Рабочая программа
рабочая программа (старшая группа)
Рабочая программа для старшей группы компенсирующей направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zaychiki_st.gr_prudnikova_g.v.docx | 79.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Радуга»
ПРИНЯТО Педагогическим советом МБДОУ «ДС «Радуга» Протокол № _______ от «___»____________2020 г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ «ДС «Радуга» __________Т.В. Бахарь Приказ №______от___________г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2021-2022 учебный год
старшей группы компенсирующей направленности (5-6 лет)
«Зайчики»
Воспитатели:
Прудникова Галина Владимировна,
Поминчук Галина Александровна
р.п. Усть-Абакан,
2021 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа (далее программа) старшей группы компенсирующей направленности «Зайчики» является составным компонентом «Основной образовательной программы дошкольного образования для детей с 1,5 до 7 лет на 2021 – 2025 г.г.». Программа разработана с учётом примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство» (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.).
Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии детей 5-6 лет, дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно- образовательной деятельности для детей подготовительной группы с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям:
- социально – коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно – эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Реализуемая программа строится на принципе личностно – ориентированного взаимодействия взрослого с детьми. Воспитательно-образовательная деятельность реализуется через организацию непосредственно-образовательной деятельности, совместной образовательной деятельности педагогов с детьми, режимные моменты, работу с родителями.
Контингент детей старшей группы «Зайчики»: списочный состав группы 21 ребёнок, из них 5 -девочек и 16 - мальчиков.
1.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Цель программы:
- создание условий для развития личности детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности и общении с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.
Задачи программы:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
1.2. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа соответствует принципам:
- полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
- построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования;
- содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничества с семьёй;
- приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учёта этнокультурной ситуации развития детей.
- системность в отборе и преподавании образовательного материала, интеграции задач и интеллектуально-познавательного, художественно-эстетического, социального развития дошкольника, обогащение содержания образования.
- деятельный подход к организации образования, включение познавательного компонента в разнообразные виды и формы организации детской деятельности.
- сочетание наглядных и эмоциональных технологий обучения. Открытость разнообразных программ для повторения и уточнения образовательного материала в течении года, месяца, недели, включая работу по взаимодействию с родителями и детьми других возрастных групп.
- обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
Формирование Программы основано на следующих подходах:
1. Личностно-ориентированные подходы:
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, разностороннее, свободное и творческое развитие каждого ребёнка, реализация их природного потенциала, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития воспитанников.
- целостное развитие дошкольников и готовность личности к дальнейшему развитию,
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности,
- психологическая защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации,
- развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, создание условий для воспитания и обучения каждого воспитанника с учётом индивидуальных особенностей его развития (дифференциация и индивидуализация).
2. Системно-деятельные подходы:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования,
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности, организация детской деятельности, в процессе которой они самостоятельно делают «открытия», узнают новое путём решения проблемных задач,
- креативность – «выращивание» у воспитанников способности переносить полученные знания в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решения нестандартных задач и проблемных ситуаций,
- овладение культурой – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства, обеспечить способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и человечества в целом.
Комплексно-тематическое планирование по направлениям «Речевое развитие» и «Подготовка к обучению грамоте» в рабочей программе учителя-логопеда.
Комплексно-тематическое планирование образовательной области
«Чтение художественной литературы»
Месяц | Тема недели | Тема НОД | Цель |
Сентябрь | Я и мои друзья | В. Драгунский «Друг детства» (чтение). | Цель: создание условий для понимания образного содержания произведения; закрепление представлений о жанровых особенностях рассказа, его отличий от сказки и стихотворения. |
