Мастер-класс для педагогов «В здоровом теле – здоровый дух» по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ
материал

Задачи:

1. Дать определение понятию «здоровье»«здоровьесберегающая технология»«педагогическая технология»

2. Познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами здоровьесберегающих технологий, которые оказывают положительное воздействие на развитие детей.

3. Освоение нетрадиционных и здоровьесберегающих технологий и их последующее применение в практической деятельности педагога-воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m-klass_zdorovesberezhenie.docx39 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №56»

Московская обл., Сергиево-Посадский район, с. Васильевское, д.42/1

Мастер-класс для педагогов

«В здоровом теле – здоровый дух»

по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Подготовили воспитатели подготовительной группы: Антропова М.А.

                                                                                                   Фомина Г.Ф

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Задачи: 1. Дать определение понятию «здоровье»«здоровьесберегающая технология»«педагогическая технология»

2. Познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами здоровьесберегающих технологий, которые оказывают положительное воздействие на развитие детей.

3. Освоение нетрадиционных и здоровьесберегающих технологий и их последующее применение в практической деятельности педагога-воспитателя.

 Рано утром я встаю,

Бога я благодарю,

Солнцу, ветру улыбаюсь

И при этом, не стесняюсь,

Слово «здравствуй» говорю,

С кем встречаюсь поутру.

Всем здоровья я желаю,

Никого не обижаю.

Хватит места на земле

Людям всем, животным, мне.

Чтоб земля моя цвела,

Я желаю всем добра.

(В. Ф. Милейко)

Быть здоровым очень важно. Только здоровый человек по-настоящему может познать радость жизни. Ему легко работать и учиться. Одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?» Подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают еще человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля»

1 часть организационная

Воспитатели образуют круг, в центре круга надпись "Здоровье" на подставке.

- Предлагаю проверить, насколько активно вы сами заботитесь о своем здоровье и способствуете его укреплению.

Упражнение "Я работаю над своим здоровьем"

-Я буду задавать вопросы, если ответ положительный, то делаете шаг вперед, если отрицательный – не двигаетесь. - я ежедневно выполняю утреннюю гимнастику; - я ежедневно совершаю пешие прогулки; - я посещаю бассейн, тренажерный зал или занимаюсь каким-либо спортом; - у меня отсутствуют вредные привычки; - соблюдаю режим дня; - я правильно питаюсь; -я эмоционально уравновешен; -я выполняю профилактику заболеваний.

- Итак, кто из вас оказался рядом с бесценным сокровищем "здоровье"? Это упражнение помогает наглядно увидеть, на правильном ли вы пути, помогаете ли вы себе в укреплении здоровья, ведете ли здоровый образ жизни.

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми, в поздравлениях мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это основное условие и залог полноценной жизни. Всемирная Организация Здравоохранения отмечает, что Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Для начала обратимся к теоритическим основам здоровьесбережения. У меня в руках волшебный мяч. Сейчас я его кину в зал. Срывайте один стикер, прочитайте вслух и закончите предложение. Ловите скорей!

Комплекс упражнений для профилактики близорукости – это …

Комплекс упражнений для развития дыхательных функций организма – это…

Гимнастика для развития кистей рук - это…

Расслабление после длительного напряжения – это…

Гимнастика после сна – это …

Специальные упражнения для развития артикуляционного аппрата – это …

Комплекс упражнений на развитие гибкости всех мышц и подвижности суставов – это ….

Молодцы! Все это здоровьесберегающие технологии.(все садятся,показ презентации о технологиях)

 2 часть теоретическая.

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка. Однако, по данным системы здравоохранения, в настоящее время состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается.

В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20-27 % детей относится к категории часто и длительно болеющих. Почти 90 % детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата - нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса. У 20-30 % детей старшего дошкольного возраста наблюдаются невротические проявления. По данным прогнозов, 85 % этих детей - потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями. Около 50 % детей нуждаются в психокоррекции. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом.Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть,т.к. некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков).

И поэтому для эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях используются здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающая технология – это система мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Целью здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни,

становление культуры здоровья воспитателей ДОУ и валеологическое просвещение родителей.

Задачи здоровьесберегающих технологий:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.

2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья.

Здоровье.как предмет здоровьесберегающих технологий предусматривает: здоровье физическое,психическое,социальное,нравственное.

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются во всех видах деятельности и представлены как:

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья (динамические паузы, подвижные и спортивные игры, стретчинг,релаксация,гимнастика:пальчиковая,дыхательная, для глаз,корригирующая,бодрящая)

  1. Технологии обучения здоровому образу жизни.

(физкультурные занятия, коммуникативные игры, игротерапия, «уроки здоровья»,самомассаж, точечный массаж)

3. Коррекционные технологии  (музыкотерапия. сказкотерапия, арт-терапия, цветотерапия,психогимнастика)

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.

Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.

В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы.

Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

Проблемно-игровые : игротреннинги, игротерапия – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Занятия из серии «Уроки здоровья» -1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития.

Самомассаж. В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

Точечный массаж. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста. Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал (специальные модули).

Коррекционные технологии

Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Арт-терапия. Сеансами 10-12 занятий по 30-35 мин начиная со средней группы. Программа имеет диагностический инструментарий и предполагает ведение протоколов занятий.

Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.

Технологии воздействия цветом – как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Психогимнастика – 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин. Направлена на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка.

Фонетическая ритмика – 2 раза в неделю с младшего возраста в физкультурном или музыкальном залах. Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Десять золотых правил здоровьесбережения:

• Соблюдайте режим дня!

• Обращайте больше внимания на питание!

• Больше двигайтесь!

• Спите в прохладной комнате!

• Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

• Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

• Гоните прочь уныние и хандру!

• Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

• Старайтесь получать больше положительных эмоций

• Желайте себе и окружающим только добра!

Принципы здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов.

Принципы здоровьесберегающих технологий:

• “Не навреди!”

• Принцип сознательности и активности.

• Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса.

• Принцип всестороннего и гармонического развития личности.

• Принцип доступности и индивидуальности.

• Принцип систематичности и последовательности.

• Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.

• Принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий, адекватности.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

2 часть практическая

Прежде, чем перейти к практической части нашего мастер – класса, проведем упражнение «Поза Наполеона»

Участникам показывается три движения:

1. руки скрещены на груди,

2. руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями

3. руки сжаты в кулаки.

По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.

Комментарий: Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать

Предлагаю педагогам выбрать по желанию лепесток у цветика семицветика (под спокойную музыку) и прочитать, что означает этот цвет.

 Цветотерапия — это одно из самых перспективных и надежных методов лечения и оздоровления. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей.

Задания для педагогов

1.Красный обеспечивает здоровье, физическую силу, выносливость, устойчивость, уверенность в себе повышает внутреннюю энергию, способствует активизации кроветворения, нормализации кровообращения и обмена веществ.

Вам нужно придумать движения и продемонстрировать пальчиковую гимнастику в соответствии с текстом

Будем мы варить компот, (Левую ладошку держат «ковшиком»,

Фруктов нужно много.Вот: (указательным пальцем правой руки «мешают».)

Будем яблоки крошить, (Загибают пальчики по одному,

Грушу будем мы рубить.начиная с большого.)

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот. (Опять «варят» и «мешают».)

Угостим честной народ.

2 Оранжевый повышает уровень нейроэндокринной регуляции, помогает победить усталость, хандру, депрессию, неуверенность, тревогу и страх.  

Самомассаж ушных раковин можно проводить от 1 — 2 и более раз в день в зависимости от эффективности его действия и общего самочувствия.

Взяли ушки за макушки

(Большим и указательным пальцами с обеих сторон)

Потянули (Несильно потянуть вверх)

Пощипали (Несильные нажимы пальцами)

Вниз до мочек добежали.

(С постепенным продвижением вниз)

Мочки надо пощипать:

(Пощипывание в такт речи)

Пальцами скорей размять.

(Приятным движением разминаем между пальцами)

Вверх по ушкам проведём (Провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами)-И к макушкам вновь придём.

3 Желтый как символ солнца, снимает напряжения и даёт надежду

«Волшебный предмет»- в зависимости от того.какой предмет был выбран на ощупь в мешочке, педагог должен назвать подвижную игру, спортивную игру, народную игру, вид спорта и т.д.

4 Зеленый способствует ритмичной работе сердца, отдыху глаз, оказывает умеренное противовоспалительное и противоаллергическое действие. К тому же он помогает при кашле, успокаивает, благоприятно влияет на работу щитовидной железы. Если мы хотим, чтобы у наших детей было хорошее зрение, мы должны на своих занятиях уделять достаточно много времени гимнастике для глаз.

 Упражнения с детьми проводятся сидя, спина прямая, ноги свободно опираются на пол, голова в одном положении, работают только мышцы глаз.

Проведём, друзья, сейчас

Упражнения для глаз.

Голубей мы увидали. -

С ними весело играли.

Берут голубя в руку, вытянуть голубя вперёд перед собой, сфокусировать на нем взгляд.

Голуби  вправо полетели,

Дети вправо посмотрели.

Отвести голубя вправо, проследить движение взглядом.

А теперь влево полетели,

Глазки влево посмотрели.

Отвести руку влево.

Голуби вверх поднимались

И на землю опускались…

Поднимать голубя вверх и опускать вниз.

Дети смотрят вверх и вниз.

