Краткий логопедический словарь для РОДИТЕЛЕЙ
материал по логопедии

Часто случается, что специалисты в своей речи используют разнообразные научные слова, которые слушающие, к сожалению, понимают неточно или неправильно. Здесь представлен краткий словарь терминов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkiy_logopedicheskiy_slovar_dlya_roditeley.docx205.87 КБ

Предварительный просмотр:

- Краткий логопедический словарь -

для РОДИТЕЛЕЙ

 
-А-    
-Б-    
-В-    
-Г-    
-Д-    -Ж-   
-З-    
-И- -Й-    
-К-    
-Л-    
-М-    
-Н-  
                          -О-    
-П-    
-Р-    -С-   
-Т-    
-У-    
-Ф-    
-Х-    
-Ц-    
-Ч-    
-Ш-    
-Щ-    
-Э-    
-Я-

Часто случается, что специалисты в своей речи используют разнообразные научные слова, которые слушающие, к сожалению, понимают неточно или неправильно. Здесь представлен краткий словарь терминов. Если вдруг Вы услышали какой-то термин, но не нашли его определение в словаре, смело сообщайте об этом, и я исправлю упущение.

(Использованы материалы из "Понятийно - терминологический словарь логопеда". Москва, 1997.

Поваляева М.А. Справочник логопеда - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.)

-А-

АВТОМАТИЗАЦИЯ — превращение сознательных действий при многократном их повторении в автоматические (совершаемые без участия сознания).

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА — этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.

АГРАММАТИЗМ (греч. agrammatos нечленораздельный) — нарушение психофизиологических процессов, обеспечивающих грамматическую упорядоченность речевой деятельности; при А. наблюдается опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, «телеграфный стиль» и пр.;

АГРАФИЯ (а+ греч. grapho писать, изображать) — нарушение психофизиологических процессов, обеспечивающих закономерную связь звукового и письменного аспектов речевой деятельности, приводящее к полной неспособности овладеть процессом письма или к потере этого навыка; А. заключается в неосознании букв как графем, неумении соединять их в слова; возможность списывания при А., как правило, сохраняется.

АДАПТАЦИЯ – приспособление человека к условиям существования . Бывает биологическая, психологическая, социальная.

АКАЛЬКУЛИЯ (а+ лат. calculo считать) — невозможность производить счет, выполнять счетные операции при сохранении речи.

АЛАЛИЯ (о+ греч. lalia речь) — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте; тяжелые степени А. выражаются у детей полным отсутствием речи или наличием лепетных отрывков слов; в более легких случаях наблюдаются начатки речи, характеризующиеся ограниченностью запаса слов, аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и письма.

АЛЕКСИЯ (о+ лат. lego читаю) — полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения.

АМБИДЕКСТР (алиби+ лат. dexter правый) — человек, у которого одинаково хорошо развиты функции обеих рук.

АМИМИЯ (а+ греч. mimia подражание) — отсутствие мимики.

АНАЛИЗ И СИНТЕЗ (греч. synthesis соединение, сочетание, составление) — противоположные и неразрывно связанные логические приемы; А. и С. находят себе широкое применение в дидактике; А., разлагая сложную проблему на ее составные части, упрощает ее и облегчает ученикам понимание данного явления, а С. дает возможность не только связать разрозненные начала изучаемого предмета и понять его в целом, но и постигнуть связь этого целого с остальными предметами человеческого знания.

АНАЛИЗАТОР ДВИГАТЕЛЬНЫЙ – анализатор, обеспечивающий  восприятие и анализ положения тела в пространстве, а также движений отдельных частей тела.

АНАЛИЗАТОР КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ – см. Анализатор двигательный.

АНАЛИЗАТОР РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНЫЙ – анализатор, обеспечивающий восприятие и анализ информации, поступающей от органов речи, изменяющий напряжение и положение органов дыхания, голосообразоывания и артикуляции.

АНАЛИЗАТОР СЛУХОВОЙ – анализатор, обеспечивающий  восприятие и анализ звуковых раздражителей и формирующий  слуховые ощущения и образы.

АНАМНЕЗ (греч. anamnesis воспоминание) — совокупность сведений (об условиях жизни человека, о предшествовавших болезни событиях и др.), получаемых в ходе обследования от самого обследуемого и (или) знающих его лиц; А. используется для установления диагноза, прогноза заболевания и выбора коррекционных мероприятий.

АНАРТРИЯ (ан- + греч. arthroo членораздельно произносить) — тяжелая форма дизартрии, когда речь почти полностью невозможна из-за паралича речедвигательных мышц, резко расстраивающего систему артикуляции

.АНКИЛОГЛОССИЯ (анкило+ греч. glossa язык) — врожденное укорочение уздечки языка.

АНТЕНАТАЛЬНЫЙ (антпе+ лат. natus рождение) — дородовой; относящийся к периоду развития организма, предшествующий родам.

АНТОНИМЫ (антпи+ греч. onoma имя) — слова, имеющие противоположные значения (напр., болезнь — здоровье, твердый — мягкий и т. д.).

АНТРОПОМЕТРИЯ (антропо+ греч. metreo измерять) — один из методов исследования в антропологии, заключающийся в различных измерениях человеческого тела.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА - система артикуляторных упражнений, составленная из различных комбинаций движений с регламентированной амплитудой, скоростью, темпом и дозированным мышечным напряжением. 

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ НАВЫКИ — усвоение артикуляционной базы данного языка.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ — совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи (артикуляцию); включает голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого нёба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и др.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС — совокупность ре-чедвижений, Необходимых для данного звука или данной сложной единицы выражения.

АРТИКУЛЯЦИЯ (лат. articulare членораздельно выгова-ривать) — деятельность органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых складок), необходимая для произнесения отдельных звуков речи и их комплексов.

АСФИКСИЯ (о+ греч. shhyxis пульс, пульсация) — удушье, обусловленное кислородным голоданием и избытком углекислого газа в крови и тканях.

АТАКА ЗВУКА - начало звука, момент его образования. Атака звука оказывает большое влияние на дальнейшее голосообразование. Мягкая атака делает голос бархатным. 

АУДИТОРНЫЙ ШОК - или сценический страх - состояние эмоционального напряжения при выражении мыслей, в результате чего люди испытывают затруднения в речи с окружающими. 

АУТИЗМ (греч. autos сам) — погружение в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности; признак психического расстройства.

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА (ауто+ греч. -genes зарождающийся, производимый) — вид психотерапии, основанный на максимальном мышечном расслаблении, сочетающемся с самовнушением.

АФАЗИЯ (а+ греч. phasis речь) — полная или частичная утрата речи, обусловленная поражением коры доминантного полушария головного мозга при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха. Афазия отличается от алалии тем, что при афазии происходит утрата уже развившейся речи, тогда как при алалии нарушается сам процесс развития речи. 

АФОНИЯ (а+ греч. phone звук, голос) — отсутствие звучности голоса при сохранности шепотной речи; непосредственная причина А. — несмыкание голосовых складок, вследствие чего при фонации происходит утечка воздуха; А. возникает в результате органических или функциональных нарушений в гортани, при расстройстве нервной регуляции речевой деятельности.

-Б-

БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ - психологический феномен, возникающий в ходе общения между собеседниками. Речь идёт о возникновении чувства неприязни, недоверия к говорящему, которое распространяется на передаваемую им информацию. 

БАТТАРИЗМ (греч. battarismos заикание) — патологически ускоренный темп речи, при котором имеет место неправильное формирование фразы, слова произносятся нечетко, не договариваются.

БРАДИЛАЛИЯ (бради+ греч. lalia речь) — патологически замедленный темп речи.

БРАДИЛЕКСИЯ (бради+ лат. lego читаю) — патологическая замедленность темпа чтения.

БУКВА — графический знак, который используется для обозначения на письме фонем. (Буквы мы видим и пишем).

-В-

ВЕЛЯРНЫЙ ЗВУК (лат. velaris) — задненёбный звук (напр., (г), (к), (х)).

ВЕРБАЛЬНЫЙ – словесный, выраженный речевыми средствами.

ВЗРЫВНОЙ ЗВУК — смычный согласный, при произнесении которого смычка разрывается; см. Взрыв 1) мгновенное размыкание под напором струи воздуха полной преграды, образуемой смыканием активного и пассивного органов речи.

ВИЗУАЛЬНЫЙ (лат. visualis зрительный) — воспринимаемый или производимый посредством зрения.

ВНИМАНИЕ — произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности.

ВНИМАНИЯ НАРУШЕНИЯ — патологические изменения направленности, избирательности психической деятельности; выделяют следующие виды нарушений: сужение объема внимания, когда одновременно человек может воспринимать только небольшое число объектов; неустойчивость внимания, когда нарушена концентрация внимания и наблюдается его отвлекаемость на побочные раздражители.

ВОСПИТАНИЕ — процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности.

ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ — обучение, направленное на восстановление функций, нарушенных в результате какого-либо заболевания.

ВЫСКАЗЫВАНИЕ - единица сообщения, обладающая смысловой целостностью. 

ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ - сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредствованные по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления. Каждая В. п. ф. не связана с работой одного «мозгового центра» или всего мозга как однородного эквипотенциального целого, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые структуры принимают дифференцированное участие. К высшим психическим функциям относят восприятиепамятьмышление и речь.

-Г-

ГАММАЦИЗМ -- недостаток произношения звука [ Г ]. 

