Методическая разработка: «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников»
методическая разработка

Патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания, как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотой и богатством возникает, если сформировать у ребенка умение видеть красоту вокруг себя. Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребёнке нравственных качеств личности, приобщение к источникам национальной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально - действенного отношения, чувства привязанности к окружающим. В основе этого лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvenno_patrioticheskoe_vospitanie_doshkolnikov.docx56.32 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка: «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников»

 

« Будущее страны должно строиться

на прочном фундаменте, и таким

фундаментом является

патриотизм»

В.В.Путин.

Патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания, как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотой и богатством возникает, если сформировать у ребенка умение видеть красоту вокруг себя. Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребёнке нравственных качеств личности, приобщение к источникам национальной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально - действенного отношения, чувства привязанности к окружающим. В основе этого лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.

На каждом возрастном этапе проявление патриотизма и нравственно -патриотическое воспитание имеют свои особенности. В младшем дошкольном возрасте формирование любви к Родине идёт через любовь к природе и через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира. «Чувство Родины» начинается у ребенка с отношения к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Ребёнок начинает любить то, что видит перед собой , что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. В период дошкольного детства формируются те чувства, черты характера, которые незримой ниточкой могут связать ребёнка со своим народом, своей страной и в значительной мере определить жизненный путь. Корни этого влияния — в языке своего народа, в его песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях от быта, природных явлений, нравов, обычаев, труда людей, среди которых живёт ребёнок.

 

Тематическое планирование работы по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе

 

Тема

Цель

Задачи

Виды деятельности

Интеграция образовательных областей

Работа с семьей

Итоговое мероприятие

Сентябрь

 

 

 

 

 

 

 

1 неделя

«Мы пришли в детский сад»

Создать условия для взаимодействия детей, педагогов и родителей во время пребывания детей в детском саду.

Дать детям понять, что детский сад создан для детей. Дать знания о том, как зовут воспитателей, помощника воспитателей других сотрудников. Ознакомить с помещениями группы, рассмотреть предметы в группе: игрушки, мебель.

Помочь в знакомстве с другими детьми, воспитывать потребность вежливого общения.

Беседа: « В детском садике своём очень весело живём»

Театрализованная деятельность:

« Знакомим куклу Катю с нашей группой».

Сюжетно- ролевая игра

« Детский сад».

Ознакомление с художественной литературой: Е.Благинина «Подарок», Л.Воронкова «Маша- растеряша», И.Гурина «Воспитатель», О.Высотская «В нашем саду»

Д/и: «Что лишнее?,

«Будем называть друг друга ласково»

Художественное слово: «Хорошо у нас в садике!»

Изобразительная деятельность: «Наши улыбки», «Украсим фартучек нашей няне»

П/и «Собери в кружок друзей, чтобы было веселей!»

« Социально- коммуникативное развитие»

« Познавательное развитие»

« Речевое развитие»

«Художественно- эстетическое развитие»

« Физическое развитие»

Консультация:

« Ребёнок идёт в детский садик»

Родительское собрание:

« Мы вас ждали в детском саду»

Создание фотоальбома

« По дороге в детский сад»

Рассказ о группе:

« Какая наша группа»

2 неделя

«Я и моя семья»

Формировать у

детей понятие

« семья» и повышение роли семейных ценностей.

Уточнить начальные гендерные представления. Упорядочить понимание роли матери в семье: кормит, одевает, укладывает спать.

Беседа « Моя дружная семья».

С/р игра:

« Бабушка приехала».

Рассматривание иллюстраций по теме:

« Когда все вместе – так и душа на месте»

Д/и: «Любимые домашние занятия»

П/и: «Домашний праздник», «Едем на автобусе к дедушке и бабушке»

Ознакомление с художественной литературой: М.Тахистова «Мой дом», С.Каргина «Когда мы вместе», О.Бундур «Воскресенье»

Изобразительная деятельность: «Испечём оладушки для бабушки», «Красивая картинка для мамочки и папочки»

« Социально- коммуникативное развитие»

« Познавательное развитие»

« Речевое развитие»

«Художественно- эстетическое развитие»

« Физическое развитие»

Консультация

« Авторитет родителей- главное в воспитании»

Индивидуальные беседы: «Как помочь ребёнку в начальном периоде адаптации»

 

Коллаж: «Улыбки наших мам»

3 неделя

«Овощи»

Расширить и обогатить знания детей об овощах

Закрепить названия и внешний вид помидора и огурца. Сформировать умение различать их по цвету и форме.

Беседа «Мой огород»

Д/и «Загадки с грядки», «Разрезные картинки»

Пальчиковая игра: «Мы капусту рубим »

Изобразительная деятельность:

« Консервируем овощи», «Овощи на тарелочке»

П/и:« Огуречик, огуречик», «Цветные наперегонки»

Ознакомление с художественной литературой:

Ю.Тувим «Овощи»,

В. Коркин «Что растёт на нашей грядке?», О.Высотская «Огород», Е.Благинина «Не мешайте мне трудиться», А.Гарипова «Любопытные помощники»

« Социально- коммуникативное развитие»

« Познавательное развитие»

« Речевое развитие»

«Художественно- эстетическое развитие»

« Физическое развитие»

Ширма- передвижка:

« Уголок Витаминки»,

Фотоподборка:

« Красота из овощей»

Круглый стол: «Что у нас выросло на грядке»

 

 

 

 

Выставка детских рисунков: « А на наш огород любуется народ!»

4 неделя

«Фрукты»

Сформировать знания о пользе фруктов- источнике витаминов

Закрепить знания о названиях и внешнем виде фруктов. Формировать обобщающее понятие

« фрукты».

