Образовательный проект «Использование ресурсов природы в инклюзивном пространстве ДОУ для детей с расстройством аутистического спектра»
проект
В МАДОУ д/с №133 города Тюмени успешно применяется авторская технология по развитию физического интеллекта детей и их эффективной коммуникации. Разработана она коллективом детского сада. Предназначена в первую очередь для развития, коррекции и реабилитации детей с расстройством аутистического спектра (РАС), однако успешно применяется и для нормотипичных воспитанников.
Коррекционная работа с использованием доступных подручных материалов дает более устойчивый и интегрированный результат, позволяет включить в образовательные процессы семью и помочь организовать семейную инклюзию.
Инклюзивное образование в ДОУ включает в себя всех субъектов образовательного процесса, в том числе детей как с особыми образовательными потребностями, так и с нормотипичным развитием и их родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okuneva_dou_133-konkurs_op-_bez_foto.docx | 39.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 133 города Тюмени
(МАДОУ Детский сад №133)
Номинация «Образовательный проект»
Образовательный проект
«Использование ресурсов природы в инклюзивном пространстве ДОУ для детей с расстройством аутистического спектра»
Окунева Елена Анатольевна
Педагог-психолог МАДОУ детский сад №133
Тюмень
2020 год
В МАДОУ д/с №133 города Тюмени успешно применяется авторская технология по развитию физического интеллекта детей и их эффективной коммуникации. Разработана она коллективом детского сада. Предназначена в первую очередь для развития, коррекции и реабилитации детей с расстройством аутистического спектра (РАС), однако успешно применяется и для нормотипичных воспитанников.
Многофункциональное образовательное пространство «Поляна активности», в котором реализуется авторская технология, находится на открытом воздухе рядом с прогулочными площадками детского сада.
Коррекционная работа с использованием доступных подручных материалов дает более устойчивый и интегрированный результат, позволяет включить в образовательные процессы семью и помочь организовать семейную инклюзию.
Инклюзивное образование в ДОУ включает в себя всех субъектов образовательного процесса, в том числе детей как с особыми образовательными потребностями, так и с нормотипичным развитием и их родителей.
Обоснование проекта
В детском саду 7 групп компенсирующей направленности, которые посещают дети с различными проблемами психо-речевого и умственного развития, в т.ч дети с РАС.
С 2019 года на образовательном пространстве «Поляна активности» успешно применяется авторская технология по развитию физического интеллекта детей, разработанная коллективом детского сада. Практика здесь основана на научных трудах отечественных и зарубежных исследователей (Выготский, Гарнер, Бернштейн, Леонтьев, Айрес и др.).
Среди многих факторов, оказывающих положительное влияние на здоровье детей, первое место по интенсивности воздействия занимает правильно организованная двигательная активность, при этом физические упражнения применяются не только для укрепления здоровья и развития двигательных навыков. Параллельно ставятся цели снятия нервно-эмоциональных нагрузок и восстановления умственной работоспособности, что благотворно воздействует на психическое развитие ребенка.
Движение – это первичный стимул для ума ребенка. Еще Жан-Жак Руссо сказал: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он бегает, работает, действует. Пусть он находится в постоянном движении».
Физический интеллект (или теория воплощенного сознания) – это активное и эффективное управление своей физиологией, своей физической деятельностью, как внешней, так и внутренней.
Впервые термин «физический интеллект» выдвинул Говард Гарнер в 1983 году в работе «Структура разума: теория множественного интеллекта».
Развитие интеллекта и физическое развитие имеют самую прямую связь, поэтому совершенствование и тренировка одного неразрывно связаны с потенциалом другого.
Направления проекта.
1. Повышение качества образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.
2. Психофизическое развитие детей дошкольного возраста.
3. Улучшение социальной адаптации детей с РАС.
Вид проекта.
Проект практико-ориентированный и социально-ориентированный. Он может использоваться ДОУ различной направленности, а также социальными партнерами образовательных организаций. Повышает качество социальной и семейной инклюзии детей с РАС.
Проблема.
Для детей с особыми образовательными потребностями (ООП), в том числе с РАС, характерно дисгармоничное развитие психофизической сферы.