ГЕМАТОМА (гемато+ греч. ...бта окончание в назв. опухолей) — кровяная опухоль, ограниченное стенками естественной полости или тканями скопление крови, образующееся при повреждении кровеносных сосудов.

ГЕНЕЗИС — см. Генез (греч. genesis зарождение, происхождение, развитие) — происхождение, возникновение, начало.

ГЕНЕТИКА (греч. genetikos относящийся к рождению, происхождению) — наука о наследственности и изменчивости организмов.

ГИМНАСТИКА РЕЧИ АКТИВНАЯ — система упражнений для речевых органов, которые производятся ежедневно или несколько раз в день по инструкции логопеда.

ГИМНАСТИКА РЕЧИ ПАССИВНАЯ — форма речевой гимнастики, при которой ребенок производит движение только при помощи механического воздействия на речевые органы (нажим руки логопеда или соответствующего зонда, шпателя); после нескольких повторений делается попытка произвести то же движение без механической помощи, т. е. пассивное движение постепенно переводится в активное.

ГИПЕРЕМИЯ (гипер+ греч. haima кровь) — увеличенное кровенаполнение сосудов какого-либо органа или ткани.

ГИПЕРКИНЕЗ (гипер+ греч. kinesis движение) — автоматические насильственные движения вследствие непроизвольных сокращений мышц.

ГИПЕРСАЛИВАЦИЯ (гипер+ лат. salivatio слюноотделение) — увеличенное выделение слюны.

ГИПЕРТОНИЯ (гипер+ греч. tonos напряжение) — 1) повышение мышечного тонуса; 2) повышение артериального давления.

ГИПОКСИЯ (гип+ лат. oxyqenium кислород) — кислородное голодание организма.

ГИПОМИМИЯ (гипо+ греч. mimia подражание) — бедность мимики.

ГИПОТЕЗА (греч. hypothesis предположение) — предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, требующее проверки и доказательства.

ГИПОТОНИЯ (гипо+ греч. tonos напряжение, тонус) — 1) понижение мышечного тонуса; 2) понижение кровяного давления.

ГЛОССОЛАЛИЯ (глоесо+ греч. lalia речь) — нарушение артикуляции, обусловленное какими-либо патологическими изменениями языка.

ГЛОТКА - начальная часть пищеварительной трубки, расположенная между полостью рта и пищеводом; одновременно относится к дыхательным путям, соединяя полость носа с гортанью; Г. выполняет глотательную, дыхательную и резонаторную функции. При поражении языкоглоточного нерва возникают нарушения деятельности этих функций, что является проявлением дизартрии или анартрии.

ГНОЗИС (греч. gnosis познавание, знание) — познавание предметов, явлений, их смысла и символического значения.

ГОЛОС РЕЧЕВОЙ — сложное явление, которое объединяет звуки, исходящие из ротоглоточной полости человека, независимо от того, предназначаются ли они для выражения мысли и чувства или появляются в результате неосознанных рефлекторных мышечных движений, таких как стон, смех, крик, звучный кашель.

ГОЛОСА КАЧЕСТВА — высота, диапазон, полетность, тембр.

-- высота голоса - физиологическое свойство речевого голоса, управляемое напряжением голосовых связок и частотой их колебаний. Раличают: высокий речевой голос - развитое головное звучание; низкий - развитое грудное звучание; средний - смешанное звучание.

-- диапазон голоса -- обьём звука, то есть интервал между самым высоким и самым низким звуком голоса. Голос с большим диапазоном звучания обладает гибкостью, подвижностью, переливами звука. 

-- полётность голоса - длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков. Когда звук насыщен интонациями, слова произносятся эмоционально, ясно, чётко, речь оратора достигает дальних уголков аудитории.

-- тембр голоса - индивидуальная звуковая окраска, качество голоса - характерное для каждого человека.

 -- поставленный голос - голос наиболее полно и всесторонне развитый, с большим диапазоном, силой, звучностью, гибкостью. 

ГОЛОСА РАССТРОЙСТВА — отсутствие или нарушение фонации; с точки зрения качества голоса все Г. р. делятся на четыре группы: нарушение высоты голоса (см. Голос визгливый, Голос крикливый, Голос ложноскладочный), нарушение силы голоса (см. Голос визгливый, Голос крикливый, Голос ложноскладочный, Голос приглушенный, Голос слабый, Голос с придыханиям, Голос форсированный), нарушение тембра голоса (см. Голос гортанно-резкий, Голос «металлический», Голос сиплый, Голос хриплый, Ринофония), отсутствие голоса (см. Афония, Голос ларингоэктомированных); по причинам возникновения различают Г. р. функциональные (см. Афония, Голоса мутация патологическая, Дисфония, Ринофония. Фонастения) и органические (см. Афония. Голос ларингоэктомированных, Дисфония, Ринофония); см. Голоса расстройства органические, Голоса расстройства функциональные.

ГОЛОСА РАССТРОЙСТВА ОРГАНИЧЕСКИЕ — различают Г.р.о. периферического и центрального характера; в основе Г.р.о. периферического характера лежат такие заболевания голосового аппарата, как «певческие узелки» на голосовых складках, папилломатоз гортани и голосовых складок, стеноз гортани (после дифтерии, ранения, ожога гортани), туберкулез и рак гортани, ведущие к деформации гортани и голосовых складок и к ограничению их подвижности; сюда же относится голос ларингоэктомированных; причинами, вызывающими Г.р.о. периферического характера, являются также аденоиды и расщелины твердого и мягкого нёба, влияющие на функционирование верхних резонаторов; Г.р.о. центрального порядка наблюдаются при различных видах дизартрии (бульбарной, псевдобульбарной, мозжечковой, подкорковой), а в случае анартрии обычно имеет место и афония; см. Афония, Голос ларингоэктомированных, Дисфония, Ринофония.

ГОЛОСОВАЯ ЩЕЛЬ - горизонтальная щель в средней части гортани, ограниченная истинными голосовыми складками.

ГОЛОСОВОЙ АППАРАТ — совокупность органов, участвующих в голосообразовании; Г.а. состоит из трех основных частей: легких с системой вдыхательных и выдыхательных мышц, гортани с голосовыми складками и системы воздушных полостей, играющих роль резонаторов и излучателей звука.

ГОЛОСОВОЙ РЕЖИМ — один из приемов коррекционной работы над голосом, начинающийся с полного молчания или хотя бы с перехода на шепотную речь, что ведет к уменьшению раздражения (снятию напряженности) в области гортани и голосовых складок, а также к психическому успокоению.

ГОЛОСООБРАЗОВАНИЕ — физиологический акт, заключающийся в напряжении голосовых складок и приведении их друг к другу, в повышении под действием межреберных мышц и диафрагмы давления воздуха в трахее и бронхах и периодическом прорыве его через голосовую щель с возникновением колебаний голосовых складок, обусловливающих колебания воздушной среды, воспринимаемые как звуки голоса.

ГОРТАНЬ - орган дыхания и голосообразования, расположенный между глоткой и трахеей, состоящий из сочленяющихся хрящей, сявзок и мышц.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ — строение слова и предложения, присущее данному языку.

ГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ - неправильное пространственное расположение букв, различные неточности их начертания.

ГРАФОСПАЗМ - расстройство совместного действия мышц руки, приводящее к нарушению акта письма при сохранении способности производить другие тонкие  движения кистью и пальцами; наблюдается при неврозах.

ГРАФОЛОГИЯ (графа+ греч. logos учение, наука) — учение о возможности определения по почерку характера человека; изучение особенностей почерка здоровых людей и его нарушений у больных имеет значение при диагностике некоторых нервных и психических болезней.

ГУБЫ — органы, ограничивающие свободным краем ротовую щель; состоят из кожи, круговой мышцы рта и слизистой оболочки; различают верхнюю и нижнюю Г.

ГУЛЕНИЕ — голосовые реакции ребенка в первые 2—3 месяца жизни, ранняя стадия лепета.

-Д-

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАРУШЕния – нарушения движений, которые могут проявляться ограничением  объема и силы движений, нарушениями их темпа, характера, координации, наличием непроизвольных избыточных движений.

ДЕКОМПЕНСАЦИЯ (де+ компенсация) — недостаточность или срыв механизмов восстановления функциональных нарушений и структурных дефектов организма. %

 ДЕПРИВАЦИЯ – психическое состояние, возникающее в результате длительного  ограничения возможностей ребенка в удовлетворении его насущных биологических и социальных потребностей; Д. бывает зрительная, слуховая, речевая, эмоциональная и др.

ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ - дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте.

ДЕФЕКТ ЗВОНКОСТИ — расстройство звукопроизношения: замена звонких согласных глухими или их смешение.

ДЕФЕКТ МЯГКОСТИ — расстройство звукопроизношения: замена мягких согласных твердыми или их смешение.

ДЕФЕКТОЛОГИЯ (лаг. defectus недостаток + греч. logos учение) — наука о психофизиологических особенностях развития детей с психическими или (и) физическими недостатками, о закономерностях их воспитания, образования и обучения.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕЧЕВАЯ — 1) речь как процесс (в отличие от речи как произведения), выступающая одновременно как предмет разных наук: языкознания, психологии, физиологии и др.; 2) язык как социальный продукт речевой способности, как сложение: а) совокупности необходимых условий, усвоенных общественным коллективом, для осуществления этой способности и б) индивидуального говорения, включающего также слушателя как соучастника речевого акта; 3) речь индивида.

ДИАГНОЗ (греч. diagnosis распознавание; диа+ gnosis познание, знание) — медицинское заключение о состоянии здоровья обследуемого, об имеющемся заболевании; выражается в терминах, обозначающих названия болезней, их формы, варианты течения и т. п.

