Метод интеллект карт в образовательном процессе ДОУ
статья

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья444.93 КБ

Предварительный просмотр:

Представляем вашему вниманию  наш  опыт работы - по внедрению метода интеллект карт в образовательный процесс ДОУ.

В начале разберем, что же это за метод интеллект карт.

Mind-maps (термин может переводиться как «интеллект карты», «карты ума», «карты мыслей», «карты мышления», «ментальные карты», «карты памяти»  или «карты разума») – информация, изображаемая в графическом виде на большом листе бумаги. Интеллект карта  отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем.  Это понятнее, чем привычное изложение мыслей словами в письменном виде. Ведь словесное описание порождает массу лишней информации, заставляет наш мозг работать в несвойственной ему манере. В итоге это приводит к потере времени, к снижению концентрации и к быстрой утомляемости.

Интеллект карта – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме.

Целью  создания карт могут быть самые разнообразные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса. Их можно использовать в большом количестве разнообразных ситуаций: в профессиональной деятельности, в обучении, для индивидуального планирования и т. д.

Но прежде чем,  более подробно раскрыть суть данного метода, хочется заострить взгляд на технологии индивидуализации обучения и развития. Данная технология включает в себя признание и обеспечение развития каждого ребёнка в соответствии с его возможностями, интересами, возрастом, гендерной принадлежностью, мотивами,  основанное  на динамике продвижения (зона ближайшего развития). 

Требования ФГОС ДО к структуре образовательной программы, отражающее ее направленность на индивидуализацию развивающей предметно-пространственной среды заключается в том, что  программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Одной из задач ФГОС ДО, определяющей индивидуализацию условий развития детей в ДОУ,  является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Таким образом, одной из  задач педагога является сохранить индивидуальность каждого ребенка. Научить его думать креативно, развивать творческое мышление. В связи с этим разрабатываются новые методы развития творческих способностей детей, стимулирующие развитие мышления, коммуникативных навыков.

Одним из таких эффективных методов развития ребёнка является использование интеллектуальных карт. Интеллект карты – это не только уникальный и простой метод запоминания информации. Отличительным свойством методики является задействование в процессе усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целостного образа (эйдетически), так и в словесной форме (ключевые слова). С помощью используемых при построении карт зрительных образов усиливается глубина впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала. При построении интеллект карт идеи становятся более чёткими и понятными, хорошо усваиваются связи между ними; метод позволяет охватить материал «единым взором», воспринять как единое целое.

Карты легко поддаются расширению, мобильности и модернизации, реализуя принцип движения от общего к деталям. Кроме того, их можно легко и быстро повторять, что способствует прочному закреплению материала в памяти.

 Разработан метод интеллект карт английскими психологами Тони и Барри Бьюзен. Этот метод используется в разных сферах человеческой деятельности, а также и в образовании. Именно поэтому в наш информационный век столь актуальным становится использование интеллект карт в самых различных областях жизни.

Составление интеллект карты предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов). Лист предпочтительно располагать горизонтально: так отводится больше места под рисунок, что позволит его расширять и модернизировать. В центре страницы помещается и графически акцентируется главная идея (например, цель, предмет, название новой темы). С помощью разноцветного выделения из «главной идеи» выводятся линии (ветви), каждая из которых соответствует определённому фрагменту рассматриваемой темы. Каждая ветвь подписывается. Для названия ветви подбирается ключевое слово, наиболее полно соответствующее теме данной ветви. На крупных ветвях помещаются более мелкие, соответствующие рассматриваемым в теме ветви деталям, для их именования также подбираются ключевые слова. Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы. Для этого нужно просто добавлять всё более мелкие веточки к общему «дереву» карты. Именно в этом и заключается движение от общего к частному: в центре находится общее – тема (её сразу видно), а во все стороны от этой ключевой записи идут более мелкие темы и данные по мере уменьшения их общности. Ключевые слова пишутся печатными буквами, разборчиво; размер шрифта подбирается в соответствии с важностью данного ключевого слова. Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными рисунками и собственными символами (правое полушарие в своей деятельности ориентируется не на слова, а в основном на образы, пространственные структуры). Различными стрелочками показываются связи между понятиями.

Метод интеллектуальных карт полезен в любой сфере жизни, где требуется развивать и совершенствовать интеллектуальные способности личности и решать разнообразные задачи и проблемы, которые ставит перед нами жизнь. Однако его применение особенно эффективно в процессе обучения.

