Мастер-класс для педагогов «В здоровом теле – здоровый дух» по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ
материал
Задачи:
1. Дать определение понятию «здоровье», «здоровьесберегающая технология», «педагогическая технология»
2. Познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами здоровьесберегающих технологий, которые оказывают положительное воздействие на развитие детей.
3. Освоение нетрадиционных и здоровьесберегающих технологий и их последующее применение в практической деятельности педагога-воспитателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №56»
Московская обл., Сергиево-Посадский район, с. Васильевское, д.42/1
Мастер-класс для педагогов
«В здоровом теле – здоровый дух»
по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Подготовили воспитатели подготовительной группы: Антропова М.А.
Фомина Г.Ф
Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Задачи: 1. Дать определение понятию «здоровье», «здоровьесберегающая технология», «педагогическая технология»
2. Познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами здоровьесберегающих технологий, которые оказывают положительное воздействие на развитие детей.
3. Освоение нетрадиционных и здоровьесберегающих технологий и их последующее применение в практической деятельности педагога-воспитателя.
Рано утром я встаю,
Бога я благодарю,
Солнцу, ветру улыбаюсь
И при этом, не стесняюсь,
Слово «здравствуй» говорю,
С кем встречаюсь поутру.
Всем здоровья я желаю,
Никого не обижаю.
Хватит места на земле
Людям всем, животным, мне.
Чтоб земля моя цвела,
Я желаю всем добра.
(В. Ф. Милейко)
Быть здоровым очень важно. Только здоровый человек по-настоящему может познать радость жизни. Ему легко работать и учиться. Одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?» Подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают еще человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля»
1 часть организационная
Воспитатели образуют круг, в центре круга надпись "Здоровье" на подставке.
- Предлагаю проверить, насколько активно вы сами заботитесь о своем здоровье и способствуете его укреплению.
Упражнение "Я работаю над своим здоровьем"
-Я буду задавать вопросы, если ответ положительный, то делаете шаг вперед, если отрицательный – не двигаетесь. - я ежедневно выполняю утреннюю гимнастику; - я ежедневно совершаю пешие прогулки; - я посещаю бассейн, тренажерный зал или занимаюсь каким-либо спортом; - у меня отсутствуют вредные привычки; - соблюдаю режим дня; - я правильно питаюсь; -я эмоционально уравновешен; -я выполняю профилактику заболеваний.
- Итак, кто из вас оказался рядом с бесценным сокровищем "здоровье"? Это упражнение помогает наглядно увидеть, на правильном ли вы пути, помогаете ли вы себе в укреплении здоровья, ведете ли здоровый образ жизни.
- Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми, в поздравлениях мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это основное условие и залог полноценной жизни. Всемирная Организация Здравоохранения отмечает, что Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Для начала обратимся к теоритическим основам здоровьесбережения. У меня в руках волшебный мяч. Сейчас я его кину в зал. Срывайте один стикер, прочитайте вслух и закончите предложение. Ловите скорей!
Комплекс упражнений для профилактики близорукости – это …
Комплекс упражнений для развития дыхательных функций организма – это…
Гимнастика для развития кистей рук - это…
Расслабление после длительного напряжения – это…
Гимнастика после сна – это …
Специальные упражнения для развития артикуляционного аппрата – это …
Комплекс упражнений на развитие гибкости всех мышц и подвижности суставов – это ….
Молодцы! Все это здоровьесберегающие технологии.(все садятся,показ презентации о технологиях)
2 часть теоретическая.
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка. Однако, по данным системы здравоохранения, в настоящее время состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается.
В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20-27 % детей относится к категории часто и длительно болеющих. Почти 90 % детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата - нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса. У 20-30 % детей старшего дошкольного возраста наблюдаются невротические проявления. По данным прогнозов, 85 % этих детей - потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями. Около 50 % детей нуждаются в психокоррекции. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом.Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть,т.к. некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков).
И поэтому для эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях используются здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающая технология – это система мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Целью здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни,
становление культуры здоровья воспитателей ДОУ и валеологическое просвещение родителей.
Задачи здоровьесберегающих технологий:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.
2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья.
Здоровье.как предмет здоровьесберегающих технологий предусматривает: здоровье физическое,психическое,социальное,нравственное.
Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются во всех видах деятельности и представлены как:
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья (динамические паузы, подвижные и спортивные игры, стретчинг,релаксация,гимнастика:пальчиковая,дыхательная, для глаз,корригирующая,бодрящая)
- Технологии обучения здоровому образу жизни.
(физкультурные занятия, коммуникативные игры, игротерапия, «уроки здоровья»,самомассаж, точечный массаж)
3. Коррекционные технологии (музыкотерапия. сказкотерапия, арт-терапия, цветотерапия,психогимнастика)
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.
Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.
В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.
Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы.
Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.
Технологии обучения здоровому образу жизни:
Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.
Проблемно-игровые : игротреннинги, игротерапия – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
Занятия из серии «Уроки здоровья» -1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития.
Самомассаж. В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы
Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму
Точечный массаж. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста. Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал (специальные модули).
Коррекционные технологии
Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Арт-терапия. Сеансами 10-12 занятий по 30-35 мин начиная со средней группы. Программа имеет диагностический инструментарий и предполагает ведение протоколов занятий.
Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.
Технологии воздействия цветом – как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.
Психогимнастика – 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин. Направлена на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка.
Фонетическая ритмика – 2 раза в неделю с младшего возраста в физкультурном или музыкальном залах. Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Десять золотых правил здоровьесбережения:
• Соблюдайте режим дня!
• Обращайте больше внимания на питание!
• Больше двигайтесь!
• Спите в прохладной комнате!
• Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
• Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
• Гоните прочь уныние и хандру!
• Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
• Старайтесь получать больше положительных эмоций
• Желайте себе и окружающим только добра!
Принципы здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов.
Принципы здоровьесберегающих технологий:
• “Не навреди!”
• Принцип сознательности и активности.
• Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса.
• Принцип всестороннего и гармонического развития личности.
• Принцип доступности и индивидуальности.
• Принцип систематичности и последовательности.
• Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.
• Принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий, адекватности.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
2 часть практическая
Прежде, чем перейти к практической части нашего мастер – класса, проведем упражнение «Поза Наполеона»
Участникам показывается три движения:
1. руки скрещены на груди,
2. руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями
3. руки сжаты в кулаки.
По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.
Комментарий: Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать
Предлагаю педагогам выбрать по желанию лепесток у цветика семицветика (под спокойную музыку) и прочитать, что означает этот цвет.
Цветотерапия — это одно из самых перспективных и надежных методов лечения и оздоровления. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей.
Задания для педагогов
1.Красный обеспечивает здоровье, физическую силу, выносливость, устойчивость, уверенность в себе повышает внутреннюю энергию, способствует активизации кроветворения, нормализации кровообращения и обмена веществ.
Вам нужно придумать движения и продемонстрировать пальчиковую гимнастику в соответствии с текстом
Будем мы варить компот, (Левую ладошку держат «ковшиком»,
Фруктов нужно много.Вот: (указательным пальцем правой руки «мешают».)
Будем яблоки крошить, (Загибают пальчики по одному,
Грушу будем мы рубить.начиная с большого.)
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот. (Опять «варят» и «мешают».)
Угостим честной народ.
2 Оранжевый повышает уровень нейроэндокринной регуляции, помогает победить усталость, хандру, депрессию, неуверенность, тревогу и страх.
Самомассаж ушных раковин можно проводить от 1 — 2 и более раз в день в зависимости от эффективности его действия и общего самочувствия.
Взяли ушки за макушки
(Большим и указательным пальцами с обеих сторон)
Потянули (Несильно потянуть вверх)
Пощипали (Несильные нажимы пальцами)
Вниз до мочек добежали.
(С постепенным продвижением вниз)
Мочки надо пощипать:
(Пощипывание в такт речи)
Пальцами скорей размять.
(Приятным движением разминаем между пальцами)
Вверх по ушкам проведём (Провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами)-И к макушкам вновь придём.
3 Желтый как символ солнца, снимает напряжения и даёт надежду
«Волшебный предмет»- в зависимости от того.какой предмет был выбран на ощупь в мешочке, педагог должен назвать подвижную игру, спортивную игру, народную игру, вид спорта и т.д.
4 Зеленый способствует ритмичной работе сердца, отдыху глаз, оказывает умеренное противовоспалительное и противоаллергическое действие. К тому же он помогает при кашле, успокаивает, благоприятно влияет на работу щитовидной железы. Если мы хотим, чтобы у наших детей было хорошее зрение, мы должны на своих занятиях уделять достаточно много времени гимнастике для глаз.
Упражнения с детьми проводятся сидя, спина прямая, ноги свободно опираются на пол, голова в одном положении, работают только мышцы глаз.
Проведём, друзья, сейчас
Упражнения для глаз.
Голубей мы увидали. -
С ними весело играли.
Берут голубя в руку, вытянуть голубя вперёд перед собой, сфокусировать на нем взгляд.
Голуби вправо полетели,
Дети вправо посмотрели.
Отвести голубя вправо, проследить движение взглядом.
А теперь влево полетели,
Глазки влево посмотрели.
Отвести руку влево.
Голуби вверх поднимались
И на землю опускались…
Поднимать голубя вверх и опускать вниз.
Дети смотрят вверх и вниз.
Все! На землю улеглись.
Положить голубей на стол, следя только глазками за ними. Глазки закрываем,Закрыть ладошками глаза. Глазки отдыхают.
