Методическая разработка: «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников»
методическая разработка
Патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания, как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотой и богатством возникает, если сформировать у ребенка умение видеть красоту вокруг себя. Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребёнке нравственных качеств личности, приобщение к источникам национальной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально - действенного отношения, чувства привязанности к окружающим. В основе этого лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvenno_patrioticheskoe_vospitanie_doshkolnikov.docx | 56.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка: «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников»
« Будущее страны должно строиться
на прочном фундаменте, и таким
фундаментом является
патриотизм»
В.В.Путин.
Патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания, как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотой и богатством возникает, если сформировать у ребенка умение видеть красоту вокруг себя. Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребёнке нравственных качеств личности, приобщение к источникам национальной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально - действенного отношения, чувства привязанности к окружающим. В основе этого лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.
На каждом возрастном этапе проявление патриотизма и нравственно -патриотическое воспитание имеют свои особенности. В младшем дошкольном возрасте формирование любви к Родине идёт через любовь к природе и через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира. «Чувство Родины» начинается у ребенка с отношения к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Ребёнок начинает любить то, что видит перед собой , что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. В период дошкольного детства формируются те чувства, черты характера, которые незримой ниточкой могут связать ребёнка со своим народом, своей страной и в значительной мере определить жизненный путь. Корни этого влияния — в языке своего народа, в его песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях от быта, природных явлений, нравов, обычаев, труда людей, среди которых живёт ребёнок.
Тематическое планирование работы по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе
| Тема | Цель | Задачи | Виды деятельности | Интеграция образовательных областей | Работа с семьей | Итоговое мероприятие |
Сентябрь |
|
|
|
|
|
|
|
1 неделя | «Мы пришли в детский сад» | Создать условия для взаимодействия детей, педагогов и родителей во время пребывания детей в детском саду. | Дать детям понять, что детский сад создан для детей. Дать знания о том, как зовут воспитателей, помощника воспитателей других сотрудников. Ознакомить с помещениями группы, рассмотреть предметы в группе: игрушки, мебель. Помочь в знакомстве с другими детьми, воспитывать потребность вежливого общения. | Беседа: « В детском садике своём очень весело живём» Театрализованная деятельность: « Знакомим куклу Катю с нашей группой». Сюжетно- ролевая игра « Детский сад». Ознакомление с художественной литературой: Е.Благинина «Подарок», Л.Воронкова «Маша- растеряша», И.Гурина «Воспитатель», О.Высотская «В нашем саду» Д/и: «Что лишнее?, «Будем называть друг друга ласково» Художественное слово: «Хорошо у нас в садике!» Изобразительная деятельность: «Наши улыбки», «Украсим фартучек нашей няне» П/и «Собери в кружок друзей, чтобы было веселей!» | « Социально- коммуникативное развитие» « Познавательное развитие» « Речевое развитие» «Художественно- эстетическое развитие» « Физическое развитие» | Консультация: « Ребёнок идёт в детский садик» Родительское собрание: « Мы вас ждали в детском саду» Создание фотоальбома « По дороге в детский сад» | Рассказ о группе: « Какая наша группа» |
2 неделя | «Я и моя семья» | Формировать у детей понятие « семья» и повышение роли семейных ценностей. | Уточнить начальные гендерные представления. Упорядочить понимание роли матери в семье: кормит, одевает, укладывает спать. | Беседа « Моя дружная семья». С/р игра: « Бабушка приехала». Рассматривание иллюстраций по теме: « Когда все вместе – так и душа на месте» Д/и: «Любимые домашние занятия» П/и: «Домашний праздник», «Едем на автобусе к дедушке и бабушке» Ознакомление с художественной литературой: М.Тахистова «Мой дом», С.Каргина «Когда мы вместе», О.Бундур «Воскресенье» Изобразительная деятельность: «Испечём оладушки для бабушки», «Красивая картинка для мамочки и папочки» | « Социально- коммуникативное развитие» « Познавательное развитие» « Речевое развитие» «Художественно- эстетическое развитие» « Физическое развитие» | Консультация « Авторитет родителей- главное в воспитании» Индивидуальные беседы: «Как помочь ребёнку в начальном периоде адаптации»
| Коллаж: «Улыбки наших мам» |
3 неделя | «Овощи» | Расширить и обогатить знания детей об овощах | Закрепить названия и внешний вид помидора и огурца. Сформировать умение различать их по цвету и форме. | Беседа «Мой огород» Д/и «Загадки с грядки», «Разрезные картинки» Пальчиковая игра: «Мы капусту рубим » Изобразительная деятельность: « Консервируем овощи», «Овощи на тарелочке» П/и:« Огуречик, огуречик», «Цветные наперегонки» Ознакомление с художественной литературой: Ю.Тувим «Овощи», В. Коркин «Что растёт на нашей грядке?», О.Высотская «Огород», Е.Благинина «Не мешайте мне трудиться», А.Гарипова «Любопытные помощники» | « Социально- коммуникативное развитие» « Познавательное развитие» « Речевое развитие» «Художественно- эстетическое развитие» « Физическое развитие» | Ширма- передвижка: « Уголок Витаминки», Фотоподборка: « Красота из овощей» Круглый стол: «Что у нас выросло на грядке»
| Выставка детских рисунков: « А на наш огород любуется народ!» |
4 неделя | «Фрукты» | Сформировать знания о пользе фруктов- источнике витаминов | Закрепить знания о названиях и внешнем виде фруктов. Формировать обобщающее понятие « фрукты». | Беседа « Я люблю фрукты» Д/и « Моя полная корзинка», «Собери все фрукты» П/и « Собираем яблочки», Полоса препятствий» Рассматривание иллюстраций по теме: « Урожай фруктов» Изобразительная деятельность: «Яблочки лежат на блюдечке», «Фрукты в вазе» Ознакомление с художественной литературой: Т.Шорыгина «Ваза с фруктами», Я.Аким «Яблоко спелое» | « Социально- коммуникативное развитие» « Познавательное развитие» « Речевое развитие» «Художественно- эстетическое развитие» « Физическое развитие» | Консультация « Правильное питание» Привлечение родителей к изготовлению поделок « Весёлые фрукты» | Создание композиции: « Фруктовый рай» |
Октябрь |
|
|
|
|
|
|
|
1 неделя | «Осень наступила» | Расширить представления детей о признаках осени. | Формировать представление детей о названии времени года: « осень». Подвести к умению называть осенние признаки. Способствовать развитию интереса к природе. | Беседа: « Как мы одеваемся осенью» Пальчиковая игра: « Листопад» Наблюдения за изменениями в природе осенью Д/и: « Найди, что покажу», «Большие и маленькие листочки» Слушание мелодии С. Майкапара: « Осенью» П/и: «Ветер подует- листики раздует», «Солнце и дождик» Изобразительная деятельность: «Резиновые сапожки», «Плащ нарядный у меня», «Осенний дождик» Ознакомление с художественной литературой: И.Демьянов «Осенняя песенка», А.Ерикеев «Наступила осень», И.Винокуров «Осень», С.Маршак «Октябрь» | « Социально- коммуникативное развитие» « Познавательное развитие» « Речевое развитие» «Художественно- эстетическое развитие» « Физическое развитие» | Предложить родителям гулять с детьми в осенних парках и делать фотографии. Предложить список художественной литературы по осенней тематике.