Беседа « Я люблю фрукты»

Д/и « Моя полная корзинка», «Собери все фрукты»

П/и « Собираем яблочки», Полоса препятствий»

Рассматривание иллюстраций по теме:

« Урожай фруктов»

Изобразительная деятельность: «Яблочки лежат на блюдечке», «Фрукты в вазе»

Ознакомление с художественной литературой: Т.Шорыгина «Ваза с фруктами», Я.Аким «Яблоко спелое»

« Социально- коммуникативное развитие»

« Познавательное развитие»

« Речевое развитие»

«Художественно- эстетическое развитие»

« Физическое развитие»

Консультация

« Правильное питание»

Привлечение родителей к изготовлению поделок

« Весёлые фрукты»

Создание композиции:

« Фруктовый рай»

Октябрь

 

 

 

 

 

 

 

1 неделя

«Осень наступила»

Расширить представления детей о признаках осени.

Формировать представление детей о названии времени года:

« осень».

Подвести к умению называть осенние признаки. Способствовать развитию интереса к природе.

Беседа: « Как мы одеваемся осенью»

Пальчиковая игра:

« Листопад»

Наблюдения за изменениями в природе осенью

Д/и: « Найди, что покажу», «Большие и маленькие листочки»

Слушание мелодии

С. Майкапара:

« Осенью»

П/и: «Ветер подует- листики раздует», «Солнце и дождик»

Изобразительная деятельность: «Резиновые сапожки», «Плащ нарядный у меня», «Осенний дождик»

Ознакомление с художественной литературой: И.Демьянов «Осенняя песенка», А.Ерикеев «Наступила осень», И.Винокуров «Осень», С.Маршак «Октябрь»

« Социально- коммуникативное развитие»

« Познавательное развитие»

« Речевое развитие»

«Художественно- эстетическое развитие»

« Физическое развитие»

Предложить родителям гулять с детьми в осенних парках и делать фотографии.

Предложить список художественной литературы по осенней тематике.

 

Фотовыставка:

« Осенняя пора- очей очарование»

2 неделя

« Осенний лес»

Формировать познавательный интерес к окружающей среде.

Расширять представления детей о сезонных изменениях в лезу: окрас листьев. Познакомить с некоторыми особенностями поведениями лесных зверей и птиц родного края осенью.

Беседа « В осеннем лесу»

Ознакомление с художественной литературой: Я.Тайц «По грибы», В.Берестов «Октябрь», В.Орлов Листья», М.Ивенсен «Осень», И. Могилевская «Под кустом свернулся ёжик»

Д/и « Я берегу природу», « Чего не стало», « Раз листочек, два листочек»

Изобразительная деятельность:

«Осенний листопад», «Орешки для белочки»

Рассматривание иллюстраций:

И. Левитан

«Золотая осень»

Трудовая деятельность: сбор и засушивание листьев

Слушание музыки П.И.Чайковского из цикла

«Времена года»:

«Осень»

« Социально- коммуникативное развитие»

« Познавательное развитие»

« Речевое развитие»

«Художественно- эстетическое развитие»

« Физическое развитие»

Папка- передвижка: «В осеннем лесу я и мой ребёнок»

Консультация:

« Научим детей замечать прекрасное

осенью»

Информация для родителей:

« Читаем детям про осень»

 

Коллаж: « Я гуляю по осеннему лесу»

3 неделя

« Осенний город»

Формировать представления о природных явлениях , которые можно видеть осенью в городе.

Развивать умение наблюдать за погодой. Расширять представления о сезонных изменениях на участке детского сада, в одежде детей и т.д. Воспитывать бережное отношение к природе.

Беседа:

« Машины помогают людям в уборке листьев»

Трудовая деятельность: сгребание листьев вокруг деревьев

Д/и « Машины- помощники», «Кто больше уберёт листиков с дорожки?»

С/р игра

« Водители уборочных машин»

Изобразительная деятельность:

« Мой город украшен листвой», « Ковёр из осенних листочков»

Ознакомление с художественной литературой: В.Семернин «Дождь на улице идёт», И.Токмакова «Осенние листья», И.Демьянов «Осенняя песенка»

« Социально- коммуникативное развитие»

« Познавательное развитие»

« Речевое развитие»

«Художественно- эстетическое развитие»

« Физическое развитие»

Круглый стол:

«Воспитываем добротой» Памятка для родителей: «С какой ветки эти детки?»

Консультация:

« Как сделать осеннюю прогулку приятной и полезной»

Выставка детских рисунков: « В мой город пришла осень»

4 неделя

«Наши любимцы»

Дать представления детям о животных ближайшего окружения»

Формировать умение выделять характерные признаки внешнего вида.

Развивать заинтересованное, бережное отношение к домашним животным.

Беседа: « Какие они домашние животные?»,

« Как я забочусь о своём питомце?»,

Д/и « Чей голос на ферме?»,

« Домашние животные»,

Ознакомление с художественной литературой:

С. Маршак

« Сказка о глупом мышонке»,

С. Михалков «Щенок»,

Е. Благинина

« Котёнок»,

Рассматривание иллюстраций с домашними животными

Изобразительная деятельность: « В деревне у бабушки», «Кошечка на коврике»

Слушание песни на музыку В.Ветлиной:

« Серенькая кошечка»

П/и « Лохматый пёс», «Кошки- мышки»

« Социально- коммуникативное развитие»

« Познавательное развитие»

« Речевое развитие»

«Художественно- эстетическое развитие»

« Физическое развитие»

Задание для родителей: составить рассказ по предложенному плану:

« Мой домашний любимец»

Фотогазета « Я люблю домашних животных»

Консультация для родителей:

« Как научить ребёнка заботе о братьях наших меньших?»

 

 

Театрализованное представление по литературному произведению

С. Капутикян

« Маша обедает»

Ноябрь

 

 

 

 

 

 

 

1 неделя

«Кто заботится о нас в детском саду»

Формировать у детей эмоционально- положительное отношение к детскому саду и к людям, которые здесь работают.

Продолжать знакомить с работой воспитателя, помощника воспитателя, повара, врача. Воспитывать уважение к их труду, развивать желание оказывать посильную помощь взрослых.

Беседа: « Детский сад, детский сад любит маленьких ребят»

Рассматривание иллюстраций:

« Кто о нас заботится в группе?»

