Пальчиковые игры
консультация (младшая группа)

Шарибжанова Альфия Равилевна

Развитие мелкой моторики у маленьких детей очень важно и необходимо. Чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, тем раньше они развиваются, начинают быстрее говорить, речь становится более связной и эмоциональной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry_i_uprazhneniya.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития речи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается точной и выразительной.

Доказано, что если у ребенка движения пальцев хорошо отлажены и соответствуют возрасту, то и речевое развитие у него нормальное. И наоборот, если ребенок отстает в развитии движений пальцев, то задерживается и в речевом развитии.

Они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.

Правила организации игр. Для того чтобы игра принесла ребенку максимальную пользу, следует правильно ее организовать.

В раннем возрасте внимание детей неустойчивое. Учитывая эту особенность, не затягивайте процесс игры. Любая игра должна длиться не более5-8 минут, иначе ребенок потеряет к ней интерес и действие не получит логического завершения.

Не стоит начинать игру незадолго до сна или перед приемом пищи.

Применяя готовые развивающие игры, не отдавайте их малышам в постоянное пользование. После проведенного занятия вместе с ребенком аккуратно сложите игру и уберите ее до следующего занятия.

Приучайте малыша к аккуратности. Побуждайте его приводить территорию в порядок после каждого занятия. Проводите уборку в виде веселой игры.

Обратим внимание на то, что:

заниматься нужно только тогда, когда малыш находится в благодушном настроении;

упражнения должны соответствовать моторному развитию ребенка, не опережая его физическое развитие;

пальчиковые упражнения вводятся тогда, когда малыш начинает проявлять интерес к окружающему миру и физические упражнения доставляют ему радость;

начинать занятие нужно с нежного поглаживания пальчиков.

Обязательно используйте речевое сопровождение при проведении упражнений, это даст ребенку заряд положительных эмоций и побудит к общению.

Последовательность разучивания игр:

1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.

3. Взрослый и ребенок выполняют движения одновременно, при этом взрослый тщательно проговаривает текст.

4. Ребенок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

5. Ребенок самостоятельно выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый

подсказывает и помогает.

Дополнительные рекомендации:

1. Не проводите игру с ребенком, если у вас озябли руки. Постарайтесь предварительно согреть руки, например, погрузив их в теплую воду или растерев ладони.

2. Чтобы содержание игры было понятным, следует познакомить ребенка с ее персонажами. Например, если в игре участвуют герои, с которыми малыш сталкивается впервые, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

3. Диалоги героев, о которых говорится в потешках, лучше запомнятся, если взрослый, произнося текст, воспользуется определенными актерскими приемами. Не забывайте во время совместной игры максимально использовать мимику.

4. Возьмите за правило начинать игру и заканчивать ее в положительном настрое, даже если малыш на первых порах делает что-то не совсем верно.

5. Не забывайте расширять диапазон игр. Освоив несколько игр до такой степени, когда ребенок уже может повторять их самостоятельно, улыбкой реагирует на их повтор, разучивайте новые игры.

6. Согласно одному из главных правил, в пальчиковых играх надо идти «от простого к сложному», то есть сначала следует показывать, начинать запоминание надо с первых двух движений в игре, а затем постепенно увеличивать количество жестов и усложнять текст комментирующих их потешек.

Начните с простых пальчиковых игр:

Флажок

Упражнение выполняется следующим образом. Ребенок вытягивает распрямленную ладонь тыльной стороной к себе и разворачивает ее опущенным большим пальцем вниз.

Я в руке флажок держу

И ребятам им машу.

Стул

Малыш поднимает левую ладонь вертикально вверх. К ее нижней части он приставляет правый кулачок большим пальцем к себе.

Ножки, спинка и сиденье -

Вот и стул на удивленье.

Пароход

Ребенок ставит обе ладони на ребро и складывает их ковшиком, потом поднимает вверх большие пальцы.

Пароход плывет по речке,

И пыхтит он, словно печка.

Колокольчик

Ребенок держит руки тыльными сторонами вверх, скрестив пальцы обеих рук. Средний палец правой руки должен быть опущен вниз так, чтобы малыш мог свободно им двигать.