| Фотовыставка: « Осенняя пора- очей очарование» |
2 неделя | « Осенний лес» | Формировать познавательный интерес к окружающей среде. | Расширять представления детей о сезонных изменениях в лезу: окрас листьев. Познакомить с некоторыми особенностями поведениями лесных зверей и птиц родного края осенью. | Беседа « В осеннем лесу» Ознакомление с художественной литературой: Я.Тайц «По грибы», В.Берестов «Октябрь», В.Орлов Листья», М.Ивенсен «Осень», И. Могилевская «Под кустом свернулся ёжик» Д/и « Я берегу природу», « Чего не стало», « Раз листочек, два листочек» Изобразительная деятельность: «Осенний листопад», «Орешки для белочки» Рассматривание иллюстраций: И. Левитан «Золотая осень» Трудовая деятельность: сбор и засушивание листьев Слушание музыки П.И.Чайковского из цикла «Времена года»: «Осень» | « Социально- коммуникативное развитие» « Познавательное развитие» « Речевое развитие» «Художественно- эстетическое развитие» « Физическое развитие» | Папка- передвижка: «В осеннем лесу я и мой ребёнок» Консультация: « Научим детей замечать прекрасное осенью» Информация для родителей: « Читаем детям про осень»
| Коллаж: « Я гуляю по осеннему лесу» |
3 неделя | « Осенний город» | Формировать представления о природных явлениях , которые можно видеть осенью в городе. | Развивать умение наблюдать за погодой. Расширять представления о сезонных изменениях на участке детского сада, в одежде детей и т.д. Воспитывать бережное отношение к природе. | Беседа: « Машины помогают людям в уборке листьев» Трудовая деятельность: сгребание листьев вокруг деревьев Д/и « Машины- помощники», «Кто больше уберёт листиков с дорожки?» С/р игра « Водители уборочных машин» Изобразительная деятельность: « Мой город украшен листвой», « Ковёр из осенних листочков» Ознакомление с художественной литературой: В.Семернин «Дождь на улице идёт», И.Токмакова «Осенние листья», И.Демьянов «Осенняя песенка» | « Социально- коммуникативное развитие» « Познавательное развитие» « Речевое развитие» «Художественно- эстетическое развитие» « Физическое развитие» | Круглый стол: «Воспитываем добротой» Памятка для родителей: «С какой ветки эти детки?» Консультация: « Как сделать осеннюю прогулку приятной и полезной» | Выставка детских рисунков: « В мой город пришла осень» |
4 неделя | «Наши любимцы» | Дать представления детям о животных ближайшего окружения» | Формировать умение выделять характерные признаки внешнего вида. Развивать заинтересованное, бережное отношение к домашним животным. | Беседа: « Какие они домашние животные?», « Как я забочусь о своём питомце?», Д/и « Чей голос на ферме?», « Домашние животные», Ознакомление с художественной литературой: С. Маршак « Сказка о глупом мышонке», С. Михалков «Щенок», Е. Благинина « Котёнок», Рассматривание иллюстраций с домашними животными Изобразительная деятельность: « В деревне у бабушки», «Кошечка на коврике» Слушание песни на музыку В.Ветлиной: « Серенькая кошечка» П/и « Лохматый пёс», «Кошки- мышки» | « Социально- коммуникативное развитие» « Познавательное развитие» « Речевое развитие» «Художественно- эстетическое развитие» « Физическое развитие» | Задание для родителей: составить рассказ по предложенному плану: « Мой домашний любимец» Фотогазета « Я люблю домашних животных» Консультация для родителей: « Как научить ребёнка заботе о братьях наших меньших?»
| Театрализованное представление по литературному произведению С. Капутикян « Маша обедает» |
Ноябрь |
|
|
|
|
|
|
|
1 неделя | «Кто заботится о нас в детском саду» | Формировать у детей эмоционально- положительное отношение к детскому саду и к людям, которые здесь работают. | Продолжать знакомить с работой воспитателя, помощника воспитателя, повара, врача. Воспитывать уважение к их труду, развивать желание оказывать посильную помощь взрослых. | Беседа: « Детский сад, детский сад любит маленьких ребят» Рассматривание иллюстраций: « Кто о нас заботится в группе?» С/р игра: « Детский садик» Изобразительная деятельность: « Я всегда улыбаюсь в детском садике!» Ознакомление с художественной литературой: И.Гурина «Воспитатель» Наблюдение за работой дворника. | « Социально- коммуникативное развитие» « Познавательное развитие» « Речевое развитие» «Художественно- эстетическое развитие» « Физическое развитие» | Привлечь родителей к поиску стихов о детском саде. Консультация для родителей: «Какие вы знаете правила пребывания ребёнка в детском саду», Круглый стол: « Ваши пожелания работе педагогов».