Октябрь | Осень | Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало» | Цель: создание условий для воспитания интереса и любви к поэзии, желание слушать и запоминать новые поэтические произведения |
Сад и фрукты | Л. Толстой «Косточка» (чтение). | Цель: создание условий для закрепления умения оценивать поступки героев, чувствовать и понимать их характер. | |
Ноябрь | Одежда | К.Ушинский «Как рубашка в поле выросла» (чтение). | Цель: создание условий для представления у детей о русском национальном костюме, о выращивании и обработке льна, ткачестве. Для воспитания культуры речевого общения, уважения к труду взрослых, интерес к произведениям устного народного творчества. |
Игрушки | Т. Александрова «Домовёнок Кузька» Пословицы и поговорки. (чтение). | Цель: создание условий для ознакомления с новым литературным произведением; умения определять характер персонажей; дать представление о жанровых особенностях пословиц и поговорок, их отличии от песенок и потешек. | |
Декабрь | Зима | П. Бажов «Серебряное копытце» (рассказывание). | Цель: создание условий для уточнения понятия о жанровых особенностях сказки; умения передавать отдельные эпизоды в лицах; помочь понять мотивы поступков героев. |
Домашние животные зимой | К. Паустовского «Кот ворюга» | Цель: создание условий для ознакомления детей с рассказом. Умения детей внимательно слушать рассказ, понимать характер произведения и взаимосвязь описанного с реальностью. Развивать связную речь детей. Воспитывать внимательное отношение к ответам других детей. | |
Новый год | Новогодний калейдоскоп стихов. | Цель: создание условий для формирования умения выразительно рассказывать небольшое стихотворение, активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом. | |
Январь | Грузовой и пассажирский транспорт | С.Я. Маршак «Багаж» | Цель: создание условий для умения быстро запоминать и выразительно читать стихотворение. |
Февраль | Детский сад. Профессии | Чтение стихотворения Ю. Тувима «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу. | Цель: создание условий для обучения детей понимания эмоционально-образного содержания стихотворения, его идею; воспитывать интерес, усидчивость, внимание. |
Наша армия | Чтение рассказа Е. Воробьева «Обрывок провода» | Цель: создание условий для ознакомления детей с произведением о защитниках Родины в годы войны; воспитывать у детей уважение к ветеранам войны. | |
Март | Мамин праздник | Е.Благинина. « Посидим в тишине» (заучивание) | Цель: создание условий для умения запоминать стихотворение; побуждать читать спокойным голосом, передавая интонацией удивление; развивать интерес к малым фольклорным жанрам; воспитывать любовь к народному творчеству |
Наш поселок | И. Суриков «Вот моя деревня» (заучивание) | Цель: создание условий для умения внимательно слушать, высказывать, своё отношение к содержанию; закрепить знание потешек и народных песенок о природе. | |
Апрель | Космос | Чтение рассказов К. Булычёва «Тайна третьей планеты», В. Баруздин «Первый в космосе». | Цель: создание условий для ознакомления детей с символикой созвездий, вызвать интерес к космическому пространству; расширить представление детей о профессии космонавта; воспитывать уважение к этой профессии; развивать воображение, фантазию. |
Почта | А. Шибаев «Почтовый ящик» | Цель: создание условий для умения выполнять пересказ содержания отрывка художественного текста; формировать нравственные убеждения. | |
Май | Полевые цветы | В. Катаев «Цветик - семицветик» (рассказывание). | Цель: создание условий для умения оценивать поступки героев подвести к пониманию нравственного смысла сказки; |
Мониторинг |
Комплексно-тематическое планирование образовательной области «художественно-эстетическое развитие» (рисование, лепка, аппликация, конструирование)
Месяц \ тема недели, № | Темы НОД | |||
Рисование (1\3 неделя) | Лепка (2\4 неделя) | Аппликация (1\3 неделя) | Конструирование (2\4 неделя) | |
Сентябрь 1.Мониторинг 2.Мониторинг 3.Детский сад 4.Я и мои друзья | 1.Диагностика 3. Детский сад Цель: создание условий для ознакомления детей с кистью, водой и бумагой, учить замечать настроение, царящее в группе и отображать его в красках. | 2.Диагностика 4. Я и мои друзья Тема: »Веселые человечки» Цель: создание условий для формирования умений детьми лепки фигурки человека рациональным способом из удлиненного цилиндра путём надрезания стекой и дополнением деталями. | 1.Диагностика 3. Детский сад Тема: «Светофор» Цель: создание условий для формирования умения вырезать геометрические фигуры. Вызвать интерес к собственной руке. | 2.Диагностика 4. Я и мои друзья Тема: «Знакомство детей с новыми конструкторами» Цель: создание условий для ознакомления детей с новыми видами конструкторов (плоскостным и магнитным), с приложениями, основными крепежными деталями. Формировать у детей желание экспериментировать. |
