консультация
консультация (подготовительная группа)
Консультация для педагогов
«Экологическое воспитание дошкольников с использованием трудовой деятельности»
Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. Они несут угрозу жизни и человеческой цивилизации. Самая волнующая из них – это проблема, связанная с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух, вода, почва. А это губительно сказывается на растениях, животных, на здоровье людей. Поэтому вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту.
Знать о природе мало – стыдно, а не знать совсем - просто невозможно. Экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете.
Воспитательно-образовательное значение
трудовой деятельности дошкольников в экологическом воспитании.
Важным показателем экологической образованности дошкольников является их участие в трудовой деятельности, имеющей экологически ориентированный характер, в процессе которой углубляются и закрепляются экологические представления и проявляется активное гуманное отношение к природе.
Труд людей в обществе всегда направлен на создание материальных и духовных ценностей. Труд детей не имеет и не может иметь такого значения. Труд в природе - это единственный вид производительного труда, доступный детям дошкольного возраста. Конечная цель― вырастить овощи, ягоды, цветы, и результаты труда конкретны и понятны ребенку, но они не могут быть достигнуты быстро, как это имеет место в ручном труде, например, сделал ребенок игрушку ― может играть. Цель труда по выращиванию овощей, ягод, цветов отдалена во времени и имеет отсроченный результат: посеяли семена, через какое-то время появились всходы, еще позже плоды. Эта особенность требует от ребенка длительных физических и умственных усилий, повседневной кропотливой работы, помогает воспитывать выдержку, терпение. Дошкольник в процессе труда испытывает истинное трудовое усилие, начинает осознавать его значение, направленность на удовлетворение своих потребностей самостоятельно, не пользуясь помощью взрослых. Его включение в труд всегда обеспечивается существенными для него мотивами, и, наконец, ребенок испытывает высокий эмоциональный подъем и радость от достигнутых результатов.
Основные этапы и особенности трудовой деятельности детей.
Воспитатель детского сада — главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно переходила в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная трудовая деятельность.
Основные этапы взаимодействия с природой в процессе экологического воспитания:
1 этап. Вовлечение детей в предметно-преобразующую деятельность среди природы.
Цели этапа – приучение дошкольников к разумному природопользованию, труду, сбережению естественных ресурсов, усвоению практического опыта отношений в естественной среде. Результатом на данном этапе будут практические знания, личный опыт воздействия на среду и сбережение богатств, обогащение познавательных интересов, потребность в деятельности среди природы. Активизируются и деловые отношения группы, растет взаимопонимание, появляется стремление сравнивать себя с товарищами, подражать лучшим из них, заслужить уважение и авторитет.
2 этап. Учебная деятельность дошкольников становится ведущей. Она помогает систематизировать впечатления о природе и личной деятельности, открывает возможность соединить практику с образованием. Развитие речи, работа с произведениями литературы, музыки и изоискусства позволяет дошкольнику глубже раскрыть духовную ценность природы.
3 этап особый. Он предполагает целенаправленное формирование личности дошкольника. Здесь подразумевается специальная организация деятельности для вовлечения ребенка в дела среди природы, которые способствуют формированию мировоззрения, убеждений, ценностной ориентации, речи, воли, характера.
Основное место в системе экологического воспитания следует отвести деятельности, с помощью которой все живое, находящееся в поле зрения ребенка, нормально развивается (растет, дает потомство, цветет и т.д.). Эта деятельность не что иное, как создание и поддержание условий для растений и животных, находящихся в различных «экологических пространствах» дошкольного учреждения. Это и уход за горшечными растениями в группе, забота о животных, птицах, рыбках в живом уголке, уход за цветами на клумбах на участке детского сада.
Воспитатели, которые все делают сами и не дают возможности дошкольникам наблюдать и участвовать в создании нормальных условий для обитателей живых уголков, участка, развивают в детях равнодушие, черствость и невнимание вообще к жизни как уникальной ценности.
Во всех трудовых операциях главным является живой объект. Дети наглядно видят целесообразность трудовых усилий. В живом уголке дети наблюдают, как птица клюет зерно, купается в чистой воде, как рыбы поедают корм и т.д., — всем стало лучше от того, что дети потрудились. Это необходимое эмоциональное завершение совместной деятельности воспитателя и детей. Оно вселяет в них уверенность, рождает понимание важности реальной практической заботы о питомцах уголка природы, о растениях, цветах, вызывает желание и далее принимать в этом участие.