ДИАГНОЗ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ — этап диагностики, устанавливающий отличие данной болезни от других, сходных по клиническим проявлениям.

ДИАГНОСТИКА (греч. diagnostikos способный распознавать) — 1) раздел медицины, изучающий содержание, методы и последовательные ступени процесса распознавания болезней или особых физиологических состояний; 2) процесс распознавания болезни и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей субъекта, включающий целенаправленное медицинское обследование, истолкование полученных результатов и их обобщение в виде диагноза.

ДИАЛОГ - (dialogos-греч.) попеременный обмен репликами двух и более людей. 

ДИАФРАГМА (диа+ греч. phragma перегородка) — мышца, отделяющая грудную полость от брюшной и участвующая в дыхании; поднимаясь и опускаясь, Д. тем самым изменяет форму грудной клетки, что важно для образования резонанса при речи.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ — основополагающие требования к практической организации учебного процесса; к Д. п. относят: научность обучения, связь теории с практикой в обучении, наглядность обучения, сознательность и активность в обучении, прочность усвоения знаний учащимися, систематичность и последовательность в обучении, доступность обучения, индивидуальный подход к учащимся, единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.

ДИЗАДАПТАЦИЯ (диз+ адаптация) — расстройство приспособления живого организма к действию факторов окружающей и внутренней среды.

ДИЗАРТРИЯ (диз+ греч. arthroo членораздельно произносить) —нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата, расстройство артикуляции. Оно возникает, когда скорость, сила и объем движений органов речи ограничены. Прежде всего, ограничен в движениях основной орган артикуляции – язык. Затруднено движение и других частей речевого аппарата (губ, неба, голосовых связок, диафрагмы). Речь дизартрика невнятна, непонятна для окружающих, «каша во рту».

ДИЗОРФОГРАФИЯ - проявляется в том, что ребенок испытывает стойкие трудности в овладении правилами правописания и их использовании. Многие из таких детей, даже зная правила, продолжают делать ошибки. Причина заключается в том, что они не замечают самих орфограмм, то есть тех звуков, которые звучат при произношении неопределенно, не так, как их нужно обозначать буквами.

ДИКЦИЯ (лат. dictio произношение) — 1) подвижность и дифференцированность движений органов артикуляционного аппарата, обеспечивающих четкое, ясное произношение каждого звука в отдельности, а также слов и фраз в целом; 2) манера произношения слов, слогов и звуков.

ДИСГРАФИЯ (дис+ греч. grapho писать, изображать) — частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

ДИСКАЛЬКУЛИЯ (дне+ лат. calculo считать) — частичное нарушение способности производить арифметические действия.

ДИСЛАЛИЯ (дне+ греч. lalia речь) — нарушение звукопроизношения.

ДИСЛЕКСИЯ (дис+ лат. lego читаю) — частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

ДИСПУТ  (disputare-рассуждать; латин.) -  публичная речь под руководством ведущего для установления истины на научную или общественно важную тему. 

ДИСФОНИЯ (дис+ греч. рЬбпё голос) — расстройство голосообразования, при котором голос сохраняется, но становится неполноценным — хриплым, слабым, вибрирующим и т. п.; Д. возникает в результате органических или функциональных нарушений центрального или периферического происхождения.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ (фр. differentiation от лат. differentia различие) — разделение, расчленение, расслоение целого на различные части, формы и ступени.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ — этап в коррекционной работе по формированию правильного звукопроизношения, направленный на развитие умения отличать данный звук от близких по звучанию или по месту и способу образования.

ДЫХАНИЕ -  условно разделяют на: ключичное, грудное и брюшное. 

- грудное - дыхание, при котором рёбра, поднимаясь, увеличивают объём грудной клетки в её средней части. При этом голос быстро утомляется

- ключичное - короткое, поверхностное дыхание. 

- брюшное - дыхание диафрагмальное: диафрагма сокращается и увеличивает объём грудной клетки. 

ДЫХАНИЕ РЕЧЕВОЕ — дыхание в процессе речи, отличающееся от обычного более быстрым вдохом и замедленным выдохом, значительным увеличением дыхательного объема, преимущественно ротовым типом дыхания, максимальным расхождением голосовых складок на вдохе и сближением их почти до соприкосновения на выдохе.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИК - система упражнений, направленных на развитие дыхания. В логопедии Д.Г. применяется для формирования речевого дыхания, которое отличается от обычного дыхания более быстрым вдохом и замедленным выдохом, большим объёмом, также для дифференциации ротового и носового дыхания.


-Ж-

ЖЕСТ - движение рук, выражающее внутреннее состояние человека или указывающее на что-то.

-З-

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ — временное отставание развития психики или ее отдельных функций.

ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ - нарушение нормального темпа развития речи, отставание в развитии речи. 

ЗАИКАНИЕ — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

ЗАМЕНЫ ЗВУКОВ — дефект воспроизведения звуков речи, при котором вместо правильного звука произносится звук, сходный по способу образования или по месту артикуляции, парный по глухости/звонкости, твердости/мягкости в зависимости от того, артикуляционные или акустические образы звуков не сформированы.

ЗОНА АКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ – актуальный уровень знаний, умений и навыков ребенка, проявляющийся на данном этапе его развития и обнаруживающийся в ситуации конкретного диагностического обследования.

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ — динамический принцип изучения умственного развития ребенка, позволяющий оценивать его дальнейшие возможности; 3. б. р. определяется содержанием тех задач, которые ребенок еще не может решить самостоятельно, но уже решает с помощью взрослого, ведь то, что первоначально делается ребенком под руководством взрослого, становится затем его собственным достоянием; термин введен Л. С. Выготским.

ЗОНДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ (фр. sonde щуп) — инструменты, предназначенные для механического воздействия на язык при постановке и коррекции произношения некоторых звуков речи.

-И- -Й-

ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ - восприятие, понимание речи. 

ИННЕРВАЦИЯ - обеспечение органов и тканей нервами и, следовательно, связью с центральной нервной системой.

ИНТЕГРАЦИЯ (лат. integratio восстановление, восполнение + integer целый) — 1) объединение в целое каких-либо частей, элементов (противоп. дезинтеграция)

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ – направление в специальной педагогике, совместное обучение в образовательных учреждениях  детей с различными нарушениями психофизического развития и их нормально развивающихся сверстников..

ИНТЕЛЛЕКТ - вся познавательная деятельность человека. 

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ (лат. interpretatio) — толкование, объяснение, раскрытие смысла чего-либо.

ИНТОНАЦИЯ - (intono-громко произношу; латин.) совокупность звуковых элементов речи (силы, высоты, тембра, длительности звучания). Интонация создаёт дополнительный оттенок смысла, подтекст речи, помогает лучше понять высказывание. Если речь насыщена интонациями - она особенно понятна и красива. Интонация включает: ритм, темп, тембр и мелодику речи. Мелодика -- переливы голоса для вопроса, восклицания или утверждения. Ритм -- равномерное чередование ударных и безударных слогов (разных по силе голоса и длительности). Темп -- скорость произнесения речи. (При ускоренном -- снижается внятность; при замедленном -- снижается выразительность). Тембр -- эмоциональная окрашенность фразы, придающая речи разные оттенки: удивления, радости, грусти и т.д. 

ИНФАНТИЛИЗМ (лат. infantilis детский, младенческий) — патологическое состояние, характеризующееся задержкой физического и (или) психического развития с сохранением черт, присущих детскому или подростковому возрасту.

ИСКАЖЕНИЕ ЗВУКА - произношение звука не соответствующее нормам произношения фонемы данного языка.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА — учетно-оперативный документ детской поликлиники, заполняемый на каждого обслуживаемого ребенка, предназначенный для регистрации данных медицинского наблюдения за ним, а также проведенных лечебных и профилактических мероприятий.

ИТЕРАЦИЯ - несудорожные запинки, повторы в речи. 

ЙОТАЦИЗМ - нарушение произношения звука (j); Й. выражается чаще всего в замене (j) другими звуками или в его опускании.

-К-

КАППАЦИЗМ (К, каппа, буква греч. алфавита) — сборный термин, обозначающий неправильное произношение фонем к.к', г.г', х.х'. В узком значении — неправильное произношение фонем к, к'; см. Гаммацизм, Хитизм.

КАТАМНЕЗ (ката+ греч. mnesis память) — совокупность сведений о состоянии больного и течении его болезни после окончания лечения до настоящего времени — момента собирания катамнеза.

КИНЕСТЕЗИИ РЕЧЕВЫЕ (кип+ греч. aisthesis ощущение, чувство) — ощущение положения и перемещения органов, участвующих в речеобразовании.

КОММУНИКАЦИЯ - (communico-общаюсь; латин.) контакты, общение, обмен информацией между людьми. 

КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ РЕЧИ — функция общения, заключающаяся в передаче некоторого «интеллектуального», «логического» содержания.

КОМПЕНСАТОРНЫЙ ПРОЦЕСС (лат. compenso уравновешивать, возмещать) — совокупность реакций организма на повреждение, выражающихся в возмещении нарушенной функции организма за счет деятельности неповрежденных систем, отдельных органов или их составных частей.

КОМПЕНСАЦИЯ (от лат. compenso уравновешивать, возмещать) — состояние полного или частичного возмещения функций поврежденных систем организма за счет компенсаторных процессов.

КОМПЕНСАЦИЯ НАРУШЕННЫХ ФУНКЦИЙ — возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.

КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ — целесообразные согласованные движения различных мышц, осуществляемые в результате обратной афферентации и регулирующей деятельности коры больших полушарий головного мозга.

КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА — система педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития детей с дефектами в развитии.

КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ — исправление недостатков произношения, включая все его составные части: дыхание, голос, звуки, словесное и фразовое ударение, членение речи паузами, темп и соблюдение орфоэпических норм.

КУЛЬТУРА РЕЧИ - многозначное понятие, включающее в себя: правильность речи, то есть владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, лексики, грамматики и стилистики), и речевое мастерство, то есть умение выбирать из существующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически и ситуативно уместный, выразительный и т.п. Культура речи предполагает высокую общую культуру человека. 

-Л-

ЛАБИАЛИЗАЦИЯ - способ произнесения звуков речи, характеризующийся округлением и выпячиванием губ вперед. 

ЛАМБДАЦИЗМ - неправильное произношение звука [ Л ]. Распространённый недостаток речи. 

ЛЕВОРУКОСТЬ СКРЫТАЯ — леворукость, сочетающаяся с наличием выработанных навыков выполнения некоторых действий правой рукой (письмо, пользование ложкой и т. п.).

ЛЕКСИКОН - словарный запас.

ЛЕКСИКО-ГРАММАТЙЧЕСКИЙ — характеризующийся единством лексических и грамматических свойств, соединяющий те и другие свойства.

ЛЕПЕТ — голосовые реакции ребенка на раздражители положительного характера; появляется на втором месяце жизни в виде разнообразных несложных комплексов звуков (гуление) и постепенно усложняется (многократное повторение слогов); при тяжелых речевых нарушениях обнаруживается у детей с опозданием и в более позднем возрасте.

ЛОГИЧЕСКАЯ ПАУЗА - пауза, разделяющая речь говорящего на речевые такты в соответствии со смысловыми и грамматическими связями между словами, характеризуется изменением высоты тона и голоса.

ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ - выделение наиболее важного слова в ряду остальных слов для придания предложению точного смысла. Логическое ударение падает на то слово, которое имеет существенно важное, по намерению говорящего, значение.

ЛОГИЧНОСТЬ РЕЧИ - коммуникативное качество речи. Для достижения логичности речи следует добиваться смысловой непротиворечивости высказывания. 

ЛОГОНЕВРОЗ - невроз, проявляющийся в форме расстройства речи. 

ЛОГОПАТ - человек с нарушением речи.

ЛОГОПАТИЯ (греч. logos слово, речь + pathos страдание, болезнь) — недостаток, порок речи (заикание, картавость, шепелявость и т. п.).

ЛОГОПЕДИЯ (лого+ греч. paideia воспитание, обучение) 1) наука о психофизиологических особенностях и закономерностях развития людей с речевыми нарушениями, о методах коррекционно-педагогической работы с ними; 2) отрасль специальной педагогики, в задачу которой входит изучение недостатков речи, разработка принципов и методов их предупреждения и преодоления.

ЛОГОПСИХОЛОГИЯ - отрасль специальной психологии, изучающая особенности и закономерности психики людей с речевыми нарушениями.

ЛОГОРИТМИКА - одна из форм своеобразной активной терапии, целью которой является преодоление речевого нарушения посредством комплексного использования речевых упражнений с движениями и музыкой.

ЛОГОФОБИЯ - (logos-учение,phobos-страх; греч.) боязнь произнесения слов, речи. 

ЛОКАЛИЗАЦИЯ (лат. localis местный) — место развития болезненных процессов.

-М-

МАССАЖ (фр. massage) — система приемов механических воздействий (растирание, поглаживание, поколачивание и т. п.) на поверхность тела; способствует улучшению кровои лимфообращения, обмена веществ в тканях; примен. с лечебными, гигиеническими и другими целями.

МЕЖЗУБНЫЙ СИГМАТИЗМ — кончик языка при произнесении свистящих звуков не опускается вниз, а просовывается между верхними и нижними резцами; свистящие звуки приобретают шепелявый оттенок.

МЕЛОДИКА РЕЧИ - повышение и понижение тона голоса. Различают три вида мелодики речи:

- повествовательная -- резкое понижение голоса на последнем ударном слоге; 

- вопросительная -- повышение голоса на том слове, которое служит смысловым центром вопроса; 

-восклицательная -- свидетельствует об эмоциональном побуждении, сопровождающем речь говорящего.

МЕТОДИКА — отрасль педагогики, изучающая принципы, методы, приемы и средства учебно-воспитательной работы с учащимися.

МЕТОДИКА СПЕЦИАЛЬНАЯ — система приемов и способов обучения детей с нарушенным развитием; разрабатывается применительно к разным типам спец. школ и дошкольных учреждений с учетом особенностей развития различных категорий аномальных детей.

МИМИКА - совокупность движений мышц лица, движений глаз человека, выражающая его состояние или его отношение к чему-то. 

МИНИМАЛЬНАЯ МОЗГОВАЯ ДИСФУНКЦИЯ (ММД) - сборная группа патологических состояний различных по причинам, механизмам развития и клиническим проявлениям. ММД обусловлена нарушением функции центральной нервной системы вследствие микроповреждений коры и подкорковых структур головного мозга. Возникает главным образом в результате кислородного голодания мозга во внутриутробном периоде и в процессе родов. Характерными признаками являются: повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, диффузные лёгкие очаговые неврологические симптомы, умеренно выраженные сенсомоторные, речевые нарушения, расстройства восприятия, отвлекаемость, недостаточная сформированность интеллектуально деятельности. Наиболее частое проявление ММД – синдром дефицита внимания с гиперактивностью. 

МОДЕЛИРОВАНИЕ — исследование объектов познания на их моделях; построение моделей реально существующих предметов и явлений (живых организмов, инженерных конструкций, общественных систем, различных процессов и т. п.).

МОДЕЛЬ (фран. modele + итал. modello + лат. modulus мера, образец) — схема, изображение или описание какого-либо явления или процесса в природе и обществе.

МОДИФИЦИРОВАТЬ (лат. modificare размерять) — вносить изменения, сообщающие чему-либо новые признаки, свойства, видоизменять.

МОДУЛЯЦИЯ ГОЛОСА - изменение голоса по высоте, силе, тембру и длительности.

МОТОРИКА - совокупность двигательных реакций.

МОНОЛОГ - устное или письменное высказывание одного человека. Монолог - значительный по размеру отрезок речи, содержащий связанные между собой высказывания. Есть три типа монологов:1) описание; 2) повествование; 3) рассуждение.


МУЗЫКОТЕРАПИЯ — использование музыки с лечебной целью.

МУТИЗМ - отказ от речевого общения при сохранности речевого аппарата. В основе лежит реакция организма на резкий психический раздражитель (испуг, обида, конфликт, психическая травма, непосильное требование). Наблюдается главным образом в детском возрасте и чаще возникает у застенчивых, робких, физически ослабленных детей. При мутизме отсутствует как ответная, так и спонтанная речь. При этом способность разговаривать и понимать чужую речь сохраняется.

МУТИЗМ ЭЛЕКТИВНЫЙ - избирательный отказ от речи.

МЫШЕЧНАЯ СИНЕРГИЯ - совместное сочетанное действие групп мышц.

-Н-

НАВЫК — автоматизированные компоненты сознательной деятельности, возникшие в результате упражнений, упрочившиеся способы действий.

НАЗАЛИЗАЦИЯ (франц. nasalisation от лат. нос) — приобретение звуком (главным образом гласным) носового тембра вследствие опускания нёбной занавески и одновременного выхода воздушной струи через рот и нос.

НАРУШЕНИЕ СТРУКТУРЫ СЛОВА - нарушение количества и последовательности звуков и слогов в слове: усечение или добавление звука (буквы) или слога; перестановка звуков (букв) или слогов; слияние одного слова с отдельными частями соседних слов или с целыми словами; расщепление одного слова на несколько.

НАРУШЕНИЕ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА — резкое затруднение в овладении графической формой речи, связанное чаще всего с общим недоразвитием речи у детей при нормальном слухе и нормальных умственных способностях; проявляется чаще всего в общем искажении звукового состава слов и замене букв.

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ - жесты, мимика, пантомимика, выразительные движения.

НЕВРОЗЫ – группа заболеваний нервной системы, характеризующихся функциональными нарушениями со стороны центральной нервной системы. К Н. относят неврастению, невроз страха, истерические реакции, невроз навязчивых состояний.

НЕВРОЛОГ (Сдо 1980х г. — невропато́лог– это медицинский работник с высшим медицинским образованием, прошедший специализацию по неврологии. В компетенцию врача-невролога входит диагностика и лечение болезней нервной системы. К таковым относятся заболевания центральной нервной системы (головной и спинной мозг) и периферической (нервные волокна). Если эти болезни не сопровождаются психическими расстройствами и изменениями поведения, то ими занимается невролог.

НЕВРОПАТИЯ - конституционально обусловленное состояние повышенной возбудимости нервной системы, неустойчивой регуляции вегетативных функций. Н. характеризуется повышенной истощаемостью, беспокойством, нарушениями сна, аппетита, неустойчивости температуры тела, чувствительности к погоде, капризности. С возрастом явления Н. могут сглаживаться.

НЕГАТИВИЗМ - немотивированное сопротивление ребенка воздействию на него взрослого. Речевой негативизм - упорный отказ от общения. 

НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ - см. Общее недоразвитие речи

НЁБО — горизонтальная перегородка, разобщающая полость рта с полостью носа и носовой частью глотки.