Основные проблемные моменты в психофизическом развитии детей с РАС:
- нарушение координации, точности и темпа произвольных движений, в том числе в прыжках и беге;
- повышенная возбудимость или, наоборот, инертность.
- трудности в социальной мотивации деятельности.
- затруднения в области восприятия, понимания, выполнения инструкций, игровых правил и условий
- нарушение формирование пространственно-временных представлений. Дети с трудом усваивают названия частей тела и движений, часто не могут представить движение по словесному объяснению и соотнести инструкцию с показом
- нарушение согласования дыхания и движения
- недостаточность статической координации
- серьезные трудности в коммуникативной сфере
- проблемы социализации и адаптации.
Целевая аудитория.
- Дети дошкольного возраста с РАС и другими нозологиями и их родители.
- Дети с нормотипичным развитием и их родители.
Цель проекта.
Повышение эффективности социальной адаптации и коммуникации детей с РАС через развитие физического интеллекта воспитанников ДОУ.
Задачи проекта.
- Укреплять дыхательную, нервную, костно-мышечную, пищеварительную системы организма
- Улучшать прыгучесть, меткость, ловкость, гибкость, силу
3. Улучшать координацию и баланс
4. Повышать уровень внимания, восприятие и мышления
5. Формировать коммуникативные навыки и умения
6. Осваивать народные музыкальные и танцевальные традиции
7. Развивать чувство единения с природой и бережное отношение к природе.
Рабочий план реализации проекта.
Название мероприятия | Содержание мероприятия | Сроки реализации | Ответственный |
Диагностика: - физического развития - коммуникативного развития - интеллектуального развития | - Направленное наблюдение - Направленное наблюдение - Тестирование | В начале учебного года | Инструктор по физической культуре Педагог-психолог Учитель-дефектолог |
Занятия по физическому развитию | Курс занятий № 1 | Инструктор по физической культуре | |
Занятия по коммуникативному развитию | Курс занятий №2 | Педагог-психолог Музыкальный руководитель | |
Занятия по интеллектуальному развитию | Курс занятий №3 | Педагог-психолог. Учитель-дефектолог | |
Результаты отслеживание | Повторение диагностики начального этапа | В конце учебного года | Инструктор по физической культуре Педагог-психолог Учитель-дефектолог |
Ресурсное обеспечение.
Проект долгосрочный, он реализуется в течение года и больше. Проводятся физкультурные, музыкальные и дефектологические занятия с группами, куда включены и детей различных нозологий и нормотипичные дети.
Непосредственная включенность в экологическую среду позволяет формировать у дошкольников достаточно полную систему естественнонаучных знаний и в целом способствовать их социально-культурному развитию.
Дошкольники в процессе включения в разнообразные виды совместной деятельности вовлекаются и в новые отношения, учатся управлять ими, познают их правила
В среде, наполненной звуками, запахами и вкусами природы, эффективнее обеспечить гармоничное развитие личности ребенка с особыми образовательными потребностями.
В окружении деревьев и цветов, в сохранной природной среде расположены приспособления для занятий с детьми из различных природных материалов. Территория покрыта богатым травяным слоем, на ней произрастают как мощные деревья, так и нежные саженцы, в клумбах много цветов, за которыми ухаживают дети и взрослые.
Для создания комфорта и удовольствия от процесса, для сопричастности к природе и народным традициям в фольклорной зоне устроен «сеновал» из настоящего сена. Стоит в этой зоне и деревянный колодец (имитация).
В любой сезон «Поляна активности» привлекательна для детей и эффективна в образовательной работе. Здесь дети наблюдают, анализируют, сравнивают все изменения в погоде. Смену времен года они замечают, исследуя температуру, растительный покров деревьев и кустов, ветер, облачность, запахи листьев и снега, влажность воздуха и почвы. Даже зимой снег и мороз тоже помогают исследовательской деятельности ребят: они отправляются в путешествия, где строят и осваивают лабиринты, горки, пещеры, преодолевают различной сложности препятствия.
Характеристики «Поляны активности»:
- Многофункциональное пространство. В ходе занятий выполняется несколько функций и решается множество задач.
- Динамическое пространство, то есть, наполненное разнообразным движением.