С/р игра:

« Детский садик»

Изобразительная деятельность:

« Я всегда улыбаюсь в детском садике!»

Ознакомление с художественной литературой: И.Гурина «Воспитатель»

Наблюдение за работой дворника.

« Социально- коммуникативное развитие»

« Познавательное развитие»

« Речевое развитие»

«Художественно- эстетическое развитие»

« Физическое развитие»

Привлечь родителей к поиску стихов о детском саде.

Консультация для родителей:

«Какие вы знаете правила пребывания ребёнка в детском саду»,

Круглый стол:

« Ваши пожелания работе педагогов».

 

Беседа: « Кто работает в детском саду»

2 неделя

«Наши игрушки»

Формирование игровой деятельности у детей .

Познакомить детей с разными видами игр и их правилами. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Беседа: «Мы игрушки бережём»

С/р игра « У кукол день рождение», «Магазин игрушек»

Изобразительная деятельность:

« Пирамидка»,

« Неваляшка», «Укрась наряд матрёшки»,

Рассматривание иллюстраций:

« Игрушки»

Ознакомление с художественной литературой

А. Барто

« Игрушки»

Д/и « Найди свою игрушку»

« Социально- коммуникативное развитие»

« Познавательное развитие»

« Речевое развитие»

«Художественно- эстетическое развитие»

« Физическое развитие»

Вовлечение родителей в процесс создания фотовыставки

« Моя любимая игрушка»

Консультация для родителей:

« Музеи игрушек в Санкт- Петербурге»,

Круглый стол:

« Современная игрушка- что это?»

 

Рассказ « Моя любимая игрушка»

3 неделя

«Витамины»

Дать знания детям о полезной и вредной пище для здоровья человека.

Формировать представление детей о пользе витаминов. Закрепить знания об овощах и фруктах- полезных для

здоровья продуктах. Развивать умение определять их на вкус.

Беседа:

« Витамины я люблю- быть здоровым я хочу»

Художественное слово: хоровод

« Есть у нас огород»

Развлечение:

« Именины у Витаминки»

С/р игра: «Магазин овощей и фруктов»,

Театрализованная деятельность:

« Мишка заболел - витамины он не ел»

Д/и « Что нам принёс доктор Айболит?»,

« Угадай на вкус»,

«Сварим компот»

Изобразительная деятельность:

« Румяное яблочко»,

« Сладкий горошек»

П/и: «Собираем продукты полезные для здоровья», «Найди себе пару»

« Социально- коммуникативное развитие»

« Познавательное развитие»

« Речевое развитие»

«Художественно- эстетическое развитие»

« Физическое развитие»

Консультация для родителей:

« Как ухаживать за молочными зубами?»

Папка- передвижка:

« Витамины в рационе малыша»

Памятка для родителей:

« Полезная азбука»

Спортивный досуг:

« Наши друзья витамины»

4 неделя

« Мама и я»

Создать у детей образ матери- хранительницы семейного очага.

Дать знания о том, что мамы трудятся не только на работе, но и дома. Воспитывать любовь и уважение к матери. Развивать стремление заботиться о маме.

Изобразительная деятельность: «Цветы для мамочки»,

« Любимая мамина чашечка»,

Беседа: « Мы с мамочкой весело живём»

Ознакомление с художественной литературой: С. Прокофьева

« Сказка про маму»

Д/и « Назови маму ласково»

Рассматривание иллюстраций:

« Мама на работе»,

С/р игра

« Семья»

« Социально- коммуникативное развитие»

« Познавательное развитие»

« Речевое развитие»

«Художественно- эстетическое развитие»

« Физическое развитие»

Консультация: «Как стать для ребёнка мамой- сказочницей?»,

Фотогазета:

« Моя прекрасная мамочка»,

Круглый стол:

« Уроки доброты для ребёнка»

Составление альбома детского словотворчества:

« Мама- солнышко моё»

Декабрь

 

 

 

 

 

 

 

1 неделя

«Красавица, Зима»

Формировать познавательную активность детей через обогащение знаний о характерных признаках зимы.

Расширять представления о зимних явлениях природы. Закрепить представления о свойствах льда и снега: холодный, белый, скользкий. Воспитывать навыки безопасного поведения зимой.

Развлечение: хороводная игра: «Здравствуй, гостьюшка Зима!»

Изобразительная деятельность:

« Снег, снежок»,

«Дерево в снегу», « Украсим варежки»

П/и

« Добеги до снежной бабы»,

Беседа: « Почему щёнок удивился зиме?»

Рассматривание иллюстраций:

« Зима в рисунках художников»

Опытно- экспериментальная деятельность: «Какой бывает снег?»,

Ознакомление с художественной литературой: укр. сказка

« Рукавичка»,

В. Бианки « Лес зимой»,

Д/и « Зима- лето», «Найди лишнее»

« Социально- коммуникативное развитие»,

« Познавательное развитие»

« Речевое развитие»

«Художественно- эстетическое развитие»

« Физическое развитие»

Папка- передвижка:

« Опыты и эксперименты в зимнее время года»,

Консультация:

« Игры ребёнком зимой»,

 

Круглый стол:

« Как я одеваю ребёнка на зимнюю прогулку?»

Выставка детских аппликаций:

« Снеговичок»

2 неделя

« Дикие животные»

Развивать устойчивый познавательный интерес к диким животным, как к живым существам.

Расширить элементарные представления о животных средней полосы(внешний вид, образ жизни зимой, питание, название детёнышей)

Д/и « Узнай животное по силуэту», « Найди чей это хвост?»

Развлечение

« Вечер загадок о диких животных»

Ознакомление с художественной литературой:

Г. Снегирёв

« Звери наших лесов», Е. Чарушин « Волчишко», И. Акимушкин

« Жила была лиса»

П/и

«Охотник и зайцы», «Лиса в курятнике»,

« Спящая лиса»

Рассматривание иллюстраций с изображениями жизни диких животных зимой

Театрализованная деятельность: показ настольного театра « Теремок»

Изобразительная деятельность:

« Берлога для мишки»

« Социально- коммуникативное развитие»

« Познавательное развитие»

« Речевое развитие»

«Художественно- эстетическое развитие»

« Физическое развитие»

Консультация для родителей:

« Чьи следы на снегу?»

