Картотека игр с песком и водой
картотека (младшая группа)
Использование игр с песком создает условия для возможности позитивной социализации ребёнка, всестороннего развития личности, развития инициативы и творческих способностей в сотрудничестве со взрослыми и сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_s_peskom_i_vodoy.docx | 44.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа № 3
г. о. Чапаевск Самарской области
структурное подразделение Детский сад № 19 «Колокольчик»
КАРТОТЕКА
ИГР С ПЕСКОМ И ВОДОЙ
С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Составитель:
Доманская Н.А.
Содержание
Игры с сухим песком
Игры на поверхности мокрого песка
Игры с водой
ИГРЫ С СУХИМ ПЕСКОМ
Игра «Здравствуй, песок!»
Цель: Снижение психофизического напряжения.
Оборудование: планшет для песка, сухой песок.
Ход игры:
Педагог просит по - разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка.
Ребенок:
- дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
- легким напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;
- дотрагивается до песка всей ладошкой - внутренней, затем тыльной стороной;
- перетирает песок между пальцами, ладонями.
Игра «Песочный дождик»
Цель: Регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Оборудование: планшет для песка, сухой песок.
Ход игры:
«В сказочной стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит».
Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой - либо палец. Затем они меняются ролями.
Игра «Необыкновенные следы»
Цель: Развитие тактильной чувствительности, воображения.
Оборудование: планшет для песка, сухой песок.
Ход игры:
«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - «жучки здороваются»).
«Кроказябла» - дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы.
Игра «Песочные прятки» (1 вариант)
Цель: Развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.
Оборудование: планшет для песка, сухой песок, ламинированные картинки, сказочные персонажи, миниатюрные фигурки.
Ход игры:
«Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки».
Игра «Песочные прятки» (2 вариант)
Цель: Развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.
Оборудование: планшет для песка, сухой песок, ламинированные картинки, сказочные персонажи, миниатюрные фигурки.
Для игры необходимо иметь ламинированные картинки из разных сказок и сказочные персонажи, их можно изготовить самостоятельно, обернув скотчем яркие картинки из детских книжек. Для игр с малышами используют цветные картинки с четким изображением (на начальном этапе - несложные для восприятия, с изображением одного предмета). Для развития поисковой активности происходит постепенное усложнение изображения. Предварительно взрослый беседует с ребенком о его любимых сказках и героях, о причинах положительного и отрицательного отношения к разным героям.
Ход игры:
«В песке любят прятаться сказки и сказочные герои. Давай сыграем с ними в песочные прятки. Закрывай глаза и скажи волшебные слова: «Раз, два, три, сказка приходи». Взрослый закапывает в песок картинку из хорошо знакомой ребенку сказки. Для малышей оставляют видимым уголок картинки. «Начинай искать в песке эту сказку. Чтобы сказку не спугнуть, раскапывай ее медленно, осторожно. Ты очистил от песка часть картинки: как ты думаешь, какая это сказка?»
Ребенок постепенно открывает картинку, на каком-то этапе он в состоянии назвать сказку или сказочного персонажа. Если он не может догадаться и назвать сказку по элементам картинки, можно ввести обучающий этап. Ребенок сам закапывает картинку в песок, а взрослый откапывает ее и вслух рассуждает, анализирует увиденное.
Игра «Мы едем в гости»
Цель: развитие пространственных представлений, закрепление сенсорных эталонов и представлений «верх - низ».
Оборудование: планшет для песка, сухой песок, фигурки животных.
Ход игры:
Взрослый в игровой форме знакомит ребенка с пространственными представлениями (или закрепляет знания): «верх - низ», «право - лево», «над - под», «из-за - из-под», «центр, угол». Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку, изображая различных персонажей.
Педагог. Мы идем в гости к зайчику. Где живет заяц? (Заяц живет в лесу, потому что это дикое животное.) В каком углу песочницы растет лес? (Малыши отвечают «в верху песочницы».) Кто живет рядом с зайчиком? (Перечисляются и помещаются в песочницу фигурки или картинки диких животных.) С кем дружит зайчик? Кого боится зайчик? Чем нас заяц угостил? Что мы пожелаем зайчику?
Аналогичным образом выполняются игры-задания «Идем в гости к лошадке» (закрепление знаний о домашних животных и их жилье), «Плывем навстречу дельфинам» (закрепляются знания об обитателях морей и рек) и т.д.
В ходе игры ребенок узнает (закрепляет знания) об особенностях жизнедеятельности тех или иных животных и растений.
Игра «Найди шарик»
Цели: знакомить с качеством предметов - размером, формой.
Оборудование: планшет для песка, сухой песок, пластмассовый шарик.
