Круглый стол для родителей группы компенсирующей направленности «Роль семьи в развитии речи ребенка»
методическая разработка

Новоселова Татьяна Александровна

       Формирование правильной речи ребёнка зависит от окружения. И от того, как вы, родители, говорите, сколько внимания уделяете речевому общению с ребёнком, во многом зависит его успех в усвоении языка. В детском саду педагогами создаются все условия для успешного развития речи каждого ребенка. Однако родители так же должны принимать активное участие в решении данной проблемы.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol_razvitie_rechi.docx24.69 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»

658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271

тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76

e-mail: 1-dsad@mail.ru

Круглый стол

«Роль семьи в развитии речи ребенка»

образовательная область

 «Речевое развитие»

Подготовила:

Новоселова Татьяна Александровна,

учитель-логопед

Рубцовск, 2021

Цель: информирование родителей о важности значения развития речи во всестороннем развитии личности ребенка; расширение контакта между педагогами и родителями.

Сегодня нам предстоит разговор о развитии речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям.

Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способности общаться.

Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.

Мы знаем, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

Предлагаем Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребёнка и прокомментировать свой выбор.

(раздать каждому родителю)

1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.

2. Общение ребёнка с другими детьми.

3. Речь взрослого – образец для подражания.

4. Развитие мелкой моторики рук.

5. Чтение детской художественной литературы.

6. Игры с ребёнком взрослых и друзей.

Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребёнка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровнем умственного, эстетического и эмоционального развития. Обучение родному языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания.

Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

Как Вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с ребёнком?

(Предложить высказаться родителям)

1. Воспитание звуковой культуры речи.

2. Словарная работа.

3. Формирование грамматического строя речи.

4. Обучение рассказыванию – связная речь.

Я предлагаю под музыку передавать мяч до тех пор, пока музыка не прервется. У кого мяч, тот отвечает на вопрос.

Вопросы:

1. С какого возраста, нужно обращаться к логопеду за помощью?

2. Почему?

3. В какие речевые игры Вы играете с ребенком дома?

4. Как часто?

5. Какие самые любимые?

6. Что подразумевается под общением взрослого и ребенка в семье?

Скажите, пожалуйста, какие вопросы задают вам дети?

1. «Мама, а откуда появляются детки?

2. «Почему идет дождь?»

3. «Для чего верблюду горб?»

4. «А почему у этой тети огромные глаза?»

 На эти и множество других самых невинных вопросов обычно взрослые отвечают подробно и спокойно, ничего не скрывая. Главное - глубже дышите, не переживайте, просто ваш ребенок дорос до того возраста когда ему хочется знать почти все. Потребность задавать вопросы возникает у детей при встречи с чем-то неизвестным, при попытке понять это неизвестное, при осмыслении нового. Причём вопросы взрослого должны побуждать ребёнка к полным ответам. Это возраст «почемучки».

А когда дошкольник не задаёт взрослому вопросов, это хорошо или плохо? В чём причина?

(Высказывания родителей)

Если ребёнок рано научился говорить, у него хорошо развита речь, но он не рисует, не лепит. Хорошо ли это для его развития?

(Высказывания родителей)

 Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создаёт предпосылки к успешному овладению письмом.

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.

 Мы должны сами видеть окружающий нас мир и открывать на него глаза ребёнку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами. Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ему ласковые слова –признаки: золотистое, лучистое, доброе, весёлое, яркое, дорогое, великолепное, весеннее, тёплое.

Давайте вместе попробуем подобрать хотя бы по 5 слов –признаков к следующим словам: ветер, дождь, луна, метель, кошка, лягушка, ворона, червяк, жук.

