"Совместная деятельность воспитателя и специалистов ДОО"
материал

Степанова Любовь Геннадьевна

Выступление (из опыта работы) раскрывает некоторые аспекты эффективного сотрудничества воспитателей и специалистов ДОУ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_stepanovoyl.g.docx28.77 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                               

                                                                  “ Орудием и посредником воспитания должна

                                                                              быть любовь, а целью - человечность.”

                                                                                                                            В. Белинский

                    “Совместная деятельность воспитателя и специалистов ДОО”

         На современном этапе развития дошкольного образования большое внимание уделяется обеспечению качества образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях.  В связи с тем, что дошкольное образовательное учреждение является одной целой, взаимодействующей системой, очень важна координация взаимодействия педагогов, обеспечивающая понимание задач всеми участниками педагогического процесса, единство их действий на основе сотрудничества.

           Педагогическая деятельность имеет коллективный характер, поэтому развитие командного взаимодействия позволяет решать следующие задачи:

  • повышение качества образовательной деятельности, позволяя реально учитывать интересы всех его субъектов образовательных отношений;
  • активизация инновационного материала в педагогическом коллективе;
  • повышение уровня ответственности педагогов за осуществление образовательной деятельности;
  • содействие повышению мотивации профессиональной деятельности  

           В своем выступлении хочу рассказать об опыте сотрудничества воспитателей и специалистов ДОУ в нашем детском саду. Планируя свою воспитательно-образовательную работу, мы обязательно согласуем ее с теми мероприятиями, которые предлагают нам педагоги-специалисты: музыкальный руководитель, педагог-психолог, инструктор по физической культуре. Проводимая в начале учебного года психолого-педагогическая диагностика развития детей помогает нам обозначить важные акценты в работе с каждым ребенком. Определить выявленные трудности и найти пути их разрешения. Если же выявляются острые вопросы, то определить план действий, где необходимо содействие педагогов-специалистов ДОУ, а также подобрать информационный материал для изучения и размещения в родительский уголок группы.

       Так в нашей работе с музыкальным руководителем важно отметить сотрудничество и сотворчество. Вместе мы проводим для детей музыкальные зарядки в форме прогулок, занятия – путешествия, постановки кукольного театра и драматизации сказок. Отмечу некоторые из проводимых мероприятий: развлечения «Осенние чудеса», «Вот какая мама!», праздники «Весна идет по всей земле», «Волшебный колпачок», «Весенняя капель», «Новый годик», «Зимняя сказка» и др.  Большой популярностью пользуются постановки кукольного театра «Зайкина морковка», «Подарок для солнышка» для детей младшего возраста.                                                                                                                                                                                                                                            

         Участие детей в ежегодном городском конкурсе талантов «Хрустальный ключик» (где дети выступают в разных номинациях: поют, танцуют, читают стихи), побуждает детей               проявить творческую активность, развивает музыкальное воображение и мышление, стимулирует желание самостоятельно включаться в музыкально-творческую деятельность.                                                

         Особо хочется отметить нашу совместную работу в подготовке и проведении «Недели театра». Начиная с младшего возраста каждая группа детей, совместно с воспитателем выбирает сказку, постановку которой она хотела бы представить на сцене музыкального зала детского сада. Нашей средней группой была выбрана сказка Владимира Сутеева «Под грибом». Сценарий к сказке в стихотворной форме я писала сама. Нами был отобран актерский состав, куда входили дети и их родители.

         Музыкальный руководитель подбирала материал по музыкальному и художественному оформлению сцен и декораций. Привлекались к совместному творчеству родители, которые хорошо поют, читают стихи, шьют, рисуют, изготавливают декорации. Проводились репетиции, полным ходом шла работа над исполнительским мастерством, постановкой и разучиванию музыкально-ритмических движений танцев, изготовлению костюмов для героев, декораций для сцены. Все были увлечены созданием чего-то нового, интересного. Постановка сказки прошла с большим успехом. Что является нашей общей заслугой.

         Привлечение музыкального руководителя к работе театрального кружка «Петрушка», где она помогает подобрать музыкальный репертуар, дает рекомендации, проводит музыкальное сопровождение, предлагает демонстрационный материал и т.д., является большой поддержкой.

       Предоставленный нами материал по музыкальному воспитанию в родительском уголке группы регулярно обновляется и пополняется. Это рекомендации и памятки : «Создаем домашний музыкальный уголок», «Музыкальные занятия в детском саду», «Влияние музыки на психику ребенка», «Пение в детском саду», «Шумовые инструменты своими руками», «Как определить у ребенка артистический талант?», консультации: « Музыкальное воспитание», « В мире музыки», « Развиваем музыкальную культуру детей», «Театр в жизни ребенка», «Музыкальность вашего ребенка» и др.

        Результатами нашего сотрудничества являются повышение интереса детей к миру искусства, музыкальному творчеству, развитие их коммуникативных способностей, талантов. А также привлечение родителей к насыщенной совместной деятельности в жизни детей в детском саду.