Ход игры:
Воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит малыша найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого. Постепенно усложняя задачу, воспитатель закапывает два предмета, например, шарик и кубик, затем просит найти один из них. Можно закапывать предметы одной формы, но разной величины.
Игра «Общим словом назови и напомни»
Цель: Развитие памяти, внимания, умения классифицировать предметы по заданным признакам.
Оборудование: планшет для песка, сухой песок, фигурки животных и деревьев.
Ход игры:
Ребенку дается задание построить в песочнице сказочный лес и заселить его дикими животными. Он выбирает из множества фигурок только диких животных и строит песочную картину. Взрослый предлагает ребенку запомнить всех животных, которых он расположил в лесу. Ребенок отворачивается, а взрослый в это время убирает одно животное. Ребенок, повернувшись, говорит, кого не стало. Игра усложнится, если добавить еще одно дикое животное.
По такому же принципу можно превратить песочницу в дивный фруктовый сад, поле с цветами, огород с овощами, квартиру с мебелью и т.д.
В конце игры дети сочиняют сказочную историю.
Игра «Веселые соревнования»
Цель: Упражнять в согласовании движений пальцев рук со словами. Развивать у детей дух соревнования, стремление добиваться поставленной цели. Воспитывать чувство сопереживания за своих товарищей, умение достойно побеждать и проигрывать.
Оборудование: планшет для песка, сухой песок, разноцветные пластмассовые крышки
Ход игры:
Педагог предлагает ребенку «побегать» пальчиками по песку, потренировать пальчики. «Чтобы наши пальчики могли красиво рисовать, лепить, мастерить, их надо тренировать». Ребенку предлагается бегать пальчиками наперегонки. При этом произносить слова: Побежали вдоль реки пальцы наперегонки. Можно использовать препятствия для пальчиков, разложить на дорожке крышки.
ИГРЫ НА ПОВЕРХНОСТИ МОКРОГО ПЕСКА
Игра «Печем печенье»
Цель: знакомить со свойствами песка, развивать моторику, координацию движений.
Оборудование: планшет для песка, сухой песок, мокрый песок.
Ход игры:
В центре «Песок – вода» в одной ёмкости находится сухой песок, в другой влажный. Воспитатель показывает малышу красивые формочки разного фасона и предлагает испечь печенье. Ребенок пробует исполнить действия с сухим песком и влажным. Постепенно, в результате игры ребенок понимает, что из сухого песка нельзя построить ничего, а влажного можно. При необходимости воспитатель оказывает помощь малышу или руководит его действиями словесно.
Игра «Секреты сухого и мокрого песка»
Цель: Продолжать знакомить со свойствами мокрого песка.
Желательно, чтобы ребенок уже знал свойства сухого песка и игры с ним.
Оборудование: планшет для песка, сухой песок, кувшин с водой, разбрызгиватель.
Ход игры:
«В нашей песочной стране иногда идут дожди, появляются настоящие реки и озера. Хотите посмотреть, как это происходит?»
Взрослый делит песок в песочнице на две части и показывает ребенку способы увлажнения песка:
«Ручеек течет» - взрослый льет воду на одну часть песка тонкой струйкой из кувшинчика.
«Дождик моросит» - другая часть песка увлажняется через разбрызгиватель.
Взрослый обращает внимание детей на изменившийся цвет песка. Затем ребенок самостоятельно увлажняет песок (воды для увлажнения должно быть столько, чтобы излишне не залить песок).
«Давайте поздороваемся с мокрым песком. С ним вы сможете поиграть в удивительные игры - вы превратитесь в волшебников – строителей».
Затем дети «здороваются» аналогичным способом, которым здоровались с сухим песком: «Здравствуй, песок» и «Необыкновенные следы». Можно организовать игру «Норки-холмики»
Ребенок каждым пальцем поочередно, затем всеми сразу делает дырочки в песке - жилище для мышки, лепит холмики - жилище для черепашки.
Игра «Песочные строители»
Цель: Закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.
Оборудование: планшет для песка, мокрый песок, миниатюрные фигурки.
Ход игры:
«Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф - только прямоугольной, а бегемотик хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям песочницы».
«В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток».
Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей песочницы. Задание можно также усложнить путем введения большего количества персонажей.
Игра «Кто к нам приходил?»
Цель: Развитие зрительного и тактильного восприятия.
Оборудование: планшет для песка, мокрый песок, набор формочек.
Ход игры:
Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры. Усложнение задания - игра с новыми формочками без предварительного их ощупывания.
Игра «Узоры на песке» (1 вариант)
Цель: Закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
Оборудование: планшет для песка, мокрый песок, природный материал: камешки, шишки и др.
Ход игры:
Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например, камешков, желудей, больших пуговиц и пр.
«Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу - из треугольников».
Игра «Узоры на песке» (2 вариант)
Цель: Развитие зрительно-моторной координации, процесса классификации, воображения.
Оборудование: планшет для песка, мокрый песок, палочка, миниатюрные фигурки.
Так как на мокром песке получаются более четкие узоры, дорожки, то их можно использовать в играх на классификацию. Например, по волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины, а на заборчике сидят только птицы - ребенок выбирает нужные фигурки или картинки и ставит их на указанную дорожку. Впоследствии можно развить сюжет и сочинить мини - сказку «Кто, куда, зачем и что случилось?».
Игра «Песочный круг»
Цель: Закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
Оборудование: планшет для песка, мокрый песок, природный и бросовый материал.
Ход игры:
Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному кругу». Те же манипуляции он производит с отпечатками своих ладоней, при этом может сочинить историю о каждом пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас, кем он будет в будущем».
Игра «Норки для мышки»
Цель: Развитие мышления, моторики.
Оборудование: планшет для песка, мокрый песок, миниатюрные фигурки, совочек.
Ход игры:
Ребенок вместе со взрослым копает небольшие ямки - норки руками или совочком. Затем педагог обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, педагог берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее «мышка-норушка» пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек - зайчиков, лисят, медвежат и пр.
Игра «Я пеку, пеку»
Цель: Развитие мышления, моторики.
Оборудование: планшет для песка, мокрый песок, набор формочек.
Ход игры:
Ребенок «выпекает» из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками маму, папу, кукол.
Игра «Угадай на ощупь»
Цель: Развитие мышления, моторики.
Оборудование: планшет для песка, мокрый песок, миниатюрные фигурки.
Ход игры:
Малыш отворачивается, педагог в это время прячет в песок игрушку. Задача ребенка найти в песке игрушку и отгадать на ощупь, что это. Затем поменяйтесь ролями.
Игра «Заборчики»
Цель: Развитие мышления, моторики.
Оборудование: планшет для песка, мокрый песок, миниатюрные фигурки.
Ход игры:
Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка.
Игра «Веселые зверята»
Цель: Развитие мышления, моторики.
Оборудование: планшет для песка, мокрый песок, камешки.
Ход игры:
«Волшебные отпечатки на песке» Педагог и малыш оставляют отпечатки своих рук на мокром песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т.д.
Игра «Отгадай кто спрятался»
Цель: Развитие мышления, моторики.
Оборудование: планшет для песка, мокрый песок, миниатюрные фигурки животных.
Ход игры:
Взрослый описывает животное, ребенок отгадывает его, и ищет в песке. Откопав то, что спрятано, он проверяет правильность ответа.
Игра «Цветные заборчики»
Цель: Развитие у детей сенсорного восприятия.
Оборудование: планшет для песка, мокрый песок, счетные палочки (по десять красных, синих и зеленых), миниатюрные фигурки птиц.
Ход игры:
На столе вперемежку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить заборчик синего цвета для курочки. Потом - красные палочки и построить заборчик красного цвета для уточки. Можно предложить ребенку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету.
Игра «Во саду ли, в огороде»
Цель: Ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики.
Оборудование: два планшета для песка, мокрый песок, игрушечные овощи и фрукты.
Ход игры:
По взмаху волшебной палочки одна песочница превращается во фруктовый сад, другая - в огород. Детям предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет. Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу.
Игра «Печем куличики»
Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка; формировать представление об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; формировать умение «лепить» куличики, тщательно заполняя всю емкость формочки, уплотняя песок; развивать мелкую моторику рук; формировать умение использовать в речи слова-антонимы: сухой - мокрый, много - мало песка; называть овощи (в соответствии с формочками и реальными овощами).
Оборудование: планшет для песка, мокрый песок, маленькая леечка с водой, пластмассовые формочки: «помидор», «огурец» (по 2-3 формочки), помидор и огурец, два пластмассовых подноса, шишки, фартуки для вас и ребенка.
Ход игры:
Для того, чтобы вызвать у ребенка первоначальный интерес, расскажите малышу историю о том, как вы любили играть в песок в детстве.
В песке находятся разные формочки. Покажите их детям, предложите рассмотреть, потрогать, рассказать об их цвете и форме. Затем вы говорите о том, что ребенок может поиграть с песком. Обратите внимание малыша на то, что песок прохладный и сыпучий. После этого «разогреваем» ручки, чтобы было легко шевелить пальчиками в песке. Даём малышу еловую шишку, показываем, как надо катать ее между ладонями вверх-вниз (массаж рук). Потом проверяем ладошки, просим рассказать о своих ощущениях. (Они разогрелись, стали теплыми и т. п.)