| Беседа: « Кто работает в детском саду» |
2 неделя | «Наши игрушки» | Формирование игровой деятельности у детей . | Познакомить детей с разными видами игр и их правилами. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. | Беседа: «Мы игрушки бережём» С/р игра « У кукол день рождение», «Магазин игрушек» Изобразительная деятельность: « Пирамидка», « Неваляшка», «Укрась наряд матрёшки», Рассматривание иллюстраций: « Игрушки» Ознакомление с художественной литературой А. Барто « Игрушки» Д/и « Найди свою игрушку» | « Социально- коммуникативное развитие» « Познавательное развитие» « Речевое развитие» «Художественно- эстетическое развитие» « Физическое развитие» | Вовлечение родителей в процесс создания фотовыставки « Моя любимая игрушка» Консультация для родителей: « Музеи игрушек в Санкт- Петербурге», Круглый стол: « Современная игрушка- что это?»
| Рассказ « Моя любимая игрушка» |
3 неделя | «Витамины» | Дать знания детям о полезной и вредной пище для здоровья человека. | Формировать представление детей о пользе витаминов. Закрепить знания об овощах и фруктах- полезных для здоровья продуктах. Развивать умение определять их на вкус. | Беседа: « Витамины я люблю- быть здоровым я хочу» Художественное слово: хоровод « Есть у нас огород» Развлечение: « Именины у Витаминки» С/р игра: «Магазин овощей и фруктов», Театрализованная деятельность: « Мишка заболел - витамины он не ел» Д/и « Что нам принёс доктор Айболит?», « Угадай на вкус», «Сварим компот» Изобразительная деятельность: « Румяное яблочко», « Сладкий горошек» П/и: «Собираем продукты полезные для здоровья», «Найди себе пару» | « Социально- коммуникативное развитие» « Познавательное развитие» « Речевое развитие» «Художественно- эстетическое развитие» « Физическое развитие» | Консультация для родителей: « Как ухаживать за молочными зубами?» Папка- передвижка: « Витамины в рационе малыша» Памятка для родителей: « Полезная азбука» | Спортивный досуг: « Наши друзья витамины» |
4 неделя | « Мама и я» | Создать у детей образ матери- хранительницы семейного очага. | Дать знания о том, что мамы трудятся не только на работе, но и дома. Воспитывать любовь и уважение к матери. Развивать стремление заботиться о маме. | Изобразительная деятельность: «Цветы для мамочки», « Любимая мамина чашечка», Беседа: « Мы с мамочкой весело живём» Ознакомление с художественной литературой: С. Прокофьева « Сказка про маму» Д/и « Назови маму ласково» Рассматривание иллюстраций: « Мама на работе», С/р игра « Семья» | « Социально- коммуникативное развитие» « Познавательное развитие» « Речевое развитие» «Художественно- эстетическое развитие» « Физическое развитие» | Консультация: «Как стать для ребёнка мамой- сказочницей?», Фотогазета: « Моя прекрасная мамочка», Круглый стол: « Уроки доброты для ребёнка» | Составление альбома детского словотворчества: « Мама- солнышко моё» |
Декабрь |
|
|
|
|
|
|
|
1 неделя | «Красавица, Зима» | Формировать познавательную активность детей через обогащение знаний о характерных признаках зимы. | Расширять представления о зимних явлениях природы. Закрепить представления о свойствах льда и снега: холодный, белый, скользкий. Воспитывать навыки безопасного поведения зимой. | Развлечение: хороводная игра: «Здравствуй, гостьюшка Зима!» Изобразительная деятельность: « Снег, снежок», «Дерево в снегу», « Украсим варежки» П/и « Добеги до снежной бабы», Беседа: « Почему щёнок удивился зиме?» Рассматривание иллюстраций: « Зима в рисунках художников» Опытно- экспериментальная деятельность: «Какой бывает снег?», Ознакомление с художественной литературой: укр. сказка « Рукавичка», В. Бианки « Лес зимой», Д/и « Зима- лето», «Найди лишнее» | « Социально- коммуникативное развитие», « Познавательное развитие» « Речевое развитие» «Художественно- эстетическое развитие» « Физическое развитие» | Папка- передвижка: « Опыты и эксперименты в зимнее время года», Консультация: « Игры ребёнком зимой»,
Круглый стол: « Как я одеваю ребёнка на зимнюю прогулку?» | Выставка детских аппликаций: « Снеговичок» |
2 неделя | « Дикие животные» | Развивать устойчивый познавательный интерес к диким животным, как к живым существам. | Расширить элементарные представления о животных средней полосы(внешний вид, образ жизни зимой, питание, название детёнышей) | Д/и « Узнай животное по силуэту», « Найди чей это хвост?» Развлечение « Вечер загадок о диких животных» Ознакомление с художественной литературой: Г. Снегирёв « Звери наших лесов», Е. Чарушин « Волчишко», И. Акимушкин « Жила была лиса» П/и «Охотник и зайцы», «Лиса в курятнике», « Спящая лиса» Рассматривание иллюстраций с изображениями жизни диких животных зимой Театрализованная деятельность: показ настольного театра « Теремок» Изобразительная деятельность: « Берлога для мишки» | « Социально- коммуникативное развитие» « Познавательное развитие» « Речевое развитие» «Художественно- эстетическое развитие» « Физическое развитие» | Консультация для родителей: « Чьи следы на снегу?» Создание книжек- раскладушек совместно с родителями « Ребятам о зверятах» Памятка- рекомендация: « Правила поведения ребёнка при общении с диким животным»
| Беседа: « Здравствуйте, лесные зверики» |