НЁБО МЯГКОЕ — задняя подвижная часть нёба; во время глотания, жевания и речи происходят различные движения мягкого нёба.

НЁБО ТВЕРДОЕ — часть нёба, имеющая костную основу, покрытую сверху и снизу слизистой оболочкой; составляет передние две трети нёба.

НЕЙРОЛИНГВИСТИКА - отрасль науки, пограничная для психологии, неврологии и лингвистики, изучающая мозговые механизмы речевой деятельности и изменения в речевых процессах, которые возникают при локальных поражениях головного мозга.

НОРМА ЯЗЫКОВАЯ — совокупность общеупотребительных языковых средств и правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период.

НОСОВОЙ ЗВУК — произносимый с опущенным мягким нёбом, т. е. с включением носового резонатора, в результате чего воздух (звучащее дыхание) проходит через полость носа, причем в случае носовых согласных в полости рта осуществляется полное соприкосновение органов, необходимое для образования шума, а в случае гласных — это сообщает им носовой тембр и понижает высоту тона.

-О-

ОБВИТИЕ ПУПОВИНЫ — обматывание пуповиной частей плода (шеи, конечностей, туловища) в результате чрезмерной подвижности плода и большой длины пуповины; О. п. вокруг шеи может вызвать асфиксию плода.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ - процесс получения информации о состоянии партнёра по общению с целью улучшения общения и достижения желаемого результата. 

ОБТУРАТОР (лат. obturo, obtutatum закупоривать) — приспособление для закрытия дефектов твердого и (или) мягкого нёба.

ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

ОБЩЕНИЕ - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми.

ОГЛУШЕНИЕ СОГЛАСНЫХ — переход звонкого согласного в соответствующий глухой в определенных положениях (в конце слова или перед глухими согласными), свойственный русскому литературному произношению или вследствие общей тенденции к усилению артикуляции согласных и сокращению участия голоса.

ОПТИМАЛЬНЫЙ (лат. optimus наилучший) — наилучший, наиболее соответствующий определенным условиям и задачам.

ОРГАНЫ АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ — различные части человеческого организма, участвующие в образовании звуков речи.( губы, язык, нижняя челюсть, глотка.) Точная артикуляция даёт чёткую, чистую речь. 

ОТВЛЕКАЕМОСТЬ — в психиатрии — расстройство внимания, характеризующееся его быстрым переключением на новые объекты при возникновении случайных ассоциаций или действий внешних раздражителей.

-П-

ПАНТОМИМИКА - совокупность выразительных движений тела, сопровождающая речь и эмоции. 

ПАРАЛИЧ (греч. paralysis расслабление) — 1) потеря двигательной функции какой-либо мышцей или группой мышц вследствие поражения нервной системы (ср. парез); 2) утрата способности к действию, разбитость; состояние полного застоя, упадка чего-либо.

ПАРЕЗ (греч. paresis ослабление) — неполный паралич, ослабление функции какой-либо мышцы или группы мышц вследствие поражения нервной системы.

ПАТОГЕНЕЗ (пато+ греч. genesis происхождение, развитие) — 1) учение об общих закономерностях развития, течения и исхода болезней; 2) механизм развития конкретной болезни, патологического процесса или состояния.

ПАТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ — связанный с патогенезом; патогенетическая терапия — метод лечения, при котором воздействие направлено на подавление одних звеньев механизма развития болезненного процесса и усиление других, что способствует прекращению его развития и излечению.

ПАТОЛОГИЯ (греч. pathos страдание + -логия) — 1) раздел медицины, изучающий болезненные процессы и состояния в живом организме; состоит из патологической анатомии, изучающей изменения в строении органов и тканей, вызванные болезненными процессами, и патологической физиологии, изучающей нарушение функций органов и организма в целом при его заболеваниях; 2) отклонение от нормы, уродливая ненормальность.

ПАУЗА - остановка в течении речи.Паузы бывают: 1) логические; 2) психологические; 3) физические.

-люфтпауза -- (luft-нем.) пауза для добора воздуха.

-промежуточная пауза -- определяется знаками препинания.

-психологическая пауза -- обуславливается переживаниями говорящего: напряжение, припоминание, умолчание. 

-соединительная пауза -- для неё характерно повышение голоса на логическом слове. 

-цезура -- короткая пауза между фразами. 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ — отклонение от нормы в развитии ребенка, обусловленное недостатками обучения и воспитания; причинами П. з. могут быть: отсутствие правильного воспитания в семье, частая смена школ и преподавателей, недостаточное внимание учителей к отстающему ребенку, пропуски школьных занятий, безнадзорность; П. з. может возникнуть вследствие замедленного развития ребенка; так, дети, которые по этой причине оказываются не подготовленными к школьному обучению без применения в школе коррекционно-воспитательных мероприятий, вскоре становятся педагогически запущенными.

ПЕЛОТЕРАПИЯ (греч. pelos глина, грязь + терапия) грязелечение — применение с лечебной целью грязей различного происхождения, глины и грязеподобных веществ (парафин, озокерит).

ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФЕКТ – нарушение, непосредственно вытекающее из биологического характера болезни (нарушение зрения, речи  или слуха при поражении анализаторов).

ПЕРИНАТАЛЬНЫЙ (пери+ лат. natalis относящийся к рождению) — относящийся к периоду непосредственно после родов (или к родам).

ПЕРСЕВЕРАЦИЯ - навязчивое повторное воспроизведение какого-либо ощущения, действия, мысли или переживания. Может проявляться в склонности к «застреванию» в речи, мышлении, памяти, движениях, часто вопреки сознательному намерению.

ПОДВИЖНОСТЬ ГОЛОСА - способность голоса легко изменять свою высоту и силу. Отсутствие подвижности в голосе делает его монотонным. 

ПОДВИЖНОСТЬ РЕЧИ - способность управлять скоростью ритмического движения речи, её темпом, свободно переходя от замедленного к быстрому и наоборот. Такая способность вырабатывается в процессе тренировок. 

ПОДЪЕМ — степень приподнятости той или другой части языка, придающая гласным открытый или закрытый характер и являющаяся основой их классификации «по вертикали».

ПОЛТЕРН - патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа речи несудорожного характера. 

ПОСТАНОВКА ГОЛОСА — работа, которая обеспечивает возможность наилучшего использования голоса при минимальной утомляемости голосовых складок.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА — создание при помощи специальных приемов новой нервной связи между звуковыми (восприятие произнесенного звука), двигательно-кинестетическими (самостоятельное воспроизведение звука и зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями; постановка звуков, дыхания, голоса — первый этап формирования произносительных навыков у глухих, слабослышащих детей, у детей с нарушениями речи; характеризуется широким использованием сохранных анализаторов (зрительного, кожного, двигательного, слухового), применением разнообразных методических приемов, технических приспособлений, в результате чего ребенок усваивает то или иное произносительное умение; за этапом произносительных умений следует этап их автоматизации, превращения умений в прочные навыки, что достигается в результате специальных упражнений и речевой практики.

ПОСТНАТАЛЬНЫЙ (пост+ лат-natus рождение) — возникающий или происходящий непосредственно после рождения.

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ — существующий в потенции; скрытый, не проявляющийся; возможный; потенциальная энергия физ. часть полной механической энергии физ. системы, зависящая от взаимного расположения ее частиц и от их положения во внешнем силовом поле (напр., гравитационном); другой частью механической энергии системы является кинетическая энергия.

ПРАКСИС — способность к выполнению целенаправленных автоматизированных двигательных актов.

ПРЕВАЛИРОВАТЬ (нем. pravalieren + лат. praevalere) — преобладать, иметь перевес, преимущество.

ПРЕНАТАЛЬНЫЙ – период до рождения ребенка.

ПРИЁМЫ ОБЩЕНИЯ - предпочтительные средства общения, включая вербальные и невербальные. 

ПРИНЦИП (лат. principium начало, основа) — основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки; внутреннее убеждение человека.

ПРОГЕНИЯ (про+ греч. genys нижняя челюсть) — выступание нижней челюсти вперед (по сравнению с верхней) вследствие ее чрезмерного развития.

ПРОГНАТИЯ (про+ греч. gnathos челюсть) — выступание верхней челюсти вперед (по сравнению с нижней) вследствие ее чрезмерного развития.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ — составление прогноза развития, становления, распространения чего-либо (напр., науки, отрасли производства, процесса, отношений и др.) на основании изучения тщательно отобранных данных.

ПРОГРАММА (греч. programma объявление, предписание) — учебная программа — краткое систематическое изложение содержания обучения по определенному предмету, преподаваемому в учебном заведении, круг знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению учащимися.

ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ (греч.; см. пропедевтика) — подготовительный; пропедевтический курс — подготовительный, вводный курс, систематически изложенный в сжатой и элементарной форме, предваряющий более глубокое изучение данной дисциплины.

ПРОСОДИЯ (греч. prosodia ударение, припев) — 1) общее название для сверхсегментных свойств речи; 2) учение о принципах и средствах членения речи и соединения расчлененных частей, таких как повышение и понижение основного тона, расстановка ударений, относительное ускорение или замедление речи и разрыв произнесения.

ПРОФИЛАКТИКА (греч. prophylaktikos предохранительный) — совокупность предупредительных мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

ПСИХИАТРИЯ (псих+ греч. iatreia врачевание, лечение) — отрасль клинической медицины, изучающая этиологию, патогенез, клинику и распространенность психических заболеваний и болезней человека вообще в их нервно-психической обусловленности, разрабатывающая методы их диагностики, лечения и профилактики, порядок и методы экспертизы и реабилитации больных.

