стихи и потешки для развития мелкой моторики
консультация

«Пальчиковая гимнастика»- это весёлое, увлекательное и полезное занятие! Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать не только напряжение самих рук, но и ослабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношения многих звуков, чем лучше работаю пальцы и вся кисть в целом, тем ЛУЧШЕ РЕБЁНОК ГОВОРИТ! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stihi_i_poteshki_dlya_razvitiya_melkoy_motoriki.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:

Стихи и потешки для развития мелкой моторики

у детей младшего дошкольного возраста

(рекомендации для родителей)

       В.А. Сухомлинский справедливо утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков Академии  психологических наук была подтверждена связь интеллектуального  развития с пальцевой моторикой. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

       Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один  пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, — говорящие дети. Если мышцы пальцев  напряжены, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это неговорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышления будет затруднено.

        Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются, по мнению М.М. Кольцовой, мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук  достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для формирования речи.

         Еще раз можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они использовали фольклор и передавали из поколения в поколение народные потешки: «Сорока-белобока», «Мальчик-с-пальчик», «Ладушки-ладушки» и т.д.

Братцы.

Идут четыре брата

Навстречу старшему.

- Здравствуй, большак! – говорят.

- Здорово, Васька – указка,

Гришка – сиротка

Мишка – середка.

Да крошка Тимошка. (соединяют большой палец одной руки с другими пальцами по очереди).

Совушка-сова

Совушка - сова, большая голова (руки положите на голову, покачайте головой из стороны в сторону),

На суку сидела (не убирая рук с головы, покрутите ею из стороны в сторону),

Головой вертела.

Во траву свалилася (уроните руки на колени),

В яму провалилася  (уберите руки с колен и, уроните их «в яму» .

 Кукушечка

Ку-ку, ку-ку, кукушечка (ладони прижмите к щекам и покачайте головой из стороны в сторону 4 раза),

Лети скорей в лесок (слегка разведите руки в стороны и 3 раза взмахните ладонями, как крыльями),

Ку-ку, ку-ку, кукушечка (ладони прижмите к щекам и покачайте головой из стороны в сторону 4 раза),

Подай свой голосок (слегка разведите руки в стороны и 3 раза махните ладонями, как крыльями)

Примечание: ритм движений должен совпадать с ритмом стихотворения.

 

Моя семья

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, (руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с большого).

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья (энергично сжать руку в кулак несколько раз).


 Пальчики на прогулке (русская народная потешка)

 Раз, два, три, четыре, пять! (поочередно разгибать пальцы, сжатые в кулак, начиная с большого).

Вышли пальчики гулять!

Этот пальчик гриб нашел. (загнуть мизинец)

Этот пальчик чистит стол. (загнуть безымянный палец)

Этот резал. (загнуть средний палец).

Этот ел. (загнуть указательный палец).

Ну а этот лишь глядел! (загнуть большой палец).


Дождик

Дож-дик, Дож-дик, по-ли-вай (на каждый слог пальцами обеих рук поочередно стучите по столу, изображая дождь),

Будет хлеба каравай (указательным пальцем правой руки загните большой палец на левой руке).

Будут булки (перечисляя сдобы, этим же пальцем по очереди загибайте остальные пальчики на левой руке),

Будут сушки,

Будут пряники,

Ватрушки.

       Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Этапы разучивания игр:
1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно,
взрослый проговаривает текст.
4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью
взрослого, который произносит текст.
5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации:
• Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.

• Если в новой игре имеются не знакомые детям персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

• Используйте максимально выразительную мимику.

• Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста. Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.

• Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихи и потешки для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (рекомендации для родителей)

  В.А. Сухомлинский справедливо утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков Академии...

Стихи и потешки для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (рекомендации для родителей)

В.А. Сухомлинский справедливо утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений...

Стихи и потешки для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (рекомендации для родителей)

Стихи и потешки для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (рекомендации для родителей) ...

Рекомендации для родителей "Стихи и потешки для развития мелкой моторики"

laquo;Стихи и потешки для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»...

Приёмы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.

Мелкая моторика, регулярные занятия ею, способны улучшить зрительную память, координацию движений и развить воображение. Если говорить обобщенными фразами, то она развивает мозг....

Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...