Разумеется, педагог сам предварительно составляет интеллектуальные карты по теме занятия, затем в ходе исследования-беседы воспитанники открывает или зарисовывает соответствующую картинку или символ для обозначения понятия или представления. Таким образом, дети является активным участником процесса осмысления и создания интеллект карты, усваивает новый метод познания, который он может перенести на любые другие жизненные ситуации.

Необходимо учитывать, что создание интеллект карт процесс совместного творчества, и для ребенка существенными представлениями являются те, которые зачастую взрослыми не принимаются всерьёз, но они необходимы для эмоционального восприятия изучаемого материала, и могут быть добавлены в созданную интеллект-карту. То, что ребенок проделывает самостоятельно, запоминается лучше готового материала. По картам легко запоминать лексику, придумывать предложения и рассказы.

 Метод интеллектуальных карт даёт возможность фокусироваться на теме, проводить целенаправленную работу по формированию и обогащению словаря и развитию связной речи.

 Формирование связной речи с применением интеллектуальных карт у детей объединяет все три перечисленных фактора: ребёнок видит перед собой зрительные образы, помогающие воспроизведению словаря, план высказывания, отражённого в каждой ветви дерева карты, и у него возникает желание сказать о том, что наглядно и понятно. Интеллектуальные карты помогают структурировать информацию, которую ребёнку предстоит усвоить, разбить её на конкретные образные единицы с последующей организацией их в целостные системы по законам, соответствующим наиболее эффективной работе человеческого мозга. Единицей информации является целостный самостоятельный «чувственный образ», который понятен ребёнку, может быть им осмыслен и легко включён в систему его личного опыта. Важно также отметить роль интеллектуальных карт в соотнесении слова и образа, которое характеризует качественную сторону словарного запаса ребёнка. Процесс усвоения значения слов начинается с соотнесения звучания слова с чувственно воспринятыми свойствами объекта, а овладение их обобщённым значением опирается на обобщение чувственных данных. Только на этой основе впоследствии становится возможным овладение обобщённым значением слов независимо от конкретных ситуаций.

Следовательно, чем богаче чувственный опыт, чем многообразнее отражается в восприятии и представлении окружающий мир, тем шире возможность овладения обобщённым значением слов и выше его уровень. Возможность с помощью интеллектуальных карт чувственно познать значительное количество объектов и явлений и их свойств, а также возможность произвести сопоставление усвоенных слов с обозначаемыми объектами расширяет значения и понимание слов.

 Порядок работы с применением интеллектуальных карт:

1. Выделение основных (ключевых) понятий по теме.

2. Называние картинок, изображённых на карте для уточнения и закрепления словарного запаса.

3. Составление и распространение предложений по каждой «ветке» дерева.

4. Воспроизведение рассказа по интеллектуальной карте. Наглядность при данном виде работы максимально представлена в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними, наблюдаемыми детьми на карте.

   План рассказывания соответствует порядку картинок, последовательно выстроенных на каждой ветке дерева справа налево сверху вниз. Наличие модели высказывания помогает успешно составить связное высказывание, а также создаёт предпосылки для работы над творческим рассказыванием.

Таким образом,  наглядность и план высказывания, а также образец рассказа, данный педагогом, обеспечивают полноценное составление рассказа детьми.

 По теме в зависимости от цели занятия подбираются как прилагательные (золотая, хмурая, багряная),  так и глаголы (висит, падает, катится, краснеет, нагоняет, хмурится, оживляет и т.д.), подбираются предметы по аналогии, развиваются процессы анализа и синтеза, умение находить общие признаки (Что еще круглое,  как яблоко? - мяч, колесо, монета – Яблоко круглое, как мяч. Что еще красное? Помидор, шарик, огонь, флажок– шарик красный, как яблоко), проводится сравнение объектов с нахождением общих и различных признаков с составлением сложно сочиненных и сложно подчиненных предложений, определение признаков предметов и составление описательного рассказа о предмете на основе интеллект карты по лексической теме. 

Результаты нашей деятельности в процессе реализации плана по самообразованию «Обучение старших дошкольников составлению сравнительных  описательных рассказов при знакомстве с русской живописью» за 2020 – 2021 учебный год были тщательно проанализированы, сделаны выводы о том, что в целом работа проводилась целенаправленно и эффективно.