ПСИХИКА (греч. psychikos душевный) — 1) функция мозга, сущность которой заключается в отражении действительности в виде ощущений, восприятий, представлений, мыслей, чувств, воли и пр.; определяет качественное своеобразие поведения животных и человека. Высшая форма психики, возникшая в процессе общественного труда и связанная с развитием речи, — человеческое сознание; 2) духовная организация человека, совокупность его душевных качеств, душевный склад.

ПСИХОДИАГНОСТИКА (психо+ диагностика) — область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

ПСИХОДРАМА (психо+ греч. drama действие) — вид групповой психотерапии, в котором пациенты попеременно выступают в качестве актеров и зрителей, причем их роли направлены на моделирование жизненных ситуаций, имеющих личностный смысл для участников, с целью устранения неадекватных эмоциональных реакций, более глубокого самопознания и т. п.

ПСИХОМОТОРИКА (психо+ лат. motor приводящий в движение) - индивидуальные , конституциональные, а также связанные с полом и возрастом особенности двигательных реакций человека.

ПСИХОНЕВРОЛОГ ДЕСКИЙ - специалист в области психических расстройств, изучающий неврозы и другие пограничные состояния, в его компетенции и часть неврологических заболеваний. Как правило, это врач-невролог, получивший дополнительную специализацию по специальности "психоневрология". Психоневролог поможет Вам вовремя диагностировать у ребенка стертые по форме нервно-психические расстройства, которые находятся на условной границе между тем, что называют психическим здоровьем и явно выраженной патологией, решить проблемы с недостаточной концентрацией внимания, агрессивным поведением, страхами или фобиями, а также другими эмоциональными и поведенческими расстройствами, в том числе - энурезом.

ПСИХОНЕВРОЛОГИЯ (см. психо+ неврология) — раздел медицины, включающий психиатрию и неврологию и изучающий пограничные их разделы — неврозы. психопатии и т. п., а также психогигиену и психопрофилактику.

ПСИХОПАТОЛОГИЯ (см. психо+ патология) — раздел общего учения о болезнях человека, изучающий закономерности появления, механизмы развития, причины возникновения и течение психозов, разрабатывающий принципы их классификации, методы лечения и т. п.

ПСИХОТЕРАПИЯ (см. психо+ терапия) — использование психических воздействий: гипноза, внушений и других лечебных методов.

-Р-

РАСЩЕЛИНА ГУБЫ — врожденная аномалия строения губ (обычно верхней), возникающая вследствие задержки слияния эмбриональных зачатков, образующих эту часть ротовой полости; часто сопровождается расщелиной нёба; может быть односторонней и двусторонней; является причиной органической дислалии.

РАСЩЕЛИНА НЁБА — врожденная аномалия строения твердого или мягкого нёба, возникающая вследствие задержки слияния эмбриональных зачатков, образующих эту часть ротовой полости; причина ринолалии.

РЕАБИЛИТАЦИЯ (лат. rehabilitatio) — 1) восстановление в правах; 2) восстановление доброго имени, репутации; 3) восстановление или компенсация нарушенных функций организма « и трудоспособности больных и инвалидов, достигаемое применением комплекса медицинских, педагогических и социальных мероприятий.

РЕЗУС-ФАКТОР — антиген, содержащийся в эритроцитах макак-резус (отсюда название) и людей; по наличию или отсутствию Р.-ф. выделяют резус-положительные (ок. 85% людей) и резус-отрицательные (ок. 15% людей) организмы; при переливании резус-отрицательным лицам резус-положительной крови или при беременности резус-отрицательной женщины резус-положительным плодом возможны иммунные осложнения (гемолитическая болезнь новорожденных и др.).

РЕЗОНАТОР - полость, способная отражать звуковые волны. Голос приобретает тембр благодаря системе резонаторов.

РЕГИСТР - ряд однородных звуков диапазона, воспроизводимых одним и тем же механизмом. В речевом голосе различают: грудной, головной и смешанный регистры. Границы регистров у каждого человека разнообразны. При воспитании речевого голоса следует добиваться плавного перехода от регистра в регистр.

РЕЛАКСАЦИЯ (лат. relaxatio уменьшение напряжения, ослабление) — 1) в медицине — расслабление или резкое снижение тонуса скелетной мускулатуры вплоть до полного обездвижения; может возникнуть как патологическое состояние; искусственно может достигаться применением миорелаксантов; 2) состояние покоя, расслабленности, возникающее у человека вследствие снятия психического напряжения, после сильных переживаний или физических усилий; Р. может быть непроизвольной (напр., при засыпании) и произвольной; см. Аутогенная тренировка.

РЕНТГЕНОДИАГНОСТИКА (см. диагностика) — распознавание изменений, заболеваний тканей и органов на основе данных рентгенологического (см. рентгенология) исследования.

РЕФЛЕКСИЯ (лат. reflexio отражение) — размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния.

РЕЦИДИВ (лат. recidivus возвращающийся) — 1) возврат, повторение какого-либо явления; 2) в медицине — повторное проявление болезни после кажущегося выздоровления.

РЕЧЕВОЙ СЛУХ - способность человека при восприятии речи улавливать и воспроизводить все фонологические средства языка. Компоненты речевого слуха: 

-звуковысотный слух -- способность слышать и воспринимать мелодику речи;

-ритмический слух -- способность ощущать и воспроизводить в речи её внутренний темп;

-тональный слух -- способность слышать и воспроизводить тембральные изменения голоса в зависимости от перемены чувств, отношений;

-физический слух -- способность воспринимать звучащую речь в разных диапазонах громкости и высоты; 

-фонематический слух -- способность различать и воспроизводить звуки речи.

РЕЧЬ - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи и хранения информации. 
-внешняя - речь для других, слышимая и понимаемая окружающими людьми; состоит из речи письменной и устной; 
-внутренняя - речь для себя, лишённая звукового оформления, мысленная речь. 

РЕЧЬ ЭКСПРЕССИВНАЯ - активное устное и письменное высказывание. 

РЕЧЕВАЯ ИНТОНАЦИЯ (лат. intono громко произношу) — совокупность просодических элементов речи, таких как мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.; Р. и. фонетически организует речь, является средством выражения различных синтаксических значений и категорий, а также эмоционально-экспрессивной окраски.

РЕЧЕВАЯ КАРТА — основной документ, характеризующий состояние речи ребенка, поступившего в логопедическое учреждение; заполняется логопедом при обследовании.

РЕЧЕВОЙ АППАРАТ — система органов, принимающих участие в образовании звуков речи; в этой системе различают периферический и центральный отделы; в состав периферического отдела Р. а. входят органы голосообразования, дыхания и артикуляции, а также относящиеся к ним чувствительные и двигательные центры; центральный отдел Р. а. находится в головном мозге и состоит из корковых центров, подкорковых узлов, проводящих путей и ядер соответствующих нервов.

РЕЧИ ФУНКЦИЯ — одна из основных функций речи: 1) коммуникативная (осуществление процесса общения); 2) Р. как средство выражения и образования, развития мыслей; 3) сигнификативная (номинативная) — обозначение предметов, явлений, действий, живых существ и т.д.

РЕЧЬ ВНУТРЕННЯЯ — выделяют три основных типа Р. в.: а) внутреннее проговаривание — «речь про себя», сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации; б) Р. в., когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем, предметный код, предметные значения) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи; в) внутреннее программирование, т. е. формирование и закрепление в специфических единицах замысла (типа, программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей.

РЕЧЬ МОНОТОННАЯ — нарушение речи, характеризующееся незначительностью интонационного выделения слов и слогов; наблюдается при органических поражениях головного мозга (паркинсонизм); иногда отмечается у практически здоровых.

РИНОЛАЛИЯ (лат. rhinolalia от греч. rhis (rhinos) нос + греч. lalio речь) — вид органической дислалии; расстройство звукопроизношения, образующееся в результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости; такое нарушение резонанса происходит от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие либо органических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твердого нёба, либо расстройств функции мягкого нёба; различают открытую, закрытую и смешанную Р.

РИНОФОНИЯ (греч. rhis (rhinos) нос + греч. phone) — носовой (гнусавый) оттенок голоса, возникающий из-за неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие либо механических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твердого нёба, либо расстройств функции мягкого нёба.

РИТМИКА (греч. rhythmikos равномерный, соразмерный) — 1) учение о ритме 3, 4; 2) ритмическая организация речи; 3) система физ. упражнений под музыку для развития чувства ритма.

РИТМ РЕЧИ - последовательное чередование элементов речи через одинаковую меру времени. 

РИТОРИКА (греч. rhetorike) — 1) в античности и в последующие времена — теория и искусство красноречия; 2) напыщенная, красивая, но малосодержательная речь.

РОТАЦИЗМ (лат. rhotacismus, от названия буквы греч. алфавита «ро») — расстройство произношения фонем (р) и (р1), которое выражается в искажении этих фонем или их отсутствии в речи; в результате большой сложности артикуляционной работы, в частности языка (участвуют все мышцы языка), наблюдаются следующие варианты Р.: отсутствие одной или обеих фонем, носовое произношение, двугубное (с вибрацией губ и без таковой), горловое, одноударное или глухое произношение.

-С-


САЛИВАЦИЯ
 (лат. salva слюна) — слюноотделение, секреторная деятельность слюнных желез.