Создание книжек- раскладушек совместно с родителями

« Ребятам о зверятах»

Памятка- рекомендация:

« Правила поведения ребёнка при общении с диким животным»

 

Беседа:

« Здравствуйте, лесные зверики»

3 неделя

« Подарки близким»

Воспитывать любовь к Родине через освоение традиций подготовки к празднованию новогоднего праздника.

Приобщать детей к общему предновогоднему представлению. Формировать желание наряжать ёлку, готовить подарки родным и близким.

Беседа: « Мой празднично украшенный Петербург»

Д/и « Найди на ёлочке все синие (красные ,жёлтые, зелёные) ёлочные игрушки»

С/р игра

« Встречаем гостей»

Изобразительная деятельность:

«Для всех моих родных маленький сюрприз»,

« Я помогу деду Морозу приготовить подарки»

Ознакомление с художественной литературой:

Л. Воронкова «Таня выбирает ёлку», М. Павлова « Ёлка, кот и новый год», Сборник русских народных песенок- потешек

« Зимушка- зима»

П/и « А зверушки в новый год тоже водят хоровод»

« Социально- коммуникативное развитие»

« Познавательное развитие»

« Речевое развитие»

«Художественно- эстетическое развитие»

« Физическое развитие»

Консультация:

« Как подготовить семью к празднованию Нового года»

Совместное изготовление родителей и детей конкурсных поделок

Анкетирование

по теме:

« Самый лучший подарок для ребёнка 3-4 лет»

Индивидуальные советы и рекомендации: « Что ребёнку нужно видеть на праздничном новогоднем столе»

Конкурс новогодних поделок « Парад снеговиков»

4 неделя

«Новый год»

Формировать представление о «Новом годе», как весёлом, добром празднике.

Дать детям знания о новогоднем празднике. Уточнить представления о главных героях этого праздника.

Беседы: « Самый добрый сказочный герой»

« Хорошо, что каждый год к нам приходит Новый год»

П/и «Подбеги к игрушке»

Изобразительная деятельность:

« Рукавичка Деда Мороза», «Колокольчики звенят»

Д/и « Найди пару ёлочной игрушке»

Театрализованная деятельность: «В лесу родилась ёлочка»

Развлечение:

« Здравствуй, здравствуй Новый год»

Ознакомление с художественной литературой:

К. Чуковский

« Ёлка», Е. Трутнева

«С Новым годом»

« Социально- коммуникативное развитие»

« Познавательное развитие»

« Речевое развитие»

«Художественно- эстетическое развитие»

« Физическое развитие»

Памятка для родителей:

«Безопасность детей во время новогодних праздниках»

Новогодний утренник

Консультация на тему: «Новогодняя игрушка своими руками»

 

Новогодний утренник: В гостях у новогодней ёлочки»

Январь

 

 

 

 

 

 

 

1 неделя

«Вспомним ёлку»

Формировать желание продолжать участвовать в календарно- обрядовых праздниках.

Закрепить впечатления от праздника. Побуждать вспомнить новогодние стихи, читать их, передавая интонации радости, восхищения.

Изобразительная деятельность:

« Гости на новогоднем празднике», «Наряд Снегурочки»,

П/и « Наша ёлка высока»

С/р игра «Новогодние приключения»

Ознакомление с художественной литературой: В. Петрова « Ёлка», Н.Найдёнова «Ёлка», И. Черницкая «Самый главный из гостей», А.Парошин «Новый год»

« Социально- коммуникативное развитие»

« Познавательное развитие»

« Речевое развитие»

«Художественно- эстетическое развитие»

« Физическое развитие»

Обмен опытом: «Какое впечатление осталось у ребёнка от новогоднего праздника»

Фоторепортаж: « Новый год- семейный праздник»

 

 

 

Развлечение с использованием детского словотворчества: « Дед Мороз и все- все- все»

2 неделя

«Домашние птицы»

Формировать представление о домашних птицах, содержащихся на российских подворьях.

Закрепить знания о домашних птицах: внешний вид, способ передвижения, издаваемые звуки, название детёнышей, условия жизни у человека.

Беседа: «На птичьем дворе»

Д/и «Кто как кричит», «Вышли птички погулять»

Театрализованная деятельность: «Жили у бабуси два весёлых гуся»

С/р игра: «Птичий доктор»,

П/и «Наседка и цыплята», «Гусиные прятки»

Рассматривание иллюстраций:

« Птичий двор»

Ознакомление с художественной литературой: К. Д.Ушинский: «Уточки», «Гуси»

Изобразительная деятельность:

«Цыплята», «Покормим курочку и петушка»

« Социально- коммуникативное развитие»

« Познавательное развитие»

« Речевое развитие»

«Художественно- эстетическое развитие»

« Физическое развитие»

Создание коллекции игрушек «Птичий двор»,

Анкетирование: «Отношение моего ребёнка к домашним птицам»

Консультация:

«Птичий рынок»

Выставка детских рисунков

«На птичьем дворе»

 

3 неделя

« Блокада в нашем городе»

Познакомить детей с героической историей Ленинграда в годы блокады.

Дать знания детям о жизни блокадного Ленинграда. Развивать понимание, что так назывался Санкт- Петербург во время войны.

Воспитывать чувство гордости за свой город.