Октябрь 1.Осень 2 Огород. Овощи 3.Сад. Фрукты 4.Лес. Грибы. Ягоды. | 1. Осень Тема: «Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный» Цель: создание условий для развития у детей интереса к пейзажной живописи. 3. Сад. Фрукты Тема: «Натюрморт» Цель: создание условий для ознакомления детей с натюрмортом, его содержанием, композицией. | 2. Огород. Овощи Тема: «Морковь и свекла» Цель: создание условий для закрепления умения детей передавать различия в форме овощей и характерные особенности свёклы и моркови. 4. Лес. Грибы. Ягоды. Тема: «Лукошко с грибами» Цель: создание условий для умения передавать различия в форме и величине грибов. | 1.Осень Тема: «Золотые березы» Цель: создание условий для развития у детей интереса к изображению осенней березки. Совершенствовать технические умения. 3. Сад. Фрукты Тема: «Яблоки и груши» Цель: создание условий для формирования умений у детей вырезать фрукты, передавая особенности их формы. | 2. Огород. Овощи Тема: «Корзиночка» Цель: создание условий для развития умения складывать квадратный лист на девять или шестнадцать маленьких квадратиков, делать надрезы по четырём линиям сгиба, складывать и клеить корзинку. 4 Лес. Грибы. Ягоды. Тема: «Мосты» Цель: создание условий для развития умения детей строить различные мосты. |
Ноябрь 1.Одежда. 2.Обувь. 3.Игрушки. 4.Посуда. | 1.Одежда Тема: «Шьем одежду» Цель: создание условий для умения детьми рисования одежды с помощью изобразительных материалов 3. Игрушки. Тема: «Моя любимая игрушка» Цель: создание условий для развития умения детей рисовать игрушки. | 2. Обувь Тема: «Украсим сапожки для гномиков» Цель: создание условий для формирования умения украшать предметы (вырезанные из картона) пластилином, создавая орнамент. 4 Посуда Тема: «Чашки» Цель: создание условий для формирования умения детей лепить из пластилина чашку, состоящую из колец диска, прочно соединяя части изделия. | 1.Одежда Тема: «Одежда для Вани и Маши» Цель: создание условий для ознакомления детей с историей русского костюма и его особенностями. 3. Игрушки Тема: «Шляпа фокусника» Цель: создание условий для развития умения создавать коллективную композицию на основе объединяющего образа шляпы. Продолжать знакомить детей с рациональным способом вырезывания из бумаги сложенной гармошкой. | 2.Обувь Тема: «Моделирование по схеме» Цель: создание условий для развития умения отбирать по схеме необходимые фигуры и моделировать с их помощью предметы. 4. Посуда Тема: «Стаканчик» Цель: создание условий для развития умения детей из квадрата складывать стаканчик. |
Декабрь 1.Зима 2.Зимующие птицы 3.Домашние животные зимой. 4.Дикие животные зимой. 5.Новый год. | 1.Зима. Тема: «Вот зима, кругом бело…». Цель: создание условий для ознакомления детей с зимним временем года. 3.Домашние животные зимой. Тема: «Нарисуй своё любимое животное» Цель: создание условий для совершенствования техники рисования силуэта животного на четырёх лапах, передовая его позу и строение.
5.Новый год Тема: «Снегурочка» Цель: создание условий для умения рисовать сказочного героя, соблюдая пропорции тела. | 2.Зимующие птицы. Тема: «Птичка» (Лепка птиц по мотивам дымковских игрушек) Цель: создание условий для формирования умения детей лепить птицу из целого куска, оттягивая части и передавая им нужную форму.
4.Дикие животные зимой. Тема: «Зайчик». Цель: создание условий для закрепления умения лепить животных, передавая форму, строение и величину частей. | 1.Зима. Тема: «Ёлочки красавицы» Цель: создание условий для развития умения детей создавать панорамную открытку; закреплять способ симметричного вырезания сложной формы. 3.Домашние животные зимой Тема: «Наша ферма» Цель: создание условий для развития умения детей создавать образы разных животных на одной основе из овалов разной величины. 5.Новый год Тема: «Снеговики в шапочках и шарфиках» Цель: создание условий для умения детьми создавать выразительный способ снеговика, точно передавая форму и расположение его частей.
| 2. Зимующие птицы. Тема: «Лебеди в пруду» Цель: создание условий для развития умения детей аккуратно складывать бумагу в разных направлениях, сглаживая сгибы 4. Дикие животные зимой. Тема: «Заяц - хваста» Цель: создание условий для развития умения детей изготавливать поделки из природного материала (еловые шишки). |
Январь 1.Мебель. 2.Грузовой и пассажирский транспорт. 3.Профессии на транспорте. | 1. Мебель Тема: «Рисование по шаблону» Цель: создание условий для расширения представления детей о строении сложных предметов, развивать способность находить взаимосвязь главного и второстепенного. 3. Профессии на транспорте. Тема: «Автобус с флажками едет по улице» Цель: создание условий для умения детьми изображать отдельные виды транспорта, передавая форму основных частей, деталей, их величину и расположение. | 2.Грузовой и пассажирский транспорт Тема: «Самолёт» Цель: создание условий для закрепления умения детей лепить самолёт, передавать форму и величину частей. | 1. Мебель Тема: «Кукольный уголок» Цель: создание условий для развития у детей навыков симметричного вырезывания из бумаги, сложенной вдвое. 3. Профессии на транспорте. Тема: «Троллейбус» Цель: создание условий для развития умения детей передавать характерные особенности формы троллейбуса; Закреплять умение разрезать полоску на одинаковые прямоугольники, срезать углы, вырезать колёса из квадрата | 2. Грузовой и пассажирский транспорт Тема: «Машины» Цель: создание условий для развития умения создавать сначала плоскую модель будущего сооружения, а затем объёмную. |
Февраль 1.Детский сад. Профессии. 2.Профессия швея.. 3.Профессии на стройке. 4.Наша армия.. | 1. Детский сад. Профессии. Тема: «Дети гуляют зимой на участке» Цель: создание условий для развития умений изображать несложный сюжет.