Также организуется совместная деятельность по выращиванию растений на участке дошкольного учреждения (в огороде, цветниках) — каждый раз дети осматривают зеленых питомцев, выясняют, чего им не хватает или что мешает, а затем поливают их, пропалывают и т.д.
Труд дошкольников целесообразно сочетать с экологическими играми, наблюдениями, беседами и т.д., чтобы сформировать у дошкольников мотивацию к природоохранительной деятельности; вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными объектами, эмоционально настроить детей на тот или иной вид труда, активизировать их в процессе выполнения поручений.
Формы организации трудовой деятельности в природе.
Для того чтобы создать у детей устойчивое положительное отношение к повседневной, однообразной, но столь необходимой работе в уголке природы по уходу за растениями и животными, в огороде и цветнике по уходу за посадками, воспитать любовь к родной природе, необходимо правильно и эффективно организовать труд детей. Великий русский педагог А.С.Макаренко уделял этому вопросу огромное внимание и говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.
Занятия. Проводятся в уголке природы, на огороде и в цветнике. В процессе этих занятий дети получают первоначальные сведения о жизни растений, животных, узнают, какие условия нужны для их выращивания, приобретают необходимые трудовые навыки и умения, которые затем закрепляются в повседневной жизни.
Повседневный труд. Воспитатель, работая вместе с детьми, ставит им конкретную задачу, намечает, какой они получат результат, по мере надобности показывает нужные приемы, сообщает знания, но делает это по ходу выполнения работы. Например, приучая детей к уходу за растениями, воспитывая трудолюбие, педагог постепенно объясняет детям и значение ухода для роста растений, сообщает сведения, но не ставит это главной задачей.
Поручения. Индивидуальные поручения применяются во всех возрастных группах детского сада, но особое значение они имеют в младших группах, где трудовая деятельность только осваивается. При индивидуальной форме весь процесс труда ребенок выполняет сам. Это дает возможность воспитателю научить малыша трудовым действиям, оказать ему помощь, проконтролировать выполнение трудовых операций, оценить деятельность, учесть индивидуальные особенности. Все это помогает формировать трудовые навыки и умения, способствует воспитанию ответственности за порученное дело, настойчивости, аккуратности, привычки к трудовому усилию. Существуют и более длительные индивидуальные поручения – например, по уходу за каким-либо растением, животным.
Дежурства. Дежурство предполагает поочередное выполнение детьми постоянного и определенного круга обязанностей. По уголку природы дети начинают дежурить в старшей группе. В ходе дежурств у них совершенствуются навыки труда в природе, формируются общественные мотивы труда, этот труд воспитывает в детях ответственность, гуманность, заботу об обитателях уголка природы. Дежурство в уголке природы должно быть организовано так, чтобы в течение всего дня дети чувствовали ответственность за живые объекты, поэтому необходимо распределить трудовые обязанности на весь день. Если дети выполнят всю работу утром, то в течение дня не будут уделять внимание живым объектам. Для дежурств дети объединяются в группы (звенья по 3 - 4 человека). Если дети ухаживают за новыми для них живыми объектами, воспитатель первое время возглавляет группу дежурных и все трудовые процессы выполняет совместно с детьми, помогает детям понять их обязанности.
Коллективный труд. Коллективная работа объединяет ребят, формирует умения принимать общую цель труда, договариваться, сообща планировать действия, согласовывать их, помогать друг другу, оценивать работу. При фронтальной организации коллективного труда, когда в труде участвуют все дети возрастной группы, они сообща могут выполнять одно какое-либо задание, например прополку огорода. При уборке уголка природы одни моют растения, другие чистят клетки для животных, третьи протирают подоконники. В этом случае детей делят на подгруппы.
Литература
1. Николаева С.Н. Совместная деятельность взрослого и детей // Дошкольное воспитание. - 2000. - №5.
2. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М., 2002.
3. Воспитание дошкольников в труде / Под ред. В.Г.Нечаевой. - М., 1983.