3 неделя | « Подарки близким» | Воспитывать любовь к Родине через освоение традиций подготовки к празднованию новогоднего праздника. | Приобщать детей к общему предновогоднему представлению. Формировать желание наряжать ёлку, готовить подарки родным и близким. | Беседа: « Мой празднично украшенный Петербург» Д/и « Найди на ёлочке все синие (красные ,жёлтые, зелёные) ёлочные игрушки» С/р игра « Встречаем гостей» Изобразительная деятельность: «Для всех моих родных маленький сюрприз», « Я помогу деду Морозу приготовить подарки» Ознакомление с художественной литературой: Л. Воронкова «Таня выбирает ёлку», М. Павлова « Ёлка, кот и новый год», Сборник русских народных песенок- потешек « Зимушка- зима» П/и « А зверушки в новый год тоже водят хоровод» | « Социально- коммуникативное развитие» « Познавательное развитие» « Речевое развитие» «Художественно- эстетическое развитие» « Физическое развитие» | Консультация: « Как подготовить семью к празднованию Нового года» Совместное изготовление родителей и детей конкурсных поделок Анкетирование по теме: « Самый лучший подарок для ребёнка 3-4 лет» Индивидуальные советы и рекомендации: « Что ребёнку нужно видеть на праздничном новогоднем столе» | Конкурс новогодних поделок « Парад снеговиков» |
4 неделя | «Новый год» | Формировать представление о «Новом годе», как весёлом, добром празднике. | Дать детям знания о новогоднем празднике. Уточнить представления о главных героях этого праздника. | Беседы: « Самый добрый сказочный герой» « Хорошо, что каждый год к нам приходит Новый год» П/и «Подбеги к игрушке» Изобразительная деятельность: « Рукавичка Деда Мороза», «Колокольчики звенят» Д/и « Найди пару ёлочной игрушке» Театрализованная деятельность: «В лесу родилась ёлочка» Развлечение: « Здравствуй, здравствуй Новый год» Ознакомление с художественной литературой: К. Чуковский « Ёлка», Е. Трутнева «С Новым годом» | « Социально- коммуникативное развитие» « Познавательное развитие» « Речевое развитие» «Художественно- эстетическое развитие» « Физическое развитие» | Памятка для родителей: «Безопасность детей во время новогодних праздниках» Новогодний утренник Консультация на тему: «Новогодняя игрушка своими руками»
| Новогодний утренник: В гостях у новогодней ёлочки» |
Январь |
|
|
|
|
|
|
|
1 неделя | «Вспомним ёлку» | Формировать желание продолжать участвовать в календарно- обрядовых праздниках. | Закрепить впечатления от праздника. Побуждать вспомнить новогодние стихи, читать их, передавая интонации радости, восхищения. | Изобразительная деятельность: « Гости на новогоднем празднике», «Наряд Снегурочки», П/и « Наша ёлка высока» С/р игра «Новогодние приключения» Ознакомление с художественной литературой: В. Петрова « Ёлка», Н.Найдёнова «Ёлка», И. Черницкая «Самый главный из гостей», А.Парошин «Новый год» | « Социально- коммуникативное развитие» « Познавательное развитие» « Речевое развитие» «Художественно- эстетическое развитие» « Физическое развитие» | Обмен опытом: «Какое впечатление осталось у ребёнка от новогоднего праздника» Фоторепортаж: « Новый год- семейный праздник»
| Развлечение с использованием детского словотворчества: « Дед Мороз и все- все- все» |
2 неделя | «Домашние птицы» | Формировать представление о домашних птицах, содержащихся на российских подворьях. | Закрепить знания о домашних птицах: внешний вид, способ передвижения, издаваемые звуки, название детёнышей, условия жизни у человека. | Беседа: «На птичьем дворе» Д/и «Кто как кричит», «Вышли птички погулять» Театрализованная деятельность: «Жили у бабуси два весёлых гуся» С/р игра: «Птичий доктор», П/и «Наседка и цыплята», «Гусиные прятки» Рассматривание иллюстраций: « Птичий двор» Ознакомление с художественной литературой: К. Д.Ушинский: «Уточки», «Гуси» Изобразительная деятельность: «Цыплята», «Покормим курочку и петушка» | « Социально- коммуникативное развитие» « Познавательное развитие» « Речевое развитие» «Художественно- эстетическое развитие» « Физическое развитие» | Создание коллекции игрушек «Птичий двор», Анкетирование: «Отношение моего ребёнка к домашним птицам» Консультация: «Птичий рынок» | Выставка детских рисунков «На птичьем дворе»
|
3 неделя | « Блокада в нашем городе» | Познакомить детей с героической историей Ленинграда в годы блокады. | Дать знания детям о жизни блокадного Ленинграда. Развивать понимание, что так назывался Санкт- Петербург во время войны. Воспитывать чувство гордости за свой город. | Беседа: «Город- победитель» Изобразительная деятельность: «Самолёты», «В каждом рисунке солнце» Игровое упражнение: «Мы солдаты» Д/и «Четвёртый лишний» Ознакомление с художественной литературой: В.Воскобойников «Девятьсот дней мужества» Н.А. Ходза «Дорога жизни» Слушание песни «Эх, Ладога» муз.Л.Шенберга, сл. П.Богданова Рассматривание иллюстраций о жизни блокадного Ленинграда | « Социально- коммуникативное развитие» « Познавательное развитие» « Речевое развитие» «Художественно- эстетическое развитие» « Физическое развитие» | Индивидуальные консультации: «Прабабушка и прадедушка - жители блокадного Ленинграда» Совместное изготовление родителей и детей праздничных открыток
| Беседа о блокаде: « Мой город выстоял и победил» |