3.Профессии на стройке. Тема: «Машины на стройке» Цель: создание условий для закрепления умения передавать пропорции и характерные детали. | 2. Профессия швея. Тема: «Все работы хороши – выбирай на вкус» Цель: создание условий для умения задумывать содержание изображения, использовать разнообразные приёмы лепки. 4. Наша армия. Тема: «Танк» Цель: создание условий для закрепления у детей навыков лепки танка; упражнять в применении разнообразных способов лепки. | 1Детский сад. Профессии. Тема: «Варим борщ» Цель: создание условий для умения аккуратно вырезывать и наклеивать. 3.Профессии на стройке. Тема: «Строим дом» Цель: создание условий для проявления у детей положительных эмоций при восприятии знакомого литературного произведения; наклеивание с соблюдением последовательности действий. | 2. Профессия швея. Тема: «Панно» Цель: создание условий для развития умения в процессе работы сочетать в композицию различные природные материалы. 4. Наша армия. Тема: «Вагон» Цель: создание условий для развития умения детей обклеивать готовые коробки цветной бумагой, предварительно сделав выкройку. |
Март 1.Весна. Приметы весны. 2.Мамин праздник. 3.Комнатные растения. 4.Рыбы. 5.Наш посёлок. | 1. Весна. Приметы весны. Тема: «Весенние веточки» Цель: создание условий для умения рисовать веточки с натуры передавая их характерные особенности.
3. Комнатные растения. Тема: « Встретить можно их везде - и на клумбе, и в горшке» Цель: создание условий для умения детьми рисования комнатного растения в определённой последовательности. 5. Наш посёлок. Тема: «На моей улице» Цель: создание условий для умения изображать контуры многоэтажных и одноэтажных домов, создавать городской пейзаж. | 2. Мамин праздник. Тема: «Ваза с цветами» Цель: создание условий для закрепления умений детей использовать налеп. 4. Рыбы. Тема: «Золотая рыбка» Цель: создание условий для закрепления умения детьми наносить пластилин на поверхность. | 1.Весна. Приметы весны. Тема: «Нежные подснежники» Цель: создание условий для формирования детьми композиционных умений; Совершенствовать аппликационную технику – составлять цветок из отдельных элементов. 3.Комнатные растения. Тема: «Цветы в горшке» Цель: создание условий для выполнения аппликационной работы. 5.Наш посёлок. Тема: «Улицы моего поселка» Цель: создание условий для закрепления знаний у детей о геометрических фигурах, упражнять в умении вырезывать по косой, по кругу. | 2. Мамин праздник. Тема: «Подарок для мамы» Цель: создание условий для закрепления умения вырезать детали из геометрических фигур разной величины. 4. Рыбы. Тема: «Золотая рыбка» Цель: создание условий для развития умения делать поделку из куриного яйца. |
Апрель 1.Сельскохозяйственные работы. 2.Космос 3.Хлеб. 4.Почта. | 1. Сельскохозяйственные работы. Тема: «Работа в огороде и в саду» Цель: создание условий для умения детьми задумывать содержание своего рисунка в определённой цветовой гамме.
3. Хлеб. Тема: «Хлеб в корзине» Цель: создание условий для закрепления умений детей передавать в рисунке характерные особенности хлебобулочных изделий.
| 2. Космос. Тема: «Ракета» Цель: создание условий для закрепления умения детей намазывать пластилин на основу, прижимая пальцами. 4. Почта. Тема: «Почтовая машина» Цель: создание условий для закрепления умений детьми лепить из целого куска. | 1. Сельскохозяйственные работы. Тема: «Машины везут урожай с полей» Цель: создание условий для умения детьми составлять несложный сюжет (вырезать и наклеивать машины из частей, дорисовывать карандашами овощи и фрукты) 3. Хлеб. Тема: «Чудесный колосок» Цель: создание условий для закрепления навыков вырезывания, аккуратного наклеивания. | 2.Космос. Тема: «Ракета» Цель: способствовать развитию интереса к работе с бросовым материалом. 4.Почта. Тема: «Кораблик» Цель: создание условий для развития умения мастерить игрушки из бумаги. |
Май 1.Лето. Насекомые 2.Полевые цветы 3.Мониторинг. 4.Мониторинг | 1.Лето. Насекомые Тема: «Насекомые на полянке» Цель: создание условий для развития у детей умения изображать насекомых разными способами. 3. Мониторинг | 2. Полевые цветы Тема: «Мать и мачеха» Цель: создание условий для закрепления умений детей использовать в работе нетрадиционную технику изображения – пластилинографию. 4. Мониторинг | 1.Лето. Насекомые Тема: «Бабочки красавицы» Цель: создание условий для умения детьми вырезать силуэты бабочек из бумажных квадратов и прямоугольников, сложенных пополам. 3.Мониторинг | 2. Полевые цветы Тема: «Пчелки» Цель: создание условий для закрепления умения детьми создавать знакомые образы при помощи природного материала. 4.Мониторинг |
Комплексно-тематическое планирование образовательной области «Познавательное развитие» (познавательно-исследовательская деятельность).