- Коммуникативное пространство, то есть, ориентированное на взаимодействие детей с другими детьми и взрослыми в ходе выполнения упражнений.
- Вариативное пространство, то есть, способное образовывать варианты. Каждый тренажер (спортивное оборудование, инвентарь) имеет не один способ использования. Варианты создаются с учетом индивидуальности ребенка, его возможностей и уровня развития. Например, если основная цель тренажера – развитие баланса и координации, то в арсенале у специалиста есть еще 1-3 варианта использования с усложнениями или с проработкой других умений.
- Природосообразное пространство, то есть, опирающееся на дарования и природные силы ребенка. Все образовательные воздействия на «Поляне активности» согласуются с природными стадиями развития личности.
- Оздоровительное пространство, то есть, использующее природные средства для развития детей и развивающее личность как часть природы.
Состав «Поляны активности».
Все пространство состоит из 6 зон:
- Зона разминки
- Зона общения
- Зона крупной моторики
- Зона мелкой моторики
- Зона сенсорная
- Зона фольклорная.
Выбор и обустройство зон сделан исходя из дефицитов детей с ООП, в частности детей с РАС. При реализации образовательной деятельности обязательно учитываются принципы «Развитие простого к сложному», «Сочетание совместности и индивидуальности», «Коммуникация в деятельности и в общении».
Методические рекомендации
При выборе оборудования продумано грамотное наполнение каждой зоны, последовательность размещения тренировочных приспособлений в них, а также переходы из зоны в зону.
- Зона разминки
Здесь начинается каждое занятие на «Поляне активности» и здесь же оно заканчивается. Здесь дети выполняют общеразвивающие упражнения для всего тела. Они выполняются с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме и темпе.
В программу занятий входят и упражнения на развитие правильного дыхания, укрепляющие диафрагму, обучающие регулировать силу и длительность вдоха и выдоха, сочетать ритм и частоту дыхания со структурой движения.
Важно, что все упражнения выполняются в коллективе, что способствует развитию у детей организованности, дисциплины.
Движения детей становятся более совершенными, так как они выполняются в сопровождении музыки.
- Зона общения
«Поляна Активности» располагает возможностями как уединения, так и общения. Это могут быть словесные и коммуникативные игры, упражнения на релаксацию и расслабление. Педагогические воздействия в этой зоне направлены на:
- Развитие единства, сплоченности, умения действовать в коллективе,
- Снижение барьеров в деятельности, в том числе коммуникативной;
- Развитие умения устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты;
- Повышение способности решать конфликтные ситуации
- Создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.
- Зона крупной моторики
Здесь организуется активная двигательная деятельность с учетом индивидуальных проблемных моментов в развитии ребенка. В ходе такой деятельности решаются задачи:
- Развитие (коррекция) координации движений и равновесия
- Развитие скорости, ловкости, гибкости, быстроты реагирования
- Формирование способности ребенка к произвольной организации движений собственного тела.
- Развитие совместной деятельности при выполнении туристических задач
- Зона мелкой моторики
В зоне развития мелкой моторики дети выполняют многочисленные и разнообразные задания и упражнения с опорой на все сохранные анализаторы. Такой подход помогает раскрыть компенсаторные возможности ребенка.
- Зона сенсорная
Здесь осуществляется максимальное обогащение сенсорного опыта ребенка, но с учетом возможных нарушений в сенсорной интеграции детей с РАС. Зрение, слух, обоняние, осязание, даже вкус – все анализаторы благодаря ресурсам природы насыщаются впечатлениями, и запускается процесс целостного восприятия объектов и явлений окружающего мира.
- Зона фольклорная
В этом пространстве дети участвуют в изучении особенностей народного быта и творчества. Для погружения в атмосферу фольклора широко используются орнаментальные и хороводные игры, в которых создается песенно-хореографическое действо. В хоровод часто включаются пантомима, прыжки, хлопки, притопывание, кручения, присядки. Все движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками.
По содержанию народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку.
Четкие правила и весь ход хороводной игры мягко регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения. Так создаются условия для ситуации успешности каждого ребенка и его гармоничного объединения со всем окружением.
Ожидаемые результаты.