4 неделя | « Там,где всегда мороз» | Познакомить детей с животным миром климатических зон: Арктика, Антарктика и материка Антарктида | Формировать первичные представления о местах, где зимнее состояние природы бывает большее время года. | Беседа: «Животные русского севера» П/и «Олени и пастух» Д/и «Плавает, летает, рычит» «Что будет, если…» Ознакомление с художественной литературой: М.Манакова «Косолапая семейка», Б.Кирни «Удивительное путешествие в мир животных», Е. Чарушин «Животные жарких и холодных стран» Изобразительная деятельность: «Пингвин», «Белый медведь», «Северное сияние» Экспериментирование: «Свойства льда» | « Социально- коммуникативное развитие» « Познавательное развитие» « Речевое развитие» «Художественно- эстетическое развитие» « Физическое развитие» | Индивидуальные советы и рекомендации «Что нужно показать ребёнку в Зоологическом музее?» Фотогазета: « Животные севера» | Выставка детских поделок « Север» |
Февраль |
|
|
|
|
|
|
|
1 неделя | «Зимние забавы» | Ознакомление детей с русскими традиционными зимними играми на свежем воздухе | Сформировать представление детей о зимних забавах. Воспитывать любовь и уважение к народным традициям | Беседа: « Весёлые игры зимой» П/и «Мы погреемся немножко» Ознакомление с художественной литературой: О.Высоцкая «Покатились санки вниз», р.н.сказка «Снегурочка», З.Александрова «Катя саночки везёт» С/р игра «Прогулка с куклой Катей» Трудовая деятельность: расчистка снега , постройка снежных горок на детской игровой площадке Рассматривание иллюстраций о зимних забавах Развлечения на прогулках : игры в снежки, лепка из снега, катание на санках и лыжах Изобразительная деятельность; « Горка», « Снеговик катается на лыжах» Художественное слово: «Зимние забавы» | « Социально- коммуникативное развитие» « Познавательное развитие» « Речевое развитие» «Художественно- эстетическое развитие» « Физическое развитие» | Папка- передвижка «Зимняя прогулка вместе с ребёнком» Фотозарисовка: «Моя весёлая зимняя прогулка» Советы для родителей: «Традиционные русские зимние забавы»
| Беседа: « Я зимою не скучаю- на прогулке я играю» |
2 неделя | «Сказки А.С. Пушкина» | Формировать у детей представление о сказках А.С.Пушкина, возрождение традиций семейного чтения | Дать детям знания об А. С. Пушкине- великом поэте- сказочнике. Воспитывать интерес к творчеству русских литераторов. | Беседа: «Кто пишет сказки?» Рассматривание иллюстраций к сказкам А.С.Пушкина Н/п игра «Сказки А.С.Пушкина» Упражнения на ритмизацию: «Движения героев сказок» Художественно слово: « Я начну, а ты продолжи…» Д/и «Что кому?» Изобразительная деятельность: «Золотая рыбка», «По морю, по океану…» | « Социально- коммуникативное развитие» « Познавательное развитие» « Речевое развитие» «Художественно- эстетическое развитие» « Физическое развитие» | Консультация: «Чему учат сказки А.С.Пушкина?» Круглый стол: «Наши лучшие друзья- книги» Привлечение родителей к сбору библиотечки сказок А.С.Пушкина
| Книжная выставка по сказкам А.С. Пушкина |
3 неделя | «Будущие солдаты» | Формировать духовно- патриотические чувства детей на основе первичных представлений о Российской армии. | Дать детям знания о профессии военного. Побудить к проявлению чувства уважения к папе, дедушке. Воспитывать желание быть похожим на достойного солдата российской армии, быть сильным и ловким. | Беседа: « На страже Родины» Д/и «Военные России» С/р игра «Армия», «Моряки» Изобразительная деятельность: «Поздравительная открытка для папы», «На военном параде» П/и «Самолёты», «Ловишки» Рассматривание иллюстраций: «Военные профессии» Ознакомление с художественной литературой: Н. Филиппова «23 февраля», Г.Лагздынь «Мой папа- военный», В.Орлов «Брат мой в Армию идёт» | « Социально- коммуникативное развитие» « Познавательное развитие» « Речевое развитие» «Художественно- эстетическое развитие» « Физическое развитие» | Папка- передвижка «Развиваем у мальчиков самостоятельность!» Консультация «Папа и сын- лучшие друзья» Оформление стенгазеты «Мой папа самый лучший» | Коллаж « Подарок папе» |
4 неделя | «Масленица» | Приобщение детей к истокам отечественной народной культуры, через использование фольклора | Формировать представление детей о праздновании «Масленицы». Воспитывать любовь к народным традициям. | Беседа: «Проводы зимы»» С/р игра «К нам на масленой неделе пришли гости» Изобразительная деятельность: «Румяные блинчики», «Праздничный наряд» П/и «Мы в кружок вставали», «Гори, Солнце, ярче!» Ознакомление с художественной литературой: А.Усачёв «Масленица», В.Степанов Масленица» | « Социально- коммуникативное развитие» « Познавательное развитие» « Речевое развитие» «Художественно- эстетическое развитие» « Физическое развитие» | Анкетирование родителей: «Русские традиции в нашей семье» Памятка для родителей: «Лучшие рецепты блинов» Родительское собрание «Семейные праздники- залог сохранения крепкой семьи» Чаепитие в группе с детьми и родителями «Масленые посиделки» | Праздник « Масленица» |
Март |
|
|
|
|
|
|
|
1 неделя | «Транспорт» | Познакомить детей с основными видами городского транспорта | Уточнить названия транспортных средств по их назначению. Формировать представления о профессиях, связанных с работой на транспорте. Воспитывать уважение к труду взрослых. | Беседа: «Машины- помощники» Д/и «Собери автомобиль», «Узнай по тени» П/и «Трамвай», «Такси» Рассматривание иллюстраций по теме: «На дороге» Ознакомление с художественной литературой: Н.Носов «Автомобиль» , В.Берестов «Про машину» С/р игра: «Водители» Наблюдение за проезжающим транспортом Изобразительная деятельность: «Грузовичок», «Железная дорога» | « Социально- коммуникативное развитие» « Познавательное развитие» « Речевое развитие» «Художественно- эстетическое развитие» « Физическое развитие» | Фотовыставка: «Мы коллекционируем автотранспорт» Памятка для родителей: «Развивающие игры с использованием схем по теме: «Транспорт» Круглый стол: «Самый удобный и безопасный маршрут на транспорте к ДОУ» | Выставка детских рисунков: « По улицам машины гудят, снуют, спешат» |