       Начиная с ранней группы свою воспитательно-образовательную работу мы ведем в тесной связи с педагогом-психологом. С первого дня посещения ребенком детского сада мы ежедневно ведем адаптационную карту на каждого ребенка. В ней отслеживаются его эмоциональный фон, общение со взрослыми и сверстниками, действия, навыки, поведение в режимные моменты. Если есть проблема и необходима конкретная помощь - обращаемся к психологу. Он ведет тетрадь взаимодействия с воспитателями.

          Проводя свою профилактическую, ознакомительную и разъяснительную работу педагог-психолог размещает памятки, рекомендации в родительском уголке. Например: «Тревожный ребенок», «Почему ребенок не хочет убирать игрушки?», «Учим детей дружить», «Плаксивый ребенок», «Развитие эмоциональной сферы малыша», «Учим детей делиться» и т.д. Иногда требуется более подробная, полная информация, тогда психолог предлагает ознакомиться с консультацией по назревшему вопросу.                                      

          Были такие темы: «Почему ребенок кусается», «Агрессивный ребенок», «Почему ребенок все грызет: причины-решение», «Драчливый ребенок» и т.д. Если данные формы работы не приносят результатов, приглашаем родителей таких детей на консультацию к психологу. Тогда он проводит работу с этой конкретной семьей. Составляет индивидуальную карту на такого ребенка. Выявляет причину проблемы, ищет пути решения. Иногда даже рекомендует обратиться за помощью к врачу (неврологу). И это действительно помогает.

            Но бывают ситуации, когда и психолог работает с родителями, и врач наблюдает, а проблема остается: ребенок агрессивен, может причинить вред другим детям и взрослым (ударить, укусить, кинуть что-то тяжелое, перевернуть мебель, громко истерично кричать, ломать деревья, или лезть на дерево и т.д.). Тогда работа уже ведется комплексно: воспитатели +родители + психолог+ врач (возможно даже не один специалист). И вопрос для такого ребенка может разрешиться коррекционной группой, в которой с ребенком ведется необходимая индивидуальная работа со специалистами.

         Иногда на утренний сбор, или во второй половине дня психолог может прийти к нам в группу. Поиграть с детьми, пообщаться, или понаблюдать за каким-то конкретным ребенком. Она может проводить с ними индивидуальную или групповую работу (игру, диагностику, психогимнастику, песочную терапию, некоторые виды нетрадиционного рисования, игры по развитию сенсорных эталонов, эмоциональной сферы и т.д.) Также прийти на занятия и понаблюдать за детьми в деятельности. Затем дает необходимые рекомендации и нам - воспитателям, и родителям. Каждый месяц психолог предлагает детям новый комплекс игр на развитие сотрудничества, доброжелательности, умения общаться. Эти игры мы включаем в свою работу.

        Важным является непосредственное участие педагога-психолога на родительских собраниях и педагогических часах для воспитателей, где она ведет просветительскую работу по волнующим вопросам: объясняет, рекомендует, проводит тренинги, семинары, анкетирование, консультации и т.д.

         Случается так, что у родителей возникают вопросы по воспитанию других детей в семье, и ему нужна индивидуальная помощь. Тогда он может сам обратиться в консультационный пункт психолога в нашем саду и разрешить проблему.

         В родительском уголке педагогом-психологом представлен список предлагаемой литературы для ознакомления родителей с вопросами психологии детей дошкольного возраста.

         Результатами такого сотрудничества является снятие тревожности и негативного настроя у детей, освоение навыков коммуникативного сотрудничества друг с другом и со взрослыми, повышается степень доброжелательности. У них отмечается интерес к обучению, улучшается жизненный тонус, крепнет нервная система, нормализуется сон и питание детей.

         Тесное сотрудничество с инструктором по физической культуре у нас начинается со второй младшей группы. Это проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий: утренней гимнастики, зарядок – разминок по утрам на свежем воздухе в теплое время года: «Нарисованные игры», «Бегунки», «День скакалки», «Выше и дальше» и др. Занятия по физической культуре с применением здоровье-сберегающих технологий (дыхательных упражнений, использование тренажеров, степов, беговых дорожек, мягких модулей, скамьи для пресса  и т.д.) проводимые в игровой форме, знакомят детей с основами          

сохранения здоровья, развивают двигательные навыки и умения, способствуют формированию и укреплению организма ребенка-дошкольника.                                                                                                  

          Физкультурные развлечения: «Веселые мячики», «Приключения Тигры», «Народная игра», «По дорогам сказок»; День здоровья «В здоровом теле- здоровый дух», «День подвижных игр», спортивный квест «Игры - забавы»; соревнования между командами детей и родителей: «Мама, папа, я - спортивная семья», «Дружная команда», «Спортивная семейка» повышают интерес детей к двигательной активности, занятиям спортом.

