Консультация для родителей
материал

Консультация для родителей "Состояние психического здоровья ребенка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostoyanie_psihicheskogo_zdorovya_rebenka.docx17.17 КБ

Предварительный просмотр:

Почти 90 миллионов детей во всем мире имеют психические проблемы со здоровьем. И цифра эта постоянно растёт. Поэтому, психическое здоровье детей становится главной проблемой современности.

Понятие “психическое здоровье” было предложено в 1979 году Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Эксперты этой организации определили психическое здоровье как некий резерв сил детей и подростков, благодаря которому они могут справляться со стрессами и затруднениями, возникающими при определенных обстоятельствах. Кроме того, психическое здоровье – это состояние, которое способствует наиболее оптимальному физическому, эмоциональному и умственному развитию детей и подростков. Психическое здоровье ребенка, как и физическое должно быть в целости и сохранности. Это способность безболезненно и без проблем адаптироваться в социуме. Такая способность проявляется как возможность самореализации, продуктивного обучения и выполнения домашних обязанностей. В процессе своего развития у ребёнка происходят постоянные физические, умственные, эмоциональные изменения. Кроме этого, они постоянно находятся в процессе обучения новому и адаптации к окружающей среде.

Родители часто задают себе вопрос – «А готов ли мой ребенок к школе и какие критерии определяют эту готовность?».

Готовность ребенка к школе определяется комплексом факторов. Это физическое и психическое развитие, состояние здоровья, умственное и личностное развитие. Все в комплексе и определяет тот уровень развития ребенка при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка.

Родители должны тщательно проанализировать состояние физического здоровья ребенка.

Если ваш ребенок родился недоношенным или ослабленным, если у вашего ребенка были или есть какие-то серьезные заболевания, операции или он относится к группе часто длительно болевших детей, если у него от волнения или неприятностей легко возникают желудочно-кишечные расстройства или аллергические реакции – это повод для того чтобы задуматься, стоит ли отправлять малыша в школу в шесть лет.

Состояние психического здоровья и уровень речевого развития.

Родители должны постараться оценить уровень интеллектуального развития своего ребенка и уровень готовности к школе (умение читать, считать и т.п.).

Интеллектуальная зрелость – это способность концентрировать внимание, улавливать основные связи между явлениями, это дифференцированное восприятие, умение воспроизводить образец, а также достаточный уровень развития зрительно – моторной координации. Критериями интеллектуальной готовности является также развитие речи ребенка. Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Эмоциональная зрелость – умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательные задания.

Оценить эти аспекты не сложно, т.к. в садах и школах есть психологи, логопеды, которые и дадут рекомендации. Кроме того, надо обратить внимание на работоспособность ребенка: может ли он достаточно длительно быть внимательным, как быстро он устает, насколько легко он усваивает новое и хорошо ли запоминает. Часто бывает так, что при достаточном интеллекте у ребенка страдают именно эти стороны психики, и, обратившись к специалисту, можно решить вопрос, что лучше в вашем случае: оставить ребенка на год в саду или провести ему лечение, которое укрепит его психические функции.

Социальный аспект.

Школа – это сложный мир человеческих взаимоотношений, которые требуют способностей и навыков быть дисциплинированным, подчиняться определенным правилам и требованиям. Очень важно понять как «надо», «нельзя», «должен». Нужно уметь ждать, принимать участие в групповых процессах и найти свою «нишу» в классе. Уровень сложностей межличностных контактов резко возрастает, нужно уметь наладить отношения с одноклассниками, уметь постоять за себя, переживать обиды и т.п. Если у вашего ребенка есть серьезные проблемы в этой сфере, необходимо посоветоваться со специалистами заранее, чтобы при необходимости пройти специальные тренинги. Как же помочь ребенку? Важность психологической подготовки детей к школе в семье очевидна. Очень важно обратить внимание на следующие условия полноценного психического развития ребенка и его подготовки к учебному труду: -Постоянное сотрудничество ребенка с другими членами семьи. -Выработка у ребенка умения преодолевать трудности: важно приучить детей начатое дело доводить до конца. -Подготовка дошкольника к естественным трудностям в учении. Сознание преодолимости этих трудностей помогает ребенку правильно отнестись к своим возможным неудачам. -Руководство, поощрение, организация занятий, игр, посильного труда ребенка с участием взрослого. -Создание взрослым для ребенка таких условий деятельности, в которых он обязательно встретиться с успехом. Но успех должен быть реальным, а похвала – заслуженной. -Воспитание чувств, умение управлять своим поведением с учетом условий общения. Рост самосознания ярче всего проявляется в самооценке, в том, как ребенок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на то, как оценивают его поведение другие. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение. -Формирование познавательных интересов – одна из предпосылок успешного овладения дошкольниками определенных знаний, умений, навыков. При подготовке к школе родители учат ребенка сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен научиться внимательно слушать читающего книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения. Родители должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. -Развитие на должном уровне эстетического вкуса ребенка – и здесь первостепенная роль принадлежит семье. Эстетический вкус развивается в процессе привлечения внимания ребенка к явлениям повседневной жизни, к окружающим предметам.

-Обучение ребенка творческим видам деятельности: рисовать, лепить, вырезать, наклеивать, - учат малыша видеть, анализировать окружающие предметы, правильно воспринимать их цвет, форму, величину, соотношение частей, их нравственное соотношение. Появляется возможность научить ребенка действовать последовательно, планировать свои действия, сравнивать результаты с тем, что задано, задумано. И все эти умения окажутся чрезвычайно важными в школе. Воспитывая и обучая ребенка, следует помнить о том, что нельзя превращать занятия в нечто скучное и не нужное самому ребенку. Совместные занятия должны доставлять ребенку удовольствие и радость. Тревожные симптомы у детей  Возникновение вредных привычек.  Неспособность справиться с повседневными проблемами.  Нарушение режима сна и питания.  Длительные периоды плохого настроения, которые сопровождаются дурными мыслями.  Частые вспышки гнева.  Увеличение времени проводимое в одиночестве.  Чрезмерное беспокойство и тревога.  Частые ночные кошмары.  Потеря интереса к друзьям и любимым занятиям.  Неадекватное, отличное от обычного, поведение. Поддержание детской психики Школьники всех возрастов, особенно неуспевающие ученики, нуждаются в помощи и поддержке семьи и учителей. Преодолеть все трудности ребёнок сможет, обладая хорошей самооценкой. Поэтому необходимо:  повышать его уверенность в себе;  проявлять доверие и уважение;  учить позитивно мыслить и бороться с трудностями;  в должной мере искренне хвалить;  не сравнивать с другими детьми, отмечая, что те в чём-то лучше;  дать понять, что он всегда может рассчитывать на помощь. На сегодняшний день практически в каждой школе работают психологи. Не надо впадать в истерику, если психолог посоветует обратиться к психиатру, в любом случае будет лучше, если помощь будет оказана своевременно. Важно помнить, что проблемы здоровья могут нарушить повседневную жизнь ребёнка. Будьте внимательные к своим детям! Своевременно консультируйтесь со специалистами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...