План по самообразованию
материал

Молькова Наталия Владимировна

План по самообразованию на 2019 - 2020;2020 -2021 учебные года

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_po_samoobrazovaniyu.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Тема: «Использование нетрадиционных логопедических пособий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Актуальность:

Современные условия жизни и общественные отношения заставляют педагогов искать новые образовательные резервы. Использование нетрадиционных логопедических пособий в деятельности логопеда является перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные логопедические пособия оптимизируют процесс коррекции речи детей, позволяют интереснее и разнообразнее организовывать логопедические занятия, что является одним из самых важных условий, ведь одна из главных задач педагога увлечь и заинтересовать ребенка. Если ребенок с интересом будет заниматься, значит лучше воспримет материал, и эффективность коррекционной работы повысится. Поэтому использование нетрадиционных логопедических пособий  в коррекционно-развивающей работе с детьми с речевыми нарушениями приобретают особую актуальность и значимость. Игры с применением пособий: ярких, красочных, интересных, вызывают положительный эмоциональный отклик у детей, поддерживает познавательный интерес к деятельности, предупреждает переутомление, способствуют более активному включению в деятельность.

В различных методических и научно-популярных изданиях дефектологи, логопеды, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работ с детьми-логопатами в дополнении к академическим методам. Над этими работами трудились такие авторы как М.А. Поваляева, М.И. Чистякова, Е.А. Пожиленко, Т.М. Грабенко и другие.

Цель: разработать нетрадиционные логопедические пособия с целью оптимизации процесса коррекции речи и повысить собственный уровень знаний по данной методической теме путем самообразования.

Задачи:

- изучить и проанализировать педагогическую, методическую литературу, статьи на педагогических сайтах по  применению нетрадиционных логопедических пособий в коррекционно-развивающей работе;

- пересмотреть содержание логопедической работы с детьми, имеющими речевые нарушения, разработать пособия и игры:

 по развитию мелкой моторики, фонематического слуха, грамматического строя речи, связной речи

 по автоматизации и дифференциации звуков и включить их в  коррекционную работу;

- привлечь родителей к оснащению ПРС;  

- обобщить и распространить педагогический опыт работы  для педагогов ОУ;

 - подготовить публикации для печати в научно-методические издания, педагогические сайты по данной методической теме.

Сроки: тема выбрана для изучения и практического использования на 2019-2020, 2020-2021 учебные года.

Участники: дети с нарушениями речи, педагоги, родители

Ожидаемые результаты:

познавательная и речевая активность детей;

положительная динамика в развитии всех сторон речи детей;

использование родителями и педагогами логопедических пособий в занятиях с детьми.

Способ демонстрации результата проделанной работы:

Открытые занятия с использованием нетрадиционных логопедических пособий.

Размещение разработок логопедических пособий на педагогических сайтах и в научно - методических журналах.

Обобщение опыта работы на уровне детского сада.

Выступление по обмену опытом работы на семинарах, мастер-классах для педагогов других ОУ.

                       План работы 2019- 2021 учебные годы

.

Этапы реализации

Задачи

Форма предоставления результатов

Подготовительный

Изучение методической литературы и интернет - источников

по теме самообразования

- Подбор  материала для работы по методической теме.

Диагностический

Разработка методического обеспечения образовательного процесса

- Разработка и изготовление логопедических пособий и подбор игр, упражнений.

- Подготовка памяток, рекомендаций, консультации  для родителей и  воспитателей.

- Оснащение предметно - развивающей среды.

Практический

Обобщение и представление собственного опыта педагогической деятельности

- Изготовление наглядно-дидактического пособия "Разноцветики".

 https://урок.рф/library/naglyadno_did akticheskoe_posobie_raznotcvetiki_154046.html 

-Изготовление пособия из пуговиц на автоматизацию звуков и совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

- Изготовление куклы «Огонек».

 - Разработка игр с применением пуговиц на развитие мелкой моторики и развитие связной речи.

https://урок.рф/library/opit_raboti_po_ekologicheskomu_vospitaniyu_175207.html 

https://урок.рф/library/fotografii_k_state_zachem_logopedu_pugovitci_122235.html 

- Изготовление пособия для дыхательной гимнастики «Радуга- дуга».

- Обновление пособия для дыхательной гимнастики «Деревце дыхания».

- Подбор природного материала  для игр по развитию мелкой моторики.

- Выступление на педагогическом совете с мастер-классом на тему:

«Дыхательная гимнастика в детском саду с использованием нетрадиционных пособий»

 (уровень образовательной организации).