Месяц | Тема недели | Тема НОД | Цель | ||
Сентябрь | 1,2. Мониторинг | ||||
3.Детский сад | «Наш участок» | Цель: создание условий для формирования представлений детей об особенностях осеннего участка; наблюдений за кустарниками, растущими на участке; выкладыванию узоров на песке из осенних листьев. | |||
«Праздник цветов» | Цель: создание ситуации для закрепления знаний о садовых и полевых цветах. находить сходство и различие цветов по цвету, форме, запаху; объединить цветы в единую композицию. | ||||
4. Я и мои друзья | «Полочка умных книг» | Цель: создание условий для формирования представлений о познавательной литературе; помочь детям раскрыть книгу как источник, помогающий получать необходимые знания. | |||
«Песок и его свойства» | Цель: создание условий для ознакомления детей со свойством песка сухого и мокрого; способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность. | ||||
Октябрь | 1.Осень | «Деревья и кустарники» | Цель: создание ситуации для закрепления знаний детей о приметах осени, вспомнить пословицы и поговорки, знакомить с особенностями внешнего вида и названием деревьев; упражнять в различении деревьев по внешним признакам; воспитывать любовь к родной природе, учить понимать закономерность явлений природы. | ||
«Летающие семена» | Цель: создание условий для ознакомления детей с ролью ветра в жизни растений | ||||
2.Огород. Овощи. | «Овощи на нашем столе» | Цель: создание условий для закрепления знаний у детей о втором месяце осени, об овощах, способах их использования, значения для здоровья людей; формирование у детей бережного, созидательного отношения к миру. | |||
«Приготовление сока из моркови и свеклы» | Цель: создание условий для умения делать выводы о свойствах, сравнивая их экспериментальным путем; стимулировать самостоятельное формирование выводов при проведении опытов. | ||||
3.Сад, фрукты | «Фрукты на нашем столе» | Цель: создание условий для закрепления знаний у детей о фруктах, способах их использования, значения для здоровья людей. | |||
«Приготовление пюре из яблок» | Цель: создание условий для умения приготовления пюре из яблок, в процессе эксперимента дать знания детям о пользе яблок. | ||||
4.Лес. Грибы, ягоды. | «Грибы» | Цель: создание условий для продолжения знакомства детей с разнообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных; рассказать о полезных свойствах, несъедобные грибы опасны для человека, но являются лекарством для некоторых животных; служат домом для насекомых. | |||
«Знакомство со свойствами воздуха» | Цель: создание условий для знакомства детей со свойствами воздуха, ролью в жизни человека, растений, животных; опытническим путем закрепить знания детей о воздухе. | ||||
Ноябрь | Одежда
| «Дизайнеры одежды» | Цель: создание условий для формирования у детей представлений о том, кто и как создает одежду. | ||
«Свойства природных материалов» | Цель: создание условий для формирования у детей в процессе эксперимента знаний о свойствах природного материала (семена, плоды), назначении. | ||||
Обувь | «Обувь» | Цель: создание условий для ознакомления с историей создания обуви; научить различать и называть существенные детали обуви, классифицировать обувь, группировать по определенному признаку. | |||
«Термометр и температура» | Цель: создание условий для ознакомления детей с термометром и понятием температура; определить, как температура влияет на жизнь и рост растений, человека. | ||||
Игрушки | «Семья» | Цель: создание условий для формирования представлений о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью. | |||
«Сохрани свое здоровье» | Цель: создание условий для формирования самостоятельно следить за своим здоровьем, уметь оказывать себе элементарную помощь, прививать любовь к физическим упражнениям. | ||||
Посуда | «Посуда» | Цель: создание условий для уточнения и расширения представлений о посуде, ее назначении, деталях и частях, из которых он состоит, материалах из которых она сделана; формировать понятия: чайная, столовая, кухонная. | |||
«Подушка из пены» | Цель: создание условий для развития у детей представления о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести). | ||||
Декабрь | Зима
| «Зима» | Цель: создание условий для уточнения и расширения знаний о характерных признаках зимы (холодно, мороз, солнце не греет, ветер холодный, деревья, трава под снегом живые, но не растут, спят); обобщать представления детей о зиме, закрепить зимние месяца. | ||
«Замерзшая вода» | Цель: создание условий для уточнения и расширения знаний о том, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. | ||||
Зимующие птицы | «Наши пернатые друзья» | Цель: создание условий для расширения представлений у детей о зимующих птицах; подвести к пониманию того, что зимующим птицам можно помочь, вывешивая кормушки; закрепить знания детей о корме, который можно использовать в подкормке птиц; воспитывать интерес, и бережное отношение к пернатым | |||
«Как устроены перья птиц» | Цель: создание условий для ознакомления детей о строении пера птиц, способности намокать или не пропускать воду, холод. | ||||
Домашние животные зимой | «Животные - наши помощники» | Цель: создание условий для расширения знаний о домашних животных – где живут, чем питаются; прививать любовь домашним животным. | |||
«Знакомство с трудом животновода» | Цель: создание условий для ознакомления детей с трудом животноводов: пастух, доярка, ветеринар, зоотехник и значимости их труда; закрепить название домашних животных и их детенышей, их назначении и пользе для человека; воспитывать любознательность. | ||||