САМОРЕГУЛЯЦИЯ - процесс управления человеком своими психологическими и физиологическими состояниями и поступками. 

СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ  РАЗВИТИЯ ФУНКЦИЙ – периоды жизни ребенка, в которые наиболее  интенсивно, сильно и гармонично развивается та или иная  психическая функция. С этими же периодами  связана и наиболее оптимальная  коррекция тех дефицитарных функций, которые  формируются в данный отрезок времени.

СИГМАТИЗМ (лат. sigmatismus от названия греч. буквы «сигма», обозначающей звук (с)) — расстройство произношения свистящих ((с), (с'), (з), (з1), (ц)) и шипящих ((ш), (ж), (ч), (щ)) фонем; при С. эти фонемы произносятся искаженно или совсем выпадают из речи; одно из наиболее распространенных нарушений звукопроизношения.

СИЛА ГОЛОСА - зависит от амплитуды колебаний голосовых связок, которая определяется величиной воздушного давления, то есть напором выдыхаемого воздуха во время голосообразования. 

СИМУЛЬТАННЫЙ - одновременный. 

СИНКИНЕЗИЯ (греч. syn вместе + kinesis движение) — дополнительные движения, непроизвольно присоединяющиеся к произвольным; напр., при ходьбе движения ног и туловища дополняются движениями рук.

СЛОВАРЬ АКТИВНЫЙ — 1) часть словарного состава совр. языка, которая свободно употребляется в живом повседневном общении во всех сферах жизни человеческого общества; противопоставляется пассивному словарю; С. а. включает как слова общенародного употребления, так и те, которые ограничены в своем использовании (профессионализмы, эмоционально-экспрессивная лексика и т. п.); слова С. а. лишены оттенков архаичности и новизны и образуют ядро лексической системы языка; 2) активный запас слов отдельного носителя языка — часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретным человеком; зависит от возраста, психического развития, образования, социальной среды и др.

СЛОВАРЬ ПАССИВНЫЙ — 1) часть словарного состава языка, понятная всем владеющим данным языком, но мало употребляемая в повседневном общении (книжная лексика, неологизмы, еще не ставшие привычными, и др.); 2) пассивный запас слов отдельного носителя языка — часть словарного состава языка, понятная конкретному человеку; зависит от возраста, психического развития, образования, социальной среды и др.

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ — 1) деривация, образование слов в языке по существующим моделям с помощью аффиксации, чередования звуков, словосложения, стяжения, развития новых значений и др. средств; 2) раздел грамматики, изучающий С.

СПОСОБ АРТИКУЛЯЦИИ — характер прохода (свободный, суженный, сомкнутый) для струи воздуха при образовании звука речи, определяемый тем, как функционирует приподнимаемая часть языка (образует свободный проход, щель или смычку).

СТРЕСС (англ. stress напряжение) — состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку

СУБКОМПЕНСАЦИЯ — неполная, частичная компенсация недостатков в психофизическом развитии.

СУДОРОГИ — непроизвольные сокращения мышц, возникающие при эпилепсии, травмах головного мозга, спазмофилии и др. заболеваниях; С. характерны для состояния возбуждения подкорковых образований; могут быть вызваны рефлекторно; С. обычно наступают приступообразно, но могут быть и постоянными; различают локализованные и общие судороги; иногда, начавшись в одной группе мышц, они распространяются на соседние и могут сделаться общими — генерализоваться.

СУДОРОГИ КЛОНИЧЕСКИЕ — судороги, характеризующиеся быстрой сменой сокращения и расслабления мышц.

СУДОРОГИ ТОНИЧЕСКИЕ — длительное сокращение мышц и вызванное им вынужденное напряженное положение, сохраняющееся продолжительное время.

СУРДОПЕДАГОГИКА (лат. surdus глухой + педагогика) — раздел коррекционной педагогики, разрабатывающий содержание, принципы, формы, методы, приемы и средства обучения и воспитания глухих и слабослышащих детей, способы коррекции недостатков их развития в условиях обучения и воспитания.

-Т-

ТАКТИЛЬНЫЙ (лат. tactilis) осязательный; тактильные ощущения — ощущения прикосновения.

ТАХИЛАЛИЯ (греч. taehys быстрый, скорый + lalia речь) — нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте ее темпа (20—30 звуков в секунду), родственное по своей; природе баттаризму; в отличие от последнего Т. представляет собой отклонение от нормальной речи только в отношении ее темпа при полном сохранении фонетического оформления, а также лексики и грамматического строя.

ТЕМБР (фр. timbre) — окраска или характер звука голоса, муз. инструмента, зависящие от того, какие обертоны сопутствуют основному звуковому тону.

ТЕМП РЕЧИ — скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной напряженности и слуховой отчетливости; Т. р. может быть измерен двумя способами: числом звуков (слогов), произносимых в единицу времени, или средней длительностью звука (слога); нормальный темп речи в среднем составляет 10—12 звуков в секунду.

ТЕМП РЕЧИ НАРУШЕННЫЙ — темп, который является чрезмерно ускоренным, чрезмерно замедленным или прерывистым; нарушения темпа речи могут быть физиологическими или патологическими (функциональными или органическими); см. Баттаризм. Брадилалия, Заикание. Итерации физиологические, Полтерн, Таосилалия.

ТЕМПЕРАМЕНТ (лат. temperamentum надлежащее соотношение (частей), соразмерность) — совокупность индивидуальных особенностей личности, имеющая физиологической основой тип высшей нервной деятельности и характеризующая динамику психической деятельности личности", темперамент проявляется в силу чувств, их глубине или поверхностности, в скорости их протекания, в устойчивости или быстрой смене.

ТЕТИЗМ — расстройство звукопроизношения, при котором вместо всех или многих согласных фонем произносятся лишь 2—4 стереотипные фонемы, обычно — (т1), (м), (н); обычно Т. связан с общим недоразвитием речи, характерным для тугоухости, алалии и т. п.

ТЕХНИКА ОБЩЕНИЯ - способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения. 

ТЕХНИКА РЕЧИ - совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи. 

ТИК (фр. tic) — быстрые непроизвольные стереотипные сокращения определенных мышц; вид гиперкинеза.

ТИФЛОПЕДАГОГИКА (греч. typhlos слепой + педагогика) — раздел дефектологии (коррекционной педагогики); наука, разрабатывающая содержание, методы, приемы и средства обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.

ТОКСИКОЗ (греч. toxikon яд) — явления общего отравления организма продуктами, образующимися в самом организме, напр, токсикоз беременности.

ТОМОГРАФИЯ (греч. tomos ломоть, слой + grapho пишу) — рентгенологический метод исследования объекта с получением на рентгенограмме изолированного теневого изображения любого слоя объекта.

ТОНУС (лат. tonus + греч. tonos напряжение) — 1) физиол. длительное стойкое возбуждение нервных центров и мышечной ткани, не сопровождающееся утомлением; 2) жизненная активность, жизнедеятельность.

ТОНУС МЫШЕЧНЫЙ — длительно сохраняющееся состояние упругости мышцы.

ТОПИЧЕСКИЙ (греч. topikos) — мед. местный; топическая диагностика — определение местонахождения очага болезни.

ТОРПИДНЫЙ (лат. torpidus) — мед. оцепенелый, бесчувственный, вялый, не реагирующий, напр, торпидное течение болезни.

ТОТАЛЬНЫЙ (лат. totalis весь, полный, целый) — всеобщий, всеобъемлющий, полный.

ТРЕМОР (лат. tremor дрожание) — ритмичные колебательные движения конечностей, головы, языка и т. д. при поражении нервной системы; может быть наследственным.

-У-

УВУЛЯРНЫЙ СОГЛАСНЫЙ (лат. uvula язычок) — лингв. язычковый согласный, т. е. согласный звук, при образовании которого активным органом является маленький язычок (продолжение мягкого нёба), напр. т. наз. «картавое» (грассирующее) «р» некоторых языков.

УДАРЕНИЕ - различают:1) грамматическое (произнесение с наибольшей силой какого-то слога в слове); 2) фразовое (передаётся подьёмом или снижением всего контура предложения); 3) синтагматическое (основное слово синтагмы произносится с большей интенсивностью). 

УЗДЕЧКА КОРОТКАЯ — врожденный дефект, заключающийся в укорочении уздечки языка (подъязычной связки); при этом дефекте движения языка могут быть затруднены. При короткой уздечке нарушается произношение звуков [ Р, Л, Ш, Ж, Ч, Щ ].

УЗДЕЧКА ЯЗЫКА — складка средней линии, расположенной в слизистой оболочке нижней поверхности языка, которая переходит на дно полости рта.

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ — стойкое психическое недоразвитие, имеющее сложную структуру; при У. о. наблюдаются: ведущая недостаточность познавательной деятельности (в первую очередь абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения) и нарушение динамики нервных процессов (инертность психики), а также вторичные отклонения — недоразвитие речи, эмоционально-волевой сферы, отклонения в физическом развитии и поведении.

УРАНОПЛАСТИКА (урано+ пластика) — общее наименование пластических операций устранения дефектов твердого нёба.

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ — печатные, графические (плоские и объемные) материалы, предназначенные для обучения: учебники, словари, справочники и определители, таблицы, карты и картинки; макеты, модели и муляжи, различные приборы и инструменты; У. п. делают обучение наглядным, конкретизируют его, помогают самостоятельной работе учащегося.