2 неделя | «Мамин праздник» | Создать условия для расширения представления детей о роли мамы в их жизни. | Формировать представление о празднике « 8 марта». Способствовать знанию имени и отчества своей мамы и где она работает. Побудить выражать благодарность своим мамам за их заботу через разные виды творчества. | Беседа: «Какая моя мама» Д/и «Мои хорошие поступки» С/р игра «Дочки- матери» Ознакомление с художественной литературой: М.Родина «Мамины руки», Е.Благинина «Посидим в тишине», Б. Житков из книги «Что я видел»- «Как мы ездили в зоосад» Коммуникативные игры: «Как зовут мою маму?» Изобразительная деятельность: «Тюльпаны для любимой мамы», «Наряд для мамы» Рассматривание иллюстраций по теме.: «Мамина работа» П/и «Помоги маме в магазине» | « Социально- коммуникативное развитие» « Познавательное развитие» « Речевое развитие» «Художественно- эстетическое развитие» « Физическое развитие» | Консультация: «Как растить помощника в семье» Индивидуальные беседы: «Как стать ребёнку другом» Фоторепортаж «Как мы готовились с детьми к празднику 8 марта» | Праздник : « Моя мамочка» |
3 неделя | «Весна» | Способствовать развитию познавательной активности детей в области их представлений о ранней весне. | Уточнить представления о признаках ранней весны в природе. Воспитывать желание замечать и находить признаки весны в городском ландшафте. Формировать навыки безопасного поведения в природе. | Беседа «Осторожно, сосулька!» П/и « Кто разбудил медведя?», «Солнечный зайчик» Изобразительная деятельность: «Весенняя капель», «Сосульки» Ознакомление с художественной литературой: М. Клокова «Зима прошла», С. Маршак «Весенняя песенка» Рассматривание сюжетной картины И. Левитана «Март» Д/и «Выбери нужную одежду» Опытно- экспериментальная деятельность «Почему тает снег?» | « Социально- коммуникативное развитие» « Познавательное развитие» « Речевое развитие» «Художественно- эстетическое развитие» « Физическое развитие» | Круглый стол « Рациональная детская одежда весной» Привлечение родителей к созданию подборки репродукций картин русских художников «Ранняя весна» Индивидуальные консультации по теме: «Посмотри, как хорош мир в котором ты живёшь!» | Аппликация «Проталинки» Беседа « Пришла весна»
|
4 неделя | «Осторожно, дорога!» | Формировать у детей необходимые навыки безопасного поведения на дорогах. | Дать детям представления о дорожном движении, сигналах светофора. Упражнять в понимании ,как двигаются транспортные средства в соответствии с сигналами светофора. | Беседа: «Стоп, машина, стоп мотор!» Д/и: «Красный, жёлтый, зелёный» С/р игра «Отправляемся в дорогу» Изобразительная деятельность: «Светофор», «Дорожный переход» Ознакомление с художественной литературой: А.Усачёв «Домик у перехода», Я.Пишумов «Машины», В.Кожевников «Светофор» П/и «Сигналы светофора» | « Социально- коммуникативное развитие» « Познавательное развитие» « Речевое развитие» «Художественно- эстетическое развитие» « Физическое развитие» | Анкетирование «Родители в ответе за поведение своих детей на улицах города» Папка- передвижка : «Правила поведения на остановке маршрутного транспорта» Консультация «По дороге в детский сад» | Коллективное рисование « Внимание! «Пешеходный переход» |
Апрель |
|
|
|
|
|
|
|
1 неделя | « Пасха» | Познакомить детей с православным праздником «Воскресения Христова» | Формировать представления о празднике- « Пасха». Уточнить представления о народных забавах во время праздничной недели. Развивать интерес к народным традициям | Беседа: «Что такое Пасха?» П/и « Кто найдёт больше яичек?», «Катание яиц навстречу» Ознакомление с художественной литературой: И.Евдокимова «Праздник пасхи», Г.Антипина «Пасха», Т.Лаврова «Пасхальное яйцо» Изобразительная деятельность: «Узоры на яичке», «Украшаем куличи» | « Социально- коммуникативное развитие» « Познавательное развитие» « Речевое развитие» «Художественно- эстетическое развитие» « Физическое развитие» | Круглый стол: «Как мы дома готовимся к встрече Пасхи?» Консультация: «Как и чем можно порадовать ребёнка на Пасху?» Папка- передвижка: « Светлое Христово Воскресение" | Выставка крашеных яиц |
2 неделя | « Мы- космонавты» | Познакомить детей с российским праздником- «День космонавтики» | Формировать у детей представление о космосе. Подвести детей к пониманию того, кто такие космонавты, зачем они нужны. Воспитывать уважение к первопроходцу космоса Ю.А.Гагарину. | Беседа: «Где ты, космос?» Рассматривание иллюстраций по теме: «Космос» Изобразительная деятельность: «Лети, моя ракета!», «Космические дали» П/и «Космонавты», «Ракетодром» С/р игра: «Космонавты» Д/и: «Найди лишнее», «Вокруг солнца» Ознакомление с художественной литературой: Г. Сапгир «Комета», И.Левченко «Улыбка Гагарина», Ю.Авдеев «Космическая азбука», А.Хайт «По порядку все планеты» | « Социально- коммуникативное развитие» « Познавательное развитие» « Речевое развитие» «Художественно- эстетическое развитие» « Физическое развитие» | Консультация: «Знакомить ребёнка с космосом- это увлекательно и интересно» Совместное творчество детей и родителей по теме: «Этот удивительный космос» Папка- передвижка: «История космонавтики»
| Коллаж : « Космический полёт» |