Дикие животные зимой. | «Дикие животные» | Цель: создание условий для ознакомления с интересными фактами из жизни диких животных; воспитывать любовь к животным, стремление помочь им в трудных условиях. | |||
«Маскировка диких животных» | Цель: создание условий для ознакомления детей о маскировки животных для сохранения жизни: изменение окраса шерсти, цвет окраса в зависимости от среды обитания | ||||
Новый год | «Безопасное поведение зимой. Новый год». | Цель: создание условий для формирования положительного отношения к семейным и общественным праздникам; знакомить с традициями празднования Нового года в нашей стране; познакомить с правилами безопасного поведения в праздничные дни. | |||
«Часы и время» | Цель: создание условий для ознакомления детей с разнообразием часов; применение часов; работа с песочными часами. | ||||
Январь | Мебель | «Мебель» | Цель: создание условий для ознакомления детей с трудом столяра и инструментами, необходимых ему для работы (рубанок, долото, дрель, молоток, стамеска); воспитывать интерес к предметам окружающей нас обстановки, оценивать удобство и функциональность вещей. | ||
«Свойства дерева, уголь». | Цель: создание условий для умения видеть различие в строении, внешнем виде и сходстве назначения дерева и угля в жизни человека. | ||||
Техника - наша помощница | «Опасность вокруг нас» | Цель: создание условий для уточнения знания о различных видах бытовой техники, техники в окружающей жизни; познакомить с предметами, облегчающими труд человека в быту, обратить внимание детей на то, что вещи служат человеку, и он должен к ним бережно относиться; акцентировать внимание детей на том, что именно человек создал технику, он её совершенствует и преобразует; закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими. | |||
«Вода на земле» | Цель: создание условий для формирования у детей знаний о значении воды в жизни человека, что вода – источник жизни; познакомить детей с различными источниками воды и их обитателями (лужа, ручеек, пруд, река, море, океан). | ||||
Профессии на транспорте | «Знакомство с классификацией транспорта» | Цель: создание условий для развития умения сравнивать различные виды транспорта, находить различия и общее по их признакам: место передвижения; классифицировать транспорт: наземный, водный, воздушный; уточнить представление о грузовом и пассажирском транспорте. | |||
«Заводные машины» | Цель: создание условий для закрепления знаний частей машин; моделировать машину из геометрических фигур. | ||||
Февраль | Детский сад. Профессии.
| «Детский сад – моя вторая семья» | Цель: создание условий для расширения и уточнения представлений детей о труде сотрудников детского сада, показать взаимосвязь между разными видами труда. | ||
«Цветной песок» | Цель: создание условий для ознакомления детей со способом изготовления цветного песка (перемешав с цветным мелом); научить пользоваться теркой. | ||||
Профессия швея. | «Наряды куклы Тани». | Цель: создание условий для ознакомления детей с разными видами тканей; побуждать устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года. | |||
«Мир ткани» | Цель: создание условий для умения детьми различать и называть некоторые ткани: ситец, шерсть, капрон, драп, трикотаж; сравнивать ткани по свойствам; понимать, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани при пошиве изделия | ||||
Профессии на стройке. | «Профессии на стройке» | Цель: создание условий для уточнения знаний детей о строительных профессиях, познакомить их с обобщающим словом строитель, умения группировать, объединять профессии людей по общему признаку. | |||
Наша армия. | «День защитника отечества» | Цель: создание условий для воспитания у детей патриотического чувства к Родине; уважение и любовь к воинам- защитникам Отечества; формировать интерес к различным родам войск, дать знания детям о Российской армии, уточнить их представление о родах войск, вызвать желание быть похожими на сильных и смелых российских воинов | |||
«Мы – фокусники». | Цель: создание условий для ознакомления детей с магнитом и его свойствами; выявить материалы, которые взаимодействуют с магнитом. | ||||
Март | Весна. Приметы весны.
| «Какие краски у Весны» | Цель: создание условий для формирования представлений у детей о времени года «весна», учить сравнивать времена года, отмечать характерные признаки, развивать цветовое восприятие: осень – желтая, зима – белая, весна – зеленая, лето – красное | ||
«Волшебные лучики – радуга». | Цель: создание условий для ознакомления детей со свойством солнечного луча при прохождении сквозь призму, отражении света. | ||||
Мамин праздник.. | «Международный женский день» | Цель: создание условий для закрепления знаний о труде мамы дома и на работе; воспитывать чувство любви, уважения и заботы о женщинах; расширить представление о профессиях. | |||
«Радуга» | Цель: создание условий для ознакомления детей с радугой как природным явлением; воспитывать познавательный интерес к миру природы. | ||||
Комнатные растения. | «Мир комнатных растений» | Цель: создание условий для умения детьми сравнивать растения, находить сходства и различия во внешних признаках; дать представление о размножении комнатных растений, учить последовательности во время посадки; формировать навыки ухода за комнатными растениями. закрепить знания детей о комнатных растениях, условиях, необходимых для их роста; | |||
«Потребность растений в воде» | Цель: создание условий для формирования представления детей о важности воды для жизни и роста растений; учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения | ||||