Беседа: «Город- победитель»

Изобразительная деятельность: «Самолёты»,

«В каждом рисунке солнце»

Игровое упражнение: «Мы солдаты»

Д/и «Четвёртый лишний»

Ознакомление с художественной литературой:

В.Воскобойников «Девятьсот дней мужества»

Н.А. Ходза «Дорога жизни»

Слушание песни «Эх, Ладога» муз.Л.Шенберга, сл. П.Богданова

Рассматривание иллюстраций о жизни блокадного Ленинграда

« Социально- коммуникативное развитие»

« Познавательное развитие»

« Речевое развитие»

«Художественно- эстетическое развитие»

« Физическое развитие»

Индивидуальные консультации: «Прабабушка и прадедушка - жители блокадного Ленинграда»

Совместное изготовление родителей и детей праздничных открыток

 

Беседа о блокаде: « Мой город выстоял и победил»

4 неделя

« Там,где всегда мороз»

Познакомить детей с животным миром климатических зон: Арктика, Антарктика и материка Антарктида

Формировать первичные представления о местах, где зимнее состояние природы бывает большее время года.

Беседа: «Животные русского севера»

П/и «Олени и пастух»

Д/и «Плавает, летает, рычит»

«Что будет, если…»

Ознакомление с художественной литературой: М.Манакова «Косолапая семейка», Б.Кирни «Удивительное путешествие в мир животных», Е. Чарушин «Животные жарких и холодных стран»

Изобразительная деятельность: «Пингвин», «Белый медведь», «Северное сияние»

Экспериментирование: «Свойства льда»

« Социально- коммуникативное развитие»

« Познавательное развитие»

« Речевое развитие»

«Художественно- эстетическое развитие»

« Физическое развитие»

Индивидуальные советы и рекомендации «Что нужно показать ребёнку в Зоологическом музее?»

Фотогазета:

« Животные севера»

Выставка детских поделок « Север»

Февраль

 

 

 

 

 

 

 

1 неделя

«Зимние забавы»

Ознакомление детей с русскими традиционными зимними играми на свежем воздухе

Сформировать представление детей о зимних забавах. Воспитывать любовь и уважение к народным традициям

Беседа: « Весёлые игры зимой»

П/и «Мы погреемся немножко»

Ознакомление с художественной литературой: О.Высоцкая «Покатились санки вниз», р.н.сказка «Снегурочка», З.Александрова «Катя саночки везёт»

С/р игра «Прогулка с куклой Катей»

Трудовая деятельность: расчистка снега , постройка снежных горок на детской игровой площадке

Рассматривание иллюстраций о зимних забавах

Развлечения на прогулках : игры в снежки, лепка из снега, катание на санках и лыжах

Изобразительная деятельность;

« Горка», « Снеговик катается на лыжах»

Художественное слово: «Зимние забавы»

« Социально- коммуникативное развитие»

« Познавательное развитие»

« Речевое развитие»

«Художественно- эстетическое развитие»

« Физическое развитие»

Папка- передвижка «Зимняя прогулка вместе с ребёнком»

Фотозарисовка: «Моя весёлая зимняя прогулка»

Советы для родителей: «Традиционные русские зимние забавы»

 

Беседа: « Я зимою не скучаю- на прогулке я играю»

2 неделя

«Сказки А.С. Пушкина»

Формировать у детей представление о сказках А.С.Пушкина, возрождение традиций семейного чтения

Дать детям знания об А. С. Пушкине- великом поэте- сказочнике. Воспитывать интерес к творчеству русских литераторов.

Беседа: «Кто пишет сказки?»

Рассматривание иллюстраций к сказкам А.С.Пушкина

Н/п игра «Сказки А.С.Пушкина»

Упражнения на ритмизацию: «Движения героев сказок»

Художественно слово: « Я начну, а ты продолжи…»

Д/и «Что кому?»

Изобразительная деятельность: «Золотая рыбка», «По морю, по океану…»

« Социально- коммуникативное развитие»

« Познавательное развитие»

« Речевое развитие»

«Художественно- эстетическое развитие»

« Физическое развитие»

Консультация: «Чему учат сказки А.С.Пушкина?»

Круглый стол: «Наши лучшие друзья- книги»

Привлечение родителей к сбору библиотечки сказок А.С.Пушкина

 

Книжная выставка по сказкам А.С. Пушкина

3 неделя

«Будущие солдаты»

Формировать духовно- патриотические чувства детей на основе первичных представлений о Российской армии.

Дать детям знания о профессии военного.

Побудить к проявлению чувства уважения к папе, дедушке. Воспитывать желание быть похожим на достойного солдата российской армии, быть сильным и ловким.

Беседа: « На страже Родины»

Д/и «Военные России»

С/р игра «Армия», «Моряки»

Изобразительная деятельность: «Поздравительная открытка для папы», «На военном параде»

П/и «Самолёты», «Ловишки»

Рассматривание иллюстраций: «Военные профессии»

Ознакомление с художественной литературой: Н. Филиппова «23 февраля», Г.Лагздынь «Мой папа- военный», В.Орлов «Брат мой в Армию идёт»

« Социально- коммуникативное развитие»

« Познавательное развитие»

« Речевое развитие»

«Художественно- эстетическое развитие»

« Физическое развитие»

Папка- передвижка «Развиваем у мальчиков самостоятельность!»

Консультация «Папа и сын- лучшие друзья»

Оформление стенгазеты «Мой папа самый лучший»

Коллаж « Подарок папе»

4 неделя

«Масленица»

Приобщение детей к истокам отечественной народной культуры, через использование фольклора

Формировать представление детей о праздновании «Масленицы». Воспитывать любовь к народным традициям.

Беседа: «Проводы зимы»»

С/р игра «К нам на масленой неделе пришли гости»

Изобразительная деятельность: «Румяные блинчики», «Праздничный наряд»

П/и «Мы в кружок вставали», «Гори, Солнце, ярче!»

Ознакомление с художественной литературой: А.Усачёв «Масленица», В.Степанов Масленица»

« Социально- коммуникативное развитие»

« Познавательное развитие»

« Речевое развитие»

«Художественно- эстетическое развитие»

« Физическое развитие»

Анкетирование родителей: «Русские традиции в нашей семье»

Памятка для родителей: «Лучшие рецепты блинов»

Родительское собрание «Семейные праздники- залог сохранения крепкой семьи»

Чаепитие в группе с детьми и родителями «Масленые посиделки»

Праздник

« Масленица»

Март

 

 

 

 

 

 

 

1 неделя

«Транспорт»

Познакомить детей с основными видами городского транспорта

Уточнить названия транспортных средств по их назначению.