Разнообразные задания позволяют включить в работу все анализаторы детей, и именно это делает занятия живыми и увлекательными. На таких занятиях дошкольники готовы к неожиданностям, ждут сюрпризов и с удовольствием включаются в игру, предложенную педагогом. Особенно интересны детям задания «Картины оживают», когда они слышат, как «звучат картины», могут «попробовать» на вкус воду из «вешнего потока», «отведать» земляники из дубравы с пейзажа И.Шишкина.

 В своей работе  мы решили попробовать применить  метод интеллект карт.

При составлении интеллект карты мы  использовали различные графические средства (ребусы, рисунки, символы, стрелочки)-   разноцветными стрелочки  показали связь между понятиями. Ключевым словом здесь выступает –  понятие живопись, зашифрованное в форме ребуса. Каждая ветвь снабжена рисунками. Для названия ветви подбирается ключевое слово или схема, рисунок наиболее полно соответствующее теме данной ветви. На крупных ветвях помещаются более мелкие, соответствующие рассматриваемым в теме ветви деталям, для их именования также подбираются ключевые слова или схемы, рисунки.

 Дети зарисовывали соответствующую картинку или символ для обозначения понятия - в нашем случае жанры живописи ( виды пейзажей,  виды портретов, натюрморт). Необходимо учитывать, что создание интеллект карт процесс совместного творчества, и для ребенка существенными представлениями являются те, которые зачастую взрослыми не принимаются всерьёз, но они необходимы для эмоционального восприятия изучаемого материала и могут быть добавлены в созданную интеллект-карту. То, что ребенок проделывает самостоятельно, запоминается лучше готового материала. По картам легко запоминать лексику, придумывать предложения и рассказы.

C:\Users\Home\Desktop\IMG_20210606_212258.jpg

Но метод интеллект карт позволяет развивать не только речь, но и различные процессы мышления. Моделирование при помощи интеллект карт формируют такие универсальные логические действия, как:

■ анализ объектов с целью выделения признаков;

■ синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов;

■ установление причинно-следственных связей;

■ построение логической цепи рассуждений;

■ доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Таким образом, дети является активным участником процесса осмысления и создания интеллект карты, усваивает новый метод познания, который он может перенести на любые другие жизненные ситуации.

В заключение можно сделать вывод о том, что применение интеллектуальных карт,   в процессе обучения способствует познавательному и речевому развитию ребёнка. В условиях реализации ФГОС использование интеллект карты позволяет осуществлять интеграцию  образовательных областей. Методика является очень эффективной, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, творческих способностей, словаря, грамматического строя и планирующей функции речи. В результате применения интеллектуальных карт ребёнок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать.

Как упоминалось ранее,  интеллект-карту можно использовать и в профессиональной деятельности педагога. Посредством интеллект карт можно планировать педагогическую деятельность  и управлять ей. Мы на своем примере покажем,  как можно составить интеллект-карту,  в виде схемы,  которая показывает, как можно спланировать работу, направленную на формирование той или иной компетенции дошкольника. В данном случае - информационной компетенции.

Карты ума не дают упустить из виду все минусы и плюсы того или иного решения. Карты ума активизируют ассоциативное мышление, которое позволяет увидеть важные факторы, упущенные при традиционном анализе. Плюс ко всему использование в ментальных картах образов и цветов активизирует интуицию, а это так же может оказать влияние на правильность принимаемых решений

Эффективно структурировать и обрабатывать информацию; мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.  Позволяет эффективно планировать собственную деятельность, направленную на достижение поставленного результата

Метод интеллект карт может найти применение в любой сфере жизни, где бы ни требовалось совершенствовать интеллектуальный потенциал личности, что достигается учением, или решать разнообразные интеллектуальные задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод интеллект-карт в образовательном процессе ДОО

Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса. Их можно использовать в большом количестве разнообразных ситу...

Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ.

Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ....

Мастер-класс «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе детского сада»

Мастер-класс предназначен для старших воспитателей и методистов....

Обобщение педагогического опыта по теме" Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе детского сада"

Глобальные преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества – социальной, политической, культурной, - не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный потенц...

«Использование метода интеллект – карт в образовательном процессе детского сада»

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей,  активизируется мышление.Сост...

Статья "Использование метода интеллект - карт в образовательном процессе".

Внедрение в образовательную деятельность современных педагогических технологий....