Эффективность образовательного воздействия на «Поляне активности» состоит в том, что в ходе выполнения с детьми упражнений и практик меняются в лучшую сторону такие параметры как:
- развивается чувство единения с природой
- укрепляются все системы организма ребенка вследствие активного движения на открытом воздухе и положительного эмоционального настроя
- улучшаются физические параметры
- развиваются психофизические процессы
- формируются навыки и умения конструктивного общения
- создается атмосфера единства через освоение народных музыкальных и танцевальных традиций
- формируется понимание ценности экотуризма и освоение его практик
Механизмы оценки результативности проекта.
На начальном и промежуточном этапах оцениваются физическое, коммуникативное и интеллектуальное развитие детей.
Диагностика проводится в трех направлениях:
- направленное наблюдение «Физическое и моторное развитие детей»
- направленное наблюдение «Коммуникативное развитие детей»
- диагностическая методика «РЕР-3»
Бланки наблюдений приведены в Приложениях.
Дальнейшее развитие проекта.
Проект постоянно развивается в трех направлениях:
- Обогащение образовательной среды как природными, так и техническими средствами:
- растительность на «Поляне активности» усилиями детей и взрослых становится более разнообразной, а ее вид облагораживается. Среда совершенствуется и обновляется с учетом времен года;
- приспособления, тренажеры, оборудование дополняются и видоизменяются с ориентацией на достигнутые успехи и на изменения в психофизическом развитии детей.
2. Увеличение ресурса качественных и эффективных приемов и методов инклюзивного образования
- Повышения уровня педагогического мастерства сотрудников ДОУ.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Формы деятельности.
В зонах общения и разминки упор делается на групповую работу с детьми.
В зоне крупной моторики – на сочетание индивидуальной, групповой и подгрупповой работы.
В зонах мелкой моторики и сенсорной основное внимание уделяется индивидуальной и подгрупповой работе ребенка.
В зоне фольклора занятия направлены на командную работу для создания единения детей в совместных народных ритуалах.
При этом каждая зона насыщена игрой как развивающей и коммуникативной деятельностью.
Приложение 2.
Основные приемы в работе с детьми с РАС
на «Поляне активности».
Образовательное воздействие при работе с детьми с РАС опирается на 7 эффективных стратегий. Эти стратегии помогают детям быть готовыми к восприятию нового события и спокойно воспринимать смену деятельности. Они также дают детям возможность участвовать в совместной деятельности и получать удовольствие от групповых игр и любых других занятий.
Визуальные подсказки и расписания
- дают четкое планирование и формирование стереотипа занятия: очередность действий, их ясное начало и ясное окончание
- обучают ребенка самостоятельности
- помогают ему демонстрировать желательные навыки без словесных подсказок.
На «Поляне активности» используются визуальные расписания с выделением образа предстоящего упражнения, а также начала и завершения его выполнения.
Подкрепление. В ходе упражнений применяется в основном эмоциональное подкрепление с целью поддержки положительного поведения.
Время для обработки информации. Детям с РАС требуется время, чтобы понять слова и приступить к действиям. Эта пауза предусмотрена при переходе от одного упражнения к другому. Необходимо отметить, что особым образом произносится инструкция: простая, четкая, проговариваются одни и те же выражения (максимум 2 раза).
Рутины. Все практики проходят в одной и той же последовательности, чтобы ребенок с РАС заранее знал, что сейчас происходит, и что будет происходить.
Структурирование пространства помогает понять, где чье место, помогает телесно соориентироваться. На территории «Поляны активности» обозначены следующие символы:
- цветные кружки на асфальте, помогающие занять правильную позицию в общем кругу
- волнистые линии для выполнения траектории движения по «змейке»
- цветные «отпечатки следов» для выполнения прыжков в разных направлениях
- тросики на деревьях для обозначения начала и завершения упражнения
- лестницы и дуги для обозначении физических и телесных границ действия
Успокаивающие сенсорные ощущения.
Все практики на территории «Поляны активности» насыщены основным успокаивающим сенсорным ощущением – ходьбой. Изменение темпа, ритма, скорости, направления ходьбы позволяет одновременно и успокаивать и активизировать ребенка.