После этого предлагаем ребенку закрыть глаза или отвернуться от ящика с песком. В это время вы прячете формочки в песок и просите ребенка найти (откопать) спрятанные формочки. Малыш ищет формочки в сухом песке, а вы обращаете его внимание на то, что песок просыпается между пальцами, что он сухой и т. п. Когда все формочки будут найдены и названы (при необходимости вы помогаете назвать их, отряхнуть от песка), попросите ребенка сказать еще раз, какой песок: сухой или мокрый. Затем вы продолжаете рассказ о том, как вы играли в песок, когда были маленьким, как любили приносить в баночке или кувшине воду и поливать песок, тогда он становился мокрым, и из него можно было лепить куличики.
Вместе с малышом полейте песок в одной половине ящика, а во второй половине песок оставьте сухим. Покажите, как надо наполнять мокрым песком формочки. Обратите внимание ребенка на то, что при наполнении формочки мокрый песок нужно утрамбовать пальчиками, покажите, как надо «испечь» куличик, выложив его на поднос и т. п. Когда куличики будут готовы, ребенок называет то, что он «испек». Затем мы можем предложить малышу сравнить «куличик» и настоящий овощ. Чем они похожи (формой, размером), чем отличаются (съедобный и несъедобный, твёрдый и хрупкий).
А теперь попробуем «испечь» куличики из сухого песка. Спросите, можно ли это сделать, получатся ли куличики. Даже если ребенок дает неверные ответы, вы их не опровергает, а предлагает проверить опытным путем. Малыш насыпает сухой песок в формочки и пытается выложить их на чистый поднос. Естественно, что форма не сохраняется, тогда вы просите его объяснить, почему из мокрого песка куличики получились, а из сухого нет?
Игра «Нарисуй картинку пальцами»
Цель: Развивать творчество, фантазию детей, умение пальцами изображать задуманное. Формировать умение абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя в рисунке основное. Развивать мелкую моторику руки. Формировать и совершенствовать речь.
Оборудование: планшет для песка, мокрый песок, палочки, камушки, веточки для украшения «песочных» рисунков.
Ход игры:
Педагог предлагает ребятам вспомнить, на чем рисуют художники свои картины. Предлагает представить, что все мы художники по «песочным» картинам, а вместо кистей у нас - пальчики. Устраивается конкурс «песочных» картин. Педагог добивается проговаривания вслух действий детей. Украшают работы бросовым оборудованием.
Игра «Зверюшки на дорожках»
Цель: Упражнять детей пользоваться моделями - уметь соотносить картинки с определенными знаками. Развивать мелкую моторику руки. Закреплять знания о диких животных и их детенышах.
Оборудование: планшет для песка, мокрый песок, плоскостные фигурки деревьев, елочек, пней, игрушка верблюжонок, цветные картонные кружки - модели, обозначающие диких животных: оранжевый - лиса, белый - заяц, серый - волк, коричневый - медведь и т. д.
Ход игры:
Педагог показывает игрушку верблюжонка, рассказывает, что он живет в степи. Он очень любит путешествовать, но он еще совсем маленький и глупый. Верблюжонок заблудился и забрел в лес. Кто же встретился ему в лесу?
Педагог с детьми рассматривают цветные модели, определяют, какой цвет соответствует обитателям леса. Детям предлагается выбрать себе животных и спрятать их за деревьями. Воспитатель берет на себя роль верблюжонка, который встречает разных лесных обитателей, вступает с ними в диалоги. По окончании путешествия все друзья поют песенку друзей (по желанию детей).
Игра «Волшебный клад»
Цель: Упражнять в ориентировке в пространстве, согласно словесным указаниям. Развивать умение работать в песке пальчиками и находить спрятанные игрушки. Добиваться четкого проговаривания окончаний слов. Воспитывать самостоятельность, уверенность в себе, сообразительность.
Оборудование: планшет для песка, мокрый песок, «волшебный клад», набор игрушек из «киндер-сюрприза», плоскостные зрительные ориентиры, кукла-волшебница.
Ход игры:
В руках педагога - кукла-волшебница из Страны Чудес. Педагог говорит, что волшебница очень любит делать сюрпризы. Пролетая над волшебным полем (песочницей), она заколдовала его, спрятав там много интересных сюрпризов. Но это еще не все. Где-то спрятан волшебный клад. Искать надо двумя пальчиками, строго по указаниям волшебницы. Победит тот, кто первым отыщет и сюрпризы, и клад. Дети ищут по одному, проговаривая вслух план поиска клада.
ИГРЫ С ВОДОЙ
Игра «Теплая – холодная» Вариант 1
Цель: закрепление понятий «тёплый», «холодный»; активизировать словарь ребенка (жидкость, бесцветная, прозрачная); воспитывать аккуратность при работе с водой.
