Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов ДОУ
учебно-методический материал
Цель: Профилактика психологического здоровья педагогов. Ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_profilaktiki_emotsionalnogo_vygoraniya_pedagogov_dou.docx | 77.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов ДОУ
Цель: Профилактика психологического здоровья педагогов. Ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.
Задачи:
1. Снижение уровня эмоционального выгорания педагогов.
2. Повышение уровня сплоченности педагогического коллектива.
Приветствие:
Добрый день, уважаемые коллеги!
- Скажите, пожалуйста, какие ассоциации вызывает у Вас слово “работа”
В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное «выгорание». В отечественной литературе это понятие появилось сравнительно недавно, хотя за рубежом данный феномен выявлен и активно исследуется уже более четверти века. Профессиональное выгорание – это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе.
Профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, мы буквально “сгораем” на работе, чаще всего, забывая о своих эмоциях, которые “тлеют” и со временем постепенно превращаются в “пламя”.
Сегодня я бы хотела познакомить вас с оздоровительными методами и приемами, которые позволят повысить жизненные силы, активизировать внутренние ресурсы личности.
- Групповая игра «Здравствуй, друг! »
И для начала я предлагаю вам выразить друг другу радость встречи.
Когда люди встречаются друг с другом, прежде всего. Что они делают? Верно, приветствуют друг друга. Любое общение начинается с приветствия. Сейчас, я предлагаю поприветствовать друг друга улыбкой и сказать, о том, как мы рады видеть друг друга"
Психолог проговаривает, участники сопровождают движениями и повторяют:
"Здравствуй, друг! " (здороваются за руку)
"Как ты тут? "(похлопывают друг друга по плечу)
"Где ты был? " (теребят друг друга за ушко)
"Я скучал! " (складывают руки на груди в области сердца)
"Ты пришел! " (разводят руки в сторону)
"Хорошо! "(обнимаются)
- Притча
“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.
Эту притчу я взяла не случайно. В наших руках возможность создать такую атмосферу, в которой вы будите чувствовать себя комфортно, вы на 100% ответственны за все события в своей жизни и за плохие и за хорошие.
3. Упражнение “Ведро мусора”
Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для “мусора”.
Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. Психолог: “Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: “я обижаюсь на…”, “я сержусь на…”
После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.
- А сейчас чтобы у вас поднялось настроение я предлагаю вам порисовать. Тот рисунок который у вас получится расскажет вам о том какой вы работник.
4. Тест «Какой вы работник»
На рисунке изображен силуэт лошади. Ваша задача — завершить эту картинку, вырисовав все детали внешности животного, а также создав вокруг необходимый фон. Поместите лошадь в комфортные, приятные ей условия.
- Рассматривая поведенческие проявления, то есть симптомы «выгорания» можно увидеть связь этого феномена со стрессом. Причин стрессов множество, хотя очень многое зависит от индивидуальности. Определить причину стресса, порой очень просто, а вот справиться со стрессом намного труднее.
Поэтому сейчас я бы хотела рассказать и показать на практике, какие приемы могут помочь нам справиться со стрессом и напряжением.
Обычно для снятия мышечного и нервно-психического напряжения используются различного рода упражнения. 2 из них мы сейчас выполним.
5.Упражнение «Лимон»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
6.Упражнение «Сосулька» («Мороженое»)
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1–2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу. Обратите внимание на то, как приятно быть растаявшей сосулькой, запомните эти ощущения расслабленности, покоя и прибегайте к этому опыту в напряженных ситуациях.
И наконец, при сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20–30 приседаний либо 15–20 прыжков на месте. Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями.
7. «Я в лучах солнца»
На листе бумаги педагоги рисуют солнце, с тремя лучиками. В центре солнца пишут свое имя. А на лучиках 3 положительные качества своего характера, затем передают свои рисунки коллегам, те добавляют по одному лучику.
8. «Разноцветные звезды»
Высоко в темном небе. На одной огромной звездной поляне жили – были звезды. Было их очень много, и все звезды были очень красивыми. Они светились и искрились, а люди на земле каждую ночь любовались ими. Но все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, и тем, кто рождался под их светом, они дарили смелость. Здесь были синие звезды – они дарили людям красоту. Были на поляне и желтые звезды – они одаривали людей умом, а еще на поляне были зеленные звезды. Кто рождался под их светом зеленых лучей, становился очень добрым.
И у нас в корзине множество разных звезд, каждая из них несет доброе пожелание. Сейчас я предлагаю вам по очереди взять по одной звездочке себе на память, и пусть звездочка принесет именно то, чего Вам больше всего не хватает.
Рефлексия тренинга Все педагоги обмениваются впечатлениями и мнениями. Ведущий благодарит всех участников за внимание и участие в тренинге.
Спасибо за внимание, удачного всем дня!
Тест «ЛОШАДЬ»
Какой вы работник
На рисунке изображен силуэт лошади. Ваша задача — завершить эту картинку, вырисовав все детали внешности животного, а также создав вокруг необходимый фон. Поместите лошадь в комфортные, приятные ей условия.
Ключ к тесту
В этом тесте ЛОШАДЬ — это вы сами. Символ достаточно прозрачен: людей, много работающих, называют рабочими лошадками. В зависимости от того, КАК вы ИЗОБРАЗИЛИ ЛОШАДЬ, НАСКОЛЬКО ЧЕТКО вы ПРОРИСОВАЛИ все ДЕТАЛИ ЕЕ ВНЕШНОСТИ, можно сказать, какой вы работник.
