«Формирование финансовой грамотности в дошкольном образовательном учреждении
статья
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_finansovoy_gramotnosti_v_doshkolnom_obrazovatelnom_uchrezhdenii.docx | 17.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 64 «Солнечный зайчик»
Статья
Тема: «Формирование финансовой грамотности в дошкольном образовательном учреждении»
Подготовила: воспитатель Николаец А.И.
Смоленск 2021
Финансовое просвещение и воспитание дошкольников является новым направлением в дошкольной педагогике. Это связано с тем, что финансовая грамотность представляет собой глобальную социальную проблему, неотделимую от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи. Они сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, посещают с родителями магазины. Таким образом овладевая первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. Как известном финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте дает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей в будущем.
По мнению специалистов неверно и опасно полагаться на стихийное усвоение детьми знаний об окружающей жизни, и в частности, о финансово-экономических отношениях. «Деньги», «богатство», «бедность», «реклама», «кредит», «долги» и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, который наполнен таким этическим содержанием, как честность, доброта, трудолюбие.
У дошкольников, находящихся на начальном этапе жизненного цикла, закладываемые способности управления финансами являются ничем иным, как способностями, непосредственно влияющими на его будущее материальное благополучие. Исходя из этого на этапе обучения детей дошкольного возраста целесообразно говорить о формировании азов, предпосылок финансовой грамотности. Финансовая грамотность в дошкольном возрасте предполагает воспитание у ребенка бережливости (продление жизни готовой вещи), деловитости (практические навыки овладения) и рационального поведения в отношении простых обменных операций (хорошо подумать, прежде чем что-то сделать «7 раз отмерь, 1 раз отрежь»), трудолюбия (качество, когда ребёнок не только знает, что все хорошо работают, но и проявляет своё отношение к этой деятельности), здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения. Приобщение дошкольников к финансовой грамотности не предполагает ознакомления с работой финансовых институтов, а тем более постижения специфических понятий (например, инфляция, биржа, ценные бумаги, аккредитивы и др.) и решения сложных арифметических задач.
В первую очередь освоения финансовой грамотности, а детском саду предполагает приобщение к социальной среде, поход в магазин, в банк. А начать можно это приобщение с развития предметно пространственной среды ребенка.
Возможности развивающей предметно-пространственной среды обязательно нужно использовать при формировании основ ранней финансовой грамотности. Предметно-пространственная экономическая среда должна включать предметы, отражающие содержание различных сфер экономики (производственно-технологической, юридической, товарно-денежной, нравственно-этической).
В соответствии с этим можно выделить зоны:
- информационную (произведения художественной литературы экономического содержания)
- занимательно-экономическую (кроссворды, лабиринты, головоломки, экономические задачи, ребусы)
- деятельностно-игровую (дидактические игры, предметы-игрушки для организации сюжетно-ролевых игр, таких как «Банк», «Аукцион», «Биржа», «Рекламное агентство»).
Актуальной остаётся задача знакомства детей с профессиями как с источником получения заработной платы. Решать данную задачу можно, используя плакаты или коллажи о предприятиях, работающих на данной территории. Такие плакаты может создавать педагог и презентовать их детям, их могут создавать сами дети совместно с педагогом, родители совместно с детьми.
Также реализовать данную задачу знакомства с профессиями можно через создание тематических альбомов, просмотр, чтение и обсуждение книг по теме, создание презентаций по теме в различных форматах педагогом и совместное создание Google-презентаций с родителями с дальнейшим просмотром и обсуждением с детьми.
Используются для формирования основ финансовой грамотности дидактические игры, разработанные и созданные педагогом для решения конкретной педагогической задачи. Одна из задач ранней финансовой грамотности − знакомство дошкольников с деньгами. Решать эту задачу можно, внося в среду тематические альбомы, рабочие тетради, коллекции денег. При знакомстве с деньгами и профессиями, организации сюжетно ролевых игр можно использовать макеты объектов, предметов, связанных с темой финансовой грамотности, например, банкомата, станка для печати денег, зданий банков.
Для организации сюжетно-ролевых игр в развивающей предметно-пространственной среде группы, помимо тематического игрового оборудования (атрибуты различных рабочих мест, спецодежда, деньги, пластиковые платёжные и дисконтные карты, кошелёк, банкомат), необходимо внести алгоритмы развития игры, альбомы с вариантами моделирования и конструирования игрового пространства. Сюжеты игр развиваются в зависимости от возрастной группы детей, например, «Магазин овощи и фрукты», «Супермаркет», «Мебельная фабрика», «Банк». Таким образом, образовательная деятельность по направлению ранней финансовой грамотности может разворачиваться не только в форме, регламентированной образовательной и совместной образовательной деятельности, но и продолжаться в самостоятельной деятельности дошкольников в специально организованной развивающей среде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пед. совет "Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста"
Педагогический совет финансовая грамотность детей...
Проект по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста 5-7 лет. «Юные экономисты»
Проект по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста 5-7 лет.«Юные экономисты»...
Интерактивный практикум для родителей /педагогов «Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста»
Практикум по формированию финансовой грамотности...
Интерактивный практикум для родителей /педагогов «Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста»
Практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у дошкольников...
Консультация для родителей ‹Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста »
Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ...
Статья "Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"
В статье рассматриваются основные проблемы формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста. В настоящей статье автором раскрывается актуальность данной проблемы, а также описываетс...
Значение финансовой грамотности в дошкольном образовательном учреждении
Статья на тему значение финансов и грамотности дошкольном образовательном учреждении...