Формировать представления о профессиях, связанных с работой на транспорте.

Воспитывать уважение к труду взрослых.

Беседа: «Машины- помощники»

Д/и «Собери автомобиль», «Узнай по тени»

П/и «Трамвай», «Такси»

Рассматривание иллюстраций по теме: «На дороге»

Ознакомление с художественной литературой:

Н.Носов «Автомобиль» , В.Берестов «Про машину»

С/р игра: «Водители»

Наблюдение за проезжающим транспортом

Изобразительная деятельность: «Грузовичок», «Железная дорога»

« Социально- коммуникативное развитие»

« Познавательное развитие»

« Речевое развитие»

«Художественно- эстетическое развитие»

« Физическое развитие»

Фотовыставка: «Мы коллекционируем автотранспорт»

Памятка для родителей: «Развивающие игры с использованием схем по теме: «Транспорт»

Круглый стол: «Самый удобный и безопасный маршрут на транспорте к ДОУ»

Выставка детских рисунков: « По улицам машины гудят, снуют, спешат»

2 неделя

«Мамин праздник»

Создать условия для расширения представления детей о роли мамы в их жизни.

Формировать представление о празднике « 8 марта».

Способствовать знанию имени и отчества своей мамы и где она работает.

Побудить выражать благодарность своим мамам за их заботу через разные виды творчества.

Беседа: «Какая моя мама»

Д/и «Мои хорошие поступки»

С/р игра «Дочки- матери»

Ознакомление с художественной литературой: М.Родина «Мамины руки», Е.Благинина «Посидим в тишине», Б. Житков из книги «Что я видел»- «Как мы ездили в зоосад»

Коммуникативные игры: «Как зовут мою маму?»

Изобразительная деятельность: «Тюльпаны для любимой мамы», «Наряд для мамы»

Рассматривание иллюстраций по теме.: «Мамина работа»

П/и «Помоги маме в магазине»

« Социально- коммуникативное развитие»

« Познавательное развитие»

« Речевое развитие»

«Художественно- эстетическое развитие»

« Физическое развитие»

Консультация: «Как растить помощника в семье»

Индивидуальные беседы: «Как стать ребёнку другом»

Фоторепортаж «Как мы готовились с детьми к празднику 8 марта»

Праздник : « Моя мамочка»

3 неделя

«Весна»

Способствовать развитию познавательной активности детей в области их представлений о ранней весне.

Уточнить представления о признаках ранней весны в природе. Воспитывать желание замечать и находить признаки весны в городском ландшафте.

Формировать навыки безопасного поведения в природе.

Беседа «Осторожно, сосулька!»

П/и « Кто разбудил медведя?», «Солнечный зайчик»

Изобразительная деятельность: «Весенняя капель», «Сосульки»

Ознакомление с художественной литературой: М. Клокова «Зима прошла», С. Маршак «Весенняя песенка»

Рассматривание сюжетной картины И. Левитана «Март»

Д/и «Выбери нужную одежду»

Опытно- экспериментальная деятельность «Почему тает снег?»

« Социально- коммуникативное развитие»

« Познавательное развитие»

« Речевое развитие»

«Художественно- эстетическое развитие»

« Физическое развитие»

Круглый стол

« Рациональная детская одежда весной»

Привлечение родителей к созданию подборки репродукций картин русских художников «Ранняя весна»

Индивидуальные консультации по теме: «Посмотри, как хорош мир в котором ты живёшь!»

Аппликация «Проталинки»

Беседа « Пришла весна»

 

4 неделя

«Осторожно, дорога!»

Формировать у детей необходимые навыки безопасного поведения на дорогах.

Дать детям представления о дорожном движении, сигналах светофора. Упражнять в понимании ,как двигаются транспортные средства в соответствии с сигналами светофора.

Беседа: «Стоп, машина, стоп мотор!»

Д/и: «Красный, жёлтый, зелёный»

С/р игра «Отправляемся в дорогу»

Изобразительная деятельность: «Светофор», «Дорожный переход»

Ознакомление с художественной литературой: А.Усачёв «Домик у перехода», Я.Пишумов «Машины», В.Кожевников «Светофор»

П/и «Сигналы светофора»

« Социально- коммуникативное развитие»

« Познавательное развитие»

« Речевое развитие»

«Художественно- эстетическое развитие»

« Физическое развитие»

Анкетирование «Родители в ответе за поведение своих детей на улицах города»

Папка- передвижка : «Правила поведения на остановке маршрутного транспорта»

Консультация «По дороге в детский сад»

Коллективное рисование « Внимание! «Пешеходный переход»

Апрель

 

 

 

 

 

 

 

1 неделя

« Пасха»

Познакомить детей с православным праздником «Воскресения Христова»

Формировать представления о празднике-

« Пасха». Уточнить представления о народных забавах во время праздничной недели. Развивать интерес к народным традициям

Беседа: «Что такое Пасха?»

П/и « Кто найдёт больше яичек?», «Катание яиц навстречу»

Ознакомление с художественной литературой: И.Евдокимова «Праздник пасхи», Г.Антипина «Пасха», Т.Лаврова «Пасхальное яйцо»

Изобразительная деятельность: «Узоры на яичке»,

«Украшаем куличи»

« Социально- коммуникативное развитие»

« Познавательное развитие»

« Речевое развитие»

«Художественно- эстетическое развитие»

« Физическое развитие»

Круглый стол: «Как мы дома готовимся к встрече Пасхи?»

Консультация:

«Как и чем можно порадовать ребёнка на Пасху?»

Папка- передвижка:

« Светлое Христово Воскресение"

Выставка крашеных яиц

2 неделя

« Мы- космонавты»

Познакомить детей с российским праздником- «День космонавтики»

Формировать у детей представление о космосе. Подвести детей к пониманию того, кто такие космонавты, зачем они нужны.