3 неделя | «Посуда» | Формировать у детей знания о посуде, её назначении. | Познакомить с обобщающим понятием: « Посуда». Учить находить сходства и различия . Воспитывать умение соблюдать правила безопасного обращения с посудой. | Беседа: « Вот она какая: посуда!» Ознакомление с художественной литературой: А.В.Васалина «Спор», Т.Вишнякова «Добродушная кастрюля», Е.Николаева «Я сейчас готовить беду» Д/и «Чего не хватает?», «Разноцветная посуда», «Найди посуду по названию» С/р игра «Повар» П/и «Весёлая посуда», «Найди свою пару» Изобразительная деятельность: «Чайный сервиз с вишенками», «Мой весёлый самовар» Рассматривание иллюстраций по теме: «Посуда» | « Социально- коммуникативное развитие» « Познавательное развитие» « Речевое развитие» «Художественно- эстетическое развитие» « Физическое развитие» | Памятка : «Стихи и загадки о посуде» Консультация: «Дети- наши помощники на кухне» Круглый стол: « Мой ребёнок может быть аккуратным» | Выставка детских рисунков: « Чайный сервиз с вишенками » |
4 неделя | « Одежда, обувь и головные уборы» | Дать понятие обобщающего слова «Одежда»; назначение головных уборов и обуви. | Развивать умение различать и называть предметы одежды, обуви и головных уборов- находить сходства и различия между ними. Воспитывать бережное отношение к одежде , аккуратность. | Беседы: « Яркие одёжки», «Что у нас на голове?», «Разная обувка» Изобразительная деятельность: «Украсим шарфик для наших друзей», «Узорчатая шапочка», « На мои ножки- новые сапожки» Д/и: «Оденем куклу на прогулку», «Подбери пару к обуви», «Костюмы» Ознакомление с художественной литературой: Л.Барбас «Вова- растеряшка», А.Прокофьев «Голубые варежки», Д.Чуяко «Стирка», С.Ю. Сологуб «Шкаф» С/р игра «Модный магазин» П/и: «Холодно- горячо», «По дорожке Маша шла- тапочек нашла» Наблюдения за одеждой прохожих | « Социально- коммуникативное развитие» « Познавательное развитие» « Речевое развитие» «Художественно- эстетическое развитие» « Физическое развитие» | Консультация: «Секреты выбора красивой и удобной одежды для детей 3-4 лет» Индивидуальные рекомендация: «Если ребёнок не хочет одеваться сам» Памятка: «Что и где должно быть в шкафчике у ребёнка?» | Беседа: « Что это?» Коллаж: « Обновочки» |
Май |
|
|
|
|
|
|
|
1 неделя | « Весне дорогу!» | Способствовать формированию целостного представления о весенних признаках в природе. | Расширять представления о простейших связях в природе, сезонных изменениях поздней весной. Воспитывать умение замечать красоту весенней природы. Подвести к пониманию, что люди должны сохранять красоту природы. | Беседа: « Посмотри - весна какая? Изобразительная деятельность: «Скворечник», «Весенний дождик» Рассматривание сюжетной картины А. Саврасова «Грачи прилетели» П/и «Горячо- холодно», «Дождик и солнышко» Развлечение «Весна, весна на улице» Д/и «Узнай по описанию», «Скажи наоборот» «Разведчики весны» Наблюдение за появлением листочков Опытно- экспериментальная деятельность «Почему появляются листочки?» Просмотр м/ф «Веснянка» Ознакомление с художественной литературой: Л.Н.Толстой «Птица свила гнездо», О.И.Высоцкая «Весна,весна- красавица» | « Социально- коммуникативное развитие» « Познавательное развитие» « Речевое развитие» «Художественно- эстетическое развитие» « Физическое развитие» | Совместное творчество родителей и детей: «Домик для скворца» Папка- раскладушка « Первые весенние цветы» Консультация для родителей « Я природу не обижу» Памятка для родителей: «Зелёная книга весны» | Беседа: Ласточка с весною в сени к нам летит» |
2 неделя | «Деревья и кусты» | Расширять знания детей о растительном мире. | Закрепить представление детей о зависимости внешнего вида лиственных деревьев и кустарников от времени года. Уточнить знание названий некоторых деревьев и кустарников. Продолжать формировать интерес к природе. | Беседы: « С любовью к природе», «В Рассматривание иллюстраций: «Деревья и кустарники» П/и: «Найди дерево( куст)», Наблюдения: за обрезкой деревьев и кустарников, за появлением листвы. Д/и: «С какого кустарника лист?», «Собери дерево» П/и: «Раз, два, три- к дереву беги!», «Птички в гнёздышках» Изобразительная деятельность: «На веточке тополя выросли листочки», «Стройные берёзки» Ознакомление с художественной литературой: М.Скребицкий «Солнечное дерево», ЗЛукша «Черёмуховый цвет», Т.Л.Петухова «Зачем сломали веточку» | « Социально- коммуникативное развитие» « Познавательное развитие» « Речевое развитие» «Художественно- эстетическое развитие» « Физическое развитие» | Консультация: «Учите детей видеть красоту весенней природы» Папка- передвижка: «У каждого дерева свой листок» Круглый стол: «На даче и для ребёнка найдутся дела» | Выставка детских рисунков « Берёзовая роща» |
3 неделя | « День Победы» | Формировать чувство уважения и гордости к ветеранам Великой Отечественной войны | Дать детям базовые знания о Великой Отечественной войне. Уточнить представления о праздновании Дня Победы. | Беседа: «Великий праздник!» Изобразительная деятельность: «Голубь мира», « Танки Победы», П/и: «Самолёты», «Доставь донесение» Д/игры: «Вещи солдата», «Военная техника Великой Отечественной войны» Слушание песен времён Великой Отечественной войны: «Синий платочек» муз. Е. Петерсбурский ,сл. Я. Гольденберг «Землянка» муз. К.Листов, сл. В. Сурков Рассматривание иллюстраций и фотографий о Великой Отечественной войне Ознакомление с художественной литературой: сборник « Стихи и рассказы о Великой Отечественной войне» (авторы: В.Д.Берестов, А.В. Митяев, А.А.Ахматова) изд. Проф-Пресс 2016 г. | « Социально- коммуникативное развитие» « Познавательное развитие» « Речевое развитие» «Художественно- эстетическое развитие» « Физическое развитие» | Обмен опытом: «Как рассказать детям о Великой Отечественной войне?» Оформление альбома: «Мой прапрадедушка тоже в бессмертном полку» Советы для родителей: «Мультфильмы о Великой Отечественной войне» Обмен опытом: « Как моя семья отмечает 9 мая» | Тематическая НОД ; Аппликация \« Флаг нашей непобедимой Родины» |
