной группе
Этап | Вид деятельности | ||
Подготовительный (2 недели) |
| ||
Основной (8 месяце | Работа с детьми Тематические дни и недели:
Спортивные праздники и досуги:
игры в детском саду»
Целевые прогулки:
Прогулки на городскую детскую площадку: использование спортивного комплекса и модулей для активизации двигательной активности детей. НОД:
Дидактические игры:
Разное:
| Работа с родителями
| Работа с педагогами
|
Заключительный (2недели) |
|
|
|
Планируемые результаты
- Дети знают, что такое здоровый образ жизни, как сохранить и укрепить своё здоровье, стремятся к активному применению своих знаний в повседневной жизни.
- Проявляют активность при реализации здоровьесберегающих технологий в режимных моментах, спортивных праздниках и досугах.
- Дети умеют оценивать свои спортивные достижения.
- Дети имеют более высокие показатели по физическому развитию.
- Педагоги приобретают опыт работы с детьми по физическому развитию, накапливают методические материалы.
- У родителей формируется осознанное отношение к ЗОЖ. Родители понимают важность и необходимость физического развития детей не только в детском саду, но и дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа по формированию знаний основ цветоведения дошкольников "Гармония цвета"
Содержание программы ориентировано на знакомство детей с основным средством выразительности изобразительного искусства - цветом. Программа включает три раздела: «Цветовое восприятие мира»....
Музыкальная игра-сказка, как средство формирования музыкальных основ музыкальной культуры у детей дошкольного возроста.
Сказка по мотивам А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"...
Обобщение опыта по теме: "Формирование начальных основ экологической культуры у дошкольников через систему экологического воспитания".
Взаимоотношение человека с природой – актуальный вопрос современности. Одной из приоритетных задач экологического образования является формирование личности с уровнем культуры, реализующимся в экологи...
"Формирование начальных основ экологической культуры у дошкольников через систему экологического воспитания".
Взаимоотношение человека с природой – актуальный вопрос современности. Одной из приоритетных задач экологического образования является формирование личности с уровнем культуры, реализующимся в экологи...
«Реализация образовательного проекта в ДОУ «Моя семья», как средства воспитания любви к семье, формирования нравственных основ личности ребенка – дошкольника».
Целью данного проекта является - формирование нравственных основ личности ребенка, культуры общения и взаимоотношений, воспитание любви к близким людям....
Инновационный опыт работы "Формирование этических основ личности ребенка дошкольного возраста"
Актуальность проблем, связанных с этическим воспитанием подрастающего поколения бесспорна. Дети «зеркало» души нашего общества, и обществу нужно присмотретьс...
Формирование начальных основ безопасности у детей раннего возраста
«Формирование начальных основ безопасности у детей раннего возраста в тесном сотрудничестве ДОУ-семья»Презентация с опытом работы...