Воспитывать уважение к первопроходцу космоса Ю.А.Гагарину.

Беседа: «Где ты, космос?»

Рассматривание иллюстраций по теме: «Космос»

Изобразительная деятельность: «Лети, моя ракета!», «Космические дали»

П/и «Космонавты», «Ракетодром»

С/р игра: «Космонавты»

Д/и: «Найди лишнее», «Вокруг солнца»

Ознакомление с художественной литературой: Г. Сапгир «Комета», И.Левченко «Улыбка Гагарина», Ю.Авдеев «Космическая азбука», А.Хайт «По порядку все планеты»

« Социально- коммуникативное развитие»

« Познавательное развитие»

« Речевое развитие»

«Художественно- эстетическое развитие»

« Физическое развитие»

Консультация: «Знакомить ребёнка с космосом- это увлекательно и интересно»

Совместное творчество детей и родителей по теме: «Этот удивительный космос»

Папка- передвижка:

«История космонавтики»

 

Коллаж :

« Космический полёт»

3 неделя

«Посуда»

Формировать у детей знания о посуде, её назначении.

Познакомить с обобщающим понятием:

« Посуда».

Учить находить сходства и различия .

Воспитывать умение соблюдать правила безопасного обращения с посудой.

Беседа: « Вот она какая: посуда!»

Ознакомление с художественной литературой: А.В.Васалина «Спор», Т.Вишнякова «Добродушная кастрюля», Е.Николаева «Я сейчас готовить беду»

Д/и «Чего не хватает?», «Разноцветная посуда», «Найди посуду по названию»

С/р игра «Повар»

П/и «Весёлая посуда», «Найди свою пару»

Изобразительная деятельность: «Чайный сервиз с вишенками», «Мой весёлый самовар»

Рассматривание иллюстраций по теме: «Посуда»

« Социально- коммуникативное развитие»

« Познавательное развитие»

« Речевое развитие»

«Художественно- эстетическое развитие»

« Физическое развитие»

Памятка : «Стихи и загадки о посуде»

Консультация: «Дети- наши помощники на кухне»

Круглый стол: « Мой ребёнок может быть аккуратным»

Выставка детских рисунков:

« Чайный сервиз

с вишенками »

4 неделя

« Одежда, обувь и головные уборы»

Дать понятие обобщающего слова «Одежда»; назначение головных уборов и обуви.

Развивать умение различать и называть предметы одежды, обуви и головных уборов- находить сходства и различия между ними.

Воспитывать бережное отношение к одежде , аккуратность.

Беседы: « Яркие одёжки», «Что у нас на голове?», «Разная обувка» Изобразительная деятельность: «Украсим шарфик для наших друзей», «Узорчатая шапочка», « На мои ножки- новые сапожки»

Д/и: «Оденем куклу на прогулку», «Подбери пару к обуви», «Костюмы»

Ознакомление с художественной литературой: Л.Барбас «Вова- растеряшка», А.Прокофьев «Голубые варежки», Д.Чуяко «Стирка», С.Ю. Сологуб «Шкаф»

С/р игра «Модный магазин»

П/и: «Холодно- горячо», «По дорожке Маша шла- тапочек нашла»

Наблюдения за одеждой прохожих

« Социально- коммуникативное развитие»

« Познавательное развитие»

« Речевое развитие»

«Художественно- эстетическое развитие»

« Физическое развитие»

Консультация: «Секреты выбора красивой и удобной одежды для детей 3-4 лет»

Индивидуальные рекомендация: «Если ребёнок не хочет одеваться сам»

Памятка: «Что и где должно быть в шкафчике у ребёнка?»

Беседа: « Что это?»

Коллаж:

« Обновочки»

Май

 

 

 

 

 

 

 

1 неделя

« Весне дорогу!»

Способствовать формированию целостного представления о весенних признаках в природе.

Расширять представления о простейших связях в природе, сезонных изменениях поздней весной. Воспитывать умение замечать красоту весенней природы.

Подвести к пониманию, что люди должны сохранять красоту природы.

Беседа:

« Посмотри - весна какая? Изобразительная деятельность: «Скворечник», «Весенний дождик»

Рассматривание сюжетной картины А. Саврасова «Грачи прилетели»

П/и «Горячо- холодно», «Дождик и солнышко»

Развлечение «Весна, весна на улице»

Д/и «Узнай по описанию», «Скажи наоборот» «Разведчики весны»

Наблюдение за появлением листочков

Опытно- экспериментальная деятельность «Почему появляются листочки?»

Просмотр м/ф «Веснянка»

Ознакомление с художественной литературой: Л.Н.Толстой «Птица свила гнездо», О.И.Высоцкая «Весна,весна- красавица»

« Социально- коммуникативное развитие»

« Познавательное развитие»

« Речевое развитие»

«Художественно- эстетическое развитие»

« Физическое развитие»

Совместное творчество родителей и детей: «Домик для скворца»

Папка- раскладушка

« Первые весенние цветы»

Консультация для родителей « Я природу не обижу»

Памятка для родителей: «Зелёная книга весны»

Беседа: Ласточка с весною в сени к нам летит»

2 неделя

«Деревья и кусты»

Расширять знания детей о растительном мире.

Закрепить представление детей о зависимости внешнего вида лиственных деревьев и кустарников от времени года. Уточнить знание названий некоторых деревьев и кустарников.

Продолжать формировать интерес к природе.

Беседы: « С любовью к природе», «В Рассматривание иллюстраций: «Деревья и кустарники»

П/и: «Найди дерево( куст)»,

Наблюдения: за обрезкой деревьев и кустарников, за появлением листвы.