- Выступление на педагогическом совете с мастер-классом на тему: «Зачем логопеду пуговицы?» Опыт использования пуговиц, как нетрадиционной логопедической технологии (игры, пособия)

(уровень образовательной организации).

- Мастер – класс для педагогов «Зачем логопеду пуговицы?» Опыт использования пуговиц, как нетрадиционной логопедической технологии (игры, пособия)

(МБОУ Никольская СОШ) 

- Кукольный спектакль «Сказка о веселом огоньке» с использованием куклы «Огонек»

https://урок.рф/library/kukolnij_spektakl_pro_babushku_vnuchku_mashu_m_173756.html

 - Показ открытого занятия  «Путешествие в зоопарк» (автоматизация звука р) с использованием нетрадиционных технологий. ( самомассаж рук с использованием природного материала и дыхательная гимнастика с пособием «Деревце дыхания»)

Аналитический

Анализ созданных педагогических условий

- Публикации на пед. сайтах и в научно- методических изданиях.

(Журнал «Дошкольная педагогика» ( Молькова, Н. В. Зачем логопеду пуговицы? / Н. В. Молькова // Дошкольная педагогика. — 2020. — №9. — С. 55-59).; 

Наглядно-дидактическое пособие "Разноцветики" / Н. Молькова // Дошкольное воспитание : ежемесячный научно-методический журнал / ред. Т.И. Гризик. – 2019. – № 2. – С. 71-74.;  Кукла Огонек / Н. Молькова // Дошкольное воспитание : ежемесячный научно-методический журнал / ред. Т.И. Гризик. – 2020. – № 2. – С. 76-80.  педагогический сайт «Урок РФ») 

- Подготовка отчёта о проделанной работе по теме самообразования.

           

Список использованной литературы и интернет - источников для работы по методической теме:

Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2009.


Громова О.Е. Инновация в логопедическую практику/ Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / Сост. О.Е.Громова. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.

Ступак, Л. А. Использование нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений в логопедической работе / Л. А. Ступак, И. С. Огородова, А. А. Челышева, С. А. Кимяева.

Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики. – М.: ТЦ Сфера, 2014. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

М.А. Поваляева. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. - Ростов н/Д : Феникс, 2001.

 

Е. А. Пожилко. Волшебный мир звуков и слов : книга для логопедов и воспитателей / Пожиленко Е. А. - Санкт-Петербург : Изд-во КАРО, 2008. 

Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007. 

Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом/ Под редакцией В.А. Сохина.- М.: Просвещение, 1991.

Чистякова М.И. Психогимнастика. Изд-во г. Москва, «Владос» 1995. и др. 

https://www.maam.ru/detskijsad/igry-s-pugovicami-v-korekcionoi-rabote-uchitelja-logopeda.html Игры с пуговицами в коррекционной работе учителя-логопеда

https://multiurok.ru/index.php/files/pugovitsy-i-ikh-ispolzovanie-v-rabote-logopeda-s-d.html Пуговицы и их использование в работе логопеда с детьми с ТНР

https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2021/07/02/didakticheskie-igry-s-ispolzovaniem-pugovits-kak-sredstvo Дидактические игры с использованием пуговиц как средство развития лексико-грамматического строя детей с общим недоразвитием речи

https://infourok.ru/user/1005875/blog/konsultaciya-dlya-pedagogov-igri-s-pugovicami-i-melkim-igrovim-materialom-v-korrekcionnoy-rabote-uchitelyalogopeda-140436.html 

  Консультация для педагогов "Игры с пуговицами и мелким игровым материалом в коррекционной работе учителя-логопеда".

https://www.defectologiya.pro/zhurnal/igryi_s_pugoviczami_v_korrekczionnoj_rabote_uchitelya_logopeda/ 

 Игры с пуговицами в коррекционной работе учителя-логопеда

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/01/17/master-klass-ispolzovanie-netraditsionnyh-logopedicheskih-tehnologiy-s Мастер - класс «Использование нетрадиционных логопедических технологий с детьми с речевыми нарушениями»

https://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-netradicionyh-tehnologii-v-korekciono-logopedicheskoi-rabote-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-onr.html Использование нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

 https://multiurok.ru/files/nietraditsionnyie-ie-formy-i-mietody-loghopiedichi.html Нетрадиционные формы и методы логопедического сопровождения детей при реализации ФГОС в системе дошкольного образования.

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/249643-ispolzovanie-netradicionnyh-tehnologij-v-korr Использование нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с системным нарушением речи

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...