Оборудование: игрушка теленок, 2 тазика, вода холодная и теплая, полотенце.
Ход игры:
Путешествие с теленком Вопросиком
Жил-был маленький теленок. Он был очень веселый и любопытный. Он всегда и всем задавал разные вопросы: Где? Когда? Зачем? Почему? Его так и прозвали - теленок Вопросик. Однажды он гулял с мамой у ручейка. Это была его первая весна и первый ручеек, который он увидел.
- Мама, это что?
- Ручеек.
- Почему?
- Весна пришла. Весной текут ручьи, потому что тает снег.
- Почему тает снег?
- Греет солнце, снег от тепла тает и превращается в воду. Вот и бегут ручьи, там, где лежал снег.
- А ручей - он холодный или теплый?
- Сейчас - теплый, а потом будет холодный.
- Когда потом?
- Вечером.
- Почему?
- Днем греет солнце, и вода становится теплая. А вечером солнце уходит и вода остывает.
- Мама, я хочу потрогать. Можно?
Перед ребенком: в одной емкости вода теплая, а в другой холодная. Ребенок и взрослый опускают кисти рук попеременно то в холодную, то в теплую воду, параллельно комментируя свои ощущения.
Инструкция: «Посмотри, что в тазике. Вода. Ой! Какая здесь холодная вода. Потрогай сам. Скорей вытаскивай ручки, а то они замерзнут. А здесь, какая вода? (Теплая.) Где твоим ручкам лучше, в теплой или в холодной воде? Покажи, где теплая вода, а где холодная».
Игра «Теплая – холодная» Вариант 2
Цель: закреплять понятие «тёплый» или «холодный».
Оборудование: игрушки резиновые или пластиковые (утята, рыбки, кораблики, дельфины и небольшие мячики – красные, синие, желтые, белые), 2 тазика
Ход игры:
Воспитатель наполняет одну ёмкость теплой водой, другую холодной. Говорит детям: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки в теплой. Давай их искупаем». Малыш опускает утят в ёмкость с холодной водой, а рыбок в теплую воду. Тем самым мы учим ребенка не только свойствам предметов, но и учим определять разницу холодное – теплое.
Игра «Что как плавает?»
Цель: знакомить детей со свойствами материалов.
Оборудование: тазик с водой, пластмассовый кораблик, резиновая уточка, металлическая ложечка, камешек, бумажная лодочка, скорлупка ореха, лоскуток ткани, фигурка из пенопласта, деревянная палочка и т.д.
Ход игры:
Воспитатель предлагает ребенку постепенно опускать все предметы в воду: «Какой красивый кораблик! Он готов отправиться в путешествие, в плавание. Отпусти его в воду, пусть плывет. Как много у нас предметов давай их тоже отпустим, они хотят плавать». Во время игры воспитатель просит малыша называть предметы, опускаемые в воду. Комментировать действия предметов (тонет, плывет, мокнет).
Игра «Капитаны»
Цель: активизировать мышцы губ, формировать умение чередовать длительный, плавный, сильный выдохи.
Оборудование: тазик с водой, бумажный кораблик.
Ход игры:
Воспитатель пускает в тазик с водой бумажный кораблик. Ребенок садиться на стульчик рядом. Взрослый предлагает малышу прокатиться на кораблике от одного до другого берега. Показывает, что берега обозначены полосками разного цвета. Объясняет, что, для того чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него. Можно дуть просто, вытягивая губы трубочкой, не надувая щеки. Показывает, как это делать. Обращает внимание ребенка на звук, который при этом получается: «Ф». Малыш повторяет. «Но вот налетел ветер, он дует не ровно. Вот так!»- взрослый дует на кораблик отрывисто, не ровно: «П-П-П». Обращает внимание малыша на то, какой звук слышится теперь - «П». Предлагает попробовать подуть также и «пригнать» кораблик к другому берегу. Игра повторяется несколько раз. Воспитатель следит за тем, чтобы ребенок не надувал щёки, не дул очень сильно. Во время игр, педагог обязательно должен похвалить ребенка за правильное выполнение задания, поддержать и помочь, ни в коем случае не укорять ребенка за то, что он пролил воду, рассыпал песок, намочил одежду. Игру с песком и водой должны приносить детям радость.
Игра «Поймай льдинку»
Цель: развивать координацию движений, знакомить со свойствами воды.
Оборудование: тазик с водой, льдинки, сачок, чашки.
Ход игры:
Воспитатель опускает в тазик с водой 5 - 10 небольших льдинок и говорит ребенку: «Смотри, смотри, что происходит. Льдинки были большими, а становятся маленькими. Давай их спасать!»