Д/и: «С какого кустарника лист?», «Собери дерево»

П/и: «Раз, два, три- к дереву беги!», «Птички в гнёздышках»

Изобразительная деятельность: «На веточке тополя выросли листочки», «Стройные берёзки»

Ознакомление с художественной литературой: М.Скребицкий «Солнечное дерево», ЗЛукша «Черёмуховый цвет», Т.Л.Петухова «Зачем сломали веточку»

« Социально- коммуникативное развитие»

« Познавательное развитие»

« Речевое развитие»

«Художественно- эстетическое развитие»

« Физическое развитие»

Консультация: «Учите детей видеть красоту весенней природы»

Папка- передвижка: «У каждого дерева свой листок»

Круглый стол: «На даче и для ребёнка найдутся дела»

Выставка детских рисунков

« Берёзовая роща»

3 неделя

« День Победы»

Формировать чувство уважения и гордости к ветеранам Великой Отечественной войны

Дать детям базовые знания о Великой Отечественной войне. Уточнить представления о праздновании Дня Победы.

Беседа: «Великий праздник!»

Изобразительная деятельность: «Голубь мира»,

« Танки Победы»,

П/и: «Самолёты», «Доставь донесение»

Д/игры: «Вещи солдата», «Военная техника Великой Отечественной войны»

Слушание песен времён Великой Отечественной войны: «Синий платочек» муз. Е. Петерсбурский ,сл. Я. Гольденберг

«Землянка» муз. К.Листов, сл. В. Сурков

Рассматривание иллюстраций и фотографий о Великой Отечественной войне

Ознакомление с художественной литературой: сборник « Стихи и рассказы о Великой Отечественной войне»

(авторы: В.Д.Берестов, А.В. Митяев, А.А.Ахматова) изд. Проф-Пресс 2016 г.

« Социально- коммуникативное развитие»

« Познавательное развитие»

« Речевое развитие»

«Художественно- эстетическое развитие»

« Физическое развитие»

Обмен опытом: «Как рассказать детям о Великой Отечественной войне?»

Оформление альбома: «Мой прапрадедушка тоже в бессмертном полку»

Советы для родителей:

«Мультфильмы о Великой Отечественной войне»

Обмен опытом:

« Как моя семья отмечает

9 мая»

Тематическая НОД ; Аппликация

\« Флаг нашей непобедимой Родины»

4 неделя

« Здоровье надо беречь»

Формировать у детей основы здорового образа жизни.

Закрепить знания о частях тела и их функциях, о том, для чего надо беречь своё здоровье. Обобщить представление о необходимости содержать тело в чистоте, питаться полезными продуктами, тепло одеваться в холодную погоду, лечиться, если заболеешь.

Беседа: «Я сам»

Развлечение: «Здоровье в порядке- спасибо зарядке!»

Д/и «Как беречь здоровье?», «Моё тело»

П/и «Поможем маме в выборе полезных продуктов», «Продуктовые машины»

С/р игра: «Доктор», «Аптека»

Ознакомление с художественной литературой: И.Демьянов «Неряшка», А.Кондратьев «Зеркало», С.Капутикян «Кто скорее допьёт»

Г.Лагздынь «Умываемся», «У девочки Майки», «Послушный зайчонок», «Наш зайчонок заболел»

Рассматривание иллюстраций на тему: «В здоровье- - наша красота!»

Театрализованная деятельность: «В гостях у Радуги здоровья»»

« Социально- коммуникативное развитие»

« Познавательное развитие»

« Речевое развитие»

«Художественно- эстетическое развитие»

« Физическое развитие»

Памятка: «Безопасность на природе»

Консультация: «Подвижные игры и упражнения с детьми на природе»

Памятка: «Весенняя профилактика ОРВИ у детей»

Обмен опытом: «Правильное питание в нашей семье– основа здорового образа жизни»

Беседа « Моё здоровье»

Вывод

Сравнительный анализ результатов позволил отметить положительную тенденцию в формировании патриотического воспитания детей.

Основная часть детей знают название родного города, могут отличить свой дом от других по внешнему виду;

Дети знают свою фамилию, имя, отчество и членов семьи, большинство детей выучили свой адрес проживания;

Дети проявляют интерес к рассматриванию фотоальбомов «Моя семья», «Моя группа», « Родная природа», а также к рассматриванию иллюстраций с изображением достопримечательностей родного города.

Словарный запас детей расширился и активизировался за счёт слов: фамилия, имя, отчество, микрорайон, этаж, подъезд и т. д.

Подборки дидактических материалов помогают эффективно проводить непрерывную образовательную , совместную и самостоятельную деятельности.

Проведенная работа оказалась эффективной и показала, что с помощью воспитателя в процессе совместной деятельности с использованием различных форм работы дети способны овладеть знаниями о семье, родном городе, русской природе, народном творчестве.

Важнейшим условием эффективности работы по воспитанию патриотизма у дошкольников является понимание родителей необходимости патриотического воспитания, их помощь педагогам в этой работе.

Родители проявили интерес к жизни детей в детском саду и дома, активно участвуют в жизни группы и детского садика.

Базой патриотического воспитания является социально- коммуникативное развитие, познавательное, художественно- эстетическое развитие, речевое и физическое развитие маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождается тот фундамент, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

В перспективе в средней группе необходимо расширить спектр представлений детей по патриотическому воспитанию. Закрепить и углубить знания детей о родном городе, дать представления о родном крае, а затем и о стране, внедрить новые формы работы с родителями воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей родного города

Данная разработка  представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания  в дошкольном образовательном учреждении. Содержание разработки...

Методическая разработка«Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ»

Актуальность данной работы заключается в подготовке ребенка к самостоятельной жизни. Необходимо научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с ранн...

Методическая разработка. «Нравственно – патриотическое воспитание детей средствами ознакомления с изобразительным искусством».

Методическая разработка. «Нравственно – патриотическое воспитание детей средствами ознакомления с изобразительным искусством»....

Методическая разработка "Нравственно – патриотического воспитания дошкольников"

Борзова К.О.Воспитатель ГБДОУ №58  приморского района Г.Санкт-Петербурга «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности котор...

Методическая разработка "Нравственно – патриотического воспитания дошкольников"

Воспитание гуманности представляет собой формирование такого нравственного качества, которое подразумевает сочувствие, сопереживание, отзывчивость. Стержнем и показателем нравственной воспитанности че...