          Хочется отметить нашу совместную работу с инструктором по физической культуре при проведении спортивного праздника «Растем здоровыми!» для детей средних групп. Объединенные, увлеченные общей задачей дети и родители приложили немало усилий чтобы выступить достойно. Придумывали название, девиз, эмблему для команды. Продумывали отличия для своей формы. Проводили тренировочные забеги, осваивали комплексы упражнений, разминки. Даже пели и танцевали. Состязания в быстроте и ловкости, беге и прыжках, ползании, пролезании и перелезании, метании и умении следить за координацией движений, действовать слаженно одной командой, помогать друг другу, поддерживать – все это очень сплотило всех. Праздник прошел с большим успехом и надолго запомнился и детям, и взрослым.

          Эффективность всей проводимой физкультурно-оздоровительной работы во многом определялось нашим взаимодействием. Поэтому к проводимой инструктором по физической культуре кружковой работе нами привлекались не только дети, но и их родители. Размещалась информация в родительский уголок: памятки и рекомендации по приобщению к здоровому образу жизни, развитию двигательной активности детей, об их возрастных физических особенностях, распределению и освоению нагрузок, необходимости и правильности выполнения релаксационных упражнений, профилактике переутомляемости и т.д., а также консультации и тренинги для родителей и педагогов, участие в родительских собраниях, индивидуальные консультации с родителями детей.

           Результатами данного сотрудничества является живой интерес детей к здоровому образу жизни, к миру спорта, развитию двигательной и игровой активности, умению действовать в команде, сотрудничать.

           В конце учебного года (апреле- месяце) мы-воспитатели, совместно с музыкальным руководителем, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре опять проводим психолого-педагогическую диагностику развития детей. Отмечаем результаты, изменения, которые произошли в воспитании и обучении детей. Каждый специалист заполняет свои таблицы в соответствии со своими областями знаний. Затем воспитатели составляют сводную таблицу по результатам диагностики, где отражают общую динамику данных, планируют совместную работу со специалистами в следующем учебном году.

            В заключении отмечу, что только в совместной коллективной работе, при сотрудничестве воспитателей и специалистов ДОО, понимании единых задач и путей их решения, грамотном профессиональном подходе каждого педагога, возможно успешное всестороннее воспитание и развитие детей дошкольного возраста.

                     

                                                                                                                                                       

                                                     

                                                               Литература:

1.Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Практ. пособ /

Авт.- сост. Белкина Л.В.- Воронеж «Учитель», 2006

2.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010

3.Управление качеством дошкольного образования: метод. Пособие /Л.Г. Богословец,

А. А. Майер – М.: ТЦ Сфера, 2013

4.Психологическое сопровождение родительства / Р. В. Овчарова. – М.: ЗАО «Институт

Психотерапии», 2003

5.Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении / Л. И. Фалюшина. – М.: Аркти, 2013

6. Качество образования, ключевая проблема развития системы дошкольного образования / Е.С. Комарова, И.Б. Едакова // Управление ДОУ. – 2005 - №1

                                                                                                                                                     

       

         

             

       

     

   

     

     

   

           

                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетная игра старшей и подготовительной группы в совместном взаимодействии воспитателей и специалистов ДОУ «Путешествие с капитаном Врунгелем»

Цель: Побуждать к самостоятельному использованию познавательного и  игрового опыта для решения разных видов задач, в условиях игровогого взаимодействия с взрослыми и сверстниками.Образовательные ...

«Совместная деятельность воспитателя с детьми на май. Самостоятельная деятельность детей на май» (приложение к статье «Планирование совместной организованной деятельности на май (подготовительная группа)")

Данный материал является приложением к ранее опубликованной статье "Планирование совместной организованной деятельности на май (подготовительная группа)". В данной статье представлен практический мате...

«Совместная деятельность воспитателя и специалистов в дошкольном учреждении по развитию творческих способностей детей в досуговой деятельности»

Совместная деятельность воспитателя и специалистов в нашем дошкольном учреждении по развитию творческих способностей детей в досуговой деятельности строится по нескольким направлениям:Совместная деяте...

Совместная работа воспитателей и специалистов с родителями в подготовке детей к обучению в школе.

Совместная работа воспитателей и специалистов с родителями в подготовке детей к обучению в школе....

Выступление на педагогическом совете Совместная работа воспитателя и специалистов в ДОУ "Не рядом, а вместе!"

В современном дошкольном учреждении задачи воспитания и обучения (воспитательная, образовательная, развивающая, корректирующая) не под силу одному из участников учебно-воспитательного процесса. Конечн...

Квест – игра «Нетрадиционное экспериментирование» (совместно с воспитателями и специалистами ДОУ - 21.03.2023г.)

Цель: Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.Задачи:Образовательные      - Формировать новые и закреплять имеющиеся...

Консультация для педагогов на тему: "Выявление и сопровождение одаренных детей в совместной деятельности воспитателя дошкольного учреждения, узких специалистов и родителей (законных представителей)"

Одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения, является работа с одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личн...