Статья "Почему ребенок перестает читать!?"
статья (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochemu_rebenok_perestaet_chitat.docx | 19.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Почему ребенок перестает читать?
Детей, по-настоящему влюбленных в чтение художественной литературы, встретить сегодня удается все реже. Школьники 7–10 лет с трудом отвечают на вопрос: «Какая книга у тебя самая любимая?» Им проще сказать, какой комикс они последний раз держали в руках, какой мультик смотрели на выходных. Учителя, родители, представители интеллигенции в ужасе. Но это современная реальность. Дети всего мира постепенно перестают читать. Этот факт подтверждают социальные опросы и исследования психологов. Разобраться в том, почему дети не любят читать, первым попытался американский психолог Майкл Коул. Выводы, которые он сделал в процессе общения с подростками, актуальны для всех стран мира. Глобальные причины нелюбви к чтению кроются в следующем: Книга несколько десятилетий назад была единственным источником знаний. Современные дети получают информацию через интернет. Чтобы узнать что-либо, не обязательно читать, можно посмотреть видеоролик, послушать вебинар, лекцию. Чтение превратилось в механический процесс. Дети не испытывают удовольствия от общения с классической литературой, сказками, стихами. Общение в соцсетях с помощью смайликов, сжатых словоформ приводит к снижению лексического запаса у детей. Они не понимают значения слов в обычном тексте. Нет положительного примера от родителей. Если дочь или сын видят, что взрослые вечером отдыхают около телевизора или компьютера, то чтение классики тоже считают бессмысленным занятием. Изменились приоритеты. Читающие люди считались грамотной и образованной элитой. Без знаний достичь жизненных высот было сложно. Сегодня это не актуально. Перед глазами детей есть масса абсолютно противоположных примеров. У малышей и подростков не развито воображение. Фантазировать им не дают мультяшки, видеоролики. Их жизнь и без книг полна ярких красок. Переоценка чтения родителями и педагогами привела к его обесцениванию. Дети слишком рано учатся читать, к ним повышаются требования перед поступлением в первый класс. К началу обучения в школе семилетки уже устали. Несоответствие понятий. Родители понимают под чтением сидение за столом и перелистывание страниц. А подростки читают посты в Сети, статьи на тематических сайтах. У старшего поколения складывается мнение, что дети не читают совсем, но это не так. Давление со стороны взрослых. Чем больше мама заставляет ребенка заниматься, тем сильнее становится протест. Это актуально не только для пубертатного возраста, но и для дошкольников. Нужно находить компромисс. Изменилась языковая система общения. Письменная речь в социальных сетях имеет свои законы правописания. В устной речи чаще употребляются глаголы. Количество использований прилагательных, наречий резко снизилось. Такая тенденция затрудняет понимание классики, стихотворений, где множество образных лексем. На заметку! Россия остается в топе стран по количеству читающих людей. Мы занимаем 7-е место после Китая, Таиланда, Египта, Филиппин, Чехии. По статистике, читающими себя признают 46% грамотного населения, 61% из них — студенты.
Причины нелюбви к чтению у вашего ребенка.
Прежде чем решать, как заставить ребенка читать книги самостоятельно без слез и истерик, выясните причину нежелания это делать. Разгадывать эту загадку самим не нужно, спросите школьника напрямую: что ему мешает каждый день уделять книге 1–2 часа или хотя бы минут 30? Обычно дети отвечают так: «Зачем читать, если по мотивам книги снят фильм, мультик» Маленький ребенок ленится или вы предлагаете ему «неправильные» книги. Используйте такую хитрость: заинтересуйте отпрыска сказкой или повестью по просмотренному фильму. Например, «Красавицу и чудовище» — девочкам, «Шрек», «Гарри Поттер» — мальчикам. Не нужно излишне напрягать фантазию для представления места действия, можно вспоминать картинки из фильмов. «Рассказы, повести — это скукота» Ребенок может уставать от скучного сюжета. Убеждать и уговаривать его прочесть хотя бы страницу неинтересной книги бесполезно. Пересмотрите детскую библиотеку дома. Если в ней ничего, кроме классики, нет, а эти книги, по мнению родителей, самые лучшие для развития мозга и грамотности, то ситуация становится более понятной. Предложите школьнику самостоятельно определиться с выбором книги. Учитывайте его возраст, интересы. Например, в начальных классах школьники с удовольствием читают «Приключения Дяди Федора. ..», а не «Алису в Стране чудес». «Я устал. Хочу отдохнуть, а чтение утомляет меня еще больше» Лежать с романом на диване после работы — идеальный вариант отдыха для взрослых. А детям нужно сменить сидячую позу на бег, игры во дворе, так их организм избавляется от умственных нагрузок, набирается сил. Не стоит заставлять читать сразу после уроков, выполнения обязательных домашних заданий. Если нагрузка в будние дни достаточно высокая, оставьте чтение на выходные, чаще предлагайте книжку на летних каникулах. Важно! Обращайте внимание на объем произведения. Если ребенок не хочет читать, выбирайте рассказы в 1–2 страницы. Скоро школьник поймет, что читать легко и не отнимает много времени.