Все! На землю улеглись.

Положить голубей на стол, следя только глазками за ними.          Глазки закрываем,Закрыть ладошками глаза. Глазки отдыхают.

 5 Синий помогает при бессоннице, снимает страхи, вызывает ощущение комфорта и покоя, снимает напряжение, снижает артериальное давление, успокаивает дыхание.

Миогимнастика «Внуки в гостях» - тренировка мышщ речевого аппарата

Жили были дедушка и бабушка, к ним толстые внуки приехали в гости (надуваем щеки)

С ними худые – лишь кожа да кости (втягиваем щеки)

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбе, видны верхние и нижние зубы)

Поцеловать они всех потянулись(губы тянутся вперед)

6 Фиолетовый действует мягко, стимулирующее. Дает силу при энергетическом истощении, не дает места депрессии, пессимизму и бессилию.

Пословицы и поговорки о здоровье

1 Будет здоровье – будет все. 2 Здоровье за деньги – не купишь.

3 В здоровом теле – здоровый дух. 4 Здоровье это – движение.

5 Здоровому и – врач не надобен. 6 Здоровому и горе не горе, а – беда не в зарок

7 Голубой – снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и снижает ритм дыхания. Он наиболее успокаивающий, вызывает чувство свежести.

 Сейчас я предлагаю вам превратиться в героев мультфильма «38 попугаев».Каждый из вас превращается в одного из героев мультфильма и должен передать его мимику, жесты, характер, в образе этих персонажей вы будете под музыку танцевать. А мы попробуем их угадать( музыка из мультфильма)

8 Коричневый – успокаивает,вызывает депрессию и печаль, усыпляет и притупляет эмоции. Чтобы коричневый цвет не вызывал депрессию, его надо применять с добавлением желтого и оранжевого.

Су- джок гимнастика «Черепаха»

Шла большая черепаха и кусала всех от страха (катают шарик между ладоней)

Кусь, кусь,кусь,кусь (шарик между большим и остальными пальцами, держат щепоткой, надавливают ритмично на шарик,перекладывая из руки в руку)

Никого я не боюсь ( катают шарик между ладоней)

9 Релаксация «Солнечные лучики»

О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в древней Греции и других странах Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Например, скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее действие.

Упражнение на релаксацию «Солнечные лучики»

Закройте глаза, вы лежите на мягкой траве, вокруг вас на поляне растут цветы.

Вот стрекочет кузнечик, кукушка где-то далеко считает года. Вы чувствуете теплые лучики солнца. Лучики согревают ваши руки, ноги, лицо.

Один из лучей коснулся ваших губ и нарисовал вам улыбку. Вам приятно от этих прикосновений. Вы ощущаете себя частью природы. Эту улыбку вы пронесете и подарите своим друзьям…Потяните руки вверх, вдохните и откройте глаза на счет «три». Ваша прогулка была чудесной.

Итог мастер- класса

- Уважаемые коллеги, мы продемонстрировали вам вариативность использования разнообразных методов и приёмов здоровьсберегающих технологий.

И в завершении мастер – класса мы предлагаем вам помедитировать. (проводится под спокойную музыку).

Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся,как оно стучит«тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.

А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер-классе нового.

А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!

А нам остаётся только поблагодарить вас за внимание.

Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению детей здоровому образу жизни (ОБЖ) с использованием здоровьесберегающих технологий для старшего дошкольного возраста. Правила личной гигиены.

    Программное содержание: 1. Продолжение беседы с детьми о ценности здорового образа жизни.2.Довести до сознания детей необходимость и важность соблюдения...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема "Лучики здоровья" в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Лучики здоровья" в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий...

Проект "По дорожке к знаниям смело пойдём-здоровье и силу мы обретём!". Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО.

Здоровье детей- здоровье нации! Одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Используемые здоровьесберегающие технолог...

Организация здоровье созидающего образовательного процесса через использование здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие  технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддер...

"Формирование здорового образа жизни дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий с игрой в Городки"

Одним из направлений развития детей дошкольного возраста согласно ФГОС ДО, является физическое воспитание.    Анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей дош...

Обобщение опыта работы по теме «Формирование привычки здорового образа жизни дошкольников через использование здоровьесберегающих технологий»

Обобщение опыта работы по теме «Формирование привычки здорового образа жизни дошкольников через использование здоровьесберегающих технологий»...

Конспект Семинара практикума с мастер - классом для родителей и воспитанников группы младшего дошкольного возраста (с использованием здоровьесберегающих, игровых и ИКТ технологий) «Большое путешествие»

1. Создать у детей положительное эмоциональное состояние. 2. Упражнять детей в разнообразной ходьбе и беге: с высоким подниманием колен, «змейкой» между предметами, прыжках с продвижением вперед. 3....