ТЕХНИКА АРТ-ТЕРАПИИ , КАК ПОМОЩЬ В АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДОУ
статья (младшая группа)

Вербицкая Екатерина Анатольевна

                                                    

ТЕХНИКА АРТ-ТЕРАПИИ , КАК ПОМОЩЬ В АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДОУ

Ключивые слова : арт-терапия, адаптация, психологический комфорт

Аннотация: В статье дается характеристика особенностей использования в работе с детьми раннего возраста арт-терапевтических методов. С помощью техники арт – терапии адаптация проходит легко, с психологическим комфортом малышей.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art_terapiya_.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.21                                                                                  Е.А.Вербицкая

                                                               МБ ДОУ ДСКВ №118 г.Братск

ТЕХНИКА АРТ-ТЕРАПИИ , КАК ПОМОЩЬ В АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДОУ

Ключивые слова : арт-терапия, адаптация, психологический комфорт

Аннотация: В статье дается характеристика особенностей использования в работе с детьми раннего возраста арт-терапевтических методов. С помощью техники арт – терапии адаптация проходит легко, с психологическим комфортом малышей.

ART THERAPY TECHNIQUES AS AN AID IN THE CHILD'S ADAPTATION TO PRE-SCHOOL EDUCATION

Verbitskaya, E. A.

MB DOW DSKV NO. 118

Bratsk

Адаптация ребенка к детскому саду – процесс нелегкий и для самого малыша, и для родителей. Жизнь ребенка в ДОУ существенным образом меняется: определенный режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, другой стиль общения, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного. Всё это предстоит пережить малышу одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию. Необходимо смягчить ситуацию, чтобы не допустить, проявления невротических реакций (капризы, страхи, отказ от еды, от общения с окружающими, заболеваниям), необходимо вводить разного вида инновационные технологии, созданными в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Современная образовательная программа ДОУ направлена на организацию образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника, а педагогический процесс ориентирован на обеспечение развития каждого ребёнка, сохранение его уникальности и создание возможностей раскрытия способностей. Дошкольники, в настоящее время очень активные, энергичные, чувствительные, гибкие и требуют индивидуального общения со взрослым. Все дети любят, когда им уделяют «особое» внимание. Воспитанники любят в воспитателе: эмоциональность и искренность, доброта и отзывчивость, веселое настроение и умение создать его у других, способность увлеченно играть и придумывать истории, негромкая речь и мягкие, ласковые движения. Чтобы адаптация  ребенка к детскому саду проходило  безболезненно, необходимо создать в группе атмосферу тепла, уюта и любви, помощи и заботы. Самым оптимальным подходом в обеспечении успешной адаптации детей раннего возраста можно считать творческий подход, раскрывающий особенности личности и индивидуальности каждого малыша. Таким современным методом является «Арт – терапия» — форма основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Основной целью занятий арт-терапией с детьми является организация им психологической помощи, решение проблем, которые могут стать препятствиями в дальнейшей взрослой жизни, борьба с комплексами и страхами, фобиями.

В адаптационный период в работе с детьми можно использовать следующие элементы арт — терапии:

1. Игротерапия. Игры на знакомство; игры на общение; игры с предметами; игры по сказке; игры с песком и водой; игры с конструктором. Эффективность воздействия этих игровой деятельности и упражнений на детей значительно повышается, если они сопровождаются музыкой и рисованием, в одной совместной деятельности сочетаются разные виды воздействия. Игротерапия рекомендуется для снижения напряженности, мышечных зажимов, тревожности, страхов и повышения уверенности в себе. Иры подготавливают  детей к взрослой жизни, с их помощью приобретаются навыки для жизни.

 2. Изотерапия. Рисование пальчиками; рисование ладошками; печать поролоном; восковые мелки; акварель; отпечатки листьев; рисунки ладошками; тычки  ватными палочками.

3. Песочная терапия. Песочная арт-терапия – наиболее полюбившееся  младшими дошкольниками занятие, отвечающее всем вышеперечисленным требованиям. Все, что нужно для песочной арт-терапии – это ёмкость с песком, или песочница. Рисуя сухим или мокрым песком, строя из песка замки, создавая песочные фигуры, ребенок развивает тактильные ощущения, раскрепощается, самовыражается.

3. Сказкотерапия. С помощью сказки ребенок постигает и расскрывает мир чувств, эмоций и переживаний. Чтение или обсуждения самой сказки; знакомство с образными выражениями; подведение к умению выразительно интонировать реплики героев; передавать ритмизацией движения героев сказок; угадывать по выразительному исполнению эмоциональные ситуации. Сказка дает возможность ребенку сравнивать себя с героем, понимание схожести проблемы , как у героя сказки. На основе сказочных образов, их действий, ребенок может найти выход из различных сложных ситуаций, увидеть пути решения возникших конфликтов, усвоить моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

4.Музыкотерапия. Музыка помогает детям войти в нужное эмоциональное состояние, осваивать мир человеческих чувств и переживаний. Музыкальные игры и упражнения используются как средство развития слухового внимания, чувства ритма, координации движений. Участие в инсценировках песен, сказок, стихов дает возможность застенчивым, тревожным, мнительным детям развивать их творческие способности, проявлять свои личностные качества, стимулировать творческую активность.

5. Танцевальная терапия. Занятия танцами способствуют развитию слухового внимания, чувства ритма, координации движений, а самое главное, развитию коммуникативных, социальных навыков.

Таким образом, для «легкой» адаптации ребенка к детскому саду, необходим метод положительного психологического воздействия, таким методом является Арт-терапия, так как арт-терапия – это не только новомодное слово, но и  прежде всего, это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления душевного баланса малыша.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Александров, А.А. Аналитико-катартическая терапия эмоциональных нарушений: Учебное пособие / А.А. Александров. - СПб.: СпецЛит, 2014. - 232 c.
  2. Вальдес, Одриосола М.С. Интуиция, творчество и арттерапия / М.С. Вальдес Одриосола.. - М.: ИОИ, 2012. - 96 c.
  3. Воронова, А.А. Арт-терапия для детей и их родителей / А.А. Воронова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 253 c
  4. Копытин, А.И. Арт-терапия детей и подростков / А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская. - М.: Когито-Центр, 2014. - 197 c.
  5. Никитин, В.Н. Арт-терапия: Учебное пособие / В.Н. Никитин. - М.: Когито-Центр, 2014. - 328 c.
  6. https://razvivashka.online/metodiki/art-terapiya-dlya-doshkolnikov
  7. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/02/23/art-terapiya-dlya-doshkolnikov


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Помощь ребенку и родителям при адаптации ребенка с ОВЗ в детском саду".

Помощь ребенку и родителям при адаптации ребенка с ОВЗ в детском саду.Детский сад – новый период в жизни ребенка. В привычном малышу укладе происходят существенные изменения: он на много часов остаетс...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...

Игра как средство помощи при адаптации ребенка в детском саду

Помочь своему ребенку адаптироваться к детскому саду проще, чем может показаться на первый взгляд. Особенно, если подойти к подготовке заблаговременно. Описанная в статье игра является простым и дейст...

Игры в помощь в адаптации ребенка к детскому саду

Публикация"Игры в помощь в адаптации ребенка к детскому саду"...

Помощь в адаптации ребенку в детском саду

Помощь в адаптации ребенку в детском саду...