5 Синий помогает при бессоннице, снимает страхи, вызывает ощущение комфорта и покоя, снимает напряжение, снижает артериальное давление, успокаивает дыхание.
Миогимнастика «Внуки в гостях» - тренировка мышщ речевого аппарата
Жили были дедушка и бабушка, к ним толстые внуки приехали в гости (надуваем щеки)
С ними худые – лишь кожа да кости (втягиваем щеки)
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбе, видны верхние и нижние зубы)
Поцеловать они всех потянулись(губы тянутся вперед)
6 Фиолетовый действует мягко, стимулирующее. Дает силу при энергетическом истощении, не дает места депрессии, пессимизму и бессилию.
Пословицы и поговорки о здоровье
1 Будет здоровье – будет все. 2 Здоровье за деньги – не купишь.
3 В здоровом теле – здоровый дух. 4 Здоровье это – движение.
5 Здоровому и – врач не надобен. 6 Здоровому и горе не горе, а – беда не в зарок
7 Голубой – снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и снижает ритм дыхания. Он наиболее успокаивающий, вызывает чувство свежести.
Сейчас я предлагаю вам превратиться в героев мультфильма «38 попугаев».Каждый из вас превращается в одного из героев мультфильма и должен передать его мимику, жесты, характер, в образе этих персонажей вы будете под музыку танцевать. А мы попробуем их угадать( музыка из мультфильма)
8 Коричневый – успокаивает,вызывает депрессию и печаль, усыпляет и притупляет эмоции. Чтобы коричневый цвет не вызывал депрессию, его надо применять с добавлением желтого и оранжевого.
Су- джок гимнастика «Черепаха»
Шла большая черепаха и кусала всех от страха (катают шарик между ладоней)
Кусь, кусь,кусь,кусь (шарик между большим и остальными пальцами, держат щепоткой, надавливают ритмично на шарик,перекладывая из руки в руку)
Никого я не боюсь ( катают шарик между ладоней)
9 Релаксация «Солнечные лучики»
О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в древней Греции и других странах Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Например, скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее действие.
Упражнение на релаксацию «Солнечные лучики»
Закройте глаза, вы лежите на мягкой траве, вокруг вас на поляне растут цветы.
Вот стрекочет кузнечик, кукушка где-то далеко считает года. Вы чувствуете теплые лучики солнца. Лучики согревают ваши руки, ноги, лицо.
Один из лучей коснулся ваших губ и нарисовал вам улыбку. Вам приятно от этих прикосновений. Вы ощущаете себя частью природы. Эту улыбку вы пронесете и подарите своим друзьям…Потяните руки вверх, вдохните и откройте глаза на счет «три». Ваша прогулка была чудесной.
Итог мастер- класса
- Уважаемые коллеги, мы продемонстрировали вам вариативность использования разнообразных методов и приёмов здоровьсберегающих технологий.
И в завершении мастер – класса мы предлагаем вам помедитировать. (проводится под спокойную музыку).
Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся,как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.
А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер-классе нового.
А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!
А нам остаётся только поблагодарить вас за внимание.
Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы!
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2021/08/20/1629413446214.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/12/picture-47074.jpg)
Конспект занятия по обучению детей здоровому образу жизни (ОБЖ) с использованием здоровьесберегающих технологий для старшего дошкольного возраста. Правила личной гигиены.
Программное содержание: 1. Продолжение беседы с детьми о ценности здорового образа жизни.2.Довести до сознания детей необходимость и важность соблюдения...
Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема "Лучики здоровья" в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Лучики здоровья" в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий...
Проект "По дорожке к знаниям смело пойдём-здоровье и силу мы обретём!". Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО.
Здоровье детей- здоровье нации! Одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Используемые здоровьесберегающие технолог...
Организация здоровье созидающего образовательного процесса через использование здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддер...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/25/picture-1074281-1540478765.jpg)
"Формирование здорового образа жизни дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий с игрой в Городки"
Одним из направлений развития детей дошкольного возраста согласно ФГОС ДО, является физическое воспитание. Анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей дош...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/11/picture-957192-1507713780.jpg)
Обобщение опыта работы по теме «Формирование привычки здорового образа жизни дошкольников через использование здоровьесберегающих технологий»
Обобщение опыта работы по теме «Формирование привычки здорового образа жизни дошкольников через использование здоровьесберегающих технологий»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/16/picture-1189000-1573907981.jpg)
Конспект Семинара практикума с мастер - классом для родителей и воспитанников группы младшего дошкольного возраста (с использованием здоровьесберегающих, игровых и ИКТ технологий) «Большое путешествие»
1. Создать у детей положительное эмоциональное состояние. 2. Упражнять детей в разнообразной ходьбе и беге: с высоким подниманием колен, «змейкой» между предметами, прыжках с продвижением вперед. 3....