Частичное участие. Для всех детей начало и завершение общего занятия на «Поляне активности» происходит одновременно. Но если состояние ребенка потребует паузы или переключения, то сокращается его участие в общем процессе, и он просто присутствует вместе с другими. В нужный момент взрослый снова включает его в общий процесс.
Приложение 3.
Диагностика психомоторного развития детей
Фамилия, Имя ребенка______________________________________
Дата наблюдения_________________
Параметр | Норма | Нарушения (описание) | |
1 | Походка | Скоординированная | |
2 | Бег | Ритмичный | Искаженный ритм Бег тяжелый |
3 | Повороты тела | Без помощи | |
4 | Стояние на одной ноге | Без помощи | |
5 | Прыгание | На двух ногах, на одной, переменно - без помощи | |
6 | Ползание | Самостоятельно | |
7 | Подъем по лестнице | Скоординированно, без помощи | Лево-право Верх-низ |
8 | Манипулирование мячом | Бросает и ловит мяч - без помощи Отбивает мяч от пола | Бросает Ловит |
9 | Захват и удерживание крупных и мелких предметов | Без помощи | Кистевой пинцетный |
10 | Баланс на подвижной опоре | Без помощи | С опорой на руки взрослого |
9 | Чувство ритма | Хлопает в ладоши и топает ногами в ритм – без помощи | Хлопает Топает |
10 | Психический тонус | Долго выдерживает напряжение, не устает |
Направление коррекционно – развивающего воздействия:____________________
Приложение 4.
Диагностика коммуникативного развития детей
1.Навыки социального взаимодействия (диапазон оценок - от 0 до 3 баллов) |
- Контакт: контакт полностью отсутствует (0); контакт возможен при глубокой заинтересованности ребенка (1); контакт избирательный и неустойчивый (2); контакт возможен, но его интенсивность и длительность зависят от настроения и состояния ребенка (3); |
- визуальный контакт; - проявляет инициативу в установлении контакта с взрослым; - проявляет инициативу в установлении контакта со сверстниками; - наблюдает за действиями сверстников и подражает им; - делится с другими детьми игрушками; дидактическим материалом (при необходимости); - проявляет интерес к совместным со сверстниками играм и занятиям; - принимает участие в совместной деятельности; - проявляет готовность оказать помощь; - проявляет инициативу и самостоятельность в процессе деятельности; - проявляет способность радоваться успехам других; - владеет элементарными способами решения конфликтных ситуаций (уступить, извиниться, попробовать договориться и др.) |
2.Коммуникативные навыки (диапазон оценок - от 0 до 3 баллов) |
- понимание обращенной речи; - сообщение информации; называние (употребление) слов, предложений; -говорит о себе в первом лице – «Я»; - рассказывает о себе (знает имя, фамилию, возраст, пол, цвет глаз и т.д.); - выражение просьбы, требования; - ответная реакция: -умение откликнуться на свое имя, - выражение отказа от предмета/деятельности -умение ответить на приветствие - умение выразить согласия/несогласие - умение отвечать на вопросы; - поддерживает элементарный диалог в знакомых социальных ситуациях; - инициирует диалог |
3.Развитие эмоционально-волевой сферы (диапазон оценок - от 0 до 3 баллов) |
- умение различать и выражать эмоции (адекватная мимика, жесты, интонация, визуальный контакт); - умение сообщать о своих чувствах; - осознает и может назвать причины своих чувств («Я радуюсь, потому что…»); - устанавливает элементарную связь между выраженным эмоциональным состоянием и причиной, вызвавшей его, отражая это в речи или в другом способе (карточка, фотография, символ и т.д.); - умеет распознавать чувства других людей; определяет и выражает словами чувства другого ребенка (Она радуется, он грустит и т.п.); - способен давать оценку плохому или хорошему поступку другого ребенка; - сопереживает героям сказок, рассказов, мультфильмов; - проявляет сочувствие к другим (пытается успокоить, если кто-то огорчен); - реагирует на замечания и похвалу социально приемлемыми способами; - способен к переключению, но наблюдается застревание на предыдущих действиях; - способен(а) сохранять внимание во время занятий; - проявляет старательность при выполнении своей работы; - умения сосредотачиваться на заданном действии; - умеет произвольно начинать и заканчивать действия (при необходимости – с помощью сигнала); - проявляет самостоятельность при выполнении заданий; - умение доводить начатое дело до конца |