Малыш сачком или черпачком достаёт, из воды льдинки покрупней, и складывает их в отдельную посуду. После того как все льдинки будут извлечены, воспитатель спрашивает: «Куда делись остальные льдинки? Что с ними стало? – Они растаяли, превратились в воду».
Игра «Достань ракушку»
Цель: развивать внимание, координацию движений.
Оборудование: тазик с водой, камешки, ракушки.
Ход игры:
На дно емкости с водой взрослый выкладывает несколько камешков, ракушек. Затем предлагает ребенку найти «клад». Для этого он выбирает очень красивый камень или ракушку, разглядывает их вместе с малышом. Затем камешек или ракушка опускаются на дно (глубину не больше 15-20 см), ребенок должен попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек. Водный слой обычно затрудняет процесс доставания, поэтому взрослый может немного помочь малышу. Такое занятие можно рекомендовать родителям для игр с ребенком на берегу моря, реки.
Игра «Собери большие и маленькие камешки»
Цель: развитие внимания, координации движений; закреплять знания детей о величине; воспитывать аккуратность при работе с водой.
Оборудование: игрушка теленок, тазик с водой, камешки, миски с водой.
Ход игры:
Теленок Вопросик сидел на берегу ручья и вдруг сказал:
- Мама, мне скучно, я хочу играть. А игрушек у меня нет.
- Посмотри вокруг, сколько игрушек тебя окружает.
- Где?
- Вот камешки, например, есть большие и маленькие. Мы будем складывать их в коробочки. Большие камешки - в большую коробку, а маленькие - в маленькую. Смотри, не запутайся.
- Хорошо. Я думаю, это несложное задание.
Ребенок и взрослый подходят к тазику, наполненной водой. В ванне находятся большие и маленькие камешки. Взрослый предлагает ребенку достать сначала большие камешки, а потом маленькие и сложить их в миску. Усложняя игру, можно предложить ребенку складывать большие камешки в одну миску, маленькие - в другую.
Аналогичное задание можно проводить, используя дополнительные предметы-орудия (сачок, ложку и т. д.).
Игра «Разноцветные кораблики»
Цель: развитие внимания, координации движений; закреплять знания детей о цвете; воспитывать аккуратность при работе с водой.
Оборудование: игрушка теленок, тазик с водой, разноцветные кораблики.
Ход игры:
Вопросик пришел домой и сказал маме:
- На улице у всех мальчишек есть кораблики. Я тоже хочу.
-Хорошо, давай сделаем несколько корабликов. Я помогу тебе.
Теленок Вопросик со своей мамой сделали кораблики с синими
и красными парусами.
-Спасибо, мама, теперь у меня есть много корабликов, и я с
ними могу играть.
Он опустил кораблики в ручей, долго за ними бежал и смотрел, какой же кораблик приплывет первым - с синими или красными парусами.
Ребенку предлагается опускать в тазик с водой разноцветные кораблики. В ходе этой игры можно закреплять знания детей о цвете, учить группировать кораблики с опорой на цвет. Так, одному ребенку можно предложить поиграть с синими корабликами, а другому - с красными.
Игра «Ловим рыбу сачком и удочкой»
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды, плавающих игрушек; развитие умения пользоваться сачком для вылавливания игрушек из воды.
Оборудование: игрушка теленок и котенок, тазик с водой, сачок, разноцветные пластмассовые рыбки, удочки с магнитом
Ход игры:
Как-то раз Вопросик гулял около озера и встретил своего друга - кота Пушистика.
- Привет, Пушистик. Что это ты делаешь?
- Я ловлю рыбу.
- А зачем она тебе нужна?
- Мы, коты, очень любим рыбу кушать.
- Можно я тебе помогу? Дай мне эту палку.
- Это не палка. Это удочка. Сразу удочкой ловить сложно.
Возьми для начала сачок.
В воде, налитой в тазик, плавают разноцветные пластмассовые рыбки. Взрослый обращает на них внимание ребенка, предлагая ему поймать их с помощью заранее приготовленной удочки (сачка). Рыбу необходимо складывать в специально приготовленное ведро.
Начинать эту игру следует с наиболее простого задания - поймать рыбок сачком. Затем можно предложить ловить рыбок с помощью удочки с магнитом, а позже с использованием удочки с колечком, которое цепляется за крючок, закрепленный во рту у рыб. Взрослый говорит ребенку:
- Мы с тобой сегодня будем ловить рыбок. Посмотри, как
много их плавает здесь. Какие они красивые! А чем же мы будем
ловить рыбок? У меня для этого есть специально приготовленная
удочка. Пойманных рыбок мы будем складывать в это ведро. По¬
смотри, как я буду это делать. А ты хочешь сам попробовать
поймать рыбку?
