Тема: Поведение за столом
материал
Предварительный просмотр:
Тема: Поведение за столом
Цель занятия: на примерах образцового и неправильного поведения за столом, выражений приглашения, благодарности, извинения сформировать представление об этикете.
В русских семьях принято угощать гостя чаем. Валентину Степановну угощает бабушка. Она старшая в доме. У нее старинное имя и отчество. Гостеприимство — прекрасная черта людей. Хорошо, когда чувствуешь себя в гостях легко и свободно. Но и гость должен быть вежливым. Угощение принято хвалить. Валентина Степановна, желая сделать хозяйке приятное, прежде всего, хвалит печенье и пирог, которые пекла Лидия Игнатовна. Выражения благодарности за угощение нужно запомнить. Постарайтесь ввести детям в привычку выражение благодарности за угощение (за завтрак, обед, ужин).
Валентина Степановна, удивленная поведением Пети, спрашивает: «Знает мальчик или нет, что такое этикет?» Этикет — это правила поведения дома, в детском саду, в школе, на улице, в театре и других местах. Правила нужно знать и соблюдать.
Этикетные правила должны стать нормой поведения, войти в привычку. В этом случае говорят о хороших манерах. Когда человек постоянно нарушает правила, говорят, что у него дурные (плохие) манеры.
Текст для чтения:
Бабушка угощает чаем:
— Пожалуйста, чай, конфеты, варенье.
Потом мы послушаем Ксюшино пенье.
Извольте откушать домашний пирог,
Отведать печенье, пирожное, сок.
Все садятся к столу. Мама разливает чай.
Валентина Степановна хвалит угощение:
— Спасибо хозяйке — Лидии Игнатовне.
Как говорят, угощение знатное:
Тают во рту и пирог, и печенье,
Вышло на славу и ваше варенье.
Очень красива посуда чайная...
В это время Петя опрокидывает вазочку с вареньем на платье Валентины Степановны. Он бросается к гостье и, слизывая варенье, случайно задевает чашку. Горячий чай проливается.
Валентина Степановна вскакивает со стула. Она испуганно смотрит по сторонам и строго спрашивает:
— Знает мальчик или нет,
Что такое этикет?!
Петя пожимает плечами. Он никогда не слышал слова «этикет».
— Наверное, это милиционер, который следит за порядком.
Сейчас его вызовут. Что я натворил! Нужно попросить прощения. Какие слова я должен сказать?.. Сейчас вспомню...
Бабушке стало стыдно за внука. Она очень смутилась:
— Валентина Степановна, не надо сердиться.
Проказнику следует извиниться.
Вместо него я прошу извинения
За Петино глупое поведение.
Валентина Степановна и бабушка уходят в ванную. Через некоторое время они возвращаются.
Петя подходит к гостье, виновато склоняет голову:
— Я был неловок. Прошу извинения.
Я виноват. Я прошу прощения...
Валентина Степановна:
— Что ж, Петя, тебя от души я простила.
Пятно уничтожили содой и мылом.
Пусть Ксюша служит тебе примером:
Хорошие у нее манеры.
Взрослые остаются за столом, а Петя с Ксюшей уходят в детскую. Раздается звонок. Это пришла подружка Ксюши Иринка.
Вопросы для обсуждения:
— Какими словами бабушка предлагает гостье угощение? [Лидия Игнатовна говорит так, как принято было в старину: Извольте откушать пирог, отведать печенье. Эти слова выражали почтение, уважение к гостю. Нам и сейчас приятно их слышать.)
— А какими словами сейчас принято сопровождать угощение? (Кушайте, пожалуйста. Попробуйте этот пирог, и т. д.)
— Почему бабушке стало стыдно за Петю? Как вы думаете, какие манеры у Пети?
— Почему Валентина Степановна сказала, что у Ксюши хорошие манеры? (Нужно поговорить с детьми о том, что такое хорошие и плохие манеры.)
— Когда Петя вел себя как воспитанный мальчик? Почему Валентина Степановна простила его? (Если этикетное правило нарушено, следует принести извинение. Когда девочка или мальчик искренне, от души извиняются, их прощают.)
— Знаете ли вы, что такое этикет? Как сначала понял это слово Петя? Что оно означает на самом деле? Почему каждый — и взрослый, и ребенок — должен соблюдать правила этикета? ('Соблюдение этикета помогает людям быть предупредительными, вежливыми и не обижать друг друга)
Игровые ситуации:
Пусть Юля будет мама, а Сережа и Таня — ее дети. Вы собираетесь в гости. «Мама» должна объяснить «детям», как нужно и как нельзя вести себя в гостях.
***
К бабушке в гости пришла ее старая знакомая. Она принесла тебе шоколадку. Какие слова нужно сказать, принимая подарок? Постарайся произнести эти слова вежливо. Послушаем других ребят...
Сладости, а иногда и вещи, которые дарят, называют гостинцами. Вспомните, в каких сказках встречается это слово? Как герои сказок благодарят за гостинец!
Количество играющих «троек» и пар определяет воспитатель (родитель). Группа может быть разделена на играющих без остатка; часть группы может выполнять роль арбитра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация на тему: "Правила культуры поведения за столом"
В презентации в форме вопросов и ответов закрепляются правила поведения за столом....
Методическая работа с калрами по теме: "Формирование у детей дошкольного возраста культуры поведения за столом".
Система методической работы по формированию у дошкольников культуры поведения за столом. формы работы с педагогами....
Конспект занятия по формированию культуры поведения на тему: «Культура поведения за столом»
Обобщить представление о культуре еды и поведении за столом.Закрепить знание названий и применение посуды, уточнить ее дифференцирование.Закрепить понятие «столовые приборы»....
Проект на тему: «Поведение за столом» в подготовительной к школе группе.
Проект на тему: "Поведение за столом" в подготовительной к школе группе....
Конспект занятия по формированию культуры поведения на тему: «Культура поведения за столом»
Обобщить представление о культуре еды и поведении за столом....
Тема: Поведение за столом
Цель занятия: на примерах образцового и неправильного поведения за столом, выражений приглашения, благодарности, извинения сформировать представление об этикете....
Занятие на тему «Поведение за столом»
Содержание. Красивое и правильное поведение за столом показывает наше уважение к другим участникам застолья: прямая осанка, пользование столовыми приборами и салфетками, умение есть любое блюдо, ...