КАК МНОГО ЧИТАЕТ ВАШ РЕБЕНОК ЛИТЕРАТУРЫ?
Вообще не читает, кроме уроков Читает пару раз в неделю по 15-30 минут Читает примерно по 30 минут почти каждый день Читает больше 1 часа каждый день Три характерные ситуации Современные дети развиваются быстро, многие малыши знают азбуку и начинают читать в 2–4 года. Но это не их желание, а стремление взрослых не отстать от соседей, показать, что их сын или дочь самые способные. Если метод обучения чтению в раннем возрасте используется в домашних условиях неправильно, дошкольников заставляют проглатывать массу томов неинтересной литературы, то события начнут развиваться по опасному пути. Расскажем о трех распространенных ситуациях. Если узнаете в них себя, срочно обратитесь за консультацией для родителей к педагогу детского сада или учителю начальных классов. «Мой ребенок будет лучшим среди сверстников. Научим его любить книги, даже если он этого не хочет». Образованная интеллигентная мама решила, что ее сынок не будет похож на современных детей, книги станут его постоянными спутниками. Чтобы малыш быстро полюбил читать, будем проводить с книгой целые дни. Если до школы он прочитает всю домашнюю библиотеку, будет самым умным в классе. Семья направила все силы на обучение сына чтению. В 2 года Коля знал азбуку, в 3 читал слоги, к 4 годам — самостоятельно осваивал простые сказки. Тогда перед детсадовцем выстроили ряд нужных книг, которые он должен прочитать до первого класса. Это были не сказки и стишки, а мифы разных народов мира, детские энциклопедии и другая полезная литература. Мама и папа помогали, как могли, убеждали, контролировали объем прочитанного. Скоро Коля действительно стал самым осведомленным среди одногруппников в детском саду. Но замкнулся в себе, перестал общаться со сверстниками, родителями. После похода к психологу родители узнали, что Коля истощен. Он совсем не хотел читать тома неинтересных повестей и былин, но боялся наказания. Это яркий пример нестандартного семейного насилия. Ребенок выполняет роль игрушки в руках мамы и папы. Взрослым нужно понять, что чтение не основной источник информации, для получения опыта в жизни необходимо общение с окружающими. Нельзя растить малыша в изоляции, ставить перед ним невыполнимые задачи, даже если вы их бесконечно любите и желаете только лучшего. У ребенка, оказавшегося в подобной ситуации, нелюбовь к чтению разовьется очень быстро. «Обучение чтению через компьютерные игры» Полина в 4 года не знала букв и очень расстраивала этим маму. Родители не смогли без скандалов познакомить ее с букварем, поэтому решили сделать это с помощью компьютерных упражнений. Девочке очень понравилась игра, она быстро усвоила все буквы, но одновременно увлеклась и другими интересными играми. Она по-прежнему не хотела читать книги, но требовала компьютер ежедневно. Родители поставили условие, если Полина прочитает 1–2 страницы, то получит доступ к гаджету. Девочка читала со слезами на глазах, а потом бежала играть онлайн. Проблема этой семьи в том, что они не поняли, чем поощрить дочь и как заинтересовать чтением. То есть заменили себя компьютерной игрой. Девочка получила знания, но не применяла их в реальности. Компьютерные игры мешают развитию фантазии, силы воли, интуиции. Графика, интерактив делают за дошкольника половину работы. Использовать их нужно в минимальном количестве. Чтение книг — тяжелый труд. Чтобы вообразить картинку леса, где потерялась Маша из сказки «Три медведя», нужно постараться. Но это развивает мозг и интеллект гораздо эффективнее. «Ребенок читает быстро, но пока не понимает содержания. Мы считаем это нормальным». Миша в 4 года научился быстро читать. В шесть лет книги поглощались одна за одной. Родители были рады успехам сына. Они похвастались знакомым его достижениями. Ребенка спросили, какая книга у него любимая. Умный парень не смог ответить. Его попросили рассказать, какую книгу он прочел сегодня, вчера? Ответа у ребенка не было. Оказалось, что Миша не понимает прочитанного, а просто тщательно выговаривает звуки, складывает слова в предложения на радость маме. О содержании сказки не задумывается. Такое чтение называется механическим. Дети не погружаются в информативное поле произведения. Так читать их учат родители. Ведь мама просит просто прочитать, а не спрашивает, что ему понравилось, что запомнилось. Дети выполняют поставленную задачу полностью. Механическое чтение свойственно дошкольникам и взрослым детям, которые отмахиваются от учителей, родителей, делают уроки по принуждению, в уставшем состоянии. Чтобы избежать синдрома, нужно следить не только за скоростью речи ребенка при чтении, но разговаривать о сюжете, фантазировать о его продолжении, постоянно заинтересовывать новыми произведениями. На