Весь ход игры сопровождается побудительными высказываниями взрослого и похвалой в адрес ребенка: «Какой ты молодец! Как много рыбок ты поймал!»
Игра «Бросаем камешки в воду»
Цель: упражнять детей в координировании движения обеих рук; развивать тонкую моторику рук; захват щепотью.
Оборудование: тазик с водой, камешки, миски.
Ход игры:
Однажды, гуляя у ручья, Вопросик встретил своего грустного друга - ослика Иа.
- Ослик, почему ты такой грустный?
- У меня сегодня день рождения, а в гости ко мне никто не пришел, никто со мной не поиграл.
- Не расстраивайся, Иа, я к тебе пришел. Я тебя поздравляю! Давай поиграем.
- А во что мы будем играть, если у меня нет игрушек?
- Моя мама говорит, что игрушки можно найти везде, вот, например, камешки.
- А как с ними можно играть?
- Их можно бросать в воду. Вот так. Делай как я.
Ребенок вместе со взрослым стоит около тазика с водой. Взрослый предлагает ребенку бросать камешки в воду. Камешки находятся в плоской миске. Ребенок берет камешки по одному двумя-тремя пальцами и бросает их в воду. Сначала ребенок бросает одной рукой, потом другой. Все действия сопровождаются эмоциональными высказываниями взрослого, он также поддерживает эмоциональные высказывания ребенка.
Игра «Плавает или тонет»
Цель: знакомство детей со свойствами различных материалов (камешки, орешки, ракушки, небольшие шишки и т. д); формировать умение играть с водой, с разными игрушками, закрепить такие понятия, как «тонет - тяжелый», «не тонет - легкий»; расширить словарный запас.
Оборудование: игрушка теленок, тазик с водой, миски, камешки, орешки, ракушки, небольшие шишки.
Ход игры:
Вопросик спросил:
- Мама, смотри: утенок плавает, а цыпленок - нет.
- Один умеет плавать, а другой не умеет.
- А я? Я умею?
- Попробуй вот здесь, около берега.
- Нет, я боюсь. Наверное, я не умею плавать. Мама, а камешки умеют плавать? А орехи? Я хочу знать.
- Давай попробуем. Опускай в воду камешки, орехи, шишки, все, что тебе хочется, и смотри.
Ребенок и взрослый стоят около тазика с водой. Перед ними плоская миска, в которой лежат камешки, орешки, ракушки, небольшие шишки и т. д. Ребенок поочередно бросает в воду различные предметы и с помощью взрослого выясняет, какие предметы плавают, а какие тонут.
Затем ребенку можно предложить достать из ванны предметы, которые тонут, и предметы, которые плавают, и разложить их по разным мискам (в одну - камешки, в другую - орешки).
Игра «Дождик»
Цель: Закрепить знания детей о свойствах воды: капает, льётся; развивать наблюдательность, любознательность; вызвать у детей положительные эмоции.
Оборудование: тазик с водой, лейки с водой.
Ход игры:
Послушайте, о чем спросил маму теленок Вопросик:
- Мама, там, на лугу, моя любимая ромашка. Она наклонила голову и закрыла глазки. Ромашка очень хочет пить, а дождика все нет. Ты говорила, что вода волшебная, почему она тогда не идет к ромашке?
- А ты помоги ей, дорогой.
- Как это сделать?
- Возьми лейку и полей.
- Ура! Как я не догадался сам?
Ребенок и взрослый стоят около тазика с водой. У них в руках лейки, наполненные водой. Взрослый предлагает ребенку сделать дождик с помощью лейки, выливая из нее воду. Если ребенок затрудняется поднять и наклонить лейку, то взрослый помогает ему.
Игра с корабликами
Цель: закреплять знания детей о величине развивать мелкую моторику рук; стимулировать внимание детей; упражнять детей в координировании движения обеих рук.
Оборудование: тазик с водой, кораблики, разные по величине, миниатюрные фигурки.
Ход игры:
Вопросик встретил Ослика и сказал:
- Ослик, пойдем к ручью.
- Зачем?
- Будем играть.
- Во что?
- У меня есть два кораблика. Я дам тебе розовый кораблик, а этот — голубой возьму себе.
- И что?
- Я на своем кораблике буду переправлять тебе желуди, а ты на своем кораблике будешь переправлять мне ракушки.
- Зачем?
- Тогда у тебя будет много желудей, а у меня - ракушек. Здорово?
- Не знаю. Давай попробуем.
К игре желательно привлечь двоих детей. Им дают кораблики, разные по величине, предлагают поиграть с ними в ванне: пускать кораблики, перевозить различные грузы, людей (игрушки) и т. д.