Колокольчик все звенит,

Язычком он шевелит.

Скворечник

Малыш держит ладони вертикально, соединив их кончиками четырех пальцев. Большие пальцы загнуты внутрь, к ладоням.

Скворец в скворечнике живет

И песню звонкую поет.

Цепочка

Большой и указательный пальцы левой руки соединены в кольцо. Ребенок по очереди пропускает через него колечки из пальцев правой руки: из большого и указательного, из большого и среднего и т. д. Участвовать в упражнении должны все пальчики.

Пальчики перебираем

И цепочку изучаем.

Шарик

Ребенок широко разводит пальцы обеих рук и соединяет их кончиками так, чтобы руки округлились, как шарик. Затем малыш сводит пальчики, изображая, что шарик сдувается.

Надуваем шарик быстро:

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел -

Стал он тонкий и худой.

Кошка

Ребенок держит руку так, чтобы средний и безымянный пальцы упирались в большой. Указательный палец и мизинец выпрямлены и подняты вверх.

А у кошки ушки на макушке,

Чтобы лучше слышать

Мышь в ее норушке.

Мышка

Положение пальцев такое же, как в предыдущем упражнении, только указательный палец и мизинец согнуты.

Серенький комок сидит

И бумажкой все шуршит.

Зайка и ушки

Пальцы собраны в кулачок. Указательный и средний пальцы выпрямлены вверх. Ими нужно шевелить – это «ушки».

Уши длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает, и скачет,

Веселит своих зайчат.

Моя семья

Во время чтения малыш показывает одной рукой поочередно пальцы другой руки, о которых говорится в потешке.

Этот пальчик – дедушка.

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка.

Этот пальчик – я,

Вот и вся семья!

Во время второго прочтения текста руки меняются ролями.

По водицу

Рассказать вам, где мы были?

К речке по воду ходили.

(изображаем «человечков»)

Принесли в ведре водицы,

(изображаем «ведро»)

Чтоб детишкам всем умыться.

(изображаем, как будто умываемся)

Вымыть уши, глазки наши

(гладим пальцами около глаз, ушей)

И сварить на завтрак каши.

(совершаем круговые движения указательным пальцем правой руки по левой ладони)

Птичка на отдыхе

Птички полетели,

(изображаем «птичек»)

Крыльями махали,

(взмахи кистями рук)

На деревья сели,

(изображаем «дерево» кистями рук)

Вместе отдыхали.

(каждой кистью изображаем «птицу»)

Улиточка рогатая

Улиточка рогатая

Спешит-ползет куда-то.

(одну раскрытую ладонь кладем на стол, другую руку сжимаем в кулак, оставляя выпрямленными указательный и средний пальцы, как будто рожки улитки)

Куда ж ведет дорожка?

К Насте на ладошку.

(опираясь на основание ладони, передвигаем руку – «улитку» и «наползаем» на раскрытую ладонь)

Закончилась дорожка –

Улитка прячет рожки.

(пальцы-«рожки» убираем в кулак и закрываем ладонью другой руки так, чтобы «улитка» оказалась внутри нее)

Динь-дилень

Динь-дилень,

Динь-дилень!

Светит солнце целый день,

(поднимаем руки вверх, расправляем ладони и пальчики и покачиваем кистями рук вправо-влево)

Жарит нам оладушки,

Как у нашей бабушки –

(слегка похлопываем по столу то тыльной, то ладонной стороной кисти, словно переворачиваем оладушки на сковороде)

Пирожки песочные

Румяные и сочные!

(соединяем ладони обеих рук с сомкнутыми пальцами так, чтобы сверху оказывалась то одна, то другая ладонь)

Чем лучше работают пальчики ребенка, тем больше развита его речь. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал и успешно учился, обязательно играйте с ним


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?

Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...

Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....

Пальчиковые игры.Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.

Как правильно  проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей....

Консультация " Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?"

Пальчиковые игры- вещь, совершенно необходимая маме малыша.Помимо развития мелкой моторики , это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры -детская потешка или стихотв...

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...