СОЛНЦЕ- золотистое, лучистое, доброе, веселое, дорогое, великолепное, весеннее;

ВЕТЕР - слабый, бодрый, прохладный, ураганный, сладкий, теплый, смелый, обжигающий, освежающий;

ЛУНА - яркая, круглая, полная;

МЕТЕЛЬ - пушистая, порывистая, белая, кружащая, разноцветная;

КОШКА- пушистая, мягкая, добрая, зеленоглазая, разноцветная;

ВОРОНА - черная, полезная, хищная, сворливая, болтливая, какркающая;

ЖУК - добрый, красивый, ядовитый, ползучий, вредный, черный, майский;

ЧЕРВЯК - длинный, короткий, дождевой, ползучий, зеленый.

 Каждый человек использует в своей речи крылатые выражения, как вы объясняете значение крылатых выражений своему ребенку:

-«горе луковое»;

«спустя рукава»;

-«бить баклуши»;

«точить лясы».

(Высказывания родителей)

Скажите, а какими ласковыми словами Вы называете своего малыша. Может ли ребёнок их повторить?

(Предложить родителям высказаться.)

А знает ли ребёнок, в каком городе он живёт? Свой домашний адрес? Свою фамилию и как зовут родителей? Знакомите ли Вы его со своими родителями, рассматриваете ли вместе семейные фотоальбомы?

(Предложить родителям высказаться.)

Общаясь с ребёнком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребёнка и о его близких, об увлекательных прогулках в природу, за город и т. д. Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем больше мы ему показываем ирассказываем, тем лучше для его развития.

 А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим в слове – эстафете. Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна…

- много разговаривать

- объяснить

- раскрашивать

- лепить

- рисовать

- читать и т. д.

Подведение итогов: Формирование правильной речи ребёнка зависит от окружения. И от того, как вы, родители, говорите, сколько внимания уделяете речевому общению с ребёнком, во многом зависит его успех в усвоении языка. В детском саду педагогами создаются все условия для успешного развития речи каждого ребенка. Однако родители так же должны принимать активное участие в решении данной проблемы.  Иначе все наши усилия не принесут положительных результатов.

 Мы в свою очередь хотим выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Нам было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспоминали, осталось с вами, чтобы ваш дом был радостным и уютным. Всего вам доброго!

Литература

  1. Стародубова Н. А. «Развитие речи ребенка»[Текст]: методическоепособие / Н.А. Стародубова - М, 2003.
  2. Рудик О. С. «Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности»[Текст]: методические рекомендации / О.С. Рудик – М, 2009.
  3. Светлова И. Е. «Домашний логопед»[Текст]: методические рекомендации для родителей /И.Е. Светлова – М, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол с родителями группы компенсирующей направленности для детей с ФФН "Мамина неделя"

Круглый стол с родителями группы компенсирующей направленности для детей с ФФН "Мамина неделя"...

Консультация для родителей. «Специфика обучения и воспитания детей в группе компенсирующей направленности. Роль семьи в преодолении дефектов речи».

Что такое "логопедия"? Кто такой логопед? Особенности логопедической работы. Положительные стороны обучения и воспитания детей в группах компенсирующей направленности....

Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе комбинированной направленности «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно - экспериментальной деятельности»

Целью собрания,является развитие у детей познавательной активности, способствованию  проявления интереса детей к поисково-исследовательской деятельности....

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей в средней группе на тему: «Роль семьи в развитии речи ребенка»

Думаю, не нужно никому долго пояснять, как важен для человека дар слова. К.С. Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира&raqu...

Консультация для родителей в средней группе на тему: «Роль семьи в развитии речи ребенка»

В консультации собран материал, который показывает важность участия каждого члена семьи в развитии речи детей....

Консультация для родителей в старшей группе на тему: «Роль семьи в развитии речи ребенка»

Может показаться, что речь маленького ребенка развивается как бы сама собой, независимо от участия взрослых.  На самом деле как раз наоборот. Прежде чем начать говорить, малыш учится понимат...

Круглый стол в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Будем знакомы»

Познакомить родителей друг с другом, логопедом воспитателями речевой группы....