Рыбы | «Рыбы» | Цель: создание условий для формирования умения узнавать рыб по отдельным частям, выделять признаки различия и сходства между ними; выявить особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни именно в водной среде. | |||
«Веселые кораблики» | Цель: создание условий для умения детьми отмечать различные свойства предметов; развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов. | ||||
Наш поселок | «Моя малая Родина» | Цель: создание условий для закрепления знаний у детей о родном поселке: название, основные достопримечательности; закрепить знания детей о названии страны, ее столицы, природе; воспитывать интерес к истории родного поселка. | |||
«Государственные символы России». | Цель: создание условий для ознакомления детей с государственными символами России – герб, гимн, флаг; понимать, что государственные символы призваны объединять жителей одной страны; расширять знания о Москве – столице России, ее достопримечательностях и памятных местах; воспитывать интерес к изучению истории Москвы, гордость за Россию. | ||||
Апрель | Сельскохозяйственные работы
| «Труд людей весной» | Цель: создание условий для расширения представлений о необходимости и значении труда взрослых людей; формированию представлений о труде людей весной на селе. | ||
«Состояние почвы в зависимости от температуры» | Цель: создание условий для формирования у детей познавательного интереса, развития наблюдательности, мыслительной деятельности; умения опытным путем выявлять зависимость состояния почвы от погодных условий. | ||||
Космос | «День космонавтики» | Цель: создание условий для расширения представлений детей о космических полетах, ознакомления детей с российскими учеными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики; закрепления знаний детей о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин. | |||
«На орбите» | Цель: создание условий для умения детьми через опыты делать выводы о том, что удерживает спутник на орбите. | ||||
Хлеб | «Хлеб – всему голова» | Цель: создание условий для закрепления знаний у детей о долгом пути хлеба от поля до стола; познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий, воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. | |||
«Свет и тень» | Цель: создание условий для умения определять с помощью опыта о, какие предметы излучают свет, какие особенности имеет свет. Что было бы, если бы его не было. | ||||
Почта | «Почта» | Цель: создание условий для закрепления знаний детей о работе почты; о работе почтальона; дать детям знания о том, что по почте можно отправить не только письма, но и посылки; познакомить детей с работой приемщицы посылок, принимает посылку, взвешивает, запечатывает, выписывает квитанции, выдает посылки. | |||
«Коллекционер бумаги». | Цель: создание условий для расширения представлений у детей о разных видах бумаги и ее качествах; совершенствовать умения определять предмет по признакам материалов. | ||||
Май | День Победы | «9 мая – День Победы» | Цель: создание условий для закрепления знаний детей о том, что 9 мая – День Победы; ознакомления с тем, что страну защищали не только армия, но и партизаны, среди которых были и дети; воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны. | ||
«Смена дня и ночи» | Цель: создание условий для ознакомления детей со сменой дня и ночи на планете. | ||||
Насекомые. | «Насекомые» | Цель: создание условий для ознакомления детей с миром насекомых, развивития умения обобщать насекомых по существенным признакам; воспитания интереса к насекомым, желание узнать о них что-то новое. |
Комплексно-тематическое планирование образовательной области «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений
Месяц | Лексическая тема | Цель |
СЕНТЯБРЬ | «Квадрат» | Цель: создание условий для формирования умения составлять квадрат из счетных палочек; упражнять в счете в пределах 5;учить ориентироваться на листе бумаги, обозначать направление движения словами: «слева». «справа». «сверху». «внизу» |
«Сравнение предметов по длине» | Цель: создание условий для формирования умения детей сравнивать предметы по длине путём складывания пополам и с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах 5; учить увеличивать число на одну единицу. | |
ОКТЯБРЬ НОЯБРЬ
| «Осень» | Цель: создание условий для формирования навыков количественного и порядкового счета в пределах 10; умении пользоваться сравнительными прилагательными (выше, ниже), навыка ориентировки на плоскости. |
«Огород. Овощи» | Цель: создание условий для формирования навыков количественного и порядкового счета в пределах 10; представления о геометрической фигуре – цилиндр; временных представлений (времена года) | |
«Сад. Фрукты» | Цель: создание условий для формирования представления о том, что предмет можно делить на равные части, что целое большего его части; навыка сравнения предметов по высоте на глаз. | |
«Лес, грибы, ягоды». | Цель: создание условий для умения детьми классифицировать фигуры по разным признакам; познакомить с трапецией и ромбом; упражнять в счете в пределах 6; способствовать умению определять длину предмета на глаз. | |
«Одежда» | Цель: создание условий для подготовки к формированию представлений об арифметических действиях; навыка сравнения двух предметов по величине (ширине, длине) способами наложения и приложения, умения пользоваться сравнительными прилагательными (шире, уже, длиннее, короче). | |
«Обувь» | Цель: создание условий для формирования умения считать парами, навыков количественного счета в пределах 1; навыка сравнения предметов по толщине визуально, умения пользоваться прилагательными (толстый, тонкий, толще, тоньше). | |