Игра «Следы на полу»
Цель: развивать представления о свойствах воды; познавательную активность (путем освоения экспериментирования).
Оборудование: игрушка теленок, тазик с водой, полотенце.
Ход игры:
Вопросик гулял по мокрому лугу. Пришел домой, но не успел сделать и нескольких шагов, как в испуге закричал:
- Ой, мама, мои ноги остались на попу.
- Что случилось?
- Ноги остались на полу.
- Где?
Мама, испуганная, подбежала к Вопросику.
- Как ты меня напугал. Это не ноги твои остались на полу, а следы от твоих ног.
- Почему?
- Ноги у тебя мокрые?
- Да.
- Вот мокрый след и остался. Вода от твоих копыт намочила пол, и он в этих местах тоже стал мокрый.
- А когда ноги сухие, то следов нет?
- Нет.
- Я знаю, почему это происходит.
- Почему?
- Да просто вода - волшебная.
Взрослый предлагает ребенку намочить указательные пальчики, опустив их в емкость в тазик с водой, и приложить их к доске. Затем намочить и приложить кулачки, те же действия произвести с ладошками. Параллельно с этим уточняется величина следов, количество пальчиков.
Игра «Уточки на волнах»
Цель: развивать дыхание, глубокий вдох и продолжительный выдох в определенном направлении
Оборудование: игрушка теленок, утенок, тазик с водой, кораблики, мешочек
Ход игры:
Вопросик, Утенок и их друзья долго и дружно играли с игрушками. А потом Утенок сказал:
- А у меня есть волшебный мешочек.
- А что там у тебя?
- Много таких же уточек, как и я.
- Неправда, ты большой, а много таких больших уточек в мешочке не поместятся.
- А он - волшебный!
- Дай, я посмотрю.
- Нет, ты можешь только потрогать и отгадать, Вопросик.
Вопросик осторожно просунул копытце в волшебный мешочек и сразу же сказал:
- Это - утенок. Честно.
И достал утенка. Все друзья сделали так же. И у всех оказалось по утенку.
- Давайте, опустим их в воду все вместе. Раз, два, три!
Взрослый предлагает детям самостоятельно запустить игрушек-утят в тазик с водой, осуществляя руками сильные и слабые волновые движения одной и двумя руками.
Игра «Кто выше прыгнет»
Цель: развивать координацию движений и мелкую моторику рук; развивать понимание речи, побуждать детей к разнообразным действиям с водой.
Оборудование: тазик с водой, плавающие игрушки (шарики, мячики, резиновые уточки), полотенце.
Ход игры:
Вопросик сказал:
- Уточки эти непростые, а очень веселые. Хотите, они вас прямо сейчас развеселят?
- Конечно, хотим! - ответили друзья.
Педагог и дети опускают в тазик с водой, плавающие игрушки (шарики, мячики и т. д.). Затем взрослый опускает одну игрушку на дно, но она «выпрыгивает» на поверхность воды. Он предлагает детям повторить его действие самостоятельно.
Игра «Веселые пузыри»
Цель: расширить представление о свойствах воды; развивать координацию и мелкую моторику рук; развивать понимание речи, побуждать детей к разнообразным действиям с водой.
Оборудование: игрушка теленок, стакан с водой, коктейльная трубочка.
Ход Игры:
Вопросик смотрел в окно. Шел сильный дождь. Сначала намокла дорожка, потом появилась лужа, а потом... На воде стали появляться пузыри.
- Мама, смотри, что делает волшебная вода! Давай возьмем пузырьки домой. Я хочу с ними играть.
- Ты можешь сделать волшебные пузырьки дома.
- Как? Я же не дождик.
- Вода - волшебная. Возьми стакан с водой и соломинку.
Вопросик взял соломинку, опустил ее в стакан и стал ждать пузырьков. Он долго ждал, но пузырьки все не появлялись.
- Мама, это не та вода.
- А ты подуй в соломинку.
Дети опускают в воду трубочки для коктейлей и дуют в них. В воде появляются веселые пузырьки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр с песком и водой для детей раннего возраста
Картотека игр с песком и водой для детей раннего возраста. Игры удобны в весенний период во время прогулки....
Картотека игр с песком и водой для детей с ОВЗ
Картотека...
Картотека игр с песком и водой
картотека...
Картотека игр с песком и водой.
Игры с песком и водой.Ход работы....
картотека игр с песком и водой
В данном материале представлены разработанные игры с песком и водой для ФЭМП...
картотека игр с песком и водой. июнь.
игры с песком и водой для детей раннего возраста на июнь....
Картотека игр с песком и водой
Какое же это замечательное время года – лето! Можно купаться, загорать, путешествовать вместе с мамой и папой и, конечно, очень много гулять и играть! Летние прогулки дарят ...