Если вы выделили только ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ ЛОШАДИНОЙ ВНЕШНОСТИ (КОПЫТА, ГРИВА И ХВОСТ), то это значит, что вы умеете трудиться, но не возводите работу в культ. Вы не трудоголик.
Если вы много внимания уделили МОРДЕ ЛОШАДИ (вырисовали ГЛАЗА, НОЗДРИ, РОТ, ЧЕЛОЧКУ и т. д.), то у вас к работе несколько романтическое отношение, вы полны иллюзий и радужных надежд. Возможно, вы еще очень молоды и еще нигде не работали, тогда со временем ваша эйфория пройдет сама собой. Если же вы зрелый человек, то эта восторженность просто свойство вашего характера.
Если вы старательно прописали КАЖДУЮ ШЕРСТИНКУ, то есть уделили много внимания МЕЛОЧАМ, то это говорит, о вашей педантичности, вы умеете и любите кропотливый труд, старательны и придирчивы к себе и другим. На вас можно положиться, вы никогда не бросите недоделанную работу. Однако трудиться рядом с вами очень тяжело, вы всех изводите своим занудством и мелочностью.
Если вы ПОМЕСТИЛИ СВОЮ ЛОШАДЬ НА ЛУГ ИЛИ В ПОЛЕ, то это означает ваше стремление работать в комфортных условиях, вы ненавидите рамки и ограничения и цените независимость.
Если вы НАДЕЛИ НА ЛОШАДЬ УЗДЕЧКУ ИЛИ ХОМУТ, то это значит, что вам не привыкать работать под давлением, вы принимаете любое руководство как данность и готовы подчиняться просто потому, что так заведено. ЧЕМ БОЛЬШЕ УПРЯЖИ НА ВАШЕЙ ЛОШАДИ, тем в более тяжелых и некомфортных условиях вы привыкли работать. Возможно, вы даже не представляете себе, что может быть как-то по-другому.
Если вы ПОСТАВИЛИ ПЕРЕД ЛОШАДЬЮ С КОРМОМ И КОРЫТО С ВОДОЙ, то это говорит о том, что вы готовы работать, но только в том случае, если вам обеспечат необходимый, хотя бы минимальный комфорт.
Если вы НАРИСОВАЛИ НА ЛОШАДИ ВСАДНИКА, то это значит, что вы привыкли выполнять указания и не способны работать самостоятельно. Вам нравится, когда вами руководят и не только дают вам задание, но и задают определенный темп работы.
Желаем душевной стойкости и благополучия, семейного счастья и любознательных воспитанников! Вы для детишек стаёте второй мамой, открывая свои огромные добрые сердца для них. Крепких вам нервов, достойных зарплат, понимающих родителей и множество приятных моментов! | Желаем вам в работе вдохновенья, |
Примите любовь и признание наше За мастерство и отзывчивость Вашу, Что приняли сердцем Вы наших детей, Нет в мире профессии Вашей мудрей. Дети привыкли сюда приходить, Чтоб Вашу любовь и тепло получить, Узнать о таинственном мире добра, И чем верная дружба ценна. Учили малышек лепить и читать, Портреты любимых людей рисовать, Учили терпенью, надежде, любви. Ценности мира познали они. Стоим на пороге великих свершений Вы детям дорогу открыли к цели. За это мы всегда благодарили Вас, воспитателей – лучших в мире. | Вы — вторая мама маленьких детишек, человек, которому доверяют своих карапузов родители, и просто воспитатель с большой буквы. Пускай же вся та забота, любовь, трепетное отношение и нежность, которые Вы отдаете детям, вернутся к Вам со стократным коэффициентом. Низкий Вам поклон за человечность, за ежедневное лучезарное настроение и за сердце, которое всегда открыто для людей. |
Наши заботливые, доброжелательные! | Воспитателем быть – миссия ответственная, Для людей неравнодушных - еще и интересная! Ах, как сложно планы пишутся порой, Когда же тишина наступит и покой. Но не про вас подобных мыслей строй. Все что нужно, вы воспринимаете душой. Нам повезло, что вы просто высший класс, Как благодарны мы за труд нелегкий ваш! |
Желаю необъятного счастья, безграничного добра и безмерной радости в жизни! Пусть ваши успехи и в воспитании деток, и в вашей личной жизни множатся и процветают! Желаю, чтобы в вашем доме всегда царил праздник веселья и семейного тепла. Пусть ваши родные и близкие всегда будут рядом и никогда не позволят вам унывать. | Детей вам наших доверяем. |
Терпеливым, добрым и внимательным. детки это очень остро чувствуют | Пусть улыбки всегда озаряют |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Эмоциональное выгорание – это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия....
Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов
Содержание:1. Разминка.2. Упражнение "Мои ресурсы".3. Упражнение "Я отдыхаю".4. Упражнение "Когда душа поёт".5. Упражнение "Защита".6. Игра "Паутинка".7. Подведение итогов. Получение обратной связи....
Тренинг профилактика эмоционального выгорания педагогов
Профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции, профилактика эмоционального выгорания. Здоровый педагог - здоровые дети....
Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции. определение своего отношения к профессии, вычленение проблемности, «перекосов» в распредел...
Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Данный тренинг направлен на знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками; определение своего отношения к профессии, вычленение проблемности, «перекосов» в распределении п...
Тренинг: "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"
Эмоциональное выгорание - это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия...
Семинар с элементами тренинга «Профилактика эмоционального выгорания педагога»
В материале представлена информация о понятии эмоционального выгорания и пособах его профилактики. Разработан совместно с заместителем директора МБОУ ОШ № 12 Комар Татьяны Викторовны...