«Игрушки» | Цель: создание условий для совершенствования навыков сравнения и уравнивания множеств; ознакомления с нулем как цифрой, обозначающей отсутствие предметов, подлежащих счету; ознакомления с составом числа (2, 3, 4), соотнесение числа и цифры. | |
«Посуда» | Цель: создание условий закрепления знаний о нуле как о цифре, обозначающей отсутствие предметов, подлежащих счету; ознакомления с составом числа (3, 4, 5), соотнесение числа и цифры. | |
ДЕКАБРЬ
| «Зима. Зимующие птицы» | Цель: создание условий для совершенствования навыков сравнения и уравнивания множеств; закрепления навыка отсчитывания заданного количества предметов из большего количества. Закрепления знаний о нуле. |
«Домашние животные зимой»
| Цель: создание условий для совершенствования умения соотносить цифру и обозначаемое ею количество предметов, узнавать и различать геометрические фигуры; ознакомления с новой геометрической фигурой (полукругом). | |
«Дикие животные зимой» | Цель: создание условий для закрепления навыка счета парами; совершенствование умения сравнивать рядом стоящие числа с использованием зрительной опоры; закрепления представлений о времени года(дни недели). | |
«Новый год» | Цель: создание условий для совершенствования умения выделять сходные и отличительные признаки геометрических фигур, сравнивать фигуры по величине и наличию или отсутствию основных компонентов, умения определять форму предметов. Знакомства с новой геометрической фигурой – конусом. Совершенствования навыков ориентировки на плоскости. | |
ЯНВАРЬ
| «Мебель» | Цель: создание условий для закрепления навыков количественного счета в пределах 10; совершенствование навыков ориентировки на плоскости. |
«Транспорт» | Цель: создание условий для закрепления навыка отсчитывания заданного количества предметов из большего количества. Ознакомления с составом числа 6 | |
«Неделя» | Цель: создание условий для ознакомления детей с названиями дней недели; закреплять знание названий частей суток (утро, вечер, день, ночь); упражнять в измерении предмета, умении показывать часть, целое. | |
«Детский сад. Профессии»
| Цель: создание условий закрепления представления о том, что результат счета не зависит от расположения предметов и направления счета; совершенствования навыков сравнения и уравнивания множеств. | |
ФЕВРАЛЬ
| «Профессии. Швея» | Цель: создание условий для закрепления знаний о составе числа 6; совершенствования умения выделять сходные и отличительные признаки геометрических фигур. |
«Профессии на стройке» | Цель: создание условий для совершенствования умения сравнивать рядом стоящие числа (со зрительной опорой), умения выделять сходные и отличительные признаки геометрических фигур. | |
«Наша Армия» | Цель: создание условий для формирования навыка сравнения предметов по величине (высоте, ширине) и раскладывания их по порядку возрастания. | |
МАРТ
| «Весна» | Цель: создание условий для ознакомления с операцией удаления части и множества; подготовки к усвоению сущности арифметического действия вычитания. |
«Комнатные растения» | Цель: создание условий для закрепления знаний о составе числа (5, 6); ознакомления с операцией удаления части из множества; совершенствования навыка присчитывания по одному до заданного числа. | |
«Рыбы» | Цель: создание условий для подготовки к пониманию сущности арифметического действия сложения; совершенствования навыков ориентировки в пространстве. | |
«Наш поселок» | Цель: создание условий для упражнения детей в измерении жидкости с помощью условной мерки, продолжать упражнять в различении и назывании геометрических фигур; учить увеличивать и уменьшать число на единицу. | |
«Сельскохозяйственные работы» | Цель: создание условий для закрепления умения сравнивать предметы по величине: обозначать результат сравнения словами (выше, ниже); увеличивать и уменьшать число на единицу; конструировать фигуру из счетных палочек. | |
АПРЕЛЬ
| «Космос» | Цель: создание условий для формирования умения ориентировке на листе бумаги; способствовать умению задавать вопросы, используя слова (сколько, слева, справа, внизу, вверху); упражнять в счете в пределах 10; в назывании последовательности дней недели; познакомить с названием следующего месяца. |
«Хлеб» | Цель: создание условий для формирования умения детей ориентироваться на ограниченной плоскости, пользоваться словами «слева», «справа», «вверху», «внизу»,«между»; упражнять в измерении протяженности с помощью условной мерки (размах пальцев, ступня, шаг); употреблять слова «ближе". | |
«Почта» | Цель: создание условий для формирования умения детей в измерении протяженности с помощью условной мерки, в прямом и обратном счете; сравнивать предметы путем наложения, приложения. | |
«Геометрические фигуры» | Цель: создание условий для развития умения детей составлять фигуры из счетных палочек; упражнять в счете в пределах 10, в классификации предметов по разным признакам. | |
МАЙ
| «Лето» | Цель: создание условий для закрепления умений ориентироваться на листе бумаги; задавать вопросы, используя слова «слева», «справа», «между», под»; упражнять в счете в пределах 10, умении называть «соседей» чисел. |
«Полевые цветы» | Цель: создание условий для развития умения детей делить квадрат на 4 равные части путем складывания по диагонали; показывать одну четвертую, составлять предмет из 4 равнобедренных треугольников, ориентироваться в пространстве. | |
«Повторение» | Цель: создание условий для формирования умения детей измерять длину с помощью условной мерки; находить сходство между предметами; упражнять в счете. | |
Мониторинг |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...