4 неделя | « Здоровье надо беречь» | Формировать у детей основы здорового образа жизни. | Закрепить знания о частях тела и их функциях, о том, для чего надо беречь своё здоровье. Обобщить представление о необходимости содержать тело в чистоте, питаться полезными продуктами, тепло одеваться в холодную погоду, лечиться, если заболеешь. | Беседа: «Я сам» Развлечение: «Здоровье в порядке- спасибо зарядке!» Д/и «Как беречь здоровье?», «Моё тело» П/и «Поможем маме в выборе полезных продуктов», «Продуктовые машины» С/р игра: «Доктор», «Аптека» Ознакомление с художественной литературой: И.Демьянов «Неряшка», А.Кондратьев «Зеркало», С.Капутикян «Кто скорее допьёт» Г.Лагздынь «Умываемся», «У девочки Майки», «Послушный зайчонок», «Наш зайчонок заболел» Рассматривание иллюстраций на тему: «В здоровье- - наша красота!» Театрализованная деятельность: «В гостях у Радуги здоровья»» | « Социально- коммуникативное развитие» « Познавательное развитие» « Речевое развитие» «Художественно- эстетическое развитие» « Физическое развитие» | Памятка: «Безопасность на природе» Консультация: «Подвижные игры и упражнения с детьми на природе» Памятка: «Весенняя профилактика ОРВИ у детей» Обмен опытом: «Правильное питание в нашей семье– основа здорового образа жизни» | Беседа « Моё здоровье» |
Вывод
Сравнительный анализ результатов позволил отметить положительную тенденцию в формировании патриотического воспитания детей.
Основная часть детей знают название родного города, могут отличить свой дом от других по внешнему виду;
Дети знают свою фамилию, имя, отчество и членов семьи, большинство детей выучили свой адрес проживания;
Дети проявляют интерес к рассматриванию фотоальбомов «Моя семья», «Моя группа», « Родная природа», а также к рассматриванию иллюстраций с изображением достопримечательностей родного города.
Словарный запас детей расширился и активизировался за счёт слов: фамилия, имя, отчество, микрорайон, этаж, подъезд и т. д.
Подборки дидактических материалов помогают эффективно проводить непрерывную образовательную , совместную и самостоятельную деятельности.
Проведенная работа оказалась эффективной и показала, что с помощью воспитателя в процессе совместной деятельности с использованием различных форм работы дети способны овладеть знаниями о семье, родном городе, русской природе, народном творчестве.
Важнейшим условием эффективности работы по воспитанию патриотизма у дошкольников является понимание родителей необходимости патриотического воспитания, их помощь педагогам в этой работе.
Родители проявили интерес к жизни детей в детском саду и дома, активно участвуют в жизни группы и детского садика.
Базой патриотического воспитания является социально- коммуникативное развитие, познавательное, художественно- эстетическое развитие, речевое и физическое развитие маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождается тот фундамент, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
В перспективе в средней группе необходимо расширить спектр представлений детей по патриотическому воспитанию. Закрепить и углубить знания детей о родном городе, дать представления о родном крае, а затем и о стране, внедрить новые формы работы с родителями воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к методической разработке "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей родного города
Содержит фотоматериал из истории города Юрга и факты из современной жизни города....
методическая разработка "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей родного города
Данная разработка представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении. Содержание разработки...
Методическая разработка "Нравственно-патриотическое воспитание через любовь к родному городу"
Формирование у детей любовь к родному краю...
Методическая разработка«Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ»
Актуальность данной работы заключается в подготовке ребенка к самостоятельной жизни. Необходимо научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с ранн...
Методическая разработка. «Нравственно – патриотическое воспитание детей средствами ознакомления с изобразительным искусством».
Методическая разработка. «Нравственно – патриотическое воспитание детей средствами ознакомления с изобразительным искусством»....
Методическая разработка "Нравственно – патриотического воспитания дошкольников"
Борзова К.О.Воспитатель ГБДОУ №58 приморского района Г.Санкт-Петербурга «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности котор...
Методическая разработка "Нравственно – патриотического воспитания дошкольников"
Воспитание гуманности представляет собой формирование такого нравственного качества, которое подразумевает сочувствие, сопереживание, отзывчивость. Стержнем и показателем нравственной воспитанности че...