4. Кокорева Н.Н., Бондаренко А.К. Любить труд на родной земле. - М., 1987.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 18.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Экологическое воспитание дошкольников с использованием трудовой деятельности»
Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. Они несут угрозу жизни и человеческой цивилизации. Самая волнующая из них – это проблема, связанная с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух, вода, почва. А это губительно сказывается на растениях, животных, на здоровье людей. Поэтому вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту.
Знать о природе мало – стыдно, а не знать совсем - просто невозможно. Экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете.
Воспитательно-образовательное значение
трудовой деятельности дошкольников в экологическом воспитании.
Важным показателем экологической образованности дошкольников является их участие в трудовой деятельности, имеющей экологически ориентированный характер, в процессе которой углубляются и закрепляются экологические представления и проявляется активное гуманное отношение к природе.
Труд людей в обществе всегда направлен на создание материальных и духовных ценностей. Труд детей не имеет и не может иметь такого значения. Труд в природе - это единственный вид производительного труда, доступный детям дошкольного возраста. Конечная цель― вырастить овощи, ягоды, цветы, и результаты труда конкретны и понятны ребенку, но они не могут быть достигнуты быстро, как это имеет место в ручном труде, например, сделал ребенок игрушку ― может играть. Цель труда по выращиванию овощей, ягод, цветов отдалена во времени и имеет отсроченный результат: посеяли семена, через какое-то время появились всходы, еще позже плоды. Эта особенность требует от ребенка длительных физических и умственных усилий, повседневной кропотливой работы, помогает воспитывать выдержку, терпение. Дошкольник в процессе труда испытывает истинное трудовое усилие, начинает осознавать его значение, направленность на удовлетворение своих потребностей самостоятельно, не пользуясь помощью взрослых. Его включение в труд всегда обеспечивается существенными для него мотивами, и, наконец, ребенок испытывает высокий эмоциональный подъем и радость от достигнутых результатов.
Основные этапы и особенности трудовой деятельности детей.
Воспитатель детского сада — главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно переходила в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная трудовая деятельность.
Основные этапы взаимодействия с природой в процессе экологического воспитания:
1 этап. Вовлечение детей в предметно-преобразующую деятельность среди природы.
Цели этапа – приучение дошкольников к разумному природопользованию, труду, сбережению естественных ресурсов, усвоению практического опыта отношений в естественной среде. Результатом на данном этапе будут практические знания, личный опыт воздействия на среду и сбережение богатств, обогащение познавательных интересов, потребность в деятельности среди природы. Активизируются и деловые отношения группы, растет взаимопонимание, появляется стремление сравнивать себя с товарищами, подражать лучшим из них, заслужить уважение и авторитет.
2 этап. Учебная деятельность дошкольников становится ведущей. Она помогает систематизировать впечатления о природе и личной деятельности, открывает возможность соединить практику с образованием. Развитие речи, работа с произведениями литературы, музыки и изоискусства позволяет дошкольнику глубже раскрыть духовную ценность природы.
3 этап особый. Он предполагает целенаправленное формирование личности дошкольника. Здесь подразумевается специальная организация деятельности для вовлечения ребенка в дела среди природы, которые способствуют формированию мировоззрения, убеждений, ценностной ориентации, речи, воли, характера.
Основное место в системе экологического воспитания следует отвести деятельности, с помощью которой все живое, находящееся в поле зрения ребенка, нормально развивается (растет, дает потомство, цветет и т.д.). Эта деятельность не что иное, как создание и поддержание условий для растений и животных, находящихся в различных «экологических пространствах» дошкольного учреждения. Это и уход за горшечными растениями в группе, забота о животных, птицах, рыбках в живом уголке, уход за цветами на клумбах на участке детского сада.
Воспитатели, которые все делают сами и не дают возможности дошкольникам наблюдать и участвовать в создании нормальных условий для обитателей живых уголков, участка, развивают в детях равнодушие, черствость и невнимание вообще к жизни как уникальной ценности.
Во всех трудовых операциях главным является живой объект. Дети наглядно видят целесообразность трудовых усилий. В живом уголке дети наблюдают, как птица клюет зерно, купается в чистой воде, как рыбы поедают корм и т.д., — всем стало лучше от того, что дети потрудились. Это необходимое эмоциональное завершение совместной деятельности воспитателя и детей. Оно вселяет в них уверенность, рождает понимание важности реальной практической заботы о питомцах уголка природы, о растениях, цветах, вызывает желание и далее принимать в этом участие.