4.Предпосылки стереотипа учебного поведения (диапазон оценок - от 0 до 3 баллов) |
- интерес к предметам; манипуляции; - интерес к занятию; - сосредоточение на предмете; действии; - сосредоточение на инструкции взрослого; - переключение внимания (отсутствие застреваний); - умение имитировать действия взрослого, действовать по подражанию; - умение действовать по образцу; - умение следовать простым указаниям другого человека; - умение выполнить просьбы; - выполнение заданий за столом в течение определенного промежутка времени; - умение выполнять фронтальную инструкцию; - умение ждать, выполнение очередности; - умение поднимать руку, чтобы привлечь к себе внимание, ответить на вопрос; - умение работать в парах; - умеет действовать по правилам (при необходимости - с помощью визуальной опоры) |
5.Нарушение поведения (0 баллов- проявление отсутствует; 1 балл – проявление отмечается редко; 2 балла – проявление отмечается часто; 3 балла – проявление отмечается часто, не поддается контролю) |
- проявление аффективности (немотивированные крики, двигательное беспокойство, полевое поведение); - неконтролируемое поведение, проявление агрессии/самоагрессии; - не реагирует на замечания; - в процессе работы может заниматься другими предметами, которые аффективно значимы; - повторяет аффективно значимые фразы и слова; - проявляет агрессию, шумит, не прекращает подобное поведение по просьбе взрослого; - при неудачах может проявлять обидчивость, аффективность; - повышенная расторможенность, возбудимость; - напряженность в процессе общения и деятельности, страхи; - аффективные реакции при неудовлетворении потребности; - проявлением негативизма, аффективные реакции при изменении ситуации |
Диапазон оценок - от 0 до 3 баллов:
0 баллов - умение отсутствует; недоступно даже после развернутой помощи со стороны экспериментатора.
1 балл - умение слабо выраженно, выполняется лишь при значительной помощи взрослого;
2 балла – умение недостатоно сформировано, ребенок в состоянии выполнить задание после нескольких подсказок и наводящих вопросов экспериментатора;
3 балла – умение сформировано, ребенок действует полностью самостоятельно.
Данная схема наблюдения позволяет более дифференцированно подходить к оценке степени тяжести аффективных нарушений у детей с нарушениями эмоционально-волевой, коммуникативной сфер и расстройствами аутистического спектра с целью отслеживания динамики их развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дети с расстройствами аутистического спектра на музыкальных занятиях в дошкольном образовательном учреждении: организация взаимодействия
Дети с аутичными расстройствами на музыкальных занятиях....
«Сопровождение детей, имеющих расстройства аутистического спектра в дошкольном образовательном учреждении»
Одной из приоритетных задач современной образовательной политики нашего государства является развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих равную доступность услуг ...
EduQuest (ЭдуКвест) технология как ресурс повышения качества сопровождения детей с расстройством аутистического спектра в дошкольном образовании
В статье описана современная технология EduQuest (ЭдуКвест), используемая при оказании психолого-педагогической поддержки детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра (далее &nda...
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с расстройствами аутистического спектра.
В данном материале представлен фрагмент Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с расстройствами аутистического спектра. Полностю ознакомиться с...
Дети с расстройством аутистического спектра. Особенности развития и поведения детей с аутистическим проявлениями.
Материал будет полезен родителям, работникам дошкольных образовательных учреждений, всем, кто работает с дошкольниками, особенно если есть нарушения в поведении ребёнка, задержка по линиям развития, т...
Консультация для родителей по теме "Организация жизненного пространства для детей с расстройством аутистического спектра"
Консультация для родителей по теме "Организация жизненного пространства для детей с расстройством аутистического спектра"....
Буклет "Мультфильм как образовательный ресурс для детей с расстройствами аутистического спектра"
Мультфильм – это прекрасный воспитательный ресурс, который дает основу для социализации ребенка, который помогает наглядно увидеть и понять сложные катего-р и и . И с п о л ь з о в а н и е...