-Ф-

ФИЗИОКИНЕЗОТЕРАПИЯ (физио+ греч. kinesis движение + терапия) — комплекс мероприятий, включающий активную и пассивную гимнастику, использование физических факторов, массаж и психотерапию, применяемый с целью восстановления функций при повреждениях опорно-двигательного аппарата.

ФИЗИОТЕРАПИЯ (физио+ терапия) — раздел медицины, изучающий действие на организм различных физических факторов (свет, тепло) и использование этих факторов с лечебными и профилактическими целями.

ФОНАСТЕНИЯ (см. фоно+ астения) - нарушение функции голосообразования без видимых органических изменений в голосовом аппарате; при фонастении наблюдается: охриплости или полном отсутствии голоса, быстрая утомляемость и прерывание голоса, неприятные ощущения в горле при разговоре. 

ФОНАЦИЯ - голосообразование. 

ФОНЕМА (греч. phonema звук) — лингв, минимальная единица звукового строя языка; фонемы служат для построения и различения значимых единиц языка: морфем, слов, предложений (напр., фонемы «д» и «т» в словах «дом» и «том»).

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ — способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка. Фонематический слух играет огромную роль в овладении письменной речью. 

ФОНОПЕДИЯ (фоно+ греч. paideia воспитание, обучение) — раздел логопедии, предусматривающий формирование навыка правильного голосообразования с помощью педагогических приемов при постоянной активизации мышечного аппарата с минимальной на него нагрузкой. 

ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ (ФФН) -  психолого-педагогическое название группы  речевых нарушений, характеризующихся преимущественной недостаточностью звукопроизношения; к ФФН относятся дислалия, ринолалия, легкие формы дизартрии.

ФОТОТЕРАПИЯ (фото+ терапия) — светолечение, применение в лечебных или профилактических целях инфракрасных, видимых и ультрафиолетовых лучей от искусственных источников.

ФРАГМЕНТНЫЙ — 1) являющийся фрагментом, сохранившийся лишь в обломках, остатках; 2) отрывочный, неполный.

ФРАЗА (греч. phrasis выражение, оборот речи) — законченный оборот речи, предложение; наименьшая самостоятельная единица речи, актуализированная единица общения.

-Х-

ХАРАКТЕР (греч. charakter черта, особенность) — совокупность индивидуальных устойчивых психических особенностей человека, проявляющихся в его поведении, деятельности.

ХЕЙЛОПЛАСТИКА (хейло+ пластика) — общее название пластических операций для устранения дефектов или деформаций губ.

ХИТТИЗМ - недостаток произношения звука [Х].

-Ц-

ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА — основная часть нервной системы, представляющая собой скопление нервных клеток (нейронов) и их отростков и играющая важнейшую роль в осуществлении рефлекторной деятельности; состоит из головного мозга, который находится в полости черепа, и спинного мозга, расположенного в позвоночнике.

ЦЕРЕБРАСТЕНИЯ (церебо+ греч. astheneia слабый) — сочетание астении с головными болями, головокружениями, некоторым ухудшением памяти и другими признаками поражения головного мозга; наблюдается при травме, инфекции, интоксикации или в начальной стадии органического заболевания головного мозга.

-Ч-

ЧИСТОТА РЕЧИ - чистой называется такая речь, в которой нет дефектных звуков; чужеродных литературному языку элементов: жаргонизмов, диалектизмов, вульгаризмов, слов-паразитов.

ЧТЕНИЕ — сложный навык, усвоение которого происходит в процессе обучения; представляет узнавание и воспроизведение звуков речи, обозначенных буквами.

ЧТЕНИЕ С ГУБ — зрительное восприятие устной речи по видимым движениям речевых органов; дополняет (или восполняет) слуховое восприятие речи, когда оно затруднено (или отсутствует).

ЧУВСТВО ЯЗЫКА — контроль над произнесением слов, их правильностью произношения, ударения; осуществляется на основе обратных связей.

-Ш-

ШЕПОТНАЯ РЕЧЬ — очень тихая речь, производимая без участия голосовых складок.

ШИЗОФРЕНИЯ (шизо+ греч. phren ум, разум) — эндогенная психическая болезнь с непрерывным или приступообразным течением, характеризующаяся изменениями личности (снижением активности, потребности в общении с людьми, потерей интереса к окружающей действительности, утратой единства психических процессов, нарушением мышления и др.) и имеющая многообразные проявления (бред, галлюцинации и др.).

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ — общеобразовательная школа с общежитием для учащихся, преимущественно для детей-сирот или детей с физическими или умственными недостатками.

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ — спец. учебно-воспитательное учреждение, предназначенное для обучения и воспитания детей с врожденной или рано приобретенной глухотой.

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ — спец. учебно-воспитательное учреждение для детей, страдающих тяжелыми речевыми нарушениями при нормальном слухе.

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ ДВИЖЕНИЙ — учебно-воспитательное учреждение, в котором дети, имеющие последствия полиомиелита, детских церебральных параличей и др. заболеваний опорно-двигательного аппарата, получают образование в объеме средней школы и профессионально-трудовую подготовку.

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ — спец. учебно-воспитательное учреждение для детей с остротой зрения после коррекции очками от 0,05 до 0,2; по заключению врача-офтальмолога в эту школу могут быть зачислены дети с остротой зрения, выходящей за установленные пределы; при зачислении в школу учитывается характер снижения зрения — стационарный или прогрессирующий, состояние цветоощущения, поля зрения, а также умение ребенка пользоваться слабым зрением.

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ (ТУГОУХИХ) И ПОЗДНООГЛОХШИХ ДЕТЕЙ — спец. общеобразовательная трудовая политехническая школа с производственным обучением; осуществляет обязательное совместное обучение слабослышащих и позднооглохших детей.

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ — спец. учебно-воспитательное учреждение для слепых детей.

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ — спец. учебно-воспитательное учреждение для умственно-отсталых детей.

-Щ-

ЩИТОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА — железа внутренней секреции; располагается около гортани; выделяет гормоны, влияющие на обмен веществ и рост организма, в частности тироксин; при гиперфункции развивается базедова болезнь, при гипофункции — микседема.

-Э-

ЭВРИСТИКА (греч. heurisko нахожу) — 1) методика обучения путем наводящих вопросов; 2) совокупность логических приемов и методических правил теоретического использования и отыскания истины.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (лат existentia существование) — анализ биографии больного с целью определения смысла и целей его жизни, внутренних возможностей личности производить переоценку своих нравственных ценностей, идеалов; используется для выработки психотерапевтических рекомендаций больному.

ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА — наука, изучающая общие закономерности взаимоотношений природы и человека и разрабатывающая мероприятия, направленные на оптимизацию их взаимодействия.

ЭКСПЕРИМЕНТ (лат. experimentum проба, опыт) — 1) научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий; 2) вообще опыт, попытка осуществить что-либо.

ЭКСПРЕССИЯ - (expressio-выразительность; латин.) сила проявления чувств, переживаний.

ЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ — 1) развитие организма от оплодотворения до рождения; 2) период внутриутробного развития, в течение которого преобладают процессы формирования основ организации и закладки органов.

ЭМБРИОПАТИЯ (эмбрио+ греч. pathos страдание, болезнь) — общее название аномалий развития, возникающих в период эмбрионального развития.

ЭНДОГЕННЫЙ (эндо+ греч. -genes порождаемый, возникающий) — возникающий, развивающийся в организме вследствие внутренних причин.

ЭНЦЕФАЛОПАТИЯ (энцефало+ греч. pathos страдание, болезнь) — общее название болезней головного мозга, характеризующихся его дистрофическими изменениями.

ЭПИКРИЗ (греч. epikrisis суждение, решение) — суждение о диагнозе, причинах, патогенезе заболевания и результатах его лечения, производимое после окончания лечения или его определенного этапа и фиксируемое в медицинских учетных документах.

ЭПИЛЕПСИЯ (греч. epilepsia схватывание) — хроническая болезнь, обусловленная поражением головного мозга, проявляющаяся повторными судорожными или другими припадками и сопровождающаяся разнообразными изменениями личности.

ЭТИОЛОГИЯ (этио4- греч. logos учение, наука) — 1) учение о причинах и условиях возникновения болезней; 2) причина возникновения болезни или патологического состояния.

ЭХОЛАЛИЯ - непроизвольное повторение слышимых звуков, слов и фраз. 

-Я-

 ЯЗЫК — 1) система знаков, служащая средством осуществления человеческого общения, мышления; социально-психологическое явление, общественно необходимое и исторически обусловленное; 2) мышечный орган, покрытый слизистой оболочкой, расположенный в полости рта; участвует в жевании, артикуляции, содержит вкусовые рецепторы.

ЯЗЫК ЛИТЕРАТУРНЫЙ — образцовый, нормализованный язык, нормы которого воспринимаются как правильные и общеобязательные и который противопоставляется диалектам и просторечию.

ЯЗЫЧОК НЁБНЫЙ — срединный выступ заднего края мягкого нёба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический словарь для родителей.

Уважаемые родители! В процессе работы вашего ребенка с логопедом, вы можете встретиться с разными непонятными терминами. Для того, чтобы работа была продуктивнее, предлагаю познакомиться с некоторой т...

2021 год. Консультация для родителей: «Логопедический словарь для родителей»

Консультация для родителей:«Логопедический словарь для родителей»...

логопедический словарь для родителей

логопедические термины...

2021 год. Консультация для родителей: «Логопедический словарь для родителе

Консультация для родителей:«Логопедический словарь для родителей»...

Логопедический словарь для родителей

Логопедические термины...

Логопедический словарь для родителей

Логопедический словарь для родителей...