Также организуется совместная деятельность по выращиванию растений на участке дошкольного учреждения (в огороде, цветниках) — каждый раз дети осматривают зеленых питомцев, выясняют, чего им не хватает или что мешает, а затем поливают их, пропалывают и т.д.
Труд дошкольников целесообразно сочетать с экологическими играми, наблюдениями, беседами и т.д., чтобы сформировать у дошкольников мотивацию к природоохранительной деятельности; вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными объектами, эмоционально настроить детей на тот или иной вид труда, активизировать их в процессе выполнения поручений.
Формы организации трудовой деятельности в природе.
Для того чтобы создать у детей устойчивое положительное отношение к повседневной, однообразной, но столь необходимой работе в уголке природы по уходу за растениями и животными, в огороде и цветнике по уходу за посадками, воспитать любовь к родной природе, необходимо правильно и эффективно организовать труд детей. Великий русский педагог А.С.Макаренко уделял этому вопросу огромное внимание и говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.
Занятия. Проводятся в уголке природы, на огороде и в цветнике. В процессе этих занятий дети получают первоначальные сведения о жизни растений, животных, узнают, какие условия нужны для их выращивания, приобретают необходимые трудовые навыки и умения, которые затем закрепляются в повседневной жизни.
Повседневный труд. Воспитатель, работая вместе с детьми, ставит им конкретную задачу, намечает, какой они получат результат, по мере надобности показывает нужные приемы, сообщает знания, но делает это по ходу выполнения работы. Например, приучая детей к уходу за растениями, воспитывая трудолюбие, педагог постепенно объясняет детям и значение ухода для роста растений, сообщает сведения, но не ставит это главной задачей.
Поручения. Индивидуальные поручения применяются во всех возрастных группах детского сада, но особое значение они имеют в младших группах, где трудовая деятельность только осваивается. При индивидуальной форме весь процесс труда ребенок выполняет сам. Это дает возможность воспитателю научить малыша трудовым действиям, оказать ему помощь, проконтролировать выполнение трудовых операций, оценить деятельность, учесть индивидуальные особенности. Все это помогает формировать трудовые навыки и умения, способствует воспитанию ответственности за порученное дело, настойчивости, аккуратности, привычки к трудовому усилию. Существуют и более длительные индивидуальные поручения – например, по уходу за каким-либо растением, животным.
Дежурства. Дежурство предполагает поочередное выполнение детьми постоянного и определенного круга обязанностей. По уголку природы дети начинают дежурить в старшей группе. В ходе дежурств у них совершенствуются навыки труда в природе, формируются общественные мотивы труда, этот труд воспитывает в детях ответственность, гуманность, заботу об обитателях уголка природы. Дежурство в уголке природы должно быть организовано так, чтобы в течение всего дня дети чувствовали ответственность за живые объекты, поэтому необходимо распределить трудовые обязанности на весь день. Если дети выполнят всю работу утром, то в течение дня не будут уделять внимание живым объектам. Для дежурств дети объединяются в группы (звенья по 3 - 4 человека). Если дети ухаживают за новыми для них живыми объектами, воспитатель первое время возглавляет группу дежурных и все трудовые процессы выполняет совместно с детьми, помогает детям понять их обязанности.
Коллективный труд. Коллективная работа объединяет ребят, формирует умения принимать общую цель труда, договариваться, сообща планировать действия, согласовывать их, помогать друг другу, оценивать работу. При фронтальной организации коллективного труда, когда в труде участвуют все дети возрастной группы, они сообща могут выполнять одно какое-либо задание, например прополку огорода. При уборке уголка природы одни моют растения, другие чистят клетки для животных, третьи протирают подоконники. В этом случае детей делят на подгруппы.
Литература
1. Николаева С.Н. Совместная деятельность взрослого и детей // Дошкольное воспитание. - 2000. - №5.
2. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М., 2002.
3. Воспитание дошкольников в труде / Под ред. В.Г.Нечаевой. - М., 1983.
4. Кокорева Н.Н., Бондаренко А.К. Любить труд на родной земле. - М., 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....