заметку! В начальной школе у учеников проверяют технику чтения. Многие родители думают, что самое важное — это читать быстро. На самом деле учитывается несколько параметров: скорость чтения, чистота (отсутствие ошибок), соблюдение логических пауз, понимание сюжета текста. Варианты мотивации Приучение к книге начинается не в первом–втором классе или детском саду, а еще в младенчестве. Если родители декламируют грудничкам стихи, показывают после 6 месяцев красивые иллюстрации из сборников прибауток и потешек, то взрослый ребенок привыкает к ежедневному чтению быстрее. Покажите пример. Отпрыски с детства копируют взрослых. Если папа проводит свободное время за гонками в планшете, то сын поступит так же. Читайте сами, сделайте это семейным ритуалом. Заведите домашнюю библиотеку. Обязательно выделите полку для детских книг. Наполняйте ее по мере взросления детсадовца. С раннего детства учите с малышом стихи. Заученные фразы развивают связную речь, облегчают восприятие написанного в книгах. Это упражнение помогает избежать механического чтения. Читайте то, что интересно ребенку. Классическую литературу, списки книг для развития интеллекта, кругозора возьмите на вооружение позже, когда чтение станет ежедневной привычкой. Сочиняйте истории вместе. Придумывайте продолжение уже прочитанных рассказов, пересказывайте сказки по-новому, добавляйте своих героев в сюжет. Это упражнение развивает воображение, необходимое для восприятия текстов. Чтобы найти источник для фантазии, малыш будет самостоятельно тянуться к новым книгам. Устраивайте домашние спектакли по мотивам сказок. В 4 года детсадовцам необходимы ролевые игры. Предложите разыграть сценки из любимой книги. Участвовать в представлении должны все члены семьи. Когда запас историй закончится, ребенок попросит новую книгу. Если дошкольнику совсем не нравится читать самому, предложите делать это вслух по очереди. Возьмите сказку с большим количеством диалогов. Распределите роли. Читайте в театральной, игровой манере, тщательно проговаривайте интонацию речи персонажа. Это должно быть смешно, интересно. Через несколько недель совместного чтения малыш захочет посмешить родных и покажет, чему научился. Ведите беседы о том, что уметь читать — это здорово. Не нужно нудных нотаций, делайте это исподволь, без истерик. Например, когда малыш задаст вопрос, скажите, что в этой книге на него есть ответ. Если бы ты умел читать, то обязательно все знал. Если ребенок читает плохо, отвлекается, используйте диафильмы. Картинки с текстом держат внимание сконцентрированным, помогают развивать воображение. Играйте с книгой. Используйте метод иллюстрирования, копирования картинок из сборника. Малыш почувствует себя сопричастным к созданию книги. Часто родители путают понятия «любовь к книге» и «необходимость ежедневного чтения». Запугиваниями, истериками привить восторженное отношение к литературе нельзя. Дайте малышу понять, что книга — источник таких знаний и ощущений, которые нельзя получить из телевизора, компьютера. Любите чтение сами, тогда ваше чадо последует примеру взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ваш ребенок перестал слушаться.
Беседа для родителей о том, что делать, если ребенок перестал слушаться....
Памятка для родителей "Как научить ребенка любить читать"
Памятка для родителей "Как научить ребенка любить читать" Воспитатель: Попова Т.А. Как научить ребенка любить читатьКниги - с...
Консультация для родителей. КАК РАЗБУДИТЬ В РЕБЕНКЕ ЖЕЛАНИЕ ЧИТАТЬ?
КАК РАЗБУДИТЬ В РЕБЕНКЕ ЖЕЛАНИЕ ЧИТАТЬ? У родителей часто возникает вопрос, как научить ребенка читать. Предлагаю вам методы и советы, которые вам в этом помогут. ...
"Когда ребенок готов читать? Не пора ли учиться читать?"
Многих родителей интересует вопрос "Когда ребена надо начинать учить чтению?" Предлагаю вашему вниманию консультацию, которая очень понравилась родителям нашей группы....
Почему дети перестали читать? Как привить любовь к чтению
Почему дети иногда нас не слушаются? Мы же хотим как лучше, мы знаем, что и как надо делать! А может быть, не всегда? Может быть, иногда надо взглянуть на ситуацию глазами ребенка? Новая книга известн...
Люди перестают мыслить, когда перестают читать. Ни о чем не думает лишь тот, кто ничего не читает.
Люди перестают мыслить, когда перестают читать. Ни о чем не думает лишь тот, кто ничего не читает. Исследование федерального агентства по печати и массовым коммуникациям показало, что 35% россиян...
Консультация для родителей «Ваш ребенок перестал слушаться вас».
Цель: способствовать пониманию внутренних мотивов ребенка в случае непослушания, конструированию позитивных отношений с ребенком.Задачи:Познакомить родителей с кризисом 5-6 лет.Уметь определить ...